«Новички в любви», «Его превосходительство, или Средство нравиться» — комедии-водевили Н. А. Коровкина, шли в конце 30-х — начале 40-х годов. 847 Мартынов, Александр Евстафьевич (1815–1860) — знаменитый русский комический актер. 848 «Жоли-мордочка» — от франц. jolie — хорошенькая. 849 Это совсем не то, что Тургенев называл в своих письмах мордемондии. — И. С. Тургенев писал Я. П. Полонскому 22 февраля 1868 года: «… я к сожалению заметил, что у нас все любительницы литературы принадлежат к разряду рыл и мордемондий» («Первое собрание писем И. С. Тургенева», СПб., 1884, стр. 134). 850 Патронировалось — здесь: поощрялось патроном (покровителем, хозяином). 851 «Ты душа ль моя, красна девица…» — популярный в 40-60-е годы романс Н. И. Бахметева на слова Л. Н. Ибрагимова. 852 «Всякой вещи свое время под солнцем» — неточная цитата из библии (Екклезиаст, III, 1). 853 Марли (франц. marli) — марля. 854 …паганиниевскую нотку. — Паганини, Никколо (1782–1840) — великий итальянский скрипач и композитор, автор популярных произведений для скрипки. 855 Лавальер, Луиза-Франсуаза, герцогиня (1644–1710) — фаворитка Людовика XIV. 856 Оттоман — широкий мягкий диван с подушками вместо спинки. 857 Пукольки — вместо: букольки (франц. boucle) — локоны. 858 Диана — древнеримская богиня, покровительница охоты. 859 Майков, Николай Аполлонович (1794–1873) — художник, академик живописи. Участвовал в качестве офицера в Отечественной войне 1812–1814 годов. По поручению Николая I написал ряд икон для петербургских церквей. Помимо иконописи, излюбленный жанр Майкова — изображение нагих красавиц. 860 Газированный уборный стол — туалетный стол, задрапированный легкой прозрачной тканью. 861 Лассировка — прием живописной техники. 862 Панин, Виктор Никитич, граф (1801–1874), с 1839 года управлял министерством юстиции; с 1841 по 1862 год — министр юстиции. 863 Откупщик. — При существовавшей в России до 1861 года откупной системе питейного сбора монопольное право государства торговать водкой продавалось порайонно «с торгов» частным лицам, так называемым «откупщикам». 864

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Третьим каменным храмом в городе стала Благовещенская церковь , возведенная енисейскими мастерами в 1804–1823 гг. Это был двухэтажный четырехпрестольный храм строгой классической архитектуры (полностью восстановлен уже в XXI в.). В 1820 г. была освящена каменная Всесвятская церковь, построенная на месте старой деревянной на территории бывшего кладбища. Всесвятская церковь имела самый большой в городе приход, в котором были две церковно-приходские школы, богадельня для престарелых, библиотека. Всесвятская церковь была уничтожена в 30-е годы, одной из первых в Красноярске. Говоря о строящейся церкви на горе, Добросердов имел в виду Троицкую церковь, расположенную в северной нагорной части города, строительство которой велось с 1836 по 1842 гг. 197 Город основан 25 июля 1641 г. как Ачинский острог на реке Белый Июс. Острог начинался со строительства стен из высокого частокола четырехугольной формы. По углам ставились сторожевые башни. Одна из них была оборудована под часовню. Первоначально население Ачинска состояло из гарнизона в 15 казаков-годовальщиков. После пожара в 1683 г. город перенесен на реку Чулым (приток Оби), при впадении в нее речки Ачинки. Свое название река и затем город получили по расположению на землях тюркской родоплеменной группы ачи, ачиги. В 1710 г. красноярский сын боярский И. Цицурин срубил новый деревянный острог на правом берегу реки Ачинки, у ее впадения в Чулым. На этом месте теперь расположена Ачинская пересыльная тюрьма. В 1782 г. острог был переведен в разряд уездных городов, а с 1822 г. стал окружным городом Енисейской губернии. С 1990 г. Ачинск включен в официальный список городов России, имеющих историческую и культурную ценность всероссийского значения. В описании Енисейской губернии Пестова говорится о том, что к 1830 г. в городе Ачинске было две каменных и одна деревянная приходские церкви, 2 больницы, одна богадельня, приходское училище, 2 кожевенных и 2 мыловаренных завода. Население города составляло 1,5 тыс. человек. На территории Ачинского района находится одно из древнейших известных поселений человека – Ачинская палеонтологическая стоянка (20–28 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий, основал в Сенеге и Гуслице, как можно предполагать, несколько храмов и монастырей (один из которых Гуслицкий). Именно с именем святителя Фотия историки связывают появление