Клементьево. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуренная, приходская церковь построенная в 1703 г. в стиле барокко. Изначально - двухэтажный ярусный храм с отдельно стоящей колокольней был выстроен на средства князя Б.И. Прозоровского в стиле московского барокко. В нижней Никольской церкви имелись Преображенский и Ильинский приделы. Многоярусная надвратная колокольня была построена в 1730-х гг. над въездом в церковный двор на средства И.М. Ефимовского. В храме были родовые усыпальницы Прозоровских и Ефимовских. Церковь закрыта в 1931 г., разобрана в 1940 г. Из кирпича рядом построена школа. От церковного здания уцелела только стройная надвратная колокольня с пристроенными к ней с севера и юга служебными строениями. На двухъярусном кубическом основании колокольни установлены два восьмерика, верхний из которых перекрыт куполом с барабаном главки. Декор здания сводится к лопаткам и простым оконным наличникам. Внутреннее убранство отсутствует. Передана верующим в начале 2000-х гг. На этом месте была деревянная церковь Святого Николая, уничтоженная в Смутное время. В 1629 г. она построена вновь. В 1653 г. село входило в Шеборшинскую дворцовую волость. В 1691 г. в жалованной грамоте написано: «великие государи (Петр и Иоанн) пожаловали боярина, князя Петра Ивановича Прозоровского за его многие службы, что он при великих государях живет непрестанно, со всем усердием... велено ему дать вотчину из своих великих государей дворцовых волостей в Московском уезде: Шеборшинскую, Тягожскую и Карачаровскую с селами, деревнями и пустошами». В 1701 г. Клементьево отдано князю Борису Ивановичу Прозоровскому по разделу с его братом Петром Ивановичем. Князь Борис Иванович Прозоровский (1654-1718) в 1670 г. был мучим в Астрахани Разиным. В 1672 г. пожалован чином стольника (первым для юношей из родовитых семейств), в 1674 г. - комнатный стольник царя Феодора Алексеевича. В 1682 г. - участник Собора по уничтожению местничества, боярин,в период двоецарствия Иоанна и Петра Алексеевичей он постоянно сопровождал царя Иоанна на богомолья, с 1692 по 1697 г. - воевода в Нижнем Новгороде. В 1697 г. пожалован саном ближнего боярина.

http://sobory.ru/article/?object=07299

Смоленск. Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Является мужским, переосвящен в 1669 г. из униатского монастыря базилиан; до 1703 г. при нем жили смоленские архиереи. Между 1672-1675 гг. по инициативе смоленского митрополита Варсонофия Еропкина вместо деревянного собора на средства из казны воздвигается каменный одноэтажный собор. Велось строительство, предположительно, московским зодчим Иваном Калининым. Тогда же к северу от собора построен деревянный дом для настоятеля, утрачен в 1943 г. (под асфальтом площадки сохраняется обширный Г-образный подвал). В 1697 г. собор был поврежден ураганом, в 1727 г.  " поновлен " епископом Гедеоном - возведен второй этаж и пристроена к алтарю с севера ризница. В 40-е гг. XVIII в. с юга пристроена каменная усыпальница над захоронениями смоленских митрополитов, тогда же - колокольня. В 60-х гг. XVIII в. возведена к югу от собора Аннозачатьевская церковь, в 1767 г. она обращена в больничную. В конце XVIII в. построена ограда, частично перестроена в конце XIX в., как и верхняя паперть собора. Собор Троицкий, бесстолинный, одноглавый, типичен для московской архитектуры, стал образцом для церквей Смоленска XVIII в. Центральный объем - высокий четверик с пятигранной апсидой, с запада к нему примыкает немного пониженная трапезная с Г-образными крыльцами, ведущими на второй этаж. Все объемы, кроме примыкающей усыпальницы, двухэтажные, второй этаж четверика - двухсветный. В декоре сочетаются элементы XVII—XVIII вв., наличники с разорванными фронтонами окон нижней паперти и элементы барокко – плоские наличники, восьмигранные верхние окна, широкий фриз, переходящий на полукруглые фронтоны. Помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Интерьеры не сохранились. Здание реставрировано в 1979-80 гг. по проекту А. Силанова. Текст статьи взят с сайта Администрации Смоленской области Монастырь Троицкий. XVIII в. ул. Большая Советская, 8а, 9, 11. Расположен на одной из центральных улиц города, круто поднимающейся от Днепра. С востока, где вплотную к монастырю подходит овраг, его здания просматриваются на значительном расстоянии. Они дополняют ансамбль Соборной горы к северу от монастыря. Троицкий монастырь основан после 1655 г. на месте базилианского монастыря, назван в память о древнем Троицком монастыре " на Кловке " , который был разрушен во время осады Смоленска в 1633 г. Каменный собор построен между 1671 и 1676 гг., в 1697 г. поврежден ураганом, в 1727 г. возобновлен. Видимо, в это время здание было полностью перестроено и получило нынешний облик. В 1847 г. была обращена в придел собора часовня над погребениями архимандритов монастыря, в 1860 г. сооружены каменные крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=01022

