Ни патриарх Адриан, ни епархиальные архиереи не только не воспротивились требованию контролировать церковное достояние как казенное имущество, но самолично рассылали грамоты с царским указом по епархиям, подкрепляя его своей властью и авторитетом. «И вы бы, — писал, например, твердостоятельный Афанасий Холмогорский, — о сборе и о сбережении денежной казны чинили по тому великого государя указу и по сей нашей грамоте... во всем непреложно . Резкое ограничение церковно-монастырских властей в использовании оборотных средств незамедлительно ударило по их сравнительно благополучным хозяйствам: здания ветшали, хозяйственные службы сокращались, так что через 20 лет все церковные владения не приносили уже былых доходов и, начиная с московского Патриаршего двора, влачили жалкое существование — к невыгоде, кстати сказать, самого правительства . Разумеется, государственная ревизия церковных владений была тесно взаимосвязана с их реквизицией. При совершенно бесполезной, как выяснилось (точнее — как было известно заранее ), затее строительства флота на Воронеже, Русской церкви было приказано составить целых 19 духовных «кумпанств». А именно: два патриарших, по одному митрополитов Новгородского, Казанского, Рязанского, Ростовского, Псковского, Крутицкого, Суздальского и Белгородского, архиепископов Тверского и Вологодского, епископа Тамбовского, монастырей Троице-Сергиева (ему определили сразу три «кумпанства»), Саввина-Сторожевского, Вознесенского девичьего и Новодевичьего. Заданная «кумпанствам» разорительная работа была полностью выполнена. Но этого оказалось мало. С одного только Троице-Сергиева монастыря, за стенами которого Петр дважды укрывался в страхе перед бунтами (в 1682 и 1689 гг.), государь взял на необходимые ему расходы 70 тысяч рублей в 1697 г., 20 тысяч в 1698 г. и 30 тысяч в 1700 г.: итого, даже по отрывочным данным, 120 тысяч . Процесс прямого изъятия церковно-монастырских средств (в контексте разграбления капиталов других сословий и социальных групп, закрепощения и безжалостного «обдирания» большинства населения страны) сопровождался жестким сокращением расходов на Церковь. За Уральским хребтом Петр указом 1698 г. вообще запретил строить монастыри, «потому что в Сибири монастырей мужских и женских, где всякого чина православным христианам постригаться и спасаться, довольное число есть». Одновременно обители и храмы, имевшие земли или угодья, лишались традиционного государственного вспомоществования под предлогом нехватки денег на жалованье «служилым людям, которые посылаются на вся годы во оборону как государства, так и архиерейских и монастырских и церковных слобод, противу неприятеля» (выделено мной. — А. Б.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

Село Юдино Московского уезда в XVI ст. принадлежало «стрелецким сотникам Утешу Некрасову и Федору Холопову с товарищи». В 1627 г. Юдино значится пустошью, находившеюся «в порозжих землях». В 1637 г. при владельце Лаврентии Григорьевиче Булашникове пустошь Юдино, населенная крестьянами, стала сельцом. В 1642 г. оно было продано жене Василия Ивановича Нагово, вдове Прасковье с дочерями Настасьею и Анною Нагово. В 1646 г. Юдино – село «с деревянною в нем церковью во имя Преображения Спасова с приделом Илии пророка; при церкви во дворе поп Иван Иванов, двор вотчинников, 2 двора задворных людей, 14 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских». Когда и кем была построена Преображенская церковь – неизвестно. В 1648 г. церковь обложена данью. В приходной книге Патриаршего казенного приказа «жилых данных церквей» за 1648 г. отмечено: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Матвея Облесова да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь церковь Преображения Спасова в вотчине Прасковьи Васильевны, жены Нагово, в селе Юдине, дани 4 алтына 2 деньги, десятильничих и заезда гривна». В 1649-1740 гг. в тех же приходных книгах церковь писалась под Загородскою десятиною, с 1712 г. платилось «дани 17 алтын 4 деньги». 30 января 1693 г., по благословенной грамоте и по подписной челобитной, дан антиминс на старый престол в церковь Преображения Господня в Московский уезд, в село Юдино, той же церкви попу Алексею». По смерти Прасковьи Нагово село Юдино с деревнею Трубицыною досталось ее дочери жене князя Петра Элмурзича Черкасского, вдове княгине Анне Васильевне с сыном Михаилом. В 1678 г. в селе числилось 20 дворов и в дер. Трубицыной 3 двора крестьянских. В 1700 г. вдова князя Анна Васильевна Черкасская отдала вотчины внуку своему Девлет мурза Бековичу Черкасскому, принявшему православную веру в 1697 г. и нареченному в св. крещении Александром. В переписных книгах 1704 г. написано: «за князем Александром Бековичем Черкасским село Юдино, а в нем церковь Преображения Господня деревянная, при церкви во дворе поп Алексей Борисов, во дворе дьячок Тихон Калинин, в селе дворы вотчинников, приказчиков, конюшенной и скотной и 6 дворов задворных людей, в них 31 человек».

