Ульяновск. Покровский мужской монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1697. Ссылки:   Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск. Бывшая территория монастыря заключена между улицами 12 сентября, Ульяновской, Свияжской и рекой Свиягой. Фрагменты монастырского некрополя сохранились в южной части сквера им. И.Н. Ульянова; адреса сохранившихся построек - ул. Свияжская, д. 22 и 24 Координаты: 54.308618, 48.376105 Изменить описание объекта Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Покровский (Благовещенский) мужской монастырь (1697 г. – ок. 1934 г.). Строительство монастыря велось в 1697-1700 гг. П.И. Муромцевым. Первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородице была деревянной. Первоначально по ее названию монастырь назывался Благовещенским. В 1720-1724 гг. на ее месте П.И. Муромцев строит каменную Благовещенскую церковь с двумя приделами: левым - во имя четырех московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и правым - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который был освящен первым, что и определило второе название церкви и монастыря - Покровские. В 1724 г. сюда были переведены монахи из упраздненного Успенского монастыря, находившегося в Подгорье, а в 1764 г. – монахи Соловецкой пустыни. Позднее Муромцевым к церкви была пристроена каменная колокольня, в которой был устроен придел во имя Всех Святых, освященный в 1737 г. В 1846 г. на средства Е.А. Столыпиной этот придел был исправлен и переименован во имя св. Благоверного князя Александра Невского. Еще в 1764 г. монастырь имел каменную ограду размером 70х63 саженей и высотой немного более 3 аршин. В 1780 г. монастырь имел 1 каменную церковь, число других построек с годами менялось. Вокруг церкви был сад, с ее южной стороны размещалось кладбище для монашествующих. Между западной стеной ограды и р. Свиягой находились монастырские огороды. Со времени учреждения в 1832 г. самостоятельной Симбирской епархии Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом, а штат его перемещен в Сызранский Воскресенский монастырь. В 1785-1787 гг. был построен деревянный на каменном фундаменте настоятельский дом, в котором в 1832-1844 гг. жили симбирские епископы. В этот же период в монастыре находилась духовная консистория, а в 1724-17?? гг. – богадельня для инвалидов, что требует дополнительной проверки. Скорее всего, отставные солдаты находились на содержании монастыря, но проживали за его стенами, и богадельня для них в таком качестве существовала в 1750-х – 1760-х гг. Первый епископ, Анатолий, в 1836 г. устроил при этом доме церковь во имя Святителя Митрофания, Воронежского чудотворца. В 1844 г. был куплен новый Архиерейский дом на Венце, но монастырь продолжает оставаться подворьем Архиерейского дома.

http://sobory.ru/article/?object=29832

Чудиново (Спас-Чудиново). Церковь Спаса Преображения (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1697 г. (освящен 31 августа) в вотчине дьяка Степана Яковлевича Ступина, которую он выменял в 1694 г. у вдовы Петра Кондратьевича Лукина, Аксиньи. Степан Ступин в 1689 г. был переведен из Московского судного приказа в Разрядный приказ где был по 15 мая 1697 г. В 1698 г. в Преображенском ему «чинено наказанье: перво плетьми, а вдругорядь кнутом, а поместье его и вотчины и двор (каменные палаты в Москве) отписаны на великого государя, а животы все ж взяты на него, великого государя». В 1700 г. Спасское-Чудиново пожаловано в вотчину дьяку Автомону Ивановичу Иванову. После него владел его сын Николай, потом внук Сергей, после которого - его двоюродный брат Василий Васильевич Иванов. С 1780-х гг. село во владении рода Свербеевых. В 1875 г. действительный статский советник Александр Дмитриевич Свербеев вызолотил и покрасил вновь иконостас, пожертвовал в храм иконы, хоругви, одежды на престол и на аналои. Клировая ведомость Преображенской церкви с. Чудиново сообщает, что церковь зданием каменная, ветха. Престол один - Преображения Господня. Причт состоял из священника и дьячка. В 1907 г. в с. Чудинове священником В.П. Рождественским была открыта школа грамоты. В школе обучалось около 10 детей. В советский период храм был полностью разрушен. 23 декабря 2012 г. в д.Чудиново Чеховского района состоялось освящение поклонного креста на месте каменного Преображенского храма, который был разрушен в 1930 гг. Крест был создан попечением местных жителей в память о храме и своих предках, которые погребены на уничтоженном в те же годы приходском кладбище. 19 августа 2014 г. в устроенном временном храме состоялась первая Божественная литургия, которую совершил благочинный Чеховского округа священник Александр Сербский. По благословению митрополита Ювеналия создана приходская община, оформлена земля, подведено электричество, ведутся работы по восстановлению храма.

