Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Н.В. Качалова. T.VI. Кн. 2. Дорожный календарь на 1767 год, с описанием почтовых станов в Российском государстве. СПб., 1767. Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира. Напечатан с обретающихся в кабинетной архиве списков, правленых собственною рукою Его Императорскаго величества. Часть первая. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 года. Кедров Н.И. Духовный Регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886. Князьков С. Очерки из истории Петра Великаго и его времени. М. 1909. Коровин К.А. Моя жизнь. Мемуарные записи. Электронная версия. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 2. Глава 15. Петр Великий. Электронная версия. Краткое описание царствующаго града Санктпетербурга и его построения (Богданова). Электронная версия. Новгородский митрополит Иов. Жизнь его и переписка с разными лицами. Подготовил Илларион Чистович.//Странник. 1861. Январь. Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Туманский Ф.О. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Часть четвертая. СПб., 1787. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. I. Д. 937. Шухов И.Н. Оружие Западно-сибирских ямщиков.//Омская область. 1940. Примечания Туманский Ф.О. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Ч. четвертая. СПб., 1787. С. 83. Историк Карамзин считал, что «пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландиею». В указе Петра I от 2 марта 1711 года говорилось: «…Мы, для всегдашних Наших в сих войнах отлучках определили Управительный Сенат, по которому всяк и их указам да будет послушен, так как Нам Самому под жестоким наказанием, или и смерти по вине смотря», а «…о том ведати надлежит, как духовным, так и мирским» (Туманский Ф.О. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Ч. четвертая. СПб., 1787. С. 86.) Сенат видел «предел своей власти единственно в воле Государя, не знавшего границ своему ведомству» (Кедров Н.И. Духовный Регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886. С. 24.). «Место старой Боярской Думы заступил Правительствующий Сенат» (Н.И. Кедров. С. 23). По этому поводу Карамзин заметил: «Петр уничтожил достоинство бояр: ему надобны были министры, канцлеры, президенты».

