Грамматический класс. В этом классе проходили латинскую этимологию и отчасти синтаксис, первую часть из славянской грамматики, катихизиса и арифметики по руководству Меморского, краткую священную историю и пение. Сверх того, ученики были занимаемы переводами с русского на латинский и на оборот с латинского на русский, заучиваньем на память разговоров на латинском языке, приложенных к грамматике Каменского, воскресных евангелий. Учителями грамматики были: Ласточкин (1802–1803), Талиев (1803), Пластов (1804), Сагацкий (1805), Полиновский (1806–1809), Раев (1809–1812), иеромонах Анастасий (1813·–1815), Николай Милонов (1816), иеромонах Самуил (1817), иеромонах Аполлоний (1818). Ииформатория высшая. В этом классе учили русскую для народных училищ изданную грамматику, сокращенный катихизис, краткую к вопросах и ответах изложенную священную историю, начальные четыре правила арифметики и латинскую этимологию. Сверх сего ученики занимаемы были латинским сочинением задач на обоих языках. Ииформатория низшая (отделение). В ней учили начаткам латинского и русского языков и арифметики, сокращенному катихизису, священной истории ветхого завета и пению. Ученики грамматики и обеих информаторий, по желанию, могли посещать язычные классы: греческий, французский, немецкий и татарский, рисование и пение. Учителями информатории были: Талиев (1802), Сагацкий (1803), А. Протопопов (1804), Полиновский (1805), Матфей Огнев (1806–1807), Филипп Раев (1807–1809), иеромонах Анастасий (1809–1813), Николай Черников (1813–1814), Николай Милонов (1814–1816), Василий Иванов (1816), Аполлоний иеромонах (1817), Иван Топорнин (1818). Отделения или нижней информатории: Алексей Бальбульциновский (1807), Иван Пляцидовский (1807–1813), Софроний Беляев (1813–1814), Василий Иванов (1814–1815) Прокопий Брусьянов (1816), Михаил Самуилов (1817– 1818). Русская школа в казанской академии открыта в 1803 году по указу Св. Синода и назначена была для учеников непонятливых к учению и безнадежных к продолжению высших наук и латинского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Н. Надеждин Должностные лица С учреждения семинарии, определены в ней следующие должностные лица: ректор, инспектор, эконом, профессора и вообще преподаватели, секретарь правления, библиотекарь, врач, впоследствии и помощник инспектора. Представляем список всех этих должностных лиц в хронологическом порядке, с 1809 по 1841 год. а) Ректоры Ректоры, обыкновенно по назначению Комиссии духовных училищ, все были в монашеском сане, магистры или доктора богословия, архимандриты, но большей части настоятели какого-либо монастыря. 17 Ректор обязан был преподавать богословие. С должностью ректора семинарии соединялись обыкновенно должности: члена академической конференции, духовно-цензурного комитета, присутствующего в консистории и благочинного над законоучителями светских учебных заведений 18 . 1) Анатолий (Андрей) Максимович, из малороссиян, (воспитанник александроневской семинарии), был сначала учителем поэзии и греческого языка в старой семинарии, в 1798 г. произведен во священника к Успенской Спасосенновской церкви, где приобрел известность как проповедник катехизатор. В 1809 г. вступил в монашество и определён Комиссией дух. учил, ректором вновь открытой петербургской семинарии; архимандрит Сергиевой пустыни; в июле 1809 г., с открытием академической конференции, избран ее членом; правил семинарией до 1812 г., когда назначен епископом полтавским. В 1816 г. – архиепископ минский и литовский, в 1832 г. – симбирский, а в 1842 г. за старостию уволен на покой. 2) Мефодий Пишнячевский, (из воспитанников киевской академии и московского университета), бывший префект и профессор киевской академии, потом инспектор и профессор философии с. -петербургской семинарии, с 15 февраля 1810 г. и ректор Александреневского училища; архимандрита Сергиевой пустыни; правил семинарией с 15 марта 1812 г. по сентябрь 1813 г., когда назначен викарием старорусским. Впоследствии – епископ полтавский и переяславский, потом астраханский (1824 г.), наконец псковский; в 1834 г. уволен на покой. 