История должности О.-п. закончилась при его преемнике, Карташёве, ранее занимавшем должность товарища (заместителя) О.-п. Возглавив ведомство правосл. исповедания 25 июля 1917 г., Карташёв добился упразднения своей должности. 5 авг. 1917 г. постановлением Временного правительства учреждено Мин-во исповеданий, в ведение к-рого перешли дела обер-прокуратуры Синода, а также Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. До преобразования Высшего церковного управления Поместным Собором, к-рый должен был состояться 15 авг. 1917 г. в Москве, министр исповеданий Карташёв получил не только права и обязанности О.-п., но и права министра внутренних дел. Приход к власти большевиков полностью изменил политическую жизнь в стране, уничтожив саму возможность нормальных церковно-гос. отношений. Должность министра исповеданий была упразднена, а принятый в янв. 1918 г. декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» положил конец прежним взаимоотношениям духовной и светской властей России. Обер-прокуроры XVIII - нач. XX в.: Болтин (13 июня 1722 - 11 мая 1725); Баскаков (11 мая 1725 - 2 дек. 1730); Кречетников (3 нояб. 1740 - февр. 1741; в должность не вступал); кн. Я. П. Шаховской (31 дек. 1741 - 29 марта 1753); А. И. Львов (18 дек. 1753 - 17 апр. 1758); кн. А. С. Козловский (17 апр. 1758 - 9 июня 1763); И. И. Мелиссино (10 июня 1763 - 24 окт. 1768); П. П. Чебышев (24 окт. 1768 - 7 мая 1774); С. В. Акчурин (12 мая 1774 - 28 июля 1786); А. И. Наумов (28 июля 1786 - 26 июля 1791); гр. А. И. Мусин-Пушкин (26 июля 1791 - 8 июля 1797); кн. В. А. Хованский (14 июля 1797 - 5 июня 1799); Хвостов (10 июня 1799 - 31 дек. 1802); Яковлев (9 янв.- 1 окт. 1803); кн. Голицын (21 окт. 1803 - 24 окт. 1817; и как министр Двойного министерства с 24 окт. 1817 по 15 мая 1824); кн. Мещерский (19 нояб. 1817 - 2 апр. 1833); Нечаев (10 апр. 1833 - 25 июня 1836); гр. Протасов (25 июня 1836 - 16 янв. 1855); А. И. Карасевский (25 дек. 1855 - 20 сент. 1856); гр. А. П. Толстой (20 сент. 1856 - 28 февр. 1862); А. П. Ахматов (28 февр. 1862 - 3 июня 1865); гр. Д. А. Толстой (3 июня 1865 - 23 апр. 1880); Победоносцев (24 апр. 1880 - 19 окт. 1905); кн. А. Д. Оболенский (20 окт. 1905 - 4(24) апр. 1906); кн. А. А. Ширинский-Шихматов (26 апр.- 9 июля. 1906); прот. П. П. Извольский (27 июля 1906 - 5 февр. 1909); С. М. Лукьянов (5 февр. 1909 - 2 мая 1911); В. К. Саблер (2 мая 1911 - 4 июля 1915); А. Д. Самарин (5 июля - 26 сент. 1915); А. Н. Волжин (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916); Раев (30 авг. 1916 - 3 марта 1917); Львов (3 марта - 8 июля 1917); Карташёв (25 июля - 5 авг. 1917).

