Поставленный в начале войны на Киевскую кафедру, митрополит Николай, оставшись в Москве, одновременно замещал главу Русской Церкви по управлению Московской епархией. Постоянные поездки для богослужения и проповедей в прифронтовую полосу, организация сбора средств на нужды фронта, обследование разрушенных храмов на освобожденных территориях, участие в деятельности Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний снискали ему всенародную популярность. В послевоенные годы митрополит Николай посетил страны Европы и Ближнего Востока. Русские люди в зарубежье принимали его с редкой теплотой и сердечностью, как посланца утраченной родины. Один из церковных деятелей эмиграции, мирянин, так писал о неизгладимом впечатлении, которое оставила в нем беседа с архипастырем из Москвы, состоявшаяся в Лондоне: «Особенно его светло-голубые глаза, глубоко проникавшие в душу собеседника, поразили нас. В нем чувствовалось огромное внутреннее напряжение человека, взявшего на себя трудный подвиг и несущего его, не сгибаясь под его непомерной тяжестью…». Благодаря его встрече с русскими эмигрантскими общинами, многие священнослужители и миряне, отделившиеся от Матери-Церкви, вернулись под омофор московского патриарха. Когда 4 апреля 1946 г. был образован Отдел внешних церковных сношений, его первым председателем стал митрополит Николай. Митрополит Николай также редактировал «Журнал Московской Патриархии», писал статьи для него, произносил проповеди, в которых умел найти путь к сердцам и богословски просвещенных слушателей, и светски образованных, и благочестивых простых людей. В послевоенные годы были открыты тысячи новых приходов во всех епархиях, в особенности в Белоруссии и на Украине. В 1946 г. Русская Православная Церковь имела 10 544, а в 1949 г. уже 14 477 приходов. Церкви были переполнены тогда молящимся народом, особенно женщинами, потерявшими близких – мужей, сыновей, кормильцев, – исстрадавшимися от непомерно тяжелой жизни, от многолетних духовных лишений. В Церкви эти страдалицы искали и находили утешение. Великой радостью для православного народа явилось возобновление богослужений в Троице-Сергиевой лавре. 21 апреля 1946 г. благовест лаврских колоколов возвестил о возрождении древней святыни Руси, ненова тысячи богомольцев во всей страны потянулись к цельбоносным мощам преподобного Сергия. Возрождались духовные школы. Открылись Московская и Ленинградская духовные академии и 8 семинарий. Ежегодно совершались сотни священнических рукоположений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

392 См.: Петрушко В.И. Краткий очерк истории Католической церкви в 393 См.: Овсиенко Ф.Г. Католицизм в России//История религий в России: Учебник/Под общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. М., 2004, С. 337. 394 См.: Кумор Б., свящ. Российский конкордат от 3 августа 1847 г. и создание Тираспольской епархии//Чаплицкий Б. История церкви в России. СПб., 2000. С. 124. 398 См.: Кумор Б., свящ. Российский конкордат от 3 августа 1847 г. и создание Тираспольской епархии//Чаплицкий Б. История церкви в России. СПб., 2000. С. 126. 400 Кумор Б., свящ. Российский конкордат от 3 августа 1847 г. и создание Тираспольской епархии//Чаплицкий Б. История церкви в России. СПб., 2000. С. 128. 404 См.: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917//История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 2. М., 1997. С. 302. 423 См.: Directorium Officii Divini et Missae sacrificii, ad usum utriusque clerri Dioecesis tiraspolensis in Annum Domini MDCCCLXV editum. Vilnae. Tipus Josephi Zawadzki, 1864. Р. 4. 430 См.: Спиричева М. Духовная семинария//150 лет со дня основания Саратовско-Тираспольской епархии. Саратов, 1998. С. 22. 433 Городецкий М. К истории римского католицизма в России (Тираспольская, или Саратовская, латинская епархия)//Исторический вестник. 1889. Т. 38. 10. С. 129. 434 Клаус А.А. Духовенство и школы в наших немецких колониях//Вестник Европы. СПб., 1869. 1. С. 158. 435 Городецкий М. К истории римского католицизма в России (Тираспольская, или Саратовская, латинская епархия)//Исторический вестник. 1889. Т. 38. 10. С. 130. 437 См.: «Московская прихожанка». Святейший Патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Альфа и Омега. М., 1999. 4(22). 439 См.: Патриаршее послание по поводу победоносного окончания войны с Германией (9 мая 1945 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 75. 441 Например, в Саратовской епархии в последние годы опубликованы: Яковлев А. Саратовская епархия в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 2005; Гришанина О. Господь нам дарует Победу! Саратов, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Москве откроется новый православный детский приют Москва, 14 сентября 2015 г. 17 сентября 2015 года в 15.00 в Москве по адресу Шоссейная ул., 74 состоится открытие нового детского приюта при Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря. Это крупнейший детский православный приют, созданный в городе при поддержке Правительства Москвы, сообщает Синодальный информационный отдел .      