Но кроме этого, чисто внешнего, достоинства, как кра­сивой местности, Кармил в глазах не только иудея, но и язычника имел другое значение, – чисто религиозного характера. Горы вообще, как места значительно удален­ные от земли и сравнительно более близкие к небу, этому, недосягаемому для человека, высшему жилищу божества, с самых древних времен у всех народов почитались местами священными. По крайней мере алтари или жерт­венники обычно ставились на возвышенностях 1689 ; все —162— наиболее великие и славные дела Божия совершались на горах; на горе Арарат остановился ковчег, спас­ший от всемирного потопления остаток человечества для его продолжения 1690 ; на горе Мориа Авраам, по ука­занию самого Господа, должен был принести в жертву своего сына Исаака 1691 ; на горе Синае дан был закон евреям Иеговою 1692 ; тут 40 дней и 40 ночей беседовал Моисей с Богом 1693 лицом к лицу 1694 ; на Хориве св. пр. Илия слышал слово Господне 1695 ; на горах Гавал и Гаризим была, прочитана Иисусом Навином книга за­кона пред всем Израилем 1696 ; на горах были школы пророческие 1697 ; на горе Мориа стоял ветхозаветный храм; горы были обычно любимым местом проповеди Господа Иисуса Христа 1698 ; на горе Он молился 1699 ; на горе со­вершилась страшная и спасительная голгофская тайна; на горе в Галилее было одно явление Господа ученикам по воскресении; с горы, наконец, вознесся Он на небо 1700 . Посему некоторые горы именуются в св. Писании свя­щенными горами Божьими, горами Иеговы 1701 . Подобное же священное значение было связано в истории еврейского народа и с горою Кармил. Тут издревле существовал жертвенник Иегове 1702 . Сюда св. пр. Илия в то время, как нечестивый Ахав повсюду искал его для наказа­ния 1703 , собрал весь Израиль, 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных, питающихся от стола Ие- —163— запели 1704 и обратился к этому собранию с такими гроз­ными словами: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. Затем он предложил этой изверившейся толпе такое знамение: пусть будут призываемы и истинный Бог и Ваал, чтобы попалить чудесно-ниспосланным огнем жертвы; тот Бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковы и были покаянные молитвы благочестивого Ездры 1698 ; так без сомнения молились тогда и все сыны Израилевы, когда во дни общественного покаяния «постящиеся и во вретищах, и с пеплом на головах своих исповедовались пред Богом в грехах своих» 1699 . Такую именно молитву представляет собою и псалом 129-й. Подобно благочестивому Ездре, псалмопевец живо чувствует всю глубину нравственного повреждения Израиля и в сознании того, что он не только недостоин милостей Божиих, а заслуживает гнева и наказания Божия, возносит молитвенный вопль к Господу, чтобы Он не был строгим судиею и карателем его преступлений, но по Своему милосердию, ради обещанного от Него помилования кающимся грешникам, даровал ему прощение всех беззаконий его. «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! Услышь голос мой… Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония; Господи! Кто устоит? Но у Тебя прощение… Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Да уповает Израиль на Господа; ибо у Господа милость и многое у Него избавление и Он избавит Израиля от всех беззаконий его (ст. 1–8)» 1700 . – Нельзя впрочем оспаривать и другого мнения, что рассматриваемый псалом воспет был первоначально еще во время плена Вавилонского, а потом уже, подобно некоторым древнейшим песням Давида и Соломона 1701 , принят был в число песней, которые пелись Иудеями во время и после возвращения в свое отечество 1702 . Состояние в плену Вавилонском не меньше, если только не гораздо больше, чем последующие затем бедствия, пробуждали в Иудеях сознание своей виновности пред Богом и вызывали покаянно-молитвенные вопли о помиловании 1703 . И тем живее и сильнее пробуждались в сердцах пленников покаянно-молитвенные чувствования, чем ближе приходил к концу предсказанный Иеремией 70-летний срок для продолжения пленения, а между тем еще не видно было наступления обещанного от Господа избавления 1704 . В это-то время в числе многих горячих молитв о прощении грехов страждущего народа и избавлении его от наказания очень могла произойти и та покаянная молитва , какую представляет собою рассматриваемая нами песнь восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Эту истину Священное Писание выражает весьма ясно: 1 . Когда представляет вообще, что твари видимые суть толь­ко как бы орудия силы Вседержителя, а Он собственно действует в них и через них все производит: Господь,., претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь ( Амос. 5:8 ); устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра ( Пс. 103:3 ), – огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его ( Пс. 148:8 ), все служит Тебе ( Пс. 118:91 ). 