http://sobory.ru/article/?object=02822

4. Выразить признательность за труды по подготовке и проведению фестиваля организационному комитету, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и аппарату Полпреда, министру культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколову и сотрудникам министерства, Правительству Москвы, председателю Издательского Совета протоиерею Владимиру Силовьеву и сотрудникам редакции. 5. Одобрить результаты работы I фестиваля православных СМИ «Вера и слово» и считать важным всемерное развитие церковной проповеди в средствах массовой информации как одной из главных форм миссионерского служения Церкви в современном мире.   ЖУРНАЛ 83 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2005 году праздновании 300-летия Православия на Камчатке. Справка: В XVIII веке началась миссия на Камчатке, которая была присоединена к России в конце XVII века (1697-1700 гг.). В 1705 году по благословению митрополита Тобольского Филофея на полуостров прибыла первая группа миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом. В 1742 году дело православной миссии продолжил прибывший по благословению Святейшего Синода из Московской духовной академии архимандрит Иоасаф (Хотунцевский). Отец Иоасаф много сил и энергии отдал миссионерским трудам: объездил всю территорию миссии, открыл школы для обучения русскому языку и основам веры, провел перепись населения (согласно его подсчетам население Камчатки составляло тогда 11 500 человек), крестил более 4 500 человек. Наибольшего расцвета миссионерская деятельность достигла при святителе Иннокентии (Вениаминове) — первом епископе Камчатском, Алеутском и Курильском — выдающемся миссионере, просветителе и подвижнике благочестия XIX столетия. Значительный вклад в дело православной миссии на Камчатке внес епископ Нестор (Анисимов), инициировавший учреждение в 1916 году Священным Синодом Русской Православной Церкви Петропавловской и Камчатской епархии. Новый этап становления церковной жизни в Петропавловской и Камчатской епархии наступил с назначением правящим архиереем Преосвященнейшего епископа Игнатия (Пологрудова).

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

Игуменьи монастыря: Ироида Куракина, Евпраксия, Памфилия, Олимпиада, Марфа Рыдванская, Иннокентия Кельницкая, переведенная в московский Новодевичий монастырь, Памфилия Засуличева, Аполлинария Денисочева, Серафима Гедеонова, Елисавета Шебекина, Олимпиада Лекс. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 223. Санкт Петербург, 1864 г. Типография духовного журнала «Странник». Вознесенский женский монастырь находится в центре города, на высоком Вознесенском холме над Днепром. По преданию, там до Крещения Руси располагалось Перуново капище. Не удивительно, что одна из первых смоленских христианских церквей - Васильевская - была построена именно на этом холме. Собственно, до XVI века этот холм и назывался Васильевским, и был переименован после вхождения Смоленска в состав Московского государства, когда по распоряжению великого князя Московского Василия Иоанновича III деревянная церковь была перестроена и здесь возник Спасо-Вознесенский монастырь в 1515 году. К началу XVII века Вознесенский монастырь стал довольно благоустроенным, владел огромными земельными угодьями и крестьянами. В 1611 году поляки, взяв Смоленск, обратили монастырь в католический ордена иезуитов " кляштор " , размещавшийся там до 1660 года. После возвращения Смоленска в состав Московского государства, по приказу царя Алексея Михайловича, обитель стала возрождаться и постепенно благоустраиваться. В 1665 году обитель вновь была освящена как православная, девичья. Возрождала обитель переведённая из Орши игуменья Ираида Куракина с 22 монахинями из Оршанского Кутеинского монастыря. Проживали они во вновь построенных деревянных кельях. По преданию, в 1660-е годы здесь воспитывалась дочь переведённого в Смоленск стрелецкого полковника Кирилла Полуектовича - Наталия Нарышкина, будущая жена Алексея Михайловича и мать Петра I. Этот факт впервые изложенный смоленским краеведом И. И. Орловским (1869-1909), оспаривался современными исследователями. Есть основания полагать, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась). Вот, по её просьбе царь Пётр, и без того уделявший Смоленску большое внимание, приказал первому Смоленскому губернатору Петру Салтыкову отстроить новое каменное здание собора взамен деревянного. В мае 1693 года " по указу великих государей Иоанна и Петра " в Смоленск прибыл зодчий Осип Старцев, который привёз учреждённый царями образец и чертёж для строительства нового монастырского собора в честь Вознесения Господня. Строительство до 1694 года вёл подмастерье Данило Калинин. В 1697 году оно было прервано сильнейшим ураганом, пронёсшимся над городом, но к 1700 году в основном закончено, хотя отделочные работы проводились ещё в 1704 и 1728 гг. под наблюдением Кондратия Мымрина. Каменщикам (из ярославских крестьян) помогали смоленские стрельцы. На колокольне были установлены диковинные по тем временам часы, ведь, по преданию, план собора и колокольни царь Пётр чертил самолично!

