Вера в промысл Божий странным образом соединилась в сознании Екатерины с верою в предчувствия и сновидения. Месяца за два до смерти Петра, Екатерина подверглась страшному его гневу, а перед этим видела следующий сон, оказавшийся пророческим. Она видела, что постель ее внезапно покрылась змеями, ползавшими во всех направлениях. Одна из них – самая большая бросилась на Екатерину, обвила кольцами ей все члены и стала душить ее. Екатерина защищается, борется со змеею, и наконец, душит ее. Тогда все прочие мелкие змеи поспешно сбежали с ее постели. Екатерина истолковала себе этот сон так, что ей будут грозить большие опасности и что она выйдет из них, невредима. Обстоятельства подтвердили истолкование. Перед смертью Екатерина видела другой сон, опять верно истолкованный ею. Ей снилось, что она сидит за столом, окруженная придворными. Вдруг появилась тень Петра. Петр одет, как одевались древние римляне. Он манит к себе Екатерину. Она идет к нему и уносится с ним под облака. Улетая, она бросила взор на землю. Там она увидела своих детей, окруженных толпою, составленною из представителей всех наций, шумно споривших между собою.– Екатерина истолковала сон так, что она должна скоро умереть, и что по смерти ее в государстве; наступят смуты. Такова была своеобразная религиозность Екатерины, свойственная только женской душе. Петр II-й (1727–1730) О религиозном характере малолетнего Государя не может быть речи. Несомненно, что в его натуре были добрые задатки. «Подобно Веспасиану» говорил Петр в Сенате, «постараюсь, чтобы никто не выходил от меня с печальным лицом». Несомненно, что воспитание его было крайне пренебреженно, или даже намеренно испорчено. «Молодые государева лета», рассуждает Щербатов, «от распутства его сохраняли, но подлинно есть, что он был веден, чтобы со временем в распутство впасть». Но ранняя смерть не дала развиться ни добрым, ни злым начаткам. «Обнадежив подданных чаянием великих благ», гласить надгробная надпись, «отошел с сего света... И горе нам согрешавшим: рассыпалась радость сердец наших: спал венец с главы нашей». Сетования конечно искренние, но быть может напрасные! Воспитание малолетнего Петра было ничем не лучше воспитания Ивана Грозного, – и кто знает, был ли бы взрослый Петр II лучше взрослого Ивана IV. Анна Иоанновна (1730–1740)

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В 1740-м году до сведения преосвященного Стефана было доведено, что монах Иоасаф (Юзефович) говорил о подаче на него челобитной Государыне. На допросе монах Иоасаф заявил, что пойдет бить челом Государыне о своих обидах, – о каких, не объяснил. Преосвященный при всей братии разъяснил ему, что если его обидел кто из монахов, то нужно жаловаться ему, преосвященному, а если обидел он, преосвященный, то жаловаться Святейшему Синоду, если же есть важное какое дело, то сейчас же можно отослать его и в Тайную Канцелярию, а подавать челобитные Ее Величеству воспрещено еще в 1730-м году. Монах Иоасаф не хотел подчиниться разъяснению и показал запечатанный пакет на имя Государыни. Тогда он вместе с пакетом был отправлен в Святейший Синод. В Святейшем Синоде пакет был вскрыт. В нем оказались две челобитные на высочайшее имя. Монах Иоасаф, бывший крылосным, жаловался на обделение его братскими доходами и на тесноту помещения, указывая между прочим, что монастырские власти объясняют недостаточность кружки необходимостью содержать семинаристов. В Святейший Синод он не жаловался потому, что в Синоде заседает и преосвященный Стефан. В своей жалобе он «имел согласие» еще с тремя монашествующими – двумя иеромонахами Леонтием (Васильевым) и Иаковом (Пасхиным) и иеродиаконом Афанасием (Галецким). Святейший Синод 14-го января 1741-го года определил: «оные чернцы за их продерзость, то есть за их намерение в ненадлежащем месте к поданию прошения и тем к уничтожению чести Святейшего Синода и за сочинение на пастыря своего клеветного прошения, которое Язофович подачей и в действо б произвел, ежели б от того, по приказу его преосвященства, удержан не был, подлежали лишению священства и монашества и отсылке в светский суд к жестокому наказанию, понеже они и кроме оного люди подозрительные и веры недостойные, как видно из производившихся о них дел; но по силе милосердного указа 23-го октября 1740-го года прощены и от наказания освобождены», – кроме