2 . Когда подробно указывает следы содействия Его тем или другим тварям видимым, свидетельствуя: а) что Ты послал источники в долины..., напояешь горы с высот Твоих ( Пс. 103:10–13 ); б) что Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, насыщаются древа Господа, кедры Ливанские (Пс. 103и 16); в) что Он дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс. 146:9 ), одевает полевые лилии ( Матф. 6:28 ), питает птиц небесных (26); г) что Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их ( Пс. 146:4 ); возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс. 134:7 ), и под. Очень конкретно изображали эти истину Отцы и писатели Церкви, например: а) святой Иоанн Златоуст : “когда видишь восхождение солнца или течение луны, когда видишь озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, видишь все то, из чего мир сей состоит, то познавай непрерывное делание Отца – Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:45 );” 1700 б) Лактанций: “не по­стигая искусства силы Божией в устроении путей звездных, философы сами звезды сочли за животные, как будто они совершают течение свое ногами и по своему произволу, а не произволением и содействием Божиим;” 1701 в) святой Афанасий Великий : “мановением и силой правителя и распорядителя вселенной, Бога Слова, вращается небо, движутся звезды, сияет солнце, блуждает луна, согревается воздух, веют ветры, стоят неподвижно горы, волнуется море, и питаются все, живущие в нем...; словом – все оживляется и движется, огонь греет, вода освежает, пробиваются из земли источники, истекают реки, чередуются времена года, падают дожди, наполняются облака, бывает град, снег, лед, летают птицы, ползают змеи, плавают водородные, осеменяется земля и пускает ростки во время свое, возрастают растения и деревья;” 1702

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Молодые» подьячие в расходной книге тоже записаны группами по размерам получаемого жалованья. Наиболее высокооплачиваемым из них оказался Иван Бурлаков (возможно, родственник упомянутого выше Семена Бурлакова). Он получал 6 рублей. Четверо «молодых» подьячих получали по 5 рублей, 10 человек – по 4, 18 – по 3, 25 – по 2, двое – по 1 рублю 16 алтын 4 деньги, 20 – по одному рублю (см. публикацию, л. 28–32 об., 34–36 об.). Часть «молодых» подьячих упоминаются в расходной книге также в связи с выполнением тех или иных поручений. Однако чем конкретно занималось большинство из них, еще предстоит выяснить. Следует заметить, что в расходной книге 1701–1702 гг. упоминаются еще по меньшей мере шесть подьячих Монастырского приказа, которые направлялись для разных дел в уезды, однако жалованья как штатные сотрудники не получали. Во всяком случае, их нет в списках на его получение. Вместо жалованья им выдавались «прогонные» деньги и, очевидно, кормовые деньги на местах. Так, например, подьячий Иван Ржевитинов 31 мая 1701 г. был послан «по памяти ис Преображенского в Танбов да в Козлов для взятья танбовского прежняго казначея к розыску», за что получил прогонных денег «два алтына четыре денги» (см. публикацию, л. 3 об.). Тот же Иван Ржевитинов в декабре 1702 г. ездил «до Вятки и до города Хлынова», получив вознаграждение «на одну подводу и назад до Москвы и на глухие версты рубль дватцать шесть алтын четыре денги» (см. публикацию, л. 55). Кроме того, в расходной книге отмечены трое «площадных» подьячих – Федор Сючаев, Иван Тюхонин и Андрей Есиновский (см. публикацию, л. 22, 28, 47, 47 об., 51). Площаными подьячими называли вольных письменных дельцов, работавших, как правило, на городских площадях («кормились пером»). Это были своего рода нотариусы . В данном случае интересно то, что перечисленные выше лица в расходной книге значатся как «Монастырского приказу площадные подьячие». Упомянут также «площадный подьячий» Духовного приказа. Среди служащих Монастырского приказа в расходной книге числятся также приставы. На начало осени 1702 г. их было 25 человек (см. публикацию, л.46 об. – 48 об.) . Они сопровождали подьячих во время их поездок в уезды, а также, очевидно, использовались в качестве надзирателей при перевозке заключенных. Так, например, в феврале 1702 г. пристав Иван Забелин сопровождал из Воронежа «в ссылку в Азов разпопы Никифоровых детей Иванова Аверку да Григорья за их воровство з женами» (см. публикацию, л. 18). Пристав Петр Сташкеев в апреле того же года вез в Воронеж колодника «чебоксаренина» посадского человека Ивана Свешникова (см. публикацию, л. 37) и др. Приставы надзирали над заключенными и в стенах Монастырского приказа.