Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Молченский, в Путивле, существовал в XVI веке; 3-го класса. [V, 96.] Игумены Илия , 1595–1602. Дионисий упом. 1606, убит мятежниками (вором Петрушкой). Пафнутий перешёл с братией из Молчанской пустыни, 1613–20. Герасим , 1620 и 21. Пафнутий , 1623–27. Нифонт , 1629 и 30. Варлаам , 1633–40. Афанасий , 1642–50. Иосиф , 1652 и 53, авг. Макарий , строит., определён 21 нояб. 1653. Александр , 1656 и 57. Макарий , в февр. 1660–64. Сергий , 1667–69. Иоаким , в сент. (sic) 1670. Роман , 1671–1672. Сильвестр , в мар. 1674–79, окт. Сергий , 1680–86. Клеопа , 1686 и 87. Феодосий , 1687–91. Гавриил , 1691–1700. Афанасий , 1703–5, уволен. Сергий , 1705–13. Герасим 26 февр. 1713 перев. из Путивльского Борисоглебского; упом. 1714. Евстратий (пред.). Моисей , 1720–32; †.... Матфей определён 17 сент. 1733. Феодосий определён 30 дек. 1734–1738. Иоанн Ястрембский , 1738–49, перев. в Угрешский. Феофил в 1749 перев. из Владычня Серпуховского. Мануал Левицкий , 1763–76. Владимир Ковалевский 1777 перев. из Рыльского Николаевского; до 1780. Досифей , 1780–83. Авдий Туранский 1794 перев. из Обоянского Знаменского; 17 февр. 1796 перев. в Острожский Спасский. Архимандриты Паисий , 1800–18. Андрей перев. из Белгородского Николаевского, 1818–33. Иоасаф , 1833–40. (В Рыльский Николаевский?) Ипатий перев. из Курского Знаменского? 1840–49. Сосфен , 1850–63. Иоасаф , 1864–69. 2 Знаменский, в Куреве, (до 1649 г. Рождества Богородицы), возобновлён в навале XVII века (с 1612). По штатом 1764 г. второклассный. [IV, 196.] С 81 мая 1833 Кафедральный Курского архиерея; в 1854 возведён в 1-й класс и управляется архиереем. Игумены Тихон , строит., 1615–18. Иосиф , 1619 и 20. Аркадий , 1621 и 22. После определён на Перерву. Варлаам Чаплыгин , строит., 1624–1632. Сергий , строит., в февр. 1634, 35, 36, 41. Варлаам , строит., 1642–51. Моисей , с 1651; † 25 дек. 1667. Никодим , 1668–74. Архимандриты Феодосий , 1674–76. Никодим , 1676–82. Александр , 1682–85. Сампсон , 1685–97; 2 февр. хирот. в архиепископа Астраханского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор Карта и ближайшие объекты К концу 19 века возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны, и в 1906 году рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница (архитекторы Д.И. Гримм, А.О. Томишко, Л.Н. Бенуа). Под полом усыпальницы устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой бетонный склеп глубиной 3,2 м. В восточной части усыпальницы был установлен алтарь с иконостасом. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии. 5 ноября 1908 года здание усыпальницы было освящено, а через три дня состоялось первое захоронение – был погребен сын Александра П, великий князь Алексей Александрович. Всего до 1917 года в усыпальнице упокоено 13 членов императорской фамилии. После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных мраморных плит, а также решетки алтарной части отправлены в переплавку. Позднее в усыпальнице располагалось книгохранилище, затем склад бумажной фабрики, а в первой половине 60-х годов –выставка «История Петропавловской крепости», демонтированная лишь в 1992 году. С того же времени начались работы по восстановлению декора старых захоронений По книге: Петербург православный. Справочник-путеводитель. СПБ. WELCOME. 2002 Каменный собор в крепости официально заложили 30 мая 1714 г.Строительство велось по проекту архитектора Доменико Трезини. К 1720 году строительство храма было снаружи в общих чертах завершено. В 1723 году на соборной колокольне установили новый шпиль, работа эта выполнялась пленными шведами. В 1733 году была окончена внутренняя отделка,а 28 июня 1733 года состоялось его торжественное освящение. Стройная многоярусная колокольня плавно переходит в золоченый шпиль, который завершается крестом и флюгером в виде летящего ангела. Купол собора, возвышающийся на легком барабане и увенчанный небольшой главкой довольно скромен. Здание собора прямоугольное в плане, в его архитектуре сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры. Трезини по существу заложил основы того стиля, который позднее назвали «петровским» барокко.

