Белбаж. Троицкий Белбажский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1720 и 1726. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, с. Белбаж Координаты: 57.318835, 44.181949 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - с.Горево - Белбаж 2. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Успенский монастырь - с.Белбаж (однако на участке от д.Федорово до д.Радость неудобная грунтовка) 3. Нижний Новгород - Семенов - с.Ильино-Забоское - с.Горево - Белбаж Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Белбаж – село в Ковернинском районе. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В.Морохина так объясняется название села: от марийского: «пел» - «половина» и «важ» - «корень, исток»: место раздвоения реки. Другие названия – Троицкое (Троицкий монастырь), Покровское – по названию престольных праздников. Памятники градостроительства и архитектуры: комплекс Троицкого монастыря (основан в начале XVIII века): Троицкий собор (1720-1726 гг., 1809-1810 гг.), Введенская церковь (1732 год), Спасская церковь (1815 год), игуменский корпус (первая половина XIX века), келейные корпуса (вторая половина – конец XIX века), ворота с фрагментом ограды; Покровская церковь (конец XVIII – начало XIX века, 1821 год). Документы о принятии на госохрану 22, 8. http://www.gttp.ru/map_NN/kovernino.htm Троицкий Белбажский женский монастырь, расположенный на левом берегу речки Белбаж, при Покровской слободе, был основан в 1708 году по указу Государя Императора Петра I строителем Переяславского Николаевского монастыря игуменом Питиримом (ставшим впоследствии архиепископом Нижегородским и Алатырским). Этот монастырь был создан с миссионерской целью для увещевания и обращения из церковного раскола беглых крестьян. Еще в XVII столетии здесь, в глухих Заволжских лесах на берегу речки Белбаж, возникли старообрядческие скиты. Топонимическое название речки Белбаж, притока Керженца, по одной из версий, возникло от слова " Белмаш " , " Беглаж " – то есть беглый, беглец. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина приводится иное объяснение данного названия: от марийского «бел» – «половина» и «важ» – «корень, исток», то есть место раздвоения реки.