http://pravenc.ru/text/2578043.html

гр. 1566 г. об отказе в перемирии с Польшею; игум. Герман), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. игум. Евфимий, в 1584 г. Маркелл); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 251; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, перепис. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 102 (образ Преч. Богор. резан на серебре; приложил тое икону к иконе Преч. Богор. Колоцкой игум. Митрофан); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (в 1754 г. с 1.069 душ крест. собиралось 32 руб. на содерж. семинарии); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.069 душ крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 75 (Древн. обл. Вятичей); 1875 г., II, смесь, 18 (игум. Пахомий 1734 г.); 1877 г., I, Отд. 2, 409 (воспомин. архим. Пимена); “Полн. собр. лет.», VI, 140 (чудо от иконы Пречист. Богород. 1413 г.); VIII, 86 (о том же); “Дворцов. разряды», I, 307 (занятие м-ря литовцами 1617 г.); III, 653 (встреча вселен. патриархов 1666 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 73 двора); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 84 (в 1722 г. имел в Москве, близ Новинского м-ря, подворье); IV, 423 (в 1724 г. приписан к Новоспасскому м-рю; в нем было 15 челов. братии, а в 1676 г. имел 74 двора крестьян); VI, 360 (в 1726 г. м-рь сделан самостоятельным и в 1727 г. игуменом определен Синодальн. дома иеродиакон Феодор), 399 (дело о монахах Савве, Варфолом. и Иоанник.; в 1725 г. упоминается игум. Сергий); VII, 302 (братия Петропавлов. Брян. м-ря просила к себе на место архим. Питирима игумена Колоцкого Феодора, но св. Синод в 1727 г. эту просьбу не уважил); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 217, 4 (о явлении чудотв. образа преч. Богородицы и о начале м-ря ее Колочского) 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; празднование явления иконы Богород. на Колоче 9 июля); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1791 г., VII, 3 (приговор. грам 1566 г. о походе войною на Польшу; игум. Герман), 161 (приговор. грам. 1584 г. о монаст. вотчинах; игум. Маркелл); “Русск. истор. Библиот.», III, 287 (в 1567 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ив. Борис. Волоцкого; на Ондрониково 10 руб.); 1789 г., V, 91 (архим. Митрофан свидетельствовал духовную Вел. кн. Ивана Вас. 1504 г.), 100 (тот же архим. в 1506 г. был поручителем за кн. Конст. Ив. Острожского), 106 (духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; к Спасу в Ондроньев), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; в м-рь 10 руб.), 203 (поруч. запись 1531 г. по кн. Фед. Мих. Мстиславском; архим. Изосима); 1790 г., VI, 13 (поручн. запись 1547 г. по кн. Ив. Ив. Пронском; архим. Авраамий), 46 (поручн. запись 1561 г. по кн. Вас. Мих. Глинском; архим. Иосиф), 158 (поручн. запись 1565 г. по бояр. Ив. Петр. Яковлеве; архим. Иосиф), 260 (поручн. запись 1566 г. по кн. Мих. Ив. Воротынском; архим. Иосиф); 1791 г., VII, 3 (тот же архим. Иосиф в 1566 г. подписал приговорную грам. о походе войною на Польшу), 67 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; архим. Евфимий), 144 (приговорн. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; архим. Евфимий), 160 (о том же в 1584 г.; архим. Феодосий); “Переписн. книги Москвы», I, 5 (в 1626 г. м-рь имел подворье в Кремле, близ Фроловских ворот, в пол-третьи сажени от стены); “Русск. истор. Библиот.», III, 252 (архим. м-ря Иосиф был в числе посольства к Иоанну Грозн. в Александров. слоб. об испрошении его милости); IV, 854 (Палинодия 1621 г.; 13 июня память преп. Андроника, ученика Сергия Радонеж.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 109 (вотчииа м-ря в Звенигор. уезд. по писцов. кн. 1624 г.). 1156. Спасов – Кукоцкий или Спас на Куксе, мужской, ныне церковь в селе Спас-Кукса или Сербилово, Владимирской губ., Суздальского у., в 23 вер. к зап. от Суздаля, при ррч. Куксе и Ирмизе. Несомненно существовал в XVI ст., так как в нем пребывал некоторое время Гришка Отрепьев. По писцовым книгам 1628 – 1630 год. имел « церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево». В 1700 г. в нем был игумен Александр. В 1725 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Л-м именно из «Сказания». 