В конце 1722 года обер-прокурор обратил внимание Синода на крайнюю запущенность дел в монастырском приказе, зависевшую от неисправности судьи приказа, и Синод почти немедля назначил нового судью 1374 . В 1724 году обер-прокурор предлагал оштрафовать московскую духовную дикастерию, которая, вопреки общему требованию Синода, представила в Синод дело без своего мнения. Предложение это не было рассмотрено Синодом 1375 . Иногда обер-прокурор выступал с проектами новых постановлений. Так, в 1723 году он предлагал, ввиду уменьшающихся с каждым годом средств монастырского приказа и возрастающей недоимки за крестьянами церковных вотчин, вернуть монастырскому приказу розданные в управление монастырей заопределенные вотчины. Синод не согласился на это 1376 . По предложению обер-прокурора Синод учредил в 1724 году, по примеру светского ведомства, особую контору инквизиторских дел при Синоде 1377 . Иногда обер-прокурор входил с проектами решения синодальных дел, имевших, впрочем, отчасти и казенный интерес. Так, в 1723 году он предлагал Синоду об освобождении Петровского Высокого и Донского монастырей, по просьбам их настоятелей-архимандритов, от уплаты «презентальных денег» придворному священнику за объявление о рождении царевича, начисленных недоимкой с 1710 года; также – о продаже оставшегося после умершего в 1705 году Устюжского архиерея имущества в погашение сделанного на почившем начета в пользу казны 1378 . По предложению обер-прокурора собраны были сведения о наличности хлеба в заопределенных вотчинах 1379 . Иногда обер-прокурор выступал пред Синодом и в качестве ходатая по делам, не относившимся к обер-прокурорской должности. Так, в 1723 году Синод, по ходатайству обер-прокурора, дозволил выпустить в продажу 311 икон, задержанных у крестьян села Палеха. Крестьяне эти привезли всего 837 икон, из которых только 26 по осмотру были признаны хорошими, 500 признаны негодными и потому «счищены», а 311 признаны по достоинству – ниже среднего и были задержаны для исправлений 1380 . В 1725 году по просьбе обер-прокурора отданы Синодом «в благословение к супружеству некоей убогой девице» две иконы из конфискованных Синодом у казненного попа Лебедки 1381 . В октябре 1722 года обер-прокурор обращался к Синоду по своему личному делу; он просил назначить следствие о священнике, который держал у себя беглого крестьянина, принадлежавшего Болтину, и нанес ему побои. Синод исполнил просьбу обер-прокурора 1382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

от Сената, а в остальные – от Синода, после перехода в Синод дел по расколу. В 1724 году Зиновьев назначен был в Ревель и в ревельский уезд, а также и в рижскую губернию, для изыскания раскольников и сбора с них окладных и штрафных денег. Деятельность Зиновьева продолжалась с 1721 года по 1725 г., во всё время краткого существования должности сыщиков, упразднённой после Петра, при Екатерине I 326 . Зиновьев действовал на основании данной ему инструкции, дополненной новыми синодальными указами и указаниями епархиального архиерея, в ведении которого находились определённые для розысков уезды; дополнительные указы иногда посылались Зиновьеву в разрешение недоумений, которые встречались ему при исполнении его обязанностей. Недоумения эти состояли, между прочим, в следующем: 1) ни в указе от 17 февраля 1718 года, ни в синодальной инструкции от 8 мая 1721 года Зиновьев не находит указания на то, в каком количестве брать штраф с не бывших у исповеди мужних жён, вдов и девок; 2) так как указом от 17 февраля 1718 года штраф положено брать в прогрессивном количестве, т. е. с не бывших у исповеди в 1718 году – 1р., в 1719 году – 2р., в 1720 году – 3р., в 1721 – 4р., то являлось затруднение в определении того, сколько брать штрафа с тех, кто, например, в 4 года (1718–1721 года) не был у исповеди в два последнее года, именно за 1720 год, – 1 рубль, как за первый (1718 год) их небытия, или три – по указу, за 1721 – два, или четыре; 3) как поступать с теми, кто должен платить штраф, но не мог по бедности; 4) случалось, что священники не представляли Зиновьеву исповедных ведомостей за 7 лет, с 1718 по 1725 годы; 5) требовалась проверка некоторых дел относительно того, принадлежат ли они к расколу, или к православной вере; 6) были места привилегированные, принадлежавшие, например, дворцовому ведомству, где производить розыск Зиновьев без особого разрешения затруднялся 327 . На все такие недоумения, задерживавшие дело исследования раскола, Зиновьев должен был просить и ждать разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

