Однако реформа в полной мере не была реализована, вскоре после 27 нояб. 1681 г. митр. Варсонофий был возвращен на К. к., Сарская и Подонская митрополия восстановлена. В XVI-XVII вв. в подклете Вознесенской ц. Крутицкого подворья производились захоронения Сарайских и Крутицких архиереев: Евфимия († 1499; перезахоронен, вероятно, в 1544), Досифея (Забелы) - в 1544 г., Симеона - в 1582 г., Геласия - в 1601 г., свт. Илариона (Григоровича) - в 1760 г. В 1636 г. на Крутицах был погребен митр. Павел II. В нижней церкви кафедрального Успенского собора в 1688 г. был похоронен митр. Варсонофий (Чертков (Еропкин)), там же, вероятно, в 1702 г.- митр. Трифиллий (Инихов). М. В. Печников 1700-1788 гг. В 1700 г. в Сарской митрополии насчитывалось 525 церквей. В 1700-1701 гг., после смерти патриарха Адриана, митр. Сарский и Подонский Трифиллий был местоблюстителем Патриаршего престола. Его преемник Иларион (Властелинский) в 1703-1711 гг. имел титул «митрополит Сарский, и Подонский, и Козельский». В 1709 г. территория епархии уменьшилась: Вязьма с частью уезда и Дудинские волости перешли в Смоленскую епархию. Тогда же в пользу государства были отняты крупнейшие «домовые вотчины» Сарского архиерейского дома в Звенигородском, в Суздальском, во Владимирском, в Тамбовском и ряде других уездов. Архиерейский дом обеднел, царский духовник свящ. Иаков Игнатьев писал, что митр. Иларион «только погребениями кормился». Поставленный на К. к. в 1711 г. преемник митр. Илариона Феодосий (Вадбольский) имел титул «епископ Сарский и Подонский». 25 янв. 1719 г. на К. к. был назначен еп. Игнатий (Смола) с возведением в сан митрополита (Игнатий еще в 1716, будучи епископом Суздальским и Юрьевским, принимал участие в управлении Патриаршей областью). С 23 февр. 1721 г. митр. Игнатий находился под следствием, 8 сент. 1721 г. был отрешен от кафедры. 10 апр. 1722 г. Сарский архиеп. Леонид (Петровский) был назначен управляющим Московской синодальной областью (епархией), в 1723 г. он стал первоприсутствующим в Московской дикастерии, образованной 16 февр.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШАЯ ОБЛАСТЬ епархия патриарха Московского и всея Руси в 1589-1721 гг. В период существования П. о. ею управляли патриархи и местоблюстители Патриаршего престола: патриарх свт. Иов (11 дек. 1586 (до 1589 в Митрополичьей области ) - июнь 1605), патриарх Игнатий (30 июня 1605 - май 1606), патриарх сщмч. Ермоген (3 июня 1606 - 17 февр. 1612), митр. Казанский и Свияжский Ефрем (весна 1612 - 26 дек. 1613), митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский ; янв. 1614 - июнь 1619), патриарх Филарет (Романов ; 24 июня 1619 - 1 окт. 1633), патриарх Иоасаф (6 февр. 1634 - 28 нояб. 1640), патриарх Иосиф (27 марта 1642 - 15 апр. 1652), патриарх Никон (Минов ; 25 июля 1652 - 10 июля 1658), митр. Сарский и Подонский Питирим (10 июля 1658 - 5 авг. 1664), митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; 2 сент. 1664 - 18 дек. 1664), патриарх Иоасаф II (10 февр. 1667 - 17 февр. 1672), патриарх Питирим (7 июля 1672 - 19 апр. 1673), патриарх Иоаким (Савёлов ; 26 июля 1674 - 17 марта 1690), патриарх Адриан (24 июля 1690 - 16 окт. 1700), митр. Рязанский и Муромский, экзарх Патриаршего престола Стефан (Яворский ; 16 окт. 1700 - 22 окт. 1721). Территория П. о. сформировалась в 1589 г. из земель Митрополичьей области. Рост земель П. о. продолжался до 60-х гг. XVII в. