Создание школы-семинарии Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. " По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента " указано было " учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике " . Главным учебным пособием был " Букварь или начальное учение отроком " Феофана Прокоповича . В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария . Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Миткевича) , ректора Новгородской семинарии, были подготовлены переиздания житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским , и Киево-Печерского патерика . После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. - в Александро-Невскую Академию . Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать " из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям " . В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов) , снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию .

http://drevo-info.ru/articles/320.html

В то же время действия Барской кофедерации дали России удобный повод к отчуждению у Польши в кон. XVIII в. Правобережья, что облегчило церковную жизнь православных. События Колиивщины вдохновили Тараса Шевченко на написание поэмы «Гайдамаки» (ряд событий описан в ней легендарно). Освобожденный от управления Матронинским монастырем, о. Мелхиседек с 1766 г. назначался игуменом других обителей: Свято-Михайловской в Переяславе, Выдубицкой в Киеве, Мгарской возле г. Лубны. Почил о. Мелхиседек в 1809 г. в Мгарском монастыре, в котором и был погребен. Опека церквей и обителей Правобережья вменялась в обязанность Матронинскому монастырю до времен отчуждения этих земель у Польши. Вспоминая времена Колиивщины, в монастырской округе показывают реликтовое дерево, известное как «Дуб Железняка». Период XIX-XX вв. Архитектура [ править править код ] По состоянию на 1777 г. обитель имела деревянный храм Св. Троицы 1726-1727 гг. постройки и трапезный деревянный храм свт. Иоанна Златоуста с приделом Покрова Пресвятой Богородицы на 2-м этаже. В 1800-1804 гг. был построен каменный Свято-Троицкий храм (в нач. ХХ в. он имел придел прп. Матроны Константинопольской, †ок. 492), в 1820-х гг. – новая деревянная трапезная. В 1843 и 1845 гг. в обители побывал Тарас Шевченко, который нарисовал знаменитую акварель «Мотрин монастырь» и рисунок «Било» (это било монастыря, использовавшееся для звона к богослужению, было сохранено в Национальном музее истории Украины в Киеве). В 1911 г. монастырь был преобразован в женский, в 1929 г. – закрыт и обращен в сельхозкоммуну. В 1943 г. почти все постройки обители были уничтожены, а единственный уцелевший каменный храм Св. Троицы – поврежден. В 1991 г. началось возрождение монастыря. В ходе новой застройки обители здесь был сооружен каменный корпус оригинальной архитектуры (с башенками на углах). Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи В монастыре особо чтится память преподобной Матроны Константинопольской - 9 (22) ноября Как добраться [ править править код ] Обитель стоит в 4 км к западу от села, внутри валов скифского городища (VI-IV вв. до н.э.), условно именуемого Матронинским и окруженного лесами. С северной стороны в овальную по очертаниям территорию городища, которая занимает 200 га, входит клином начало оврага, известного как «Холодный Яр». В окрестностях монастыря сохранились монашеские пещеры. Адрес: 20933, Украина, Черкасская область, Чигиринский район, с. Мельники Телефон: (0472) 63-74-41 , 63-54-63 (Епархиальное управление Черкасской епархии) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Матронинский монастырь. Холодный яр. Мельники. Черкассы Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В настоящее время рака Александра Невского экспонируется в Концертном зале Зимнего Дворца. Хотя уже долгое время ведутся переговоры о возвращении святыни в Александро-Невскую лавру, однако пока, увы, безрезультатно. Обитель быстро становилась центром духовного просвещения. В феврале 1716 г. сюда прибыли шесть монахов из Москвы, в марте - тринадцать из Киева. В 1722 г. братию составляли уже 78 иноков, из них 46 иеромонахов. Император распорядился воспитывать учёное монашество и повелел «кроме Невского монастыря монахов во архиереи и в знатные архимандриты никого не производить». Обитель стала своего рода школой высшего духовенства; многие из насельников позже стали архиереями в разных городах Российской империи. В 1721 г. при монастыре открылась Славянская школа, преобразованная спустя пять лет в Греко-Латинскую семинарию: в 1788 г. она становится Главной семинарией с расширенным курсом наук и с числом воспитанников 200 человек. А в 1797 г. это уже Александро-Невская Академия, с 1809 г. - Санкт-Петербургская Духовная Академия. С 1719 г. здесь действовала типография, одна из первых в новой столице, и, конечно же, была устроена библиотека. В 1726 г. монастырь получил статус ставропигиального. Описывая богатый некрополь лавры, Пыляев перечисляет множество имен, знаменитых в отечественной истории... Между прочим напоминает, что на Лазаревском кладбище покоится известный лаврский духовник схимонах Алексий (Шестаков † 1826), тот самый, что по легенде дал императору Александру I «совет преобразиться в старца Феодора Кузьмича». «...с этим схимонахом беседовал в келье император Александр I перед своим отъездом в Таганрог сентября 1825 г.]... При входе государя, Алексий, пав пред Распятием, пропел тропарь " Спаси Господи " и в то же время, обратясь к высокому гостю, сказал: " Государь, молись! " Государь положил три поклона. Схимник, взяв крест, прочёл отпуст и осенил императора. После этого монарх сел с митрополитом на скамью и, посадив схимника, вполголоса разговаривал с митрополитом и, между прочим, сказал: " Все ли здесь имущество его? Где он спит? " Схимник...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Храм, построенный в 1706 г., перестроен был в 1803 г. Он покрыт тогда железом, глава и крест позлащены. В 1825 г. священником Александром Полниц-ким внесен в храм серебряный крест со св. мощами, доставшийся ему от деда его, капитана Григория Ферликовского, жившего в Змиеве. Другой храм в Хухре во имя Святителя Николая построен был после шведской войны в 1726 г. О построении его просили дозволения атаман Филипп Сафьянов и другие хухряне. Покровский священник Димитрий восстал против сего; он писал, что будто прихожане не желают другого храма, и атаман солгал. Следствие, произведенное ахтырским игуменом Корнилием, показало, что половина хухрян – те, которые живут за версту и более от Покровского храма, действительно просят другого храма. Священник Димитрий и после того вошел с протестом, и архипастырь написал: «Сего попа взять в цепь до нашего решения, за упрямство денежный штраф взять всеконечно и за труд посильщикам вдвое; а мы за спор строения церковнаго знати будем, что делать». По местному преданию, к построению Николаевского храма особенно побуждал хухрян священник Николай Снесаревский, бывший полковым священником во время шведской войны, и по его убеждению черкашенин Филип Богатырь пожертвовал для храма дом свой, который по некоторой поправке и был освящен. Этот храм существовал до 1812 г. в своем виде, в виде дома, с крестом над алтарем. Новый храм, уже каменный , начали строить в 1809 г. На его постройку употреблен был кирпич из зданий упраздненного Ахтырского монастыря, кирпич продавался и куплен был по 50 к. за тысячу. При перевозке его много помогал бывший в должности исправника Иван Боярский. Храм окончен и освящен в 1812 г. Метрические книги Покровского прихода начинаются с 1751 г., а Николаевского – с 1759 г., исповедные росписи обоих приходов – с 1764 г. ЖУРАВНОЕ При заливе из реки Ворсклы, на правой стороне ее, в 10 верстах от Ахтырки. В грамоте от 12 марта 1707 г. читаем: «161 (1652) г. сент. 10 за рукою воеводы Данилы Коптева написано: от реки Ворсклы, от Литовскаго рубежа; чрез лес на Журавную поляну, от Литовской границы подле концев большаго Букреевскаго лесу, чрез ахтырскую дорогу, подле ахтырскаго лесу, что ездят от Ахтырскаго на Журавину, до граней, пока мест грани стали Оксома до Андрея Хоцких; от тех граней вниз по Журавной поляне последняя грань до верховья Царева Колодезя, по правой стороне до реки Ворскла, вниз по Ворскле до Литовскаго рубежа». В таком виде земли Журавного отданы были в 1652 г. боярским детям, служившим в Алешенском укреплении. В 1689 г. алешан-цы продали эти земли ахтырскому полковнику Ивану Перекрестову, который лет за 5 пред тем увеличил население соседнего села Лутищ. В Журавном оказалось земли на 350 дес., и межевая линия шла «вверх по Ворсклу до Немеровскаго городища и до устья Царева Колодезя рыботынской и буймеровской дач».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1726—27 гг. обе церкви: и холодная и тёплая оказались ветхи, служить в них стало невозможно и по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 году, на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных, построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На одном из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «1770 года построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесять Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенскаго Феофана Феофилактовича...» Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например на Минее написано: «203 (1695). Спасскаго собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки не отъемлемо». Подобная же надпись от 1734 года есть и на Служебнике. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1809 года. Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 года. В пользу причта поступает доходов: а) процентов с причтового капитала (1 158 р.) — 46 р. 12 к.; б) от служб и требоисправлений до 200 р., всего около 220 р. в год.1 Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году отобрана в удельное ведомство, в котором состоит Рыбная слобода. В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные…» Из книги: Добронравова В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 38-39. http://pki.botik.ru/books/iso-vol2.pdf

