399. … сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1. 28). 400. Быт. 2. 15. 401. Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю (Лк. 4. 5, 6). 402. Быт. 3. 24. 403. Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лицу Херувимов (Col. 7, cap. 8). И другие святые Отцы согласны, что он из числа высших ангелов. 404. «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, вратницы адовы (Иов. 38. 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11. 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15. 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное слово, § 19, по переводу Московской Духовной Академии. 405. «Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: Возмитесь врата плачевных, взошел Царь славы, Христос. Когда Господь сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то Небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: возьмите врата. Одни из них вопияли: Кто Царь славы? Другие отвечали: Господь сил, сходящий плотию, Бог-Слово, сидящий на престоле славы. Сын Отца, предвечно сущий со Отцом, сошедши на землю, восприял человечество и вознес его с Собою на небо — Царь славы». Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма: Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое ( Пс. 118:97–101 ).Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома она читается так же, как и всякая другая. 1-й, 2-й, 12-й, 22-й, 25-й, 29-й, 37-й, 58-й, 66-й, 72-й, 73-й, 88-й стихи кафизмы читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». Окончательные стихи первой половины кафизмы (92-й, 93-й): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня – поются трижды. После этого еще раз повторяется припев. Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи 94-й, 107-й, 114-й, 121-й, 131-й, 132-й, 133-й, 142-й, 153-й, 159-й, 163-й, 170-й читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поются трижды конечные стихи 118-го псалма (175-й, 176-й): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках). 1) Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую: да обрящу и аз путь покаянием; погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя (Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! Воззови, подай мне голос, найди и спаси меня).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Слышалъ ли жидовине, кольма ты много множьство съгрши къ Господу Богу, Господь же въводить на т глаголъ, ко потребити т за ко же, рече, и онъ, божественый Давидъ, въ глагол: «аще не бы Моиси, избранъный сталъ въ скрушении предъ нимъ възвратити рость». Ты слышал, жидовин, какое великое множество раз ты согрешил перед Господом, а Господь приходил к решению истребить тебя за беззаконие, о чём говорил и божественный Давид в одиннадцатой кафизме 1039 : «[И хотел истребить их], если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в сокрушении отвратить ярость [Его]» ( Пс. 105:23 ). Рече Моиси: «азъ же обративъс, снидохъ съ горы, гора же полше огнемь, и об дъсц свидни въ руку видвъ же, ко съгр(л.149б)шили предъ Господомь Богомь вашимъ и створисте соб телець съльнъ и съступисте съ пути скоро, иже заповдахе «âtäà» вамъ Господь, и об дъсц, повергохъ изъ руку и скрушихъ предъ вами, судивъ о васъ, ко не достоини и законоположень»; ко же бо невста преже чертога съблудивши, како вно скрижали благоговнь образъ бста. Моисей сказал: «Я повернулся и пошёл с горы, гора же пылала огнём; две скрижали завета были в руках моих; увидев, что вы согрешили против Господа Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, который заповедал вам Господь, я взял обе скрижали, бросил их из рук своих и разбил их пред вами, рассудив о вас, что этот народ не достоин и естественного законодательства» ( Втор. 9:15–17 ); скрижали благоговения были подобны выкупу, который нечего давать за невесту, согрешившую прежде [брачного] чертога. «Молихъ же с предъ Господомь ко же и м и м нощи, хлба не дохъ, ни воды пихъ, всхъ грхъ ради вашихъ, ко же съгршили творще зло предъ Господомь Богомь вашимъ, разгнвающе; и съ бознию бхъ гнва дл и рости, ко разгнвас Господь на вы, да потребить васъ. И послуша Господь мене въ то врем и на Арона разгнвас, глагол зло погубити и. И молихъс за Арона въ то врем. Вы бо и въ гробхъ похотни разгнвали бысте Господа Бога вашего. И вы (л.149в) пусти Господь Кадисъ, глагол: изидете и приимете землю, юже азъ даю вамъ, – и не послушасте словесе Господа Бога вашего, и не вровасте и бсте непокорщес предъ Господомь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

