Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Леницкий), архиеп. Псковский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (РГИА) Варлаам (Леницкий), архиеп. Псковский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (РГИА) (Леницкий [Линицкий, Левицкий]; 2-я пол. XVII в., Киев - 8.01.1741, там же), архиеп. Псковский и Нарвский. Из правосл. шляхты, учился в КДА, пострижен в монашество в Киево-Печерском мон-ре, управлял Густынским во имя Св. Троицы мон-рем . Был «капеляном» при фельдмаршале гр. Б. П. Шереметеве во время Прутского похода рус. армии (май - июнь 1711), после подписания Прутского мира (12 июля 1711) состоял при русском посланнике в К-поле бар. П. П. Шафирове и гр. М. Б. Шереметеве (сыне Б. П. Шереметева). В 1712 г. совершил путешествие в Св. землю и составил соч. «Пелегринация, или Путник, в немже описуется путь до святаго града Иерусалима и вся святыя места Палестинские» (ЧОИДР. 1872. Кн. 3. Смесь. С. 55-77). После ареста рус. послов в К-поле В. тайно пробрался на Кипр, где был пойман и выдан тур. властям, 1 марта 1714 г. освобожден и вернулся в Россию. Затем был «призван в военский поход для некоторых дел» и в 1716 г. откомандирован в Ригу. С 1716 г. игум. Златоверхого киевского во имя св. арх. Михаила мон-ря . 24 мая (по др. данным, 31 мая) 1719 г. В. был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. 7 июля 1719 г. в Суздале случился пожар, уничтоживший большинство храмов и архиерейский дом. В. возобновил кафедральный собор в честь Рождества Богородицы. 27 июня 1720 г. доносил Синоду о купцах-раскольниках Шуи, записавшихся в двойной оклад с целью распространять свое учение. Содействовал учреждению школ в Суздале (в Евфимиевом в честь Преображения Господня муж. мон-ре ) и Коломне. Определением Синода от 24 марта 1721 г. В. был поручен допрос домовых людей по делу бывш. Крутицкого митр. Игнатия (Смолы) , обвиненного «в оказывании чести и разных услуг» инокине Елене (бывш. царице Евдокии Феодоровне, супруге Петра I ). 21 июля 1721 г. В. подал прошение о переводе на Черниговскую или Белгородскую кафедру. Синод счел просьбу В. «предерзостной» и отказал в решении вопроса. Во исполнение предписаний «Духовного регламента» В. 25 янв. 1722 г. представил Синоду 30 пунктов о нарушениях «христианской чистоты жизни» местным населением под влиянием злоупотреблений, невежества и многочисленных языческих пережитков, замеченных им при объезде епархии (ПСПиР. Т. 2. 476). В 1723 г. встречал мощи св. блгв. кн. Александра Невского . 5 июля 1723 г. вследствие жалоб духовенства и мирян епархии отрешен от управления Суздальской кафедрой и определен викарием к Псковскому архиеп. Феофану (Прокоповичу) . Проигнорировав определение Синода, провел осень и зиму 1723/24 г. в Москве.

