Журавна. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Церковь в с. «Спасское на Журавне» упоминается в писцовых книгах 1578 г. Сохранилась следующая запись: село Спасское на Журавне числится за «вдовою Офросиньею ... за ее внуками ... церковь Преображенье Спасово древена, клецки». В 1698-1710 гг. тщанием помещика И.Д. Щепотьева в селе возведен новый каменный храм в стиле раннего петровского барокко. В 1827 г. здание подверглось переработке в стиле классицизма. В осевой композиции здания «кораблем» доминирует объем храма типа «восьмерик на четверике». В 1858 г. в церкви устроили боковой придел во имя свт. Митрофана Воронежского. В конце 1930-х гг. храм закрыли, в здании находился клуб, затем зерносклад. В 1998 г. создана церковная община, возобновлены богослужения. http://www.mepar.ru Село Спасское на Журавне (в простом наречии Спас-Журавна) отстоит от Тулы в 100 в., от Каширы в 35 в. Первая половина названия получена от храма, искони Спас-Преображенского, а вторая половина от протекающей в селе незначительной речки Журавны. Относительно названия самой речки делаются догадки, что в старину местность эта была болотною и в ней водилось много журавлей, но это опровергается уже тем, что в писцовых книгах XVI в. название этой речки писалось всегда „Жаровня”. О самом селе Спасском в писцовых книгах 1578-79 гг. говорится: „Село Спасское на Жаровне, а в нем церковь Преображенье Спасово, древяна, клецки”. Отсюда видно, что во 2-й половине XVU в. село с храмом Преображения существовало. О возникновении же села и прихода никаких сведений не имеется. В настоящее время приход составляют селения: Зайцево и Федоровка, то и другое в 1 в. от храма, Истомино в 3 в. и Козьяково в 4 вер. В приходе душ муж. пола 597, жен. пола 658. Относительно прежнего храма существует народное предание, что он стоял в расстоянии 3/4 в. от теперешнего на юго-запад, каковое место и теперь называется Старым Спасом, по никаких следов существования прежнего храма не осталось. Теперешний храм каменный, с таковою же колокольнею, во имя Преображении Господни, построен „тщанием и радением того села помещика, стольника Ивана Давыдова сына Щекотьева”, как значится на храмозданном кресте. По надписи на этом кресте, освящение его совершилось в 1710 году, между тем в описи, составленной в 1820 г. и хранящейся в церковной ризнице, сказано, что „оная церковь в сходственность храмозданной грамоты сооружена каменным зданием в 1698 году”. Сопоставляя оба эти известия, должно полагать, что храм построен был в 1698 году, но не скоро еще был отделан внутри и оказался подготовленным к освящению лишь в 1710 году.

http://sobory.ru/article/?object=17207

Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий; греч. Ηλας Μηνιτης] (1669, Ликсурион, о-в Кефалиния - 1.08.1714, Патры), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник. Жизнь Первоначальное образование получил на Кефалинии под рук. своего отца прот. Франциска († 1721). В 1681-1689 гг. обучался в колледже Фланджини в Венеции, окончил курс с отличием и в течение 3 лет преподавал греч. язык в своем колледже. В 1689 г. И. был рукоположен во диакона и назначен секретарем Филадельфийского архиепископа (главы греч. общины Венеции), а также проповедником греч. ц. св. Георгия (Сан-Джорджо деи Гречи) и проректором (фактически директором) колледжа Фланджини. В 1691 г. И. вернулся на Кефалинию, где преподавал и проповедовал. В 1696 г. был приглашен на о-в Керкира (Корфу) губернатором Ионийских о-вов Антонио Молиной обучать двух его племянников. В 1698 г. И. вернулся вместе с Молиной в Венецию, вновь преподавал в колледже Фланджини. В 1699 г. стал личным секретарем Лоренцо Соранцо, назначенного венецианским послом в Стамбуле. На этом посту И. приобрел широкую известность в церковных, научных и политических кругах. Молдав. господарь Дмитрий Кантемир в 1703 г. отправил И. с миссией ко двору австрийского имп. Леопольда. По возвращении с 12 янв. 1704 г. И. короткое время занимал пост иерокирикса к-польской Великой ц., был преподавателем патриаршей школы. В 1706-1707 гг. жил на Керкире, продолжал проповедническую деятельность. Венецианский наместник Пелопоннеса Анджело Эмо предлагал И. стать епископом г. Христиануполя, но И. отказался. Преемник Эмо Франческо Гримани убедил И. переехать в Нафплион, предложив ему должность «учителя и проповедника Нафплиона и Аргоса». Наместник Мореи Марко Лоредано осенью 1710 г. уговорил И. возглавить Керницкую и Калавритскую епархию (резиденция в г. Калаврита, Пелопоннес); И. принял епископское рукоположение. О периоде его пребывания на кафедре сведений мало. Известно, что на Пасху 1714 г. И. проповедовал в нафплийском кафедральном соборе. После кончины И. его отец перенес тело в Ликсурион, где оно было захоронено в ц. свт. Николая. Творения