http://sobory.ru/article/?object=03750

Санкт-Петербург. Церковь Пантелеимона Целителя в Соляном переулке. Церковь Святого Великомученика Пантелеимона в Соляном переулке Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одновременно с созданием Партикулярной верфи на берегу Фонтанки, на её территории была сооружена часовня. В 1722 году был выстроен деревянный мазанковый храм. Освящение его состоялось 2 сентября 1722 года в отсутствие императора Петра I, бывшего в Астрахани и приславшего приказ об освящении церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Особое внимание к этому храму связано с тем, что он был задуман императором как храм-памятник боевой славы российского флота, в знак благодарности за две морские победы в Северной войне - при Гангуте 27 июля 1714 г. и Гренгаме 27 июля 1720 г. - обе в день памяти св. Пантелеймона. В 1734 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны рядом с обветшавшей к тому времени деревянной церковью был заложен каменный храм, сохранившийся почти в первоначальном виде до нашего времени. Каменная церковь строилась в 1735 – 1739 годах по проекту архитектора из штата Полицеймейстерства Н. Шумахера. Однако на стадии проектирования неопытный в храмовом зодчестве архитектор, вероятно, был вынужден внести существенные поправки, предложенные Иваном Коробовым, который одновременно перестраивал в камне сооружения Партикулярной верфи. Освящение церкви состоялось 27 июля 1739 года. Поднявшийся вблизи Фонтанки одноглавый храм с высоким куполом стал одним из самых посещаемых петербуржцами. Строение решено в стиле анненского барокко, особенностями которого являются сложность конфигураций высоких кровель и фронтонов, уплощенность фасадов, украшенных пилястрами, фигурное обрамление окон и двухцветность окраски. Здесь мы видим фасады, скупо декорированные плоскими пилястрами дорического ордера, фигурный барочный фронтон над полукруглой алтарной апсидой, барочное оформление восьмигранного барабана, перекрытого граненым куполом с небольшой луковичной главкой под крестом, колокольню со шпилем своеобразного рисунка. В самом начале 1764 г. при храме была устроена и 25 января освящена церковь святой великомученицы Екатерины, однако в 1783 году по повелению императрицы Екатерины II ее перенесли в храм святого Пантелеймона и сделали западным боковым приделом.

http://sobory.ru/article/?object=01571

Лев, епископ Астраханский и Ставропольский (Юрлов Лаврентий) Родился около 1678 года в отцовском имении в селе Семове Курмышского уезда (позднее Макариева уезда) Нижегородской епархии в дворянской семье. Рано лишившись родителей, воспитывался у боярина князя Троекурова И. Б. Воспитание и образование получил домашнее. Затем служил при дворе. В силу невыясненных роковых обстоятельств должен был оставить придворный круг и 23-летним юношей отправиться на испытание в Троице-Сергиев монастырь, где пребывал с 1701 по 1704 год при архимандрите Иларионе (Властелинском, впоследствии митрополит Белгородский и Обоянский; † 1720), а с 1704 по 1708 год под руководством монастырского духовника Георгия (Дашкова, впоследствии архиепископ Ростовский и Ярославский; † 1739). С 1711 года – строитель Астраханского Троицкого монастыря, в котором пострижен в монашество духовником монастыря иеромонахом Иоасафом. Вскоре был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха митрополитом Астраханским и Терским Сампсоном († 1714). В 1716 году назначен строителем Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. В 1718 году перешел в Московский Донской монастырь. С 1720 года – архимандрит Переславского Горицкого Успенского монастыря Владимирской епархии. 28 мая 1727 года хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого. В июне 1730 года был вызван в Москву для объяснений, т. к. во время богослужения молился за императрицу Евдокию, престолонаследницу Елизавету и остальных царевен, не вознося благодарственного молебна по случаю воцарения Анны Иоанновны. 8 июля 1730 года епископ Лев был переведен в Астрахань, но так как дело еще не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. 2 октября того же года был лишен епископского сана, монашеского чина и под мирским именем Лаврентий отправлен в Тайную канцелярию, где был подвергнут пытке, бит кнутом. Затем сослан и заточен в Архангельский Крестный монастырь. 