Через несколько месяцев учреждение Святейшего Синода повлекло за собой новые перемены 771 . Уже на первом заседании Духовной коллегии было решено запросить царя, как теперь следовало управлять церковными имениями. В конце докладной записки (см. § 3), которая уверяла в «искании интереса Царского Величества», говорилось, будто «Духовный регламент» определил-де, что управление вотчинами должно находиться в ведении Духовной коллегии. Хотя это утверждение не соответствовало действительности, царь удовлетворил просьбу Святейшего Синода (так была переименована Духовная коллегия) и вернул церковные имения под управление церковных властей 772 . По ходатайству Святейшего Синода прежний Монастырский приказ был восстановлен, но уже как синодальное учреждение, под названием Камер-контора синодального правления; ей поручалось взимать государственные подати и передавать их Камер-коллегии и Штатс-конторе вместе с отчетами. Обе названные коллегии в делах надзора и контроля функционировали в качестве вышестоящих инстанций по отношению к синодальной Камер-конторе, в то время как Святейший Синод обладал директивным правом в отношении своих уполномоченных в епархиях, так называемых комиссаров, которым в свою очередь были подчинены органы управления епархиями и имениями 773 . С государственной точки зрения эта система себя не оправдала: уже в 1721–1722 гг. податные недоимки от церковных имений составляли 120 000 руб. Ввиду этого Петр I по просьбе коллегий повелел ограничить оклады членам Синода, синодальным чиновникам и содержание монастырям до минимума и выдавать их зерном. Как только особые офицеры-контролеры собрали по епархиям часть недоимок, император разрешил выплачивать оклады пропорционально этим суммам и, лишь вняв настоятельным просьбам Святейшего Синода, он повелел заплатить содержание полностью 774 . В течение всего процесса секуляризации, особенно же в 1-й половине XVIII в., государственная казна терпела значительный урон от подобных недоимок. Налоговые табели составлялись небрежно, а порой и заведомо неправильно, епархиальные же власти были совершенно незаинтересованы в сборе казенных податей.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Выпуская «Три разговора» отдельною киигою, В.С.Соловьев сделал в нем значительные поправки; но роковым образом одна из этих поправок оказалась ненужной, a именно, по совету друзей, вычеркнуты были слова, имевшие, казалось, чересчур личный характер: «...ощутителен и не так уже далекий образ бледной смерти, тихо советующий не откладывать» и проч. Слова эти, слишком скоро оправдавшиеся, должны остаться в исправленном тексте. М. С. Соловьев». Зуттнер (3утнер) Берта фон (1843—1914) — австрийская писательница, один из организаторов пацифистского движения, издававшая журнал «Долой оружие» (1892—1899). Ee одноименный роман (1899) получил широкое общественное призвание. Лауреат Нобелевской премии мира (1905). Стэд — также один из организаторов пацифистского движения. Да будет выслушана и первая часть (лат.). Политик вскрывает латинскую внутреннюю форму слова ореол, которое в русском языке заимствовано из французского aureole — золотой. Первоначально согопа aureola — золотой венец, в христианской литературе — нимб над головой святого. Ha прояснении более раннего церковного значения слова «ореол» через латинизировааное произношение начальных звуков и построена речевая игра в тексте. To же, что вакуум. Ништадтский мирный договор — договор между Россией и Швецией, завершивший Северную войну 1700—1721 гг., подписан 30 августа в г. Ништадте (Финляндия). Кучук-Кайнлрджирский мирный договор — договор между Россией и Портой (10июля 1774 г.), которым завершилась первая русско-турецкая война. В условиях договора была выговорена независимость от Турции татар крымских, кубанских и т, д., остающихся, однако, в ведении веры султана: Россия удерживает за собой Керчь, Азов и Кинбурн; русские торговые корабли в турецких водах пользуются теми же торговыми привилегиями, что и французские и английские; за Россией признается право защиты христиан в дунайских княжествах. Cp.: «Оправдание добра»,- [Введение. Нравственная философия как самостоятельная наука, I .] Между собой (франц.). В тексте Вл. Соловьева весьма свободный пересказ летописи (ср.:Повесть временных лет 1103).