Христианство появилось в М. в нач. XVI в., когда на бирм. побережье высадились 1-е португ. купцы и мореплаватели, исповедовавшие католицизм (офиц. датой начала распространения католицизма в М. считается 1511). В 1548 г. Франциск Ксаверий хотел отправить для проповеди в княжество Пегу некоего свящ. Родригеса, но об этой миссии ничего не известно. В 1554-1557 гг. на территории Бирмы проповедовали франц. францисканцы. Бриту-и-Никоти, создавший в 1603-1613 гг. эфемерное королевство в Танхльине (Сириаме), обращал в католичество бирманцев, желавших жить на подконтрольной ему территории. После казни Бриту-и-Никоти его подданные-христиане были переселены Анаупхелуном в В. Бирму. В 1666 г. в Бирме служил 1 католич. священник, резиденция к-рого находилась в г. Ава. Он окормлял ок. 70 верующих и дважды в год посещал еще ок. 970 католиков, проживавших в 11 поселениях. В 1680 г. викарий Сиама Л. Лано направил в Пегу 2 священников из Парижского об-ва заграничных миссий, в 1693 г. по обвинению в шпионаже они были казнены. В 1721 г. папский легат К. А. Меццабарба направил в Аву и Пегу 2 итал. миссионеров - Сиджизмондо Кальки из ордена варнавитов и Джузеппе Виттони. В 1722 г. первый из них возглавил новообразованный викариат Пегу и Авы, попечение над к-рым было поручено итал. варнавитам. Их миссия имела определенный успех в городах Ава, Пегу, Сириам и Тауннгу. В 1728 г. Кальки умер и его место занял Пио Галлициа. Вместе с Джорджо Розетти Галлициа построил церковь и школу в Сириаме. В 1741 г. Галлициа был рукоположен в титулярного епископа папой Климентом XII. Но в 1744 г. он погиб в сражении армии правителя Пегу Смимтхо Буддакети (1740-1747) с отрядом Фламандской ОИК. В 1749 г. варнавиты Паоло Нерини и Анжело Капелло вернулись в Сириам. Новый правитель Пегу Бинья Дала (1747-1753) позволил вновь отстроить церковь, школу и больницу. В школе изучали латынь, арифметику, географию и мореплавание. Число учеников достигало 40 чел. Нерини получил сан апостолического викария Авы и Пегу от папы Бенедикта XIV. Но в 1756 г. Алаунхая захватил Сириам и казнил Нерини. В 1760-1761 гг. в М. из Италии прибыли 4 миссионера, викарием стал Джованни Перкото (1765-1776). В 1767 г. он открыл школу в Монхла, в к-рой обучались 150 чел. По поручению Перкото Мельхиорре Карпани в 1776 г. опубликовал 1-ю грамматику бирм. языка, ставшую 1-й печатной книгой, изданной в М. В 1777 г. право свободной проповеди варнавитов было подтверждено правителем из Конбаунской династии Сингу (1776-1782). В XVIII в. католики В. Мьянмы поддерживали связи с португальцами в Бенгалии.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Церковь при морском госпитале, заложена в 1769 году. – в Императорском Военно-Сиротском Доме. Святой Живоначальной Троицы. Церковь Соборная в Александроневской Лавре, основанной Императором Петром I на том месте, где одержана была в 1240 году Святым Александром Невским над Шведами победа, которое и называлось Виктори. Монастырь сей начался строением сперва деревянной церкви Благовещения Богородицы; Соборная же церковь Святой Троицы начата строиться в 1726 году; но по усмотренному в ней повреждению разобрана, а в 1776 году, по повелению Императрицы Екатерины II, начата вновь и окончена  в 1790 году. – Соборная у С. Петербургской крепости, первоначально построена деревянная, в память зачатия С. Петербурга в 1703 году; но по ветхости, по повелению Императрицы Елисаветы, построена новая, во всем подобная прежней, которая и освящена в 1746 году в присутствии Ея Величества и Генералитета; но как оная в 1750 году сгорела, то вместо оной построена церковь , перенесенная из летнего сада и освящена в 1756 году. В сию церковь Император Петр Великий изволил приезжать в воскресные и праздничные дни к заутрени и обедни, со всею своей Фамилией, и, стоя на клиросе с прочими певчими, отправлял Божественную службу. В ней находятся две достопамятные вещи, вырезанные самим Петром Великим: