не было переоброчки. Между тем счет дворов заменился душами. В населении была большая убыль. Многие умерли, были взяты в рекруты, отосланы в Петербург для работ по его строительству. Земли лежали в пусте и т.д. и т.д. Наконец и комиссары Коллегии Экономии вели себя бессовестно. Если не все и не всегда, то многие из них брали взятки, растрачивали или утрачивали собранное. Между тем материальная ответственность за все это лежала по-прежнему на разоренных крестьянах, а служебная на духовных властях, и главным образом на Св. Синоде, который и Сенат и Коллегия Экономии упрекали в бездеятельности и послаблениях, упрекали с тем большей силой, что духовные власти, якобы по своему желанию, приняли под свой присмотр вотчины и обязались платить бездоимочно 324 . Защищаясь от нареканий, Синод 20 сентября 1733 года представил доклад Императрице, в котором, доказывая неправильность ведомостей о недоимках и подчеркивая бездеятельность или безпорядочную деятельность Коллегии Экономии, заявлял, что вотчины отданы духовным властям не Синодом, а будто бы еще тогда, когда и Синода не было, именно в 1720 г. (очевидно при закрытии Монастырского Приказа). А «синодальное в 1721 г. – говорил Синод – предложение Его Величеству было собственно не тех доходех, которые собираются в Коллегию Экономии на содержание госпиталей, школ, богаделен и проч., но о государственных, т.е. окладных табельных и повсягодных и различных по указом запросных податях, которыя в те годы как с монастырских, так и с государевых и помещичьих крестьян с двороваго числа со всех необходимо были собраны». Наконец Синод снимал с себя ответственность в силу указа 15 июля 1726 г. о разделении Синода на два Апартамента, после которого Синод, будто бы, вовсе экономических дел не касался 325 . Доклад Синода, по-видимому, Кабинет не рассматривал 326 . Правительство и Синод могли бы без конца пререкаться и спорить о взаимной ответственности, но без определенного результата, потому что в основе было недоразумение. Не в 1720 и 1721 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

При таком положении государственного хозяйства правительство естественно стремилось воспользоваться доходами церковных имений, которые предполагались громадными, и даже обратить самые имения в государственную собственность 37 . Еще Иоанн III видимо имел это в виду, почему и воспользовался принципиальным спором иосифлян с заволжскими старцами на соборе 1503 г. 38 Петр Великий, продолжая дело своих предшественников, принял решительные меры в отмену всех финансовых привилегий, которыми пользовались церковные учреждения 39 , подчинил их в отношении сборов государственному контролю 40 , принудил к бережливости в расходах еще с 1697–1698 гг. 41 , и, наконец, восстановил для заведывания церковными имениями, через три месяца по кончине последнего патриарха, упраздненный 19 декабря 1677 г. Монастырский Приказ. Последний, учрежденный по совету Алексея Курбатова 42 24 января 1701 г., получил значение финансового государственного учреждения и был впоследствии подчинен Сенату на общем основании 43 . В начале деятельности Приказа (с 1701 по 1710 г.) была произведена в церковных имениях подворная перепись, по которой установлена норма дохода и расхода Приказа или так называемый «табель 1710 г.». Она имела особенное значение для окладного расхода во все последующее время, тогда как при раскладке государственных податей и налогов правительство пользовалось той переписью (1678 или 1710 г.), которая показывала большее количество дворов. Уравнивая церковные имения с остальными государственными в этом отношении, а также в отношении пользования соляными промыслами и угодьями, отписанными в это время в казну, правительство вместе с тем приказало переписать всех наличных монахов в монастырях, как бы устанавливая тем нормальный личный штат монастырей, и всем им назначило жалованье, в 1701 году, по 10 рублей и 10 четвертей на монаха, а уже в 1705 году сократило это жалованье на половину. Бельцы и слуги оставлены были лишь в самом незначительном числе 44 . Бедным же монастырям оставлены их вотчины; назначено определенное жалованье архиерейским кафедрам и пр. 45 Одновременно многие вотчины переходят в ведение других государственных учреждений и ведомств 46 , на содержание одного полка Монастырский Приказ вносит 15000 руб., а на расходы приказа Артиллерии 17003 руб. 47 С 1715 г. на убывшие порции монахов помещаются не имеющие своего пропитания отставные и увечные военные чины, которых в то время должно было быть немало 48 , раскольники и сумасшедшие преступники, на попечение Приказа отдаются богадельни, типография, школы и пр. 49 После этого вполне понятно, что свободные, оставшиеся за определением архиерейских домов и монастырей, окладные сборы (в 1720 г. – 83218 руб.) вносятся в общий государственный бюджет 50 . Установившееся раньше сохранилось и с учреждением Св. Синода. §2. Церковные имения в первые годы Св. Синода