храма Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни. Эти события вошли в русскую историю – они отражены как в летописях, так и в трудах наших известных историков – «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рудне первоначально была построена, как значится в клировых ведомостях, в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. В 1710 году она была описана так: «рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом. Внутри царские врата, сень и столбцы столярные, золоченые, по правую сторону царских врат образы: Всемилостивого Спаса, венец с сиянием и гривенка серебряные, чеканные, золочены, Рождества Пресвятой Богородицы, венец с короною гладкие и с перьями, в привесе крест серебряный, другой венец с короною и с гривенкою золоченые, Образ Николая Чудотворца в житии, св. вмч. Параскевы Пятницы и св. пророка Илии. По другую сторону царских врат образы: Рождества Пресвятой Богородицы, оклад серебряный, риза литая чеканная, венец серебряный, убрус у ризы низан жемчугом, в привесе шесть крестов, образ Богородицы Казанской, образ св. мчч. Флора и Лавра, писаны красками». Недалеко от храмов на Рудне с древних времен находится святой источник Казанской иконы Божией Матери. Вода источника обладает целебной силой и до сих пор почитается и в среде старообрядцев разных согласий. По преданию, здесь в 17 веке было явление Казанской иконы. Ныне эта икона находится в храме Рождества Богородицы и почитается чудотворной. Каждый год 21 июля совершается освящение воды на источнике, служится Литургия в храме, после которой икона обносится крестным ходом вокруг храма. В первой половине XVIII века рядом с этой церковью стояла церковь свт. Николая Чудотворца. До сих пор среди особо почитаемых святынь находится образ свт. Николая Чудотворца. В 1781–1782 годах оба храма были построены заново, зимняя церковь была освящена в честь Рождества Христова а летняя церковь, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была построена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21206

Из журнала: " Православные храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 и сайта: www.vizitrussa.ru/Город-курорт Старая Русса Церковь во имя вмч. Георгия с придельною церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы – каменная. Первоначально была построена архимандритом Варлаамом в 1410 г., в княжение Василия Димитриевича, с благословения архиепископа Велико-новгородского Иоанна II. При описании г. Старой Руссы 1625 г. упоминается, что сия церковь осталась целою при разорении немцами и литовцами, с двумя колоколами на колокольне, одним средним, да другим клепалом железным. С 1710 г., неизвестно по какому случаю, она была в запустении до 1740 г., в котором была возобновлена; придел же во имя Благовещения Пресвятой Богородицы возобновлен в 1782 г. Церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Длина всей церкви 9 саж. 2 арш., ширина 8 саж. 2 арш., высота 5 саж., а с трибуном, главою и куполом 12 саж. 1 арш. Здание весьма прочное, стены ее кладены обожженным продолговатым кирпичом, диким камнем и плитою, связи кладены железные, углы стен имеют пилястры, выделанные кирпичом с разными украшениями, окна все продолговатого четырехугольника, с железными витыми решетками. У верхних окон наличники с украшениями, под самою кровлею опоясана карнизом. Внутри храма, по середине, находятся четыре квадратных столба, поддерживающие свод всей церкви и основание купола. К передним двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновленный в 1842 г., в нем все иконы греческого письма. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый. Длина всей церкви 8 саж. 2 ½ арш., ширина 3 саж. ¼ арш., а вышина 1 саж. 1 ¾ арш. Алтарь с одною полуконусною аркою, свод имеет каменный. Церковь храма отделяется от алтаря большою аркою. Иконостас устроен в 1852 г., иконы в нем греческого письма. Храмовый образ Благовещения Пресвятой Богородицы современен построению церкви, на нем сребропозлащенная риза, устроенная в 1826 г. тщанием прихожан. В Геогиевской церкви храмовый образ св. вмч. Георгия современен построению церкви, что видно из самого его написания. Сребропозлащенная риза на нем устроена усердием прихожан в 1837 г. Колокольня при церкви старинного вида, а когда построена – неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=00486

