244. Ионы , архим. Тихвинского, с 1674 г. епископа и с 1682 г. архиепископа Вятского († 1700 г.) духовная грамота, изд. в Юрид. акт. 428. Афанасий Любимов , игумен Исетский, крестовый патриарший иеромонах, с 1682 г. архиеп. Холмогорский; за умное обличение раскола заушенный и едва не убитый на соборе. Борьба с расколом была и после того подвигом жизни его. Он имел богатую библиотеку. За любовь его к отчизне царь Петр любил его. Скончавшийся в 1702 г., ревностный пастырь оставил после себя: а) Щит веры – сборник полезный для истории Русской церкви патриаршего времени; Шестодневец о сотворении мира и падении человека (рукоп. Арханг. сем.); краткое православное исповедание веры (рукоп. Арханг. сем.); две окружные грамоты, пис. из Москвы в 1682 г., от 30 марта и 1 августа, с увещанием подвизаться против сеятелей раскола; две грамоты в Соловецкий мон. (нап. в III ч. Досифеева опис. Соловецкой обит. стр. 241–257). б) Описание трех путешествий царя Петра на Двину и нападение шведов на Двинскую крепость (изд. в Вивлиоф.); описание трех путей из Поморья в Швецию (Толст. I, 251). в) Домашний лечебник, писанный 1625 г. (Толст. V, 18). 245. Тимофей Каменевичь Рвовский , иеродиакон Холопьего монастыря (на р. Мологе), написал: а) повесть о семи мудрецах, 1692 г. (Толстого II, 370, 181, 215); б) в 1684 г. историю греко-славянскую; в 1699 г. о начале славяно-российского народа, и летопись о зачале Москвы (Синод. библ. 92, 529). То, что писал он о начале Москвы, взято им из сказания времен, предшествовавших ему (см. Временн. Общ. ист. т. XII, стр. 25–29). Андрей Лызлов , Смоленский священник, в 1692 г. сочинил Скифскую историю в V книгах, или о Татарах и Турках. Понятно, что при скудных Латинских, Польских и Русских источниках, которыми, по словам его, пользовался он, многия сведения его не верны. История его изд. в СПб. 1776 г., М. 1787 г. В то же время писаны: летопись Московская 1613–1696 г. (Библ. Общ. ист. 311); летопись Вологодская, оканчивающаяся 1700 годом (Царск. 236). Неизвестным современником митропол. Илариона († 1707 г.) написана повесть о Флорищевой пустыни и житие митр. Илариона (Царского 99). Обширные выписки из сего сочинения в повести ключаря Федора о Суздале (Врем. Общ. ист. 22, 163, 178). Около того же времени сочинена «Книга о Российских святых, где... поживе и чудеса сотвори» (Общ. ист. 212, 231; Толстого V, 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По уставу Льва Премудрого (894–911 гг.) титулуется архиепископией, «...а известно, что такого возведения на степень архиепископий удостаивались только епархии древнейшие...» Тмутараканская, как видно из того же устава, принадлежала «...к числу епархий, коих иерархи пользовались титулом независимых...» (автокефальных) ( Макарий (Булгаков) , архим. История Христианства в России до Владимира. СПб., 1846, С. 96, 98) 4656 . «...Около 1095 г. епархия, вследствие нашествия Печенегов, закрылась и отошла к соседней Боспоро-Киммерийской...» (Н.Д. Иерархия... С. 178). Именовалась: Матрахская; Матархийская; Матхарская; Тамартахийская; Таматархийская; Тмутараканская. 1068 (?) имен епископов не сохранилось 1068 (?) 1089 (?) Тобольская Основана 09.1620 (местопребывание – в г. Тобольск, ныне – Тюменская область). Архиепископия с 1620 г. Митрополия 25.05.1668–1770. С 1742 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена в 1937 г. (1946 г.?). Возобновлена 12(25)01.1990. Именовалась: Сибирская и Тобольская (01.03.1654 – 1768 г. «Сибирские митрополиты именовались иногда «Тобольским и всея Сибири»...» [Н.