27. Определение Св. Синода 13 авг. 1725 о составлении ведомости недоимкам, подлежащим на основании указов сложению Из дела 1724 г. 62 В состоявшемся высокославной и вечнодостойной памяти Его Императорского Величества генв. 15 дня 718 года указе напечатано: Которые люди во всяких положенных государственных сборах на определенные им сроки в платежах не исправились и в том ныне в губерниях и в канцеляриях на правеже держатся и впредь ежели кто в таковых неисправах явится, и таковых, буде они померли, после их жен и детей на правеже не держать, а отсылать их из губерний и канцелярий в С.– Петербург и отдавать в адмиралтейство, а в адмиралтействе определять годных в галерную работу, а старых и малолетных мужеска полу в другую работу, а жен в прядильной дом, в Санкт-Петербург; за ту работу зачитать им тех долговых денег на месяц по рублю человеку. 720 году дек. 12 дня в Его Императорского Величества указе о колодниках во 2-м п. напечатано: «Которые должны кому, а имеет чем заплатить, чтоб тех людей не держать, ни на правеже не бить, но из пожитков его или деревень платить. Окт. 19 дня 1721 года в указе же Его Величества напечатано: «Которые в государственных долгах в тюрьмах и за арестом сидят и на которых оные правят, а заплатить оных не могут, такожде и все доимки, которые подданные по нужде до сего времени за скудостью заплатить не могли (хотя оные в нескольких миллионах состоять могут) с начала войны по 718 год оставить, а с которых взять было можно, а за ослушанием не платили, и о тех освидетельствовав учиня известие взнесть в сенат из Камор-коллегии». В сообщенном Св. Синоду из Сената мая 6 д. 724 г. ведении объявлено: Апр. 27 д. Его Величество для будущей коронации Ее Величества Государыни Императрицы, милосердуя о своих подданных всемилостивейше указал доимочных денег, провиантов и фуража за прошлые по 724 год, которые надлежит взять с дворового числа, как с крестьянства и с разночинцев всякого звания сборов, так и с купечества, которые положенные подати платить им надлежит с крестьянством в равенстве, опричь данных денег из казны и таможенных и кабацких сборов впредь апр. с 27 числа 724 г. три года не править». И по оному ведению в монастырской приказ указ отправлен того ж мая 6 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

493 Корб И.Г. Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента/Перев. с латин. Б.Женева и М.Семевского. – М., 1868 – С. 258. 496 Таннер, Бернгард. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678. – М., 1891. – С 57–60. 498 Павел Алеппский «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 века». – М., 1896. – С. 53, 54, 62, 74, 108, 109. 504 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 века. – М., 1896. С. 53, 62; вып. 2. С. 54, 74, 109. 506 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в России в половине 17 века. – Т. 3. – М., 1896. – С. 115–116. 508 Корнелий де Бруин (Корнилий Лебрен) – голландский путешественник и живописец. Посетил Россию дважды: в 1701–1703 и в 1707–1708 гг. 509 Путешествие через Московию Корнилия де Бруина/Перев. П.П. Барсова. – М., 1873. – С. 80, 81, 84. 511 Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В.Берхгольца. 1721–1725/Пер. с нем. И.Ф. Аммон. – Ч. 2. – М., 1902. – С. 36. 513 В 1709 г. никакого колокола для Троицкой лавры не отливалось. Самый большой лаврский колокол, отлитый на рубеже 17–18 вв. весил 3555 пудов, вторым по величине был колокол Ф.