О.В. Андреяшкин Скачать epub pdf § 1. Предмет и периодизация Русской патрологии Основатель русской патрологии – Филарет Гумилевский . Классическая патрология тесно связанна с выработкой догматического учения. Патрология национальных Церквей, особенно послесоборного периода, отражает лишь верность этих Церквей догматическим определениям всей Церкви, а так же защищает догматы от нападок еретиков и раскольников. Русскую патрологию можно разделить на шесть периодов: 1) С появлением у славянских народов письменности, с IX века до начала XV века (до митр. Киприана). Этот период характеризуется простотой и  безыскусностью, нет риторических приемов и напыщенности. Литература была церковной – ко времени татаро-монгольского ига, на Руси имелось ок. 103 тыс. книг до нас дошло только 190 произведений того периода. Из них всего несколько отличаются риторизмом. Сочинения: «О Мамаевом побоище», «Житие Димитрия Донского». В начале X века многие произведения заимствованы из Болгарии и Моравии. 2) С начала XV века по 1605 год (смерть патр. Иова). В литературе появляются произведения самобытной и переводной светской литературы: «Повесть о Дракуле Воеводе», «Повесть о Босарге». Все же в этот период Церковной литературы больше, чем светской, в этот период многие произведения отличаются пышностью и риторизмом. Главная цель – прославить и возвеличить прошлое и настоящее, так как в этот период для Церкви происходят важные события: в 1448 году – получение автокефалии, в 1589 году – получение Патриаршества. Брестская уния – 1586 год. Известный труд того времени – «Великие четеи-минеи», в 1563 году – митр. Макария. 3) С 1605 года по 1700. Увеличение числа светских  литературных произведений. Происходят старообрядческий раскол и реформы Петра первого, что так же отразилось в письменности, стиль становится более светским. Появляется театрализованные  представления на христианские темы. 4) Синодальный период: с 17001917 годы, число произведений увеличивается в несколько раз, появляется огромная масса церковно-богословских произведений и патрология как наука.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преображенский храм (Радумля) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Преображенский храм (Радумля) Новая деревянная церковь, заложенная в 2010 г. Посвящение выбрано в память находившегося неподалеку Преображенского храма села Нетесово, разрушенного в 1940-1950-х. Содержание История [ править править код ] Деревня Радумля расположена на правом берегу реки Клязьмы при впадении реки Радомля в 46 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году деревня Радумля (Поддубная) и соседнее село Нетёсово, расположенное на холме над левым берегом р. Радомли, (ныне вошедшее в состав Радумли), находились в Дурыкинской волости Московского уезда. История этого места идёт от села Спасского, расположенного на правом берегу реки Радомли, ныне — кладбище на Спасской горке. Известно, что еще в XV веке в селе Спасском на Радомле стояла деревянная Преображенская церковь. В третьей четверти XVI века все вотчинные владения по Радомле были переданы И. В. Годунову, село было заброшено. В 1584 году церковь стояла «без пения» — богослужения в ней не проводились, а само здание ее постепенно ветшало. В Смутное время храм окончательно разрушили. От села осталась только пустошь на «Спасской горе» — холме у слияния Клязьмы и Радомли, напротив современной деревни Радомля. В 1687 году Степан Иванович Кузьмин-Караваев выстроил в своем сельце Нетесове деревянную церковь, названную в память старого храма Преображенской. По преданию, церковь выстроили в память явления на этом месте образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». В 1712 году в селе строится кирпичный Преображенский храм. В эти годы селом владела вдова строителя деревянной церкви — Татьяна Михайловна Кузьмина-Караваева. В метрике, составленной на церковь в 1887 году, постройка датирована 1700 годом. Новая церковь была двухэтажной. Ее основной объем увенчивался световым восьмериком, завершенным главкой. С востока к церкви примыкал алтарь, с запада — небольшая трапезная. Храм был декорирован в стиле московского барокко. Несмотря на ряд перестроек в XIX веке декоративное убранство церкви хорошо сохранялось вплоть до 1940-х годов.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

