Лит.: Филарет [Гумилевский], архиеп. Описание Черниговской епархии и кафедрального Черниговского монастыря. Чернигов, 1861; он же. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. С. 70-75; Абрамов Н. Антоний Стаховский. Чернигов, 1862; он же. Антоний Стаховский, митр. Сибирский и Тобольский, 1721-1740//Странник. 1863. 1. С. 5-19; Недосеков А. Антоний I Стаховский, митр. Тобольский и Сибирский//Тобольские ЕВ. 1891. 17-18. С. 367-377; Пекарский П. Наука и литература при Петре I. Т. 2. С. 115-118; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 644-645; РБС. Т. 2. С. 226-227; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 518 и др.; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Мангилев П. И. Библиотека Сибирского митр. Антония Стаховского (по описи 1740 г.)//Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. Екатеринбург, 1991. С. 52-60; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки российской провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых)

http://pravenc.ru/text/115864.html

14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Здесь Святитель неустанно заботился о просвещении своей паствы. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником — знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским; †1727), продолжил апостоль­скую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, используя опыт создания типографии в Чернигове. СкончалсяСвятитель 10 июня 1715 года во время молитвы в своей келье. Погребен он был в приделе святителя Иоанна Златоуста в Тобольском Успенско-Софийском соборе. В последующее время у его гробницы совершались многочисленные чудеса, положившие начало почитанию святителя Иоанна. “Много записано соборным тобольским духовенством случаев благодатной помощи святителя Иоанна, и эти чудеса побудили произвести освидетельствование останков Святителя” 54 . В 1916 году Русская Церковь причислила его к лику святых. Торжества канонизации возглавил миссионер Сибири митрополит Макарий (Невский; †1926; пам. 16 февр.) 55 . Служба святителю Иоанну была издана по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1947 году митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в Новосибирске 56 . В службе он прославляется как “истинный любитель Слова Божия, мудрый наставник и подвижник, архипастырь нищелюбивый и благостный”, “в земле Сибирской подвиг святительский скончавший и блаженною кончиною своею святость свою явивший” 57 . Важным событием в жизни Русской Церкви явился Поместный Собор 1917–1918 годов, проходивший на стыке двух периодов истории Русской Церкви — Синодального и Патриаршего. На Соборе были прославлены еще два святителя: святитель Софроний, епископ Иркутский (†1771; пам. 30 марта), а также священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский (†1671; пам. 11 мая). Как отмечает проф.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Здесь Святитель неустанно заботился о просвещении своей паствы. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником – знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лешинским; †1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, используя опыт создания типографии в Чернигове. Скончался Святитель 10 июня 1715 года во время молитвы в своей келье. Погребен он был в приделе святителя Иоанна Златоуста в Тобольском Успенско-Софийском соборе. В последующее время у его гробницы совершались многочисленные чудеса, положившие начало почитанию святителя Иоанна. «Много записано соборным тобольским духовенством случаев благодатной помощи святителя Иоанна, и эти чудеса побудили произвести освидетельствование останков Святителя» 1322 . В 1916 году Русская Церковь причислила его к лику святых. Торжества канонизации возглавил миссионер Сибири митрополит Макарий (Невский ; †1926; пам. 16 февр.) 1323 . Служба святителю Иоанну была издана по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1947 году митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в Новосибирске 1324 . В службе он прославляется как «истинный любитель Слова Божия, мудрый наставник и подвижник, архипастырь нищелюбивый и благостный», «в земле Сибирской подвиг святительский скончавший и блаженною кончиною своею святость свою явивший» 1325 . Важным событием в жизни Русской Церкви явился Поместный Собор 1917–1918 годов, проходивший на стыке двух периодов истории Русской Церкви – Синодального и Патриаршего. На Соборе были прославлены еще два святителя: святитель Софроний, епископ Иркутский (†1771; пам. 30 марта), а также священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский (†1671; пам. 11 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДМИТРИЕВ Андрей (упом. в 1701-1715), кормовой иконописец Оружейной палаты. Сохранившиеся произведения Д. до наст. времени не выявлены, однако документальные записи (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1029, 1031) позволяют говорить о нем как об иконописце, регулярно получавшем заказы от известных людей, таких как кравчий (почетная придворная должность), впосл. московский губернатор К. А. Нарышкин, кн. И. В. Волконский. Договор на первую известную большую работу мастера - изготовление «иконостаса и образов по чинам» для ц. свт. Николая Чудотворца в с. Соколове в подмосковной вотчине стольника И. Р. Стрешнева - был заключен 29 марта 1701 г. (Там же. Д. 1029. Л. 113-113 об.). Поручителями и свидетелями выступили в т. ч. иконописцы Оружейной палаты Герасим Иванов, сын Костоусов, Иван Афонасьев, Иван Филимонов. 11 июля 1702 г. Д. заключил договор на золочение иконостаса в Покровской ц. с. Покровского (Братцева) Московского у. по заказу Нарышкина (Там же. Д. 1031. Л. 809-809 об.), но 31 июля того же года передал эту работу золотарю Оружейной палаты Исайе Васильеву Коровину (Там же. Л. 826 об.). В февр. 1715 г. Д. подписался на создание местных икон для иконостаса ц. свт. Василия Великого в с. Лыскове Коломенского у.- вотчине кн. Волконского (Там же. Ед. хр. 1034. Л. 78 об.). Д. неоднократно выступал поручителем за работу иконописцев: за кормового иконописца Козьму Григорьева 28 мая 1702 г.- подряд на написание икон для иконостаса ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Покровском Московского у. (Там же. Д. 1031. Л. 706 об.- 707); в апр. 1703 г.- подряд на иконописные работы в соборной церкви Пскова (Там же. Ед. хр. 1032. Л. 863 об.); 13 июля 1702 г.- за кормового иконописца Акима Григорьева Шамшева при заключении договора на создание иконостаса в ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве в Москве (Там же. Д. 1031. Л. 810-811); а в окт. 1718 г.- за кормового иконописца Василия Никитина, подрядившегося на создание иконостаса в ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Рождествене Переславского у. (Там же. Ед. хр. 1036. Л. 209-210). Лит.: Николаева М. В. К вопросу об организации иконописного дела в нач. XVIII в.//Филевские чт. М., 2001. Вып. 10. С. 277; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 188-189. Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/178584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМФИЛ Сщмч. Памфил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Памфил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) [Греч. Πμφιλος] († 309/10), сщмч., пресвитер, и др. мученики, в Кесарии Палестинской пострадавшие (пам. 16 февр.; пам. зап. 1 июня). Видный богослов III в., последователь Оригена, учитель Евсевия Кесарийского († 339/40), который впосл. в знак признательности добавил имя наставника к своему собственному имени ( Hieron. De vir. illustr. 81). В соавторстве с Евсевием П. написал «Апологию Оригена» (Apologia pro Origene; CPG, N 1715, 3476) в 6 книгах ( Euseb. Hist. eccl. VI 23, 33), из к-рых сохранилась только первая в лат. переводе Руфина Аквилейского. В соч. «О знаменитых мужах» блж. Иероним Стридонский утверждал, что П. составил «Апологию» раньше Евсевия ( Hieron. De vir. illustr. 75), однако, впосл. он отрицал атрибуцию данного сочинения П. ( Hieron. Ep. 84. 11// Jérôme, saint. Lettres/Éd. J. Labourt. P., 1954. Vol. 4. P. 137-138). Также, согласно Иерониму, П. собственноручно переписал большую часть сочинений Оригена. Эти списки хранились в б-ке Кесарии, а сам Иероним имел у себя 25 томов толкований Оригена на 12 пророков, переписанных П. Возможно, П. исправлял рукописи, содержащие «Гекзаплы» Оригена (Pamphile et Eusèbe de Césarée. Apologie pour Origène//SC. Vol. 465. P. 75). Кроме того, Иероним упоминал о письмах П. (не сохр.) друзьям ( Hieron. Adv. Rufin. I 9). Основным источником сведений о П. являлся несохранившийся 3-томный труд Евсевия Кесарийского «Жизнь Памфила», написанный примерно в 311-313 гг. ( Euseb. Hist. eccl. VI 32. 3; Hieron. De vir. illustr. 81; Idem. Ep. 34. 1// Jérôme, saint . Lettres/Éd. J. Labourt. P., 1957. Vol. 2. P. 44). Также Евсевий упоминает о П. в «Церковной истории», называя святого «истинным философом по своей жизни», «великой славой Кесарийской Церкви» ( Euseb. Hist. eccl. VII 32. 25; VIII 13. 6), и рассказывает о его мученической кончине вместе с др. 11 христианами в соч. «О палестинских мучениках» ( Idem. De mart. Palaest. 11).

