3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Для разъяснения дела я напомню один подходящий случай из истории народа Божия. Вот Давид поразил силача Голиафа мечом ( 1Цар.17:51 ). Тот меч, как спасительное орудие, Давид после взял и «положил в шатре своем» ( 1Цар.17:54 ). Из 21 гл. 1 кн. Царств видим, что этот меч Голиафа благодарные евреи держали уже, как святыню , при скинии ( 1Цар.21:8–9 ). Евреи верили, что помог им спастись от филистимлян Бог. Но Господь спас людей мечом Голиафа. Поэтому и самый меч этот хранился при скинии, как святыня . Также надобно рассуждать о кресте. Крест сам по себе служил орудием казни у евреев – и больше ничего ( Втор. 21, 22–23 ). Но «посредством креста» Господь убил вражду диавола и мы храним его, как знамя нашего спасения . Почему же вы не почитаете креста, вопреки Писанию, знаменем Своего Спасения во Христе? Петр Данилович ответил: – Да ведь нас спас Христос. При чём же тут дерево креста?.. Я возразил: – И древние евреи исцелялись от язв змеиных верующим взглядом на медного змея, как образ Христа ( Чис.21:8–9 ; ср.: Прем.16:6–7 ). Однако они хранили при скинии не одного медного змея, а и шест, как знамя своего спасения. Так и мы поступаем: ублажаем нашего Спасителя, но и чтим Крест – знамя нашего спасения от диавола. Штундистам не понравилось доказательство о почитании Креста от медного змея. Они в несколько голосов закричали: – Ну ка, Данилыч, прочитай из 4-кн. Царств гл. 18. Увидим, какую силу имел медный змей!.. Петр Данилович громко прочитал первые пять стихов 18 гл. 4 Цар. Особенно он оттенил 4 ст.: Езекия царь «истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней Сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар.18:4 ). – Вот смотрите, – кричали сектанты – Езекия истребил медного змея, а вы всё его вспоминаете!.. Я сказал: – Благочестивый царь Езекия, действительно «истребил» медного змея, потому что развращенные евреи стали почитать его за бога. Это видно из того, что об уничтожении медного змея говорится рядом с истреблением идольских высот и статуй, и самое название «Нехуштан» на русском языке означает «медный бог». А разве крест Христов мы почитаем за бога? Разве мы кадим ему, как Нехуштану?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Так как большинство древних списков Евангелия расположены не в порядке евангелистов и глав, а по дневным чтениям, начиная с пасхи (Евангелие – апракос, от ‘πρακτος, недельный), то для удобства проверок цитат и вообще нахождения в рукописях Евангелия-апракосах тех или других мест, в примечаниях отмечается, в какую неделю и в какой день положено то или другое евангельское чтение. Указываются также дни по месяцеслову, на которые положены евангельские чтения. В некоторых рукописях из Евангелия Марка, читающегося в церкви, как известно, с 12-й (по Мстиславову и некоторым другим спискам с 11-й) недели по пятидесятнице, содержатся только субботние и недельные чтения; чтения же, положенные на простые, будничные дни недели, в этих списках отсутствуют. Эти списки указаны в конце предисловия. В