См. Капитул и Викарий. Правительству, при утверждении К., принадлежат те же права, как и при замещении епископской кафедры. К. называют также известный класс иезуитов. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона – примечание электронной редакции) 2 Маркитанты – мелкие торговцы съестными припасами, напитками и предметами военного обихода, сопровождавшие войска в лагере, в походах, на манёврах и во время войны (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, – примечание электронной редакции) 3 Ретраншемент а, м. (retranchement m.) 1. воен., форт., устар. Старинное военное укрепление, располагавшееся позади главной позиции для усиления внутренней обороны. БАС-1. Ложемент, засада есть вид траншеи или лучше ретраншемента чинимого открытно по выгоне неприятеля из покоего строения, дабы так устоять против его атак. 1777. Кург. Инж. сл. Преграды внутри укреплений, дающие возможность гарнизону отступить и удержать за собой внутреннее пространство, Располагаются за теми частями укреплений, которые более других подвержены атаке. (Исторический словарь галлицизмов русского языка, Епишкин Н. И., – примечание электронной редакции) 4 Катедральный ая, ое. (cathédarle f.) Отн. к кафедральному собору, церкви. В катедральном квартале катедральныя ворота. 1710. ПСЗ 4 554. Хорошо ли построена катедральная церковь . 1782–1786. Новиков пословицы.//Н. 1983 316. И притом катедральный костел, .. внутри весь из мармуров убран. АК 1 110. Катедральная церковь и епископский дом каменные, других приходских церквей около семидесяти. П.А. Левашов – А. Куракину.//АК 7 298. Из библиотеки прошел я на славную террасу, или гульбище подле катедральной церкви. Карамзин ПРП 3 97. (Исторический словарь галлицизмов русского языка Епишкин Н. И. – примечание электронной редакции) 5 Шизматик а, м. (schismatique m.) устар. Схизматик, раскольник. Как будто нам шизматикам наша ни на что не годится! Соврем. 1836 4 250. Какие средства для просвещения, а они забавлялись над шизматиками, еретиками и жидами! А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В 1779 году построен в Барвенковой ныне существующий храм, усердием жителей Барвенковской Стенки, во имя Великомученика Георгия. В 1833 году он был возобновлён и, вместе с тем, устроен в нём новый иконостас. Земли при храме 120 десятин. Число прихожан: в 1770 году 1220 муж., 1189 жен.; в 1790 году 1723 муж., 1647 жен.; в 1710 году 1837 муж., 1806 жен.; в 1830 году 2156 муж., 2243 жен.; в 1850 году 2050 муж., 2175 жен. От холеры умерло в 1830 году 6 душ, в 1831 году 60 душ и в 1848 году 27 душ обоего пола; от цинги в 1849 году умерло до 700; в 1833, 1842 и 1848 годах был сильный неурожай хлеба, трав, садовых фруктов; падёж скота особенно значительный был в 1848 и 1849 годах. Барвенковцы в прежние времена славились богатыми удобствами жизни: обширные и тучные луга поставляли в возможность – иметь множество скота; земля не требовала многого труда, чтобы родить прекрасный хлеб, а её было много. При умножении населения, Барвенкова Стенка стала не тем, чем была прежде. БОГОДАРОВКА Богодаровка самое новое владельческое село. Каменный храм во имя святой мученицы царицы Александры недавно построен горячим усердием помещика Ивана Петровича Плещеева, храм красивого вида снаружи и богато украшенный внутри. Иконы иконостаса писаны академиком Майковым; запрестольный образ Спасителя образцовое произведение Плюшара: вид Спасителя необыкновенно величествен, и чем далее стоит зритель, тем живее черты Вседержителя. АЛЕКСАНДРОВКА Александровка – на границе губернии, на дороге из Изюма в Екатеринославль. По местному преданию, на месте, где ныне село Александровка, первоначально поселил крестьян генерал-поручик Дмитрий Норов, и именно за 20 лет до построения храма жители имели часовню, а во время святой Четыредесятницы исполняли христианский долг в слободе Петропавловке, Екатеринославской губернии, а потом в Георгиевской Барвенковской церкви. Первый храм построен в 1782 году усердием того же генерал-поручика Дмитрия Норова, он же снабдил храм и достаточной утварью. Владелец подполковник Николай Бахметьев, вскоре по приобретении покупкой Александровки, возобновил храм, умножил ризницу пожертвованием нескольких риз и одежд, украсил престол многоценным евангелием и дароносным крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