костяное паникадило и костяной образ Андрея Первозванного. Церковь в Измайловском полку, заложена в 1754 году. – в Галерной гавани. Церковь на Охте, построена в 1722 году, во имя Иосифа древодела, по приличию мастерства плотников, собранных Петром Великим для корабельного строения, коим на Охте отведено место для жительства; но по обветшании оной разобрана и построена вновь каменная в 1792 году, во имя Святой Троицы, с двумя приделами; 1) во имя Святого Иосифа древодела и 2) во имя Святого Николая. – в доме Графа Разумовского. – в доме Князя Салтыкова. – в доме Князя Александра Николаевича Голицына, освящена в 1812 году. – в доме Императорской Театральной Дирекции, освящена в 1806 году. – в доме Обер-Шталтмейстера Муханова. Сошествие Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

42 В самом начале, 1740 сент. 11, она подтвердила указ Петра I 1722 нояб. 2, не брать рекрутов с новокрещенцев. 43 Покоем и даже счастьем особенно одолжены были новокрещенцы Советнику Ярцову, начальнику Конторы новокрещенцев; он принимал в их положении самое искреннее участие; входил за них в жаркие споры с местными начальниками, которые из корысти держали сторону мусульман; донес Синоду; а Синод сообщил Сенату, все несправедливости, какие терпели новокрещенцы; по его представлению штат Конторы новокрещенцев, для лучшего надзора за ними, увеличен. Собр. Зак. ук. 1744, мая 1. Запрещение обращать к вере поневоле в ук. 1740 сент. 11, 1743 сент. 28, 1744. июн. 22. В 1750 г. несколько Татар принесли жалобу, будто бы они по неволе крещены Казанским Еп. Лукою (1738 – 1755 г.). Свят. Синод определил: хотя жалоба сия и несправедлива, а возбуждена только муллами; но вперед принимать мусульман и язычников не иначе, как по письменным просьбам, – и дал формы самих просьб (Собр. Зак. ук. 20 дек. 1750 г.). 44 Собр. Зак. ук. 1744, в доношении Синоду: «Он (Димитрий) в своей Епархии сам в обращении иноверцев в христианскую веру и в охранении новокрещенцев от обид неусыпное рачение имеет». 45 Собр. Зак. ук. 1743 сент. 28. К решению о мечетях располагало Императрицу не одно желание охранить чистоту веры в новокрещенных, но и сострадание к положению их, так как прежние указы обрекали новокрещенных на горькую необходимость переселения в другие места, что мусульмане считала за царскую опалу. Впрочем, это решение впоследствии подверглось переменам. Сила его продолжалась до июня 1744 г., и до того времени успели сломать: а) в казанской губернии 418 мечетей, оставив 118; б) в Тобольске и его уездах – сломано 98 и оставлено 11 мечетей; в) в астраханских степях сломано 29 и осталось 11 мечетей (ук. 1744 июн. 22, 1756 г. авг. 23). В 1744 г. Сенат и Синод в общем совещании положили: там, где живут мусульмане вместе с новокрещенными, сломать мечети, а мусульман переселить в другие места; а где живут одни мусульмане, оставить или построить на 200 – 300 душ одну мечеть (ук. 1744 июн. 22) Потом было определено остановить до времени дело о мечетях. В 1756 г. было предписано: а) в деревнях, где живут одни магометане, строить мечети, одну на 200 – 300 душ; б) где, число крещенных, живущих вместе с некрещенными, не превышает десятой части числа некрещенных, крещенных вывести в особые слободы, а некрещенным дозволить иметь мечеть; в) там, где число крещенных превышает десятую часть некрещенных, не дозволять построение мечети, оставя крещенных жить на месте (ук. 1756 авг. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Московском царстве И. официально никогда не запрещался, но переход мусульман в Православие приветствовался. Ту же установку имела конфессиональная политика Российской империи при Петре I, к-рый лишил отказавшихся креститься служилых татар права обладания поместьями и вотчинами с крепостными-христианами (1713) и распространил на мусульман рекрутскую повинность (1722). Указами первых российских императоров и императриц ограничивалось строительство новых мечетей, многие молитвенные дома и медресе были закрыты, попытки возврата из Православия в И. жестко карались. Политика имп. Елизаветы Петровны в отношении И. была противоречивой. Правительство поощряло миссионерскую деятельность среди мусульман и язычников Поволжья т. н. Новокрещенской конторы. При этом в 1756 г. для приведения мусульман к присяге было разрешено строительство новых мечетей в ряде губерний Европейской России. В 1755 г. по именному указу Елизаветы Петровны первым российским генералом-мусульманином стал сподвижник Петра I, незаурядный дипломат и управленец Кутлуг-Мухаммад Тевкелев. Положение И. в гос-ве во многом зависело от внешнеполитических успехов Российской империи. Политическое признание И. и начало его изучения связаны с активизацией российской политики на мусульманском Востоке. Во время Каспийского похода по именному указу Петра I в 1722 г. было напечатано 1-е отечественное сочинение по исламоведению - «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религия» Дмитрия Кантемира (1673-1723). После подчинения российскими войсками в ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. Крымского ханства и подписания договора с ханом Сахиб-Гиреем II (1772), по к-рому ханство перестало быть вассалом Османской империи, имп. Екатерина II объявила политику ограниченной веротерпимости. По указу 1773 г. разрешалось строить мечети, мусульм. общины получили административно-религ. автономию. Хотя по Кючюк-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Россия признала духовный авторитет турецкого султана как халифа мусульман-суннитов, в 1783 г. она в одностороннем порядке аннулировала данную статью договора. После присоединения Крымского ханства к Российской империи (1783) имп. Екатерина II издала манифест, в к-ром обещала обеспечить право на свободное исповедание И. мусульманам Крыма и Кубани. Был ослаблен запрет на строительство новых мечетей. После 3-го раздела Речи Посполитой аналогичный манифест был обращен в 1795 г. к литов. татарам.

http://pravenc.ru/text/674977.html

2 Антиох Кантемир. Сатиры и другие стихотворческие сочинения, с историческими примечаниями и с кратким описанием его жизни. СПб., 1762. С. 40. 4 Ундольский В. М. Очерк славяно-русской библиографии с дополнениями А. Ф. Бычкова и А. Викторова . М., 1871. 1619; Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. II. Описание славяно-русских книг и типографий 1698–1725 годов. СПб., 1862. С. 479. 5 Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010. 1711. 7 Следом за первым, в 1722 г. вышли почти сразу еще два издания, соответственно, 24.IV и 28.VIII (Каталог русской книги кирилловской печати Петербургских типографий XVIII века (1715–1800). Л., 1971. 30, 31, 35). 8 Ежов А. По каким книгам обучались у нас Закону Божию в XVIII столетии, и чему обучались?//Странник. Духовный журнал. 1896. Т. 1. Апрель. С. 597. 11 Ежов А. По каким книгам обучались у нас Закону Божию в XVIII столетии, и чему обучались?//Странник. 1896. Т. 1. Апрель. С. 597. 13 Далее цитируется по рукописи: ОР БРАН. Шифр 33.11.3 (описание рукописи: Бабий А. И., Ничик В. М. Д. Кантемир и Ф. Прокопович//Идейные связи прогрессивных мыслителей братских народов (XVII–XVIII вв.). Киев, 1978. С. 118). Известна еще одна копия данного сочинения: ОР РНБ. Шифр Q.I.273 (из библиотеки графа Ф. А. Толстого. 433). О ней также упоминает Д. Г. Извеков (Один из малоизвестных литературных противников Феофана Прокоповича //Заря. Журнал учено-литературный и политический, издаваемый В. Кашпиревым. 1870. Август. Отдел второй. С. 10). 22 Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского НАН Украины (далее ИР НБУ). Ф. 301. Церковно-Археологический музей при Киевской Духовной Академии. 900. Л. 63–103; ИР НБУ. Ф. 301. 298. С. 769–771 (фрагмент); ОР БРАН. Шифр 45.4.10; ОР БРАН. Шифр 28.6.18 (фрагмент); ОР РНБ. Ф. 588. Собрание М. Погодина. 1175 (рукопись оправлена в 1756 г.); ОР РНБ. Ф. 777. Собрание П. Н. Тиханова. 469. Общий перечень всех известных на настоящее время рукописных списков сочинений Прокоповича приводится в: Cracraft J. Feofan Prokopovich: a Bibliography of His Works//Oxford Slavonic Papers. 1975. Vol. VIII. P. 1–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