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

ХРАМ СВЯТОГО КАРЛА БОРОМЕЙСКОГО Этот католический костел был построен в 1730-1736 годах выдающимся мастером чешского барокко Килианом Игнацем Динценгоффером. Храм был освящен в честь святого Карла Боромейского, прославившегося подвигами милосердия в годы эпидемии чумы. Поэтому в его интерьере и сегодня можно видеть фрески, на которых изображены сцены из жития святого Карла. Эти росписи принадлежат перу немецкого художника И. А. Схопфа. При церкви действовал приют для престарелых священников, которые в большинстве своем находили последнее упокоение в просторной крипте храма. Костел и прилегавшие к нему строения приюта занимали большую часть современной Рессловой улицы, соединяющей Карлову площадь с набережной реки Влтавы. В 90-е годы XIX века во время реконструкции этой улицы был существенно понижен уровень грунта и закрыт первоначальный вход в храм с южной стороны. Тем не менее, кованные барочные двери остались на прежнем месте. С тех пор войти в храм можно только с западной стороны, и этот вход расположен на значительном возвышении по отношению к уровню Рессловой улицы. Однако храм святого Карла был действующим католическим костелом менее пятидесяти лет. Уже в 1783 году декретом императора Иосифа II приют для престарелых священников был закрыт, а храм обращен в военный склад. В 1871 году здания бывшего приюта закупила Высшая техническая школа. Храм сначала был переоборудован в лекционный зал, а затем обращен в технический музей. Здесь была установлена наглядная модель сахарного завода [v] . После провозглашения независимости Чехословакии учреждение по охране памятников стало выказывать озабоченность судьбой церкви святого Карла. Учреждение признавало, что размещение здесь технического музея приносит храму большой вред. Интерьер был сильно поврежден и требовал капитального ремонта. Поэтому государство, высказывая согласие на передачу храма православным чехам, готово было всячески помогать им в деле его реставрации. Однако прежде чем костел святого Карла стал православным храмом, прошло почти пятнадцать лет.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Иными словами, Бичер, американец в седьмом поколении, стал на рубеже 1820–1830-х годов невольным наблюдателем того, как из жизни США стало уходить нечто крайне важное. Речь идет о том, что протестантизм (прежде всего кальвинизм в его двух главных американских разновидностях — конгрегационалистской и пресвитерианской), утвердившись в Новой Англии, заложив там b XVII веке основы американской цивилизации и особой, проникнутой духом­ пуританства культуры, затем, в XVIII столетии, пришел в определенный упадок. Позднее, пережив обновление в процессе «первого» (1730–1750-е годы) и «второго» (1790–1840-е годы, когда помимо традиционных к этому времени форм кальвинизма все активнее заявляли о себе методисты, баптисты, а также адвентисты, квакеры, мормоны) «великого религиозного пробуждения», он столкнулся с отделением Церкви от власти (в Коннектикуте финансирование конгрегационалистской и пресвитерианских Церквей из казны штата было отменено в 1818 году), утратил примерное единство и стал стремительно реформироваться. По ходу непрерывного духовного землетрясения, вдохновленного ростом национального самосознания, конституцией США (с ее политически осмысленной идеей ковенанта, или религиозного плюрализма), расширением территории страны (возникновение группы штатов на Западе и на Юге, уклад жизни которых был иным, чем на доминировавшем ранее Северо-Востоке), существовали как сравнительно консервативные разновидности протестантизма, так и нечто не только несомненно либеральное, учитывавшее рост эмиграции, духовные запросы негров, ситуацию жизни на фронтире (подвижной границе между заселенной и незаселенной территорией), но и радикально сектантское. В общем и целом это означало умаление прав кальвинистской доктрины о предопределении, всего, что связано с необходимостью строгой общественной морали, представлением о религиозном долге и духовной власти магистратов, и соответствующий перенос акцентов с размышлений о грехе, с воцерковления, распознания признаков своей избранности Богом на личный поиск спасения, ищущего точку опоры в индивидуальном чтении Библии, в благочестии, центр которого — сердце верующего.