«Сам и ныне, Владыко, состраждай немощем нашим, благослови пшеницу сию. Твоею благодатию и человеколюбием, благословением и окроплением воды сея, о имени Твоем освященныя сея причаститися причастия, во благодарение, святаго Твоего Имене неосужденным сохранитися» (Молитва над пшеницею осквернившеюся). «И приемшаго начаток святаго образа о имени Твоем, освящающем всяческая: да и сего сам освятиши Именем Твоим всесильным и благим » (Чин пострижения в рясофор, в заключительных словах последней молитвы). Свидетельства из молитв по кафизмах в псалтири следованной «Боже праведный и хвальный... и прославлю со ангелы, и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь . (По 5-й кафизме). «Благодарим Тя, Господи Боже наш... и помяни Господи всех призывающих Имя Твое во истине ». (По 6-й кафизме). «Господи Боже мой... благодарю Твое многопетое имя... И спаси нас Имене Твоего ради Святаго , ими же веси судьбами». (По 7-й кафизме). «Господи щедрый и милостивый... возвесели сердце мое, во еже боятися Имене Твоего Святаго... во еже помогати и утешати и спасати вся уповающия на Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь ». (По 8-й кафизме). «Владыко Господи Боже наш... и сице предстану неосужденно пред страшным Престолом Твоим, славя и воспевая пресвятое Имя Твое во веки, аминь. (По 9-й кафизме). «Господи Боже наш... да со благою надеждою и истинным уверением, к тамошнему миру пойду, хваля и благословя выну всесвятое Имя Твое , Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь». (По 10-й кафизме). «Благодарим Тя Господи Боже наш спасений наших... и поставил еси нас в поклонение честнаго и славнаго Имене Твоего ». (По 14-й кафизме). «Владыко Господи Вседержителю и Творче всех... от земли создавый человека и показавый его по образу и по подобию Твоему, да и тем прославится великолепое Имя Твое на земли ». (По 17-й кафизме). Свидетельства из молитв утренних: «От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице... отверзи уста моя... пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое Имя Твое , Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

соль – фа – ми (трихорд типа C, фригийский), пентахорд. фа- ми – ре (трихорд типа B, дорийский), ми- ре – до (трихорд типа A, ионийский), Распев арзиса на отличное от образца число слогов обусловливает следующие варианты арзиса в первом стихе кафизмы 5 – см. пример 9; в кафизме 17-ой все первые четыре звука арзиса распеты на слог «Бла- жени». Подобные варианты встречаются часто, учитывать их каждый раз, как выше было сказано, нет воможности. Повидимому, каждый писец рукописи фиксировал знаменем ему привычный вариант, сохраняя структуру напева и его мелодическое строение. Припев. См. пример 10. Начало мелодии припева совершенно сходно с началом мелодии стихов псалма (трихорд A: фа – соль – ля с несущественным затрагиванием, между повторениями звука фа , звука ми ). Затем мелодия модулирует в трихорд типа B: соль – ля – си бемоль и опускается (мимоходом проходя через трихорд C) в трихорд B: фа – ми – ре , затем вновь поднимается через трихорд C в трихорд A ( фа – соль – ля ), чтобы снова спуститься в трихорд B на ре , и снова подняться – но теперь в трихорд типа C ( ми – фа – соль ), с несущественным затрагиванием, в виде дополнительной ноты, звука ля (выраженного скамеицей) и, после опевания звука соль (верхнего звука трихорда C) кончается на основном звуке этого трихорда – в данном случае на ми . Заключительное опевание звука ми повторным движением ми – фа , ми – фа встречается часто в знаменном роспеве как окончание некоторых мелодий, шифрованных в безлинейной нотации при посредстве знака Ф (фиты). В подтекстовке мелодии припевов в различных кафизмах, а также в их невмизации (йотировании безлинейным знаменем) наблюдаются довольно