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода П. о. была преобразована в Синодальную область . По Деулинскому перемирию 1618 г. Россия утратила г. Смоленск с пригородами. Города Смоленской епархии (см. Смоленская и Дорогобужская епархия ), оставшиеся в составе Московского гос-ва,- Брянск, Карачев, Севск - и Комарицкая вол. перешли в П. о. Территория области, а также объем полномочий патриарха в П. о. были оформлены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 20 мая 1625 г. (подтверждена царем Алексеем Михайловичем на имя патриарха Никона 25 февр. 1657). Согласно этому документу, в состав П. о. вошли более 40 городов с уездами: «...в городех и десятинах… в нашем царствующем граде Москве и в Московском уезде, в Володимере, в Переславле Залесском, в Юрьеве Польском, на Костроме, на Плесе, в Юрьевце Повольском, в Нижнем Новгороде и в Нижегородских пригородех и в уездех, на Болахне, на Кинешме, в Луху, в Гороховце, в Ядрине, и в уездех тех городов, в Галиче и в Галицких пригородех, и в Арзамасе, и на Алатаре, на Курмыше, в Темникове, на Вятке с пригороды, в Кайгородке, на Пинеге и в Кевроле, и в Мезени, во Ржеве Володимеровой, в Торопце, в Боровску, в Звенигороде, в Рузе, в Волоку Ламском, в Можайску, в Мосальску, в Дмитрове, в Серпухове, во Брянску, в Корачеве, в Севску и во всей Комарицкой волости, в Путивле, в Курску, в Рыльску, на Осколе, в Белгороде, на Волуйке, в Медушской, и в Пехрянской, и в Белозерской десятинах, и тех городов в пригородех и в уездех монастыри, и соборные церкви, и ружные, и приходские храмы» (ААЭ. Т. 3. 164. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

В кон. XIX в. в Г. проживали 7 монахов, из к-рых 2 служили в мон-ре, 5 — в окрестных серб. церквах. В межвоенный период из-за отъезда сербов из Венгрии, что сказалось на числе насельников и прихожан, обитель с трудом справлялась с хозяйством, после второй мировой войны оно было национализировано. Г. оставили часть виноградника, пастбище и неск. коров. Мон-рь в этот период жил на доход от продажи молока. Еп. Будимский Георгий (Зубкович) сохранил собрание рукописей и старопечатных книг Г. (62 наименования), передав его и свой архив в епархиальную б-ку в Сентендре. Помимо монастырской летописи особый интерес представляют находящиеся в нем синодики («поменники», «тефтеры», «парусии») мон-рей Г. (ГР 7, 9–11) и Ковина (ГР 6, 8). Довольно велико в собрании число списков XVIII–XIX вв. произведений учебной (семинарские курсы) и полемической лит-ры. Ряд рукописей и книг, принадлежавших Г., хранились до второй мировой войны в др. собраниях: в мон-ре Хопово, в старом собрании Народной б-ки Сербии и др. ( Записи. 1. 1991, 2049; 2. 2899; 3. 5728; 4. 7056; он же. Каталог Народне Б-ки у Београду. Београд, 1903. 398, 422). В 1946 г. в Г. было 3 монаха, в 1956 г.— один игумен. В 50–70-х гг. на территории Г. были проведены археологические раскопки. В 1969 г. в зданиях мон-ря власти сделали косметический ремонт и разместили дом престарелых, к-рый просуществовал до 1994 г. После смерти в 1974 г. игум. Алексия церковь не действовала. В 1981–1987 гг. Венгерское об-во охраны памятников истории и культуры осуществило капитальный ремонт монастырского комплекса. В нач. 90-х гг. еп. Будимский Даниил (Крстич) принял решение возродить монашескую жизнь в Г., и в 1994 г. мон-рь принял первых насельниц. В наст. время настоятельница мон-ря — мон. Кристина. Список