http://pravoslavie.ru/39314.html

Основатель фигурализма Жоакен Буве 59 получил образование в иезуитской семинарии La Fleche, где показал хорошие успехи и изучении древннх языков и естественных наук. В эти годы он увлекся древними тайнами – еврейской каббалой, пифагорейской и платонической философией, с интересом изучал египетские иероглифы и учение Гермеса Трисмегиста. В 1685 г. Буве был послан к императорскому двору в Пекине как «королевский математик» Людовика XIV. Он достаточно быстро сумел выучить китайский и маньчжурский язык настолько, чтобы дават!> уроки геометрии, анатомии и философии императору Кан–си. В качестве посланца Кан–си Буве возвратился во Францию и 1693 г., представив королю посвященное ему жизнеописание китайского императора. В 1698 г. Буве с десятком более молодых миссионеров (среди них были Премар и Фуке) вновь отбыл в Китай, где и оставался до своей смерти в 1730 г. Все годы пребывания в Китае Буве не расставался с мечтой иезуитов о «христианизации сверху», надеясь обратить в христианство китайского императора. Однако многие миссионеры до него безрезультатно пытались добиться этой цели, и потому Буве решил искать новый путь в борьбе за душу Кан–си, взывая к его разуму и авторитету китайских классиков. В начале первого десятилетия XVIII в. Буве вел из Пекина актншгую переписку с другими иезуитами в Китае, пытаясь увлечь их своими фигуралистскими идеями. Найдя единомышленников, Буве использовал все свое влияние при императорском дворе. Добившись в 1711 г. перевода в Пекин Фуке, он также привлек Голле и Премара к совместной работе по исследованию и комментированию И цзина. С 1713 г. Фуке служил в Пекине вместе с Буве до 1720 г., а с 1714 по 1716 г. с ним работал Премар. Наставники миссии относились к исследовательским начинаниям Буве без большого сочувствия и препятствовали его работе в силу уже вступивших в действие папских запретов на использование древних китайских имен Бога и терпимость к китайским ритуалам. Стоит напомнить, что уже в 1693 г. папский викарий Мегро категорически запретил распространять сужде–1шя о том, что китайская философская мысль не противоречит христианству, что мудрые древние китайцы хотели называть Бога именем Тайцзи (Великий предел) и что книга И цзин вобрала в себя лучшие учения о природе и морали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я прошу выйти из этого плена иллюзий, который не имеет отношения к религиозному чувствованию, и рассказать об очертаниях лелеемой монархии. Уверяю, вы сами удивитесь, насколько эти контуры отличаются. Искренне ваш, Владимир Владимирович Блинов, кандидат политических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 9. Ответ на 7, Zakatov: Закатов А.Н. Монархия – форма или принцип?//Былые годы. Российский исторический журнал. Сочинский государственный университет. 2013. 30 (4). – С. 20-27 http://proza.ru/2014/06/10/478 В 1917 году царская семья в России состояла из 61 человека , великие князья, князья Цусимский, князь Ходынский и каждый требовал проживания в циклопическом дворце . НАКЛАДНО, КРАЙНЕ НАКЛАДНО , содержать такую братию . То - то народ и ходил весь в рубищах и обносках , и жил в утлых избах , ели картофельную ботву , как пишет Л.Н. Толстой. 8. Эпоха Монархов-Символов. Интервью порталу " Россия для всех " http://proza.ru/2013/05/30/1730 7. Закатов А.Н. Монархия – форма или принцип?//Былые годы. Российский исторический журнал. Сочинский государственный университет. 2013. 30 (4). – С. 20-27 http://proza.ru/2014/06/10/478 6. Г-н Блинов не имеет ни малейшего представления ни об основах монархической идеи, ни о мировоззрении современных монархистов. Это типично либерально-демократический подход: " анализировать " не реально существующее, а искусственно смоделированное самими или сконструированное из вырванных из контекста кусочков и опереточных проявлений. Монархия существует тысячи лет. Она никогда не была застывшей " формой " , а всегда эволюционировала, сохраняя и совершенствуя при этом свои ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ устои. Монархи всегда были самыми успешными модернизаторами. А " идеократии " довели мир до нынешнего состояния и пролили столько крови, сколько в страшном сне не приснилось бы всем самым тираническим монархам вместе взятым.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/21/vo...