одного, иеродиакона, который остался под караулом по особому о нем делу, – «с подписками молить Бога за Государыню и Государя и впредь неприличных монашескому чину поступков не чинить» 2888 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1740 г. 3507 . – 3 января. Сенатский – о недозволении дворцовых, синодальных, монастырских и архиерейских вотчин крестьянам покупать людей для отдачи в рекруты 61 Докладывал обер-секретарь Демидов, что по приговору Правительствующего Сената в Кабинет Её Императорского Величества подано было сообщение, которым представлено, чтоб обретающемуся в городах купечеству к отдаче в рекруты в покупке крестьян позволить, при том ещё было представлено, чтоб дворцовых, синодальных, монастырских и архиерейских вотчин крестьянам в покупке для отдачи в рекруты позволения не давать, с которым представлением и Кабинет Её Императорского Величества согласился, и в Сенат с резолюциею то сообщение возвращено, и по оному о позволении купечеству и приговор подписан, точию о непокупке крестьянам умолчено, приказал : о том в посылаемых указах дополнить. 3508 . – 9 января. О предписании Новгородской комиссии для разбора неприсягавших отпустить на поруки тех священнослужителей и их детей, которые не заплатят штрафа По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав присланного от Новгородской губернии и от духовных дому Новгородского архиерея персон доношения с представлением и о имеющихся при комиссии не присягавших церковниках и их детях, объявляющих себя к платежу положенного за небытие у присяг штрафа не в состоянии, а чтоб таковым по примеру, как о монастырских слугах указом определено, чинить наказание, того-де им исполнять сумнительно, понеже-де о них указом повелено только, что брать штрафы против других, а кому ежели платить нечем, тем о наказании не означено, зачем-де они и содержатся при комиссии до указу и в таковом долговременном содержании претерпевают немалую нужду и просят о решении безотступно, и чтоб тое губернию обще с духовными персоны о том, что с таковыми чинить, определить указом. Приказали : о церковнослужителях и их детях, не бывших в настоящее время у присяг, которые в 1730-м и 1731-м годах имелись от рождения своего выше двенадцати лет, и ныне объявляют к платежу штрафа себя не в состоянии, а прежде за небытие у присяг по прежде состоявшимся Её Императорского Величества указам наказаны не были, ожидать Её Императорского Величества указу, понеже от Святейшего Синода представлено о таковых в Кабинет Её Императорского Величества с требованием резолюции, точию оной поныне ещё не получено, а между тем, дабы оные церковники от долговременного при комиссии содержания не пришли в конечную бедность, отдать их вероятия достойным людям на поруки с таким обязательством, дабы оных, как указом спрошены будут, тем поручителям поставить в той комиссии неотменно, а буде на указанный термин кто кого не поставит, и на таковых взыщется то со штрафом без всякого упущения, и о том в ту комиссию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последовавшее за смертью Петра некоторое ослабление государственной власти, вызванное острой борьбой различных придворных группировок, а также возрастание роли в политической жизни родовитой аристократии, отрицательно относившейся к некоторым петровским преобразованиям, оживили надежды многих деятелей церкви на ликвидацию ненавистной им реформы и возврат к старым порядкам. Наступление на петровские церковные реформы проходило под флагом борьбы с протестантизмом. Входило в силу старое русское духовенство, против которого на защиту церковных реформ Петра встал Феофан Прокопович . Вступление на престол Анны Иоанновны положило конец этой вспышке церковной фронды. Противники петровских церковных реформ надеялись на членов Верховного тайного совета, которые, призвав Анну Иоанновну, составили «кондиции» (условия), огранивавшие ее власть. Но противниками ограничения самодержавия императрицы решительно выступили гвардия и значительная часть дворянства. Неудача этой «затейки» верховников подорвала и позиции опиравшихся на них сторонников восстановления патриаршества. Здесь немалую роль сыграли Феофан Прокопович , стоявший за сильную самодержавную власть и за сохранение петровских церковных реформ. Десятилетнее царствование Анны Иоанновны (1730–1740) – время