http://pravenc.ru/text/389365.html

Ульяновск. Симбирский Спасский женский монастырь. Спасский Новодевичий монастырь Храмы монастыря: Утраченные храмы: Карта и ближайшие объекты Спасский женский (девичий) монастырь - иначе Спасский Новодевичий монастырь (до 1633 г. – ок. 1936 г.) Монастырь основан одновременно с городом (1648 г.) или по некоторым предположениям, еще раньше (не позднее 1640 г.). Первоначально была одна деревянная однопрестольная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, время построения которой точно не известно. В 1678 г. вместо нее на средства С.Т. Протопопова была построена и украшена новая деревянная Спасская церковь. В 1685 г. эта церковь сгорела. В 1691-1696 гг. вместо сгоревшей церкви была построена однопрестольная холодная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с деревянной колокольней. Она получила наименование второго городского собора (после Троицкого собора) и занимала 360 кв. саж. В 1696-1698 гг. купцом И. Андреевым была построена вторая каменная теплая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В 1709-1710 гг. на средства М.О. Твердышева к этой церкви пристроили каменную колокольню. В 1713 г. тот же И. Андреев увеличил церковь в размерах, соединил ее с колокольней, а с южной стороны была пристроена больница. В 1734 г. эта больница из-за обветшания была перестроена подполковником И.И. Немковым и обращена в придельную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1780 г. " Спасской девичей монастырь " имел 2 каменные церкви, число других построек с годами менялось. До 1784 г. все здания, кроме храмов, и ограда монастыря были деревянные. В 1787-1789 гг. на средства, завещанные симбирянами Я.Б. и Н.К. Твердышевыми, по плану Симбирского архитектора Тоскания построены: вокруг монастыря каменная ограда; на пустом месте с северной стороны по Дворцовой ул. - два одноэтажных флигеля для постоя, " чтобы сдавать их в наем и этим увеличить монастырский доход " на восточной стороне - два каменных дома для игуменьи и для монахинь и др. постройки. В северо-западной башне ограды было устроено служебное помещение, а в северо-восточной башне - часовня. В ограде были устроены ворота: на северной стороне они назывались " водяными " , с южной стороны они были расписными с деревянной часовней. Главные Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы.

http://sobory.ru/article/?object=30517

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Вятка (Киров). Собор Богоявления Господня. Богоявленский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор был построен в 1698 - 1710 гг. с северной стороны от старого Свято-Троицкого кафедрального собора. По преданию именно на этом месте в 1181 году при основании г.Хлынова была возведена первая деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня (см. " Повесть о стране Вятской " ). Разрушен в 1935 г. вместе с Кафедральным собором. С сайта: Богоявленский Собор был приписным к Александро-Невскому Собору Вятки. Храм имел 3 престола: " Престолов в ней 3 : в холодном храме в честь воздвижения честного и животворящего креста Господня, в теплом на правой стороне в честь Богоявления Господня, а на левой в честь св.мч. Георгия. " По информации с сайта Богоявленская церковь считается одной из древнейших церквей г. Хлынова. Она уже упоминается в описании г. Хлынова 1615 г. Первоначально церковь была деревянная. В 1679 г. при Богоявленской церкви построена новая церковь в память Воздвижения Честного Креста Господня и освящена 25 ноября 1680 г. 6 июня 1698 г. заложена каменная церковь, окончена постройкой в 1710 г. В 1746–1756 г.г. каменная Богоявленская церковь перестроена. В 1777 г. значится при соборе придел Воздвиженский. В 1777 г. в трапезе по левую сторону устроен придел во имя Св. Георгия Великомученика и освящен в 1778 г. В настоящее время в сем соборе, построенном в 1710 г., как сказано в клировых ведомостях, три престола: в холодной церкви – во имя Воздвижения Креста Господня, в теплой церкви – Георгиевский и Богоявленский. В.И. Шабалин «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» Богоявленская церковь: до присоединения к Александро-Невскому собору, бывшая также собора, построена около 1710 г. усердием прихожан, по свидетельству хранящейся в ней рукописи. Зданием каменная с таковой же колокольней. Престолов в ней три: в холодном храме в честь воздвижения честного и животворящего креста Господня, в теплом на правой стороне в честь Богоявления Господня, а на левой в честь св. мч. Георгия. Утварью достаточна. Причта по штату не положено.