http://sobory.ru/article/?object=36161

Северная война В XVII в. Швеция, несмотря на хорошо обученную армию и военное могущество, в действительности являлась экономически слабым государством. Агрессивная внешняя политика тормозила внутреннее развитие страны, подрывала ее ресурсы. По Столбовскому миру 1617 г. Россия оказалась полностью отрезанной от Финского залива и все ее попытки в XVII в. получить выход к Балтийскому морю не дали результатов. Но этот «вечный» договор, заключенный в деревне Столбово (близ Тихвина) 27 февраля 1617 г., восстановил мирные отношения между Россией и Швецией после провала польской интервенции начала XVII века. По условиям Столбовского мира Швеция возвратила России Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов с уездами и Сумерскую волость. За Швецией оставалась Ижорская земля (с Ивангородом, Ямом, Копорьем, Орешком) и г. Корела, т. е. Россия оказалась отрезанной от Балтийского моря. Часть русского населения этих районов (исключая крестьян и приходское духовенство) получила право выезда в Россию в течение двух недель. Манифест Карла XII к эстонцам о начале Северной войны. Апрель 1700 г. Тит. л. Потребности экономического и культурного развития России к этому времени все более переплетались с задачей выйти к морским путям сообщения, прежде всего к Балтийскому морю. «Стоим над водою и смотрим, как гости купцы к нам приходят и отходят, а сами того не умеем. Слово в слово так, как в стихотворских фабулах некий Тантал стоит в воде да жаждет. И по тому и наше море не наше» ,— говорил о положении России накануне Северной войны один из сподвижников Петра I Феофан Прокопович. После бесплодной попытки России пробиться к Балтике шведы имели намерение воевать с Россией. Только смерть короля Карла XI в 1697 г. и молодость Карла XII удержали их от немедленного выполнения этих планов. «Однакож по двух или трех годах подлинно хотели начать войну, хотя б и наша не предварила» ,— писал Петр I. Выход к морю для большой страны был жизненно необходим, и Россия вступила в Северную войну осенью 1700 г., когда ее союзники Дания и Польша фактически были уже выведены шведами из строя. Война началась неудачно, но первое поражение под Нарвой Петр воспринял как урок для себя и развернул активную деятельность по созданию и обучению армии. Это было сделано в короткие сроки, и уже в 1701–1704 гг., пока Карл XII занимался военными делами в Польше и Саксонии, Россия выиграла несколько крупных сражений на территории Эстонии (под Эрестфером (Эраствере), Дерптом, Нарвой и др.).