Часть VI. Священство Епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Таинство священства: богословские аспекты 496 Определения и предварительные замечания Таинство Священства занимает особое место среди таинств Церкви по нескольким причинам: во-первых, его совершает только епископ (в случае рукоположения самого епископа – несколько епископов); во-вторых, в таинстве Священства есть несколько ступеней – епископа, священника и диакона, и рукоположение в каждую из степеней совершается не так, как в две другие; в–третьих, все прочие таинства (за исключением, и то лишь в особых случаях, Крещения) могут быть совершены только рукоположенными, то есть принявшими таинство Священства, епископами и священниками. В «Пространном Катехизисе» свт. Филарета (Дроздова) этому таинству дается следующее определение: Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного [кандидата], чрез рукоположение святительское [т. е. епископское] поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово 497 . Сразу после этого определения в «Пространном Катихизисе» приведены ссылки на Священное Писание : «Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян 20:28 ). Митр. Макарий (Булгаков) определяет это таинство так: Под именем Священства как таинства разумеется такое священнодействие, в котором, через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень церковной иерархии и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей 498 . Священство в Ветхом Завете Священное служение с древнейших времен было связано прежде всего с принесением жертвы Богу на особо устроенных местах – алтарях. Согласно Библии , жертву Богу приносили уже сыны Адама Авель и КаИн.Далее Писание упоминает совершение жертвоприношений главами ветхозаветной общины – Ноем 499 , Авраамом 500 , Исааком 501 , Иаковом 502 , Моисеем 503 – и царями (по имени названы князь–священник Иофор 504 и царь–священник Мелхиседек 505 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Скачать epub pdf Из собрания Государственного Исторического музея Содержание Дневник московского историка и его особенности 1913 год 1915 год 1916 год 1917 год 1919 год Археографические примечания Именной указатель Краткая биографическая справка Библиография Список сокращений     Дневник московского историка и его особенности С недавнего времени дневниковые записи, эпистолярии и мемуары стали для многих особо привлекательным чтением. Интересующимся историей, это помогает отойти от навязчивого схематизма и одноцветности в изображении и истолковании явлений прошлого. Заметное усиление тяги ученых историографов к такому типу документации показывает изменение представлений о предмете и задачах историографии – отрасли исторической науки, изучающей ее историю, развитие исторической мысли. Ранее, в советские годы, внимание историографов сосредоточивалось, преимущественно, на концепциях исторического процесса (в целом и в частностях), общественно-политических воззрениях историка и проявлениях его активного участия в общественной жизни. Ныне, осознавая все в большей мере, что всякое творение отражает натуру своего творца, стремятся ознакомиться и с источниками, позволяющими познать особенности образа мысли и поведения историка, приемы его каждодневного труда, его внутренний мир и его взаимосвязи с научным и иным окружением. Тем самым, дневники, письма, мемуары историков стали восприниматься как существенная сфера их творческой деятельности; и численность документальных публикаций подобных исторических источников и трудов (статей, а теперь уже и книг), основанных на их изучении, неизменно увеличивается. Историк Михаил Михайлович Богословский (1867–1929) – профессор Московского университета, а также Высших женских курсов и Московской духовной академии, в 1921 г. ставший членом Российской академии наук – одна из самых заметных фигур в сфере научно-просветительской жизни Москвы первой четверти XX столетия. В наши дни творческое наследие ученого вызывает возрастающий интерес; все более осознаем и значимость содеянного им для развития нашей исторической науки. В монографиях Богословского «Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719–1727 гг.» и «Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в.» (в основе которых магистерская и докторская диссертации историка) исследуется повседневная жизнь, показаны информационный потенциал источников ее изучения (прежде всего, документов делопроизводства) и методические приемы выявления таких данных, как история повседневности, микроистория, локальная история – проблематика, особо привлекательная в последние десятилетия для историков всего мира. Монументальный труд М. М. Богословского «Петр Великий: Материалы для биографии» остался незавершенным (биография доведена до 1700 г.), но признается самым выдающимся образцом исследования биографии государственного деятеля изо дня в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В Великом Новгороде обрушился третий купол старинного Воскресенского собора 25 марта, 2021. Новостная служба Храм признан памятником культуры федерального значения 25 марта. ПРАВМИР. В Великом Новгороде обрушился один из куполов с Воскресенского собора XVII века, передает Интерфакс . С пятиглавого собора упал один из малых куполов. По счастливой случайности при обрушении никто не пострадал. Следственный комитет начал проверку. По данным местных СМИ, несколько лет назад с храма упали главный купол и одна из малых главок. Все купола собора находятся в аварийном состоянии, кресты на них накренены к земле, в деревянной обшивке – большие дыры. Воскресенский собор был построен в 1698-1700 годах на территории Деревяницкого монастыря, в местечке Деревяницы. Службы в нем прекратились после революции 1917 года. В годы Великой Отечественной войны собор получил серьезные повреждения. После ремонта в конце 1960-х — начале 1970-х годов храм использовался как склад новгородского завода «Стекловолокно». Сейчас здание Воскресенского собора находится в собственности Росимущества, пользователя у него нет. Собор является памятником федерального значения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 февраля, 2022 1 октября, 2020 3 сентября, 2020 13 июля, 2020 26 декабря, 2019 13 сентября, 2019 25 июля, 2019 30 мая, 2019 18 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-ob...