http://sobory.ru/article/?object=00438

Осенью 1937 года новомученик Александр был вновь арестован. На этом имеющиеся в нашем распоряжении документальные сведения о нем прерываются, однако большая часть устных сообщений говорит о его мученической кончине. Место его погребения неизвестно. Память священномученику совершается 21 ноября, в день его кончины. 28-го числа. Священномученик митрополит Серафим Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии. Среди предков будущего святителя был знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726–1809), исследователь Северного Ледовитого океана. Окончив в 1875 году Пажеский корпус, Леонид Чичагов был произведен в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Начавшаяся в 1876 году Русско-турецкая война привела гвардейского подпоручика Л.М. Чичагова в состав действующей армии на Балканах и вместе с тем стала серьезным жизненным испытанием будущего святителя. Оказавшись участником почти всех основных событий этой кровопролитной войны и отмеченный несколькими наградами, Л.М. Чичагов неоднократно проявлял высокий личный героизм. Однако не героика войны и не миссия русской армии стали главными темами размышлений молодого офицера в этот период. Тема духовного смысла жизни и смерти, во всей остроте поставленная перед ним войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, тема деятельной любви к своим братьям во Христе, которых он научился различать и под офицерскими мундирами и под солдатскими шинелями, после войны стали важнейшими побудительными началами для глубоких религиозных размышлений будущего святителя. Промысл Божий, уберегший поручика Л.М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским , разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