разнузданного политического сыска, террора и казней, которые обрушились и на духовенство. За «небытие у присяги» при воцарении Анны Иоанновны или за позднее ее принесение, священники и диаконы привлекались в Тайную канцелярию, где их били плетьми и потом лишали сана и брали в рекруты детей их, кроме обучавшихся в духовных школах, записывали в подушный оклад. И впоследствии приходских священников по любому поводу лишали приходов, расстригали и сдавали в солдаты. В результате этого к 1740 г. 600 приходских церквей оказались без причтов. В царствование Анны Иоанновны проводились особенно частые «разборы» духовенства. Все не имевшие штатного места священно- и церковнослужители переводились из духовного сословия и записывались в податное, а в возрасте от 15 до 40 лет подлежали рекрутскому набору. Только в 1736 г. поступило 7 тыс. рекрутов из духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

766 У герцога Бирена было два брата, Карл и Густав. Карл Бирен, старший из всех братьев, родился в Курляндии, где отец его был конюшенным чиновником герцогского двора. В царствование Петра I, Карл Бирен вступил в русскую службу, был произведен в офицеры, пленен шведами, спасся бегством, проник в Польшу, отыскал там своего родного дядю, генерала польской службы, и сделался польским офицером. Он был уже подполковником, когда состоялось избрание на русский престол вдовствовавшей герцогини, курляндской Анны Иоанновны, при митавском дворе которой, брат Карла, Эрнст играл первую роль. Призванный братом, Карл Бирен немедленно явился в Россию и 19 ноября 1730 г. был принят в русскую службу генерал-майором. Значение брата и турецкая война одинаково способствовали возвышению Карла Бирена: участвуя во всех крымских походах и везде отличаясь запальчивой храбростью, он был произведен в генерал-лейтенанты (22 января 1737 г.), в генерал-аншефа (5 сентября 1739 г.), а14 февраля 1740 г., в день торжествования белградского мира, получил брильянтовый портрет императрицы, для ношения на груди, и брильянтовую шпагу. Две недели спустя, Карл Бирен был уволен, за ранами, в отставку (2 марта); но в сентябре того же года, по желанию брата-герцога, испуганного болезненными припадками государыни, снова поступил на службу и определен генерал-губернатором в Москву. Здесь Карл Бирен торжественно праздновал день 4 октября, годовщину рождения невестки своей, герцогини; здесь узнал о назначении брата своего, герцога, регентом государства, и здесь же, три недели спустя, был свидетелем, как москвичи, по вестям иъ Петербурга, жгли портреты регента, уже низверженного и арестованного, и своего генерал-губернатора (ноябрь 1740 г.) Вслед затем и сам московский генерал-губернатор был схвачен, отправлен под караулом в Ригу, заключен в тамошней цитадели, допрошен, обвинен и приговорен к ссылке в Собачий Острог (Среднеколымск) на пределах якутского края. В июне 1741 г. Карла Бирена повезли в Сибирь, но возвратили с дороги, потому что в ночь на 25 ноября 1741 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

на княжне Понинской и умер 4 октября 1801 г., оставив по себе память «шалуна и повесы не только светлейшего, но и пресветлейшего» (Порошин). Внучата принца Карла Бирена владеют в настоящее время княжеством вартембергским, в прусской Шлезии, и потому зовутся князьями бирен-вартембергскими; а дочь Карла, Луиза (1791–1853) была замужем в России за обер-шенком графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским. (Дневнек Берхгольца. 1860, ч. IV. – Обзор главнейших происшествий в России, Ведемейера. 1835, I, 117 и д.; II; III, с. 1–33. – Записки дюка Лиргийского. 1845, с. 122. – Записки Миниха-сына. 1817. – Письма леди Рондо, 1836, с. 46. – Записки кн. Шаховского, 1810, I, 1–56. – Артемий Петрович Волынский, Шишкина, в журнале «Отеч. Записки» I860. – Шлиссельбург, Томилина. 1847, с. 88–89. – История губ. города Ярославля, Троицкого, с. 76. – Записки Нащокина, 1842, с. 77. – Записки о роде князей Голицыных, Серчевского, 1853, 64–74. – Деяния Екатерины II, Колотова, 1811, I, 124–129. –- Записки Порошина, 1844, с. 388, 441, 453. – Список кавалер. росс. орденов, 1814. – Список воен. генералам, 1809. – Российск.родосл. книга, кн. Долгорукого, 1856, ч. III, с. 96. – С.