21 декабря 172215 ноября 1794. В мире Петр Иванович Величковский. Родился в Полтаве, в семье соборного протоиерея Успенской церкви. Некоторое время учился в Киевской духовной академии, затем странствовал, жил в Любечском и Медведовском монастырях. В последнем был в 1740 г. пострижен в рясофор с именем Платона. Некоторое время жил в Киево-Печерской лавре при ее типографии, изучал резьбу на меди. В 1742 г. направился в Молдовлахийский скит Трейстены, где познакомился со старцем Василием. Затем странствовал по разным скитам, жил со старцем Онуфрием в скиту Карнул. В 1846 г. переселился на Афон. В 1850 г. был пострижен там в мантию старцем Василием с именем Паисия. Старец указал ему на опасность пустынножительства и посоветовал избрать общежительный путь. О. Паисий поселился сначала в монастыре Пантакратор, а затем с несколькими учениками жил в келлии Св. Константина, где по их усиленным просьбам был в 1758 г. рукоположен в иеромонаха. Впоследствии им был основан скит Св.пророка Илии. В нем на основах полной нестяжательности и послушания сложилось общежительное братство старца Паисия. Сам он с особым усердием изучал святоотеческую письменность, собирал и сличал отеческие книги, сначала на славянском языке, а затем исправлял славянские переводы по греческим подлинникам. Из-за притеснения турецких властей братия вынуждены были сначала на короткое время перейти в монастырь Симонопетру, а затем и вовсе покинуть Афон и переселиться в Молдовлахийскую землю. В 1763–1774 гг. старец Паисий жил в монастыре Св.Духа, именуемом Драгомирн (в Буковине). В этом монастыре он принял схиму без перемены имени. Когда по заключении мира между Россией и Турцией в 1774 г. монастырь отошел к Австрии (помогавшей Турции), братия переселились сначала в монастырь Секул, а затем, в 1779 г., по предложению молдовлахийского господаря Константина Мурузи, в Нямецкий монастырь. Там старец Паисий продолжал свои книжные труды. Всего им переписано около 50 книг, в том числе Добротолюбие, Слова Исаака Сирина , Огласительные слова Феодора Студита , труды Варсонофия Великого, Григория Паламы , Максима Исповедника , аввы Фалассия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Униатство большое распространение получило на Украине и в Белоруссии после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии местных православных церквей с католической и создания там униатской греко-католической церкви. Она просуществовала 350 лет, пока в 1946 г. собор униатского духовенства в Львове не принял решение о ликвидации названной унии и переходе всех униатских приходов в Русскую Православную Церковь . [xxxiii] Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – сын простого казака, учился в Киево-Могилянской Академии. Не чувствуя расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим и был исключен из нее. Много путешествовал пешком по Европе, знакомился с разными учеными, накапливал знания и изучил несколько языков. С 1759 г. преподавал в Харьковском коллегиуме благонравие, но через семь лет был отрешен от должности за некоторые вольные мысли. Оставшиеся двадцать восемь лет жизни странствовал по Украине, отказываясь от предлагаемых ему должностей и поучая людей в вопросах нравственности. Сочинения его распространялись в рукописях до их опубликования в 1894 г. Сковорода доводился Соловьеву прадедом по материнской линии. [xxxiv] Святитель Иоанн Златоуст (около 350–407; память 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября и 13/26 ноября) – патриарх Константинопольский с 398 г., вселенский учитель Церкви. Происходил из знатной семьи, был блестяще образован. С юности подвизался у сирийских