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Ио справке с Оружейной палатой оказалось, что ученикам наук математических кормовых денег даетца: «первой статье, которой определяет к поможствованию тех наук учителям учеников во учении» по 5 алтын на день, протчим по 2 алт. по 2 деньги, по 2 алт., по 10, 9, 8, 7 и 6 денег на день и меньше, «усматривая во учении искуства и безленостного прилежания». 23 декабря 1702 г. последовал царский указ о выдаче помянутым 5 ученикам «за прилежное их в латинском и немецком языцех учение» кормовых денег против товарища их Курдевского по 10 денег на день человеку из Новгородского приказа, начиная с декабря 1702 г. (В деле далее следуют росписки самих учеников или их отцов и братьев в получении денег). По указам великого государя доведется дать: .... переводчику Николаю Швымеру для житья в Галанской земле 360 руб. и с окладом на нынешней 1705-й год.. Помета: записать и отдавать в росход генваря в 20 день 1705. 2. – 1702 г. Приезд в Москву саксонца «профессора» Иогана Вернера Бауса для учения детей наукам и языкам (Выезды. 1702 г. д. 1). 1702-го года генваря в 10 день явился в государственном Посольском приказе по смоленской отписке Саксонския земли иноземец Яган Вернер, а в роспросе сказал: родился де он в Саксонской земле, в городе Зальце, и в Саксонской земле учился в школах и по надлежащим наукам дошел он до философии; и учинили ево в городе Галли высочайшие мастеры профессором. И в прошлом де году писал с Москвы из Немецкия слободы пастор Шарсмит к высочайшему школьному их профессору, дабы он, выбрав профессора ученого человека, прислал к Москве. И по тому де пасторову письму высочайший их профессор послал ево Ягана к Москве, и он Яган ныне приехал по его посылке для учения школьного греческого, латинского, немецкого, еврейского языков к Москве. А поехал он из Саксонской земли назад тому слишком три месяца вместе с москвичи с Виниюсом да с Меллером, которые были там в науке; а имян де их он не знает. А ехали они из Саксонии чрез Брандербурскую и Польскую земли на Берлин, на Гданеск, на Королевец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В штате приказа числились также шесть сторожей. В августе 1701 г. они получили «впредь в зачет на 1701-й год по два рубли по шеснатцати алтын по четыре денги человеку» (см. публикацию, л. 6–6 об.). В расходной книге получила отражение деятельность, связанная с реализацией указов Петра I 1701–1702 гг. Так, г лавным делом,порученным Монастырскому приказу в первые годы его функционирования, стала перепись архиерейских дворов и монастырей, инициированная указом от 31 января 1701 г. Финансирование мероприятия шло не из Монастырского приказа, поэтому в расходной книге имеются о нем лишь косвенные упоминания. Например, часть записей свидетельствует, что для приказа многократно в больших количествах покупались бумага (книжная и «пищая») и чернила. В декабре 1701 г. был приобретен «сундук с нутряным замком, в которой класть переписные книги» (см. публикацию, л. 11 об.). Еще один подобный сундук «на переписные книги и на всякие приказные дела» появился в приказе в мае 1702 г. (см. публикацию, л. 38 об.) и др. Описывая владения архиерейских домов и монастырей, переписчики (стольники или дворяне) фактически вступали в управлении ими . Записи о назначении стольников для управления монастырскими и архиерейскими владениями в расходной книге также отмечаются неоднократно (см. публикацию, л. 40, 41 об., 50 об.). По указу от 24 июня 1702 г. стольники как представители Монастырского приказа должны были управлять монастырскими вотчинами, минуя воевод: «а воеводам тех монастырских крестьян ведать не велено» . Подтверждением этому постановлению является одна из записей расходной книги о назначении «в дом Преосвященнаго Илариона, митрополита Суздалского и Юрьевского», и Суздальскую епархию стольника И. М. Кологривова в мае 1702 г.: «А в тех вышеписаных городех воеводам и приказным людем никакими делами не ведать и в монастыри и в вотчины никого ни почто без послушных грамот из Монастырского приказу не посылать. И о том к нему, Ивану, и в вышеписанные городы к воеводам грамоты» (см. публикацию, л. 38–38 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Какую конкретно роль сыграл старец Ияков в возведении этой системы, установить пока не удалось. Таким образом, расходная книга 1701–1702 гг. показывает, что Монастырский приказ в эти годы выступал в качестве своеобразного кошелька, через который деньги, собранные с монастырей и архиерейских домов, перераспределялись на самые разные нужды царя и государства.   