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

1104. Пятницкий – Берендеевский – Николаевский, мужской, ныне село Пятница-Берендеевская, Московской губ., Звенигородского у., в 42 вер. к сев. от Звенигорода и в 20 вер. тоже к сев. от заштат. гор. Воскресенска, на левом берегу р. Истры. О нем известно только, что уже существовал в 1472 г., когда в нем был игуменом Андроник; в 1617 г. возобновлен после Литовского разорения и в 1680 г. приписан к Воскресенскому, Новый Иерусалим, монастырю; с 1711 г. состоял во владении царицы Парасковьи Феодоровны, по кончине которой состоял за царицею Парасковьею Иоанновною, а в 1732 г. снова приписан к Воскресенскому монастырю и в 1764 г. упразднен. Архим. Леонид, “Упразд. Пятницкий Берендеев м-рь, ныне село Пятница Беренд.», напечат. в “Чтен. И. Общ. ист.», 1871 г., IV, Отд. 1; “Ист. Росс. Иер.», III, 345; Ратшин, 284; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 157; “Москов. губ. в.», 1854 г., (Записки о селе Пятн. Беренд.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 259, 83; “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1874 г., III, Отд. 1, 57, 58 (челобит. архим. Варсонофия и указ 1680 г. о приписке к Воскр. м-рю), 60 (челобит. митроп. Рязан. Иосифа об оставлении м-ря в его епархии), IV, Отд. 1, 183, 184 (строит. иеромон. Митрофан 1664 – 65 г.); 1875 г., I, Отд. 1, 369, 373, 376, 377 (приход.-расход. кн. Воскр. м-ря), II, Отд. 1, 540 (кратк. истор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DLXI, XLIX (в 1678 г. имел крест. 38 двор.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 144 (опис. села Пятницы Берендеево в церковно-археолог. отношении). 1105. Пятницкий – Ильинский, женский, уничтоженный, в гор. Дмитрове, Московской губ. Когда основан неизвестно, но о нем упоминается, как о существующем в духовном завещании Кашинцовой XVII ст., которая отказала ему 5 руб. на поминовение родственников; кроме того в 1685 г. здесь была игумениею Анастасия. В 1727 г. приписан с вотчинами 345 душ. к Воскресенскому – Новый Иерусалим монастырю. В 1764 г. упразднен и причислен к приходским церквам. Деревянная церковь его во имя Параскевы Пятницы в нач. XIX ст. была уже ветхою. “Ист. Росс. Иер.», IV, 39; Ратшин, 285; “Ист. и топогр. описанве городов Москов. губ.», изд. 1787 г., 206; “Краткое истор. опис. ставропиг. Воскресенского, Нов. Иерусалим мон.», изд. 1852 г., 51; Бакмейстер, “Топограф. извест.», изд. 1771 г., 29; “Владим. губ. вед.», 1860 г., 53 (духовная Кашинцовой); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 235, 46; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 255 (в 1722 г. сюда переведена из Белгорода Ульяна Андр. Татищева, в иноцех Елисавета; м-рь назван Ильинским); III, 1723 г., прилож., CV, XXVII (в 1711 г. м-рь с вотчинами и дерев. Миронцовой отписан от Воскр. м-ря и отдан к комнате Вел. кн. Параскевы Феодоровны).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Во время войны Венгрии за независимость от Габсбургов (1703-1711) еп. Мартин Брайкович (1703-1708) потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Австр. имп. Иосиф I (1705-1711) и папа Римский Климент XI , чтобы сохранить лояльность Хорватии в условиях войны, согласились, но из-за кончины еп. Мартина статус Загребского еп-ства остался без изменения. Религ. реформы австр. имп. Иосифа II (1765-1790) изменили конфессиональное положение в стране. Так, напр., Патент о веротерпимости 1781 г. предоставил свободу вероисповедания лютеранам, кальвинистам и православным и ослабил позиции униатов по отношению к сербам, запрет в 1782 г. деятельности почти всех католич. монашеских орденов привел к закрытию мн. мон-рей в Загребском диоцезе. После объявления немецкого официальным языком империи (1784) епископы З. стали активно выступать за национальное возрождение хорватов, символом к-рого стало глаголическое письмо. Еп. Максимилиан Врховац (1787-1827) приобрел типографию и подарил 1 тыс. книг Загребской королевской АН. В 1849 г. при еп. Юрае III Хаулике (1837-1869) была учреждена хорват. газ. «Католический лист» (Katoliki list). 23 окт. 1847 г. хорват. Собор разорвал отношения с Венгрией, объявил хорватский официальным языком и потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Но только после участия хорватов в подавлении революции в Венгрии в 1848-1849 гг. австр. имп. Франц Иосиф I 7 апр. 1850 г. узаконил введение национального языка в Хорватии, а 12 авг. того же года З. стал кафедральным городом архиеп-ства. 11 дек. 1852 г. булла папы Римского Пия IX подтвердила этот акт и передала в юрисдикцию Загребского архиеп-ства Босанско-Сремское (Джяковское), Сеньско-Модрушское и греко-католич. Крижевецкое еп-ства. В 1855 г. архиеп. Юрай Хаулик способствовал заключению конкордата между Австрийской империей и Папским престолом, по к-рому попечительство над начальными школами в империи было передано католическим епископам (в 1868 отменено). В 1857 г. в З. было основано религ. молодежное об-во по изучению хорватской истории. В 1900 г. состоялся 1-й католич. хорват. съезд, к-рый возложил миссию спасения Хорватии как национального гос-ва на хорват. епископат. После издания энциклики папы Римского Пия XI «Ubi arcano Dei» (1922), посвященной теме сплочения католиков, в Хорватии появилось неск. католич. молодежных об-в, в т. ч. спортивных. При архиеп. Антуне Бауэре (1914-1937) стала выходить газ. «Католическая акция» (Katolika akcija). В 30-х гг. ХХ в. архиепископы З. активно выступали за заключение конкордата между Ватиканом и Королевством Югославия, но он не вступил в силу из-за протестов со стороны Сербской Православной Церкви .

http://pravenc.ru/text/182461.html

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

Церковь закрыли в 1930-е годы. Современное состояние: полуразрушена. От Троицкого прихода в деревне Поплыгиной была Николаевская каменная часовня. Истокское село (5 благочиние) отстоит от Екатеринбурга 75 в. к юго-востоку и по местоположению своему при Карась – озере, на северном его берегу, недалеко от вытекающей из него речки Истока, называется то Карасе-Истокским, то просто Истокским, а по местному храму во имя Живоначальныя Троицы – Троицким. О возникновении села Истокскаго сведений не сохранилось. Но судя по тому, что уже в 1711 году это село имело двух-престольный храм, должно признать его древним. Во время Пугачевскаго бунта оно имело значение крепости под названием «Карасе-Истокской», в виде квадрата, среди которого находился храм. Современный состав прихода образуют село и 5 деревень: Старикова – в 2 в., Давыдова – в 4 в., Подкорытова или Юлаш – в 6 в., Поплыгина или Атлыкуль (Москва тож) – в 6 в. и Походилова – в 9 в. от села. Не сохранилось сведений и об устройстве перваго храма в селе Истокском. Существовавший в 1711 году храм был деревянный во имя Живоначальныя Троицы с приделом во имя Преподобнаго Савватия Соловецкаго Чудотворца, но первый – ли он был, кем и когда устроен, не известно. В 1787 г. этот храм сгорел и в 1790 г. устроен новый – тоже деревянный и также погибший от пожара в 1800 году со всем имуществом и документами, исключая приходорасходных книг с 1751 г. по 1791 г. Вместо этого последнего храма, и несколько севернее его по благословению Иоанна, Епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго, в 1801 г. был заложен новый, каменный храм тоже двух-престольный с прежними наименованиями. Придел – во имя пр. Савватия освящен в 1808 г. (19 Марта), по благословению Иустина, Епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго, протоиреем Екатеринбургскаго собора Феодором Карпинским, а главный – холодный храм во имя Св. Троицы освящен в 1823 г. (14 Июля), по благословению того же Преосвященнаго, членом Екатеринбургскаго духовнаго правления священником Иоанном Сильвестровым.