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ († 24.11.1720, Кириллов Белозерский мон-рь), митр. Нижегородский и Алатырский. Время и место рождения неизвестны. С 1697 г. И. возглавлял Новоспасский московский монастырь в сане архимандрита, а в 1699 г. был избран митрополитом Нижегородским, сменив на этой кафедре митр. Трифиллия (Инихова) . Перевод последнего на Сарскую и Подонскую митрополию состоялся по инициативе царя Петра I Алексеевича (см. подробнее: Устрялов. 1858. С. 501). 23 июля 1699 г. в Москве патриархом Московским и всея Руси Адрианом И. был хиротонисан во епископа Нижегородского с возведением в сан митрополита, о чем свидетельствует выданная ему настольная грамота, хранившаяся впоследствии в ризнице нижегородского кафедрального собора в честь Преображения Господня (ныне в НГИАМЗ). О переведении из Н. Новгорода митр. Трифиллия и об избрании И. в грамоте сказано: «Сущая тамо (т. е. в Нижегородской епархии.- Авт.) Церковь остася вдовственна, неимеюща свойственнаго пастыря, и люд пасущий тамо руководительства никоего же получает. Суждше правильно и законно, в дело служения сего избравше благочестиваго мужа, всемилостиваго Спаса Новаго монастыря Архимандрита Исаию». В 1702 г. близ Нижегородского кремля И. основал мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В обители был построен трапезный храм над источником («наподобие фонтана»), почитавшимся целебным. По преданию, именно в этой церкви как при ее освящении, так и позже митрополит получал «облегчение» от болезни глаз. К нач. XX в. в монастырском храме хранилось рукописное описание (в переплете) чудесных исцелений при источнике, к-рое составил сам митрополит. Возведенную в Н. Новгороде на средства купца Я. Пушника (Пушникова) одноглавую каменную Георгиевскую ц. митрополит освятил в 1702 г., о чем свидетельствовал хранившийся в храме антиминс («атласный, с китайской подкладкой»). Одновременно с Георгиевской ц. был построен и 15 янв. 1703 г. освящен каменный Свято-Духовский храм в нижегородском монастыре в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1702 г. в Н. Новгороде началось возведение каменной ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя и во имя прп. Сергия Радонежского. Среди храмов, освященных И.,- ц. во имя архидиак. Стефана (1701) в с. Исады Макарьевского у.

