Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского, Филофея Лещинского, Петру Великому, и ответ сего государя на нее Источник Митрополит Тобольский, Филофей Лещинский, Челобитная которого представляется теперь любопытству читателей, родился в 1650 году, в Малороссии; образование получил в знаменитой в свое время, Киевской Академии, был несколько времени Священником, но, по вдовстве, вступил в Киевопечерскую Лавру и довольно долгое время был Экономом, а следовательно, и главным управителем обширных имений этой обители, и в то же время Наместником, зависевшего от Лавры, Брянского Свенского монастыря, в сане Архимандрита, а по другим сведениям, в звании Строителя. Избрание Филофея в Митрополита Сибирского не из числа обыкновенных избраний. Петр I возымел мысль просветить светом Евангельского учения Сибирских инородцев и соседственных с Сибирью Китайцев. Для осуществления этой высокой и святой мысли, Указом от 18 Июня 1700 года, повелено было, для занятия кафедры Сибирской Митрополии, в то время праздной, 1 «назначить пастыря, не только доброго и благого непорочного жития, но и ученого, который бы при том, в помощь себе, взял в Сибирь несколько образованных, способных изучить языки Китайский 2 и Сибирских инородцев». Избрать человека, с соответственными такому требованию качествами, поручено было Киевскому Митрополиту, Варлааму Ясинскому, «между Архимандритами, Игуменами, или иными знаменитыми иноками Малороссийских монастырей 3 и городов». Избрание Варлаама Ясинского на первый раз пало на Архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря, Димитрия Туптала (Св. Димитрия Ростовского ), который 23 Марта 1701 года, и был рукоположен в Тобольского Митрополита. Но Св. Димитрий отказался от поездки в Сибирь, потому вскоре и был назначен в Ростов, а Митрополит Киевский, Варлаам, после того указал, как на способного к занятию Сибирской Митрополии, на Эконома Киевопечерской Лавры. Филофей посвящен был в Митрополита Сибирского в Москве 4 Генваря 1702 года, а в Тобольск прибыл того же 1702 года, 4 Апреля. С ним, или в след за ним, приехали в Тобольск и несколько будущих сотрудников его, ученых монахов. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Монастырский приказ 1701-1720 годов Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем, от чего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями,—учредить особливый расправный Приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ее очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий — Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домыж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, a с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, a в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал Государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Введение. Периодизация истории русской церкви синодального и новейшего периодов Существуют проблемы, связанные с периодизацией истории Русской Церкви трех последних столетий. Традиционно в синодальный период включают также эпоху межпатриаршества, продолжавшуюся с 1700 по 1721 г. Есть, конечно, формальные основания видеть в ней продолжение предыдущего, патриаршего периода, поскольку юридически, пока не был учрежден Святейший Синод, патриаршество не было отменено. Но реальная церковная жизнь при патриаршем местоблюстителе митрополите Рязанском Стефане имела существенно иной характер, чем в 17 столетии, при патриархах. Можно указать на ряд факторов, сближающих эту эпоху с последующим, а не с предыдущим периодом. Первое обстоятельство связано с соотношением государственной и церковной власти в самой церковной жизни, которое значительно изменилось в сторону преобладания государства, в этом отношении знаменательным событием стало восстановление Монастырского приказа в 1701 г. При патриархах было непредставимо, чтобы указы по делам церковным издавались даже не царской властью, а боярской думой, а при местоблюстителе митрополите Стефане Сенат издавал такие указы и даже делал выговоры местоблюстителю, и это при том, что как личность митрополит Стефан был более властной и сильной натурой, чем последний патриарх 17 столетия Адриан. Второе обстоятельство связано со значительным усилением