Еще в 1993 году Николо-Перервинскому монастырю на правах собственности было передано отдельно стоящее трехэтажное здание общей площадью 7 тыс. кв. м. Было принято решение создать на его базе Социально-реабилитационный центр и православную гимназию имени святителя Платона (Левшина). Правительством Москвы была выделена бюджетная субсидия на реализацию этого проекта. Строительство объекта было возложено на компанию «Cumu-XXI век», входящую в группу компаний «Новард». К 2013 году было воссоздано историческое здание начала XX века, которое было построено еще до революции на средства монастыря. При реконструкции удалось сохранить старинные фасады и исторический облик здания в целом. Изначально в нем размещалось духовное училище. После реконструкции, помимо самой гимназии, в здании также разместился пансион для учеников. Оба корпуса, учебный и жилой, входят в состав духовно-социального центра «Неопалимая Купина». Здесь созданы все условия для гармоничного развития детей с учётом их индивидуальных особенностей. В основе - классическое образование, православная культура и традиционные российские ценности. Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана еще во времена Куликовской битвы. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый», однако уже в писцовых книгах XVI века он именуется «Перервинским». В 1669 году в обитель привезли с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы патриаршества 1690-1700). В 1775 году архиепископ Московский и Калужский, позднее - митрополит Московский Платон (Левшин, 1775-1812), замечательный русский иерарх, основывает здесь семинарию, которая стала именоваться Платоновской и просуществовала почти 40 лет с 1775 по 1814 годы. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867), Перервинское Духовное училище (1867-1917) и, наконец, с 1996г., снова Перервинское Духовное училище, которое 17 июля 2001 года на заседании Священного Синода было преобразовано в Духовную семинарию. Её ректором был назначен настоятель Николо-Перервинской обители протоиерей Владимир Чувикин.

http://pravoslavie.ru/82122.html

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Дуброво) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Дуброво построен в 1895 году на средства Капитона Ивановича Смирнова. Много лет храм находился в запустении, затем был передан Епархиальному женскому монастырю во имя Иоанна Предтечи города Вязьма. Содержание История [ править править код ] Село Дуброво (Дубравна), принадлежало семье композитора А. С. Даргомыжского. В стороне от села на берегу реки Жижалы стоит Покровский храм в русском стиле, построенный в 1893-1896 годах. Храм был построен на средства уроженца этих мест Капитона Ивановича Смирнова, тайного советника и автора известной в конце XIX века «Всеобщей географии», на месте деревянной Покровской церкви 1700 года. Смирнов пригласил для строительства известного московского архитектора А. И. Гунста. Помогали в строительстве храма местный священник о. Василий Дьяков и помещик Лаврентий Лаврентьевич Блодо. Судьба Покровского храма уникальна: он не прекращал своей деятельности ни во время событий 1917 года, ни в годы советской власти. В конце 20 века храм находился в запустении: были выбиты окна, голуби залетали в храм стаями. Большая часть храма (особенно алтарь) находилось под толстым слоем птичьего помета. Храм много лет не отапливался, разрушались стены и колонны, портился дубовый иконостас. Кровля и кладка храма была разрушена во многих местах, на крышах расли деревья. По благословению митрополита Смоленского Исидора церковь была передана Епархиальному женскому монастырю во имя Иоанна Предтечи города Вязьма . Во время своего визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил настоятельницу монастыря игумению Лаврентию на восстановление храма и возрождение приходской жизни. В течение месяца храм был подготовлен к совершению первой (за многие годы) Божественной Литургии. Было расчищено и приведено в порядок внутреннее помещение храма: расчищен алтарь, вычищено старинное паникадило, подсвечники, отмыт резной иконостас, отреставрированы иконы иконостаса, отремонтированы аналои, панихидный стол, закуплена самая необходимая церковная утварь.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь была в то время снабжена в достатке. Из икон своей древностью отличался образ св. вмч. Георгия, а также иконы в честь Знамения Божией Матери и Казанская Пресвятой Богородицы. В церковном архиве хранились две грамоты на устроение и освящение придела во имя св. муч. Параскевы Пятницы 1781 и 1788 гг. Причта в приходе по штату положено: три священника, диакон и три псаломщика. На содержание их получалось от пользования церковною землёю, от процентов с причтового капитала (1920 руб.), от хлебного сбора с прихожан и от служб и требоисправлений до 3250 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 дес. 1400 саж., под церковью и кладбищем 1700 саж., под дорогами 1015 саж., под речками 1 дес. 1150 саж., пахотной 33 дес., сенокосной 54 дес., под кустарниками 12 дес., лесу строевого 32 дес., 1487 саж. Земля эта приложена в пользу причта помещиком Иваном Яковлевичем Богдановым. В деревнях прихода по клировым ведомостям 1897 г. числилось 3222 души муж. пола и 3321 жен., в том числе раскольников 475 душ муж. пола и 