Д. Иерархия... С. 340]); с 05.10.1768 – Тобольская и Сибирская; с 12(25)01.1990 – Тобольская и Тюменская. Викарные кафедры: Иркутская, Березовская, Курганская, Ялуторовская. 08.09.1620 12.12.1624 19.12.1624 24.07.1635 Макарий Кучин 07.02.1636 07.01.1640 Св. Нектарий Теляшин 31.05.1640 16.07.1650 Герасим Кремлев 09.03.1651 16.02.1664 24.06.1664 23.12.1677 21.07.1678 04.01.1692 03.04.1692 23.03.1700 23.03.1700 04.01.1702 04.01.1702 02.1711 11.03.1712 10.06.1715 07.1715 02.1721 01.03.1721 27.03.1740 29.05.1740 05.06.1740 26.03.1741 13.05.1742 26.09.1742 09.10.1748 16.07.1749 09.10.1755 Сильвестр Гловатский (Гловацкий) 23.05.1758 11.01.1768 05.10.1768 27.12.1802 13.02.1803 25.05.1806 25.05.1806 28.10.1822 28.10.1822 14.02.1825 30.09.1825 07.08.1831 07.08.1831 18.12.1831 24.01.1832 21.09.1842 14.11.1842 20.05.1845 30.06.1845 01.04.1852 16.06.1852 30.07.1856 31.07.1856 27.09.1862 Феогност Лебедев 1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте) В списке, составленном Пырву, указано, что он работал в 14 церквах (опубл.: Negr u, Cojocaru. 2017. Р. 16). Однако этот перечень неполон: известны др. церкви, в эпиграфических надписях к-рых Пырву указан как автор росписи или где сохранились его автопортреты. Согласно списку, первым стенописным ансамблем, выполненным Пырву, стала роспись кафоликона мон-ря Негру-Водэ (не сохр.). Он приступил к работе в 1679-1680 гг. вместе со своим учителем иконописцем Евгением, затем прервал работу из-за срочного заказа от господаря Валахии Шербана I Кантакузино (роспись кафоликона мон-ря Котрочени в Бухаресте), после выполнения которого закончил роспись в Негру-Водэ в 1683-1684 гг. Следующей Пырву расписал ц. свт. Николая близ Кымпулунга, построенную в 1677 г. его благодетелем Тудораном Влэдеску (после смерти супруги Тудоран основал здесь Аниноаса мужской монастырь и принял постриг с именем Феодосий). Также Пырву принадлежали росписи церквей в мон-рях Мэрджинени (близ совр. г. Морени, жудец Дымбовица; после секуляризации монастырских владений в 1871 мон-рь переоборудован в тюрьму, росписи не сохр.), Пояна-Кымпина (после 1690; совр. жудец Прахова; по заказу валашского спафария Фомы Кантакузино; церковь разрушилась при землетрясении 1977, построена заново по старому плану в 1980-1985; росписи не сохр.), Троицкой ц. (до 1693) в скиту Леспези (близ Комарника, совр. жудец Прахова; по заказу боярина Пырву Кантакузино). В дальнейшем по заказу спафария Михая Кантакузино Пырву выполнил росписи в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (после 1695) в г. Синая (совр. жудец Прахова) и в Успенской ц. (ок. 1696) в Рымнике (Рымнику-Сэрат, совр. жудец Бузэу). Затем Пырву работал над росписью церкви Колця во имя Трех святителей (ок. 1701-1702, по заказу Михая Кантакузино) и ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (по заказу господаря мч. Константина Брынковяну ; росписи не сохр.), ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) в Филипештий-де-Тырг (совр. жудец Прахова, построена в 1642 великим постельничим Константином Кантакузино, руинирована, новая возведена в 1942-1943; росписи не сохр.), ц. Трех святителей (1692) в Филипештий-де-Пэдуре (совр. жудец Прахова), ц. Успения Пресв. Богородицы (1692) в Кэлинешти (совр. жудец Телеорман), Троицкой ц. (1694) в Мэгурени (совр. жудец Прахова). Известно также об участии Пырву в росписях церквей, не упомянутых в его списке: ц. св. Евфимия из Фундений-Доамней (1699) на берегу оз. Фундени в сев.-вост. части Бухареста, ц. свт. Николая в мон-ре Маму (до 8 сент. 1699), Архангельской ц. (1700) мон-ря Берка (совр. жудец Бузэу) и ц. Успения Пресв. Богородицы (после 1700) мон-ря Бордешти (совр. жудец Вранча). Также Пырву написал мн. икон.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