Маслова не стало. На проекте заготовленного им указа сохранилась помета секретаря императрицы " обождать " . Дело кануло в воду на сто с лишком лет. Я задержал на Маслове ваше внимание, ибо он - родоначальник Сперанских, Милютиных и других государственных дельцов, мощной и человеколюбивой мыслью поработавших над разрешением крепостного вопроса. ДВОРЯНСТВО И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. Проект Маслова был брошен, потому что законодательство уже вступило на путь к другому решению крестьянского вопроса. Правительство искало не юридической установки крепостных отношений, а способа бездоимочного подушного сбора. Введенный при расквартировании полков варварский порядок этого сбора комиссарами от земли с полковыми командами способен был только разорить и разогнать крестьян и тем увеличить недоимку. При Екатерине I, видели мы, решено было отстранить от дела военные команды и положить сбор на воевод; при этом высказывалось мнение, что брать подушную следует не прямо с крестьян, а " платить самим помещикам " . Но дело не пошло лучше: воеводы со своими хищными приказными стоили военных команд. При Анне в 1730 г. воротились было к петровскому военному порядку. Наконец, в новом регламенте Камер-коллегии (23 июня 1731 г.), выбрав из прежних неудачных опытов наиболее сподручное, установили упрощенный порядок сбора: выборных от уездного дворянства земских комиссаров положено было упразднить, подать собирать по полугодиям самим помещикам или их управляющим заранее до полугодового срока и в срок, не дожидаясь повестки, отвозить к воеводе. Кто не платил в срок, в его деревни назначалась экзекуционная команда от полка, в дистрикте которого находился неисправный плательщик, и она правила недоимку на самом помещике или его управляющем. Ответственный плательщик стал и обязательным сборщиком. Этот сбор лег на помещиков новым правительственным поручением в прибавку к прежним: к вотчинному суду, к полицейскому надзору за своими крепостными, к ответственности за их податную исправность и к ходатайству за них в судных делах с посторонними. В лице помещика теперь совмещались и становой пристав, и земский начальник, и, как бы сказать, крепостной стряпчий. Это поручение не увеличивало прав крепостного владения как гражданского института, а только осложняло распорядительную власть владельца, расширяло пространство его произвола как полицейского агента. За обязанностью податного сбора вскоре последовала другая, сама собою из нее вытекавшая. В те годы часты были неурожаи. Особенно злополучен был 1733 год: к концу его крестьяне толпами наводнили города, прося милостыни. В апреле 1734 г. издан был указ, обязывавший помещиков кормить своих крестьян в неурожайные годы, ссужать их семенами, чтобы земля впусте не лежала; дополнительный указ того же года грозил за нарушение апрельского закона жестоким истязанием и конечным разорением. Доверив помещикам эксплуатацию такого важного финансового источника, как подушная подать, необходимо было оградить его от истощения эксплуататорами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Константин Паустовский: повесть о его жизни Литературное Подмосковье: природная жизнь - 105 лет назад родился Георгий Иванович Петров (31.05.1912 – 13.05.1987) - советский учёный-механик, специалист в области гидроаэромеханики и газовой динамики. В годы Великой Отечественной войны проводил важные исследования по совершенствованию аэродинамики самолётов, позволившие увеличить скорость истребителей Ла-5 и Як-3. Один из главных создателей советской космонавтики. Первый директор (1965) Института космических исследований АН СССР (РАН). Доктор технических наук (1950), академик АН СССР (1958). Лауреат Сталинской премии (1949) и Государственной премии СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1961). - 270 лет назад скончался граф Генрих Иоганн Фридрих Остерман (по-русски Андрей Иванович; 09.06.1687 - 31.05.1747) - русский государственный деятель, один из ближайших сподвижников Петра I, дипломат, на русской службе с 1703 года. Выходец из Вестфалии, сын лютеранского пастора. Фактически руководил внешней политикой Российской империи в 1720 - 1730-е годы, придерживался политики союза со Священной Римской империей и стал одним из авторов союзного договора 1726 года. Занимал пост вице-канцлера и первого кабинет-министра. После переворота 1741 года попал в опалу и был лишён чинов и титулов. Его сын граф Иван Андреевич Остерман (1725 -1811) стал великим канцлером.   - 185 лет назад скончался Эварист Галуа (26.10.1811 - 31.05.1832) - выдающийся французский математик, один из основателей современной высшей алгебры - его исследования оказали исключительно сильное влияние на развитие алгебры. Галуа прожил всего двадцать лет, только пять из них занимался математикой, и этого времени ему оказалось достаточно, чтобы сделать открытия, поставившие его на уровень с крупнейшими математиками XIX века.   - 125 лет назад скончался Пио Феди (07.06.1815 - 31.05.1892) – талантливый итальянский скульптор новейшего времени. Одними из самых известных его работ стали высеченная из мрамора скульптурная группа «Похищение Поликсены» (1860 - 1865) и статуя Свободы поэзии (1883 г.), посвященная памяти поэта и драматурга Джованни Баттиста Николлини и установленная над его могилой в базилике Святого Креста во Флоренции. Статуя свободы поэзии Пио Феди послужила художественным прообразом знаменитой Статуи свободы, созданной французским скульптором Фредериком Бартольди и установленной в Нью-Йоркской гавани).