Моторина (1275 пудов), третьим – Годуновский колокол А. Чохова (1080 пудов). 514 Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В.Берхгольца. 1721–1725/Пер. с нем. И.Ф. Аммон. – Ч. 2. – М., 1902. – С. 180. 523 Monferrand Auguste Ricard. Description de la grande cloche de Moscou. – Paris, 1840. – C. 5–11. 524 [Спасский Г. О колоколах достопримечательных по своей величине//] Горный журнал. – 1833. – Ч. 1, кн. 1, разд. 6. – С. 123–134. 530 См.: Предисловие Стасова В.В. к книге: Израилев А.А. Ростовские колокола и звоны. – СПб., 1884. С. 6. 532 Пекинский колокол “Та-Чжун” весит около 40 тонн, т.е. более чем на 1500 пудов меньше указанного веса. 542 Мекензи Уоллес, известный корреспондент газеты «Times», прожил в России более 6 лет, изучая ее язык, нравы, обычаи и историю. Им написана большая книга «Россия», переведенная на все европейские языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Французский посланник Кампредон писал 12-го мая нового стиля 1725-го года: «арестовано несколько фанатических священников или монахов, всенародно в проповедях поносивших в провинция память покойного Царя. Самым значительным из них является архиепископ Новгородский, он же и вице-президент Синода. Под предлогом усиления нравственного влияния Синода, он подавал советы и вносил предложения, прямо направленные к восстановлению патриархата. Этого человека одинаково ненавидит и духовенство, и народ; первое – за его чрезмерное честолюбие, второй – за потребление икон, которое он производил с излишней суровостью, переходившей даже предел царских повелений. Вследствие этого, весь Синод высказался против этого архиепископа. Третьего дня его арестовали и говорят, что он подвергнется пожизненной ссылке на какой-нибудь отдаленный остров, где он будет жить под надзором и вне возможности исполнить свои вредные замыслы. При прежнем царствовании он не отделался бы так дешево. Проживи Царь подольше, архиепископ легко мог бы сложить голову. Царица ведет себя очень осторожно в этом деле; она предоставляет действовать Синоду и Сенату. Удалением же этого гонителя икон, столь почитаемых Русским народом, она приобретет любовь весьма многих из так называемых раскольников или староверов» 1734 . Прусский королевский посланник при Русском Дворе, барон Густав фон-Мардефельд писал своему Королю 15-го мая нового стиля 1725-го года: «архиепископ Новгородский, первое духовное лицо в Государстве, человек высокомерный и весьма богатый, но недалекого ума, привлечен к опасному следствию и, по слухам, обвиняется в государственной измене. Его намерение было сделаться незаметным образом патриархом. Для этой цели он сделал в Синоде, и притом с занесением и в протокол, следующее предложение: председатель теперь умер, Император был тиран, который не уважал религии и лишил духовенство его собственности Императрица не может предстоять Церкви, а следовательно дошла теперь очередь до него сделаться председателем Синода. При этом он еще будто бы произнес много возмутительных речей. Весь Синод объявил ему, что они и знать ничего не хотят о его председательстве. Чем был Император, тем теперь Императрица, без приказаний которой они ничего не предпримут» 1735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На рыбных ловлях были две избы, крытые драньем по скале, с кирпичными печами. В одной избе 2 окна, в другой 3 1874 . По описи 10-го июня 1725-го года, подворье на Адмиралтейской стороне показано – «мазанки и деревянное строение со внутренним убором» 1875 . В саду на подворье было 13 яблонь, из них 11 с яблоками и две сухих,  клену 92 дерева и 3 сухих, красной смородины 137 кустов, 2 клина салаты, 1 клин артысека, 2 клипа крон андывей, 2 клина салаты семенной, 2 клина салаты качанной, 3 клина огурцов, 1 клин артысека с укропом, одна гряда гороху, вокруг обсажено клубницей, 10 кустов бархату. На улице против палат к Адмиралтейству 10 кленов, пересаженных со скотного двора на место сухих, на дворе 2 дерева. Эти яблони пересажены были сюда от пильной мельницы. 