http://sobory.ru/article/?object=00468

Неизвестно, была ли эта рака восстановлена или заменена новой после окончания Смуты. Следующие по времени данные о гробнице М. относятся к 1699 г., когда по благословению Тверского архиеп. Сергия при архим. Исаии была создана рака, обложенная позолоченным серебром, с «образом чудотворцовым», написанным «на скрывальной дске» «добрым мастерством» и украшенным серебряным позолоченным окладом ( Лебедев. 1867. С. 52-56; Павел (Крылов). 1897. С. 44-50. Ил. после с. 50; сбор средств для изготовления раки начался в 1697). На стенках раки в круглых клеймах помещались надписи, сообщавшие о ее устройстве и об именах мастеров (согласно монастырским документам, над ракой работали серебряники Иван Борисов, Ермолай и Сидор). 18 сент. 1699 г. архиеп. Сергий торжественно переложил мощи преподобного в новую раку (встречающаяся в лит-ре дата события и устройства раки (1700) неверна). Не исключено, что 2 иконы святого в рост, высотой ок. 2 аршин, хранившиеся в обители во 2-й пол. XIX в., первоначально были «скрывальными дсками» этой и предшествующей рак; одна из них, в серебряном окладе 1874 г., с характерной для иконографии преподобных надписью на свитке («Разумейте убо братия, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем обитель сия не оскудеет, но распространится»), стояла у гробницы М. в Троицком соборе, вторая, в окладе, пожертвованном после 1840 г. А. П. Костровой, хранилась в Сретенской (бывш. Борисоглебской) ц., а с кон. XIX в.- в Успенском храме. По нек-рым сведениям, этот древний образ был написан на крышке дубового гроба, в к-ром были обретены мощи М. ( Лебедев. 1867. С. 56, 65; Павел (Крылов). 1897. С. 50, 56, 58-59). Почитание М. активизировалось по окончании Смуты, в особенности при царе Алексее Михайловиче, чьи именины - память прп. Алексия, человека Божия,- совпадали с памятью преставления М. (17 марта). Однако еще до рождения буд. государя, согласно Чиновнику московского Успенского собора («Сказанию действенных чинов…» 1621-1622 гг.), память М. дважды - 17 марта и 26 мая - совершалась в патриаршем кафедральном храме.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Указом еп. Афанасия (Шумлянского) Почаевский мон-рь в 1694 г. возглавил игум. Иакинф (Жуковский). После смерти еп. Афанасия в 1694 г. еп. Иосиф (Шумлянский) назначил настоятелем Мардария (Столпинского), к-рого вскоре сменил игум. Иосиф (Добромирский). В 1695 г. при поддержке волынской правосл. шляхты на Луцкую кафедру был избран один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ). Вместе с И. Жабокрицкий провел ревизию Почаевского монастыря и составил подробную опись имущества. 29 дек. 1696 г. И. от имени игум. Иосифа (Добромирского) внес в луцкие гродские книги заявление в поддержку избранного еп. Дионисия (Жабокрицкого) и с осуждением деятельности Иосифа (Шумлянского), пытавшегося не допустить Дионисия к управлению Луцкой епархией. По поручению Дионисия И. вместе с игум. Иосифом 16 июня 1697 г. рассматривал чудеса от иконы Божией Матери в церкви в с. Подлесцы Кременецкого повета. После подтверждения достоверности чудес было решено основать при храме муж. мон-рь. 30 янв. 1698 г. братия по согласованию с гр. Тарнавским избрала И. игуменом Почаевского монастыря. Первым делом нового настоятеля стало урегулирование судебных споров с Тарнавскими, с к-рыми в 1698-1699 гг. были заключены мировые сделки: Почаевскому мон-рю было возвращено его имение с. Комнатка Кременецкого повета. 23 мая 1700 г. Дионисий (Жабокрицкий), игумен Бельско-Подляшского монастыря Сильвестр (Тройцевич) и И. на встрече в Варшаве с русским послом Л. Судейкиным информировали последнего о намерениях Иосифа (Шумлянского) открыто принять унию. Западнорусские клирики говорили о царе как о единственном защитнике православных в Речи Посполитой. В 1701 г. И. добился от кор. Августа II грамоты, которой гарантировалось «свободное сохранение в монастыре Почаевском веры восточной древней Церкви, от незапамятных времен в оном беспрерывно и беспрепятственно содержимой» (цит. по: Амвросий (Лотоцкий). 1878). Грамота была выдана в связи с гонениями на обитель со стороны открыто перешедшего в унию еп. Иосифа (Шумлянского) и ледуховских шляхтичей. В 1702 г., после отпадения от Православия Дионисия (Жабокрицкого), И. отказался принять вслед за ним унию. В заявлении от 27 мая 1702 г. И. пригрозил, что в случае принуждения его к унии уедет в Москву с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери и др. святынями обители. За отказ от унии и пророссийскую ориентацию И. подвергся гонениям со стороны властей. Несмотря на тяжелое положение, И. активно защищал права обители. По его ходатайствам гетман А. Сенявский в 1702 г. и гетман И. Любомирский в 1703 г. издали универсалы об освобождении Почаевского мон-ря от уплаты гиберны (налога), от военных постоев и от др. повинностей.