игуменов Г.: Паисий (1585–1603), Герасим (1603–1610), Никодим (1610–1623), Стефан (1623–1632), Савва (1632–1649), Василий (1649–1664), Иов (1664–1667), Симеон (1667–1685), Евфимий (Негомирович; 1685–1700), Георгий (1700–1711), Прокопий (1711– 1714), Михаил (1714–1718), Максим (1718–1720), Виктор (1720–1721), Василий (1721–1746), Арсений (1746–1753; с 1750 епископ Костайницко-Зринопольский), Михаил (1753–1761), Софроний (1761–1770; с 1769 епископ Эрдельский, с 1774 епископ Будимский, с 1781 епископ Темишварский; † 1786), Василий (1770–1772), Дионисий (1772–1778), Василий (1778–1791), неизвестен по имени (Ефтимирович; 1791–1797), Геннадий (Стефанович; 1797–1815), Данило (Чупич; 1815–1845), Амвросий (Шимич; 1845–1862), Николай (Бошняк; 1863–1866), Иулиан (Чокор; 1866–1872), Антоний (Маркович; 1872–1892), Герасим (Петрович; 1892–1894), Платон (Телечки; 1894–1896), Адриан (Станишич; 1901–1915), Фирмилиан (Крезич; 1915–1930), Феофан (Радич; 1930–1943), Лаврентий (Томич; 1943–1956), Алексий (Бабич; 1956–1974).

http://pravenc.ru/text/545896.html

146 Людовик XV (1710–1774) – французский король с 1714 г., вступил на престол после смерти прадеда, Людовика XIV. 147 Ягужинский Павел Иванович (1683–1736) – государственный деятель и дипломат. Сын органиста, выходца из Литвы. С 1701 г. служил в гвардии; в 1720–1721 гг. посланник в Вене. В 1722–1726 гг. и 1730–1731 гг. генерал-прокурор сената, в 1726–1727 гг. полномочный министр при польском сейме в Гродно. С 1731 г. граф. В 1731–1734 гг. посол в Берлине. С 1735 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. 148 Фридрих Вильгельм I (1688–1740) – король Пруссии с 1713 г., из династии Гогенцоллернов, отец Фридриха II Великого. 149 Алексей Петрович (1690–1718 гг.) – царевич, сын Петра I и Евдокии Лопухиной; с 1711 г. женат на Шарлотте Вольфенбюттельской (ум. 1715 г.); в 1716 г. бежал в Вену к своему шурину австрийскому императору Карлу VI; был возвращен в Россию в конце 1717 г. и приговорен к смертной казни. 150 Екатерина I Алексеевна (1684–1727) – императрица. До принятия православия – Марта Скавронская, дочь литовского крестьянина Самуила Скавронского. В 1702 г. попала в русский плен в Мариенбурге (ныне Алуксне) и вскоре стала фактической женой Петра I. Церковный брак оформлен в 1712 г., коронована в 1724 г. После смерти Петра I возведена на престол гвардейскими частями во главе с А. Д. Меншиковым; управление страной осуществлялось Верховным Тайным советом во главе с А. Д. Меншиковым. Перед смертью подписала завещание о передаче престола царевичу Петру Алексеевичу, внуку Петра I. От брака Петра с Екатериной остались две дочери – Анна, замужем за герцогом Голштинским, мать будущего царя Петра III (1761–1762 гг.), и Елизавета Петровна, будущая императрица (1741–1761 гг.). 151 Мирный договор 1721 г., завершивший Северную войну между Россией и Швецией, был заключен в г. Ништадте (Финляндия). По договору к России переходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и Карельский перешеек с Выборгом и Кексгольмом. 