1959. С. 425). В 1648 г. Ростом одержал окончательную победу над своим соперником Теймуразом I (царь Картли и Кахети в 1623-1632); посредничество католикоса-патриарха позволило Теймуразу I мирно отступить в Зап. Грузию. Под влиянием супруги, царицы Мариам Дадиани, Ростом проявлял заботу о Церкви, восстанавливал храмы, а также разрушенный купол Светицховели, сведения о чем сохранились в надписи на храме 1656 г. ( Иоселиани. 1843. С. 205), оказывал собору материальную помощь. Однако гос. и общественные функции М. К. по-прежнему оставались ограниченными, католикос-патриарх был отстранен от участия в гос., общественных, школьных делах и т. д. При Вахтанге V Шах-Навазе (1658-1676) католикосом-патриархом по избранию церковного Собора 1660 г. стал двоюродный брат царя Доментий III (Мухранбатони; 1660-1676), «человек достойный и многое сделавший для укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 440). Пользуясь покровительством царя, Доментий III старался возродить в обществе христ. веру и поднять на должную высоту моральные устои ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 454). После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим в течение 2 лет. В 1678 г. католикосом-патриархом был избран Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695), ставленник царя Картли Георгия XI (1676-1688). Предстоятель был деятельной личностью и хорошим организатором, он продолжил начатое предшественником возрождение М. К., многое сделал для упорядочения управления и материального обеспечения Церкви, восполнил б-ку М. К., заново зарегистрировал архивные документы (ПГП. 1970. Т. 3. С. 589-592). Католикос-патриарх был сподвижником Георгия XI, который проводил независимую от Ирана политику: стремился соединить груз. земли, собирал единомышленников, вел тайные переговоры с папой Римским Иннокентием XI (1676-1689), одновременно в пользу своего брата, бывш. царя Имерети Арчила II, налаживал отношения с Османской империей. Николай IX присутствовал при встрече царя с кахетинскими тавадами (князьями), к-рые присягнули царю на верность (НЦРГ. Hd 2159), отправил письмо патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову ; 1674-1690), где сообщил о бедствиях страны и просил оказать помощь Арчилу II ( Татишвили. 1959. С. 185). В 1688 г. шах лишил Георгия XI картлийского трона и отдал его выросшему в России кахетинскому царевичу Ираклию I (1688-1703; в России был известен как царевич Николай). Николай IX был смещен с престола, на его место посадили дядю нового царя со стороны матери, Руставского митр. Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1691, 1695-1700). В 1692-1695 гг. Георгий XI отвоевал трон, и Николай IX ненадолго вернулся на Патриарший престол. Предстоятельствовавшие в период царствования Ираклия I католикосы-патриархи Иоанн X и Евдемон II (Диасамидзе ; 1700-1705) не проявили себя как гос. и церковные деятели; в М. К. скопилось множество нерешенных дел, касавшихся организационной и материальной сфер, школьного дела и кахетинского вопроса, осложнившегося после нашествий шаха Аббаса II.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