различных списках Евангелия – и независимо от указанной выше причины – часто недостает тех или иных дневных чтений, тех или иных стихов или отдельных слов, что также указывается в обозрении рукописей и в подстрочных примечаниях. Между Евангелиями первой и второй редакции есть списки, последовательно выдерживающие свою редакцию, и есть такие, которые в отдельных евангельских чтениях сбиваются на иную редакцию,–обыкновенно списки первой редакции сбиваются на вторую, а второй на первую. Евангелия-апракосы сокращенные лучше выдерживают первую редакцию, чем апракосы полные. Все апракосы второй редакции – полные. Из списков Евангелия первой редакции склоняются в отдельных чтениях к тексту второй редакции А14 – 16. 18–20. 26. 31. 32. 34–36. Из списков второй редакции более или менее склоняются к евангельскому тексту первой редакции: Б1. 3. 4. 7. 8. 12 – 15. 19. 25. 30. 34. 35. 37 – 39. 41 – 43. 45 – 51. 54. Точно и последовательно выдерживают вторую редакцию следующие списки: Б (Мстиславов основной список) и Б2. 6. 9 11. 16. 17. 18. 20. 21. 22. 23. 24 27. 28. 32. 33. 40. 44. Чтобы без нужды не умножать разночтений, такие заведомо сбивающиеся на иную редакцию евангельские чтения я отмечаю в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Гибель всех остальных объяснялась неверностью и оскорблением ими Иеговы во время этого странствования. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека. Эти три мотива: благодарственно-скорбно-молитвенный являются преобладающими во всем последующем содержании Псалтири, являясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими. Давиду по надписаниям еврейской и русской Библии принадлежат 73 псалма, а по греко-славянской – 87. Такое различие в количестве приписываемых Давиду псалмов объясняется тем, что при определении происхождения не надписанных именами писателей в еврейской Библии псалмов 70 переводчиков руководились теми преданиями, которые дошли до них от евреев относительно этих псалмов, предание же приписывало их Давиду. Но ввиду несоответствия этого предания с содержанием некоторых приписываемых Давиду псалмов, оно не всегда может быть принято за руководство при определении писателя и обстоятельств их происхождения (напр. псалмы 90, 92, 93, 94 и др.). Всех псалмов, принадлежащих Давиду, как автору, 73. Они следующие: из надписанных его именем в евр. Библии 73 псалма: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 67, 68, 69, 70, 85, 100, 102, 107, 108, 109, 121, 123, 130, 132, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, и из не надписанных в евр. Библии, но относительно которых может быть установлено происхождение их от Давида, следующие пять: 1, 2, 32, 105, 137. Все псалмы Давида по своему содержанию представляют лирическое изложение событий его жизни, начиная с первого помазания от Самуила и кончая последними годами его царствования. Нет ни одного события, сколько-нибудь важного, на которое бы Давид не отозвался своими песнями, а таких событий его жизнь представляет большое количество и разнообразие, чем и объясняется большое количество и разнообразие его псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11. О законе Божием: 18, 118. 