153 Адриан (1636–1700) – архимандрит Чудова монастыря в Кремле, с 1686 г. митрополит Казанский и Свияжский, с 1690 г. патриарх всея Руси. После смерти Адриана вплоть до Февральской революции 1917 г. управление православной церковью в России осуществлялось Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. и церковной реформы Петра I Алексеевича существенно изменились складывавшийся веками порядок московского церковного управления, а также традиции городского благочестия. Д. Г. Давиденко 1700-1742 гг. Патриаршей областью после кончины патриарха Адриана до 1721 г. по распоряжению Петра I управлял местоблюститель Патриаршего престола Рязанский и Муромский митр. Стефан (Яворский) . Ему в управлении Москвой и прилежащими церковными десятинами (Радонежская, Селецкая, Загородская, Вохонская, Пехрянская, Хатунская, Звенигородская, Сурожская, Волоколамская, Рузская, Можайская, Дмитровская, Серпуховская и Шитовская) помогали Сарские и Крутицкие архиереи: митр. Трифиллий (Инихов) - до 1702 г., митр. Иларион (Властелинский) - в 1703-1711 гг., митр. Феодосий (Вадбольский) - в 1711-1712 гг., еп. Алексий (Титов) - в 1714-1719 гг. и митр. Игнатий (Смола) - в 1719-1721 гг. Согласно списку рус. церквей, на который обратил внимание прот. П. Ф. Николаевский, «к 1702 г. в Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городе и за Земляным городом считалось 15 соборов, 29 монастырей мужских и женских, 425 церквей, 289 приделов, в том числе 29 церквей и 6 приделов деревянных; во всей Патриаршей области на Москве, в других городах и уездах было 3750 церквей» ( Николаевский П. Ф., прот. Патриаршая область и рус. епархии в XVII в. СПб., 1888. С. 41; см. также: Покровский. 1897. Т. 1. С. 234; данные на 1658 г.). Осуществлявшаяся Петром I новая гос. политика в отношении к Церкви в полной мере отразилась на жизни церковной Москвы. Наряду с особым вниманием к вопросам образования (в 1701 Славяно-латинская академия на строение и ремонт и на др. нужды получила 1 тыс. р.) были усилены требования к участию Церкви в общегос. расходах: вдвое увеличены сборы с венечных памятей (эти средства шли на содержание лазаретов во время русско-швед. войны), указом от 31 авг. 1705 г. был установлен дополнительный сбор на содержание полковых священников - «по гривне с церкви», была конфискована часть колокольного звона для производства пушек, в мон-рях располагались воинские части, Новодевичий мон-рь был передан в распоряжение Преображенского приказа.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Приложения 1. Численность населения России и СССР, в том числе православных Год Численность населения В том числе православных Около 14 000 000 Около 19 000 000 Около 41 000 000 Около 74 000 000 Около 53 000 000 82 172 022 Около 59 000 000 128 924 289 Около 89 000 000 163 778 800 99 166 662 Около 178 400 000 136 800 000 (СССР) Около 90 000 000 170 600 000 Около 90 000 000 191 700 000 Около 90 000 000 170 000 000 Около 80 000 000 192 000 000 Около 90 000 000 208 800 000 Около 100 000 000 290 000 000 (СССР) Около 100 000 000 150 000 000 (Россия) 145 000 000 70 000 000 (Россия) 2. Количество церквей и часовен Год Церквей Часовен 28 560 (приходов) 23 213 (приходов) Около 100 (РСФСР) Около 10 000 10 451 (приходов) 8 314 (приходов) 7 523 (приходов) Около 7 300 Около 11 000 Более 20 000 Около 25 000 (16 195 без Украины) 3. Численность духовенства Год Священников Диаконов Церковнослужителей 124 923 101 040 113 961 115 619 102 682 107 906 4. Духовные школы Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей академий семинарий духовных училищ Около 6 000 Около 400 Около 1 500 5. Монастыри и монашество Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц 6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси 1. Святитель Тихон (Беллавин) 1917–1925. 