http://pravenc.ru/text/154195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛИЙ II Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Теймуразович Багратиони [груз. ] (7.11.1720, Телави (Кахети, Вост. Грузия) - 11.01.1798, там же), царь Кахети (1744-1762) и Картли-Кахети (1762-1798). Со стороны отца, царя Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураза II, И.- потомок кахетинских Багратиони (правнук Теймураза I, царя Кахети (1606-1648) и Картли-Кахети (1625-1632)); со стороны матери, царицы Тамар,- картлийских Багратиони (внук царя Картли Вахтанга VI (1716-1724)). Воспитывался вместе с двоюродным братом со стороны матери царевичем Теймуразом (сыном царя Картли Иессея (1714-1716, 1724-1727); впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) ). Дети обучались при царском дворе в столице Кахетинского царства Телави, где их наставниками были кн. Авель Андроникашвили (общие, светские предметы), еп. Бодбийский Онуфрий (Андроникашвили) (богословские предметы) и свящ. Димитрий Хелашвили (церковное пение) ( Кикодзе. 19472. С. 38); затем - в Давидгареджийском мон-ре в пуст. Гареджи под рук. настоятеля монастыря архим. Спиридона ( Авалиани. 1987. С. 8). Царевич Теймураз подвизался в Гареджи в 1735-1738 гг., возможно, И. в те же годы. Внутренняя и внешняя политика В сер. XVIII в. Вост. Грузия находилась под тур. (1723-1735) и иран. (1735-1748) господством. Гибкая политика Теймураза II и И. вызвала расположение правителя Ирана Надир-шаха, к-рое они использовали в интересах Вост. Грузии. Так, Теймураз II, как «верный помощник» Надир-шаха, усмирил восставшего против персов кн. Гиви Амилахвари, вел антитур. кампанию; И. принимал активное участие в походе шаха в Индию (1737-1739). В 1737 г. Надир-шах потребовал от И. принять ислам, как это делали на протяжении более ста лет др. груз. цари. И. ответил: «Возможно убийство мое, но невозможно растлить и изменить дух мой. Поэтому не пытайся омусульманить меня» ( Саникидзе. 1996. С. 319). Поняв, что Грузия осталась верной христианству и что Ирану выгоднее господствовать в Вост. Грузии, имея там вассалов правосл. царей, а не непопулярных царей-магометан, Надир-шах в 1744 г. признал восшествие на картлийский и кахетинский престолы православных Теймураза II и И. ( Думбадзе. 1973. Т. 4. С. 600-601).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Церковь вмч. Пантелеймона в Соляном переулке (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пантелеимоновская церковь построена в 1735—1739 годах, посвящена русской воинской морской славе. Содержание История [ править править код ] В 1718 году для рабочих Партикулярной верфи, устроенной в истоке Фонтанки, против Летнего сада, Петром I была построена часовня во имя св. Пантелеимона (в день его памяти, 27 июля по старому стилю, русский флот в 1714 году одержал победу над шведским флотом при Гангуте и в 1720 году — у острова Гренгам). 2 сентября 1722 года состоялось освящение мазанковой церкви того же посвящения, заменившей часовню. В 1735—1739 годах был построен новый храм в камне в стиле аннинского барокко, снаружи украшенный тосканскими пилястрами, по проекту архитектора И. К. Коробова. Новая церковь имела колокольню и один деревянный шатровый купол. Внутреннее убранство было создано художником Гавриилом Ипатовым; иконы и плафон купола написаны художником А. И. Квашниным. Новая церковь была освящена в храмовый праздник, 27 июля (7 августа) 1739 года, епископом Вологодским Амвросием. Так как церковь была холодной, к 1764 году к ней был пристроен тёплый придел святой Екатерины, перенесённый в 1783 году в трапезную. В 1765 году церковь из Адмиралтейств-коллегий перешла в состав епархии. В 1833—1834 годах напротив храма жил А. С. Пушкин, часто бывавший здесь на службе. В 1834—1835 годах здание было перестроено в стиле позднего ампира архитектором В. И. Беретти, а в 1840-х годах фасады храма были украшены мраморными барельефами работы скульптора А. В. Логановского. Храм неоднократно расширялся: в 1852 году в сторону Фонтанки по проекту архитектора И. Г. Мальгина, в 1875 году со стороны современной улицы Пестеля архитектор В. Ф. Геккер переделал притвор, устроив в нём часовню, и в 1895—1896 годах архитектором Е. Е. Аникиным (или И. М. Гольмдорфом) был пристроен придел князя Михаила Черниговского и его сына Феодора со стороны Невы. В этом виде церковь и дошла до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмч._П...