пустынников, затем, отказавшись от епископства, четыре года вел суровую аскетическую жизнь и еще два года прожил отшельником в пещере. Двенадцать лет был проповедником в Антиохии, настолько популярным, что малопросвещенный народ после его проповедей уходил из церкви, не дождавшись Причастия. Будучи патриархом, ревностно старался утвердить высокие нравственныеидеалы, чем нажил себе врагов из числа власть предержащих. Когда он был сослан ими, начались народные возмущения и произошло сильное землетрясение. Свт. Иоанн был возвращен и продолжил обличения, за что на Пасху 404 г. его не впустили в храм; пасхальное богослужение он совершил в поле при огромном скоплении народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Хочется выразить большую признательность Татьяне Велк-Углановой. Она собирала свидетельства о старицах для очерков «Схимонахиня Серафима (Бирюлёвская)», «Старица Любовь (Измаиловская)», «Старица Евдокия Диева», помогла найти материал о старице Серафиме (Павлово-Посадской) и подвижнице Вере Емелиной. От всей души благодарю всех, кто помогал доставать необходимую для работы литературу, кто молитвенно поддерживал нас. Слава Богу, за всё! К сожалению, мы не располагали всей необходимой информацией. Будем весьма признательны всем, кто пришлёт нам ссылки на статьи и книги, свои свидетельства и воспоминания о старцах и старицах, имена которых не вошли в сборники. Введение «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».( Мф. 5:14–16 ) Иеродиакон Николай (Сахаров) в статье «Учению архимандрита Софрония (Сахарова) о старчестве…» пишет, что по учению греческих отцов: «…Старец играет роль посредника между послушником и Богом … Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей, и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер. Как посредник в сообщении божественной воли, старец считается продолжателем дела Самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх. 4:13 )… (В России) духовное наставничество достигло меры старчества в житиях прп. Серафима Саровского и монахов Оптиной Пустыни … (Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем преп. Паисия Величковского (1722–1794 гг.))». В послании святого Апостола Павла к Галатам сказано: «…Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали и старицы последних времён, по Промыслу Божиему им суждено было играть роль посредника: одним между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили верующие люди со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

425 . Яцимирский А. И. Рукописная библиотека Паисия и его учеников//Он же. 9 .51). 555–583. 426 . Aubray М. Saint Paissius Velichkovski. Lausanne 1966. 166. 427 . Hainsworth C. D. Starets Paisy Velichkovsky (1722–1794). Doctrine of spiritual guidance. Excerpta e Dissertatione ad Lauream. Rome 1976. 428 . Hainsworth C. D. Starets Paisy Velichkovsky (1722–1794). The spiritual father’s moral and intellectual prerequisites//Carmelus. 1976. 23. 223–280. 429 . Kotel " nikov V. Paisij Velikovskij e il momento creativo nella tradizione ascetica russa//PS 9 .432). 83–90. 430 . Kobišanov J. M. Le radici famigliari di Paisij Velikovskyj//PS 9 .432). 97–114. 431 . Okara A. N. Paisij Velikovskij e Grigorij Skovoroda//PS 9 .432). 115–128. 432 . Paisij, lo Starec. Atti del III Convegno ecumenico internazionale di spiritualità russa «Paisij Velikovskij e il suo movimento spirituale», Bose 20–23 settembre 1995/A cura di Adalberto Mainardi, monaco di Bose. Bose 1997. 324. [PS]. 433 . Papoulidis C. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)// Θεολογα. 1968. 39. 231–240. 434 . Papoulidis С. El starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)//Unidad cristiana – Oriente cristiano. 