483 жен. Как мы видим, расцвет приходской жизни пришёлся как раз на конец XIX - начало ХХ в. Выросло население прихода (6,5 тыс. человек), а число дворов возросло до 1000. Георгиевская церковь была за все годы существования не просто местом таинств и треб, она была центром духовной жизни прихожан и выполняла очень важную просветительскую и образовательную функцию. После 1917 г. в храме продолжались богослужения. В 1930-е гг. были осуждены и сосланы в лагеря священник Павел Полетаев и диакон Николай Лебедев; оба из лагерей не вернулись. В советское время храм сохранился благодаря принципиальности одного человека, председателя колхоза Григория Климова. Во все инстанции он тогда писал о том, что в помещении церкви, как и положено, оборудовали зерносклад. А сам закрыл церковь на замок и никого туда не пускал. Так и удалось сохранить здание практически нетронутым. Даже английская плитка на полу выглядит сейчас как новенькая. В годы Великой Отечественной войны храм также не закрывался, но постоянного клира не было, богослужения совершали командировочные священники. В 1964-м Георгиевский храм всё же закрыли. В 1970-е гг. были вывезены в Суздаль царские врата, паникадило, хоругви, церковная утварь, множество икон. Сильно пострадал тогда внешний и внутренний облик храма: отопление со временем пришло в негодность, роспись в трапезной к концу 1980-х гг. оставляла желать лучшего.

http://sobory.ru/article/?object=02094

Массовые захваты православных храмов между тем продолжались при полной поддержке местных властей, состоявших после местных выборов из приверженцев сепаратизма. Во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске к лету 1990 г. униатами были захвачены почти все храмы. Значительное большинство храмов было захвачено униатами и по всей Галиции, хотя по результатам социологических исследований, проведенных Академией наук в марте– апреле, доля униатов составляла в Львовской области 28%, в Ивано-Франковской – 22%, а в Тернопольской – только 12%. Но православные, не имея иных побуждений к тому, чтобы оставаться православными, кроме религиозных, не могли защищать свои храмы кулаками и кольями, с помощью которых отнимали у них церкви банды униатов, воспламененных политическими сепаратистскими страстями, ненавистью к Москве. 3 мая 1990 г., в 15 часов, в патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве почил в Бозе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 6 мая было совершено погребение почившего первосвятителя в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника патриарха Алексия I. Во время отпевания Святейшего Патриарха Пимена католикос-патриарх всей Грузии Илия II произнес слово, проникнутое искренней любовью к почившему собрату: «Ныне, в час последнего прощания, перед нами встает светлый образ первосвятителя, который воистину был добрым пастырем всероссийской паствы. Когда мы со стороны смотрим на жизнь Святейшего Патриарха Пимена, то видим только величие и славу, вспоминаем торжественные богослужения, но не видим тяжелых испытаний, которые он перенес, бессонных молитвенных ночей, слез и страданий, того тяжелого креста, который нес он на своих раменах. Святейший владыко, прости нас за нашу близорукость!». 11. Епархиальное управление Установленный Поместным Собором 1917–1918 гг. порядок епархиального управления, ввиду крайне тяжелых обстоятельств церковной жизни, сложившихся уже во время соборных деяний, удалось провести в жизнь лишь частично. За годы Гражданской войны в рядах российского епископата произошла серьезная убыль: одни архиереи умерли естественной смертью, другие погибли, третьи оказались за пределами России.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архиерейский Собор, состоявшийся в апреле 1992 г., по докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого Ювеналия принял деяния о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей святого Сергия Радонежского, а также о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петербургского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В деянии о канонизации новомучеников было ясно сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Опираясь на определение Поместного Собора 1917–1918 гг. «установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером)… исповедников и мучеников», Архиерейский Собор 1992 г. постановил совершать «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю) в случае совпадения сего числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после оного». Исключительно важными были два последних положения из деяния Освященного Собора: «Поручить синодальной Комиссии по канонизации святых при изучении подвига новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи. Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников 20 столетия в пределах каждой епархии». После Архиерейского Собора во многих епархиях были прославлены для местного почитания новомученики и другие подвижники благочестия. Так, в Костромской епархии состоялась канонизация пострадавшего в 1938 г. архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова). Клику местночтимых святых были причислены убиенный в 1940 г. архиепископ Харьковский Александр (Петровский), архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , выдающийся церковный деятель 18 столетия архиепископ Могилевский Георгий (Конисский) , преподобный старец Варнава Гефсиманский , скончавшийся в 1906 г. В 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II была совершена канонизация сонма преподобных Оптинских старцев для местного почитания. Прославлены также как местночтимые святые старцы, подвизавшиеся в 20 столетии: архимандрит Лаврентий (Проскура) Черниговский и схиигумен Кукша (Величко).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С 1898 по 1912 г. он управлял Московской митрополией. В эти годы он решительно подавал голос за прославление угодников Божиих – преподобного Серафима и благоверной княгини Анны Кашинской, ходатайствовал о канонизации священномученика патриарха Ермогена. Во время его святительства в Москве был построен епархиальный дом. В этом доме читались лекции, проводились беседы. В 1911 г. под председательством митрополита Владимира был проведен Российский противоалкогольный съезд. Святитель был одним из самых деятельных иерархов, боровшихся с распространением пьянства в народе. Переведенный после кончины митрополита Антония в Петербург и назначенный первенствующим членом Синода митрополит Владимир столкнулся с интригами распутинской клики. И он счел долгом внушить государю решимость удалить от себя Распутина. Попытка эта оказалась тщетной. После его беседы с царем последовало перемещение митрополита на Киевскую кафедру, но с сохранением за ним звания первоприсутствующего в Синоде. В 1915 г. на Петербургскую кафедру был назначен переведенный из Тифлиса Питирим (Окнов), которому Распутин благоволил. Попытка противодействовать Распутину стоила обер-прокурорского кресла А. Д. Самарину, известному своей широкой церковно-общественной деятельностью в славянофильском направлении. А. Д. Самарин, сменивший В. К. Саблера, всего 3 месяца пробыл обер-прокурором. Его преемники А. Н. Волжин (1915–1916) и особенно последний обер-прокурор царского правительства Н. П. Раев старались не ссориться с распутинской кликой. В феврале 1917 г. в Петербурге произошли беспорядки, в которых участвовал и столичный гарнизон. Государственная дума поддержала бунтовщиков. Большинство генералов действующей армии и даже члены императорской фамилии высказались тогда за уступки революции, настаивали на отречении государя. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила, который, однако, не принял наследия. Власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы с согласия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Синодальная эпоха в истории Русской Православной Церкви доживала последние дни. В прошлое уходила и просуществовавшая более полутора тысячелетий в православном мире симфония Церкви и государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К концу XIX века монастырь приобрел совершенное свое устройство и, по словам епископа Варсонофия, стал " служить привлекательным местом для близкого и дальнего населения, где оно ищет и находит душевный покой во время кратковременных посещений или более длительного пребывания в ней по обетам или в душевных скорбях " . Разорение и закрытие монастыря в годы советской власти Повальная национализация после революции 1917 года не могла не коснуться земельной собственности монастыря. По описям на 1917 год за монастырем числилось: водяная мукомольная мельница, 1540 десятин (около 1700 га) земли и 227 десятин (около 250 га) леса. Рядом с монастырем был разбит большой сад, а под монастырской горой были три небольших рыбных пруда. К началу 1918 года обитель владела из всех вышеперечисленных земель лишь небольшим, по сравнению с прежде имеющимися в ее распоряжении угодьями, участком земли в 72 десятины, на котором располагались сам монастырь, луг и сад возле обители, и небольшой участок леса. Но и эти земли новая власть решила у монастыря экспроприировать. Архимандрит Каллист (Павлов) письмом от 20 апреля 1918 года обращается с письмом от имени братии к новой власти " с покорнейшей просьбой оставить монастырю сей Пустыни бывший у него с давнего времени до сих пор участок земли при монастыре " . 6 марта 1919 года на заседании Карсунского уездного совета РККД рассматривали вопрос под 7 " О Жадовской пустыни " . Было принято решение: " Ликвидировать Жадовскую пустынь. Для инвентаря командировать в село Жадовку т. Фролова. Вырученные от ликвидации деньги внести в кассу уездного исполкома " . Однако, монастырь закрыли лишь юридически. Все строения, храм и братия остались на месте. Ликвидировать пустынь в полном смысле не решились, - обитель отныне стала приходским храмом с. Жадовки. В 1920-х годах из монастыря были изъяты ценности, национализированы постройки, закрыт храм на источнике, надвратная и домовая церкви. На территории бывшего монастыря расположилась школа колхозной молодежи. Монахи приютились в небольшом домике рядом с храмом. Была разобрана на кирпичи каменная монастырская ограда. Две стены и четыре башни, оставшиеся от нее, стали использоваться под склады и для иных хозяйственных нужд.

http://drevo-info.ru/articles/13671164.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010