19 апреля 1742 года был признан невиновным и 22 апреля восстановлен в епископском сане. Епархию не принял, ушел на покой в Московский Знаменский монастырь и состоял при Архангельском соборе для служения панихид по почивающим в данном соборе царям и великим князьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 9 августа мы отмечаем день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Он издревле почитался на Руси наряду со Святителем Николаем Чудотворцем. Житие его было одной из любимых книг для чтения. В каждой православной церкви можно найти его икону, помолиться ему о врачевании телесных и душевных недугов. В нашем городе целителю посвящены пять храмов, один из них - на улице Пестеля, дом 2. Деревянная часовня во имя святого Пантелеимона была выстроена по приказу Петра I в 1718 году недалеко от истока реки Фонтанки. Предназначалась она для рабочих партикулярной верфи, устроенной тут же. Посвящение церкви святому Пантелеимону было очень значимым - именно в день его памяти русский флот одержал победу при Гангуте (1714 год, Финляндия) и позже - при Гренгаме (1720 год, Аландские острова). Эти победы стали ярким проявлением нарастающей мощи Российского государства и во многом определили исход Северной войны. В 1721 году вместо часовни устроили в одном из домов церковь, а год спустя, 2 сентября 1722 года, епископом Вологодским Павлом она была освящена уже в отдельном мазанковом здании «между магазейнами». Адмиралтейский живописец Гавриил Ипатов украсил церковь двенадцатью «картинами». Деревянной церковь была недолго. В 1735 году по проекту Н. Шумахера началось строительство каменного храма. Однако авторство часто приписывают И.К. Коробову, внесшему множество поправок в первоначальный проект. Среди построек Ивана Коробова особенно стоит отметить старое здание Адмиралтейства с его высоким деревянным шпилем, сохранившимся и поныне под новым металлическим корпусом. Храм же был украшен снаружи тосканскими пилястрами, имел колокольню и один купол. Интерьер украшали искусственный мрамор, росписи кисти А. Квашнина и богатый золоченый иконостас, вероятно, выполненный еще резчиками партикулярной верфи. Храм был торжественно освящен епископом Вологодским Амвросием 27 июля 1739 года.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/20...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аарон (Еропкин), еп. Корельский. Литография. XIX в. (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок. 1663, Москва - 1.05.1740, Нилова Столобенская пуст. Тверской губ.), еп. Корельский и Ладожский, вик. Новгородской епархии. Из семьи стольника, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Службу начал стряпчим при дворе царя Феодора Алексеевича . Принимал участие в двух чигиринских походах (1677-1678), с 1686 г. стольник. Примыкал к партии Милославских, после падения правительства царевны Софьи Алексеевны (1689) удалился в Нилову Столобенскую пустынь , в к-рой служил казначеем, с 1690 г.- строителем и наместником. 6 авг. 1691 г. пострижен в монашество, с 1700 г. игумен и наместник Кий-Островского Крестного мон-ря . Пользовался расположением и покровительством митр. Новгородского и Великолуцкого Иова . В янв. 1704 г. возведен в сан архимандрита валдайского Иверского мон-ря , 27 дек. 1708 г. назначен настоятелем Юрьева монастыря в Новгороде. 24 янв. 1714 г. хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии, стал ближайшим помощником митр. Иова. В 1715 г. выдал благословенную грамоту на возобновление Валаамского мон-ря , приписанного к Кириллову Белозерскому монастырю . После кончины митр. Иова, с февр. 1716 г., А. фактически управлял Новгородской епархией на протяжении 5 лет вплоть до поставления на Новгородскую кафедру в 1721 г. еп. Феодосия (Яновского) . А. продолжал благотворительную и просветительскую деятельность митр. Иова. Согласно ведомостям, представленным в Сенат, с февр. 1716 по апр. 1717 г. из владычной казны было израсходовано на благотворительные цели 4148 р.; в странноприимных домах содержалось 468 чел., при новгородском Софийском доме обучались 60 детей, направленных из Адмиралтейства. В февр. 1720 г. А. находился в числе 6 архиереев, присутствовавших в Сенате на утверждении " Духовного регламента " . В 1721 г. в ходе расследования дела новгородского свящ.