В Москве откроется новый православный детский приют Москва, 14 сентября 2015 г. 17 сентября 2015 года в 15.00 в Москве по адресу Шоссейная ул., 74 состоится открытие нового детского приюта при Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря. Это крупнейший детский православный приют, созданный в городе при поддержке Правительства Москвы, сообщает Синодальный информационный отдел .      Еще в 1993 году Николо-Перервинскому монастырю на правах собственности было передано отдельно стоящее трехэтажное здание общей площадью 7 тыс. кв. м. Было принято решение создать на его базе Социально-реабилитационный центр и православную гимназию имени святителя Платона (Левшина). Правительством Москвы была выделена бюджетная субсидия на реализацию этого проекта. Строительство объекта было возложено на компанию «Cumu-XXI век», входящую в группу компаний «Новард». К 2013 году было воссоздано историческое здание начала XX века, которое было построено еще до революции на средства монастыря. При реконструкции удалось сохранить старинные фасады и исторический облик здания в целом. Изначально в нем размещалось духовное училище. После реконструкции, помимо самой гимназии, в здании также разместился пансион для учеников. Оба корпуса, учебный и жилой, входят в состав духовно-социального центра «Неопалимая Купина». Здесь созданы все условия для гармоничного развития детей с учётом их индивидуальных особенностей. В основе - классическое образование, православная культура и традиционные российские ценности. Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана еще во времена Куликовской битвы. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый», однако уже в писцовых книгах XVI века он именуется «Перервинским». В 1669 году в обитель привезли с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы патриаршества 1690-1700). В 1775 году архиепископ Московский и Калужский, позднее - митрополит Московский Платон (Левшин, 1775-1812), замечательный русский иерарх, основывает здесь семинарию, которая стала именоваться Платоновской и просуществовала почти 40 лет с 1775 по 1814 годы. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867), Перервинское Духовное училище (1867-1917) и, наконец, с 1996г., снова Перервинское Духовное училище, которое 17 июля 2001 года на заседании Священного Синода было преобразовано в Духовную семинарию. Её ректором был назначен настоятель Николо-Перервинской обители протоиерей Владимир Чувикин.

http://pravoslavie.ru/82122.html

Дисна. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм был построен в 1870 году; в годы советской власти был закрыт. В 1992 году церковь возвратили верующим. Сейчас при храме Воскресения Христова действует воскресная школа. сайт Полоцкой епархии Духовная жизнь Дисны была тесно связана с историей храма Воскресения Христова, существовавшего, по преданию, ещё в начале 13 века. С 1633 года при церкви существовал православный мужской монастырь, действовало православное братства, напоминание о котором сохранилось в виде серебряного креста. Трагична история Дисны, не менее трагична и история храма Воскресения Христова. Частые пожары уничтожали почти весь город. Огненная стихия 1700 года сожгла полностью дома, сгорела и Воскресенская церковь. В 1726 году на средства Дисненских мещан Тимофея и Анны Бородульских была построена церковь на месте старой, сгоревшей при пожаре. В 1810 году церковь была передана белому духовенству, а монастырь был закрыт. И этот храм сгорел во время страшного пожара 16 июня 1822 года. Часть внутреннего убранства его была спасена. По преданию, во время последнего пожара дисненцы обрели чудотворную икону Божией Матери " Одигитрия " , которая приплыла по реке Западная Двина. Жители прошли крестным ходом с чудотворной иконой по улицам города, и всеуничтожающие пожары прекратились. 12 мая 1870 года была освящена новая каменная церковь, построенная на средства казны и значительных пожертвований генерал-губернатора Виленской губернии Михаила Муравьёва. И на долгие годы храм стал главным в Дисненском уезде. История Воскресенской церкви связана с именем Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), который в 1916 году (апрель - октябрь) был эвакуирован в Дисну вместе с губернским руководством и был тогда архиепископом Литовской и Виленской епархии. Архиепископ участвовал в Богослужениях, совершаемых в Дисненском храме. С его именем связано приобретение иконы " Остробрамская " . В 1917 году архиепископа Тихона избрали Патриархом Московским и всея Руси. И в связи с этим событием дисненцы послали ему поздравительный лист, а Патриарх Тихон в знак благодарности за поздравление прислал им грамоту. Она и сегодня хранится в Воскресенском храме. А совсем недавно, уже в наше время, настоятельница Спасо-Евфрасиниевского монастыря матушка Евдокия и насельница этого монастыря матушка Сергия подарили церкви образ Патриарха Тихона с частицей его святых мощей. Так история удивительным образом переплетается с современностью.