12. О суетности жизни: 38, 48, 89. 13. Об обязанностях правителей: 81, 100. 14. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117. 15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134. 16. История народа Божия: 77, 105. 17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109. 18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117. 19. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117. Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год Псалмы на разную потребу По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу: 1. Чтобы уберечься от тяжких грехов: Пс. 18 2. Против нападений бесовских: Пс. 45, 67 3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: Пс. 4, 7, 36, 51 4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: Пс. 11 5. Для смирения духа: Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138 6. Когда враги продолжают искать твоей погибели: Пс. 34, 25, 42 7. В благодарность за победу над врагом: Пс. 17 8. Во время скорби и в несчастиях: Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142 9. При унынии и в безотчетной скорби: Пс. 26, 90, 101 10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139 11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: Пс. 16, 85, 87, 140 12. Когда просишь милости и щедрот у Бога: Пс.66 13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28 14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню: Пс. 40 15. Восхваляя Господа: Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138 16. В болезнях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

15:39 172, 190, 212 15:42–47 172 15:43 188, 203 15:45 173, 203 15:46 63, 203 15:47 140, 173 15:63–64 28 16:1–2 174 16:1–8 173, 190, 191 16:3 174 16:4 174 16:5 174 16:6 175, 179 16:7 175 16:8 176 16:9 179 16:9–14 176 16:9–20 173, 176, 190, 191 16:11 177 16:11–14 177 16:13 177 16:14 177 16:15 177, 178 16:15–20 177 16:16 178 16:17–18 178 16:19 179, 192 16:19–20 179 16:20 113, 179, 214, 215, 218, 219     Ветхий и Новый Заветы Бытие 1:26–3:7 18 1:27 101 1:31 73 2:24 101 Исход 19:16 90 20:21 90 24 88 24:15–18 90 31:14 32 32–33 93 33:18 67 34 88 34:6–7 27 34:21 32 Второзаконие 24:1 101 I Царств Иов 12:6 39 III Царств Притчи 12:31 39 I Книга Маккавеев Амос 1:54 134 Псалтырь 21 (LXX) 168 22 169 22:8–9 167 37 (LXX):13 163 37 (LXX):14 163 41 141 68 (LXX) 168 69:1–3 108 75:8 108 77 (LXX) 45 88 (LXX):10 51 89:9 50 102 (LXX):3 27 105 (LXX):9 51 107:28–29 50 108 (LXX) 168 108 (LXX ):2–4 163 109 (LXX):1 128 110:1 179 Иов 38:8–11 51 Притчи 31:6 166 Амос 3:7 121 8:9 171 Михей 3:12 131 Захария 1:6 121 2:10 135 13:7 148 Исайя 13:10 135 32:1–2 (LXX) 45 34:4 135 35:4 73 35:5–6 73 43:25 27 50:6 165 51:17 108 52:15 163 53:2–3 58 53:7 163 53:8 34 61:1 16 Иеремия 5:21 76 5:22 51 36 (LXX) 131 Плач Иеремии 2:15 167 4:21 108 Иезикиль 12:2 76 17:22–24 48 32:7 135 Даниил 7:3 50 7:13 90, 135–137, 207 12:11 134 Евангелие от Матфея 1:1 128 3:7–12 15 3:14 17 4:1–11 17, 62 