922 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 19, 25. Грамотой 1689 года киево-печерский архимандрит был освобожден от поездок в Киево-Софийский собор на торжественные молебны и служил их в Лавре с братией. Лаврская братия «вольными голосами» избирала себе архимандрита, которого утверждал Св. Синод. Лавра непосредственно сносилась с Синодом, а с киевским митрополитом и его Консисторией она сносилась как с равными ей. Киевский митрополит только по промемории духовного лаврского собора, или по просьбе архимандрита ставил священников в лаврские вотчины и лаврских монахов. Лавра, ревниво оберегая свои права ставропигии, чаще посылала своих ставленников для посвящения к черниговскому и переяславскому архиереям, хотя Киев был от нее в 2-х верстах. Не только черное, но и приходское духовенство, служившее в лаврских вотчинах, находилось вне зависимости от Киевского митрополита, подчинись исключительно ведению лаврского духовного собора. Такая независимость духовенства продолжалась до 1769 г., когда белое духовенство Киево-Печерской Лавры было передано в ведение Киевского митрополита. Все особые привилегии Лавры и усвоенные лично архимандриту её отняты в 1786 г. 923 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 1–2. В Приложениях XXII-XXIV к XXXI тому. Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Синода изданы: а) Универсал малороссийского гетмана Ивана Мазепы епископу переяславскому Захарии (Корниловичу) 1 сент. 1700 г., б) две жалованные грамоты архиепископу черниговскому Лазарю Барановичу – первая патриархов Паисия александрийского, Макария автиохийского и Иоасафа всероссийского от 1667 г. 8 сент., вторая царская от 1688 г. 24 июня, в) жалованная царская грамота Феодосию Углицкому, архиепископу черниговскому и новгород-северскому от 1692 г. 28 сент.; жалованные грамоты: г) митрополиту Гедеону Святополк-Четвертинскому 1685 г. 15 дек., д) Варлааму Ясинскому 1700 г. 1 апр., е) Иоасафу (Кроковскому) 1708 г. 14 сент., ж) епископу Захарии (Корниловичу) 1702 г. 4 марта, з) патриарха Иоакима – м, Гедеону – 1685 г. 9 дек. и) патриарха Адриана – Варлааму Ясинскому две грамоты 1690 г. 26 сент., и 1700 г. 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

13 февр. 1690 г. папа Римский Александр VIII возвел Альбани в достоинство кардинала. 10 апр. Альбани получил титул кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Aquiro), 22 мая был переведен на диаконию св. Адриана. По распоряжению папы включен в состав комиссии, работавшей над составлением текста папской буллы «Inter multiplices» (от 4 авг. 1690; обнародована 30 янв. 1691) с осуждением «Декларации четырех статей» (принята в 1682 ассамблеей франц. духовенства и стала манифестом галликанизма ). После восшествия на Римский престол папа Иннокентий XII доверил Альбани работу над текстом буллы «Romanum decet Pontificem» (обнародована 22 июня 1692), официально упразднявшей систему непотизма в управлении католич. Церковью. Кардинал участвовал в работе над текстом бреве «Cum alias ad apostolatus» (обнародовано 12 марта 1699); этим бреве папа по просьбе французского кор. Людовика XIV осудил положения соч. «Explication des maximes des saints sur la vie interieure» (Объяснение высказываний святых о духовной жизни), написанного в защиту квиетизма Франсуа Фенелоном , архиеп. Камбре. В июне 1700 г. по поручению папы кард. Дж. Ф. Альбани составил текст письма, адресованного испан. кор. Карлу II, о престолонаследии в Испании: папа советовал бездетному монарху сделать своим наследником герц. Анжуйского Филиппа, внука французского кор. Людовика XIV, что впосл. стало одной из причин войны за «испанское наследство» (1701-1714). 