http://sobory.ru/article/?object=23580

А. Блинский В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей – таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни. Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. 1 Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, привнесшему немало замечательных страниц в анналы российской истории. В плеяду выдающихся предков святителя Серафима входили и блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726–1809 гг.), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал Π. В. Чичагов (1765–1849 гг.), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей Александровской эпохи. По причине того что отец будущего святителя полковник M. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство Святого Крещения 20 января 1856 г. в храме св. Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. 2 То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него как и для его предков первым опытом самоотверженного служения Богу в миру. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид после нескольких лет учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии поступил в 1870 г. в Пажеский Его Императорского Величества корпус с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В.А. Юлин Семья Семья святителя Серафима принадлежала к одному из древних дворянских родов. Дворяне Чичаговы происходили из Костромского удельного княжества, фамилия их впервые упоминается в XV в 3 . Таланты были дарованы Богом всему старинному роду Чичаговых. Митрополит Серафим происходил из аристократической семьи, где каждое звено было отмечено особыми дарами. В числе знаменитых предков Леонида Михайловича по мужской линии – Яков Матвеевич Чичагов, один из «птенцов гнезда Петрова», «прорубавший окно в Европу», командовавший военным кораблем на Балтике во время великой Северной войны (1700–1721 гг.), и два адмирала Российского флота. Один из них – Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809 гг.), отважный первопроходец Северного морского пути и знаменитый флотоводец времен императрицы Екатерины II, научивший Запад ценой своих побед в морских сражениях считаться с авторитетом России как морской державы. Василий Яковлевич Чичагов – единственный из моряков, который был удостоен высшего командного ордена Святого Георгия I степени. Другой знаменитый предок – сын В. Я. Чичагова, адмирал Павел Васильевич Чичагов – первый по времени морской министр России, видный государственный деятель и талантливый военачальник, прославивший Отечество блестящими победами на море и на суше, активный участник Отечественной войны 1812 года. Дед святителя Серафима по отцовской линии – Никифор Петрович Чичагов – не был военным. Он занимался изучением истории России и оставил потомкам многочисленные рукописи, часть из которых была опубликована. Принадлежавшие перу Η. П. Чичагова монографии «Жизнь князя Пожарского, келаря Палицына и гражданина Минина» (Санкт-Петербург, 1848 г.) и «Жизнь генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского» (Санкт-Петербург, 1849 г.) были с интересом встречены не только специалистами, но и широкими читательскими кругами того времени. Он был действительным статским советником, долгое время находился на службе в министерстве внутренних дел и тесно сотрудничал с реформатором начала XIX в. М. М. Сперанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Митрополит Серафим (Чичагов), его литературное и богословское наследие Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году. Он был выходцем из старинного дворянского рода – правнуком знаменитого адмирала В.Я.Чичагова (1726–1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П.В.Чичагова (1767–1849), морского министра России, участника войны 1812 года. Леонид Чичагов с детства отличался глубокой религиозностью. Следуя семейной традиции, юный Леонид выбрал карьеру военного. В 1870 году Леонид Чичагов поступил в Императорский Пажеский корпус, где получил блестящее образование, а после его окончания в 1875 году был произведен в подпоручики и зачислен в конно-артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Вскоре началась Русско-турецкая война на Балканах (1877–1878 гг.). Все это время Леонид Чичагов служил в действующей армии. В ходе боевых действий подпоручик Чичагов проявил незаурядную храбрость, мужество и самоотверженность, за что был удостоен многих боевых наград – в том числе получил Георгиевский крест – и был произведен в чин гвардии поручика. Во время войны Леонид Михайлович видел мужество и героизм русских солдат и офицеров. Свои наблюдения и размышления Леонид Чичагов впоследствии описал в литературно-исторических заметках: «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров». В этих книгах раскрылся его талант писателя-документалиста. Кроме того, Л.М.Чичагов написал капитальный исторический труд – «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году», который выдержал несколько изданий. В 1879 году Леонид Михайлович Чичагов женился на Наталье Николаевне Дохтуровой – родственнице Д. С. Дохтурова – Героя Отечественной войны 1812 года. В их благочестивом браке родилось четверо дочерей. К этому времени относится знакомство Леонида Чичагова с протоиереем Иоанном Кронштадтским . В духовном послушании у праведного отца Иоанна он находился тридцать лет. В 1891 году полковник Л. М.Чичагов вдруг неожиданно подал в отставку и объявил близким о своем желании стать священником. Это произвело у них настоящий шок, особенно у жены – аристократки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Белбаж. Троицкий Белбажский женский монастырь. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Введенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1732. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, с. Белбаж Координаты: 57.318392, 44.181729 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - с.Горево - Белбаж 2. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Успенский монастырь - с.Белбаж (однако на участке от д.Федорово до д.Радость неудобная грунтовка) 3. Нижний Новгород - Семенов - с.Ильино-Забоское - с.Горево - Белбаж Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная зимняя церковь, выстроенная в 1732 г. архиепископом Нижегородским Питиримом. Невысокий четверик с боковыми пристройками и пятигранным алтарем, в убранстве интересно сочетание мотивов барокко и традиционного зодчества. Закрыта не позже 1930-х гг., венчания сломаны. Лишь в 1991 г. вновь открыли эту церковь и начали службу. В настоящее время церковь реставрируется. http://svyatayarus.su/church/detail/40431/ Белбаж – село в Ковернинском районе. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В.Морохина так объясняется название села: от марийского: «пел» - «половина» и «важ» - «корень, исток»: место раздвоения реки. Другие названия – Троицкое (Троицкий монастырь), Покровское – по названию престольных праздников. Памятники градостроительства и архитектуры: комплекс Троицкого монастыря (основан в начале XVIII века): Троицкий собор (1720-1726 гг., 1809-1810 гг.), Введенская церковь (1732 год), Спасская церковь (1815 год), игуменский корпус (первая половина XIX века), келейные корпуса (вторая половина – конец XIX века), ворота с фрагментом ограды; Покровская церковь (конец XVIII – начало XIX века, 1821 год). Документы о принятии на госохрану 22, 8. http://www.gttp.ru/map_NN/kovernino.htm Троицкий Белбажский женский монастырь, расположенный на левом берегу речки Белбаж, при Покровской слободе, был основан в 1708 году по указу Государя Императора Петра I строителем Переяславского Николаевского монастыря игуменом Питиримом (ставшим впоследствии архиепископом Нижегородским и Алатырским). Этот монастырь был создан с миссионерской целью для увещевания и обращения из церковного раскола беглых крестьян. Еще в XVII столетии здесь, в глухих Заволжских лесах на берегу речки Белбаж, возникли старообрядческие скиты. Топонимическое название речки Белбаж, притока Керженца, по одной из версий, возникло от слова " Белмаш " , " Беглаж " – то есть беглый, беглец. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина приводится иное объяснение данного названия: от марийского «бел» – «половина» и «важ» – «корень, исток», то есть место раздвоения реки.