http://pravenc.ru/text/674826.html

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1707. Год утраты:1930 (разобран основной объём, колокольня снесена в конце 1940-х) Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино Изменить описание объекта Фотографий пока нет Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана. До революции 1917 года в обители были собор святителя Николая с пятью куполами и пятью приделами: во имя святителя Николая, во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», во имя Воздвижения Креста Господня, во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707), на которой в 1898 году был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Главным храмом обители являлся Николаевский собор. В 1703 г. было получено разрешение на его строительство, к 1710 г. оно было завершено, в дек. состоялось освящение главного престола, в преддверии которого, 1 дек., иером. Харалампий получил антиминс для него (Холмогоров. 2010. С. 381). С XVIII в. в соборе существовал придел во имя митр. Московского свт. Алексия. 20 июня 1755 г. собор пострадал от сильного пожара (РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 427. Л. 1), но вскоре был восстановлен. В 1765 г. в трапезную собора был перенесен из надвратной ц. во имя мч. Иоанна Воина престол во имя прп. Сергия Радонежского (Пясецкий. 1894. 24. С. 764), в кон. XVIII в. там же устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Во 2-й пол. XVIII или нач. XIX в. к трапезной собора была пристроена 2-ярусная колокольня. В 1815 г. собор был расписан на средства Рогозиной (Кизимова, Зубова. 1999. С. 125). В 1852 г. престол во имя прп. Сергия Радонежского был перенесен во вновь построенную приходскую ц. свт. Николая Чудотворца в с. Одрине. К 60-м гг. XIX в. трапезная собора обветшала и была перестроена в 1867-1868 гг. Еп. Макарием в 1868 г. были освящены 2 престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (11 сент.) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (12 сент.; престол перенесен из церкви, располагавшейся под колокольней) (Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация (Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона. Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=57120

П.В. Долгоруков Граф Бреверн-де-Лагарди и дворяне Бреверны Иоанн Бревер, родом из Силезии, рижский супер-интендент (рождение в марте 1616 † 12 мая 1700), женат был два раза: на Гедвиге Самсон († 1657) и на Софие Дюнте (рождение 15 октября 1635 † 168.), и от второго брака имел сына и трёх дочерей: 1) Анна, за рижским обер-пастором Давыдом Каспари; 2) Магдалина, за вице-президентом рижского гофгерихта Иоахимом ф. Шульц; 3) София, за рижским ратсгером Павлом Брокгаузеном; 4) Германн Бревер возведён был Королём Шведским Карлом XI в дворянское достоинство под именем Бреверна (Brevern), 5 октября 1694 года. Вот родословие его потомству, внесённому в матрикул лифляндский в 1742 году, а в матрикул эстляндский в 1745 году. отцовский КОЛЕНО I: Германн ф. Бреверн, вице-президент рижского гофгерихта, потом, при учреждении коллегий в 1717 году, вице- президент российской юстиц-коллегии и действительный статский советник, рождение 20 июля 1663 † 3 июля 1722; женат на Екатерине ф. Рейтерн, рождение 6 сентября 1679 † 21 октября 1746. Она была во 2-м браке за российским генерал-аншефом Боном (Вонп) КОЛЕНО II: Иоанн, рождение 1 августа 1695 † 31 мая 1735; женат на Варваре- Елене ф. Циммерманн (овдовев, вышла за барона Оттона-Фридриха Будберга) Германн, рождение 18 июня 1696 † в мае 1741; женат на Елисавете ф. Мейнерс, рождение 1690 † 1767 Георг, рождение 8 июля 1703 † 1788 Карл, тайный советник, президент СПб академии наук и святого Александра Невского кавалер, рождение 1704 † 3 января 1744; женат на девице Кейзерлинг Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Екатерина, рождение 1697 † 1730, за Юстом-Генрихом ф. Радинг Анна-Магдалина, рождение 1702 † 1748; за бригадиром Христианом ф. Фредерици Беата-Христина, рождение 1706 † 1734; за Гисбрехтом ф. Рейтерн КОЛЕНО III: Германн-Иоанн, рождение 1727 † 1734 Георг, рождение 1732 † 1753