1969. 4. 429–435. 435 . Pelin V. La correspondance du staretz Paisie du monastère de Neamtu//RESEE 1993. 31(3–4). 397–411. 436 . Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (Unpublished texts)//RESEE 1994. 32(1–2). 73–81. 437 . Pelin V. I manoscritti dello «Starec» Paisij nella biblioteca del monastero di Neamt//PS 9 .432). 129–136. 438 . Pirard M. Le Starec Paisij Velikovskij (1722–1794). La tradition philologico-ascétique en Russie et en Europe Orientale//ВРЗПЭ 1973. 81–82. 35–57. 439 . Prochorov G. M. La formazione della coscienza nazionale Russa tra Medioevo e Modernita. Paisij Velikovskij e la traduzione del «Corpus areopagiticum»//PS 9 .432). 91–96. 440 . Syšikova M. A. Manoscritti paisiani nella biblioteca deli’Academia delle Scienze Russa//PS 9 .432). 137–139. 441 . Tachiaos Α.– Ε. Πασιος Βελιτσκφσκι (1722–1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλονκη 1964. 150. 1984. (Publications of the Institute for Balkan Studies. 73).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

деятельность: Дис./ЛДА. Л., 1956. 2 т.; он же. Лит. деятельность Паисия Величковского//ВРЗЕПЭ. 1973. 81/82. С. 69-104; 83/84. С. 203-238; Ταχιος Α.-Α. Ο Πασιος Βελιτσκφσκι (1722-1794) και η ασκητοφιλολογικ σχολ του. Θεσ., 1964; idem (Tachiaos). The Slavonic manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal., 1981; idem. The Revival of Byzant. Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIIIth Cent.: Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722-1794). Thessal., 1986; idem (Тахиаос А.-Э.). Возрождение правосл. духовности старцем Паисием Величковским. М., 1989; idem (Tachiaos). Paisij Velickovskij and Grigorij Savvic Skovoroda: Two Unconventional Reactions to Kievan Theology//Filologia e letteratura nei paesi slavi: Studi in onore di Sante Graciotti/Ed. G. Broggi-Bercoff et al. R., 1990. P. 613-621; idem (Тахиаос А.-Э. Н.). Предварительный список полной библиографии о св. Паисии Величковском//Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. T. 17/18. P. 212-227; Papoulide   s K. K. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722-1794). Amhènes, 1968; Iлapioh митр. Старець Naïciй Величковський: Його життя, праця та наука. Bihhiner, 1975; Hainsworth D. C. Staretz Paisy Velichkovsky (1722-1794): Doctrine of Spiritual Guidance. S. l., 1976; Lin a E. Catalogul manuscriselor slavo-române din Iai. Bucur., 1980-1985. 4 vol.; idem (Линца Е.). Паисий Величковский - един измежду последните големи църковнослав. книжовници//Palaeobulgarica=Старобългаристика. София, 1983. Год. 7. 3. С. 14-42; Ciprian (Zaharia), arhim. Contribuia româneasc la personalitatea: Opera i amintirea stareului Paisie Velicicovski. Bistria, 1985 [Рукопись]; Zamfirescu D. Isaac Dasclul: Biografia inedit a stareului Paisie cei Mare//Revista Fundaiei Drgan. R., 1987. N 3/4. P. 456-554; Четвериков С. И. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 1988; он же. Правда христианства: Молдав. старец Паисий Величковский: его жизнь, учение и влияние на правосл.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Papadopoullos Theodore H. Studies and Documents, Relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. Brussels, 1952. Papoulidis Constantin. Alcane ecumenico de la renovación monástica delsiglo XVIII en la Iglesia Ortodoxa//Unidad cristiana-Oriente cristiano. 1971. T. 2. P. 185–191. Papoulidis Constantin. El starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)//Unidad cristiana-Oriente cristiano. 1969. 4. Р. 429–435. Papoulidis C. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)// Θεολογ α.1968. T. 39. Σ. 231–240. Papoulidis C. Μακριος Νοτορ ς (1731–1805) ρχιεπ σκοπος πρ ην Κορ νθου. θναι, 1974. Papoulidis C. Portée o_ecuménique du renouveau monastique au XVIIIe siècledans l’Église Orthodoxe//Balkan Studies. 1969. T. 10. P. 105–112. Papoulidis C. Περ πτωσις πνευματις πιδρσεως το γ ου ρους ες τν βαλκανικν χρον κατ τν 18 ον ανα// Μακεδονικ. 1969. T. 9. Σ. 278–294. Parys Michel van. La Filocalia nella versione russa di Teofane il recluso//AdB. P. 243–276. Pcurariu Mircea. Istoria Besericii Ortodoxe Române. Bucureti, 1981. T. 2. Пенев Боян. История на новата българска литература. София, 1976. Т. 1. Первый великий старец Оптинский иеросхимонах Леонид (в схиме Лев). 2-е изд. Шамордино, 1917. Petit Louis. Macaire de Corinthe//DTC. T. 9. Col. 1449–1452. Pirard Marcel. Le starec Paisij Velikovskij (1722–1794). La tradition philologico-ascétique en Russie et en Europe Orientale//ВЭ. 1973. 81–82.С. 35–37. Podskalsky Gerhard. I teologi greco-cattolici e greco-ortodossi della turco-crazia (XV-XVIII sec.) e l’esicasmo palamitico//AdB. P. 124–134. H. Nekoliko nepoznatih podataka o Paisiju Hilandarskom//Hilandarski zbornik. T. 1. P. 174. Попов Н. Собрание рукописей Московского Симонова монастыря//ЧОИДР. 1910. 2. С. VII-214. Послание в Поляно-Воронскую обитель писавшым и молившым земне началника и братиям на хулника умныя молитвы иеромонаха Феопемпта, с приложением во оглавлении тридесати пяти преподобных и богоносных отец наших написавших о ней/Изд. А. И. Яцимирского //ЧОИДР. 1899. 2. Православный путь. 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Парфений); 1860 г., III, смесь, 137 (Рескрипт 1763 г. о назначении архим. Гавриила во епис. Твер.); 1862 г.. II, Отд. 1, 115 (архим. Амвросий Подобедов , с 1778 г. еписк. Севский); 1866 г., IV, смесь, 62 (в 1728 г. завещено адмир. гр. Фед. Апраксиным по 100 руб. на содерж. школы); 1869 г., I, смесь, 194 (Воспом. о митроп. Литов. Иосифе); 1873 г., IV, смесь, 239 (о переводе Москов. духов. семинарии из Перервы); 1874 г., смесь, 58 (архим. Павел Пономарев с 1782–1783 г.), 186 (архим. и ректор Мелхиседек 1789 г.); 1877 г., I, смесь, 98 (истор. заметки о Москов. м-ре Спаса Старого в связи с летописью Москов. пожаров с XIV по XVIII ст.; неудачно приурочен к Заиконоспасскому); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 146 (архим. Кирилл Флоринский, с 1742 г. настоят. лавры); 1879 г., II, продолж. опис. лавры, 115 (архим. Гавриил Петров с 1761 г., а в 1763 г. еписк. Твер.; архим. Павел Понамарев с 1782 г., а в 1794 г. еписк. Нижегор.), 116 (Симеон Крылов-Платонов архим. с 1810 г., а с 1816 г. еписк. Тульский); “Дворцов. разряды», III, 1350 (в апр. 1675 г. был выход царя Алекс. Мих. в Спасский м-рь, что у Иконного ряда); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 88 (доношен. 1721 г. об определении иеродиакона м-ря Иоасафа Туркевича в грекославян. школу), 374 (доношение 1721 г. архим. Феофилакта Лопатинского о нуждах вверенных его управл. Гр.– Слав.-Лат. школ), 428 (доношение 1721 г. архим. Феофилакта о дозволении вырыть яму для убогих), 728 (дело 1721 г. по челобитн. Кадом. мурзы Шиг-Алея Иванашева о присоединен. его к правосл. вере; здесь он крещен архим. Феофилактом), прилож., XXX (доношение архим. Феофилакта о нуждах Гр.-Слав.-Лат. школ); II, ч. 1, 71 (доношение 1722 г. префекта Гедеона Грембецкого о медленности в производстве построек и починок в м-ре), 380 (два прошения 1722 г. архим. Феофилакта о даче жалов. грамоты на лавки и об определении м-рю содержания), 395 (в 1722 г. архим. Феофилакт Лапатинский перемещен в Чудов м-рь), 464 (дело 1722 г. об ученике монахе Макарие Иевском), 832 (на место архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