http://sobory.ru/article/?object=23585

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Новогиреево, Восточного административного округа города Москвы. Содержание История [ править править код ] Гиреево известно с первой четверти XIV века. Усадебный каменный храм построен владелицей Гиреева княгиней А. П. Голицыной в 1714—1718 гг. Это довольно точное повторение Успенского храма, который был построен примерно за 30 лет до этого в вотчине её отца, селе Дурневе. Храм был освящен патриаршим местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским). Первыми церковнослужителями храма были священник Тимофей Аввакумов, диакон Стахий Трофимов и дьячок Алексей Григорьев, прослужившие до 1726 года. С 1809 года храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского. В начале XX века по просьбе жителей Новогиреева и благословению сщмч. Владимира Киевского — бывшего митрополитом Московским и Коломенским — получил статус приходского храма. В мае 1922 года в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в гиреевский Спасский храм прибыла уездная комиссия, конфисковавшая небогатое церковное имущество: дарохранительницу, лампаду, блюдечко, ризы и обложки с Евангелий. Весной 1941 года храм был закрыт. Престол был перенесен в Храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское. С 1949 года здание находилось на балансе военной школы собаководства. Спасский храм в Гиреево возвращён Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Д. Т. Язова. Настоятелем храма 17 ноября 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена был назначен протоиерей Александр Дасаев. Богослужения в храме возобновлены 18 мая 1991 года. Современное состояние [ править править код ] При храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово три года действует молодежная организация «Лик». В данной организации юноши и девушки от 16 лет собираются не только для общении между собой, но и для общения со священником, для помощи больным пациентам в клинической больнице 70, инвалидам и детям сиротам. Помимо этого, в этой молодежной группе работает театральный и английский кружки, организовываются просветительские поездки не только по городу Москве и Московской области, но и по всей России.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

В то же время действия Барской кофедерации дали России удобный повод к отчуждению у Польши в кон. XVIII в. Правобережья, что облегчило церковную жизнь православных. События Колиивщины вдохновили Тараса Шевченко на написание поэмы «Гайдамаки» (ряд событий описан в ней легендарно). Освобожденный от управления Матронинским монастырем, о. Мелхиседек с 1766 г. назначался игуменом других обителей: Свято-Михайловской в Переяславе, Выдубицкой в Киеве, Мгарской возле г. Лубны. Почил о. Мелхиседек в 1809 г. в Мгарском монастыре, в котором и был погребен. Опека церквей и обителей Правобережья вменялась в обязанность Матронинскому монастырю до времен отчуждения этих земель у Польши. Вспоминая времена Колиивщины, в монастырской округе показывают реликтовое дерево, известное как «Дуб Железняка». Период XIX-XX вв. Архитектура [ править править код ] По состоянию на 1777 г. обитель имела деревянный храм Св. Троицы 1726-1727 гг. постройки и трапезный деревянный храм свт. Иоанна Златоуста с приделом Покрова Пресвятой Богородицы на 2-м этаже. В 1800-1804 гг. был построен каменный Свято-Троицкий храм (в нач. ХХ в. он имел придел прп. Матроны Константинопольской, †ок. 492), в 1820-х гг. – новая деревянная трапезная. В 1843 и 1845 гг. в обители побывал Тарас Шевченко, который нарисовал знаменитую акварель «Мотрин монастырь» и рисунок «Било» (это било монастыря, использовавшееся для звона к богослужению, было сохранено в Национальном музее истории Украины в Киеве). В 1911 г. монастырь был преобразован в женский, в 1929 г. – закрыт и обращен в сельхозкоммуну. В 1943 г. почти все постройки обители были уничтожены, а единственный уцелевший каменный храм Св. Троицы – поврежден. В 1991 г. началось возрождение монастыря. В ходе новой застройки обители здесь был сооружен каменный корпус оригинальной архитектуры (с башенками на углах). Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи В монастыре особо чтится память преподобной Матроны Константинопольской - 9 (22) ноября Как добраться [ править править код ] Обитель стоит в 4 км к западу от села, внутри валов скифского городища (VI-IV вв. до н.э.), условно именуемого Матронинским и окруженного лесами. С северной стороны в овальную по очертаниям территорию городища, которая занимает 200 га, входит клином начало оврага, известного как «Холодный Яр». В окрестностях монастыря сохранились монашеские пещеры. Адрес: 20933, Украина, Черкасская область, Чигиринский район, с. Мельники Телефон: (0472) 63-74-41 , 63-54-63 (Епархиальное управление Черкасской епархии) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Матронинский монастырь. Холодный яр. Мельники. Черкассы Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям». В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам.