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

С Савастьянова на Водоге на Сохоте пустынь Давно уже упразднённая мужская, основана священноиноком Севастианом, в 7008 (1500) году скончавшимся. Она упоминается в 1697 и 1703 годах в Вологодской Епархии, и был в ней тогда Строителем. Ныне состоит она Ярославской Епархии в Пошехонском уезде на берегу реки Согожи, вытекающей из болота и впадающей в Шексну. См. Сохотская. Савватиев монастырь Мужской упразднённый, находился в Тверском уезде и до Штатов 1764 года принадлежал к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь . О начале построения этого монастыря сведений не имеется: но он существовал ещё в начале XVI столетия и упоминается в житии Преподобного Корнилия Комельского. См. Пролог месяца Мая 19 день и описание Корнилиева монастыря в IV части Истории Российской Иерархии, стр. 652. Прибавление Савин или Саввы Освященного монастырь Мужской. Находился близь Столичного города Москвы и Новодевичьего монастыря, на правом берегу реки Москвы. Упоминается он в 1525 году (см. Никонова Летопись, ч. VI, стр. 231. Ныне тут приходская каменная церковь во имя Пр. Саввы Освященного с приделами, из коих один во имя Знамения Богородицы, а другой во имя Св. Николая, построенная в 1592 году из казны Большого Дворца и в 1607 году поновлённая. Слобода около лежащая именуется по этой церкви Савинской (см. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. VIII, стр. 183). Савин Переяславский монастырь В 1155 году выжжен Половцами (см. Никонова Летопись, ч. II, стр. 144). Савиновишерский монастырь Заштатный. См. Вишерский. Савин Сторожевский монастырь См. Описание в Истории Российской Иерархии, ч. II, стр. 548 и далее. Савин Тверской монастырь Мужской, упоминается около половины XV столетия. В нём жил славившийся тогда старец Варсонофий, прозванием Неумоя, к которому приходил Преп. Иосиф Волоколамский для пострижения; но он велел ему идти к Пр. Пафнутию в Боровск. Этот монастырь тот же, что и Савин Сторожевский, который состоял тогда в Тверской области. Салдовский или Салдинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Тарычево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицерождественская церковь Автор: Гонев-Занудских Снято: 8 марта 2010 Добавлено: 20 апреля 2010 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1678 году в деревне Тарычёво строится деревянная церковь Рождества Божией Матери и с этого момента деревня, начинает называться " с. Рождественское на р. Обитце " . В 1703 году село принадлежит князю Фёдору Юрьевичу Ромодановскому (1640-1717). Он служил комнатным стольником Петра 1, и был по отзыву о нём царя " человек зело смелый к войне " и в 1678 году разбил под Чигирином Каплан-пашу и крымского хана. Возглавляя Преображенский приказ, Ромодановский расследовал все дела о государственных и политических преступлениях, дознания вёл с исключительной жестокостью. Во время казней мятежных стрельцов он лично рубил им головы и вешал за рёбра. Надзирал за заключённой в Новодевичий монастырь в 1689 году царевной Софьей. Пользуясь полным доверием Петра, он обладал огромной властью. В его ведении находились Сибирский и Аптекарский приказы, снабжение армии, он наблюдал за литьём пушек и бомб. В 1697 году во время Великого посольства (в штате которого, под именем Петра Михайлова, был сам царь) Фёдор Юрьевич управлял государством, нося титул князя-кесаря (титул был потешный, придуманный царём Петром, но шутить с Фёдором Юрьевичем никто не решался), обращаться к нему должно было " Ваше Величество " , так в письмах его называл и сам царь. Фёдор Юрьевич имел право входить в кабинет Петра в любое время без доклада. В домашней жизни был строг, соблюдал старорусские обычаи. В записках современника, дипломата Куракина, приведена такая характеристика: " видом аки монстра " , нравом коварен, злобен и " пьян во вся дни " . Эту характеристику подтверждает и письмо Петра, в котором он только один раз позволил себе обратиться к князю-кесарю как к холопу: " Зверь! Долго ль тебе людей жечь?.. Перестань знаться с Ивашкою (Хмельницким, то есть пьянствовать).