http://sobory.ru/article/?object=25237

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Дуброво) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Дуброво построен в 1895 году на средства Капитона Ивановича Смирнова. Много лет храм находился в запустении, затем был передан Епархиальному женскому монастырю во имя Иоанна Предтечи города Вязьма. Содержание История [ править править код ] Село Дуброво (Дубравна), принадлежало семье композитора А. С. Даргомыжского. В стороне от села на берегу реки Жижалы стоит Покровский храм в русском стиле, построенный в 1893-1896 годах. Храм был построен на средства уроженца этих мест Капитона Ивановича Смирнова, тайного советника и автора известной в конце XIX века «Всеобщей географии», на месте деревянной Покровской церкви 1700 года. Смирнов пригласил для строительства известного московского архитектора А. И. Гунста. Помогали в строительстве храма местный священник о. Василий Дьяков и помещик Лаврентий Лаврентьевич Блодо. Судьба Покровского храма уникальна: он не прекращал своей деятельности ни во время событий 1917 года, ни в годы советской власти. В конце 20 века храм находился в запустении: были выбиты окна, голуби залетали в храм стаями. Большая часть храма (особенно алтарь) находилось под толстым слоем птичьего помета. Храм много лет не отапливался, разрушались стены и колонны, портился дубовый иконостас. Кровля и кладка храма была разрушена во многих местах, на крышах расли деревья. По благословению митрополита Смоленского Исидора церковь была передана Епархиальному женскому монастырю во имя Иоанна Предтечи города Вязьма . Во время своего визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил настоятельницу монастыря игумению Лаврентию на восстановление храма и возрождение приходской жизни. В течение месяца храм был подготовлен к совершению первой (за многие годы) Божественной Литургии. Было расчищено и приведено в порядок внутреннее помещение храма: расчищен алтарь, вычищено старинное паникадило, подсвечники, отмыт резной иконостас, отреставрированы иконы иконостаса, отремонтированы аналои, панихидный стол, закуплена самая необходимая церковная утварь.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

В Москве открылась выставка «Памяти погибших за веру Христову» 19 февраля 2017 г. 12:44 18 февраля 2017 года по завершении научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917» в Храме Христа Спасителя в Москве была открыта организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выставка «Памяти погибших за веру Христову». Выступая на церемонии открытия экспозиции, рассказывающей о жизни Церкви в годы атеистических гонений и судьбах пострадавших за исповедание веры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион приветствовал собравшихся от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви. В архипастырском слове к присутствующим владыка Иларион отметил: «Сам Храм Христа Спасителя своими стенами свидетельствует о том, что наша страна и наша Церковь прошли долгую и трагическую историю. Мы знаем, что этот храм строился на народные средства в память о героях Отечественной войны 1812 года. И мы знаем, как поступила с этим храмом большевистская власть, – как он был взорван, как на этом месте пытались построить Дворец советов со статуей Ленина наверху, как ничего не вышло из этой безбожной стройки, потому что если Господь не созиждет дом, то напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1), как потом на этом месте был плавательный бассейн. Я еще застал тот бассейн и не раз проходил мимо него. Мы знаем, как потом Храм Христа Спасителя возрождался, и вот сейчас находимся в его стенах. Эти стены отражают все, что происходило с Отечеством в трудном XX веке. То был трагический век для нашей страны: две мировых войны, две революции, массовые репрессии. Обо всем этом мы сегодня говорили на конференции. Об этом свидетельствует и выставка, которую мы открываем, где с фотографий на нас смотрят спокойные умиротворенные взоры людей из прошлого людей, которых мы не хотим забывать, потому что они отдали свои жизни за Россию и за веру. Когда сейчас говорят о примирении, важно понимать: это очень важное для стабильности общества понятие, оно нужно, чтобы люди жили в мире, но примирение не означает, что мы должны вычеркивать из истории какие-то имена или «замыливать» те или иные вопросы истории. Были репрессии? Были. Были миллионы невинно убиенных людей? Да. Мы должны об этом говорить прямо. Церковь дала свою оценку XX веку в 2000 году, когда канонизировала новомучеников и исповедников. Мы поименно канонизировали более 1700 человек, но Церковь прославила тогда и всех тех, чьи имена, возможно, никогда не будут известны. Речь идет о десятках, наверное, о сотнях тысяч человек, которые пострадали за веру.

http://patriarchia.ru/db/text/4806921.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010