95 дерев клену куплено у Гарцына, смородина его плода 1876 . При «монастырском подворье, которое на Адмиралтейском острову», был построен шалаш для сенной продажи, сданный с июля 1722-го года в наем на год за 11 рублей 8 алтын 2 деньги 1877 . Место имело форму пятиугольника, размерами: поперечнику – к лугу и к препшективой дороге по 25-и сажен, длиннику – по одну сторону 30 2 / 3 сажень, по другую 33 сажени, в заднем конце поперечнику 12 сажень 1878 . На Васильевском острове в 7-й линии в июне 1725-го года подворье Александро-Невское было готово только вчерне 1879 . Места здесь было 10x30 сажень. Каменный дом в 2 этажа (апартамента) с подвалом, крытый гонтом. В подвальном помещении 9 погребов с окнами с железными решетками, в первом этаже 9 палат, считая в том числе двое сеней, и верхнем тоже 9 палат и двое сеней в том числе. В нижнем этаже 11 окон, в верхнем 13, в подвальном 11. Потолки и полы плотничной работы, в окнах рамы сосновые без окончин, крыша гонтовая. «На тех палатах на Восток сделано гульбище на кровле, 4 окна слуховые». На дворе деревянные амбар для извести и хата для каменщиков и склад строительных материалов 1880 . Позади каменного строения, через улицу, то есть в 8-й линии, Невского же Монастыря подворье, на котором жил монастырский служитель Иван Федоров Шуровский. Дне деревянных светлицы, с стенами и потолками, обитыми холстом и выбеленными алебастром. В них две ночи зеленым муравленый на плитном фундаменте. Между светлиц и сеней каморка. 10 окон. Строение крыто гонтом 1881 . На дворе черная изба и кухня с кирпичным очагом на железных полосах, сени, чулан мшеной. Па огороде баня с предбанником. Конюшня рубленная, крытая дранью. Огород огорожен тесом. Строение крыто гонтом и выкрашено черленью 1882 . Место имело размер также в 10х30 сажень 1883 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Обер-прокурор Период Комментарий 1 Болтин Иван Васильевич 13.06.1722–11.05.1725 Должность о.-п., по выражению Петра I, «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде», была отдана им в ведение Болтину в знак высочайшего доверия и благоволения. Свои обязанности выполнял добросовестно. Историки полагают, что излишне прямолинейный и честный полковник пал жертвой интриги после смерти Петра. 2 Баскаков Алексей Петрович 11.05.1725–24.06.1726 Пользовался малым значением. Синодское управление, подчиненные Синоду учреждения и священнослужители оставляли без последствий его протесты и не исполняли его предложений и требований. … Раевский 24.06.1726–1730 Гвардии капитан Раевский был назначен прокурором, а не обер-прокурором. Далее, около десяти лет, о.-п. Святейшего Синода не назначались. 3 Кречетников Никита Семенович ? – 31.12.1741 Князь Никита Трубецкой задумал восстановить и усилить институт прокуроров и, получив на это согласие регента Бирона, представил Кречетникова на должность обер-прокурора. Низвержение Бирона повлекло за собой и отмену проекта князя Трубецкого. 4 Шаховской Яков Петрович, князь 31.12.1741–29.03.1753 Имел репутацию требовательного и принципиального чиновника, чем вызвал недовольство влиятельных представителей духовенства, которые требовали у Елизаветы его смещения. Однако пробыл обер-прокурором на протяжении 12 лет. 5 Львов Афанасий Иванович 18.12.1753–17.04.1758 Стремился продолжить курс своего предшественника на подчинение Синода и епархиальных учреждений обер-прокурорскому надзору, а также создать в епархиях институт прокуроров. Однако не пользовался расположением Елизаветы. Стал жертвой интриг и был уволен. 6 Козловский Алексей Семенович, князь 17.04.1758–09.06.1763 По его предложению Синод постановил всем епарх. архиереям не возбуждать дела по жалобам дух-ва на светских лиц, а направлять их в гражданские суды, что явилось одним из первых актов монастырской реформы 1764, ключевым документом которой стал манифест о секуляризации монастырских земель.