частые варианты. Отметим наиболее резкия отклонения от образца. Так, в кафизме 11 текст «и возглаголю» изложен иначе, чем в примере 10 – см. пример 11а. Текст: «боящимся Его» в кафизме 5 – см. пример 11б. Текст «вскоре» в кафизме 14 – см. пример 11в. Вторая слава. Стихи. См. пример 12. Строение мелодии стихов второй славы в напеве B почти совершенно сходно с напевами стихов кафизм по напеву A. Почти во всех случаях арзис сливается с речитативом или же речитатив происходит в рамках арзиса; каденция (арзис + тезис) – невматического строения, представляет собою вариант мелодической строки стихов первой славы в кафизмах напева A.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалмы, употребляемые в суточном богослужении, попадаясь в «кафизме», опускаются, чем достигается значительное сокращение: именно вместо 150 псалмов, придется прочесть 150–37=113. Из них 60 на кафизмах, а 53 на часах в будни, вместо обычных или с ними, следующим образом: Нет возможности обязать клирика или всякого благочестивого христианина, желающего присутствовать на всех суточных службах, прочитать в них все кафизмы и все стихиры. Иначе не останется времени ни для какой иной деятельности. Стихиры сокращаются до одной, а для чтения Псалтыря, приходится изобретать комбинации. Вот мы и приводим одну из них, в которой (без ущерба рамками богослужения, к которым так все привыкли) вся Псалтырь вычитывается еженедельно: Дело грядущего всероссийского собора, предпочесть ее, или взять другую. Службы Воскр. Понед. Суббота Утреня. Шестопсалмие На 1-й кафизме 15, 17, 18 39, 41, 42 52, 55, 56 72, 74, 75 86, 88, 91 138, 139, 143 109, 110, 111 На 2-й кафизме 21, 22, 23 43, 46, 42 57, 58, 59 77, 78, 79 92, 93, 94 144, 146, 147 112, 113, 114 На хвалитне 144, 149, 150 одному псалму Часы первый 5, 89, 100 104, 105 третий 16, 24, 50 106, 107 Обычн. шестой 53, 54, 90 108, 115 Кафизм. девятый 33, 84, 85 12, 13, 14 31, 32, 34 48, 49, 51 71, 73, 76 98, 99, 101 117, 145 Вечерня Предначинательные Поются стихи Кафизма 12, 13, 14 124, 125, 126 127, 128, 130 131, 132, 134 135, 136, 137 Господи воззвах Одни стихиры Заключительный до: блага. Повечерие Полунощница 118, не порочны постави Твой есмь. Призри. 64, 65, 66 каф. об. 118, 133, обычн. Эта комбинация может быть расширена и сужена. Расширена на две недели. Тогда кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются во вторую неделю на утрени и на вечерни, и тогда Псалтырь прочитывается в две седмицы. Съужена: кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются на вечернях и утренях той самой седмицы, что, конечно, удлинит службу. Практически это исполняется очень просто. Читаются все кафизмы по уставу, только все псалмы, входящие в состав суточного богослужения, при чтении опускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Чтец: «И ныне». И читает второй отдел кафизмы, после которого «Слава». Хор: «И ныне. Аллилуиа (3), Господи, помилуй (3), «Слава». Чтец: «И ныне» и читает третий и последний отдел кафизмы, после которого: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Паки и паки...» Священник: «Яко Твоя держава...» Чтец: седальны святого (2), «слава, и ныне», Богородичен из Минеи. В субботу также. Если на одной утрени, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизм двум празднествам, в этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после 3 песни канона. Если предпразднество или попразднество, то седален праздника, «слава, и ныне», тот же седален. По второй кафизме: другой седален праздника, «слава, и ныне», тот же седален. Примечание: Во дни святых, имеющих славословие и, вообще, когда в Минее есть седальны по кафизмах, после кафизм полагается малая ектения. Также и в праздничные, субботние и воскресные дни. В субботу: 16 кафизма, малая ектения и седальны, как описано выше. Стихословится 17 кафизма (непорочны). Во время непорочнов священник кадит. После непорочнов малая ектения: «Паки и паки...» и седальны Если предпразднество или попразднество, то седальны предпразднества или попразднества из Минеи. Хор: «Господи, помилуй» (3), «слава». Чтец: «и ныне» и читает первый отдел другой кафизмы, после