1711-го декабря в 1 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела немецкой школы ученику Федору Юрьеву сыну Головцыну на сей декабрь месяц на 15 дней по 4 деньги на день кормовых денег, итого 10 алтын из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: выдать из школьных. – Школьной ученик Федор Юрьев сын Головцын денег 10 алтын взял, а вместо его росписался наборщик Дмитрей Никитин по его Федорову велению. (Ibid.,л. 121). 1711-го декабря в 23 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела солдату Прокофьева полку Баранчеева, которой прислан из Сенату для учения цесарского языка, Петру Копьеву кормовых денег на сей декабрь месяц по 2 деньги на день, итого 10 алтын 2 деньги из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: на декабрь выдать за дни, в кои учился. – Великого государя жалованья корьмовых денег салдат Петр Копьев денег 10 алтын 2 денги взял и расписался. (Кн. 58, л. 133). Запись о выдаче кормовых денег ученикам на ноябрь и декабрь (начало тоже, что было и ранее).... И тем школником по их окладом кормовые деньги иметца на ноябрь, на декабрь месяцы сего 711 году, итого на 61 день. А почему что иметца кому дать кормовых денег, и то писано ниже сего: по 10 денег на день: Тихон Ловзин. Великого государя жалованья 3 рубли и 10 денег Тихон Ловзын взял и росписался. По 8 денег на день человеку: Матвей Ловзин. Великого государя жалованья 2 рубли 14 алтын 4 деньги Матвей Ловзын взял и росписался. Максим Бутковский, Федор Бутковской, Семен Розладин, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов. (Против каждой фамилии следует росписка в получении 2 р. 14 а. 4 д.). – По 6 денег на день человеку: Яков Рубинов. Яков Рубинов денег рубль 27 алтын 4 деньги взял и росписался. Алексей Зензеров, Семен Павлов, Андрей Горлов, Галактион Чижев, Иван Карцов. (Следуют против каждой фамилии такая же росписка, как у Рубинова). Федор Гуляев (против этой фамилии помета: засвидетельствовать прежде). Сергей Лукьянов. На декабрь месяц сего 711 года по 8 денег на день, итого рубль 8 алтын Сергей Лукьянов взял и росписался. Семен Тарасов. На декабрь месяц сего 711 году на 31 день по 6 денег на день итого 31 алтын. Семен Тарасов денег 31 алтын взял и росписался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В Петербурге заведена была шпалерная фабрика; директор ее Багре был спрошен: может ли в шпалеры и ковры употреблена быть русская шерсть, и показали ему всех русских шерстей пробы; о шерсти, которая взята из Киевской губернии к коломиночному делу, Багре сказал, что она к шпалерному делу годна для учения учеников, а если лучше будет прядена, то пригодится в дело и мастерам. О работах на Петербургском мануфактурном дворе доносили в июле 1719 года: шпалерные мастера французы делают: Гринконь де Бурден – государеву персону, которая на коне; мастер Берагье – другую государеву персону, поясную; мастер Гошер св. Анисий – персону, при которой дьявол; мастер Вавок – цветник, в котором шептала и прочие фрукты. Коломинки начали ткань на семь станов, салфетки – на один стан. Понятно, что усердно старались об улучшении тех производств, которые уже были прежде, и чрез это улучшение усилить сбыть их за границу. Заведение флота требовало заведения парусных фабрик; в 1702 году они заведены в Москве, и в 1719 году встречаем следующую краткую их историю: «В 1702 и 1705 годах парусные заводы были так хороши, якобы близ голландских. В 1711 году, находясь в заведывании Григория Племянникова, они были в очень дурном состоянии. В 1715 и 1716 годах, во время управления Андрея Беляева , едва не разорились вконец, только три четверти парусной холстины было прислано в Петербург, и то все гнилое. Когда после этого времени они были отданы в заведывание князя Одоевского, то до сих пор находятся в изрядном состоянии и парусные полотна доставляют добрые». В 1711 году полотняный завод, ведомый прежде в Посольском приказе, отдан был купецким людям Турке с товарищи на 30 лет, и к нему приписано суздальского епископа село Кохма с деревнями в Суздальском уезде. В декабре 1714 года велено