http://azbyka.ru/shemy/oberprokurory-svj...

16 . Самарию заселяют чужестранцы – 17:2441 III. Царство Иуды продолжает существование до вавилонского пленения – 18:125:30 A. Езекия правит Иудеей – 18:12:21 1 . Езекия пытается восстановить правильное поклонение – 18:18 2 . Ассирийцы угрожают Иудее – 18:937 3 . Исайя уверяет Езекию в том, что Иерусалим устоит – 19:137 4 . Езекию поражает болезнь, он заключает договор с вавилонянами 20:121 B. Манассия правит Иудеей 21:118 1 . Манассия возвращает Иудею к идолопоклонству – 21:19 2 . Пророки предсказывают падение Иерусалима – 21:1018 C. Аммон правит Иудеей – 21:1926 D. Иосия правит Иудеей – 226123:30 1 . Иосия финансирует восстановление храма – 22:120 2 . Иосия обновляет завет с Богом – 23:13 3 . Иосия очищает страну от лжепоклонения – 23:425 4 . Божий гнев за грехи Манассии не откладывается – 23:2627 5 . Иосия умирает в сражении против египтян – 23:2830 E. Фараон пленяет Иоахаза – 23:3135 F. Навуходоносор пленяет Иоакима – 23:3624:7 G. Навуходоносор пленяет Иоакима и уводит его в Вавилон – 24:816 H. Навуходоносор коронует Матфанию 24:1725:21 1 . Матфания восстает против Навуходоносора – 24:1725:7 2 . Навуходоносор разрушает Иерусалим и храм – 25:821 I. Навуходоносор назначает Годолию областеначальпиком – 25:2227 J. Евилмеродах освобождает Иоакима из темницы – 25:2730 Жанр Как и другие исторические книги (напр., книга Иисуса Навина или книга Есфирь) 3 и 4 книги Царств также считаются историческими, но они выделяют не обычные для истории социальные, политические и экономические вопросы, а подчеркивают дела Божьи в жизни народа Божьего и рассказывают о том, как народ Божий отвечал на призывы и ожидания Бога. Современная история обычно смотрит на международную политическую активность в регионе. Например, ссылки на Амврия, найденные в ассирийских записях, указывают на то, что он был могущественным царем, 454 но в 3 книге Царств ему посвящено только четырнадцать стихов (16:1528). При всем внимании Библии к царю Ахаву в 3 книге Царств не упоминается о том, что он был повержен Салманассаром III, царем ассирийским в 853 г. до н.э. 455 Мало что сказано в Библии о территориальных завоеваниях и обогащении страны во время правления Иеровоама, сына Иоаса (ср. 4Цар.14:25 ). Чтобы побольше узнать о социальных и экономических вопросах, лучше обратиться к пророческим книгам – Амоса, Осии, Михея, Исайи, Иеремии и Иезекииля – но даже здесь подчеркивается духовная деградация, которая обычно следует за обогащением, и отсутствие всякого развития в области нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

По-видимому, предмет его занятий составляли дела по всем возможным в государстве отношениям. – Мы будем следить за разными сторонами истории и деятельности Приказа в исторической форме, насколько, разумеется, это возможно для нас по количеству материалов, в нашем распоряжении находящихся. Приходится здесь же заметить, что Приказ, восстановленный в 1701-м году снова закрылся в 1720-м, а в следующем 1721-м году еще раз был восстановлен и прожил до конца 1724-го года, когда он навсегда покончил свое существование со своим именем. В настоящей главе соответственно плану нашего исследования, мы будем главным образом ограничиваться периодом существования Приказа от 1701 года до вторичного его закрытия в 1720-м году. Но по необходимости переступим эти хронологические пределы при рассмотрении таких сторон Приказа, которые от перемен в его судьбе в течение 1720 –1725 годов не потерпели существенного изменения и которые