которого то же стихословие, что и после первого отдела предыдущей кафизмы. За первым отделом кафизмы – второй отдел, и опять то же стихословие. Наконец, третий отдел кафизмы, оканчивающийся так же, как окончен третий отдел предыдущей кафизмы, т. е.: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже» (3). Диакон: «Паки и паки...» Священник: «Яко Благ и Человеколюбец...» Чтец: По окончании кафизмы так же, как и после предыдущей кафизмы седальны и Богородичны. Если есть по уставу третья кафизма, в Минее нет седальнов по третьей кафизме святым со славословием. Тогда их могут заменить седальны Октоиха. Перед седальнами по третьей кафизме – ектения: «Паки и паки...» и возглас: «Яко Ты еси Бог...» (?)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Как мы видели (см. выше, с. 523), уже литургия ап. Иакова дает ектению, соответствующую нашей великой, не всегда в одном объеме, а иногда в сокращении; но такого значительного сокращения ее, какое дается в нынешней малой ектении, она не знает; впрочем, последняя ектения на этой литургии, благодарственная по причащении, состоит из 3 прошений, как нынешняя малая. Древнейшая формула малой ектении, по-видимому, начиналась с «Заступи» (см. Вступ. гл., с. 377; ср. на вечерне Пятидесятницы). Действия священнослужителей на вечерней кафизме Указывая священнику произносить великую ектению и первые две малые на великой вечерне, Типикон последнюю малую ектению на кафизме, пред Господи воззвах, назначает произносить диакону, может быть, в знак связи ее с Господи воззвах, с которого начинается участие диакона в служении вечерни. «При пении 3-го антифона отходит диакон и, сделав поклон предстоятелю (испрашивая этим благословение его на участие в служении), входит в алтарь, входит с ним и чередной священник; диакон, взяв стихарь свой и орарь, берет благословение от священника и, целовав десницу его, облачается в стихарь по обычаю». Все ркп. Иерусалимского устава поручают малые ектении, как и великую, диакону. Предписание нынешнего Типикона – из «Чина» патр. Филофея, где подробнее об этом: «нужно знать, что если не выходит ( φορση) диакон к началу вечерни, он облачается при пении 3-го антифона, если есть стихословие; если же нет, при пении предначинательного псалма, как сказано. Облачается же так: творит поклон предстоятелю и входит боковыми дверьми в св. алтарь; здесь находит священника стоящего, ибо тот входит ранее, и, взяв стихарь свой, диакон подходит к священнику и говорит: «Благослови, владыко, стихарь с орарем»; священник же благословляет это, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». И облачившись таким образом в него, диакон, по окончании стихословия, выходит и становится на обычном месте и говорит малую ектению» 2159 . 1979 Т. е. било. Не исправлена прежняя терминология, приспособленная не к колоколам, а к билам. 1985 Савваитов П. Путешествие Новгородскаго архиепископа Антония в Царьград в конце XII-ro столетия. СПб., 1872. с. 17, 103. 1987 Рукоп. Моск. Рум. м. Сев. собр. 491/35, л. 1 об. Моск. Синод. библ. 328/383, л. 1 об. и 329/384, л. 13. 1990 Ευταξας, по замечанию Goar " a ( Εχολγιον sive rituale graecorum. Venetiis, 1730, p. 23), – то же, что magister caeremoniarum, надзиратель за благочинием в храме, указывающий входящим места, – в древности такая обязанность лежала на диаконе, а затем передана низшим чинам клира и, как видно из настоящего места, чинам одного разряда с чтецом. Евтаксию соответствует в монастыре параекклисиарх или кандиловжигатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1. Тропарей после Бог Господь... Тропарь святого 2-жды. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря святого (Типик., гл. 52, л. 386). Но 9 декабря нет богородична, а только тропарь 3. Если случится предпразднство или попразднство, то тропарь праздника 2-жды. Слава, тропарь святого. И ныне – праздника (Типик., гл. 52, л. 387). 2 После каждой кафизмы пред седальными – малая ектения, по Типик., гл. 9, л. 17, и по изданию Киево-Печ. лавры, л. 6, произносимая священником. После первой ектении – возглас: Яко твоя держава... (Служебн., стр. 55), после второй: Яко благ и человеколюбец... (там же). 