http://pravenc.ru/text/2578766.html

В издание М. В. Толстого вошли сведения о 456 святых (с дополнениями - 477) из 58 городов России. Эти сведения иногда являются единственным источником данных о жизни местночтимых святых. «Книга...» была выстроена по географическому принципу - биографические справки, содержащие данные об имени святого, о том, кем он был, где подвизался и когда скончался, были помещены не согласно месяцеслову и не по алфавиту, а в зависимости от того, святым какой местности почитался тот или иной подвижник. В большинстве случаев даты и биографические данные брались не из житийных источников: даже для самых чтимых святых дата преставления, в т. ч. год, могла быть ошибочной. «Книга» известна в нескольких редакциях. Она может именоваться также «Книга обдержащая в себе собрание всех российских святых и чюдотворцов» (РНБ. Мих. Q. 351; НСРК. Q. 36). Отдельной редакцией является «Повесть о российских чудотворцах» (РНБ. Q.I.382). Свт. Иоасаф Белгородский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (РГБ) В царствование имп. Николая II наметился перелом в вопросах К. святых, что было следствием прежде всего личного благочестия государя. За 20 лет правления имп. Николая II (с 1896 по 1916) были прославлены для общецерковного почитания 7 святых: 9 сент. 1896 г.- свт. Феодосий, архиеп. Черниговский († 1696); 19 июля 1903 г.- прп. Серафим Саровский († 1833); 12 июня 1909 г. восстановлено общецерковное почитание блгв. кнг. Анны Кашинской (схим. Евфросинии; пам. 12 июня; согласие императора было дано 7 нояб. 1908); 4 сент. 1911 г.- свт. Иоасаф (Горленко) , еп. Белгородский († 1754); 12 мая 1913 г.- сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612); 28 июля 1914 г.- свт. Питирим , еп. Тамбовский († 1697); 10 июня 1916 г.- свт. Иоанн (Максимович) , митр. Тобольский († 1715). Первоначальное местное прославление свт. Иоанна Тобольского состоялось по инициативе еп. (с 5 окт. 1916 г.- архиеп.) Тобольского Варнавы (Накропина) . В этом акте Святейший Синод усмотрел проявление самочиния и не одобрил его. Но император поддержал решение о прославлении свт. Иоанна и настоял на том, чтобы Синод провел эту К., что и было сделано. Вопрос о К. прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского рассматривался очень долго, нек-рые члены Синода возражали против К., предлагая отложить прославление. Лишь прямое вмешательство имп. Николая II ускорило процесс. На торжествах прославления прп. Серафима Саровского государь присутствовал лично. Когда обсуждалась возможность прославления прп. Серафима, в Синоде смущение вызвало состояние его мощей, к-рые не сохранились в совершенном нетлении. Этот случай помог выяснить подлинное учение Церкви о нетленности мощей святых. Древняя Церковь в отличие от установившейся в XVII-XIX вв. практики К. в России не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых. Этот вывод имел важное значение в дальнейшем, когда Церковь решала вопрос о К. святых, мощи которых либо оставались в безвестном месте, либо не сохранились в совершенном нетлении.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Максимович Иван; дек. 1651, г. Нежин, ныне Черниговской обл., Украина - 10.06.1715, Тобольск), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых), митр. Тобольский и всея Сибири. Биография Род. в семье дворян Васильковских, происходивших из г. Василькова близ Киева. Отца И. звали Максимом, все его сыновья, из к-рых Иван был старшим, получили фамилию по его имени. Имя матери святителя - Евфросиния. О детстве и юности И. сведений практически не сохранилось. Из автобиографического соч. И. «Путник» (не изд.) известно, что с юности святитель любил читать и собрал большую б-ку («от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство» - цит. по: Серафим (Шлыков). 