западного влияния на церковную жизнь уже в начале века, чего в таких масштабах в 17 столетии быть не могло: достаточно сослаться на такие явления, как латинизация духовной школы (применительно к московской Славяно-греко-латинской академии эту латинизацию можно точно датировать – 1700 г.), как ставшее характерным и обычным делом замещение архиерейских кафедр выходцами из Киевской академии и лицами, получившими образование на Западе, – это относится ко всем наиболее представительным церковным деятелям эпохи. И наконец, третье обстоятельство, заставляющее считать начало 18 в. рубежом нового периода церковной истории, связано с тем, что учреждение Синода не стало совершенно неожиданным событием, реформа обдумывалась, планировалась и готовилась с того момента, как решено было отложить избрание нового патриарха. Ведь нормальным образом избрание должно было состояться не позже, чем через год после кончины патриарха Адриана. Учитывая все эти обстоятельства, время местоблюстительства следует все-таки включить в синодальный период, как это и делается традиционно, но в нем он занимает, естественно, особую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава IV По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем; отчего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями, – учредить особливый расправный приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ея очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий Протасьев 257 . – Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домы ж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, а с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, а в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же Приказ 258 . – Из сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году. За первым указом о его восстановлении скоро последовал ряд именных указов, которыми предписывалась ему деятельность. С каждым указом права его возрастали; сила увеличивалась; деятельность усложнялась; предметы ведомства умножались; наконец, в общем итоге Монастырской Приказ является таким учреждением, в котором совмещалось странное разнообразие дел, какого не было ни в одном современном ему государственном учреждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

13. Доброе слово. Кн. 1-я. Из поучений Высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита С.-Петербургского и Ладожского/Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича . – СПб.: Тип. Яковлева, 1895. – 160 с. 14. Доброе слово. Кн. 2-я. Из поучений Высокопреосвященного Антония, архиепископа Финляндского и Выборгского/Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича . – СПб.: Тип. Яковлева, 1895. – 144 с. 15. Доброе слово. Кн. 3-я. Из поучений Высокопреосвященного Владимира, экзарха Грузии. Вып. 2-й/Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича . – СПб.: Тип. Либермана, 1896. – 76 С. (2-е издание. Митрополита Московского. – СПб., 1899. – 78 с.). 16. Доброе слово. Кн. 4-я. Из поучений прот. И. И. Сергиева/Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича . – СПб.: Тип. Либермана, 1896. – 144 с. 17. Доброе слово. Кн. 5-я. Из поучений Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского/Изд. Народная Академия С.Г. Рункевича . – СПб.: Тип. Либермана, 1896. – 64 с. 18. Из церковно-общественной жизни второй четверти нашего столетия. Письма к бывшему Обер-Прокурору Св. Синода С.Д. Нечаеву А.С. Стурдзы, Ф.А. Голубинского, архимандрита Фотия и С.А. Пушкина. – СПб.: Печатня Яковлева, 1896. – 38 с. 19. Современные проповедники: (Крит. очерки). – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1896. – 14 с. – (Извл. из: ЦВ. – 1896. – – 3). 20. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. Т. 1: (1470 – 1700). – СПб.: Синод. тип., 1897. – VIII, 502 с., IV л. ил. Т. 2: (1701 – 1839). – СПб.: Синод. тип., 1907. – VIII, 1631 с. 21. Правила богоугодной жизни. Из творений святого Василия Великого , архиепископа Кесарии Капподакийской. Изд. 1. – СПб., 1898. – VIII, 152 с. (Изд. 2. – СПб.; Изд. 3: Училищного Совета при Св. Синоде. – СПб., 1903). 22. Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина. – СПб.: Тип. Лопухина , 1899. – 29 с. – (Извл. из: ХЧ. – 1899). 23. Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерк С.Г. Рункевича . – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1900. – XVI, 313, VI с., 2 вкл. и табл. 24. Новая жизнь/С.Г. Р[ункевич]. – М.: Унив. тип., 1900. – 15 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Полтава-1709: что было... Дню Героев Отечества. Глава из книги «Культурные традиции русской государственности» 13.12.2017 748 Время на чтение 17 минут Недавно, 9 декабря, в России отмечался День Героев Отечества. Посвящаем празднику главу из недавно изданной книги виленского автора Ю.А.Григорьева «Культурные традиции русской государственности». Самодержавною рукой , Он смело сеял просвещенье , Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье . То академик , то герой , То мореплаватель , то плотник . Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник . А.С. Пушкин «СТАНСЫ» Полтавская битва 8 июля 1709 г. - блистательная точка в 9-летней эпопее «самого необыкновенного человека, какой когда-либо жил на Земле» - как назвал некогда Вольтер шведского короля Карла XII (мы-то, непродвинутые, полагали, что «самый необыкновенный» - Христос; ан нет - Карл, оказывается, «самее»). Два года метался лифляндский рыцарь И.Р. Паткуль от Копенгагена до Москвы, сколачивая антишведский союз для освобождения родного края! Уговорил датского короля Фридриха, уговорил саксонско-польского Августа, который уговорил русского Петра. В 1700 г начали: Дания заняла Шлезвиг, саксонцы осадили Ригу, московский царь стал хлопотать о мире с Турцией и готовить войско для своего саксонского друга («Августа Сильного»)... И вдруг 18-летний стокгольмский юнец, который до того занимался лишь спортом (охотился, фехтовал, рубил головы телятам и баранам), высадился с 15-тысячным десантом под совершенно беззащитным Копенгагеном (все ушли в Шлезвиг!) - и Дания капитулировала! А затем вдруг, жутко вьюжным утром 19 ноября, объявился под Нарвой - и вдребезги разнёс 40-тысячное русское войско, возглавляемое иностранными специалистами. Позор был оглушительный. А победитель, перезимовав на месте торжества, 9 июля 1701 г. объявился под Ригой и в двухчасовом бою вдребезги разнёс саксонского генерал-фельдмаршала Штейнау (здесь саксонцы, как и русские под Нарвой, потеряли всю артиллерию). После чего шведы хлынули в Польшу.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/14/...

Палеографическое описание рукописей «Вертограда многоцветного» Текст «Вертограда многоцветного» представлен в трех рукописях – автографе и двух писцовых списках. Исследование их состава в соотнесенности с палеографическими данными и источниками, использованными Симеоном (см. в настоящем томе раздел Table of Sources), проливает свет на историю создания произведения, позволяя установить последовательность этапов авторской и редакторской работы, что не может не оказывать существенного влияния на глубину постижения смысла произведения, тем более, что речь идет о тексте, имеющем богатую и сложную творческую историю. Опыт ее изучения подтверждает особую значимость авторской рукописи «Вертограда», имеющий приоритет перед писцовыми списками для понимания авторского замысла, генезиса текста и его многосоставной композиции. Авторская рукопись Авторская рукопись «Вертограда многоцветного» (в настоящем издании обозначена как рукопись А ) хранится в Государственном Историческом музее (Москва) в собрании рукописей Синодальной (Патриаршей) библиотеки, под 659. После смерти Симеона Полоцкого (1680) эта рукопись перешла в составе библиотеки и личного архива писателя к его ученику, другу и душеприказчику Сильвестру Медведеву 1 . После его ареста в сентябре 1689 г. в связи с обвинением в участии в заговоре Ф. Шакловитого среди конфискованного у Медведева имущества оказались и хранившиеся у него книги и рукописи Симеона. При изъятии на них была составлена опись, однако в ней автограф не значится. Дело в том, что не все конфискованные книги были тогда описаны, о чем со всей очевидностью свидетельствует указ патриарха Адриана от 5 мая 1700 г. произвести опись 2 сундука с книгами бывшего старца Силвестра Медведева, которой сундук с теми книгами в патриаршей ризной казне поставлен в прошлых годех при бывшем ризничем