1902 Таковы: 1) «Краткая история о соблазнах феодосиева согласия – ркп. И. П. Б. О. I, 443, л. 153 об.–154; это сочинение по всем признакам принадлежит перу того же Тимофея Андреева; 2) поморское послание неизв. автора – ркп. И. П. Б. Q. I, 1026, л. 35; 3) заметка в той же ркп. 1026 на л 25 об.: «Ф. Калипыч свидетельствует: како были впоморье в монастыре влето 7235»…; 4) «Книга Петербургских христиан мира деяния 1791 г. Генв. 4» – в ркп. Владим. семинарии 75, л. 96 об.; 5) в той же рукописи Владим. семинарии 75, л 366 об. – в письме Ал. Як. Балчужного; и 6) Письмо Зенкова к Вас. Емельянову – Правосл. Обозрение 1864 г., т. XV, стр. 237 – в примечании ( Н. Барсов почему то не доверяет этому прямому свидетельству письма Зенкова о 1727 годе, и в своей статье «Братья Андрей и Семен Денисовы» – в Правосл. Обозрении за 1865 г., т. XVIII, стр. 245 – говорит лишь приблизительно: «около 1725 года»). 1903 Напр. – в том отрывке, который издан Н. Поповым в Чтениях Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс. за 1869 г., кн. 2, стр. 117=118; в рукописях И. П. Б. О. I, 369, л 91–93; Q. I, 1026, л. 26–27 об.; Q. I, 1089, л. 32–33 об.; в ркп. Владим. семинарии 75, л. 122 об., 124 об.; в «Хронологич. ядре» П. Любопытного – ркп. И. П. Б. Т. I, 485, л. 359–360. 1904 В одном памятнике это первое путешествие Игнатия относится даже к 1715 году. Этот памятник – «Краткое летосчисление настоящего века» (помещается он в приложении к «Извещению праведному» Григория Яковлева – см. стр. 150, и он же в ркп. И. П. Б. Q. I, 1083 – неполный – л. 269–270 об., см. л. 270). Но об ошибочности этой даты мы уже и не говорим. 1905 К 7244 (1736) году относит это 2-е путешествие Игнатия еще «Житие Семена Денисова» – в ркп. И. П. Б. Q. I, 1064, л. 50 об. – А «Хронологическое ядро» (ркп. И. П. Б. Т. I, 485, л 341) дает для него дату 1722 года. Происхождение этой даты у П. Любопытного объясняется тем, что он, приняв для 1-го путешествия неправильную дату – 1719 год, при определении затем даты 2-го путешествия правильно прибавил к 1719 (м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежные историки Церкви. XVII - нач. XX вв. БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления ГЕДЕОН Мануил (1851 - 1943), греческий историк Церкви, великий хартофилак Константинопольского Патриархата ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МУРАТОРИ Лудовико Антонио (1672 - 1750), католич. свящ., историк Церкви, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии

http://pravenc.ru/rubrics/121254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежные историки Церкви ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей ДАНИЕЛЬ-РОПС (наст. имя Анри Петьо) (1901 - 1965), церковный историк, католич. писатель, член Французской академии (с 1955) ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИОАННУ [Жоанну] Периклес Пьер (1904-1972), канонист, церковный историк и византолог греч. происхождения и греко-католич. исповедания ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МУРАТОРИ Лудовико Антонио (1672 - 1750), католич. свящ., историк Церкви, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист ОПИЦ Ханс Георг (1905-1941), нем. церковный историк, патролог. Учился в Асканийской гимназии (Askanisches Gymnasium) в Берлине ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии

http://pravenc.ru/rubrics/121244_2.html

преставился в м-ре Феофан Прокопович) ; 1791 г., XVI, 282 (историч. известие о Киев. академии); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 516, (перечень обид, причиненных м-рю и его крестьянам шляхтичами в 1758 г.); т. V, 387, (игумен Пустын.-Николаев. м-ря Иоасаф Кроковский был вместе с тем, в 1693 г., игум. и ректором Брат. м-ря); т. VI, 651, ССХХ (письмо 1625 г. членов братства к ц. Михаилу Феод. с просьбою о пособии на церковн. строение), 553, (письмо членов братства к думному дьяку Грамотину о том же), 573, CCXXIX (письмо 1626 г. членов братства к ц. Михаилу Феод. с просьбою о милостыни для содерж. братской школы); “Сборник летоп. южн. и зап. Руси”, 5 (в 1622 г. в м-ре погребен Петр Сагайдачный, быв. ктитором м-ря), 86 (в 1620 г. в м-ре останавливался на целое лето проездом из Москвы Феофан, митроп. Иерусалим.). 