http://elitsy.ru/holy/1998/

В 60-70-х гг. XVIII в. содержателем небольшого завода в приходе ц. Всемилостивого Спаса, что в Спасской, был Д. Н. Пирогов (1726-1778). Два К. его работы (111 и ок. 32 пудов, 1765) сохранились в Псково-Печерском мон-ре. К. завода московского купца 1-й гильдии А. П. Струговщикова находились в Москве в церквах «Большое Вознесение» (280 пудов, 1780), свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе (300 пудов, 1784) и в Даниловом мон-ре (314 пудов, 1803). Изделия завода Струговщикова были также в селах Быково (63 пуда, 1772) и Горицы (67 пудов, 1784) Тверского наместничества, в Успенской ц. на Сенной пл. в С.-Петербурге (1780), в Саввиновом Сторожевском мон-ре (41 пуд, 1792). В 1780 г. мастером Михаилом Крючковым на заводе Струговщикова были перелиты 2 К. из Троице-Сергиевой лавры. В 90-х гг. XVIII в. у Струговщикова, а после его смерти (1793/94) - у его матери П. И. Струговщиковой был временный завод в Херсоне, где был перелит из артиллерийских орудий, взятых в 1788 г. казаками в захваченной ими тур. крепости на о-ве Березань, набор из 9 войсковых К. Наибольший из них весил 440 пудов, наименьший - 21 фунт. В 1795 г. К. были привезены в Екатеринодар. В 1809 г. завод Струговщикова был приобретен Н. А. Самгиным. На московском заводе казанского купца М. Е. Астраханцева (1779-1830) в 1796 г. были отлиты два 100-пудовых К. для московской ц. Николая Чудотворца в Хлынове, в 1797 г. перелит 200-пудовый К. «Немчин» с колокольни «Иван Великий» (уничтожен в 1929). В 1802 г. в Твери Астраханцев отлил 500-пудовый К. для Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1808 г. в Осташкове - благовестник весом 538 пудов для Троицкого собора. В 2012 г. И. В. Коновалов обнаружил на звоннице Троицкой ц. подмосковной усадьбы Б. Вязёмы К., отлитый на заводе Астраханцева. Во 2-м десятилетии XIX в. владелицей завода стала его жена А. П. Астраханцева. Только за 1814 г. на ее предприятии было отлито К. общим весом 1500 пудов. После смерти мужа Астраханцева вышла замуж за майора И. Ф. Зенковича, поэтому место производства стало обозначаться на К. как завод «майорши А. П. Зенкович» или просто «М. Зенкович»; такие К. сохранились в церквах «Большое Вознесение» в Москве и прп. Онуфрия Великого в Анапе, а также в собрании московского Церковного колокольного музея при Об-ве церковных звонарей. Последние данные о существовании завода Зенкович относятся к 1856 г.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Упразднена она была в 1724 г., восстановлена в 1726 г. До конца XVIII в. обитель существовала скудно, главным образом, милостынями отдельных благотворителей; настоятелями ее были престарелые монахи. Решительный поворот в судьбе обители произошел благодаря владыке Платону (Левшину), митр. московскому и калужскому. Он посетил монастырь, нашел его местоположение очень удобным для пустынножительства, на подобие Песношскаго мон. Он вызвал в Москву настоятеля последнего, архим. Макария, состоявшего в переписке с архим. Паисием (Величковским). Владыка просил его дать из своего монастыря способного и вполне благонадежного инока. Макарий, с обычной простотой, ответил: да у меня нет таких, владыко святый; а вот разве дать тебе огородника Авраамия? " При личном свидании, последний понравился митрополиту и, вопреки своему желанию, был послан устроять обитель, которую нашел в очень запущенном состоянии, имевшей трех монахов глубокой старости. Архим. Макарий убедил нескольких иноков Песношского мон. перейти в Оптину. Руководствуясь заветами старца Паисия, он наставлял о. Авраамия, который очень много сделал для обители. Много забот в отношении ее проявлял первый епископ самостоятельной калужской епархии, владыка Феофилакт (Русанов), правивший с 1799 по 1809 гг. Много потрудившийся, построивший два храма, иг. Авраамий скончался в 1817 г. Владыка Филарет (Амфитеатров), свое епископское служение начал в калужской епархии. Со старчеством он ознакомился в бытность свою инспектором и ректором Орловско-Севской семинарии. Будучи одновременно настоятелем Брянского Свенского мон., он установил духовную связь с проживавшими в соседнем Челнском мон. схимонахом Феодором, учеником Паисиевым и настоятелем сей обители о. Леонидом (Наголкиным), духовным сыном Феодора. Епископ Филарет, при первом обзоре епархии, нашел месторасположение Оптиной пустыни весьма удобным для уединенной монашеской жизни и решил ввести там более благоустроенное общежитие со скитом для иноков-аскетов, способных к созерцательной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010