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кроме того, Знаменскому принадлежат несколько монографий о различных периодах истории, написанных с научно-критической точки зрения и по сей день необходимых для ученых 98 . Систематическое, но сухое по сравнению с работами Знаменского изложение истории синодального периода дает А. П. Доброклонский (1856–1937) в 4-й части (вышла в 1893 г.) своего «Руководства по истории Русской Церкви». Воспитанник Московской Духовной Академии и ученик Е. Е. Голубинского (1834–1912), Доброклонский был значительно осторожнее своего учителя. В первых трех частях своего «Руководства», охватывающих период до XVIII в., он следовал по большей части двенадцатитомной «Истории Русской Церкви» митрополита Макария Булгакова , а не критическому пафосу исследований Голубинского. Свою историю синодального периода, доведенную до начала 80-х гг. XIX в., Доброклонский строит на воспроизведении документального материала, не углубляясь ни в критику эпохи или ее последствий для церковной жизни, ни в их оценку. Автор очень точен при ссылках на источники (это качество он унаследовал от Голубинского), что дает читателю возможность проверить его выводы. Несмотря на отсутствие критики, которое объясняется конечно же тем, что работа писалась в эпоху Победоносцева, «Руководство» Доброклонского нельзя считать официозом, так как многие его характеристики вполне самостоятельны. Этот труд может быть очень полезен благодаря систематическому и методологически удачному расположению материала 99 . На рубеже XIX и XX столетий были опубликованы две работы чиновника канцелярии обер-прокурора С. Г. Рункевича (1867-?), который усердно занимался изучением истории Русской Церкви. Сперва вышла его «История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода». Т. 1: «Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода: 1721–1725». СПб., 1900. Эта работа – типичный пример официозного произведения и одновременно попытка защитить тезис, будто Святейший Синод является учреждением, которое нельзя ставить в один ряд с государственными учреждениями или сравнивать с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Интерьер Старой церкви в Стурдале. Кон. XVIII в. Фото: National Trust of Norway/www.fortidsminneforeningen.no Интерьер Старой церкви в Стурдале. Кон. XVIII в. Фото: National Trust of Norway/www.fortidsminneforeningen.no Угрозой для единства Датско-Норвежской унии было постоянное стремление швед. королей аннексировать Н. В Великой Северной войне (1700-1721) норвеж. армия сражалась на стороне Северной лиги (антишвед. коалиции в составе Дании-Н., России и Саксонии-Польши). Попытки Карла XII захватить Н. в 1716-1717 и 1718 гг. не увенчались успехом. Важной задачей Дании-Н. во внешней политике было удержать нейтралитет в англо-французских войнах на море и в колониях. Тесные торговые связи Н. с Англией заставляли Копенгаген вести осторожную политику. В связи с отсутствием оседлого населения на севере Н. и сезонными миграциями местного кочевого народа саамов разграничение со Швецией в этом регионе долгое время являлось проблематичным. Граница на севере была закреплена только в 1751 г. Стрёмстадским договором, по к-рому к Н. была присоединена внутренняя часть Финнмарка. Суровая жизнь малочисленного населения сев. губерний Н. смягчалась морским подвозом рус. хлеба с Поморья. В нач. XVIII в. возникла поморская торговля (pomorhandel), легализованная датско-норвеж. властями к концу столетия. Поморская торговля изначально велась на безденежной (бартерной) основе: русские зерно и мука обменивались на норвеж. рыбу. Постепенно она приобрела более сложные формы, номенклатура товаров значительно расширилась. Расцвет поморской торговли пришелся на XIX в., после первой мировой войны она постепенно прекратилась. Своеобразным порождением поморской торговли стал профессиональный язык-пиджин - руссенорск (russenorsk), постепенно забытый вместе с ослаблением торговых связей. В религ. сфере с нач. XVIII в. благодаря тесным связям с герм. миром в Дании-Н. большое влияние, особенно в придворных кругах, приобрел пиетизм . Жена кор. Фредерика IV (1699-1730) Луизе, получившая пиетистское воспитание на родине, в Мекленбурге, способствовала укреплению связей датского двора с пиетистской средой ун-та Галле.