http://pravenc.ru/text/578545.html

К л. 22. Хрящ – самый грубый и толстый холст. Аршин – старинная мера длины, в XVIII в. соответствовала 0, 71 м. ...от Сорокина... – Сороки – в XVI в. город-крепость на реке Днестр, позднее утративший свое оборонное значение; расположен на территории современной Молдавии. К л. 22 об. ...как мир стал... – Имеется в виду Константинопольский мирный договор, заключенный в июле 1700 г. в Стамбуле между Россией и Турцией. Договор о перемирии сроком на 30 лет был подписан чрезвычайными посланниками думным дьяком Е.И. Украинцовым и дьяком И.П. Чередеевым (Россия) и великим визирем Махметом Эффенди и его секретарем Александром Шкарлатом (Турция). Согласно договору, за Россией остался Азов с прилегающими землями и городками (ст. 4), отменялась ежегодная дань России крымскому хану (ст. 8). Оттоманская Порта обязывалась срыть военные укрепления и разрушить крепости в Поднепровье (ст. 2); стороны договорились не строить новых военных укреплений в пограничной полосе и не допускать вооруженных набегов. Константинопольский мирный договор предусматривал обмен и освобождение «полонянников» (ст. 9). Кроме этого, Турция должна была гарантировать свободное путешествие в Иерусалим русским паломникам (ст. 12), а также предоставить России право держать в Стамбуле своего посла на равных правах с другими державами. К л. 23. ...шли на Яси. – Яссы – ныне город в Румынии. К л. 23 об. Четверик – старинная мера сыпучих тел, составлявшая восьмую часть четверти; в XVII в. четверть равнялась 8,5 пуда, четверик – 16,6 кг. К л. 24. ...от господаря воложскаго... – Речь идет о Константине Дуке, который был господарем Молдавии в 1693–1696, 1701–1703 гг. В годы правления Константина, сына господаря Георгия Дуки, усилилась борьба между боярскими группировками, были введены новые налоги, что разоряло страну и привело к росту гайдуцкого движения. При Константине Дуке была предпринята попытка установления торговых отношений с Россией. К л. 24 об. ...посол московской, князь Дмитрей Михайлович... – Дмитрий Михайлович Голицын (1665–1737) – русский государственный деятель петровской эпохи. Происходил из древнего княжеского рода Гедиминовичей, с 1686 г. – комнатный стольник царевича Петра Алексеевича, с 1694 г. – капитан Преображенского полка. В 1697 г. Д.М. Голицын был отправлен за границу «для науки воинских дел», изучал навигацию в Италии. С 1701 г. являлся чрезвычайным послом России в Стамбуле, добивался у Турции согласия на свободное плавание русских кораблей по Черному морю. Был воеводой (с 1707) и губернатором (с 1711) Киева, президентом Камер-коллегии и сенатором (с 1718). В 1726 г. стал одним из организаторов Верховного тайного совета, президентом Коммерц-коллегии, содействовал воцарению Анны Иоанновны, однако в 1737 г. был лишен чинов и званий, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