иеродиаконе Тихане без описи. Ныне в том сундуке те книги пересмотрены и переписаны и отданы все налицо новому ризничему иеродиакону Филарету» 3 . Среди найденных в сундуке 39 печатных и рукописных книг 4 оказалась и авторская рукопись «Вертограда», о которой в описи, датированной уже 1701 г., сказано: «Книга писаны вирши о всяких разных делах писана белоруски, в переплете в красной коже» 5 . Рукопись описана здесь в соответствии с записью на ее первом листе: «Книга виршами писана о всяких разных делах». В данной описи каждая рукопись Симеона Полоцкого сопровождается определением «писана белоруски». «Красной кожей» назывался сафьян, окрашенный в красновато-коричневый (или темно-бордовый) цвет («бораны красные») 6 , переплет именно такого цвета имеет авторская рукопись «Вертограда».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Плач Церкви над пастырем Плачь Церкве над пастырем Се четыредесятый день сетования моего надста, о, увы мне, пастырю! Се четыредесятное нощеденство унывания моего прииде, о, жалосте моя, учителю! Се обычное четыредесятницы плачевное тебе скончася, о, стрекало 1698 болезней моихь, руководче. И ждахь твоего возвращения – и не бысть, пастырьскаго присещения 1699 – и не обретохь, учительскаго возглашения 1700 – и не услышах отеческаго обычнаго утешения и любезнаго присвоения 1701 – и ничтоже успех. На сетование паки обращаюся, по словеси Иеремии: «Сего ради азь плачу, и очи мои излиясте воду, яко удалися от Мене утешаяй мя» (глава О, увы моего сетования, пастырю! О, увы моего унывания, учителю! Вся моя красная, оле, пременишася на злообразие. Вся моя светлая, оле, преобратишася на омрачение. Вся моя цветущая, оле, превратишася на измождение. Вся моя изрядная 1702 преложишася на совращение 1703 . Вся моя благополучная изменишася на злополучная. Вся моя радостная Быша в плачь, веселая – в сетование, утешителная – в рыдание, мирная – в смущение. Согномичествует 1704 моему безлепотству 1705 и чюдная Ноемнь, оплакующи свое смирение: «Не зовите мя, – глаголя, – Ноемнь, еже есть красна: не красна бо есмь, но злообразна, яко смири мя Ах, моея болезни, ах, моея скорби, ах, моего всесердечнаго чревоболения, всеизряднейший мой пастырю! Дóндеже убо твое пастырство украшайте мой престол, украшахся и аз. Дóндеже твое учительство просвещаше мое седалище, просвещахся и аз. Дóндеже твое казательство 1706 процветаше на моихь пажитехь, процветахь и азь. Дóндеже твое жезлосодержание утверждашеся в руку твоею, утвержахся и аз. Дóндеже твое предводительство исправляше добре моя чреды, во благодушии вси чредодержцы мои Быша и благополучно степени моя наступаху. Соплачет моему сетованию и Иеремия: «Обратней, – глаголя, – в плачь ликь нашь, спаде венець с главы Оле, моего злополучия, священнейшая главо пастырю! Не зриши ли престола твоего, яко и с местоблюстителей сетует? Не смотриши ли настоятельства твоего, яко и с восприимшимь плачевно дряселует 1707 ? Не видиши ли жезлосодержательства твоего, яко и с возложившым руку колеблется и к повержению скланяется? Не хощеши ли возникнути на чреды и степени твоего предводительства, яко вси мнящийся при тебе силни оцепенеша и крепци потрясошася, якоже гананствует 1708 пророкь: «Избраннии плачь подъяша»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – русский мыслитель и экономист. Происходил из семьи потомственных ювелиров-серебряников дворцового села Покровское. Самостоятельно выучился читать, одно время был близок к раскольникам. Стал купцом, к концу жизни приобрел имение. Автор многочисленных прожектов, из которых наиболее известен предназначавшийся Петру Великому трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724) – обширный проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. Здесь впервые дано истолкование так называемого «невещественного богатства» – праведных законов любви, духовности, грамотности и т.