Преподобный Иов Анзерский (+ 1720) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 марта в день преставления Прп. Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1653 г. Свое церковное служение начал пастырем в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых — подкреплял, заблудших — мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения. Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I, преподобный был призван ко двору и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался быть еще полезней бедствующим. Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги. С годами прп. Иоанн посвятил себя богомыслию, не прекращая благотворении через доверенных лиц. В 1701 г., по ложному доносу царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келье. Узнав, что преподобный был оклеветан, царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. — для большего безмолвия — в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти его строителя Елеазара (память его 13 янв.) был назначен его настоятелем. В 1710 г. старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, в явлении ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матфеем и иноком Макарием, преподобный основал Голгофо-Распятский скит. Престарелый строитель скита сам участвовал во всех работах, а в келье занимался еще рукоделием, выручку от которого делил на три части на нужды церковные, на нужды братии и на милостыню нищим. За богоугодную жизнь святой схииеромонах был удостоен откровений. Так, сама Богородица назвала ему место, где рыть колодец на горе, а Гос подь открыл ему время его кончины Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день — в Неделю Православия — утром, до восхода солнца, 6 марта 1720 г. В предсмертные минуты келья его озарилась необыкновенным светом и разлилось благоухание, и слышна была псаломная песнь. • Об Анзерском ските см. коммент. к житию прп. Елеазара (память его 13 янв.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436994/

В Санкт-Петербург прибудут мощи великомученика и целителя Пантелеимона Санкт-Петербург, 3 декабря 2004 г. 8 декабря 2004 года в Санкт-Петербург прибывают святые мощи великомученика и целителя Пантелеимона, сообщает сайт СПб митрополии. С 8 по 19 декабря 2004 года святые мощи будут открыты для поклонения в храме во имя святых апостолов Петра и Павла при Медицинской Академии им. И.И. Мечникова, с 19 декабря 2004 года по 2 января 2005 года в Свято-Троицком Измайловском соборе г. С.-Петербурга. Святыня прибудет в Санкт-Петербург из Свято-Данилова монастыря Москвы. Торжественная встреча мощей произойдет у храма апостолов Петра и Павла. В день торжества 8 декабря будет производиться доставка паломников специальным автобусом от Финляндского вокзала. Ковчег-мощевик на протяжении всего дня будет доступен для паломничества и поклонения верующих. У мощей ежедневно будут совершаться молебны Целителю Пантелиимону об излечении от различных недугов. Святой Пантелеимон жил в III-IV веках в городе Никомидия (в Малой Азии). Приняв в молодости крещение, он всю свою жизнь посвятил милостивому служению страждущим больным. Целитель Пантелеимон посещал тюрьмы и лечил узников, среди которых было много христиан, подвергавшихся в то время жестоким гонениям. По доносу завистников целитель был арестован и предан мучительной смерти за свою христианскую веру. Дикие звери, на растерзание которым бросили Пантелеимона, лизали ему ноги и расталкивали друг друга, чтобы коснуться руки святого. Чудотворные частицы мощей святого разошлись по всему миру. Святой Пантелеимон Целитель стал частью души России, ее небесным молитвенником, одним из самых чтимых и любимых святых на Руси. Почитание Пантелеимона известно еще в Киевской Руси. Великий Князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 г. С тех пор почитание святого Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург. Под командованием царя Петра Великого русские войска одержали две важнейшие морские победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика. В память об этой небесной помощи святого Целителя в Петербурге повелением Государя был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь Пантелеимона в России. Во второй половине XIX века день св. Пантелеимона праздновался как Царский День, поскольку совпадал с днем рождения Государыни Императрицы Марии Александровны. 