http://sobory.ru/article/?object=04082

Часть 1. О происхождении апокрифов На русском языке так мало писано об апокрифических евангелиях, что мы вынуждены прежде всего познакомиться с литературой этого предмета на иностранных языках. Собиранию апокрифов положил начало некто Михаил Неандер (Soraviensis) в половине XI столетия (1563–1568). К греко-латинскому изданию малого катехизиса Лютера, сделанному в 1563 г., он присовокупил коллекцию апокрифов под таким заглавием: «Апокрифы, т. е. небиблейские повествования о Христе и Марии, об Иосифе и родственниках и семействе Христа, почерпнутые из сочинений древних греческих писателей, отцов, историков и филологов (с присовокуплением также протоевангелия Иакова, недавно найденного на востоке) и изданные на греческом и латинском языках Михаилом Неандером». Собственно, апокрифов здесь нет, кроме протоевангелия Иакова, писем Пилата и Лентулы, и истории Прохора о св. Иоанне Богослове. Подобного рода произведение «Apocrypha paraenetica, philologica cum versione Nicolai Glaseri, Thuring. Walterhusani. Hamburgi. 1614 г»., также ни прибавляет ничего нового против издания Пеандера «Orthodoxographa», изданные Иоанном Герольдом (1555 г.) и «Мопитепта S. Patrum orthodoxographa», Гринея (1569 г.) кроме указанных апокрифов уже содержат в себе евангелие Никодима. В 1697 г. Генрих Сикс издал евангелие детства арабское с латинским текстом. Перевод не чужд недостатков; подстрочные примечания содержат по большей части восточные сказания и предания. В 1772 г. Георгий Валлин издал историю Иосифа на арабском языке с латинским переводом. Но вся заслуга в собрании апокрифов Нового Завета по справедливости принадлежит Иоанну Альберту Фабрицию. Труд его (1719–1743) «Codex apocryphus N. Testamenti» даже до нашего времени заслуживает уважение ученых исследователей апокрифов. В 1703 г. он издал в двух томах свой апокрифический кодекс; в 1719 г. к двум первым присоединил и третий том. Это издание произвело живое впечатление на мир ученый, несмотря на то, что опыт Фабриция был не первым в этом роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Одорский; ок. 60-х гг. XVII в.- после 1715), архим., ректор Киево-Могилянской академии. Из старинного шляхетского правосл. рода. Перешел в унию; вероятно, с 1674 г. обучался в Львовской иезуитской коллегии, завершил образование в Оломоуце (Моравия), где принял монашество в ордене василиан . Польск. кор. Ян Собеский предложил Г. перейти в Православие и занять вдовствующую Белорусскую кафедру. В 1690 г. митр. Сочавским Досифеем, еп. Львовским Иосифом (Шумлянским) и еп. Перемышльским Иннокентием (Винницким) Г. был хиротонисан во епископа Могилёвского. Однако правосл. паства отказалась принять епископа, рукоположенного архиереями, близкими к униатству (еп. Иосиф тайно перешел в унию в 1677, еп. Иннокентий - в 1681, открыто они заявили об этом позднее), и настаивала на подтверждении хиротонии Г. Киевским митрополитом. Приехав 1 марта 1690 г. в Киев, Г. не был признан легитимным епископом и фактически находился под домашним арестом в Киево-Печерской лавре . Тогда он официально признал свою принадлежность к униатству и заявил о разрыве с ним. Московское правительство относилось к Г. с недоверием, предписав ему находиться под надзором в одном из мон-рей. Поселившись в Киево-Печерской лавре, Г. с 1691 г. служил «казнодеем» (проповедником), к 1693 г. имел сан иеромонаха. В нач. июля того же года в составе посольства от киевских мон-рей прибыл в Москву с рекомендательными письмами от Киевского митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы . Г. сразу обратил на себя внимание умением произносить проповеди и остался в Москве. Он проповедовал, писал лит. произведения-панегирики, посвященные церковным иерархам и светским правителям. В апр. 1697 г. Г. вернулся в Киево-Печерскую лавру, но по-прежнему находился под надзором. В 1701 г. он стал ректором Киево-Могилянской академии, настоятелем киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря в сане игумена. С помощью Мазепы и др. благотворителей упрочил материальное положение академии и мон-ря, отремонтировал постройки. Осенью 1703 г. был заложен фундамент и начато строительство каменного 2-этажного академического корпуса («Мазепинского»). В 1705 г. Г. был избран настоятелем Крупицкого во имя свт. Николая мон-ря в сане архимандрита. Вошел в ближайшее окружение Мазепы, после измены к-рого в 1712 г. был арестован и сослан в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . Вместе с др. ссыльными священнослужителями в 1713 г. Г. основал Архангельскую славяно-латинскую школу (впосл. семинария), в 1715 г. стал ее ректором. Составил для учеников катехизис.

http://pravenc.ru/text/161875.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010