4:11 18 4:23 13 5:18 138 8:3 102 8:23–27 48 8:26 51 8:28 52 9:20 102 9:27 127 10:15 61 10:42 99 12:9–14 55, 56 12:35 127 13:55 57 13:58 59 14:1–12 62 14:3–6 102 14:13–21 64 14:33 65 15:22 127 16:8–11 76 16:22 84 16:23 84 16:27 86 17:2 89 17:14–20 94 18:1–5 97 20:19 107 20:30 127 21:1–11 114 21:8–9 115 21:9 115 21:10 175 21:23 119 21:33–46 121 21:37 123 21:42 82 22:15 124 22:34–40 126 23:11 97 23:37 83 24:9 83 24:35 138 26:4 140 26:8 141 26:15 142 26:17–18 143 26:33–35 149 26:39 109 26:47 153 26:69–75 160 27:27–31 165 27:48–49 170 Евангелие от Луки 3:7–14 15 3:21 17 4:1–13 17, 18 4:16–30 57 4:22 57 4:29 58 5:1–11 19 5:13 102 6:6–11 35, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

14, 15. 240. т. I стр. 12. 13, 38. 169. 1, 3–4. 74. 3, 36. а. 264. 1-е послание 11, 26. 43. 17, 24. 120. 11, 41–42. 56 сир. 15, 1. 315. 14, 11. б. 220; проп. 6, 69. 99. т. 4. стр. 312. 1, 9. 105. 14, 20. 263. 1, 12. 137. 19, 42. 232. 15, 14–15. 367. 8, 37. 329. 17, 14–15. 82. 10, 14–15. 492. 8, 14. 245. 15, 1. 315. 8, 30. 310. XVIII. 9. т. 1 стр. 1. 8, 46. а. 363. XXII. 3. 8, 13. 243. 14, 30–31. 310. XXIII. 3. 3, 10. 228. 8, 26. б. 283. 15, 22. 389. 8, 50. 372. 16, 2. 403. 14, 11. б. 230. XXVI. 14. 8, 51. 375. 15, 22. 289. 6, 51. б. 39. Послание Иакова 17, 2. 35. I. 7–8. 9, 6–7. 421. 17, 20–21. 104. 14, 15. 240. III. 9. 8, 50. 372. 8, 31. 313. 11, 49–52. 63. 11, 26. 43. 16, 16. 10. 13–15. 7, 24. б. 156. 19, 30. а. 218. т. 1 стр. 1. 9, 6–7. 420. 3, 31. а. 247. 11, 41–42. 56 сир. 6, 64–65. 78. 15–16. 15, 21. 386. 6, 25. 452. 15, 5–6. 345. 17, 1. 32. 17, 2. 35. 6, 42. 24. 17, 20–21. 104. 8, 54–55. 386. 21, 15–17. 297. 14, 15. 241. 15, 7. 347. 2-е послание 17, 3. 41. 3, 5. 225. 14, 15. 241. 6, 35. б. 496. 15, 2. 330. 2, 24. б. 164. 8, 33. 319. 10, 14–15. 492. 14, 4. 179. 14, 28. б. 305. 14, 16–17. 247. 15, 1. 328. 15, 1. 315. 16, 7. 411. Послание 1, 1. в. 27. 20, 28. 281. 14, 11. б. 219. 8, 30. 310. 13, 28. б. 301. 8, 44–45. 352. 8, 44–45. 352. 13, 18. 131. 13, 18, 131. 17–19. 14, 11. б. 227. 16, 8–11. 415. 7, 15. 125. Римлянам 1, 14. б. 146. 1-е послание Иоанна 16, 24–25. 17. I. 1. 3. 17, 20–21. 103. 20, 20. б. 256. 6, 57. 61. 7, 38. 212. 14, 11. б. 228. 1, 50–51. 232. 17, 16–17, 86. 5, 37–38. 399. 14, 16–17. 245. 1, 21. 167. 16, 26–27. 20. 7, 48–49. 230. 17, 2. 35. 14, 11. б. 219. 17, 9–11. 61. 1, 3. а. 64. 14, 11. б. 229. 1, 5. 90. 15, 1. 316. 5, 23. 359. 1, 9. 110. 17, 3. 39. 1, 9. 110. 12, 48–50. 97. 22–23. 14, 11. б. 225. 14, 11. б. 208. 15, 1. 327. 7, 24. а. 142. 14, 11. б. 229. 8, 28. б. 288. 6, 45. б. 28. 28–29. 7, 24. б. 154. III. 1. 17, 11. 66. 15, 2. 333. 20, 17. б. 248. 1, 16–17. 158. 16, 25. 19. 6, 37. а. 499. 7, 39. 221. 20, 17. а. 245. 14, 11. б. 229. III. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14, 19. 253. 6, 29. 473. LXI. 1. 9, 39. 464. 1, 14. в. 148. 7, 41. a. 203. VIII. 8. 5, 18. 330. LXIII. 1. 14, 2–3. 176. 19, 7. 187. 29, 26–27. 276. 5, 37–38. 398. 7, 11. 119. 14, 31. 314. 14, 11. б. 213. 17, 1. 31. 1, 1. в. 28. LXV. 1. 7, 11. 117. 8, 28. д. 297. 6, 48–50. 33. 7, 13. 122. 