3) Иннокентий Смирнов , (московской Перервинской семинарии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11) Августин Виноградский из префектов ректор с 15 августа 1795 года. В 1798 году, ноября 26 произведен в архимандрита можайского Лужецкого монастыря; в 1800 году исправлял должность и наместника лавры; в 1801 г. переименован архимандритом московского Богоявленского монастыря и был ректором семинарии до конца 1801 года, когда перемещен в Москву на должность ректора академии. Скончался в 1819 году в сане архиепископа московского. 12) Евграф Музалевский – Платонов из префектов ректор с 6-го генваря 1802 года. В 1804 году посвящен в архимандрита Иосифа Волоколамского монастыря. В 1808 году вызван в Петербург с предназначением занять место ректора петербургской духовной академии по ее преобразовании, в каковой должности утвержден 4 Февраля 1809 года. В письме к Августину от 6-го апреля 1808 года Платон писал по случаю назначения Евграфа в Петербург: «Евграф сам того искал, и, сказывают, закидал письмами. Давно я здесь приметил, что волк к лесу глядит. А кажется мне, ni fallor, те более и промоцию заслуживают, кои мне по их расположены. Deus eventu comprobabit. Вы же сему не удивлнйтесь». Евграф скончался 11-го ноября 1809 года. Получив о том известие, Платон писал Амвросию (от 21 ноября 1809 года): «Итак Evgraphus abiit ad plures. Si sub coeio nosro fuisset, forlassis, κθ’ νϑωπον dico, diutius vixisset. Omnia senilia el obsoleta: eodem, quo Evgraphus, properamus». 13) Антоний Левшин, из проповедников московской академии ректор Троицкой семинарии с августа 1808 г., но в октябре тогоже года перемещен на должность катихизатора в лавре. 14) Самуил Запольский – Платонов из префектов ректор с 10-го августа 1809 года. В Феврале 1810 года уволен от должности ректора и произведен в архимандрита Вифанского монастыря с совмещением должности наместника лавры. В 1817 г. хиротонисан во епископа костромского. Скончался в 1830 году на покое в Бабаевском монастыре. 15) Евгений (Андрей) Казанцев, сыи священника села Беляницына, Юрьевского уезда, Владимирской губернии. Поступил учиться в Троицкую семинарии 1-го мая 1791 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

44. ПАРФЕНИЙ Чертков. В 1811 году, Октября 23 из Проповедников Академии, и вскоре произведён в Архимандрита Крестовоздвиженского монастыря. В 1813 году переведён в Знаменский. В 1814 году – в Лужецкий и Ректором Вифанской Семинарии. Примечание: По открытию Академии, по новому образованию, Префекты отменены. В Августе 1814 года предписано Московскую Академию открыть по новому плану и учредить оную в Троицкой Сергиевой Лавре 100 ; во исполнение сего, по строительству потребных для оной келий и по прибытию из Санкт-Петербурга Профессоров, открыта она торжественно 1 Октября. Ректором оной, предписанием Комиссии духовных училищ определён вышеупомянутый 1 . СИМЕОН Крылов. К стр. 576 101 . Ректоры Префекты 12. ФЛАВИАН Ласкин … и находится доныне. 18. ИЗРАИЛЬ Звягинцев … и ныне находится. Прибавление: Прибавление: 12. ФЛАВИАН Ласкин. В 1808 году, Февраля 1 скончался и погребён в Александро-Невской Лавре, близ алтаря Благовещенской церкви. 13. Моисей Близнецов-Платонов, Московской Академии Ректор, Архимандрит Заиконоспасский, в бытность свою на чреде священнослужения в Санкт-Петербурге, правил должность Ректора и обучал Богословию с первых чисел Февраля 1808 года по 23 Марта. 18. ИЗРАИЛЬ Звягинцев в 1808 году, Сентября 2 пожалован Орденом Св. Анны 2 класса, а 3 числа переведён в первоклассный Свияжский Богородицкий монастырь. 14. ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, Лаврской Семинарии Ректор, Архимандрит Волоколамский, с 12 Июня 1808 года в должности Ректора. В том же году, Октября 30, переведён в Иверский монастырь, а 1 Ноября определён Ректором. В 1809 году, Ноября 11 скончался. 15. СЕРГИЙ Крылов-Платонов, из Ректоров Московской Академии, с 1809 года, Января 14. 19. ПОРФИРИЙ Кириллов, Архимандрит Сергиевой пустыни, с 7 Сентября в должности Префекта и в том же году определён настоящим Префектом. В 1809 году, Августа 31, переведён в Кириллобелоезерский монастырь Настоятелем. Примечание: По открытию Академии, по новому образованию, звание Префектов отменено. В 1809 году, Февраля 17, открыта Санкт-Петербургская Александро-Невская Академия по новому плану, и Ректором оной определён помянутый