было отдать в ведомство московского губернатора скатертное, салфеточное и полотняное дело. В следующем году распоряжение: полотна делать широкие против европейских государств, какие за великие цены в Российское государство вывозятся, для того что во всех европейских государствах делают полотна широкие и от больших цен имеют многое народное пополнение, понеже тем широким полотнам великие расходы состоят паче других товаров; а в Российском государстве от негодных узких полотен, которые самыми малыми за негодностию ценами продаются, не только прибытков, но и своих издержанных вещей не получают и от того в излишние скудости приходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Преемником Захарии по Переяславской кафедре был назначен епископ луцкий – Кирилл Шумлянский, после того как униаты завладели его епископией и имуществом. Посвященный в 1711 году в сан епископа луцкого и острожского, Шумлянский именовал себя «коадъютором прототронной митрополии Киевской». Заведывая православными церквами и духовенством в Заднепровской Украине, отданной Польше после несчастного Прутского похода по трактатам с Турцией 1711 и 1713 гг., он не имел постоянного местопребывания, жил то в местечке Полонном, то в Микуличах, потом в Радомысле. После назначения на Переяславскую кафедру, в качестве коадъютора Киевского митрополита, с октября 1715 г., Кирилл Шумлянский переселился в Переяславль. 876 По занятии Переяславской кафедры, он поддерживал свои прежние связи с некоторыми православными церквами и монастырями Польской правобережной Украины, продолжая именоваться «епископом луцким и острожским и надлежащих в короне польской» мест. Такой титул и отношения Шумлянского к православию на Правобережной Украине послужили к тому, что преемники Кирилла по Переяславской кафедре поддерживали сношения с православным населением Заднепровской Украины и имели попечение о его церковных нуждах. 877 В ведение Кирилла Шумлянского, епископа переяславского, под послушанием Киевского митрополита, были переданы на левой стороне р. Днепра церкви Переяславского полка, а на правой – церкви Корсунского и Богуславского полков, т. е. Каневского, Черкасского и Звенигородского уездов нынешней Киевской губернии. 878 Управление церквами и монастырями за Днепром, в Богуславском и Корсунском казачьих полках, оказывалось делом нелегким. Кирилл Шумлянский не мог лично обозревать тамошнюю православную паству вне России, к тому же польское правительство всеми мерами старалось затруднять сношения православного духовенства своих областей с архипастырями русской православной церкви. 879 В своей Переяславской епархии он обратил особенное внимание на необходимость устроения новых церквей, в виду недостатка в них в Переяславском полку. Он указывал Св. Синоду на дальность расстояния многих прихожан от своих церквей, на наличность душ в приходах из 200 до 500 дворов, при этом многие церкви, по свидетельству преемника Кирилла епископа Иоакима, находились в «немалом запустении» и «крайнем разорении». 880

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Такова послана память за приписью типографии справщика Федора Поликарповича. 1711-го февраля в день. Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, в. в. и м. и б. Р. с., указал по имянному своему великого государя указу немецкие школы, которые преж сего ведомы были в Ижерской канцелярии и присланы в Монастырской приказ с определенными оклады имянной список генваря 21 го числа нынешнего 711 году, и школу греческого учения учителей и учеников, которые были ведомы в Монастырском приказе, ведать в приказе Книг печатного дела и о присылке тех школ учителем и учеником имянных списков с оклады и с кормовыми дачами послать из приказу Книг печатного дела в Монастырской приказ память. Сей великого государя указ приказал записать в приказе Книг печатного дела тайной советник граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. (Кн. 100, лл. 10–13). В нынешнем 1711 году февраля в день по имянному великого государя (п.) указу велено в приказе Книг печатного дела ведать тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину греческая школа, такоже и немецких школ учителей учению цесарского, латинского, швецкого, францужского языков и учеников, которые определены на Новгородском подворье и в прочих школах. А в прошлых годех та школа в ведении была в Ижерской канцелярии и учителем и учеником по окладом их и кормовые деньги даваны по определенным их дачам и на всякие мелочные росходы в год в росходе было по 3000 р. из канцелярских доходов. А как определены губернии, и вышеписанное число на дачу школьным учителем и учеником и другим служителем написано в отсылку в Московскую губернию в Розряд. Да греческая и большая, что за Иконным рядом, которые ведомы были в Монастырском пр., и по определенным окладом учителем и учеником давало из доходов Монастырского приказу по рублев. И на вышеписанные школы учителем по окладом и учеником кормовые деньги и другим служителем и на всякие мелочные росходы погодно иметца... И на дачу вышеписанным школам учителем и ученикам кормовые деньги и другим служителем и на всякие мелочные росходы из которого приказу деньги брать к росходу в приказ К. п. д., великий государь (п.) о том что укажет? (Ibidem, л. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И по его императорского величества указу и по писму из С.-Питербурха тайного советника сенатора графа Ивана Алексеевича Мусина – Пушкина, велено немецкой и францужской школ учителей выслать в С.-Питербурх и для высылки из концелярии Московской типографии оные учители отосланы с доношением в правительствующий Сенат, а библиотека была за сторожею октября с 25 числа 711 году октября по 28 число сего 1721-го году, по поручной записи, у Ивана Маркова. А Иван Марков в допросе сказал: в прошлом 1711 году октября с 25 числа, по указу его императорского величества и по помете прежнего управителя Федора Поликарпова, был он, Марков, в школе немецкого учения, что на Новогородцком подворье, в сторожах по поручной записи и отведена была ему жить исподняя полата и он, Марков, был у той сторожи с вышеписанного числа октября по 28 число 721-го году, а была за ево сторожею на том подворье во особой полате за печатью библиотека; октября 28-го числа 721 году оная библиотека с ево сторожи снята и взята с того подворья на Печатной двор и он де Марков с того подворья сшел долой и ныне определен он, Марков, в сторожи в школу греческого учения, что ныне на Печатном дворе, и взята по нем, Маркове, поручная запись. К сей скаске греческия школы ученик Василей Стефанов, вместо стоража Ивана Маркова, по ево велению, руку приложил. Он же, Марков, сказал: как де вышеписанного числа библиотека с него снята и он де, Марков, на оном подворье с того вышеписанного числа в той же полатке жил месяцев с семь. К сей скаске греческия школы ученик Василей Стефанов, вместо сторожа Ивана Маркова, по ево велению, руку приложил. (Кн. 167, лл. 613–614). 6. – Исправление школьного здания и покупка дров для отопления его а) Исправление зданий 1711 г. сентября 30 д. куплен для запору полаты, где денежная школьная казна поставлена, замок немецкой, дан 3 алт. 2 д.; да от рубки 30 плах, что на Новогородцком подворье, работнику гривна дана, потому в то число в той школе сторожа не было. (Кн. 58, л. 90). 711 года октября в 18 день. По приказу типографии справщика Феодора Поликарповича Поликарпова на Казанском и на Новогороцком подворьях в школах для починки описаны печи. А порознь по осмотру на Казанском подворье в одной печи вставить 2 образца и вымазать всю глиною, да около той трубы на кровле покрыть лубками и обшить скалами; у другой печп вставить устье и ношки, что подзор словет, подставить и всю глиною вымазать; у третьей печи вставить устье и вымазать. На Новогороцком подворье: в одной печи вставить устье и в устье под выслать и всю глиною вымазать; у другой печи устье починить и всю вымазать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1704 Стало быть, мой Моисей, стремящийся к миру между братьями и сопротивляющийся несправедливости, оказывается уже лучшим, чем твой Христос. 