88. Братский – Богоявленский , мужской, 1-го класса, в губерн. гор. Могилеве. Основан в 1619 г. (в „Ист. Росс. Иерар.” ясно опечатка в 1691 г., повторенная у Ратшина и в „Опис. монаст.” 1817 г.) поборником гонимого тогда православия кн. Ив. Богд. Огинским, который при этом учредил здесь школьное братство и типографию. В 1798 г. он положен в 3-м классе, в 1828 г. возведен на степень 2-го класса, в 1842 г. на степень 1 -го. Здесь находится чудотв. икона Божией Матери, защитившая по усердной молитве одной бедной вдовы город от разграбления поляками. “Ист. Росс. иер.”, III, 440; Ратшин, 176; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. 1, 26; “Опис. монаст.”, 1817 г., 69; “Журн. Мин. Вн. Д.”, 1842 г., XLIV, 14; “Могилев. губ. ведом.”, 1842 г., 23; 1847 г., 32–36; 1848 г., 8 (в примеч. об иконе), 12 (письмо Иосифа Бобриковича, 1-го еписк. Могилев., в 1635 г., к Братству), 32 (грам. Августа II Еп. Сильвестру кн. Четвертинскому 1725 г. о невозбранении Могилевобрат. м-рю самому от себя избирать игуменов); 1850 г., 49–52 (Соколов, “Опис. м-ря”); “Полн. собр. Закон.”, 1828 г., III, 2386; “Извлеч. из отч. Об.-Пр.”, 1842 г., 12 (о возвед. в 1 кл.); 1844 г., 96 (надел. землею); 1846 г., 92 (надел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Строит. Антоний , в мае 1631. Игумены Дионисий определён 12 июня 1634; упом. в апр. (sic) 1644, в авг. (sic) 1647, 1652 (sic); 1641–53, мая. Sic. Савватий , 1642–46. [Упом. строитель Иосиф в авг. 1655. Верейского уезда обновления храма нового строитель Александр , 1648–53, 57, 68–71.] Адриан , 1666–1681, февр. (sic). Гордиан , 1681–85. Паисий , в нояб. (sic) 1691. Тимофей , 1693–1695, нояб. 28 (sic); (бывший 1696 и 98). Афанасий , 1695–96. Киприан , в мар. 1706. Парфений , 1709–11. Арсений , 1712–16. Павел , 1717–20. Варлаам , 1720–24. (В 1725–28 не было настоятеля, и монахи были в Возмицком). Ефрем определён 5 авг. 1728, а в 1738 лишён священства. Антоний определён в 1738. Иосиф , 1752 и 53. Манассия , 1757. Иосиф , в дек. 1763. 75 Спасский (Спаса Ядрипского названного в 1666 г.) в городе Коломне, известен с XV века; по штатам 1764 г. положен был в 3-м кассе; упразднён в исх. XVIII века. [IV, 576.] Архимандриты Мартин , 1379 (Ист. Карамз., V, 58, прим. 57). Иннокентий , 1481. Феодосий , 1548. Леонид , в февр. 1621. Дионисий , 1633–40, дек. 24. Феодосий , 1647–53, мар. Иона , в янв. 1654. Пафнутий , 11 дек. 1658. Иона , 1659–62, сент. Савватий в 1662 перев. из Голутвина; упом. в сент. 1665. Евстафий упом. 20 апр. 1669. Сергий , 8 января 1670–1673. Вассиан , 1686. Сергий , 1694 и 95. Сильвестр , 1715 и 16. Софоний 2 февр. 1718 перев. из Радовицкого; до 1728. Давид , 1742–45, 10 мая уволен на покой. Игнатий , перев. из Бобренева, 1756–1760. Вонифатий Борейко , 1762–66, перев. в Голутвин. Игумены Николай , 1766–73, перев. во Владычен мнтрь. Арсений Тодорский определён 17 мар. 1773, а 6 апр. 1774 перев. в Голутвин. Порфирий Липнягов , в 1774–78. Антоний 1779 перев. во Владычен. Арсений , 1779–82. Сильвестр , 1791–93. Агапит , 1794–96. 76 Распятский (Новорождественский) девичий, в городе Серпухове, в 1764 обращён в приходскую церковь . [V, 666.] Старица Маремиана , в нояб. 1662. Иг-нья Евфимия и в янв. 1718. – Евстолия определена 6 февр. 1713; упом. 1718–27. 77 Медведева, Рождества Богородицы пустынь, Дмитровского уезда, при селе Рогачёве, упом, в начале XVI века. В 1651 была приписана к Саввину Сторожевскому, в 1663 к Московскому Андреевскому, а в исх. XVII века – к Донскому. Упразднена 1764 г. [V, 59.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10,3 «Если напоит кто, – говорит [Господь], – чашею холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» 1788 . Видишь, до чего простер Господь удобство [исполнения] заповеди, чтобы никто не лишен был участия в добре, как немощный и слабый произволением. И еще [говорит]: «[Так как] вы сделали это одному, Мне сделали» 1789 , – лишь бы только делаемое [вами] делалось по Богу, а не для славы человеческой. Ибо присовокупил слова: «Только во имя ученика» 1790 1791 , – то есть, добро да совершается по страху и из любви ко Христу. 