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-29-m...

В 1723 году Г. Ф. Долгоруков умер, так и не дождавшись освящения храма. На момент его смерти храм был почти построен, из невыполненных работ остались только: иконы, иконостас, столярные работы. Его сын Сергей Григорьевич, которому по наследству перешло село Подмоклово, своей вотчиной не занимался. Строительство храма так и не было завершено, несмотря на то, что он находился на последних стадиях постройки. В 1730 году после воцарения на троне императрицы Анны Иоановны, род Долгоруковых попадает в опалу. Все вотчины Долгоруковых, в том числе и село Подмоклово переходят в дворцовое ведомство. В связи с чем, храм остаётся недостроенным и его окончательная отделка задерживается на несколько лет. В 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоановны, Долгоруковы вновь становятся владельцами своих бывших поместий, в том числе и своей подмосковной вотчины, села Подмоклово. Внук Г. Ф. Долгорукова, Николай Сергеевич, после вступления во владение селом распоряжается завершить строительство храма, и в 1754 году, после завершения строительных и отделочных работ, подаёт прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить храм. В этом же году, после того, как разрешение было получено, храм торжественно освещают. В 1779 году имение принадлежит Затрапезному Алексею Ивановичу. Вероятнее всего, что после смерти своего единственного сына Николай Сергеевич Долгоруков продал имение Затрапезному. В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Строительство колокольни так и не было закончено и 1898 году, она была разобрана " по ветхости " . В дальнейшем у имения Подмоклово менялись хозяева. В разное время село принадлежало Тютчевым (1830-ые года), Васильчиковым (с 1840-ые года). В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах " Русского национального стиля " . В 1875 году уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов, возобновил храм. В 1882 году на его же средства были выполнены работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М. Ю. Лермонтова. В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады. В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-ые годы, в хозяйственных целях.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

2) Коллегию Экономии отставить, и посланным для управления церковных вотчин Офицерам не быть. 3) Как до учреждений вышепомянутой Комиссии и положения впредь порядочнейшаго на крестьян оклада, так и на нынешний год повелеваем собирать положенный рублевый оклад; отдая однако и сие на благоизобретение Архиереев и властей, чтоб они собирали с них или по рублю с души, или по пристойности мест и надобностей, употребляли их к нужным работам без отягчения; а что с которой деревни получено будет денег, и когда какия работы производимы были, в том крестьянам давать квитанцию, чтоб они по востребовании в подлежащем месте объявить их могли. 4) Все те при Архиерейских домах и монастырях, как денежные, так и хлебные доходы до настоящаго о тех учреждения, употреблять как Архиереям, так и монастырям на самыя нужные расходы по Духовному Регламенту без излишества, також на содержание имеющихся при монастырях и впредь присылаемых инвалидов, а за тем остатки, где будут, хранить, имея на то приходныя и расходныя шнуровыя книги, Архиереи и Ставропигиальныя Лавры и монастыри от Синода, а прочие монастыри – от Архиереев, из которых можно-б было нам впредь усмотреть прямых старателей о пользе церкви и отечества, и пренебрегающих оную. 5) Белое священство, вотчины имеющия, также до дальнейшаго Нашего учреждения, своими доходами по вышеписанному же пользоваться имеют однакож без отягощения крестьян. А как всем уж видимо есть, что Высочайшее Наше соизволение ни к чему больше не клонится, как токмо к пользе и спокойству Нашего народа, то Мы Императорскою Нашею властию повелеваем как духовным властям с крестьянами поступать благоумеренно, и никакими излишними сборами и не нужными, или к одному только увеселению властей служащими работами и строениями не изнурять, так и крестьянам до будущаго о них лучшаго учреждения, духовным властям быть послушным, и положенные на них по вышепрописанному оклады платить, или вместо тех работы исправлять без сопротивления. В противном же случае по жалобам крестьян, давать на духовных Синоду и Архиереям строгое правосудие, а Сенату крестьян, ежели кои самовольствовать и своим властям непослушание оказывать будут, смирять по гражданским законам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010