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Пехотинцы и матросы, кавалеристы и артиллеристы впитали победный настрой задолго до 1791 г., когда поэт Г.А.Державин и композитор О.А.Козловский написали гимн-марш «Гром победы раздавайся!» Подобный энтузиазм редок в истории народов. В нашем Отечестве это случалось при кульминации Российского царства в середине XVI века, Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв., в середине века ХХ, когда СССР был второй сверхдержавой мира. Такой же процесс начался в Российской Федерации в начале XXI в. На гребне русской державности и мессианизма поднялись два национальных героя - А.В.Суворов (1730-1800) и Ф.Ф.Ушаков (1745-1817). Ко времени Ф.Ф.Ушакова линейная тактика на море насчитывала больше сотни лет. Кильватерный строй, при котором линейные корабли вели огонь на параллельных курсах, применяли голландцы в войнах с Англией в 1652-1654, 1665-1667, 1672-1674 гг. В то время на море и суше избегали решающих схваток и стремились проводить оборонительные бои. В отечественной историографии высказывалось мнение, что Русский флот перешёл от линейной к маневренной тактике либо в Северную войну (1700-1721), либо при адмирале Г.А.Спиридове (1713-1790), либо при Ф.Ф.Ушакове в 1790-х Пётр Великий не только создал в 1696 г. регулярный Военно-морской флот, но перенёс на Балтику забытую тактику гребных судов и абордажей. В 1714 г. при мысе Гангут 23 русских галеры бросились фронтом на линию шведского «морского льва» контр-адмирала Н.Эреншельда, состоящую из фрегата, шести галер и трёх шхерботов. После отчаянного абордажа были захвачены все десять шведских судов. Таким же способом была одержана победа генерал-аншефа М.М.Голицына при Гренгаме в 1720 г. Однако парусный флот с неопытными командами предпочитал отбиваться от шведов в гаванях, стоя на якорях. Адмирал Г.А.Спиридов у о.Хиос в 1770 г., действуя в русле традиционной линейной тактики, потерял много времени, вытягивая Он не использовал фактор внезапности и, хотя поначалу и шёл поперёк турецкого строя, но не собирался его прорезать. Корабли авангарда, последовательно выстраиваясь вдоль турецких судов, вводились в бой по частям и сильно пострадали от их огня. Корабли «Евстафий» и «Три святителя» со сбитым рангоутом были снесены на линию противника. «Евстафий», хотя и вывел из строя неприятельский флагман, но взорвался вместе с ним. Погибли 507 матросов, солдат и офицеров. Впрочем, даже такой неловкий напор русской линии навёл панику на турок и они укрылись в Чесменской бухте, где и были уничтожены.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

После Индии де Турнон отправился на Филлипины и в Макао, откуда в дек. 1705 г. прибыл в Китай, где с 20-х гг. XVII в. велась аналогичная дискуссия о т. н. кит. обрядах, т. е. о сохранении китайскими христианами конфуцианских ритуалов и обычаев, принятых в кит. обществе (подробнее см. ст. Китай ). В 1697 г. апостольский викарий Фуцзяни еп. Шарль Мегро направил в Конгрегацию инквизиции и на теологический фак-т Сорбонны запрос о допустимости практики аккомодации в Китае. В 1700 г. теологи Сорбонны высказались отрицательно о возможности соблюдать кит. обряды христианами. Несмотря на послания имп. Канси, адресованные К., в к-рых кит. император убеждал папу, что конфуцианские ритуалы лишены религ. характера, 20 нояб. 1704 г. бреве «Cum Deus optimus» К. утвердил декрет Конгрегации инквизиции «Ex quo in Sinarum imperium», осуждавший их использование в миссионерской деятельности. По прибытии в Китай де Турнон потребовал от иезуитов отказаться от практики аккомодации, но принявший его имп. Канси выразил крайнее неудовольствие решением папы Римского и в дек. 1706 г. выслал де Турнона из страны. Согласно имп. указу от 17 дек. 1706 г., в Китае разрешалось остаться только тем миссионерам, которые согласятся сохранить кит. обряды. Иезуиты, заявившие о своей готовности подчиниться воле императора, получали особые удостоверения (пяо), дозволявшие им продолжать миссионерскую деятельность. 