2. Сергий (Страгородский) 1943–1944. 3. Алексий I (Симанский) 1945–1970. 4. Пимен (Извеков) 1971–1990. 5. Алексий II (Ридигер) с 1990 г. 7. Местоблюстители патриаршего престола 1. Митрополит Стефан (Яворский) 1700–1721. 2. Священномученик митрополит Петр (Полянский) 1925–1936. 3. Митрополит Сергий (Страгородский) 1936–1943. 4. Митрополит Алексий (Симанский) 1944–1945. 5. Митрополит Пимен (Извеков) 1970–1971. 6. Митрополит Филарет (Денисенко) 1990 (анафематствован в 1997 г.). 9. Архиереи важнейших епархий а) митрополиты Новгородские (первенствующие в Синоде с 1722 по 1775 гг.) 1. Иов 1697–1716 . 2. Феодосий (Яновский) 1721–1725 (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) 1725–1736 (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Несмотря на развитие деятельности католич. миссионеров (иезуитов, капуцинов, францисканцев) в Египте, не удалось склонить к унии с Римом копт. Александрийского патриарха Иоанна XVI (1676-1718). В 1702-1705 гг. по поручению папы Римского переговоры с ним вели маронитские монахи Ибрагим Ханна и Габриэль Ева. 25 июня 1701 г. К. подтвердил принятие в общение с католической Церковью Трансильванского митр. Афанасия (Ангела) и утвердил решения Соборов в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии) от 24 окт. 1698 г. и 4 сент. 1700 г. о заключении духовенством правосл. Трансильванской митрополии унии с католич. Церковью. 19 марта 1701 г. дипломом имп. Леопольда I уния была легализована: православная Трансильванская митрополия упразднялась, вместо нее 18 мая 1721 г. папа Иннокентий XIII учредил еп-ство Фэгэраш - новую структуру Румынской греко-католической Церкви. При К. продолжился численный рост греко-католич. Церкви в Речи Посполитой; папа побуждал к активной униональной политике польск. кор. Августа II, призывая его оказывать покровительство униат. духовенству. В 1702 г. униат. митр. Лев Заленский принял в католицизм Дионисия (Жабокрицкого), что завершило переход в унию Луцкой епархии. В авг. 1705 г. К. призвал кор. Августа II оказать помощь униатам Полоцка, пострадавшим от русского царя Петра I, на действия которого жаловался униат. митр. Лев Заленский. В июне в Полоцк вошли рус. войска под командованием царя Петра I, направлявшиеся на помощь польск. кор. Августу II (Северная война, 1700-1721). В Полоцке местные василиане отказались пустить Петра I в алтарь Софийского кафедрального собора как «схизматика», а на вопрос об иконе Иосафата Кунцевича царь получил ответ, что это убитый единоверцами рус. монарха «священномученик Иосафат». Впав в ярость, Петр I приказал арестовать надерзивших ему монахов; в стычке погибло несколько монахов-василиан, а иером. Константин Заячковский был повешен за оскорбление государя. Софийский собор был передан правосл. общине Полоцка, но православные не решились его принять, опасаясь репрессий со стороны польск. властей после отъезда рус. царя. В 1709 г. был схвачен и передан рус. войскам еп. Дионисий Жабокрицкий, к-рого доставили в С.-Петербург, где за переход в унию осудили на ссылку в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/1841401.html