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

С 1803 по 1809 год был строителем Семигородской пустыни. С 1809 по 1818 год был игуменом Тотемского Спасосуморина монастыря. В 1818 году переведён в игумены Павло-Обнорского монастыря. 56.Пахомий, с 1823 по 1826 год. С 1819 по 1823 год был игуменом Глушицкого монастыря. В 1823 году, июня 15 дня, назначен в настоятели Павло-Обнорского монастыря. 57.Варлаам, с 1826 по 1841 год. Пострижен в монашество в Новгородском Вяжицком монастыре в 1796 году. С 1802 по 1807 был игуменом Сольвычегодского Коряжемского монастыря. С 1807 по 1809 год – игуменом Корнильева монастыря. В 1809 году, по желанию, переведён в настоятели Устюжского Троицкого Гледенского монастыря. В 1826 году определён игуменом Павло-Обнорского монастыря. В 1841 году, по старости и слабости здоровья, уволен от управления обителью и помещён на покой в Тотемский Спасосуморин монастырь, откуда в 1842 году, по прошению, переведён в Корнильев монастырь. 58.Иринарх, Добротин, с 1841 по 1846 год. С 1838 года был строителем Семигородной пустыни. В 1839 году произведён, марта 25 дня, во игумена и назначен, ноября 12, в настоятели Арсениево-Комельского монастыря. В 1841 году, октября 6, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря. В 1846 году, в сане архимандрита, назначен в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря, где и скончался в 1860 году. 59.Анатолий, с 1846 по 1861 год. С 1840 по 1846 год был строителем Лопотова монастыря. В 1846 году, января 1, определён во игумена в Павло-Обнорский монастырь. В 1861 году переведён, в сане архимандрита, в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря. 60.Иоасаф, с 1861 года. Родом Тамбовской епархии, из купцов города Тамбова; в 1820 году, апреля 15, определён в число братства Саровской пустыни сей епархии и проходил здесь разные послушания до 1847 года. В 1847 году, ноября 28 дня, переведён в Нижегородский Печерский первоклассный монастырь, где в 1848 году, ноября 21 дня, пострижен в монашество. В 1857 году определён строителем Оранского Богородского монастыря Нижегородской епархии, но в 1858 году из оного, по прошению, уволен от должности строителя и по желанию его определён Балахнинского уезда в Феодоровский монастырь в число братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иустин Вишневский – иеромонах, в 1799 г. – полгода. Василий Иванов, пресвитер благовещ. собора, 1799–1815 Виктор Прокопович-Антонский, 1800–1809 (с 1801 г. председательствующим) Иннокентий–синодальн. ризничий – 1801–1804 Василий Прокофьев, прот. церкви у красных ворот. Назначен был синодом, по рекомендации Платона, «к заступлению в цензуре место присутствующего», но, спустя два месяца, скончался (4 июня 1805 г., А. С. С 1799, 52 л. 277) Геннадий Шумов – пропов. академии – 1805–1808 Палладий (Аничков) тоже, – 1805–1809 Амвросий Виноградский – арх. Данилова монастыря, – 1809–1810 Владимир Третьяков – арх., председ. 1810–1812 Иаков Дмитриев (Никольский), 1810–1828 Амвросий Орнатский , председ., арх. Новоспасского монастыря, 1812–1817 Лаврентий Бакшевский, арх. Высокопетровского монастыря, 1815–1817 Амвросий, арх. Донского монастыря, 18161817 (назначен епископом вятским). Герасим Попов – прот. Архангельского собора, 1816–1818. Евгений Казанцев, председат., 1817–1818. Феофан, арх. – председ. 1818. Иоанн Иоаннов, 1818. Феофил, донской арх. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. И. Русинов, прот. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. 118 Александр Святославский, состоявший в течение 35 лет личным секретарем м.м. Филарета, был ранее письмоводителем цензуры 1815, 15; 1821,16. 128 М. Д. Ц. К. 1828, 20. Неудивительно, поэтому, если внесенный в 1811 году на обсуждение комиссии духовных училищ, проект (архиеп. Феофилакта) учреждения при московской синодальной типографии «особого отделения» для печатания полезных для церкви книг, «со способными людьми», даже не вспоминает о «существенной обязанности» московской цензуры. (Ком. дух. уч., 1809, 53, л. 184–187). 137 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древностей Росс. при моск. университете 1870, Генв. – март, кн. I, стр. 35; ср. стр. I предисловия. 138 Конечно, здесь идет речь о взглядах руководящих кругов. Относительно масс справедливо замечание Н. И. Пирогова: «Слова Евангелия, слышавшиеся в церкви, считались сами по себе святыми; большим грехом считалось переложить их и заменить другими; дух старообрядчества, только уже Никоновского старообрядчества, было господствующим». ( Наши мистики-сектанты, Н. Дубровина Р. Ст., 1895, IX, 182–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

То место этого рапорта, в коем говорится, что купец Целибеев «производить строение не по тому плану, какой был представлен Его Преосвященству, а более по своему расположению» служит достаточным пояснением, почему вскоре О. Мефодий был уволен согласно его прошению, обратно в Оптину пустынь 19 , а место О. Мефодия занял иеромонах той же пустыни О. Парфений, который управлял Малоярославоцкою обителью с 1802 по 1809 год. При нем, продолжалось, хотя и медленно, строение монастыря, который и возобновлен и снабжен церковной утварью и ризницей достаточно; в заключение попечитель обители купец Целибеев внес в Сохранную Казну на всегдашнее обращение 20,000 рублей ассигнациями, с тем, чтобы получаемыми с сей суммы процентами содержать братию и поддерживать монастырское строение. Ho не вдруг установился внутренний порядок возобновленной обители, не вдруг собралась и братия, в 1809 году штатное число (7 человек) еще не было пополнено. О. Парфений отказался от управления обителью, не столько по собственному желанию, сколько будучи вынужден к тому обстоятельствами; он вступил по прежнему в братство Оптиной пустыни. На место его был сперва избран благочинный Малоярославецкой обители Настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря Архимандритом Пименом Боровского Пафнутьева монастыря иеромонах Геронтий, но Калужская Консистория распорядилась весьма благоразумно, предписав «сперва пополнить (в монастыре) штатное число братии, и когда оное наполнится, тогда и выбор Настоятеля учинить им за подписанием всех при Отце Архимандрите Пимене и прислать оной при рапорте». В следствие этого распоряжения в том же 1809 году избран по общему желанию всей братии и по просьбе попечителя обители купца Целибеева Оптиной пустыни Иеромонах Макарий из купеческого сословия и по знанию хозяйственной части человек вполне способный к внешнему, а по своей благочестивой жизни к внутреннему устройству, только что восстановленной обители. Преосвященный Евлампий, муж просвещенный и благочестивый, узнавши о единодушном выборе о. Макария, немедленно утвердил этот выбор следующей резолюцией на представление Консистории: «Отцу Макарию Иеромонаху Оптиной пустыни препоручается пустыня Малоярославецкая, коему да благословит Господь Бог быть там Строителем во славу Его Трисвятаго имени и в назидание церкви нерукотворенной». 1-го ноября 1809 года с ним перешли в Малоярославсцкий монастырь 1 Иеромонах, 2 монаха и 4 послушника.