п. Один из первых русских исследователей крестьянского хозяйства; предложил царю Петру взять под свою защиту земледельцев. В августе 1825 года арестован и окончил свою жизнь и тюрьме Тайной розыскных дел канцелярии. Этот писатель, если можно так назвать крестьянина, жившего в своем селе и посвящавшего досуги составлению различных произведений, представляет собой один из примеров русского самоучки, который силой своего Ума и таланта пробивает себе дорогу вопреки всем жизненным обстоятельствам, вопреки тому, что не получил никакого образования. Профессор Погодин, издавший сочинение Посошкова, 1 сделал эпиграфом следующее изречение самого Посошкова, как характеризующее этого самородка: «Много немцы нас умнее науками, а наши остротою, по благодати Божьей, не хуже их, а они ругают нас напрасно». Нужно действительно сказать, что произведения Посошкова интересны не только как первые наши экономические сочинения, но не уступают самым выдающимся произведениям европейского меркантилизма. Крестьянин Иван Посошков родился около 1670 года и жил в селе Покровском Новгородской губернии. В 1700 году он подавал проект финансовой реформы, а в 1701 году он написал записку боярину Головину о ратном поведении. В 1710 году Посошков написал сочинение «Отческое завещательное поучение» своему сыну, который среди других молодых людей был отправлен Петром Великим за границу. Это завещание есть вместе с тем и нравоучение, которое содержит самые различные, как религиозные, так и практические указания относительно его жизни. Следующее его сочинение, уже по вопросам церковного характера, было подано Стефану Яворскому , 2 рязанскому епископу, впоследствии митрополиту. Наконец, в 20-х годах, около 1724 года, он написал сочинение, которое остается выдающимся и до настоящего времени, под заглавием: «Книга о скудости и о богатстве, сие есть изъяснение, от чего приключается скудость и от чего гобзовитое (изобильное) богатство умножается».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Бюджет приказа в XVII в. Из приведенных выше окладов жалованные личному составу Посольского приказа можно уже ожидать, что бюджет его в XVI в. будет не велик и действительно, эти ожидания оправдываются теми документальными сведениями о нем за весь XVII век, которые в достаточном количестве сохранились до нашего времени. К тому или другому приказу на необходимые для него расходы в древней Руси приписывалось известное число городов, сборы с жителей которых и покрывали расходы приказа. Для подобной цели, «для приказного строения и на всякие покупки на расход и на жалованье подьячим и сторожам», приписаны, были к Посольскому приказу города: Романов (в 1694 г. велено ведать его в Разряде), Касимов (по 1667 г.) 74 , Елатьма (с 1640 г. по 1676 г.), с. Ерахтур (на юго-запад от Касимова, в 1659–1676 гг.; не упоминается в 172-м году) и Вяземская таможня (с 1643 г. по 1678 г.; в 1665–1667 гг. ее ведала Устюжская четь; в 1667 г. в июле опять поступила в ведение Посольского приказа.). Деньги с кружечных дворов (кабаков) и таможенных доходов этих городов, собираемые самим приказом, и составляли его приходные суммы, которые затем приказ и тратит на свои нужды. Главный доход Посольскому приказу доставляли кружечные дворы в городах Касимове и Романове, отданные на откуп: за первый в 1633 г. приказ получил 1300 руб., за второй 1050 руб., всего 2350 рублей из общего годового прихода 2747 руб.; остальную сумму составили сборы с дворов и с мест дворовых и различные неокладные доходы. Такое же большое значение в приходе Посольского приказа имели эти сборы и в дальнейшее время 75 . В 60-х годах общий доход приказа увеличивается вследствие прилива медных денег, упавших в цене; но затем опять возвращается к прежнему размеру. В 90-х годах (1692 году) он доходит до 5000 руб., а в 1701 г. до 7000 руб., при чем составляется уже из новых статей 76 . Расход Посольского приказа был менее прихода, так что в приказе всегда оставались свободные деньги. Расходовались они, главным образом, на жалованье и праздничные (раз 7–10 в год) деньги подьячим и сторонам (толмачи и переводчики получали свое жалованье не из Посольского приказа). В 1633 г. издержано на подьячих и сторожей 781 руб., а остальная сумма 175 руб. ушла на «избные расходы» (хозяйственные расходы приказа 77 ). За последующие годы общая сумма обыкновенных расходов составляла от 1000 до 1700 руб.; в конце XVII века (в 1692 г.) на один личный состав тратилось уже около 5000 руб., а в 1701 г. на тот же предмет около 7000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010