Публикуемая ниже расходная книга Монастырского приказа 1701–1702 гг. представляет собой рукопись на 73 листах в 4, в кожаном переплете. Она написана разными почерками начала XVIII в. Номера листов изначально проставлены кириллическими цифрами, которые затем были зачеркнуты и взамен их сделана новая нумерация арабскими цифрами. Между листами 14 и 15 – 11 чистых листов с зачеркнутыми кириллической и арабской нумерациями. На них есть только скрепы дьяков. На последних двух листах из них нумерация арабскими цифрами не ставилась. С л. 15 идет тройная нумерация листов: зачеркнуты кириллические номера и первоначальные арабские. Вместо 25 написано 15 и т. д. После л. 15 – также оставлен чистыми один лист с перечеркнутой нумерацией и скрепой. После пронумерованного листа 57 оставлены два чистых листа с кириллической нумерацией – 71 и 72. Номер 71 зачеркнут. На полях расходной книги имеются скрепы дьяков Монастырского приказа: с л. 1 до чистого листа с зачеркнутым 27: дь-як-Иван-Шап-кин. Начиная с листа 15 до конца книги: дь-як-Ива-н-Ива-но-в. На первом ненумерованном листе архивные записи карандашом и черными чернилами разных лет: 34», «Монаст. пр», 26», «ф. 237, оп. 1, 26», «кн. 26». На л. 57 запись: в сей книге семдесять листов. Канцелярист Григорей Дядин. На обороте обложки запись: «росходная 1701-го, 1702-го годов». Источник публикуется в соответствии с действующими на сегодняшний день правилами издания документов . Краткость звука «и» обозначается согласно правилам современной фонетики и орфографии. Слова «под титлом» раскрываются без оговорок. Выносные буквы вносятся в строку без выделения. Частица «ж», писанная над строкой, передается как «же».

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Через Монастырский приказ осуществлялось большое количество различных разовых выплат. Например, оплачивались поездки приказных служащих в уезды, выдавалось им жалованье. Производились расходы и на людей, не связанных с приказом: выплачивались кормовые деньги женам даточных солдат. В двух записях расходной книги 1701–1702 гг. в качестве таковых отмечены «Соломонида Яковлева дочь с сестрами», получавшие деньги в патриаршем Новинском монастыре (см. публикацию, л. 20 об., 21 об.). Однако Монастырский приказ контролировал этот процесс. О выдаче кормового жалованья женам солдат в московском Знаменском монастыре свидетельствует и челобитная от 6 июня 1702 г., также хранящаяся в фонде Монастырского приказа . Позже, после формирования драгунского полка И. А. Мусина-Пушкина в 1704 г., в обязанности приказа стала входить и выплата жалованья драгунам. В расходной книге Монастырского приказа 1706– 1707 гг. в записях за 1707 г. действительно неоднократно отмечается выделение средств на финансирование этого полка. При этом поименно расписан офицерский состав, отмечены прапорщики, урядники, денщики, барабанщики и проч., названа численность рядовых драгун . В ведении Монастырского приказа находилось выделение денег на отдельные «кумпанства». Так, в сентябре 1701 г. «иноземцу Елисею Клюку на покупку красного питья, и лимонов, и закусок, и пряных зелей про кунпанство архиерейское» было дано 400 рублей. Он же, Елисей Клюк, 12 марта 1702 г. получил из Монастырского приказа 50 рублей, присланные архиепископом Холмогорским Афанасием (см. публикацию, л. 8 об., 22 об.). Упомянутый в записях расходной книги Елисей Клюк (1660–1716 гг.) – это голландский купец, закупавший товары по заказам Петра I. На рубеже XVII и XVIII вв. он торговал преимущественно книжной продукцией, а также оружием и военным снаряжением, и, по оценке В. Н. Захарова, весьма глубоко проник на внутренний российский рынок, имел связи при дворе и активно сотрудничал с казной . Еще одним вопросом, оказавшимся в ведении Монастырского приказа, стало содержание драгунских лошадей. Драгунские полки появились в русской армии еще в 1630-х гг. , хотя, по мнению К. В. Татарникова, и в первой половине 1700-х гг. «по своей сути были чисто кавалерийскими» . В середине XVII в. обмундирование и снаряжение для драгун поставляли Конюшенный и Монастырский приказы . Очевидно, возрожденный в 1701 г. Монастырский приказ в какой-то мере перенял эти обязанности.