62 выписано родословие ярославских княжеских родов «Из Степенные книги». 6) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 343. Сборник (л. 645– 645 об.), кон. XVII – нач. XVIII в. Фрагмент редакции XVII в. под названием «О житии благовернаго князя Феодора и чад его», текст обрывается ввиду утери листов. 7) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 489. Сборник (л. 390– 452 об.), нач. XVIII в. Филигрань: Герб Амстердама, под ним литеры AG – Клепиков, 885 (1702–1722 гг.). Текст кончается Поучением на память святых. 8) ГИМ, собр. И. А. Вахрамеева, 860. Житие Федора Ярославского (л. 1–25 об.), 50–60-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756–1765 гг.). Текст обрывается из-за утери листов на Слове о «жительстве» Давида и Константина. 9) ГИМ, Музейское собр., 1742. Житие Федора Ярославского (л. 1–45 об.). Бумага с датой 1788 г. Текст начинается словами: «Подобает убо нам памяти святых духовно праздновати». После описания чудес помещена «Молитва», обращенная к Федору, Давиду и Константину. 10) ГИМ, собр. И. А. Вахрамеева, 361. Житие Федора Ярославского (л. 1–17). Бумага с датой 1789 г. Текст содержит только первые два слова и описание чудес. 11) ГИМ, собр. И. А. Вахрамеева, 862. Житие Федора Ярославского (л. 1–57 об.), 50–60-е годы XIX в. Бумага со штемпелями: Овальный штемпель Дальской фабрики с буквами АС – Клепиков, 56 (1850–1861 гг.); Прямоугольный штемпель с двуглавым орлом – Клепиков, 217 (1851–1876 гг.). Текст доведен до Похвального слова на память ярославских чудотворцев. § 11. Редакция 1658 г. Редакция образовалась путем присоединения к компиляции середины XVII в. рассказа о пожаре в Ярославле 13 июня 1658 г. и установлении празднества перенесения мощей ярославских чудотворцев. 1) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 583. Сборник (л. 576–708 об.), кон. XVII – нач. XVIII вв. Филиграни: Герб Амстердама на пьедестале, под ним литеры AI, контрамарка в виде вензеля – Дианова и Костюхина, 173 (1697 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка CDG – Клепиков, 944 (1694 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А как по справке в сенате оказалось, что в прошлом 1757 г. упоминаемый челобитчик татарин Якуб Биметев, при поданной челобитной приложил с именного, блаженного и вечной славы достойного памяти, государя императора Петра Великого, 1722 г. июня 19 дня посланная к казанскому епархиальному архиерею указа копию, в коей по прочем изображено: „магометанского закона мечетей, и их как старых, так и вновь кладбищ учиненных, отнюдь не разорять, и озлобления не чинить, понеже мечети им построены, то с места на место их не переносить и кладбищ их не разорять, под опасением наказания и штафа“. Но того указа как в сенате, так равным образом, по сообщениям от оного, в святейшем синоде, в казанской духовной консистории, тако и при казанском архиерейском доме не отыскано, а вместо того по состоявшейся блаженной памяти при государе царе и великом князе Феодоре Иоанновиче 7101 г., посланной к казанским воеводам Воротынскому и Вяземскому грамоте (с которой в 1742 г. в сенат из св. синода и из казанской губернской канцелярии присланы копии), поведано в казанском и свияжском уездах новопостроенные от казанского взятия мечети разломать и впредь ставить не дозволять, вследствие которой в сенате в 742 г. ноября 2 (19) дня и определено было: все новопостроенные мечети, а наипаче в таких местах, где восприявшие веру греческого исповедания жительство имеют, сломать, и впредь строить отнюдь не допускать. А хотя после того сенатом же в 1744 апреля 13, обще с свят. синодом в 1756 января 26, марта 8 и в 1759 годах августа 12 чисел, в