10. «Но ведь Христос принадлежит добрейшему богу, не являющемуся судьей: Кто Меня, – говорит Он, – поставил судьей над вами? 1705 ». Он не мог найти другого оправдания, чтобы не пользоваться теми словами, при помощи которых бесчестный человек и нечестивый брат прогнал защитника порядочности и благочестия? 1706 Короче говоря, одобрил дурные слова, воспользовавшись ими, и дурное дело, уклонившись от установления мира между братьями. Не негодовал ли Он на то, что Моисей из-за этих слов был вынужден бежать, и поэтому в таком же деле спорящих братьев пожелал устыдить их, напомнив те самые слова? Очевидно, это так. Ведь Он Сам, т. е. Дух Творца, пребывал тогда в Моисее, который услышал таковое. 11. Полагаю, что в другом месте мы уже достаточно показали, что наш Бог осуждает гордость от богатства, низвергая с престола самих властителей и поднимая из навоза бедняков. 1707 От Него будет происходить и притча о тешащем себя урожаем со своих полей богаче, 1708 которому Бог говорит: Глупец, этой ночью потребуют душу твою; и то, что ты заготовил, чьим будет? 1709 Так и царь , 1710 хваставшийся перед персами сокровищами и хранилищами своих утех, услышал через Исаию проклятие. 1711 Глава 29. О запрете заботиться о пище и об одежде, о том, кого нужно понимать под вором из притчи; о притче про хорошего и дурного управляющих; о том, что отделение есть дело судьи; о посылании огня, о суждении по себе (ср.: Евангелие от Луки, 12: 22–59) 1. Кто не хочет, чтобы мы заботились о пище для души и об одежде для тела, 1712 если не Тот, Кто ранее приготовил эти вещи для человека и затем, предоставляя их, справедливо преграждает путь заботе о них, словно противнице Своей щедрости; Кто предназначил сущность самой души превосходить пищу и веществу самого тела придал облик лучший, чем туника; 1713 Чьи вороны не сеют, не жнут и не складывают в хранилища, однако бывают питаемы Им; 1714 Чьи лилии и травы не ткут и не прядут и однако бывают одеваемы Им; Кому принадлежит и Соломон, всех превосходящий славой и однако не более нарядный, чем какой-нибудь цветочек? 1715 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

– Assemani, Kalendarium ecclesiae universae, T. I, Romae, 1750 г. стр. 114–120; Nilles, Kalendarium manuale utriusque Ecclesiae, Oeniponte, 1896, т. I, стр. 502–594; Zeitschrift ftir Katholische Thieologie, 1895, стр. 380–382. 1710 Так писал в 1802 г. к конгрегации Пропаганды Иван Миланези, викарий епископа Сени: иллирийская литургия основывается на неоспоримом праве иллирийской нации; такое право было после многих перемен даровано еще Иннокентием IV в 1248 году, освящено неизменным обычаем стольких веков и впоследствии утверждено римским престолом... Нельзя лишить духовенство преимущества иллирийской литургии, потому что это преимущество было даровано народностям Иллирии. Стало быть народ, который пользуется правом иллирийского богослужения и желает его сохранить, не может быть и пен его без явного нарушения его прав. 1711 Nilovitch, La langue liturgique chez les Jougoslaves, Echos d " Orient, 1905, septembre, стр. 294–298. 1712 Декретом от 17-го мая 1890 года конгрегация обрядов запретила славянскому духовенству Далмаций торжественное освящение воды, совершающееся, как и в православных церквах, в праздник Богоявления; но вследствие протеста далматийского духовенства отменила 6-го декабря 1890 года запретительный декрет. 1714 Славянская литургия была допущена, но никогда не была утверждена, другими словами, она была лишь терпима. Можно допускать зло, чтобы избежать еще большего зла, но от этого оно все же не перестает быть злом. Салати, стр. 68. 1715 Извлечения из этих „отзывов“ – но, к сожалению, лишь извлечения – печатаются в „Церковных ведомостях“ (официальном органе Св. Синода). 1716 См. его брошюру: „Замечания на программу издания, в русском переводе, церковных правил с толкованиями“ (Одесса 1875) и статью; „О новом переводе толкований на церковные правила“ (Правост. Обозр. за 1876 г., апр., стр. 730–746). 