http://sedmitza.ru/lib/text/430172/

Петр (70-е гг. XVII в., Суздаль - 21.01.1700, Соловецкий мон-рь), правосл. диакон-расстрига, перешедший в католичество, писатель. Род. в семье правосл. свящ. Артемия. После 1685 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию , где учился у братьев Иоанникия и Софрония Лихудов . В 1688 г. вместе с Иоанникием Лихудом уехал в Венецию, посетил Рим, учился в католич. школах. Под влиянием иезуитов тайно перешел в католичество, впосл. объяснял свой поступок, в частности, высоким авторитетом папы и духовенства у католиков. По возвращении в Москву в 1691 г. был рукоположен во диаконы к Петропавловской ц. в Новомещанской слободе. В 1697 г. священник этой церкви написал донос Патриарху Адриану , в к-ром сообщал, что А. в храме читал католич. молитвы и произносил поучения, в к-рых «похвалял в вере поляки, ляхи, литву», соблюдал католич. посты, носил на себе образ Антония Падуанского, придерживался католич. взглядов в вопросах об исхождении Св. Духа и о времени пресуществления Св. Даров, исповедовался и причащался у иезуитов, осуждал преследование старообрядцев и проч. А. был запрещен в служении, однако продолжал проповедовать в частных домах, вокруг него собрался кружок из светских и духовных лиц, среди к-рых было 2 католич. священника. А. резко критиковал взгляды Евфимия Чудовского , к-рый наряду с Лихудами возглавлял «грекофилов» в их спорах с «латинствующими», происходивших в кон. 70-80-х гг. XVII в. После вторичного доноса на А. в мае 1698 г. Патриарх отправил его в заключение в Новоспасский мон-рь , где А. написал «тетради» с подробным изложением своих взглядов, в «тетрадях» также содержались обвинения против Лихудов, в частности в том, что Иоанникий Лихуд тайно придерживался католичества. Возможно, свидетельства А. были одной из причин заключения Лихудов в Новоспасском мон-ре в 1698 г. На Соборе в июле 1698 г. А. был осужден, расстрижен и сослан в архиерейский мон-рь в Холмогорах под надзор архиеп. Афанасия (Любимова) , Поскольку А. упорствовал в своих взглядах, 11 сент. того же года его сослали в Соловецкий мон-рь , где он вскоре скончался. Сведения о пребывании А. на Соловках и о его кончине содержатся в рукописи БАН. I. В. 11 (Л. 51об.- 54), где сообщается, что незадолго до смерти А. отрекся от «латинского заблуждения».

http://pravenc.ru/text/76402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Буква «Е». Гравюра Л. Бунина. Букварь. К. Истомин. М., 1694 (РГБ) Леонтий Кузьмич († после 1714), знаменщик, гравер. 2 авг. 1676 г. принят в Серебряную палату Московского Кремля. В 1681 г. «прописывал» заставки и буквицы в напрестольном Евангелии для ц. Распятия Христова Московского Кремля. В 90-х гг. имел собственный стан с железными валами для печатания гравюр. В янв. 1699 г. печатный стан был приобретен гравировальной мастерской Оружейной палаты для изготовления клейм на гербовую бумагу, а Б. переведен из Серебряной палаты в Оружейную для «клеймения бумаги». По документам работа Б. в Оружейной палате прослеживается до сер. 1700 г. «Егда священник поминает имена». Гравюра Л. Бунина. Синодик. 1700 (РГБ) «Егда священник поминает имена». Гравюра Л. Бунина. Синодик. 1700 (РГБ) Б.- один из первых рус. граверов на меди, т. н. граверов-серебряников. В основном исполнял гравюры на религ. сюжеты по собственным рисункам или копировал с европ. оригиналов. Работал в содружестве с патриаршими книжниками - насельниками Чудовского мон-ря Московского Кремля: начальником Печатного двора и секретарем Патриарха Адриана иером. Карионом (Истоминым) , иером. Дамаскином и др. Гравюры Б. использовались в качестве иллюстраций к рукописным книгам, напр., в сб. Симеона Полоцкого «Венец Веры Кафолической» (РНБ ОР. Р. 1. 187, 1697 г.) помещены гравюры из 14-листовой сер. «Страстей Христовых» и отдельные эстампы. Для Синодика Фотия (РНБ ОР. Р. 1. 