497 Σταρου Θ. Νκων (1605–1681) Ρσσος πατριρχης//Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα. θναι, 1966. Τ. 9. Σ. 559–564. 498 Πατρινλη Χ. Γ. Διονσιος βηρτης μεταφραστς τς «Χρονογραφας» το Δωροθου ες τν ρωσσικν κα μητροπολτης Ογγροβλαχας//πιτηρς ταιρεας βυζαντινν σπουδν. 1963. Τ. 32. Σ. 304–317. 503 Μπτση Π. σιος Πασιος Βελιτσκφσκυ. θνα, 1990; Ταχιου Α. Α. Πασιος Βελιτσκφσκυ (1722–1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλονκη, 1964; Παπουλδη Κ. Περπτωσις πνευματικς πιδρσεως ες τν βαλκανικν χρον κατ τν 18ον ανα//Μακεδονικ. 1969. Τ. 9. Σ. 278–294; Idem. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)//Θεολογα.1968. Т. 39. Σ. 231–240. 507 Μωυσως γιορετου, μοναχ. Βος το σου ριστοκλ το θωντου Γροντος τς Μσχας († 1918)//Πρωττον. 2006. Τ. 101. Σ 563–569. 508 Σωφρονου, ρχιμ. Σιλουανς θωντης (1866–1938). σσεξ γγλας, 1990; Συλλογικς τμος· γιος Σιλουανς τς Οκουμνης. Προσγγιση στην πνευματικ κληρονομι το γου Σιλουανο το θωντη. θνα, 1999; Boosalis Η. ρθδοξη πνευματικ ζω κατ τν γιο Σιλουαν τν θωντη. Θεσσαλονκη,2000. 509 О жизни и деятельности Иосифа Вриенния см.: Арсений (Иващенко), архим. О жизни и сочинениях иеромонаха Иосифа Вриения (Патриарха Константинопольского), греческого проповедника в конце XIV и первой четверти XV столетия//Православное обозрение. М., 1879. С. 85–138, 403–450; Astruc Ch. A propos de Joseph Bryennios//Bulletin de 1? Association G. Bude. IV Ζ (1962); Brehier L. Bryennios (Joseph)//Dictionnaire d? Histoire et de Geographie Ecclesiastique. Paris., 1938. Vol. 10. P. 992–993; Δημητρακοπολου Α. ρθδοξος λλς, τοι περ τν λλνων τν γραψντων κατ Λατνων κα περ τν συγγραμμτων ατν. ν Λειψ, 1872; Δυοβουνιτου Κ. Τ δθεν διπλωματικ πρρητον το ωσφ Βρυεννου//Πρακτικ τς καδημας θηνν. 1921. Τ. 4. Σ. 117–187; Jugie Μ. Bryennios (Joseph)//Catholicisme. II (1949). P. 298–299; Loenertz R. – J. Pour la chronologie des oeuvres de Joseph Bryennios//Revue des Etudes Byzantines. P., 7 (1949). P. 12–13; Meyer Ph. Des Joseph Bryennios Schriften, Leben und Bildung//Byzantinische Zeitschrift. Munchen, 1896. Bd. 5. S. 74–111. Idem. Joseph Bryennios als Theolog//Theologische Studien und Kritiken. 1896. S. 282–219; Palmieri A. Bryennios (Joseph)//Dictionnaire de Theologie Catolique. P., 1923. Vol. 2. P. 1156–1161; Παρλαμ Μ. τπος τς ν Κρτ διαμονς ωσφ Βρυεννου//Κρητικ Χρονικ. 1948. Τ. 2. Σ. 366–367; Τωμαδκη Ν ωσφ Βρυννιος κα Κρτη κατ τ 1400. θναι, 1947; Τωμαδκη Ν. Μελετματα περ ωσφ Βρυεννου//πετηρς ταιρας Βυζαντινν Σπουδν. 1959. Τ 29. Σ. 1–34. ωαννδη Ν. ωσφ Βρυεννου περ Μνημσυνου το Ππα//κκλησιαστικς Φρος. 1983–1984. Τ. ΞΕ-ΞΣΤ». Σ. 234–239; Idem. ωσφ Βρυννιος, βος – ργο – διδασκαλα. θνα, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

This labor was carried with his community when it relocated to Romania in 1764, at Dragomirna, and would be constitutive of the mission of the Paisian houses. In 1775 the Austrian forces captured Bukovina, and Paisy was forced to relocate once more. In 1779 he was given charge of the monastery of Neamt. His community here soon num­bered more than 700. After the publication of the Greek Philokalia in 1782, Paisy made a version in Slavonic (Dobrotoloubie) which from its appearance in 1793 electrified the Russian monastic world. In 1790 he was given the Great Schema and made archi­mandrite, and died at Neamt on November 15, 1794, aged 72. Mount Athos and the Romanian Church were the first to venerate him as a saint, and this was followed by the Russian Synod in 1988. Paisy’s main labors were the dissemination of Philokalic texts, but he also presided over a radical reorga­nization of the monastic