От 15 февраля 1787 г. начальник пустыни иеромонах Иа ков Калитенко доносил ректору архимандриту Василию: «Сего 9 д. города Чугуева, с сел Масловки, Лебяжаго, Кочатка, Тетлеги, Роговой, жители, всех чинов люди, несколько сот подвод, напали на наши лесныя дачи и по порубку до Донца рощаной лес и к Кочатку вырубили без остатку, даже до последняго прута, и еще хвалятся весь вырубить до реки Тетлеги и говорят единогласно: се де наша дедовщина». Начальник присовокупляет, что он подал жалобу Чугуевскому городничему Петру Михайловичу Захаржевскому и исправнику Лопатинскому. Последствия неизвестны. В том же году пустынь была закрыта, монастырский храм обращен в приходский села Кочетка. В ведомости 1787 г. показаны в пустыни, кроме начальника, один иеромонах и безместный священник Иаков Столяревский. В ведомости 1751 г. сказано о церкви сей пустыни: «В оной служба бывает, за умалением иеромонахов, не по вся дни». По крепостному акту 1782 г. Владимирской пустыни принадлежало 263 дес. земли, и этою землею, по закрытии монастыря, до начала военного поселения, владели крестьяне Мусенки. Прилагаем царский указ от 8 февраля 1710 г. об отводе земли для пустыни. «От Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России, Самодержца, в Чугуев генералу нашему и майору Федору Володимировичу Шидловскому. Били челом нам, Великому Государю, Чугуевскаго уезду Богородицкой пустынки черной старец Боголеп с братиею: в Чугуевском де уезде в верховском стану, подле реки Северскаго Донца, близ устья речки Тетлеги, в лесу построена та их Богородицкая пустынка, а к той пустыне пахатной земли и никаких угодий им ни одной четверти недано. И будучи им в той пустынки кормиться нечем. А ныне приискали они в тех вышеписанных урочищах, близко той пустынки, в лесу на речке Тетлеге местечко, где мочно для прокормления построить меленку и на пашню земли за речкою Северским Донцом, на Нагайской стороне той реки, дикого поля, за дачею Чугуевцов Григоря Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор на осиновой куст и до большой Торской дороги и дорогою до речки Гнилицы порозжая земля и всякия угодьи лежат порозжи и никто не владеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хотя труды Ассемани требуют существенных коррективов (особенно с учетом вновь найденных и опубликованных сирийских источников), они являются великолепными памятниками церковно-исторической науки своего времени. Племянник Иосифа Симона Иосиф Алоизий Ассемани (1710–1782), вначале профессор сирийского языка в римском университете Sapienza, затем профессор восточной литургики и член основанной Бенедиктом XIV Академии исторических исследований, опубликовал многотомный «Литургический кодекс Вселенской Церкви " 931 . Кроме того, ему принадлежит ряд работ по литургике, источниковедению и истории канонического права 932 . Историко-экзегетический труд одного из первых специалистов в области эпиклезиса – французского богослова-ораторианца о. Пьера Ле Брэна (1661–1729) «Буквальное, историческое и догматическое объяснение молитв и обрядов Мессы согласно древним писателям и памятникам всех Церквей христианского мира» 933 был впервые опубликован в 1716–1726 гг., после чего выдержал неоднократные переиздания и был переведен на европейские языки. Кроме того, именем о. Ле Брэна (совместно с Евсевием Ренодо-младшим (1646–1720)) надписано издание «Собрания основных литургий, используемых греками и другими схизматиками...» 934 , посвященное собиранию доказательств исторической преемственности веры Церкви в таинства (отметим, кстати, что позиция Ренодо по данному вопросу послужила основанием для широкой полемики, развернувшейся во Франции между католиками и протестантами). Цистерцианец Джованни кардинал Бонá (1609–1674), активно занимавшийся изучением аскетического наследия, оставил базирующееся на святоотеческих творениях сочинение De sacrificio Missae tractatus asceticus, continens praxim attentè, devotè, et reverenter celebrandi (1672), выдержавшее ряд переизданий 935 и переведенное на европейские языки 936 . После издания книги De Divinâ Psalmodiâ (P., 1663), исследующей употребление Псалтири в христианской Церкви, и в процессе работы над Horologium Asceticum (P., 1676) кардинал Паллавичини предложил Бона заняться исследованием истории мессы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ОРДЕН Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Российской империи. Принято считать, что орден, носящий имя св. блгв. кн. Александра Невского , освящавшее борьбу со шведами на берегах Невы, был задуман имп. Петром I Алексеевичем сразу после окончания войны со Швецией в 1721 г. и предназначался для награждения за военные заслуги. Петр I в 1710 г. осмотрел место буд. Александро-Невской лавры на левом берегу Невы, при впадении в нее р. Чёрной, где, по преданию, Александр Невский одержал победу над шведами и водрузил крест. 