рассуждении таком, что по означенной 7101 г. грамоте мечети иметь запрещено не для чего иного, но чтоб не были те мечети в одних жительствах с русскими и новокрещеными, и определено ж, где татары жительство имеют особыми деревнями, в которых жительства русских и новокрещеных нет, таких до построения мечетей допускать, но в тех однако ж татарских деревнях, в которых по ревизии муж. пола не менее, как от 200 до 300 душ в каждой написано; а ежели в которой татарской деревне толикаго числа душ по переписи мужеск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Афганская оккупация Исфахана в 1722-1729 гг. во многом осложнила жизнь арм. общины Нов. Джульфы. Городу удалось избежать полного разрушения и массовых убийств населения. Афганский Махмуд-хан разграбил Нов. Джульфу и потребовал выкуп в 70 тыс. туманов. Община заплатила 17 тыс. туманов и выдала вексель на остаток, но, несмотря на это, 4 видных горожан, в т. ч. и калантара, казнили, а 62 арм. девушки были похищены. Остаток выкупа, 53 тыс. туманов, отобрали силой. Сотни арм. семей покинули свои дома и бежали в Ирак, Индию, Россию или в Европу. Правление Надира Кули-хана Афшара было еще более тяжелым. Он назначил Нов. Джульфе ежегодный минимальный налог в 10 тыс. туманов. Сумма налога постоянно увеличивалась, существовали также произвольные штрафы и дополнительные сборы. Армяне неоднократно писали петиции шаху и платили большие суммы за «обеспечение благоприятных решений»; 19 петиций сохранились в архиве мон-ря Христа Всеспасителя. В 1745 г. на Нов. Джульфу был наложен штраф в размере 60,5 тыс. туманов. 23,5 тыс. туманов заплатили 10 купеческих семей, к-рые остались в Нов. Джульфе, 37 тыс. туманов собрали остальные члены общины. В следующем году 8 купцов были сожжены на костре на главной площади Исфахана. Среди казненных были и 2 арм. купца. После убийства Надир-шаха в 1747 г. население И. 15 лет страдало от гражданской войны и политической нестабильности. В 1753 г. мон-рь Христа Всеспасителя был вынужден продать арм. рукописные и печатные книги и архивные документы торговцам порохом и специями по цене 1 туман за 100 кг бумаги, чтобы заплатить Азад-хану 6 тыс. туманов. В 1756 г., чтобы собрать требуемые Мухаммадом Хасан-ханом 8 тыс. туманов, за бесценок были проданы неск. домов, а также золотые и серебряные сосуды, чаши, кресты и подсвечники, к-рые были переплавлены в слитки. В 1763 г. к власти в И. пришел Карим-хан Зенд. Он попытался вернуть в Нов. Джульфу арм. купцов, но безуспешно. Во 2-й пол. XVIII в. в городе насчитывалось только 1517 чел. арм. духовенства и мирян. По данным переписи 1789 г., армянам принадлежали 360 домов, более 150 домов были мусульманскими. Школа при мон-ре Христа Всеспасителя была закрыта, и только немногие монахи остались в обители. Состоятельные торговцы, ремесленники и художники покинули Нов. Джульфу; в основном в городе жили бедные каменотесы, сапожники, плотники и др. мелкие ремесленники.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В сем же году велено было расписать по золоту и серебру разными красками клиросы живописцу Леонтию 123 , а в 1681 году живописец Дорофей Ермолаев расписал красками три ступени, амвон и печь 124 . В последующие годы XVII в. в сей церкви производились лишь незначительные поделки. Как и в главном храме, в Предтечевской церкви, уже в двадцатых годах XVIII в. было немало ветхостей. Так, при осмотре церкви в 1722 г., было найдено, что 4 окна с железными решетками и слюдяными окончинами, вышиною – по пол-3 аршина, а поперек – по 2 арш., двери деревянные, обитые зеленым сукном, пол, выстланный аршинными плитами, и печь ценинная, сырчатая, были ветхи 127 . При новом осмотре церкви в 1730 г., были замечены прежние ветхости увеличившимися и еще новые. Так, сень столярной работы над престолом, с резными украшениями, была настолько ветха, что требовала замены её новою. В алтаре, в двух окнах слюдяные окончины и два вставня также нуждались