323, 1695 г.) исполнил 3 орнаментальные рамки с изображениями Распятия, Воскресения Христова, креста с херувимами. С именем Б. связано создание цельногравированной книги. Первое издание нового типа, Букварь, поэтический текст к к-рому написал иером. Карион, был сделан в 1694 г. на средства московского «торгового человека» Ивана Агапитова, сына Постникова. Букварь был создан на основе рукописного экземпляра, поднесенного в 1693 г. царице Прасковье Федоровне для обучения грамоте царевича Алексея. В 1700 г. Б. выпустил Синодик, подготовленный в связи со смертью Патриарха Адриана. В 40-х гг. XVIII в. был напечатан новый вариант Синодика, дополненный гравюрами Василия Андреева и Афанасия Трухменского . Синодик Б. в различных вариантах издавался на протяжении XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/153649.html

Храм Преображения Господня (Чудиново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня (Чудиново) Кирпичная церковь, хороший образец московского барокко. Небольшая постройка типа восьмерик на четверике со звонницей над западной стеной трапезной. Выстроена в 1697 г. на средства дьяка С.Я. Ступина. Сломана в середине ХХ века. Содержание История [ править править код ] Храм был построен в 1697 г. (освящен 31 августа) в вотчине дьяка Степана Яковлевича Ступина, которую он выменял в 1694 г. у вдовы Петра Кондратьевича Лукина, Аксиньи. Степан Ступин в 1689 г. был переведен из Московского судного приказа в Разрядный приказ где был по 15 мая 1697 г. В 1698 г. в Преображенском ему «чинено наказанье: перво плетьми, а вдругорядь кнутом, а поместье его и вотчины и двор (каменные палаты в Москве) отписаны на великого государя, а животы все ж взяты на него, Великого Государя». В 1700 г. Спасское-Чудиново пожаловано в вотчину дьяку Автомону Ивановичу Иванову (+1709 г.). После него владел его сын Николай, потом внук Сергей (+1746) после которого владел его двоюродный брат Василий Васильевич Иванов (+1754). С 1780-х гг. село во владении рода Свербеевых. В 1875 г. действительный статский советник Александр Дмитриевич Свербеев вызолотил и покрасил вновь иконостас, пожертвовал в храм иконы, хоругви, одежды на престол и на аналои. Клировая ведомость Преображенской церкви с. Чудиново сообщает, что церковь зданием каменная, ветха. Престол один - Преображения Господня. Причт состоял из священника и дьячька. В 1907 г. в с. Чудинове священником В.П. Рождественским была открыта школа грамоты. В школе обучалось около 10 детей. В советский период храм был полностью разрушен. Современное состояние [ править править код ] Летом 2012 г. на месте разрушенного в 30-х года 20 века храма установлен поклонный крест. По благословению Управляющего Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 14 августа 2013 г. возрожден приход Преображенского храма. 19 августа 2013 г. впервые с закрытия и разрушения храма у поклонного креста был совершён молебен в честь престольного праздника.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории кремля в Астрахани. Основан в 1567/68 г. игум. прп. Кириллом , к-рый был послан из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным для создания при первой астраханской деревянной ц. во имя свт. Николая (построена в 1558-1560) общежительного мон-ря. К 1573 г. из дерева, привезенного из Казани, были построены храм во имя Св. Троицы, трапезная, келарская, 12 келий, неск. хозяйственных построек, ограда, возводились церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. В мон-ре жили 25 чел. братии и более 20 слуг. На содержание обители Иоанном Грозным была установлена денежная и хлебная руга, определены рыбные ловли на Волге, Бузане, на о-ве Чурка с протоками, пожалован Колмановской учуг, а также дано право беспошлинной торговли. Последние упоминания об игум. Кирилле относятся к 1576 г., его преемниками были игумены Ферапонт ( 25 авг. 1584), Иосиф (1584, 1588-1589), при к-ром А. м. было дано право беспошлинной добычи соли, затем, возможно, Пимен, известный по вкладной надписи на напрестольном кресте 1592/93 г. В 1600 г. игуменом А. м. был св. Феодосий, в 1602 г. ставший первым Астраханским архиереем. Троицкий собор астраханского во имя Св. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг. Троицкий собор астраханского во имя Св. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг. Каменное строительство в А. м. началось в 1592/93 г. с возведения Троицкого собора (освящен 13 сент. 1602, в соборе существовал придел во имя святых Бориса и Глеба), при сооружении к-рого использовали кирпич разобранной для этого Зеленой мечети на Ахтубе. Строительство в А. м. было прервано событиями Смутного времени , когда мон-рь был разграблен. Работы возобновились в кон. 10-х гг. XVII в. при игум. Рафаиле: ок. 1620 г. были сооружены каменные Святые врата с ц. в честь Входа Господня в Иерусалим, к 1623 г.- каменная ц.-колокольня во имя свт. Николая Чудотворца. Деревянная трапезная двухпрестольная ц. в честь Введения во храм Богородицы и Происхождения Честных Древ Креста Господня сгорела во время пожара 1623 г., уничтожившего также все хозяйственные постройки мон-ря и братские кельи, от огня пострадали собор и колокольня с ц. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/76744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАРК Сэмюэл (11.10.1675, Норидж, Англия - 17.05.1729, Лондон), англ. теолог и философ, последователь И. Ньютона (1642-1727); религ. полемист, выступал против атеизма , материализма и деизма ; приверженец англиканства (см. ст. Англиканская Церковь ), сторонник субординационизма в учении о Св. Троице. Образование и ранние сочинения К. происходил из семьи зажиточного суконщика; его отец, Эдуард Кларк, был олдерменом в Норидже и в 1700-1701 гг. избирался в англ. парламент от партии вигов. С 1685 по 1690 г. К. получал начальное образование в городской школе Нориджа. 18 авг. 1690 г. он был включен в число студентов Гонвилл-энд-Кис-колледжа Кембриджского ун-та; в 1691 г. приступил к учебным занятиям ( Ferguson. 1976. P. 3). В 1695 г. К. успешно завершил общий курс и получил степень бакалавра искусств; по свидетельству его современников, он блестяще изучил древние языки, математику, философию и теологию. В области естественной философии К. проявлял большой интерес к бывшим предметом постоянных дискуссий среди кембриджских ученых идеям Ньютона, к-рый являлся членом фак-та Тринити-колледжа Кембриджского ун-та, однако лично с Ньютоном К. в эти годы не был знаком. С. Кларк. Портрет. Ок. 1720 г. Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) С. Кларк. Портрет. Ок. 1720 г. Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) В 1696 г. К. стал членом фак-та (fellow) Гонвилл-энд-Кис-колледжа (оставался им до 1700). В том же году он начал работу над новым переводом на лат. язык соч. «Физический трактат» (Traité de Physique, 1671), популярного учебного пособия по физике, созданного франц. ученым и философом Ж. Роо (1618-1672), сторонником картезианской философии (см. в ст. Декарт ). Уже в 1-м издании ( Jacobi Rohaulti Physica/Latine reddidit, et annotatiunculis quibusdam illustravit S. Clarke. L., 1697) К. добавил ряд примечаний, указывавших на отличную от картезианской трактовку отдельных физических проблем Ньютоном; при последующих изданиях число таких примечаний увеличивалось, и в нек-рых из них К. прямо критиковал картезианскую физику как ошибочную. Благодаря примечаниям и комментариям К. сочинение Роо, постоянно использовавшееся в учебных курсах в Кембриджском ун-те, способствовало переходу преподавателей и студентов от картезианского к ньютоновскому естествознанию ( Dybikowski. 2002. P. 120; подробнее см.: Hoskin. 1961).