http://pravenc.ru/text/62374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП (Адамов; сер. XVII в., Н. Новгород - 13.01.1726, Вел. Устюг), еп. (архиеп.?) Великоустюжский и Тотемский. В 80-90-х гг. XVII в. иеромонах, в 1700-1714 гг. казначей Чудова мон-ря в Москве, в апр. 1716 г. переведен уставщиком в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге. 25 янв. 1719 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского и Тотемского. Прибыв в епархию, обнаружил сильные опустошения, причиненные в 1715 г. пожаром, и крайний недостаток средств - в 1720 г. в вотчинах архиерейского дома числилось 93 крестьянских и «половничьих» двора, к-рые оценивались как «самые плохие и малоугодные». Б. неоднократно обращался в Синод с просьбами об употреблении собранных денежных сумм на нужды епархии. В 1721 г. архиерей сообщал, что светские комиссары вопреки указу Синода продолжают собирать подати с церковных вотчин, «а паче освященному чину чинят немалое озлобление и от службы церковной отлучают... и в прочих всяких требах чинится немалое препятствие». В целях усиления контроля за расходованием церковных денег архиерей добивался от Синода указа, к-рый бы подчинил церковных старост ведению епископа. Б. также просил разрешения на сооружение каменных храмов на средства «богатых христолюбцев». При Б. шло восстановление храмов, пострадавших в пожаре 1715 г., а также были перестроены кафедральный собор и каменный холодный храм во имя св. прав. Прокопия (в своде этого храма были написаны изображения на темы притч из книг «Ставрофили»); в 1722 г. закончено строительство теплого каменного храма во имя св. Жен-мироносиц, освящение к-рого состоялось в 1724 г.; в 1725 г. начато строительство каменного теплого храма взамен сгоревшего в честь Сретения Господня в Спасо-Преображенском жен. мон-ре, а также строительство храма во имя прп. Симеона Столпника. В 1725 г. в Вел. Устюге открылась духовная школа (есть мнение, что первая школа была создана в кон. 1723), учителя для к-рой прошли подготовку в Новгородской школе с февр. 1724 по апр. 1725 г.

http://pravenc.ru/text/149475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742), церковный и гос. деятель. В источниках упоминается как католикос «Севера и Абхазии» (под «Севером» подразумеваются Осетия (Алания) и Черкесия - см.: Бичвинтский иадгар//Ист. вестн. Тифлис, 1925. 2. С. 183). Г. укрепил хозяйство Абхазского Католикосата , возвратив расхищенные феодалами земли в Одишском (Мегрельском), Гурийском и Рачинском княжествах, а также выкупил много крепостных и «пожертвовал их Бичвинтской (Пицундской) Богоматери» (т. е. Католикосату). В Зап. Грузии он скупал на личные средства и также жертвовал Католикосату земли и княжеские дворцы: в Раче - Вардисгори, в Хорге (Одиши) - Напаркеви, в Самикелао (Имерети) - Гвазаури и др. Стараниями Г. значительные пожертвования оказали Католикосату и имеретинские цари Георгий VI (1703-1711, 1712-1713, 1714-1716, 1719-1720) и Александр V (1721-1740, 1741-1752), одишский кн. Георгий Липартиани, феодалы Хаху Чичуа, Пиран Мхеидзе, Каихосро Иашвили и др. В 1-й четв. XVIII в. Г. была проведена экономическая реформа, позволившая повысить доходы Католикосата: в «Журнале свечного оброка», составленном католикосом, отмечено, что «с течением времени в монастырях, принадлежащих Католикосату, пожертвованных свеч не стало...» (Памятники груз. права. Т. 3. С. 772), вслед. чего он установил для церковных крепостных вместо денежного оброка (марчила, руби) натуральный весовой свечной оброк (шамахури, чареки). В нач. XVIII в. усилилась миграция племен Сев. Кавказа на территории Абхазского княжества, выделившегося в 30-х гг. XVII в. Горцы (грузины называли их абхазами) заселяли земли от р. Келасури до р. Ингури, зачастую они похищали и продавали в рабство коренное население. Г., как и его предшественник, католикос-патриарх Давид (Немсадзе) , особое внимание уделял участи церковных крепостных, согнанных с территории по р. Ингури. Так, он обратился к абх. кн. Квапу Шервашидзе с требованием защитить население, однако ввиду невыполнения соглашения Г. прибыл на р. Ингури и выкупил людей из Нажанеули и др. сел, перевез их на др. сторону реки и поселил в селах Хибула и Хоби Одишского княжества (Книга пожалований католикоса Григория Бичвинте//Памятники груз. права. Т. 3. С. 670). В 1709 г. он понудил местных феодалов братьев Чичуа подписать книгу клятв, согласно к-рой в случае нанесения обид крепостным Католикосата с Чичуа взыскивалось бы с большей строгостью, чем это было установлено правовыми гос. нормами (Древности Грузии. Т. 1. С. 46-47).