последовал Высочайший указ об учреждении вновь в Париже церкви «грекороссийского исповедания при миссии нашей». Сменялись настоятели церкви, но она оставалась походной. В 1859 г. по Высочайшему повелению из сумм по духовному ведомству ассигновано было 50000 на возведение храма и выдана сборная книга. Храм во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского, в создании коего большое участие принял настоятель протоиерей Иосиф Васильев, воздвигнут был на рю Дарю. Освящение его совершил 30 августа 1861 г. преосвященный Леонтий, епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургский, впоследствии митрополит Московский. 1641 г. Нарочито приспособленного помещения для церкви не имелось, она ютилась то в одном, то в другом амбаре, который тогда именовался «молитвенным анбаром». В 1651 г. упоминается таковой и «приехавший с торговыми людьми новгородский поп Емельян». В середине XVII в. выстроен был новый – каменный Рюссгордэн, наименованный русскими «малым», шведами – «верхним». Церковь перенесена была туда и в 1671 г. получила более обширное помещение. В 1695–1697 гг., после сооружения каменных флигелей, в одном из них церкви отводится помещение. В 1700 г. назначен был первый резидент в Швецию – князь Андрей Яковлевич Хилков. Он устроил богослужения в домовой церкви. Вскоре в Стокгольм были доставлены русские генералы – цесаревич Александр Арчилович Имеретинский, князь Яков Федорович Долгорукий, князь Иван Юрьевич Трубецкой и другие, взятые в плен под Нарвой. Им, с разрешения сената, предоставлена была гостинодворская церковь , ими улучшенная и освященная в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Некоторые потребные для богослужения предметы взяты были из церкви князя Хилкова. Вследствие попыток некоторых генералов бежать церковь дважды закрывалась. В 1747 г. посланник И. А. Корф просил короля Фридриха предоставить во временное распоряжение под церковь отвечающую этому назначению комнату в Городском доме. Король настоял на этом. Магистрат отвел под церковь прежнюю секционную залу в одном из флигелей, сделав на свой счет необходимые приспособления. Лучшим устройством церкви озабочен был с 1760 г. новый посланник граф Иван Андреевич Остерман, сносившийся с русской Коллегией иностранных дел и шведскими властями. В 1767 г. Святейший Синод, долго искавший походные церкви, бывшие с войсками в Пруссии, отправил в Стокгольм находившуюся в Ме- меле церковь, посвященную Преображению Господню. Церковь в Стокгольме стала Преображенской. Городское помещение, в котором находилась церковь, все более ветшало, что отражалось и на церкви. Снято было приличное помещение. Но из-за требований домохозяев приходилось менять помещения. С 1866 по 1910 г. церковь перемещалась шесть раз. Стокгольмская православная церковь – древнейший русский храм на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