30 марта 1700 г. Альбани был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Сильвестра, а в кон. сент. рукоположен в сан пресвитера. На конклаве, открывшемся 9 окт., после кончины папы Иннокентия XII (27 сент. 1700), кандидатура 51-летнего кард. Дж. Ф. Альбани вначале не получила одобрения из-за возраста кандидата, однако затем ее поддержала фракция итал. кардиналов «ревнителей» (zelanti), выступавших за независимость политики Папского престола от давления светских властей европ. стран. Процедуру избрания ускорило пришедшее в Рим 19 нояб. известие о смерти испан. кор. Карла II, и 20 нояб., на очередном туре конклава, кандидатура кард. Дж. Ф. Альбани получила большинство голосов. Сам он сначала отказался принять избрание и лишь после долгих уговоров кардиналов и консультаций с теологами 23 нояб. согласился признать свое избрание на Папский престол. Принял имя Климент в честь почитавшегося в этот день сщмч. Климента , еп. (папы) Римского. 30 нояб. в базилике св. Петра состоялось епископское рукоположение К., которое возглавил субдекан коллегии кардиналов Эммануэль Теодоз де ла Тур д " Овернь де Буйон, кард.-еп. Порто и Санта-Руфины. 8 дек. прошла церемония папской коронации. Исход конклава стал триумфом для фракции итал. кардиналов «ревнителей», представители к-рой заняли ключевые позиции в Римской курии и оказывали влияние на папу: К. назначил кард. Фабрицио Паолуччи гос. секретарем Папского престола, кард. Джузеппе Ренато Империали поручил управление Папским государством. Папское государство

http://pravenc.ru/text/1841401.html

является «Сказание о первом жительстве монахов», написанное И. (опубл. в 1904 по списку с пометами иером. Ефрема, настоятеля Саровской обители в 1758-1777). Как предполагал 1-й издатель этой рукописи Н. Н. Орлов, основу «Сказания...», содержащего большое количество дат и имен, составили дневники И. Согласно «Сказанию...», в 1692 г. к И. присоединились его друг мон. Палладий (насельник Введенского мон-ря) и мон. Герасим (постриженик Спасского мон-ря на р. Кезе). Появление мон. Герасима внесло нестроения в жизнь подвижников. После того как по неизвестным причинам сгорела келья И. и Палладия, им пришлось зимовать в землянке. В 1693 г. со Ст. Городища ушел мон. Палладий, за ним - мон. Герасим. До 1700 г. И. подвизался один. «И в та лета не видех бо в себе света, ниже радости, камо ити, или что истинно творити; но, яко кур, во отрепьях хождах и во тьме мрачной бых» (Сказание о первом жительстве. С. 41). Не вынеся борьбы с искушениями, подвижник был вынужден удалиться в Санаксарскую обитель, где ежедневно совершал литургию и причащался Св. Таин, и «помалу нача болезнь умалятися». Через год он вернулся в пустынь и «жих зде во мнозе утешении». В апр. 1694 г. Ст. Городище посетил некий иеродиак. Тимолай из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Он предсказал И., что на месте Ст. Городища будут основаны церковь и мон-рь. В янв. 1695 г. Тимолай прислал И. из Москвы икону св. Иоанна Предтечи, покровителя всех пустынножителей. В 1699 г. на Темниковской дороге И. поставил часовню, в ней - крест c Распятием. В часовне также находилась хоругвь, на одной стороне которой подвижник написал Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - образ Пресв. Богородицы. 30 нояб. 1700 г. на мельнице, расположенной на р. Сатис, у Темниковской дороги, состоялась встреча И. со старообрядцем Иваном Корелиным. В результате беседы И. сумел обратить его в Православие и постриг в монашество с именем Ириней. В 1700 г. по прошению братии И. стал настоятелем арзамасского Введенского мон-ря, а мон.