1723 См. Проф. Бердников. Краткий Курс церковного права 1888. Стр. 269–276. Рейснер Государство и верующая личность. Стр. 112 и д. 1724 Первоначальная фамилия его была Телятьев, но при поступлении его в 1818 г. в академию переменена была на – Нордов. Примечание автора хроники. 1728 Н. И. Григорович – сын протоиерея Аничковского дворца И. И. Григоровича, известного члена Археографической Комиссии и пр. († 1852 г) По выходе из Педагогического Института, в 1862 г. он поступил на службу в Синодальный архив и в продолжении многих лет усердно трудился как над устройством архива и разработкой его документов, так и над изданием разных архивных памятников, и историч. исследований. Перечень его учено-литературных трудов см. в 47 Церк. Вестн. 1889 г., стр. 807 и Церк. Вед. 1889 г. 49, † 16 ноября 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При таких условиях император легко поддался убедительным внушениям Феодора Аскиды; его давнишняя мечта о единении, теперь более чем когда-либо необходимом для блага Церкви и безопасности государства, казалась ему накануне своего осуществления. Пелагия, возвратившегося в Рим, уже более не было для поддержания его в православной традиции, тогда как непосредственное влияние Феодоры, всецело преданной проекту соглашения, который был благоприятен для ее друзей, происки монофизитов, которые все, даже непримиримые, были рады видеть скомпрометированным авторитет Халкидонского собора 1711 , – все толкало его к формуле единения. Удовольствие порассуждать о богословских предметах являлось сверх того лишней приманкой для государя: таким образом не представлялось никакого труда подвинуть его на то, чтобы лично ввязаться в это дело. 1712 По всем этим мотивам появился в 543 году, первый эдикт, объявлявший анафему против «Трех Глав»: им началась та долгая и скандальная борьба, в которой должен был обнаружиться, более чем в каких-либо иных обстоятельствах, абсолютизм Юстиниана и его притязание управлять Церковью по своему произволу. III. Как известно, в течение всего своего царствования, Юстиниан присваивал себе право самодержавно распоряжаться делами Церкви, «интересы коей, – говорил он, – ему были не менее дороги, чем собственная жизнь». 1713 С самого начала царствования он беспрестанно регламентировал, путем мелочного законодательства, мельчайшие детали церковной дисциплины, посредством указов он переделывал и изменял по произволу границы епархии и иерархию церковных сановников 1714 , учреждал по своему усмотрению новые епархии, раздавал омофоры епископам и предоставлял к услугам ненависти православных и канонических осуждений всю силу светской власти. Но еще ближе, чем церковную дисциплину, он принимал к сердцу самое вероучение и ради установления последнего его несокрушимая вера и абсолютизм уже ничем не стеснялись, не останавливаясь ни перед какими соображениями. Хотя Юстиниан, в 535 году, чрезвычайно ясно разграничил «священство от государства, одно, – имеющее своим попечением предметы божественные, другое – заботящееся о вещах человеческих» 1715 , тем не менее, по старой императорской традиции, он имел притязание созывать соборы, определять им их задачи, намечать пределы, которыми должны ограничиваться их прения, наблюдать лично или через своих уполномоченных за ходом рассуждений, санкционировать эдиктами решения отцов церкви, при чем эти решения лишь в том случае становились обязательными, если императорская воля превращала их в государственный закон 1716 ; наконец, он присваивал себе право изменять или отменять каноны в силу того, что один акт императорской власти может уничтожить то, что установлено другим таковым же актом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Αγα’πη и другие термины, которыми обозначается понятие христианской «любви» в св. Писании и в патристических произведениях. – Смысл, значение и употребление этих терминов. – «Сердце», как основа «любви» и орган религиозно-нравственной жизни человека. – Особенности святоотеческой терминологии. Любовь ко Христу не есть одно только, хотя бы самое пламенное и интенсивное чувство. По слову Самого Христа, любовь человека к Богу должна охватывать и проникать собою все силы его души 1710 являясь достоянием