10,4 Порицая же делающих что-либо доброе напоказ, для славы и похвалы человеческой, Господь дал [о них Свой] приговор, сказав: «Всё делают они, чтобы видели их люди» 1792 , – и впоследствии с клятвою присовокупляет так: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» 1793 . Посему Он заповедует ученикам: «Смотрите, не творите милостыни вашей или поста или молитвы пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» 1794 . Исходящие от людей славу, честь или похвалы советует Он отвергать и вообще не подпускать к уму, но ожидать себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от единого Бога, поскольку Господь не учил тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро вовсе не было знаемо людьми. Да и как было бы это возможно, когда Он Сам увещевал, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершаемые во славу Божию? «Да видят, – говорит Он, – ваши добрые дела и прославят Отца вашего небесного» 1795 . 10,5 Апостолы, законоположив Духом ничего из необходимого не предписывать или совсем не затруднять [уверовавших] из язычников, разве что воздерживаться от блуда, идоложертвенного, удавленины и крови 1796 , умолчали до поры до времени о великом числе заповедей по многой и безмерной своей доброте и сострадательности, облегчая младенчество духовного их возраста, желая того только, чтобы сперва от идолопоклонства приступили они к вере, чтобы так, будучи отчасти послушными слову истины, сподобились достичь и важнейших предписаний заповедей и духовного возрастания. 10,6 Если же кто и к молитве довольно ленив, и в служении, и в прочем исполнении какого бы ни было дела для упокоения братии выказывает вялость, нерадение и пренебрежение и не мужается тщательно и верно выполнять все, что велено, то апостол, именуя такого ничем не занятого и, напротив, бесполезного человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: «Праздный да не ест» 1797 . И в другом месте [сказано]: «Праздных и Господь ненавидит, и 1798 праздный не может быть верным» 1799 . И в [книге] Премудрости говорит [Сирах]: «Многой злобе научила праздность» 1800 . Каждый обязан приносить плод в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Господа, и быть тщательным хотя бы в одном хорошем [деле], чтобы, оказавшись совершенно бесплодным, не лишиться вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2 Это видно из синодального дела 1726 г. 156 о смоленских шляхтичах, „явившихся поженившимся в запрещенных от церкве степенех». Дело продолжалось более 25-ти лет и осталось не решенным; но оно имело влияние на развитие русского законодательства о различных сторонах брака (См. в П. Собр. Закон. син. указы 15 авг. 1728 г. 5332, 9 янв. 1747 и др.) 3 „ Святейший правительствующий Синод имел рассуждение, что по святым правилам и по напечатанному в кормчей книге о тайне супружества древнему православной церкве узаконению, точно положено и пр.». Этот указ напечатан в Систематическом своде узаконений, изданном комиссией составления Уложения, Спб. 1816, Т. II, стр. 149 – 150. 4 См. синодальные протоколы 3 янв. 1787 г., 25 июля 1791, 10 и 22 авг. 1800 г., 27 июля 1800 и др. 5 Син. д. 1756 г. 396. Доношение преосв. Георгия и определение св. Синода на доношение см. в Приложениях. 6 См. в «Чтениях Московского общества любителей дух. просвещения», Москва, 1870 г., кн. 2-я, 2-й отд. стр. 1. 7 Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу... Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего... Это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею... ( Левит. 18:5, 6, 16, 17, 18 ). Проклят, кто лежит с женою отца своего ... с сестрою своею, с дочерью отца своего... ( Втор. 27:30, 22 ). 8 Так объясняют значение трагедии Эдипа новейшие исследователи о брачном праве. См. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche, Wien, 1864, S. 224–225. 9 Cod. V, 4. 17: Nemini liceat contrahere matrimonium cum filia, nepte, pronepte, itemque matre, avia, proavia, et ex latera amita et matrertera, sorore, sororis filia et ex ea nepte, praeteria fratris filia et ex ea nepte, itemque ex affinibus privigna, noverca, nuru, ceterisque, quae jure autiquo prohibentur. Cf. Dig. XXIII. 2. 14. § 2; 39. § 1. 11 Василия Вел. Пр. 23, 78 и 87 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010