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Имея в виду это замечание, невольно думается: не потому ли только автор относит начало преподавания Поповским богословия к указываемому им времени, что склоняется к сему последовательностью курсов, т. е. не желает приурочивать их разным преподавателям? – Возможно и другое предположение. Некоторые богословские трактаты Колачинского, бывшего ректором не далее половины 1702 года, именно курсы начала этого года, автор с некоторою вероятностью готов приписать Поповскому. Поэтому, предположительно приписав означенные трактаты последнему, автор не на этом ли основании, т. е. не желая прерывать преподавательской деятельности Поповского, положительно уже приурочивает ее к половине 1702 года? Как бы то ни было, основания, на которых зиждется означенное утверждение автора, для нас скрыты; а так как сообщаемые им сведения о богословских курсах, якобы преподанных Поповским в 1702 и 1703 г.г., не представляют данных о принадлежности их именно этому лицу, то невольно является сомнение, верные ли автор сделал ссылки на учебники?.. Сомнение это еще более увеличится, если примем во внимание, что в указанные годы (1702-й, 1703-й и даже отчасти 1704-й) ректором Академии был Гедеон Одорский и что из всех ректоров рассматриваемого времени ему одному (или, точнее, почти одному, если признать, что Думницкий, бывший ректором Академии в 1737 – 1740 г.г., по каким-то обстоятельствам, был уволен от преподавания богословия), – ему одному, изучавшему и, по его словам, изучившему богословие в заграничных школах, якобы не суждено было преподавать этой науки!... Чтобы разрешить это сомнение, я просмотрел те, приписываемые г. Вишневским Иннокентию Поповскому трактаты, которые, по его указанию, находятся в Киево-Софийской библиотеке под 220, 221 и 222. Что же оказывается? Оказывается, что во всех них нет ни малейшего указания на то, что они преподаны были Поповским. Мало того, относительно первых двух рукописных учебников нельзя даже с уверенностью сказать, что они писаны были в Киеве. Не невозможно даже предположение, что первые два трактата (de Deo optimo, de justitia et jure) суть не что иное, как копия с учебников католических, и это не потому даже, что в конце одного из этих трактатов есть воззвание к Пресвятой Деве sine Iabae conceptae (ибо в Киевской Академии рассматриваемого времени еще держались католического учения о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, что нашему автору, судя по его заверениям на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Недовольство гугенотов королевской политикой оформилось в движение «маленьких пророков» (с 1698): дети, юноши и девушки (нередко визионеры и конвульсионеры) проповедовали необходимость оказывать сопротивление насильственным мерам со стороны администрации и католич. духовенства, призывали к покаянию и утверждали, что Господь обрушит гнев на отрекшихся от протестант. веры. Правительство арестовывало и казнило тех, кто активно противостояли адм. мерам, ввело «драгонады» (принудительный постой войск в домах гугенотов с целью заставить протестантов переходить в католичество). В 1702 г. Ф. де Ланглад, аббат дю Шайла, инспектор католич. миссий в В. Севеннах, начал новое наступление на местных протестантов, сопровождавшееся арестами. Чтобы освободить заключенных, 24 июля 1702 г. в дер. Ле-Пон-де-Монвер толпа из 6 десятков гугенотов под предводительством проповедника А. Мазеля напала на дом Ланглада и убила его. Летом 1702 г. в Севеннах вспыхнул вооруженный мятеж К., подготовленный движением «маленьких пророков». Восставшие призывали противостоять давлению королевской администрации и католич. духовенства, защитить протестант. религию. В настоящее время вызывает серьезные сомнения характерная для нек-рых историков XX в. трактовка восстания К. как преимущественно антифеодального, вызванного тяжелой жизнью крестьян и увеличением налоговых тягот. Совр. исследования показывают, что положение крестьян в Лангедоке мало отличалось от положения крестьян в др. франц. провинциях, хотя, несомненно, война за «испанское наследство» (1701-1714) ухудшила их положение, став причиной роста налогов. Восстание началось и проходило преимущественно под религ. лозунгами. Среди мятежников были в основном молодые (20-25 лет) гугеноты: крестьяне, пастухи, стригальщики овец, чесальщики шерсти. Во главе восставших был вернувшийся из эмиграции кальвинист, сын крестьянина Жан Кавалье (1681-1740), военный талант к-рого признавали даже его противники. Др. лидером К. стал «пророк» Пьер Лапорт, по прозвищу Ролан (1680-1704), сменивший своего дядю, Г. Лапорта, одного из руководителей мятежников, погибшего осенью 1702 г.

http://pravenc.ru/text/1470127.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010