3 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12051.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН ОЛИМПИОТ [греч. Γερμανς Ολυμπιτης], иером., греч. писатель, переводчик, переписчик певч. кодексов (1688/89-1760). Судя по второму прозвищу - Κρητικς, происходил с о-ва Крит ( Α. Λ. Β. ). Согласно записям, оставленным Г. О. в рукописях, в 1711 г. он пришел на Св. Гору, где в 1718/19 г. начал обучаться грамоте, в 1721 г. поселился в келлии мон-ря Симонопетра ( Герцман. Т. 1. С. 333), впосл. жил в мон-ре Св. Троицы на Олимпе. Написал «Албанскую грамматику» и соч. «О критской музыке», перевел с тур. языка «Грамматику великого везира Ибрагима». Среди сохранившихся певч. сборников, принадлежащих перу Г. О., первое место по числу списков занимает Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр. Это датированные рукописи Vatop. 1470 et 1481 (1714 г.), Ivir. 473 (1720 г.), Ivir. 694 (1721 г.), Ivir. 465 (1743 г.), Ivir. 989 (1743 г.; список создан в Литохороне близ горы Олимп, содержит славники и самогласны на литии прп. Евфимию Святогорцу Иверскому - вероятно, ркп. предназначалась для Иверского мон-ря), БАН. РАИК. 50 (1749 г.; кодекс написан в Веррии), БАН. РАИК. 46 (1750 г.; согласно записи, ркп. создана «в монастыре», вероятно Св. Троицы), Patm. 478 (1753 г.), БАН. РАИК. 51 (1754 г.) и недатированная Athen. Ben. T A 105. Из др. типов певч. сборников, выполненных Г. О., сохранились списки: Ирмология Баласиса Chil. 37 (1720 г.) и Athen. Bibl. Nat. 967 (1748 г.), Анастасиматария Хрисафа Нового (часто вместе с Анфологией) - Chil. 67 (1721 г.), РНБ. ОЛДП. О. 117 (1729-1731 гг.), Gregor. 24 и Athen. Bibl. Nat. 2222 (оба - 1736 г.), Meteor. Stephan. 65 (1744 г.) и Athen. Bibl. Nat. 2220 (1745 г.), Анфологии - Pantokr. 242 (1733 г.) и Pantel. 901 (1734 г.), Анфологии литургии - Матиматария - Pantel. 901 (1734 г.; написан вместе со свящ. Афанасием из Галаты). Лит.: Α. Λ. Β. Γερμανς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 388; Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 2. Σ. 174, 177, 178, 634-635; Τ. 3. Σ. 846; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1. С. 331-332; 1999. Т. 2. С. 174, 177, 178, 221, 242. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/164807.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИНГЕМ [англ. Bingham] Джозеф (сент. 1668, Уэйкфилд, Йоркшир - 17.08.1723, Хавант, Гэмпшир), англикан. свящ., один из основателей церковной и христ. археологии в Европе, литургист. Учился в Юниверсити-колледже (Оксфорд). Прочитанная им 28 окт. 1695 г. проповедь в Оксфорде, в ц. св. Марии Магдалины, в разгар споров о Св. Троице стала причиной необоснованного обвинения его в ереси антитринитариев, после чего Б. пришлось покинуть ун-т. Он был назначен ректором в Хедборн-Уэрти близ Уинчестера, и это позволило ему работать в богатой б-ке уинчестерского собора; в 1712 г. Б. стал ректором колледжа в г. Хавант и преподавал здесь вплоть до своей кончины. Имел 10 детей, умер в бедности, т. к. поместил свои сбережения в акции разорившейся в 1720 г. «Компании Южных морей». Имя Б. прославил труд о христ. древностях, над к-рым он работал более 20 лет (Origines ecclesiasticae, or The Antiquities of the Christian Church: 