7 февр. 1707 г. де Турнон опубликовал в Нанкине основные положения бреве «Cum Deus optimus» и декрета «Ex quo in Sinarum imperium», указав миссионерам на необходимость отказа от практики кит. обрядов под страхом отлучения от Церкви. Поскольку иезуиты продолжали направлять апелляции в Рим, 19 марта 1715 г. К. выпустил апостольскую конституцию «Ex illa die», подтверждавшую бреве «Cum Deus optimus» и решения де Турнона; 12 окт. 1719 г. папа направил в Китай нового папского легата лат. Александрийского патриарха Карло Амброджо Меццабарбу для контроля за исполнением решений Папского престола. Из-за того что отношение кит. властей к католич. миссионерам ухудшилось в связи со спором о китайских обрядах, К. пришлось дать Меццабарбе инструкции, позволявшие в некоторых случаях смягчать положения конституции «Ex illa die». Пользуясь этим, в 1721 г. Меццабарба издал распоряжение, допускавшее совершение христианами кит. обрядов, что привело к новому витку споров о них. В 1735 г. папа Климент XII создал специальную комиссию для нового рассмотрения этого вопроса, по итогам ее работы папа Бенедикт XIV апостольской конституцией «Ex Quo singulari» (от 11 июля 1742) окончательно запретил практику аккомодации. Униональная политика

http://pravenc.ru/text/1841401.html

Oxf., 2005r; Heers J. L " Histoire oubliée des guerres d " Italie. Versailles, 2009. М. А. Юсим, Э. П. К. XVIII - сер. XIX в. Политический и экономический кризис в итал. гос-вах усилился с началом войны за «испанское наследство» (1701-1714), в ходе которой И. вновь превратилась в арену военных действий между Францией, Испанией и Свящ. Римской империей. В антифранц. коалиции активное участие приняло Савойское герц-ство, войска Свящ. Римской империи возглавил Евгений Савойский. По условиям Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) мирных договоров последовал новый территориальный раздел И. Испания лишалась владений в И., Свящ. Римской империи отошли Неаполитанское королевство, Миланское герц-ство (Ломбардия), Сардиния, крепости в Тоскане. В ряде государств Центр. Италии воцарились родственные австр. Габсбургам династии (Лотарингская и д " Эсте). Уменьшилось политическое и экономическое влияние Венецианской и Генуэзской республик. Савойское герцогство расширило владения за счет пограничных территорий (Монферрато, часть территорий Генуэзской республики и Ломбардии), а также Сицилии, благодаря чему савойский герц. Виктор Амадей II получил от имп. Карла VI Габсбурга королевский титул. Поддержка папой Римским Климентом XI (1700-1721) стран антифранц. коалиции позволила по итогам войны частично расширить территорию Папской области, которая продолжала отделять Неаполитанское королевство от гос-в Сев. Италии. В 1717-1720 гг. Испания предприняла неудачную попытку вернуть владения в И., утраченные по Утрехтскому договору. По окончании т. н. войны четверного альянса, в к-рой ведущую роль в сражениях с испан. войсками играла австр. армия, кор. Виктор Амадей II был вынужден уступить Неаполитанскому королевству Сицилию в обмен на о-в Сардиния; т. о. завершилось преобразование бывш. Савойского герц-ства с центром в Пьемонте в Сардинское королевство. В 1734 г. в ходе т. н. войны за «польское наследство» испан. войскам удалось завоевать Неаполитанское королевство, в к-ром воцарилась ветвь испан.