30 авг. 1724 г. в мон-рь из Владимира императором были торжественно перенесены святые мощи Александра Невского. Первое награждение орденом состоялось в 1725 г., уже после смерти Петра, при императрице Екатерине I . Павел I Петрович в 1797 г. закрепил право награждения А. Н. о. за заслуги как на военной, так и на гражданской службе «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых». По своему значению до 1782 г. орден занимал 2-е место после св. Андрея Первозванного ордена , затем - 3-е, после св. равноап. кн. Владимира ордена I степени. Право на награждение им получали генерал-лейтенанты или гражданские чины 3-го класса - тайные советники. Высочайше сопричислялись к ордену и архиереи. В 1796 г. первыми из иерархов РПЦ были пожалованы орденами св. Александра Невского митр. Гавриил (Петров) и еп. Амвросий (Подобедов) . В 1812 г. к А. Н. о. был высочайше сопричислен архиеп. Московский Августин (Виноградский) . Из 24 пенсионеров ордена 5 чел. должны были принадлежать к духовенству. В 1860 г. пенсия равнялась 500 р. На учреждение богоугодных заведений и благотворительную деятельность награжденные А. Н. о. вносили в Капитул ордена 200 р. Орден имел девиз: «За труды и Отечество», его знак представляет собой красный равноконечный крест с расширяющимися концами, между к-рыми были помещены золотые двуглавые орлы. В центральном медальоне на лицевой стороне изображался св. Александр Невский на белом коне, а на оборотной - лат. буквы SA - монограмма имени святого. Знак носили на красной ленте через левое плечо. На левой же стороне груди носили серебряную восьмиконечную звезду с такой же монограммой в центре, вокруг к-рой был написан орденский девиз. Орден имел одну степень.

http://pravenc.ru/text/64438.html

Причиной для такого возвышения Царева Городища среди прочих слобод было, вероятно, то обстоятельство, что со времени основания во 2-й половине XVII в. оно являлось важным военно-стратегическим пунктом в составе Ишимской укрепленной линии. В Царевом Городище в первом среди слобод по среднему течению Тобола была выстроена около 1689 г., когда слобода еще находилась на Арбинском яру близ Царева кургана, деревянная церковь во имя покровителя Сибири великомученика Димитрия Солунского. Вскоре слобода была перенесена в более удобное место на 7 верст ниже по течению, где в начале XVIII в. строится деревянный кремль с башнями, а само поселение окружается укреплениями с бастионами. Отсюда на охрану границы выезжали караулы из числа находящейся в слободе роты драгун. В 1-й половине XVIII в. в слободе размещались главная квартира войск Ишимской пограничной линии и штаб-квартира Сибирского драгунского полка. В то время гарнизон Курганской слободы был одним из самых крупных в Зауралье. Другие же слободы по Тоболу в военном отношении находились в статусе форпостов Сибирского драгунского полка. После строительства в середине XVIII в. Пресногорьковской оборонительной линии и прекращения набегов кочевников Царево Городище утрачивает значение военной крепости, но остается центром заказа и местом пребывания комиссара, в ведении которого состояли слободы Курганская, Утятская и Иковская. Во 2-й половине XVIII в. Царево-Городищенский заказ неоднократно ликвидировался и объединялся с Ялуторовским (точные границы между ними долгое время не были определены). После образования в 1782 г. в составе Тобольской губернии Курганского уезда и присвоения Курганской слободе статуса города за Царево-Городищенским заказом окончательно закрепляется наименование Курганского духовного правления, которому теперь были подчинены церковные приходы всего уезда. После перенесения Царева Городища на новое место одновременно с крепостью была возведена и деревянная церковь. В 1710-е гг. храм в документах именуется Димитриевским, а к 1740 г. – Христо-Рождественским. Возможно, в 1-й половине XVIII в. он сгорал, перестраивался и расширялся. К началу 60-х гг. XVIII в. церковь имела два престола: главный - во имя Рождества Христова и придельный - в честь Димитрия Солунского. Храм этот был полностью истреблен пожаром в ночь с 29 на 30 апреля 1763 г., о чем Курганское заказное духовное правление доношением от 1 мая того же года уведомило митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Канюскевича). Для отправления богослужений и исправления церковных треб до освящения нового храма «мирским коштом» было куплено бывшее помещение канцелярии Сибирского драгунского полка «о двух покоях», к которому пристроили алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=35686

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010