3. Седальнов после кафизм После кафизм седальны святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен из Минеи (см., напр., 23 октября). Примечание. Хотя в 17 гл. Типикона (л. 25 на об.) и 48 его главе святые со славословием не причислены к разряду тех, во дни коих на утрени бывает две кафизмы в тот период времени, когда их полагается три, однако, в последованиях Минеи святым с славословием нет седальнов по 3-м стихословии кафизмы (см., напр., 23 сент.). Их могут заменить седальны Октоиха. Если случится предпразднство или попразднство, то, по указаниям 48 гл. Типикона, 7-го, напр., января, по первой рядовой кафизме седален праздника. Слава, и ныне, тот же седален; по второй рядовой кафизме – другой седален праздника. Слава, и ныне, тот же седален. 4. Песней Священого Писания Песни Священного Писания отдельно от песнопений канонов во дни святых со славословием не положено стихословить, петь же их назначено только в соединении с последними по тому отделу Ирмологиона, который начинается: Поем Господеви (см. Типик., 18 гл.. и Ирмол., л. 133). Впрочем, в 48 гл. Типикона под 23 сент. сказано: «О славословии же великом да не почудишися. Возможно убо есть, яко же устав изъявляете, и Осмогласнику певаему, и Господеви поим, сотворити и великое славословие». – Эти слова Типикона, по своей вероятности, надобно понимать так: во дни святых со славословием, след., при пении славословия великого, возможно петь и Господеви поем, а не Поем Господеви, но только в те дни, в которые поется Октоих, т. е. нет ни предпразднства, ни попразднства, при коих Октоих оставляется и в которые песни Священного Писания стихословятся всегда по отделу Ирмологиона: Поем Господеви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Слава 3: Тебе приносим хвалу, дивный в чудесех, Боже наш. Кафизма 17. Слава 1: Благословен еси, Господи. Слава 2: Господи, вразуми мя и жив буду. Слава 3: Боже, яко щедр не презри молящияся ны. Кафизма 20. Слава 1: Господь помощь моя и похвала. Слава 2: Дивен еси, Господи, покланяемый от всея твари. Слава 3: Свят, свят, свят еси, в триех составех единый Боже. ( К этому же типу может быть отнесена и кафизма 18, имеющая следующие припевы: 1) Услыши моя болезни, Господи, к Тебе зову; 2) Ущедри мя, Господи, да живу Ти; 3) Господи, очисти прежде даже не возмеши мене отсюду). Кроме того, кафизма 17 (псалом 118, «Непорочны») имеет, сверх очередного напева B, еще три напева: 1) на воскресной утрени, с теми же припевами, как у рядовой кафизмы 17 для первых двух слав (для третьей славы припев не указан); 2) На «Великой Панихиде», где кафизма разделена на две статии, с припевом: «Помяни, Господи, души раб Своих» для первой статии и «Упокой, Господи, души раб Своих» – для второй (л. 285 об.–286); 3) В Субботу великих панихид, тоже на две статии, с припевами: «Благословен еси, Господи» и «Спасе, спаси мя» (л. 287). Эти напевы, как не относящиеся к чередованию кафизм, мы не будем здесь разсматривать. В конце славы во всех кафизмах роспето обычное в конце слав «Слава...» – «И ныне...» – «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе Боже» 17 . Каждую славу начинает клирос, противуположный тому, который начинал предыдущую славу. Как правило, первую кафизму на утрени начинает правый лик. Переходим теперь к разсмотрению напевов кафизм. Первую кафизму, как стоящую особняком, в стороне от чередования напевов A и B, мы разсмотрим после чередующихся кафизм. Всего в общей сложности имеется 12 напевов (по одному на каждую славу в напевах A, B, и в первой кафизме), весьма близких между собой по мелодии. Напев A. В напевах этой группы, стихи псалмов поются одной мелодической строкой, состоящей из двух частей; а) речитатива на одном звуке ( фа ) и б) каденции–попевки невматического строения. По напеву стихов поются и конечные «Слава...» – «И ныне...» с припевом «Аллилуия». Конечное «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе Боже» поется следующим образом: оба «Аллилуия» – как часть а строки (т. е. речитативом), а «Слава Тебе, Боже» – как часть б , после чего опять таки поется припев «Аллилуия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010