http://pravenc.ru/text/166736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лоно Авраамово. Гравюра из кн. " Синодик или помянник " . 1730 г. Иван Константинович (?, Харьков - 1744), гравер, работавший в технике резца и офорта, живописец, числился среди служителей царевны Марии Алексеевны (1660-1723). С 1714 г.- ученик гравировального дела при с.-петербургской типографии, работал под надзором гравера П. Пикарта. В 1720 г. был направлен в Петергоф, где под рук. Ф. Пильмана занимался художественной отделкой дворца Монплезир. В 1721 г. расписывал «чердаки» (плафоны) под рук. Л. Каравака. Состоял живописцем Оружейной канцелярии. В 30-40-х гг. XVIII в. исполнял в Москве гравюры на продажу. После закрытия в 1727 г. с.-петербургской типографии Л. работал вне гос. учреждений С.-Петербурга и Москвы. Создание гравюр на религ. сюжеты относится, вероятнее всего, к этому периоду его деятельности. Среди них: «Пилат и Каиафа» (1726), «Святой Николай Чудотворец с деянием» (1730), «Преподобный Герасим с деянием» (1735), «Акафист Алексею, человеку Божию» (1735), «Иверская Богоматерь с чудесами» (1735), «Спаситель на кресте между двумя разбойниками», «Святые мученики Кирик и Улита», «Великомученик Мина с житием», «Святое Семейство», «Сорок икон Богородицы», «Богородица Домницкая», «Богородица Иверская», «Суд над Спасителем» (в собрании РНБ, Д. А. Ровинский датировал гравюру 1755, совр. исследователи определяют дату создания 20-ми гг. XVIII в.; см.: Хромов. 2013. С. 414). Помимо листовых гравюр Л. выполнил 4 цельногравированные книги: «Синодик или помянник» (1730), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с М. Н. Нехорошевским), «Сотворение света» (30-е гг. XVIII в.), «Эмблемат духовный» (1743, скопирован с нюрнбергского изд. 1625 Й. Зауберта «Duodekas Emblematum Sacrorum»). Также исполнил 12-листовые лицевые Святцы (СПб., 1730, единственный известный экземпляр - в собрании ИЗО РГБ). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. 14. Т. 3. 220, 475, 498, 506, 802, 808, 829-833, 883, 910, 1421, 1522, 1540, 1651; он же. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 604-607; Молева Н. М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и рус. живопись 1-й пол. XVIII в. М., 1956. С. 215; Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692-1696. М., 1983. Т. 1. С. 49-51; Иткина Е. И. Альбом лубочных гравюр XVIII в. из собр. ГИМ//Из истории рус. изобразительной культуры XVIII-XX вв. М., 1991. С. 34-51. (Тр. ГИМ; 79); Хромов О. Р. Рус. лубочная книга XVII-XIX вв. М., 1998. С. 81, 120, 121; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. ОПИ Ярославского гос. ист.-архит. и худож. музея-заповедника. М., 2013. С. 24, 48, 54, 82, 86, 413-414. 8, 13, 14; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. М., 2004. С. 49-53; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178.

http://pravenc.ru/text/2561032.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010