и проявлением не одного лишь сердца 1711 , но вместе и «разумения» 1712 , а также и активной, волевой энергии 1713 . Указанная особенность состояния христианской любви отмечается и самым ее наименованием – γα’πη. Этот термин, который без преувеличение можно назвать специфически христианским 1714 , – неизвестный ни классикам, ни Филону, ни И. Флавию 1715 , обозначает именно свободную и сознательную любовь, соединенную всегда с самопожертвованием и самоотречением 1716 . Если для выяснения сущности и особенностей любви христианина к Богу нужна аналогия, то таковую может представить гораздо более любовь детей к отцу, чем, напр., любовь, возникающая между лицами разного пола и отличающаяся, по большей части, особенно в начальном своем фазисе, аффективным, страстным характером. Изображенному этико-психологическому характеру христианской любви, обнимающей и проникающей собою цельную человеческую личность, вполне соответствует и учение о психическом источнике названного состояния, – то учение, которое мы находим в Св. Писании, а также и в произведениях патристической письменности. Таким источником любви является именно «сердце». Учение о «сердце» в этом смысле имеет весьма большое значение в христианской мистике, а также вместе с этим и вследствие этого – оно в значительной степени, весьма существенно отражается и в христианской аскетике, – поскольку именно особенностями этого учение определяются характерные свойства и основное содержание мистического переживания состояния теснейшего, непосредственного общения с Богом, а также – неразрывно с этим – и аскетические средства реального достижения этого единения. , Для того, чтобы составить себе более определенное и ясное понятие о значении «сердца» в религиозно-нравственной жизни человека, – необходимо определить отношение «сердца» к коррелятивным понятиям – «души» ( ψυχ) и духа ( πνρμα).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Б. Куракина на Ст. Басманной ул. (сильно перестроен, ныне в составе дома 21), эту реконструкцию приписывают К. В 1795-1805 гг. на Яузской ул. появилась огромная усадьба владельца железоделательных заводов И. Р. Баташёва. Предположительно проект был разработан К. (работы вел крепостной зодчий И. Кисельников). К. пытались малообоснованно приписать и др. постройки, выполненные для Баташёва, напр. белокаменную псевдоготическую Троицкую ц. в усадьбе Гусь-Железный близ Касимова (Рязанской обл.; 1802-1868), а также Успенскую ц. в с. Ермолове под Елатьмой (Рязанской обл.; 1795). Еще более сомнительно выглядят попытки приписать К. постройку дома кн. Н. В. Долгорукого на Пречистенке и нек-рых др. зданий. Более убедительна версия об авторстве К. главного дома в усадьбе Дурасовых в Люблине (Москва, нач. XIX в.), основанная на упоминании в ж. «Живописное обозрение» за 1838 г. некоего «архитектора Казакова» как автора усадьбы. Крестообразная в плане постройка с циркульными колоннадами производит необычное впечатление и, вероятно, была возведена незаурядным зодчим. Источником причудливой композиции были увражи Ж. Ф. Неффоржа и проект замка Ла-Мальгранж близ Нанси (1711-1715, не сохр.) Ж. Боффрана. Однако в связи с усадьбой в Люблине чаще упоминается имя Еготова, что тоже, впрочем, основано лишь на лит. источниках. На рубеже XVIII и XIX вв. К. пережил творческий и карьерный взлет. В 1797 г. он принял в Экспедиции кремлевского строения все дела от Еготова. В окт. 1800 г. в чине архитектора 8-го класса работал помощником М. Ф. Казакова на создании «фасадического атласа Москвы». В альбомах М. Ф. Казакова огромная доля чертежей выполнена К. В 1801 г. он получил чин надворного советника. Ему поручены работы по исправлению Кремлевского дворца. В окт. того же года, после ухода в отставку М. Ф. Казакова, К. принял от него все дела: «чертежный класс со всеми его чиновниками, сверх того, смотрение Кремлевского дворца с городскими стенами и службами, Слободской и Лефортовский дворцы, Старо-Спасский и Марлевские домы, конюшенные дворы».

http://pravenc.ru/text/1319794.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010