в полном возобновлении. Печь муравленая в трапезе была ветха, и сквозь своды шла течь. Устроенная над сводами трапезы храма площадка та же, что у Верхоспасского собора, и выложенная лещедью нуждалась в исправлении, а своды – в разборке и новом устройстве. Деревянный косящетый пол в трапезе и окно в свою очередь следовало заменить новым, печь переложить, в двери устроить внутренние замки и, наконец, стены и своды в алтаре выбелить 128 . Во время пожара 1737 г. под железной кровлей истлела деревянная крыша, выгорело одно окно и сгорели два деревянных затвора 129 . После сего, вместо деревянной кровли, была сделана железная 130 . При осмотре храма в 1756 г. архитектором Мичуриным было признано необходимым исправить пол в алтаре, стены и своды выбелить, в трапезе – своды пробрать и починить, наружные стены и прочее местами подмазать и выбелить. Все расходы по ремонту храма были определены в сумме 126 руб. 131 . Прошло 6 лет, и оказались ветхими жертвенник и столбы у сени над престолом, на горнем месте – две иконы, в алтаре – печь, предъалтарный иконостас с иконами местными и других ярусов и царскими дверями, пол в алтаре и трапезе, а в последней еще – и стенное письмо. Из церковной утвари требовалось починить евангелие, кресты, чашу, кадило и ковш, и вновь сделать 2 аналоя и завесу к царским дверям 132 . О каких-либо возобновлениях в пределе в последующее время в XVIII в. не сохранилось сведений. Можно только предполагать, что Салтыкова, благолепно украсившая главный храм, не оставила без внимания и предельный. При нашествии французов, иконостас в храме хотя и уцелел, но оклады с икон были все содраны 133 . В XIX в. некоторые возобновления в Предтечевской церкви были произведены в связи с реставрацией в главном храме 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В указанный период создаются первые тайные старообрядческие поселения, скиты и заимки, закладывавшие основы для земледельческого и скотоводческого освоения новых территорий. К кон. XVIII в. по причине давления правительства на такие известные старообрядческие центры, как Выголексинское общежительство , Керженец , Ветка и Стародубье , староверческие общества получили распространение в сев.-зап., сев.-вост., вост. и юж. частях совр. Н. о.: по притокам р. Оби, в верховьях рек Тара, Тартас, Кама, частично в Барабинской, Кулундинской и Баганской степях. В источниках 1-й пол. XVIII в. Бердская и Чаусская волости фигурируют как местности активной деятельности старообрядцев. Мн. старообрядцы принадлежали к купеческому сословию и сочетали торговые поездки с проповедью своего учения. Немаловажную роль в распространении староверия играла и внутрисиб. миграция, в основе к-рой лежали гонения властей. С огромным по своим территориальным и временным масштабам тарским розыском, начатым в 1722 г., связывают самосожжение 147 крестьян в дер. Морозовой Бердского острога, состоявшееся 2 июня 1725 г. С преследованиями старообрядцев правительством имп. Елизаветы Петровны связано Чаусское самосожжение в июне 1756 г., в результате к-рого погибли 172 «обывателя» дер. Кашламской и «разных деревень» Чаусского острога. Накануне самосожжения казаки и крестьяне передали властям «Известие». Оно содержит обоснование самосожжения, в к-ром тесно переплетены религиозные и социальные мотивы: преследования за веру, грубые нарушения церковной жизни, поборы и сребролюбие властей. В XIX - нач. ХХ в. ряды старообрядцев пополнялись за счет переселенцев. По офиц. статистике, к 30-40-м гг. XIX в. наибольшее число староверов проживало в Колыванском и Каинском округах ( Мамсик. 1987. С. 49). Такая же ситуация сохранялась и в кон. XIX в. ( Беликов. 1901. С. 6). К этому времени сформировался основной состав старообрядческих согласий. Старообрядцы-беспоповцы в регионе были представлены федосеевцами и поморцами ; поповцы - последователями Белокриницкой иерархии , в т.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010