18, 20. 150. 7, 25. 173. 7, 24. a. 145. 10, 11–13. 486. 14, 15. 241. 19, 5–6. 182. LVI. 1. 1, 1. а. 19. 15, 2. 333. 4, 20–21. 283. XI. 15. 8, 32. 318. 15, 5–6. 345. XII. 6. 7, 3–5. 107. 7, 37. 210. 6, 2–4. 419. 8, 21. a. 260. 6, 15. 442. Иеремия 7, 1–2. 102. 3, 34. a. 257. 18, 40. 177. 10, 8. 475. 10–11. 2, 14. a. 212. II. 10–11. 19, 15. б. 197. 7, 13. 120. 12–13. 1, 32–33. 187. XIV. 14. 7, 28. б. 182. 19, 15. б. 197. 10, 8. 475. 1, 3. a. 64. 6, 66. 80. 17, 3. 39. 15, 20. 380. III. 3. 19, 15. б. 197. 21, 1–6. 289. 7, 9–10. 115. 9, 28. 446. 8, 24. б. 275. 8, 13. 243. 6, 37. a. 499. XVII. 7–10. 6, 42. 23. 7, 24. б. 154. 21–22. 7, 24. a. 150. 18, 28. 163. 5, 10. 323. 6, 38–39. 10. XIX. 5. 4, 34. 306. 8, 13. 242. XXII. 10. 1, 2. 59. 1, 32–33. 186. 28–30. 6, 37. б. 500. 5, 10. 323. XXIII. 16. т. I, стр. 12. 6, 34. 489. 1, 2. 45. 8, 18. 253. 1, 9–10. 118. 8, 52. a. 379. 4, 22. 289. VI. 11. 9, 2–3. 408. 8, 37. 329. 1, 22–23. 169. 8, 42. 344. 10, 10. 479. XV. 2–4. 15, 2. 331. 7, 28. б. 182. XVI. 35. 7, 9–10. 114. 8, 42. 344 44–45. 7, 40–41. 223. 10, 8. 475. 4, 6. a. 272. 5, 19. 338. 18, 29. 164. 8, 18. 253. XVIII. 1–4. 9, 2–3. 407. 10, 34–37. 20. 9, 2–3. 399. 10. 8. 475. 8, 37. 329–330. XXVII. 18. 10, 8. 475. 1, 20. 51. XXVIII. 2. 8, 42. 345. 20–24. 9, 2–5. 407. 13, 10–11. 122. XXIX. 23. 11, 26. 44. XXII. 26. 1, 2. 54. 4. 22. 289. XXVIII. 12. 6, 27. б. 465. 8, 37. 329. 12–13. 8, 44–45. 352. 10, 11. 482. XXXIII. 11. 13, 10–11. 122. 31–32. 10, 11, 482. XXXIV. 2–6. 10, 14. 488. 8, 37. 329. 6, 56. 58. XXXI. 12. 4, 10–11. 277. 23–27. 10, 14. 488. XXXII. 2–3. 10, 11. 482. 1, 9–10. 128. Даниил 5, 19. 338. II. 20. 8. 28. д. 297. 4, 34. 306. 2, 24–25. 221. XXXIX. 18. 1, 9–10. 126. III. VI. 1, 9–10. 126.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

плоть ( σρξ) 17, 39, 49, 62, 71, 79, 136, 140, 169, 188 покаяние ( μετνοια) 82, 128, 137 полнота ( πλρωμα) 5, 8, 14, 16, 18, 19, 24, 39, 48, 57, 77, 83, 95, 111, 130, 131, 138, 163 Помазанник ( κεχρισμνος, Χριστς) 15, 161 праведность ( δικαιοσνη) 8, 30, 43, 65 сн., 69, 82 правило ( κανν) 11, 15, 19, 20, 25, 49 3 , 92, 109, 151, 174, 175, 189, 204 предание ( παρδοσις) 4, 12, 14, 44, 47, 61, 64, 78, 95, 97, 99, 102, 103, 120, 130, 136, 143, 147, 150, 151, 152, 154, 155, 163, 164–166, 174, 176, 180, 181, 189, 193, 200 – богословское 47, 95, 103, 120 – византийское 78, 94, 130, 147 – духовное 95, 143, 193, 200 – живое 12, 51, 150, 154, 181 – животворное 200 – записанное 151 – исконное 97 – историческое 150 – иудейское герменевтическое 14 – каноническое 175 1 – литургическое 181, 193 – молитвенное 193 – народное 64 – святоотеческое 49, 51, 54, 93, 94, 98, 108, 199 – Священное 152 – средневековое 163 – схоластическое 152 – церковное 136, 147, 149 – экзегетическое 57, 61, 78, 98, 108, 119, 120, 127, 141, 143, 153, 175, 198 Предвечный Совет Божий ( προαινιος βουλ το Θεο) 48 Премудрость ( σοφα) 4, 6, 41, 99, 128, 151, 152, 154, 212, 215 – см. также мудрость преображение ( μεταμρφωσις) 25, 26, 109, 112 – п. сила ( μεταμορφωτικ δναμις) 9 природа ( φσις) 7, 14, 21, 29, 