http://sobory.ru/article/?object=02505

В настоящее время Дмитровская церковь расположена в южной части города недалеко от его центра по ул. Социалистическая, 25. Со времени основания села Дмитровка в 1711 г. на месте современного храма располагаюсь деревянная церковь. В 1721 г. основателем Дмитровска молдавским князем Дмитрием Кантемиром была заложена каменная церковь. Строительство продолжалось четыре года и было завершено уже после смерти Кантемира, тело которого в 1723 г. отпевали в тезоименитом храме соседнего села Морева. Храм был освящен в 1725 г. в честь трех святых – Димитрия Солунского, императора Римской империи Константина I Великого и его матери Елены Равноапостольной и являлся домовой церковью князей Кантимиров и до постройки в Троицкого собора в 1787 г. был единственным в городе. С тех пор церковь Димитрия Солунского стала приходской. В 1789 г. церковь перестроили – была переделана трапезная храма, построена колокольня. В 1802 г. церковь Дмитрия Солунского, получив статус собора, стала главной городской церковью. Горожане называли ее " старым собором " . В XIX в. церковь перестраивали еще раз – были возведены второй и третий ярусы колокольни. В советское время церковь не была закрыта, однако сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1944 г., после освобождения города от фашистов, церковь была отреставрирована, однако был восстановлен только один ярус колокольни. В 1956 г. была построена ограда церкви. В 2014 г. проведены реставрационные работы с усилением фундаментов, укреплением аварийных массивов кирпичной кладки, реставрацией и золочением креста, подкрестного яблока, конуса на колокольне. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Дмитриевская церковь – древнейшая в городе. Она построена в 1721 г. иждивением молдавского господаря, а в России светлейшего князя Димитрия Константиновича Кантемира и была до 1787 г. единственною церковью в городе. В 1789 г. она была перестроена, но иконостасы и иконы сохранились в том самом виде, в каком первоначально были устроены. Замечательная особенность иконостаса в том, что резьба его не накладная, а сделана в самом его «теле».