1985. С. 31). После переезда семьи в Киев Иван в кон. 60-х - 1-й пол. 70-х гг. XVII в. обучался в Киево-Могилянской коллегии , по окончании был оставлен в коллегии преподавателем (по-видимому, преподавал лат. язык). В коллегии Иван находился в 1668-1675 гг. В 1675 г. он был пострижен в монашество архим. Иннокентием (Гизелем) , настоятелем Киево-Печерского мон-ря, и сразу назначен проповедником в мон-ре (занимал эту должность до 1680). Вскоре администратор Киевской митрополии архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Лазарь (Баранович) рукоположил И. во диакона, затем во иерея. И. был назначен экономом Киево-Печерского монастыря. В 1677 г. И. побывал в Москве в составе укр. посольства, целью к-рого было просить царя о защите Киева и Киево-Печерского мон-ря от тур. войск. В 1681 г. И. был назначен наместником Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска, годом ранее переданного Киево-Печерскому мон-рю царем Феодором Алексеевичем в ответ на просьбу архим. Иннокентия (Гизеля) для переселения туда киево-печерской братии в случае нападения турецких войск. В 80-90-х гг. XVII в. И. неоднократно бывал в Москве по церковным делам (см. благодарственное письмо И. патриарху Иоакиму, написанное после возвращения из Москвы в кон. 1685: АрхЮЗР. 1872. Ч. 1. Т. 5. С. 227-228, 61).

http://pravenc.ru/text/468961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАНН (Рощин Георгий Евгеньевич; род. 22 окт. 1974 г., Москва), еп. Наро-Фоминский, викарий Московской епархии, управляющий патриаршими приходами в США ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Поммер Янис Андреевич; 1876-1934), архиеп. Рижский и всея Латвии, сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Троянский Иван Ефимович; 1862-1937), еп. Осташковский, сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог

http://pravenc.ru/rubrics/121666_15.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 4.06.1896, дер. Адамовка Изюмского у. Харьковской губ.- 2.07.1966, Сиэтл, шт. Вашингтон, США), свт. (пам. 19 июня и 29 сент.), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из старинного дворянского рода, к к-рому также принадлежал Тобольский митр. свт. Иоанн (Максимович ; 1651-1715). Отец М. Максимовича был уездным предводителем дворянства. Михаил вырос в имении недалеко от Святогорской пуст. (ныне Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ). С детства отличался глубокой религиозностью, однако по семейной традиции избрал военное образование. В 1907 г. поступил в Петровский Полтавский кадетский корпус, к-рый окончил в 1914 г. Выразил желание учиться дальше в КДА, однако по настоянию родителей поступил на юридический фак-т Харьковского ун-та. Самостоятельно изучал духовную лит-ру. Был знаком с Харьковским архиеп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит), который стал руководителем его духовной жизни. В 1918 г. окончил ун-т. Во время гражданской войны, в период правления на Украине гетмана П. П. Скоропадского, служил в губ. суде. Когда Харьков заняла армия ген. А. И. Деникина, вновь служил в суде. Был членом приходского совета. Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Брюссельский и Западноевропейский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Брюссельский и Западноевропейский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. При отступлении белых войск выехал с семьей в Крым. В нояб. 1920 г. эвакуирован в К-поль, откуда в 1921 г. прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев (впосл. Югославия). Поступил на Богословский факультет Белградского ун-та. Зарабатывал на жизнь продажей газет. Был членом студенческого кружка, впосл. братства прп. Серафима. В 1924 г. посвящен во чтеца митр. Антонием (Храповицким), ставшим к тому времени главой Архиерейского Синода РПЦЗ. По окончании в 1925 г. Белградского ун-та назначен законоучителем в серб. гос. гимназию г. Велика-Кикинда. В 1926 г. принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Тобольского в сербско-рус. Мильковском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре. Был рукоположен митр. Антонием во диакона, а 4 дек. того же года еп. Гавриилом (Чепуром) - во иерея. С момента принятия монашеских обетов и на протяжении всей последующей жизни придерживался строжайших аскетических правил: ел раз в день, поздно вечером, ночами молился, отдыхал лишь 1-2 ч., никогда не спал лежа.

http://pravenc.ru/text/468963.html

Τυπικν Моск. Рум. Муз. Сев. Соб. 35/491 XIII в. л. 122 и Моск. Синод Библ. 381 XIV в. л. 131 об. Замечают об этих тропарях, что относительно из «нет согласия, – говорит каждый, какие хочет, посему не бывает совпадения в списках, каждый предлагает свое». 1699 Диаковский Е . Последование ночных часов («Чин 12 псалмов»), Киве 1909, 19. 1700 Дмитриевский Τυπικ 228, 247. 1701 Уст. Моск. Тип. библ. 285/142/1206, л. 16 об. 1702 Там же, л. 21. 1703 Уст. Моск. Типогр. библ. 285/142/1206 16 об. 10 об. 16. 8 об. 3. 1704 Там же л. 5. 1705 Там же л. 10 об. Все эти места Типогр. ркп. повторяются и позднейшими списками Студийско-Ал. устава. 1706 На существование в древности такого последования впервые обращено внимание Диаковским Е . Последование ночных часов (Чин 12 псалмов»), Киев 1909. 1707 Дмитриевский Τυπ . 247. 1708 Диаковский , Послед. ночных часов, 17. 1709 Там же, 18. 1710 См. ниже, «Полунощница». 1711 Кекелидзе , Лит. груз. пам. 276. 1712 Диаковский , Посл. ночн. час., 20. 1713 Ркп. Имп. Публ. библ. Q I 57, л. 149—191. 1714 Диаковский, Посл. ночн. час. 7. 21. 1715 Дмитриевский , Τυπικ , 806. 1716 В пятки всех постов по этому уставу вместо пове5черия положена была особая служба πρεσβεα (заступление, моление, ср. preces на запад. службах) из 2-х частей: первая после возгласа «Благословено царство» и великой ектении состояла из трех пар богородичных тропарей (со вставочным Слава и ныне, произносимым диаконом в каждой паре), разделенных малыми ектениями; 2-я часть представляла собою нынешний молебен, состоя из пс. 112, Бог Господь, тропаря, канона Богородице с обычными междопесниями, после которого трисвятое, по Отче наш тропарь и ектения (сугубая). Служба совершалась в белом облачении. Дмитриевский , Τυπικ , 874—877. 1717 Дмитриевский , Τυπικ , 515—516, 609. 1718 Диаковский Последов. ночных часов. passim. 1719 Кекелидзе Литург. груз. пам. 339. 1720 Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. л. 15 об. – л. 16 об. Соловец. библ. 772 XVI в. л. 42 и т.п. 1721 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380 л. 247 об. – 240, где должна быть упомянута полунощница и не упомянута.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010