-Пет. Вед. 1730–1740 г. – Камер-фурьерские журналы 1730 гг. – Месяцесловы академические за разные годы XVIII века. – Mémoires du règne de Catherine, la Haye, 1728. – Ebauche pour donner une idée de la forme du gouvernement de l’Empire de Russie. Copenhagen, 1774. – Mémoires de Manstein, 1771. – Anecdotes intéress. de la cour de Russie, Londres, 1792. – Extraits des dépêches des ambassadeurs anglais et français. Berlin, 1858. – Materialien zu der russischen Geschichte, v. Schm. Phiseldek. 1784, II. – Hermann’s Geschichte. Hamburg, 1853, IV и V. – Denkwürdigkeiten des Petersburger Hofes. Leipzig, 1843. – Gothaischer genealogischer Hof-Kalender, за разные годы). Последнее четырехлетие жизни Суворова (1796–1800г.) В России царствовала тогда Екатерина II, увенчанная лаврами долголетних внешних успехов. Отдыхая на этих лаврах, Екатерина, как бы пресыщенная ими, не искала новых, и все участие ее в событиях западной Европы ограничивалось естественным сочувствием к несчастиям Бурбонов и щедротами французским эмигрантам, всюду искавшим себе убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Прекращение поместного верстания, выслуга потомственного дворянства обер-офицерским чином, смешение поместий с вотчинами, как и смешение холопства с крепостным крестьянством, появление фабричных и заводских крестьян и другие меры сословного законодательства Петра спутали установившиеся понятия как о составе дворянства, так и о пространстве права личного населенного землевладения. Между тем важные правительственные полномочия, принимаемые за сословные заманчивые привилегии, возбуждали потребность в точном определении этого состава и пространства. Но законодательство не выработало твердых норм по этому предмету - то хотело видеть в крепостном праве фискальное средство, то сословную привилегию: в 1739 г. оно запретило приобретать крепостных людям, у которых не было деревень, а в ревизской инструкции 1743 г. разрешило писать крепостных за солдатами и приказными из-за платежа подушной. Накоплялись разноречивые указы, а Сенат еще более запутывал дело произвольными их толкованиями и неумелыми применениями. Так, одни указы позволяли посадским владеть дворовыми, другие запрещали. Некоторые такие владельцы сами просили отобрать у них дворовых, затрудняясь платить за них подушную. Но Сенат, ссылаясь на дозволительные указы, отказал в просьбе, превратил дозволение в приказание, право в повинность. В шляхетских проектах 1730 г. заходила речь о необходимости составить новую роспись, своего рода канон " подлинного " шляхетства, установив точные признаки принадлежности к сословию и условия приобщения к его правам. Три разряда лиц недворянского звания в большей или меньшей мере и с неодинаковой законностью пользовались правами душевого и земельного владения: 1) несвободные боярские люди и архиерейские и монастырские слуги, 2) свободные люди, положенные в подушный оклад, купцы, посадские и казенные крестьяне, к которым причислены были и однодворцы, полудворяне и полукрестьяне, 3) служилые люди, не дослужившиеся до обер-офицерского чина и впоследствии получившие звание личных дворян. Целым рядом указов (1730, 1740, 1758 гг., также межевой инструкцией 1754 г.) все эти разряды один за другим лишены были права приобретать населенные земли и крепостных без земли, а земли, уже приобретенные, обязаны были продать в назначенный срок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Собор расписан клеевыми красками в 1740-х гг. в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция " Сошествие Святого Духа " : фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью. Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 гг. украинскими резчиками С.Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это - выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом. В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего - овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше - скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные к 1743-46 гг. резчиками А. Мастицким, Ф. Олицким и художниками Ф. Каркотским, Ф. Леновым, а также относящиеся к 1740 гг. архиерейское место и надпрестольная сень. Рисунок декоративной резьбы этих произведений, сходный с резьбой иконостаса, несколько суше. Двухступенный синтрон сооружен, вероятно, на рубеже XVIII-XIX вв. В его ступенях устроены многочисленные выдвижные ящики для хранения церковного имущества.