священник Вадим Суворов Скачать epub pdf Доклад на конференции «Священномученик Серафим (Чичагов) : личность и наследие». Удельная, 2007 год.  11 декабря 2007 года испольнилось 70 лет мученической кончины выдающегося иерарха, новомученика Русской Православной Церкви митрополита Серафима (Чичагова) . В феврале этого же года исполнилось 10 лет его канонизации.  Как известно, последние годы перед расстрелом владыка Серафим провел в поселке Удельная, где, находясь на покое, снимал в одном из дачных домов две небольшие комнаты. В Удельной, 30 ноября 1937 года владыка был арестован, а 11 декабря – расстрелян и похоронен на печально известном полигоне в Бутово. Поселок Удельная стал местом последнего земного пристанища митрополита Серафима, и в этой связи вполне естественной была идея провести в 2007 году в Удельной конференцию, посвященную его памяти. Дворянин по происхождению, до принятия сана и монашества – блестящий офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени – владыка Серафим являет нам пример широко образованной, гармоничной и высоконравственной личности, оставившей нам богатое духовное наследие. Изучению этого наследия и посвящена настоящая конференция. Митрополит Серафим (в миру – Леонид Михайлович Чичагов) родился в Санкт-Петербурге 9 января 1856 года в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья владыки Серафима принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов России. Среди выдающихся предков Святителя – известный мореплаватель адмирал Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809) и российский морской министр адмирал Павел Васильевич Чичагов (1767–1849) – видный военный и государственный деятель Александровской эпохи. В 1874 году Леонид Чичагов оканчивает по 1-му разряду Императорский Пажеский корпус – самое аристократическое учебное заведение того времени. В нем будущий святитель получает фундаментальное военное и общее образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

А. Блинский В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей – таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни. Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. 1 Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, привнесшему немало замечательных страниц в анналы российской истории. В плеяду выдающихся предков святителя Серафима входили и блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726–1809 гг.), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал Π. В. Чичагов (1765–1849 гг.), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей Александровской эпохи. По причине того что отец будущего святителя полковник M. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство Святого Крещения 20 января 1856 г. в храме св. Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. 2 То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него как и для его предков первым опытом самоотверженного служения Богу в миру. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид после нескольких лет учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии поступил в 1870 г. в Пажеский Его Императорского Величества корпус с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Новогиреево, Восточного административного округа города Москвы. Содержание История [ править править код ] Гиреево известно с первой четверти XIV века. Усадебный каменный храм построен владелицей Гиреева княгиней А. П. Голицыной в 1714—1718 гг. Это довольно точное повторение Успенского храма, который был построен примерно за 30 лет до этого в вотчине её отца, селе Дурневе. Храм был освящен патриаршим местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским). Первыми церковнослужителями храма были священник Тимофей Аввакумов, диакон Стахий Трофимов и дьячок Алексей Григорьев, прослужившие до 1726 года. С 1809 года храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского. В начале XX века по просьбе жителей Новогиреева и благословению сщмч. Владимира Киевского — бывшего митрополитом Московским и Коломенским — получил статус приходского храма. В мае 1922 года в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в гиреевский Спасский храм прибыла уездная комиссия, конфисковавшая небогатое церковное имущество: дарохранительницу, лампаду, блюдечко, ризы и обложки с Евангелий. Весной 1941 года храм был закрыт. Престол был перенесен в Храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское. С 1949 года здание находилось на балансе военной школы собаководства. Спасский храм в Гиреево возвращён Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Д. Т. Язова. Настоятелем храма 17 ноября 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена был назначен протоиерей Александр Дасаев. Богослужения в храме возобновлены 18 мая 1991 года. Современное состояние [ править править код ] При храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово три года действует молодежная организация «Лик». В данной организации юноши и девушки от 16 лет собираются не только для общении между собой, но и для общения со священником, для помощи больным пациентам в клинической больнице 70, инвалидам и детям сиротам. Помимо этого, в этой молодежной группе работает театральный и английский кружки, организовываются просветительские поездки не только по городу Москве и Московской области, но и по всей России.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

Затем состоялось вручение церковных наград. Их были удостоены:  В завершение Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех с праздником, дорогие мои! Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да хранит Господь сию замечательную духовную школу нашей Церкви и каждого из вас на том замечательном, великом, непростом, но одновременно радостном пути, который вы избрали. Христос Воскресе!» Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славенская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Вскоре после Октябрьской революции, осенью 1918 года, прежние духовные школы Северной столицы были закрыты. В ноябре 1945 года в Ленинграде, в части здания духовной семинарии, были открыты Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария создана указом Святейшего Патриарха на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010