http://sobory.ru/article/?object=09851

183 , и части его стали известны Эразму не ранее 1522 г. Издания гуманиста Дезидерия Эразма (1469–1536) 1516, 1519, 1522, 1527 и 1535 гг., Альдинское в Венеции 1518 г. и Парижское Колинея 1534 г., Стефановские (Robert Estienne, 1503–1559) 1546, 1549, 1550 (это textus receptus в Англии) и 1551 гг., десять Теодора Безы (1519–1605) и лейденских типографов братьев Бонавентуры и Абрама Ельзевиров 1624 и 1633 гг. (европейский textus receptus) 184 . Более критический характер имеют издания в полиглоттах Антверпенской (тома 5–6, 1571 г.), Парижской (том 5, части 1–2,1630–1633 гг.) и Лондонской (том 5,1657 г.) Бриана Валитона (1600–1661), позднее еп. Чес- терского; [издания] арминианина Стефана Курцеллея (de Courcelles, 1586–1659) в Антверпене 1658 г., Оксфордское 1675 г. Иоанна Фелля (1625–1686), другое там же 1707 г. Иоанна Милля (1645–1707), Людольфа Кюстера 1710 г., Гергарда 1711 г., Бенгеля (1687–1752) 1734 г., Веттштейна (1693–1754) 1751–1752 гг., Маттэи (1744–1811) 1782–1788 и 1803–1807 гг., Альтера 1786–1787 гг., Бирха 1788, 1798, 1801 гг. 185 Но собственно критическая разработка новозаветного текста была положена галльским проф. Иоанном Иаковом Грисбахом (1745–1812), который редактировал два издания 1774–1777 гг. и 1796–1807 гг. 186 Примыкая к воззрениям Бенгеля и своего учителя Землера, он первым высказал и научно обосновал критические приемы текстуальной реконструкции. Весь материал сначала был разделен на 5–6 фамилий 187 , но потом сведен к трем группам рецензий: александрийской (у Оригена , в А В С L и египетском переводе), западной (в D, древнелатинском, Вульгате, у латинских отцов) и византийской (19–20 минускулов и почти все прочие авторитеты). Решающими были для него первая и – по согласию с ней – вторая, а третья устранялась совершенно. Эта теория встретила яростную оппозицию со стороны Маттеи, но нашла поддержку в лице римско-католического декана богословия в Боннском университете Иоанна Мартина Августина Шольца (1794–1852), выпустившего Новый Завет в 1830–1836 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сохранилось немало свидетельств того, как, благодаря Озерянской иконе, излечивались физические недуги и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний. Широко известен случай из биографии родоначальника украинской литературы Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она страстно молилась перед чудотворным образом, а потом омыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И свершилось великое таинство — Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно пелена, сползла слепота. Поначалу он различал контуры предметов, а потом увидел мир Божий во всей его красоте. Помня это чудо, Квитка-Основьяненко в молодости намеревался постричься в монахи, был послушником Преображенского монастыря. В книге «Сказание о Святой чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Озерянской», изданной в Харькове в 1892 году, приводится немало других примеров чудесных исцелений. Исцелился житель Чугуева, имевший усохшую руку, исцеление больной ноги получил крестьянин села Липцы, что под Харьковом, а две сестры епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона избавились, как и Григорий Квитка, от слепоты. http://kharkov.vbelous.net Храм Озерянской иконы Божьей Матери (Нижняя Озерянка) «Озерянская Богородичная пустынь. Это была в буквальном смысле пустынь. Храм Рождества Богородицы, перестроенный в 1711 году в Озеряной, существовал еще прежде 1671 году, называясь Мерефянским, поблизости к Мерефе. Кроме главного, деревянного, храма в честь Пресвятой Богородицы, в пустыне был храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и колокольня с часами. Особенным предметом благоговения для всей окрестности была здесь Озерянская икона Божьей Матери. По закрытии пустыни, последовавшем в 1787 году, главный храм ее Рождества Богоматери перенесен в Мерефу», писал Филарет Гумилевский. Но по ведомости 1832 года есть запись: «построена неизвестно когда и кем, возобновлена в 1830 году».

http://sobory.ru/article/?object=03844

Образование отдельной епархии на Севере России было, в том числе, обусловлено необходимостью усиления борьбы с расколом. Поморские и подвинские земли, входившие в состав Архангельской епархии, со вт. пол. XVII в. являлись одним из основных районов распространения раскола (Выгорецкие скиты). Полемика со старообрядцами занимала важное место в пастырской деятельности первых епархиальные архиереев («Окружное послание» 1682 г. архиеп. Афанасия (Любимова), «Изъявление о двуперстном и триперстном знамении креста» 1711 г. архиеп. Рафаила (Краснопольского)). С 1732 г. (при архиеп. Германе (Копцевиче)) епархия получила наименование Архангелогородская и Холмогорская. В 1762 г. (при еп. Иоасафе (Лисянском)) архиерейская кафедра и органы епархиального управления были окончательно перенесены в г. Архангельск (с 1702 — воеводский, с 1708 — губернский город). По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий III класса; в ее состав входили: Архангельск, Холмогоры, Вага, Мецкая крепость, Кеврольский у., Мезенский у., вотчины Соловецкого монастыря, Кольский острог, Пусто-зерский острог, на территории которых находился 261 храм. 15 марта 1787 г. в ходе епархиальной реформы 1784-1788 гг. после объединения с Олонецкой (образована 26 февр. 1764 г. как викариатство Новгородской архиепископии, с 1784 г. самостоятельная епархия III класса) Архангелогородская епархия получила название «Архангельская и Олонецкая» в составе Архангельской и Олонецкой губ. по Учреждению 1775 г. с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В результате губернской реформы 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий у. Архангельской губ. отошли к Новгородской архиепископии (находились под управлением Старорусского викарного епископа). Одновременно в состав Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. С 1799 г. епархия именовалась Архангельской и Холмогорской; в 1799-1917 гг. ее территория — в пределах Архангельской губ. (Архангельский, Кемский, Александровский, Мезенский, Онежский, Печорский, Пинежский, Холмогорский, Шенкурский уезды, о. Новая Земля). По штатам 1799 г.- 9-я среди 20-ти епархий III класса (в 1888 г. — 11-я среди 29-ти).

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010