http://sobory.ru/article/?object=32483

Москва. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:не позже 1710. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, село Хатминки. Координаты: 55.524156, 37.250848 Проезд:Церковное место находится в поле, слева при въезде в село. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшой однокупольный центрический храм, окруженный открытой галереей, был выстроен на средства князя Б.А. Голицына. Колокольня пристроена в 1805 г., южный Казанский придел в 1889 г. Сломан в сер. ХХ в. Древности. Тр. Комис. по сохр. древних памятников Имп. Моск. археол. о-ва. Т. 4. М., 1912, с. 196, 200-203, л. XV   Существовавшая ранее церковь Сергия Радонежского чудотворца в селе Хатмынках. Хатмынки в 1627 г. – пустошь Московского уезда «царевича Андреевское поместье Кучюмова, а ныне владеет жена его княгиня Орина»; в 1654 г. владели А.Б. Полтев и Д.И. Плещеев. В 1660 г. Хатмынки продано И.В. Семенову, по смерти которого пустошь, названная сельцом, в 1669 г. перешла к его отцу думному дьяку В.Г. Семенову, «как купленная вотчина на собственные его деньги для сына». В 1678 г. в сельце состояли: двор вотчинников, в котором жили деловые люди 17 человек, и 4 двора задворных людей 14 человек, да в сельце Богородском, что была деревня Ширяева, принадлежавшем Семенову, находились: двор вотчинников с 9 деловыми людьми и 2 двора крестьянских с 16 человеками. По смерти В.Г. Семенова сын его Василий в 1698 г. продал вотчину князю Борису Алексеевичу Голицыну; в 1700 г. Б.А. Голицын разделил все свои имения между детьми Алексеем, Василием и Сергеем, и на долю князя Сергея досталось сельцо Хатмынки. Князь Б.А. Голицын построил в сельце Хатмынках церковь во имя Сергия Радонежского чудотворца и к новопостроенной церкви из своей вотчины отмежевал земли 15 четвертей и сенных покосов 15 копен. Новопостроенная Сергиевская церковь по распоряжению казенного приказа была обложена данью. В приходной окладной книге того же приказа значится: «в 1710 г. 5 июня по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Иосифа Бурцова велено: новопостроенной церкви преподобного Сергия, игумена Радонежского чудотворца, которую построил боярин князь Борис Алексеевич Голицын в вотчине своей, в Московском уезде, в Гоголеве стану, в сельце Сергеевском, Хатмынка тоже, положить дани с дворов: с попова, с диаконова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с приходских 10 дворов крестьянских, да по памяти из Поместного приказа нынешнего 1710 года мая 27 числа, с пашни с 15 четвертей, с сенных покосов с 15 копен, по указной статье – 19 алтын, и те данные деньги с заездом и с пошлинами, и с десятильничим доходом велено имать с нынешнего 1710 года». Церковь Сергия чудотворца в приходных книгах казенного приказа за 1711-40 гг. писалась под Загородскою десятиною, «в вотчине боярина князя Бориса Алексеевича Голицына», с обозначением дани с 1715 г. 32 алтына 3 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=42985

Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий собор - самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ города. Находится на Музейной площади в Волжском районе города Саратова. Содержание История [ править править код ] Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением. В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный. В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг. Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Храмы Саратова Материал из Азбука паломники Храм Казанской иконы Божией Матери (Саратов) [ править править код ] Казанский храм был построен в 1905 году на средства прихожан, для завершения работ в городских церквах проводили кружечный сбор. В трудные для церкви 1920-е годы было создано «Православное Христианское общество при Ново-Казанской церкви в Солдатской слободке г. Саратова», прихожане пытались отстоять церковь, но в 1923 году храм была закрыт. В 1928 году власти уничтожили фарфоровый иконостас, снесли купол храма и уничтожили колокольню. Храм превратили в двухэтажный дом, где размещался детский сад. Позже здание разрушалось. Храм вернули верующим в 1994 году, началась реконструкция. В 2003 году был установлен малый купол над алтарем. Адрес: г. Саратов, ул. Чернышевского, 2 (микрорайон «Улеши»). Подробнее... Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов) [ править править код ] Свято-Троицкий собор Самый древний храм Саратовской Митрополии. Время возведения: 1698 – до 1710 гг. Впервые собор был освящен при Митрополите Астраханском и Терском Сампсоне (†1714) в первое десятилетие 18 века. Впоследствии — 7 октября 1942 г. Высокопреосвященнейшим Андреем (Комаровым, †1955), Архиепископом Саратовским и Сталинградским (1941 – 1942). По окончании реставрационных работ, 10 декабря 2006 г. Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в сослужении Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и Епископа Саратовского и Вольского Лонгина совершил чин Великого освящения нижнего Успенского храма. 2 ноября 2014 г., по окончании масштабных ремонтно-восстановительных работ, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения верхнего храма во имя Живоначальной Троицы. Престолы: В верхнем храме — во имя Святой Живоначальной Троицы, в нижнем — в честь Успения Божией Матери. Адрес: 410031, ул. Московская, д. 6 (Музейная площадь) Телефон: (8452) 282382 , факс (8452) 23-62-27 . Проезд до храма: троллейбус 1, 4, 5, автобус 11, 33, маршрутное такси 3, 32, 33, 82 (ост. «Музейная площадь»).

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Саратова

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН (Жураковский [Жураховский] Иван; † 18.09.1735 (по др. данным, окт. 1736), Межигорский в честь Преображения Господня монастырь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Происходил из шляхетского рода герба Сас, основателем к-рого в XVII в. был сосницкий сотник Михаил Жураковский. Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) В нач. 80-х гг. XVII в. окончил Киево-Могилянскую коллегию, принял постриг в Межигорском в честь Преображения Господня монастыре , в 1685 г. был рукоположен во диакона, в 1687 г.- во иерея. В нач. 1688 г. возглавил посольство к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) для подтверждения права Межигорской обители на ставропигию и для закрепления Запорожской Сечи в качестве парафии за этим мон-рем. В нач. 1689 г., уже будучи межигорским наместником, И. ездил в Батурин к гетману И. С. Мазепе для подтверждения имущественных прав мон-ря. В 1698 г. И. пребывал в Москве для «испрошения» милостыни. В 1708 г. И. в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю. В итоге казаки, называвшие И. шпионом и пригрозившие сжечь его в смоляной бочке, разорвали отношения с Межигорским монастырем. В качестве награды за участие в посольстве «к войску низовому Запорожскому» по личному распоряжению Петра I И. был возведен в сан архимандрита (6 янв. 1709), а Межигорский монастырь признан архимандритией. 11 марта 1710 г. по ходатайству И. Петр I пожаловал обители статус ставропигии, отобранный в 1703 г. Указом Святейшего Синода от 1 июня 1722 г. этот статус был подтвержден. Впосл. И. участвовал в погребении благоволившего к нему имп. Петра I. В 1714 г. И. был пожалован селами Русановом, Плоским и мельницами, доходы от которых поступали в казну монастыря. Кроме того, на свои средства он приобрел хутор с 2 мельницами и винокурней в 7 верстах от Межигорского монастыря. После пожара, случившегося в обители 21 авг. 1717 г., И. в апр. 1721 г. испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на мон-рь. В том же году И. получил по завещанию скончавшегося Смоленского митр. Варлаама (Коссовского) его «шапку красную архиерейскую» 1711 г. (ОДДС. Т. 1. С. CXLII).

http://pravenc.ru/text/674103.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010