31, 38, 45, 53, 54, 60, 66, 67, 69, 70 (1) , 71, 76, 77, 86 сн., 90, 109, 132, 135, 136, 152, 156, 157, 165, 167, 177, 198, 206 притча ( παραβολ) 35, 136, 145, 159, 160, 166, 171, 215 (3) причина, источник ( φορμ, αιτα) 23, 53 сн., 89, 90, 91, 105, 132, 168 – первопричина 89 – причинный ( ατιος) 37 Промысл Божий ( πρνοια το Θεο) 19, 74, 82, 142 прообраз ( προεικνισις, πρτυπον) 17, 18, 26, 33, 35, 38, 47–49, 109, 114, 118, 127, 152, 164, 214 пророчество ( προφητεα) 6, 12, 15, 20, 21, 22, 30, 31, 38, 39, 73, 82, 96, 118, 126, 127, 154, 160, 183, 189, 190, 214 просвещение ( φωτισμς) 9, 20, 51, 69, 101, 104, 108, 109, 130, 141, 145, 149, 165, 167, 169, 174 разум ( τ λογικν) 9, 16, 26, 53–56, 60, 63 сн., 64, 67, 70, 71, 80, 85, 88–94, 104–106, 108, 132, 134, 1325, 141, 142, 153, 157, 162, 165–167, 177, 178

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

1. И. как индивидуальное, личное спасение. Это либо мольба об И., либо благодарение Бога за то, что Он избавил от реальной опасности, спас в ситуации, к-рая не предполагала разрешения «естественным» путем и неумолимо вела к гибели. Таковой, напр., в Свящ. Писании представлена вся жизнь царя Давида : подводя итог своей жизни, он восклицает: «Жив Господь, избавлявший (  ) душу мою от всякой беды!» (3 Цар 1. 29). Господь искупает, спасает от «зла», «беды», «скорби», «коварства», «насилия» (Быт 48. 16; 2 Цар 4. 9; 3 Цар 1. 29; Пс 71. 14); «смерти», «могилы», «преисподней» (Иов 5. 20; 33. 24, 28; Пс 48, 16; 70. 23; 102. 4); «врага», «мучителя», «грешника» (Иов 6. 23; Пс 25. 11; 30. 6; 33. 23; 54. 19; 68. 19; 105. 10; 118. 134; Плач 3. 58). 2. И. как спасение Израиля. Понимание явленного Господом спасения оформляется в т. ч. как образ И. Им Израиля. Таково событие Исхода , начинающее свящ. историю ветхозаветного Израиля искупительным деянием Бога. Господь вызволяет Израиль из егип. рабства, искупая его в Свой народ (Исх 6. 6; 15. 13 -   Втор 7. 8; 9. 26; 13. 5; 15. 15; 21. 8; 24. 18; 2 Цар 7. 23; 1 Пар 17. 21; Неем 1. 10 -  ). Вся дальнейшая история ветхозаветного Израиля совершается под знаком Божия И. (Пс 24. 22; 43. 27; 73. 2; 76. 16; 77. 42; 106. 2; 110. 9; 129. 7-8; Ис 1. 27; 29. 22; 35. 9-10; 43. 1; 44. 22-23; 47. 4; 48. 20; 51. 10-11; 52. 3, 9; 62. 12; 63. 9; Иер 15. 21; 31. 11; Ос 7. 13; 13. 14; Мих 4. 10; 6. 4; Зах 10. 8). Господь именуется Искупителем (  ) Израиля (Иов 19. 25; Пс 18. 15; 77. 35; Ис 41. 14; 43. 14; 44. 6, 24; 47. 4; 48. 17; 49. 7, 26; 54. 5, 8; 59. 20; 60. 16; 63. 16; Иер 50. 34; «...имя Твое: «Искупитель наш»» - Ис 63. 16). Для понимания существа религ. И. в ВЗ важно определить, предполагается ли текстом И. как самостоятельный акт или это - одна из метафор спасения. Собственно спасение в евр. языке выражается словарными рядами с корнем   к-рые в целом ряде библейских пассажей соотносятся со словами от корней   и   как синонимы (Пс 30. 3, 6; 54. 17, 19; 71. 13-14; 105. 10; Ис 49. 25-26; 63. 9; Иер 15. 20-21; 31. 7; Зах 10. 6, 8).

http://pravenc.ru/text/674968.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010