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Вскоре после учреждения К. в., в 1686 г., суперинтендант Гезелиус-младший обращался к карелам с призывом переходить в лютеранскую веру. Одновременно предлагались и более крутые меры. Особенно непримиримую позицию занимал Выборгский еп. Петр Лаурбеккиус (1696-1705). В 1698 г. он представил проект полного искоренения Православия в Финляндии, предполагавший запрет на проживание здесь правосл. священнослужителей. Однако времена изменились и такие радикальные планы уже не находили поддержки у верховной власти. Карл XII в посланиях 1701 и 1702 гг. запретил угрозы и насилие по отношению к своим правосл. подданным и призвал консисторских служителей «мягко» и «чинно» обращать их в лютеранскую веру (Историческая записка о положении Православия в Финляндской Карелии. Выборг, 1910. С. 13-14). Северная война (1700-1721) вновь изменила религ. жизнь края: Карелия вернулась в состав России (в 1710 рус. войска взяли Кексгольм). 18 янв. 1708 г. во епископа Ладожского был хиротонисан Иоиль (Вязьмитянин). Ист.: Царская грамота Новгородскому митр. Макарию о пастырском наставлении правосл. духовенству, оставшемуся в уступленных Швеции землях, 17 авг. 1619 г.//ААЭ. Т. 3. 107. С. 146-147; Грамота Новгородского митр. Макария в Корелу, к тамошнему духовенству, о том, чтобы оно хранило православие, а в духовных нуждах относилось к нему в Новгород, авг. 1619 г.//Там же. 108. С. 147-148; Царская грамота новгородскому воеводе кн. Мезецкому о дозволении жителям правосл. закона в уступленных Швеции землях обращаться к Новгородскому митрополиту за разрешением строить церкви и проч. и о воспрещении давать пристанище приходящим оттуда безъявочно людям, 14 нояб. 1622 г.//Там же. 127. С. 179-182; Царская грамота новгородскому воеводе кн. Ромодановскому о людях духовного звания православного закона, вышедших в Россию из уступленных Швеции земель, 15 авг. 1624 г.//Там же. 155. С. 221; Царская грамота новгородским воеводам кн. Пожарскому и Глебову касательно дозволения ходить в новогородские церкви рус. людям, приезжим из уступленных Швеции земель, 31 янв.

http://pravenc.ru/text/2057252.html

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

7)    Поликарп Кулчицкий, шляхетский сын из польского с. Кулчиц, род. в 1688 г., был студентом академии (в 1690–1700 гг.), монашество принял в 1719,       иерод. в 1727 г., иером. в 1729 г.; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря 21 .                              8)   Синесий Залуцкий, казачий сын из польск. гор. Трембовля, род. в 1688 г., был студентом Академии (в 1690–1700-х годах), в 1721 г. монах, 1722 г. иеродиакон и иеромонах; 22 мая 1733 г. «безвестно бежал» 22 . 9)  Геннадий Высенский, купеческий сын из г. Гадяча, род. в 1688 г., учился в Академии (в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1721 г. от архим. Иоаникия Сенютовича, в 1722 г. был рукоположен в иеродиакона Пахомием, епископом романским–волосским, в 1723 г. архиепископом Варлаамом Ванатовичем в иеромонаха 23 ; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря, 3 генв. 1749 г. 24 10)   Матфий Сирачинский, «поповский сын», из польского с. Копцев, род. в 1677 г., был студентом Академии (в 1680–1690х гг.), монашество принял в 1704 г., иеродиаконом сделался в 1706 г., иеромонахом в 1710 г. 10 сентября 1738 г. 25 11)   Вениамин Фальковский, из военного «чина», род. в г. Козельце в 1690 г., учился в Киевской Академии (в 1700х гг.), в 1712 г. принял монашество от архим. Афанасия Миславского и был рукоположен м. Иоасафом Кроковским в иеродиаконы, в 1724 г. сделался иеромонахом (рукоположен великоновгородским архиепископом Феодосием Яновским 26 ), в 1734 г. был назначен на ответственную должность начальника лаврской типографии, в 1738 г. синодальным указом вызывался в С.-Петербург «для производства в суздальского архиерея» 27 , но хиротония почему-то не состоялась, и В. Ф. скончался в звании типографа лавры «28 апреля 1750 г. в 10 ч. 43 м. пред полуднем» 28 . 12)   Сильвестр Глинский, из м. Глинска, мещанский сын, род. в 1691 г., учился в Академии (в 1700 х гг.), монашество принял в Омбышском (приписном к лавре) монастыре, в 1723 г. был сделан иеромонахом 29 . 13)   Иезекииль Зимович, мещанский сын, из г. Прилук, род. в 1692 г., учился в Академии (в 1700 х гг., «отчасти латинского письма»), в 1715 г. принял монашество, в 1720 г. был рукоположен в иеродиакона романским (волосским) епископом Пахомием и в 1732 г. в иеромонаха Киевским архиепископом Рафаилом Заборовским 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010