http://sobory.ru/article/?object=00471

В положении приходского духовенства в царствование А. И. произошла серьезная перемена. Указом Святейшего Синода (1732) выборы кандидатов священства были сведены к сбору формальных свидетельств прихожан о добропорядочности ставленника, судьба же самого ставленника решалась исключительно волей архиерея. На протяжении XVIII в. правительство не раз проводило «разборы» духовного чина, в результате к-рых дети священно- и церковнослужителей, не имевшие духовного чина и не обучавшиеся в духовных уч-щах, переводились в податное сословие или рекрутировались в армию. В результате «разборов», продолжавшихся с 1736 по 1740 г., российское белое духовенство пришло в упадок. Все принадлежавшие к духовному сословию и годные к военной службе в возрасте от 15 до 40 лет и не имевшие штатного церковного места подлежали рекрутскому набору. К 1740 г. стал сильно ощущаться недостаток белого духовенства, ок. 600 церквей оказалось без причтов. А. И. продолжила жесткую политику Петра I по сокращению числа мон-рей и монашествующих. Указом от 1734 г. за недозволенный постриг в монахи (по закону разрешалось постригать только вдовых священников и отставных солдат) на епархиального архиерея налагался штраф в 500 р.; настоятеля мон-ря, в к-ром состоялся недозволенный постриг, осуждали на пожизненную ссылку, а самого новопостриженного лишали монашеского звания и подвергали телесному наказанию. На настоятелей возлагалась обязанность доносить в Синод о малейших проступках монахов, прежде всего об их политической неблагонадежности. Виновных после расстрижения подвергали телесным наказаниям, заключали в тюрьмы, отдавали в солдаты, ссылали в Сибирь и на каторгу. К кон. 30-х гг. число монашествующих в России составляло 14 282 (по сравнению с 25 207 в 1724). В царствование А. И. были приняты различные адм. меры в сфере конфессиональной политики. В 1730 г. издан манифест с требованием соблюдения Синодом чистоты правосл. веры и искоренения ересей, еретических учений, расколов и суеверий. Колдунов преследовали, они подлежали публичному сожжению (указ 1731).

http://pravenc.ru/text/115600.html

Состав Святейшего Синода за рассматриваемые годы по количеству членов не доходил до установленной нормы (9 членов) и колебался между 3 и 7 членами, причём преобладающим большинством были архимандриты с протопопом Благовещенского собора. Обер-прокурора – «ока Государева» – в Св. Синоде за всё царствование Императрицы Анны Иоанновны не было (синодальный обер-прокурор А.П. Баскаков был уволен 2 дек. 1730 г.); должность его исполнял синодальный обер-секретарь. После смерти Императрицы обер-прокурором Св. Синода 3 ноября 1740 г. был назначен генерал-провиантмейстер Никита Семёнович Кречетников, с производством в генерал-майоры, но с низвержением Бирона назначение это было отменено, и Кречетников в должность не вступал. Следующий за ним обер-прокурор Св. Синода князь Я.П. Шаховской был назначен 31 декабря 1741 года. Особенность царствования Императрицы Анны Иоанновны была та, что во все 10 лет во главе власти стоял Кабинет Её Величества с бессменным его членом графом А.И. Остерманом. Кабинетские распоряжения имели силу Именных Высочайших повелений. Редкое дело в Св. Синоде начиналось и оканчивалось без участия Кабинета или Сената (см. по Указателю «Кабинет» и «Сенат»). В основе весьма многих постановлений и распоряжений рассматриваемого времени лежал взгляд правительства на духовное сословие, навеянный тенденциозными докладами о небытии у верноподданнических присяг нескольких тысяч из среды этого сословия, о неотправлении установленных богослужений в высокоторжественные дни, о непоминовении в церквах лиц Высочайшей фамилии и проч. Этим может быть объяснено издание распоряжений: о строгих взысканиях за небытие у присяги как взрослых, так и детей их (даже малолетних – 3563); о разборах священнослужительских детей и монастырских слуг (прекращены с окончанием войны в февр. 1740 г., 3581), об отдаче их в военную службу, о записи в цехи и в подушный оклад – 3512 и 3524; о запрещении (правда, постепенно смягчаемом) пострига в монашество – 3312 и др.; о привлечении церквей, монастырей и архиерейских домов к несению повинности по поставке лошадей в полки – 3182 и др. (принят проект о конских заводах – 3500); о секуляризации церковных имуществ – 3307 и дальн., и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010