По уставу Льва Премудрого (894–911 гг.) титулуется архиепископией, «...а известно, что такого возведения на степень архиепископий удостаивались только епархии древнейшие...» Тмутараканская, как видно из того же устава, принадлежала «...к числу епархий, коих иерархи пользовались титулом независимых...» (автокефальных) ( Макарий (Булгаков) , архим. История Христианства в России до Владимира. СПб., 1846, С. 96, 98) 4656 . «...Около 1095 г. епархия, вследствие нашествия Печенегов, закрылась и отошла к соседней Боспоро-Киммерийской...» (Н.Д. Иерархия... С. 178). Именовалась: Матрахская; Матархийская; Матхарская; Тамартахийская; Таматархийская; Тмутараканская. 1068 (?) имен епископов не сохранилось 1068 (?) 1089 (?) Тобольская Основана 09.1620 (местопребывание – в г. Тобольск, ныне – Тюменская область). Архиепископия с 1620 г. Митрополия 25.05.1668–1770. С 1742 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена в 1937 г. (1946 г.?). Возобновлена 12(25)01.1990. Именовалась: Сибирская и Тобольская (01.03.1654 – 1768 г. «Сибирские митрополиты именовались иногда «Тобольским и всея Сибири»...» [Н.Д. Иерархия... С. 340]); с 05.10.1768 – Тобольская и Сибирская; с 12(25)01.1990 – Тобольская и Тюменская. Викарные кафедры: Иркутская, Березовская, Курганская, Ялуторовская. 08.09.1620 12.12.1624 19.12.1624 24.07.1635 Макарий Кучин 07.02.1636 07.01.1640 Св. Нектарий Теляшин 31.05.1640 16.07.1650 Герасим Кремлев 09.03.1651 16.02.1664 24.06.1664 23.12.1677 21.07.1678 04.01.1692 03.04.1692 23.03.1700 23.03.1700 04.01.1702 04.01.1702 02.1711 11.03.1712 10.06.1715 07.1715 02.1721 01.03.1721 27.03.1740 29.05.1740 05.06.1740 26.03.1741 13.05.1742 26.09.1742 09.10.1748 16.07.1749 09.10.1755 Сильвестр Гловатский (Гловацкий) 23.05.1758 11.01.1768 05.10.1768 27.12.1802 13.02.1803 25.05.1806 25.05.1806 28.10.1822 28.10.1822 14.02.1825 30.09.1825 07.08.1831 07.08.1831 18.12.1831 24.01.1832 21.09.1842 14.11.1842 20.05.1845 30.06.1845 01.04.1852 16.06.1852 30.07.1856 31.07.1856 27.09.1862 Феогност Лебедев 1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ko..ln; Wien, 1990) и «Списки иерархов Российской Церкви» (СПб., 1882). К 900-летию Крещения Руси был издан справочник, составленный Н.Н. Дурново (под псевдонимом Н. Д.): «Девятисотлетие русской иерархии, 988–1888: Епархии и архиереи» (М., 1888). По состоянию на 1913 г. хронологические списки архиереев Русской Церкви приведены в книге С.В. Булгакова «Настольная книга для священно-церковнослужителей» (Киев, 1913. М., 1993р). Наиболее полными на сегодняшний день являются хронологические списки епархий и архиереев РПЦ, опубликованные в новом издании «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) по соответствующим периодам: конец X – середина XIII в. – кн. 2 (М., 1995. С. 663–667); 1240–1448 гг. – кн. 3 (М., 1995. С. 639–648); 1448–1589 – кн. 4 (2) (М., 1996. С. 351–358); епархии и архиереи Киевской митрополии в 1448–1596 гг.– кн. 5 (М., 1996. С. 515–521); 1589–1652 – кн. 6 (М., 1996. С. 736–745); 1652–1700 – кн. 7 (М., 1996. С. 607–618); 1700–1917 – кн. 8 (1) (М., 1996. С. 659–782); 1917–1997 гг.– кн. 9 (М., 1997. С. 706–769). Полный алфавитный список архиереев Русской Церкви публикуется в приложениях к соответствующим томам настоящего издания. Иерархия периода Киевской Руси представлена в приложении к книге Я.Н. Щапова «Государство и Церковь Древней Руси, X-XIII вв.» (М., 1989. С. 191–213). История создания архиерейских кафедр, изменения границ епархий (с приложением карт) в XVI-XVII вв. достаточно полно изложена в труде И. Покровского «Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы» (Казань, 1897. Т. 1). История иерархии синодального периода подробно представлена в книгах Ю.