19. Диарий, под 1689 г. 20. Гедеон Четвертинский († 1690) избран в Киеве в июле 1685; посвящен в Москве 8 ноября того же года. Возвращаясь из Москвы, митрополит Гедеон и останавливался в Батурине. 21. Иван Степанович Мазепа-Колединский († 1709 г.) воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира, окончил образование за границей. После низвержения Самойловича был избран в 1687 г. в гетманы и принимал участие во втором крымском походе Голицына. В 1708 г. изменил царю Петру и России, за что предан анафеме. 22. Кн. Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был первым государственным деятелем в течение семилетнего правления царевны Софьи (1682-1689). Здесь разумеется поход его в Крым в 1689 г., такой же неудачный, как и первый в 1687 г., но доставивший Голицыну награды, как победителю. 23. Иоаким (1674-1690), девятый патриарх Всероссийский, относился сначала к св. Димитрию с недоверием, как и ко всем ученым юго-западной Руси. 24. Адриан (1690-1700) — последний патриарх Всероссийский. 25. Св. Феодосий возведен в сан архиепископа Черниговского 11 сентября 1692 г. Скончался в 1696 г. Открытие его мощей и причисление к лику святых последовало в 1896 г. 26. Глуховский Петро-Павловский монастырь, Черниговской губ., основан неизвестно кем и когда. Он существовал уже в половине XVII в. Св. Димитрий построил в монастыре каменный собор. 27. Елецкий Успенский монастырь на Болдиных горах, за Черниговом, основан по совету преп. Антония Печерского кн. Святославом Ярославичем в 1069 на месте явления иконы Богоматери; разорен татарами, возобновлен в 1500 г.; с 1635 по 1649 находился во власти униатов; восстановлен в 1671 г. 28. Этот монастырь, находившийся в самом Новгороде Северском, построен был архиепископом Лазарем Барановичем в половине XVII в. 29. Иоасаф Кроковский состоял архимандритом Печерской лавры в 1697-1708 гг. 30. Спасо-Яковлевский Ростовский монастырь основан в конце XIV в. епископом Ростовским Иаковом († 1392 г.); в нач. XVII в. во время литовского нашествия был опустошаем. Соборный храм во имя Зачатия св. Анны, в котором покоятся мощи св. Димитрия, существует с 1691 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в приходных книгах Казенного Приказа по 1740 г. писалась «под Загородскою десятиною в вотчине стольника Василия Иванова Чаадаева, в селе Голубом, с обозначением дани с 1715 г. 25 алтын с деньгою». Село Голубое некогда было деревнею Московского уезда Горетова стана, принадлежавшею Ивану Васильевичу Кобылину; в 1584 г. – Борису Владимировичу Ладыгину. В 1623 г. деревня Голубое государевым серебряным мастером Христофором Григорьевичем Греевым была продана дьяку Ивану Переносову; в деревне находился двор вотчинников с деловыми людьми. Иван Иванов, сын дьяка Ивана Переносова в 1658 г. деревню заложил И.И. Чаадаеву. По переписным книгам 1678 г. в сельце Голубом значится: «двор вотчинников, людей в нем 7 человек, и двор крестьянский, в нем 6 человек». После И.И. Чаадаева в 1696 г. имение досталось его сыну Василию Ивановичу, строителю храма Божия. В 1704 г. в селе Голубом числилось при дворе вотчинника 10 чел., во дворах конюшенном, скотном и псарском 16 чел. и во дворе крестьянском 5 чел. В 1757 г. родной внук И.И. Чаадаева Николай Федорович с матерью вдовою Прасковьею Юрьевною село Знаменское, Голубое тож, с находившеюся в нем каменною церковью во имя Знамения Пресвятой Богородицы, продал барону Николаю Григорьевичу Строганову, а от него перешло в 1762 г. к его сыну Сергею Николаевичу, которым оно было продано в 1765 г. родной сестре его Анне Николаевне, жене князя Михаила Ивановича Долгорукова. В 1766 г. село куплено у княгини А.Н. Долгоруковой женою Василия Аврамовича Похвиснева Анною Ивановною. При Знаменской церкви находился священник Александр Иосифов с сыном Иваном (1704-10 гг.). Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Кирпичная церковь, памятник московского барокко. Здание с продольно-осевой композицией состояло из основного объема типа восьмерик на четверике, алтаря и притвора с отдельными главками. Построена в 1697-1700 г.г. на средства В. И. Чаадаева. Ильинский придел устроен в 1817 г. Разобрана на кирпич в 1939 г.

http://sobory.ru/article/?object=38358

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010