10 vol. L., 1715-1722). Это систематически организованное описание церковной иерархии, обрядов, а также развития церковного календаря в первые 500 лет христианства. Насыщенная исчерпывающей для своего времени информацией, основанная на доступных письменных источниках и прекрасно написанная работа стала излюбленным чтением всех изучавших историю Церкви. Труд много раз переиздавали с комментариями и дополнениями, в т. ч. по сохранившимся черновикам автора. Его перерабатывали, сокращали, делали на его основе бесчисленные компиляции и писали новые исследования. Лучшее переиздание вышло в 1855 г. в Оксфорде в составе 10-томного полного собрания сочинений Б. под наблюдением праправнука автора пастора Ричарда Бингема. К труду Б. восходит составленное И. Я. Ветринским первое на рус. языке крупное церковно-археологическое пособие «Памятники древней христианской Церкви или христианских древностей» (СПб., 1829-1845). Ряд работ Б. посвятил доказательству близости учения франц. гугенотов к анликан. Церкви, а не к англ. диссентерам (1706), написал сочинение в защиту права мирян на крещение (Научная история крещения мирян; 1712-1714). Соч.: The works of the Learned J. Bingham. L., 1726. 2 vol.; Origines ecclesiasticae, or The antiquities of the Christian Church, and other works. L., 1843-1845. 10 vol.; Origines Ecclesiasticae, the Antiquities of the Christian Church, with 2 sermons and 2 letters on the nature and necessity of Absolution. L., 1856. 2 vol. Лит.: Barnard L. W. The Use of the Patristic Tradition in the 17th and Early 18th cent.//Scripture, Tradition and Reason. Edinb., 1988. P. 174-203; DACL. T. 2. P. 905-906 [Библиогр.]. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике КИНГСЛИ Чарлз (1819-1875), англикан. священник, писатель, один из самых известных представителей англ. христианского социализма

http://pravenc.ru/text/149205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАЛЛАДИЙ (Писарев-Раев Павел Иванович; 1827-1898) митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула383 ПАНКРАТИЙ (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881-1937), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков;1931-2004), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских ПАПРАЧА муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_191.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ иконом Великой ц. в К-поле, иерей (иногда в рукописях именуется παπς), греч. кодикограф и мелург, работавший в период с 1680 по 1725 г. Вероятно, был учеником протопсалта Хрисафа Нового . До наст. времени дошли 7 датированных автографов А.: Стихирари - 1675 г. (Ivir. gr. 1104), 1683 г. (Ivir. gr. 1257), 1684 г. (ОР БАН. Греч. 59), 1685 г. (Hieros. Patr. gr. 548), Анастасиматарий 1714 г. (Hieros. Patr. Abraham. gr. 95), Анфологион 1719 г. (Hieros. Patr. Abraham. gr. 129) и Доксастарий 1720 г. (Hieros. Patr. Abraham. gr. 58). Из сочинений А. известны «воззвахи» (κεκραγρια - см. Господи воззвах ) (Paul. gr. 132. Fol. 57, 1774 г.; Doch. gr. 338. Fol. 16-17v, 1767 г.), пасапноарии (см. «Всякое дыхание» ) 4-го гласа перед чтением Евангелия на утрене (Paul. gr. 132. Fol. 226; Xeropot. gr. 291. Fol. 158, 1-я пол. XVIII в.; Cutl. gr. 405. Fol. 70v, 2-я четв. XVIII в.), икос Акафиста Богородице «      » 4-го гласа (Hieros. Patr. gr. 137. Fol. 177v-180, сер. XVIII в.; Doch. gr. 339. Fol. 213v-214v, 1768 г.). Широкое распространение получили сделанные А. сокращенные обработки причастнов Хрисафа Нового для всех дней седмицы, кроме воскресенья, 1-го, «тяжкого», 4-го, 4-го плагального, 1-го «тяжкого» и 1-го плагального гласов (Xeropot. gr. 362. Fol. 160v-262, 1725 г.; Paul. gr. 36. Fol. 466, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. gr. 370. Fol. 42-44v, 1758 г.; Paul. gr. 42. Fol. 393-403, сер. XVIII