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава пятая. Иеромонах Филарет 1809–1811 Великим постом 1809 года Россия возобновила войну со Швецией. Генерал Багратион совершил ледовый поход семнадцатитысячного русского корпуса к Аландским островам, в чем-то сравнимый с переходом Суворова через Альпы. Вскоре русские войска оказались вблизи Стокгольма, а дивизия Барклая де Толли захватила шведский город Умео, после чего шведы капитулировали. При таких радостных событиях православный русский люд встречал 28 марта Пасху. И в сей день иеродиакон Филарет сделался иеромонахом. Иеромонах – второй по значению монашеский сан. Посвященный в него может совершать таинства, включая главное таинство евхаристии и литургию -основополагающее богослужение христианской церкви. Единственное из семи таинств, которое он не может совершать, это таинство священства. Итак, 28 марта 1809 года во время пасхальной литургии после пения «Херувимской» и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол два диакона подвели Филарета к Царским вратам. – Повели! – возгласил первый диакон, обращаясь к народу. – Повелите! – возгласил второй диакон, обращаясь к клиру. – Повели, преосвященнейший владыко! – возгласил первый диакон, обращаясь к митрополиту Амвросию. Филарет вошел в алтарь, где его трижды обвели вокруг престола, углы которого он целовал, а также прикладывался к руке Амвросия, восседающего на горнем месте. В это время клирики пропели три гимна: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...», «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало...» и «Исайе, ликуй...». По окончании обряда хождения Амвросий встал у правого угла престола, а Филарет преклонил пред ним колена. Митрополит, совершив над главою новопоставляемого знамение креста, возложил на него свою руку и край омофора. Из уст Амвросия потекла тайнодейственная молитва: – Божественная благодать всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, проручествует благоговейнейшего Амвросия во Филарета, помолимся о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О причте Воскресенского собора, с 1809 года, имеются следующие сведения: с 1764 года, в церкви св. великомученицы Екатерины отправляли служение священники «из ученых»: Василий Самуилов, из Троицкой церкви, что на Охте; Иоанн Матвеев – из Троицкого собора, диакон Иоанн Иоакимов, из того же собора; дьячок Михаил Александров, да охтенской же дьячок Яков Федоров. В 1809 году, по ходатайству князя Павла Щербатова, управлявшего вдовьим домом в Смольном монастыре, сюда, к церкви св. Екатерины, определен священником диакон Анисим Александровский, окончивший курс богословия в александроневской академии; в 1809 году диакон Василий Максимов просил определить его в священники к церкви св. Марии Магдалины, что при Воскресенском Девичьем монастыре. По одобрению начальницы Екатерининского института Юлии фон Адлерберг, его просьба была уважена. Священник Антоний Семенов, за невоздержную жизнь, сослан в Сергиевскую пустынь, а по исправлении, определен в Тивральскую церковь , в Финляндии. Сведения об основании и устройстве Воскресенского Девичьего монастыря Основание и устройство Воскресенского монастыря находятся в тесной связи с жизнию 1-й игуменьи Феофании Готовцевой. Об участии ее в устройстве монастыря известно следующее: когда в Бозе почивший император Николай Павлович возымел мысль устроить в Петербурге женский монастырь, то, для устроения его, вызвана была, с несколькими монахинями, из Горицкого монастыря, ризничия Феофания, урожденная Щулепникова, вдова генерал-майора Готовцева, убитого в сражении со шведами 8 августа 1809 года. Прибыв в Петербург, Феофания, с 20-ю привезенными ею монахинями, поселилась вблизи церкви Благовещения, на Васильевском острове, в доме бывшем униатской коллегии. 28 октября 1845 года митрополит Антоний посвятил Феофанию в игуменьи. Для служения в домовой монастырской церкви вызван был из гдовского уезда, 62-х летний священник Василий Артамонович Дубягский. Должность казначеи поручена была монахине Варсонофии; наблюдение за ризницею вверено Дионисии, после бывшей игуменьею Староладожского Успенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010