http://pravenc.ru/text/469526.html

В кон. XVII в. активно развивалось монашеское движение в маронитской среде. Ливанские христиане стали заимствовать структуру зап. монашеских орденов с четким уставом и иерархией. В 1692 г. молодые халебские марониты Джибраил Хава, Абдаллах Караали и Джибраил Фархат (см. Герман Фархат ; впосл. митрополит Халеба и классик новоараб. лит-ры) обратились к И. Д. за благословением на учреждение новой монашеской конгрегации. Позже из-за разногласий о путях монашеского движения эта группа распалась, но Абдаллаху Караали в 1695 г. удалось создать монашеское сообщество нового типа - «Ливанский орден святого Антония». В 1700 г. возник др. маронитский орден - «Конгрегация святого Исаии», впосл. также принявший устав св. Антония, введенный в Ливане Караали. В XVII в. маронитское богослужение постепенно переходило с сир. языка, практически исчезнувшего в бытовом употреблении, на арабский. И. Д. относился к этому процессу с пониманием и признавал достоинства араб. языка. Эта позиция расходилась с мнением лат. миссионеров, выступавших против окончательной арабизации культа и стремившихся, чтобы сирийский оставался у маронитов сакральным языком богослужения, как латынь в католич. мире. При всей преданности Римскому престолу и католическому вероучению И. Д. осуждал попытки западных миссионеров приблизить маронитскую культовую практику к лат. образцам. Эта проблема осложнилась конфликтом 1700 г. между И. Д. и францисканцами Св. земли из-за юрисдикции над маронитскими общинами Акки и др. местностей Палестины. И. Д. обвинял францисканцев в том, что они денежными посулами склоняют маронитов к принятию лат. обряда. Кризис Османской империи кон. XVII в., вызванный поражениями в войне с коалицией католич. держав, тяжело отозвался на положении ливанских христиан. Налогообложение выросло вдвое, с 1691 г. налоги стали брать и с духовенства. В нач. 1696 г. И. Д. писал в Рим, что церкви и мон-ри Ливана были ограблены и он был вынужден скрываться в пещере от солдат османских пашей. В 1700 г. И. Д. через одного из священников обратился к кор. Людовику XIV c жалобами на притеснения, которые претерпевают от пашей Дамаска и Триполи маронитские епископы, монастыри и народ. По приказу короля франц. посол в К-поле пытался выступить в защиту маронитов, однако это не улучшило ситуацию. Осенью 1703 г. войско шиитского шейха Хамада вошло в Каннубин и, ссылаясь на повеление триполийского паши, потребовало выплаты податей за год вперед. После отказа И. Д. был жестоко избит. Неск. сотен воинов, присланных шейхами Хазин, освободили патриарха и увезли его в Кесруан. Усилиями эмира Бешира Шихаба полномасштабную шиитско-маронитскую войну удалось предотвратить, и весной 1704 г. И. Д. смог вернуться в свою резиденцию, где умер несколько дней спустя и был погребен в патриаршей усыпальнице.

http://pravenc.ru/text/675035.html

1016 Десятильники отменены указом 27 ноября 1697 года. 1017 В 1698 году Петр запретил ссыльным монахам строить монастыри «для того, что в Сибири мужеских и женских монастырей, где всякаго чина православным христианом постригаться и спасаться, довольное число есть». 1018 Но Петра не интересовали духовные неустройства Сибири: он преследовал непосредственно утилитарные, практические цели. В 1692 состоялось посольство Елизара Избраннедеса в Пекин для разрешения торговли русским караванам и постройки церкви. 1019 Одновременно в Сибири строятся города: около 1693 остроги по Селенге, Нижнекамчатск в 1694, Верхнекамчатск знаменитым Атласовым в 1697, Большерецк в 1700, в 1701 Верхнекамчатский острог. 1020 В 1697 послано 500 семейств к Иркутску для заселения пустых мест. В 1698 поехал в Китай первый купчина Спиридон Лингусов, возвратившийся в 1700 г. 1021 На основании вышеприведенного извещения Виниуса был послан наказ спрашивать «у торговых людей в Нерчинску, которые приедут из китайскаго государства, и доведываться о новопостроенной часовне в китайском государстве, в каком месте... и китайцы к той церкви для смотрения или слушания приходят ли и что говорят, хвалят ли, и нет ли какого от них посмеяния, и поругания, и к которым церквам, греческого ль закону или к езувитскому костелу они склоннее, и каковы у той церкви попы и причетники, и в каковом искусстве живут, и сколько их, также и народу русскаго, какое у той церкви украшение и книг довольство, и умерших християн где погребают, при той ли часовне или где в поле, и каким служением, явно ли или со опасением тайно, а выспрося о всем пространно, и есть ли кто из китайцев крестились, и о торговле и пр. 1022 Тогда же (в 1699 г.) состоялись посылки для переписи и межевания сибирских городов, начатых еще в 1696 году. 1023 Сибирь доставляла одним караванным торгом почти 1/14 всех государственных доходов, 1024 в ней были открытые еще в 1697 г. рудокопные промыслы, и недаром Петр обратил на нее в это время особое внимание. 1025 18 июня 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010