в.; Paul. gr. 99. Fol. 529-532, сер. XVIII в.). В рукописях вместе с причастнами помещались «краткие» херувимские А. на все гласы, также являющиеся обработками сочинений Хрисафа (Ivir. gr. 949. Fol. 141v - 143v, кон. XVII - нач. XVIII в.; Xeropot. gr. 317. Fol. 184v - 190v, нач. XVIII в.; Paul. gr. 36. Fol. 341, 1-я пол. XVIII в.; Cutl. gr. 405. Fol. 86, 2-я четв. XVIII в.; Paul. gr. 98. Fol. 821-825, сер. XVIII в.; Cutl. gr. 446. Fol. 188, 1757 г.; Xeropot. gr. 370. Fol. 20v - 23, 1758 г.; Doch. gr. 321. Fol. 109-115, сер. XVIII в.). А. принадлежат песнопения литургии преждеосвященных Даров : «    » 2-го плагального гласа (Xeropot. gr. 366. Fol. 1, сер. XVIII в.; Lesb. Leim. gr. 8. Fol. 209, кон. XVIII в.) и «      » того же гласа (Xeropot. gr. 380. Fol. 475-476, 1759 г.; Paul. gr. 132. Fol. 765, 1774 г.; Paul. gr. 25. Fol. 216, 2-я пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/115910.html

В кон. XIX в. в Г. проживали 7 монахов, из к-рых 2 служили в мон-ре, 5 — в окрестных серб. церквах. В межвоенный период из-за отъезда сербов из Венгрии, что сказалось на числе насельников и прихожан, обитель с трудом справлялась с хозяйством, после второй мировой войны оно было национализировано. Г. оставили часть виноградника, пастбище и неск. коров. Мон-рь в этот период жил на доход от продажи молока. Еп. Будимский Георгий (Зубкович) сохранил собрание рукописей и старопечатных книг Г. (62 наименования), передав его и свой архив в епархиальную б-ку в Сентендре. Помимо монастырской летописи особый интерес представляют находящиеся в нем синодики («поменники», «тефтеры», «парусии») мон-рей Г. (ГР 7, 9–11) и Ковина (ГР 6, 8). Довольно велико в собрании число списков XVIII–XIX вв. произведений учебной (семинарские курсы) и полемической лит-ры. Ряд рукописей и книг, принадлежавших Г., хранились до второй мировой войны в др. собраниях: в мон-ре Хопово, в старом собрании Народной б-ки Сербии и др. ( Записи. 1. 1991, 2049; 2. 2899; 3. 5728; 4. 7056; он же. Каталог Народне Б-ки у Београду. Београд, 1903. 398, 422). В 1946 г. в Г. было 3 монаха, в 1956 г.— один игумен. В 50–70-х гг. на территории Г. были проведены археологические раскопки. В 1969 г. в зданиях мон-ря власти сделали косметический ремонт и разместили дом престарелых, к-рый просуществовал до 1994 г. После смерти в 1974 г. игум. Алексия церковь не действовала. В 1981–1987 гг. Венгерское об-во охраны памятников истории и культуры осуществило капитальный ремонт монастырского комплекса. В нач. 90-х гг. еп. Будимский Даниил (Крстич) принял решение возродить монашескую жизнь в Г., и в 1994 г. мон-рь принял первых насельниц. В наст. время настоятельница мон-ря — мон. Кристина. Список игуменов Г.: Паисий (1585–1603), Герасим (1603–1610), Никодим (1610–1623), Стефан (1623–1632), Савва (1632–1649), Василий (1649–1664), Иов (1664–1667), Симеон (1667–1685), Евфимий (Негомирович; 1685–1700), Георгий (1700–1711), Прокопий (1711– 1714), Михаил (1714–1718), Максим (1718–1720), Виктор (1720–1721), Василий (1721–1746), Арсений (1746–1753; с 1750 епископ Костайницко-Зринопольский), Михаил (1753–1761), Софроний (1761–1770; с 1769 епископ Эрдельский, с 1774 епископ Будимский, с 1781 епископ Темишварский; † 1786), Василий (1770–1772), Дионисий (1772–1778), Василий (1778–1791), неизвестен по имени (Ефтимирович; 1791–1797), Геннадий (Стефанович; 1797–1815), Данило (Чупич; 1815–1845), Амвросий (Шимич; 1845–1862), Николай (Бошняк; 1863–1866), Иулиан (Чокор; 1866–1872), Антоний (Маркович; 1872–1892), Герасим (Петрович; 1892–1894), Платон (Телечки; 1894–1896), Адриан (Станишич; 1901–1915), Фирмилиан (Крезич; 1915–1930), Феофан (Радич; 1930–1943), Лаврентий (Томич; 1943–1956), Алексий (Бабич; 1956–1974).

http://pravenc.ru/text/545896.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010