http://pravenc.ru/text/1841271.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы вспоминаем русского государственного деятеля А.Д.Меншикова, а также выдающихся русских мыслителей А.И.Кошелева и К.Н.Леонтьева 25.11.2010 259 Время на чтение 8 минут Сегодня мы вспоминаем русского государственного и военного деятеля, графа (1702), светлейшего князя (1707), генералиссимуса (1727) Александра Даниловича Меншикова (1673-1729). А.Д.Меншиков - Сын придворного конюха. С 1686 г. - денщик Петра I. Преданность и усердие, незаурядные военные и административные способности выдвинули Меншикова в число самых близких сподвижников Петра I. Меншиков сопровождал его в поездках по России и за границей: в Азовских походах 1695—1696 гг., в Великом посольстве 1697—1698 гг. В 1703 г. назначен губернатором Ингерманландии (позднее — Санкт-Петербургской губернии), руководил строительством Санкт-Петербурга, Кронштадта, корабельных верфей на реках Нева и Свирь. Во время Северной войны 1700—1721 гг. Меншиков командовал крупными силами пехоты и конницы, отличался в осаде и при штурмах крепостей, проявляя бесстрашие и хладнокровие. Одержал ряд побед над шведами: 18 октября 1706 г. при Калише, 2 ноября 1708 г. под Батурином, 7 мая 1709 г. под Опошней. В Полтавском сражении 1709 г. (27 июня) Меншиков, командуя левым флангом, разбил корпус генерала Росса, что предрешило победу русских войск. 30 июня 1709 г. принудил отступавших шведов к капитуляции. В 1709—1713 гг. командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне. С 1714 г. управлял отвоеванными у шведов землями, вошедшими в состав Русского государства (Прибалтика, Ижорская земля), ведал сбором государственных доходов. Во время отъездов Петра I возглавлял управление страной. В 1718—1724 гг. и 1726—1727 гг. - президент Военной коллегии. После смерти Петра I, опираясь на гвардию, 28 января 1725 г. Меншиков возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. 25 мая 1727 г. обручил свою дочь Марию с внуком Петра I — Петром II. Однако враждебные Меншикову представители старой аристократии — князья Голицыны и Долгорукие сумели повлиять на Петра II таким образом, что 8 сентября 1727 г. Меншиков был обвинен в государственной измене и хищении казны и вместе с семьей сослан в Березов, все его имущество было конфисковано.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/25/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЕДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на горе Глядень (Гледен), на правом берегу р. Сухоны, в 3 км от г. Вел. Устюг Вологодской губ. Ранняя история Г. м. мало изучена. В Летописце 1765-1767 гг. свящ. устюжского Успенского собора Л. Вологодина сказано, что мон-рь возник в «древния времена... а в которыя лета построися, о том подлинного летописания обрести не возмогохом» (ПСРЛ. Т. 37. С. 128). По преданию, не подтвержденному источниками, Г. м. существовал в XIII в., в нем принял постриг прп. Киприан Устюжский. Собор во имя Св. Троицы. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Собор во имя Св. Троицы. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Впервые Г. м. упоминается под 1492 г. в 1-й редакции Устюжского летописца 1681 г.: «Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить» (Там же. С. 107). Вероятно, в строительстве Г. м. принимали участие насельники великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря . В XVI в. Г. м. был небольшим и малобратным. Грамотой архиеп. Великоустюжского Александра от 25 дек. 1692 г. в Г. м. было введено архимандритское правление. 1 июня 1697 г. патриарх Адриан благословил архимандритам Г. м. «быть с шапкой среброкованною» (АЮБДР. Т. 1. С. 145-152). С 1764 г. Г. м. управляли игумены. К 1725 г. в Г. м. проживали 24 монаха, 176 священников и диаконов и отставной солдат. Грамотой от 18 сент. 1689 г. архиеп. Великоустюжский Александр пожаловал Г. м. пришедшую в запустение Теплогорскую пуст. на р. Юга в Устюжском у. «со всеми надлежащими к ней угодьи и братиею и вкладчики» (АЮБДР. Т. 1. С. 88-89). В 1700 г. Г. м. принадлежал 181 крестьянский двор, в 1725 г.- 60 деревень, в к-рых проживало 1010 чел., в 1744 г.- 994 чел. Г. м. владел свыше 1 тыс. голов скота, 187 лошадьми, лавкой и двором «для приема братии» в Вел. Устюге, 8 мельницами. Со 2-й пол. XVII в. в Г. м. велось каменное строительство. В 1659 г. по благословенной грамоте митр. Ростовского и Ярославского Ионы (Сысоевича) был заложен каменный собор во имя Св. Троицы. Строительство велось на средства устюжских купцов Грудцыных, а также матери купцов Босых старицы Улиты, завещавшей в 1658 г. 1500 р. Собор был освящен 14 сент. 1707 г. архиеп. Великоустюжским и Тотемским Иосифом. В подклетной части с юж. стороны был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца. Верхние приделы не были освящены и использовались под архив и ризницу.

http://pravenc.ru/text/165111.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010