могут быть лучше уяснены при возможном для нас цельном обозрении их за все время существования петровского Приказа. По положению своему в ряду других государственных учреждений, петровский Монастырской Приказ 1701-го года явился высшим, центральным для всей России по особому ведомству, учреждением, специально посвященным, в общем итоге его деятельности, преобразовательным целям Петра по отношению к Церкви. Он равен был всем прочим приказам и представляет одно из последних по времени произведений приказной системы устройства государственных учреждений. Из прочих приказов он получал памяти, равно как и им отписывался памятями 259 , и был совершенно независим от них. Он стоял, отдельно, «особно», самостоятельно, как и всякий другой приказ. С учреждением сената, как высшего правительственного места, в котором сосредоточивалось все высшее государственное управление, Монастырский Приказ в 1711-м году был подчинен ему, наравне с другими приказами, как низшее .его учреждение. От сената исходили в Приказ указы, а из Приказа восходили в сенат доношения. Сенат был высшим контрольным учреждением в финансовых делах приказа; поэтому из него представлялись в сенат месячные, третные и годовые ведомости о сборах, повинностях и расходах его ведомства 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

И немало таких калмыков и татар, которые, ради трудности изучения молитвы Господней и Символа веры, отходят восвояси, не сподобившись св. крещения». Л. спрашивал, как поступать в таких случаях. Заботясь о пастве, в 1725 г. он жаловался в Синод, что из Астрахани много священников взято в Дербент, в Зензели, в Гиляк и что воинские командиры еще требуют священников, «несмотря на то, что я не над армиею учрежден». Л. просил, чтобы Синод повелел возвратить взятых уже священников и таковых не требовать, т. к. «в астраханской епархии такая нужда имеется в священниках, что в самой Астрахани 4 церкви пребывают без священников пусты и посылать некого и святиться в священство никто не хощет». В том же году по ходатайству Л. разрешено прибывшим 8 нояб. 1724 г. в Астрахань с царевичем Вахтангом VI груз. архиереям и архимандритам беспрепятственно служить в правосл. церквах, а состоящим при них священникам венчать прибывших по груз. обрядам. Особое внимание Л. обращал на пресечение деятельности старообрядцев в епархии: «раскольников и еретиков» Артемия Иванова, Дениса Лукьянова, Матвея Николаева отослал в Астраханскую юстицких дел контору. По словам Л., его увещевание подействовало на уклоняющихся: в Астрахани 376 чел. «исполнили христианский долг и противников совсем не стало». В 1725 г. Л. спрашивал Синод, как поступать, когда к священникам являются лютеране и просят - ввиду отсутствия пастора - крестить младенцев или венчать браки. Губернатором в Астрахани служил А. П. Волынский, с к-рым Л. конфликтовал. В 1726 г. владыка был вызван в С.-Петербург по доносу неск. лиц: якобы он долго не приносил присягу имп. Екатерине I Алексеевне . Благодаря заступничеству архиеп. Феофана (Прокоповича) 22 мая 1727 г. Л. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. По прошению Л. Синод дозволил строить храмы без особого указа, ссылаясь на разрешение, данное ему в бытность епископом Астраханским. В 1728, 1729 и 1731 гг. Л. уведомил Синод о построении в епархии 9 церквей. При этом в доношениях он писал: «Расхищения церковных имуществ так велики, что иные церкви стоят по нескольку лет в пусте».

http://pravenc.ru/text/2462465.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010