Typikon or struc­ture of the daily life in Athonite-style nasteries. His purpose (causing contro­versy at the time) was to bring back into cenobitic houses a greater flexibility which would allow monastics greater possibilities for solitude and prayer. The later Russian hesychastic tradition owes much to him, including such figures such as such as St. Seraphim of Sarov, the Optina Elders, Bishop Ignatius Brianchaninov, and St. Theophan the Recluse. Plate 66 Domes of the Kiev Pechersky Lavra. Photo © Sergey Kamshylin/Shutterstock SEE ALSO: Hesychasm; Philokalia REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Chetverikov, S. (1933) Paisius: Starets of Neamt Monastery in Moldavia. His Life, Teaching, and His Influence on the Orthodox Church (Romanian text). Neamt, Romania: Neamt Monastery. Joanta, S. (1992) Romania: Its Hesychastic Tradition and Culture. Wildwood. CA: St. Xenia Skete, pp. 128–57. Tachiaos, A. E. N. (1986) The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the 18th Century: Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichovsky (Greek and Slavonic texts). Thessalonica. Zaharia, C. (1985) “Paissij Velichovskij et le role oecumenique de l’Eglise Orthodoxe Roumaine,” Irenikon 58: 3–27. Читать далее Источник: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity/John Anthony McGuckin - Maldin : John Wiley; Sons Limited, 2012. - 862 p. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

108. Соколов И. И.Избрание патриархов в Византии с noлobuhыIXbeka до noлobuhыXVbeka (843—1453): Ист. очерк. СПб., 1907. 109. Соколов И.Состояние монашества Византийской Церкви с noлobuhыIXдo haчaлaXIIIbeka (842—1204). Казань, 1894. 110. CmahojebuhCm.Гpuropuje Горшачки, Горньак, Метеори//Народна ehцukлoneдuja. Загреб, 1928. Т. 1. С. 520,449, 742. 111. CmahojebuhCm.Cepckuй митрополит Иаков//Annales de Kondakov=Анналы института имени Н. П. Кондакова. Прага, 1938. С. 95—98. 112. Сырку П. А. К.истории исправления книг в Болгарии в XIVbeke. СПб., 1899. Т. 1, вып. 1: Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. 113. Сырку П. А.Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов bXIV—XVIIbekax//Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1902. Т. 71. 114. ТахиаосА.-Э.Возрождение православной духовности старцем Паисием Величковским (1722—1794): Богословие и духовность Русской Православной Церкви: Вторая Междунар. науч. церков. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11—18 мая 1987 г. Машинопись. 115. Тахиаос Ahmuhje-Eмuл.Ucuxacmuчku-muxobameльcku покрет у последнем дeцehujaмaXIVbeka//Теолошки погледи. 1975. 3. С. 161—174. 116. Титтель Б.О практике исихастской молитвы в Церквах Востока и Запада: Богословие и духовность Русской Православной Церкви: Вторая Междун. научн, церков. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11—19 мая 1987 г. Машинопись. 117. ТихомировΜ. Η.Исторические связи России со славянскими странами и Византией: (Россия и Византия bXIV—XVcm.). М., 1969. 118. Тодоров Н.Славянские культуры и Балканы. София, 1978. Ч. 1:XI—XVIIbeka. 119. Тодоров Т.Търновската школа//Духовна култура. 1972. Март—април. Кн. 3—4. С. 1—28; Май—юни. Кн. 5—6. С. 15—30. 120. Трифунович Б.Кратак nperлeдjyrocлobehckux кньижевности средньега века: (Записи са предаваньа). Београд, 1976. 121. Трифунович Б.Писац и преводилац инок Ucauja. Крушевац, 1980. 122. УспенскийΛ.Исихазм и “гуманизм”: палеологовский расцвет//ВРЗЕПЭ. Париж, 1967. 58. 123. Успенский Ф.О некоторых славянских и по-славянски писанных рукописях, хранящихся в Лондоне и Оксфорде//ЖМНП. Ч. 199. Сентябрь. 1878. С. 1—21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010