Толстого: «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721–1871» (СПб., 1872); «Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721–1895» (СПб., 1896). С конца XIX столетия списки иерархов публиковались ежегодно в издании: «Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии» (СПб., 1875–1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стихиры на литии и стиховная составлены вновь; так же светилен, богородичен и стихиры на хвалитех. – Вообще все последование службы препод. Мартирию, совершаемое 11 ноября, как и житие его составлены преосвящ. Корнилием, бывшим пострижеником Зеленецкого монастыря. В заключение описания не лишним находим приложить список лиц, управлявших монастырем в разное время и потрудившихся, или лучше сказать потративших много сил на благоустройство обители. Настоятели Троицкого Зеленецкого монастыря. Мартирий, преподобный основатель монастыря между 1565–1570 гг. – В 1582–1583 гг., по актам он известен как строитель и сряду как игумен монастыря; преставился 1 марта 1603 года. Иустин, священник, вместе с келарем Порфирием да казначеем Сильвестром упоминаются в Писцовой книге 1620 года. Сильвестр, старец, упоминается в 1624 году. На его имя, по случаю разорения монастыря Шведами, дана под этим годом подтвердительная грамота от царя Михаила Феодоровича «О трех вытях земли», пожалованной Зеленой пустыне грамотою царя Феодора Иоанновича в 1595 году. Старец Сильвестр в 1628 году был строителем при игумене Закхее. Закхей, игумен, упоминается в 1628 году. В грамоте от 10 января 1650 года упоминаются черный поп Иосиф и строитель Арсений. Корнилий, строитель, черный поп в 1663–1664, а в 1665 и 1666 годах был архимандритом Тихвинского монастыря. В описании Тихвинского Богородицкого монастыря, изд. в 1859 году, значится, что архимандрит Корнилий переведен в 1668 году в Зеленецкий монастырь, а отсюда в 1673 году хиротонисан в митрополита казанского; с 1674 года был митрополитом новгородским; скончался 5 марта 1698 года на покое, в Зеленецком монастыре. Феодорит, игумен, упоминается в 1665–1668 годах. По Зеленецким грамотам в 1674 и 1675 годах Киприан старец и келарь Феодосий, черный поп (в 1675 г.) да казначей Тихон. Засим ряд игуменов Зеленецких становится почти не прерывным. Феодорит, игумен, вь 1675–1677 годах. Иосиф, игумен, в 1677–1679 годах. При игуменах Феодорите и Иосифе, с 1675 года показывается по грамотам Боголеп, старец, келарь. Он келарем именовался в 1680, 1685 и 1689 годах. Феодорит, игумен, с начала 1680 до половины 1682 года. Иеремия, игумен, в 1683 году. Ефрем, игумен, в 1698–1703 годах. Он был по август 1703 года вместе и закащиком, т. е. блюстителем благочиния в Ладожском и Тихвинском краях. При нем строителем состоял в 1699–1700 года иеродиакон Венедикт Баранов. Лаврентий, игумен, в 1711 году. Варсанофий, игумен, в 1712 году. Ефрем, игумен, с 1714–1719 год. Лаврентий, игумен, с 1719–1721 год. Иоиль, игумен, с 1721–1739 год, из вдовых священников села Выдропуска, новгородской епархии, поступил в монашество в Хутынский монастырь в 1714 году и посвящен иеромонахом преосвященным Иовом митрополитом новгородским; потом 25 февраля 1716 года поставлен во игумена в Кирилов новгородский монастырь, а отсюда перемещен 22 января 1721 года в Зеленецкий монастырь и здесь состоял игуменом по 21 декабря 1739 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010