В. И. Молодин Расселение русских на территории Н. о. началось в кон. XVI в. в ходе присоединения Сибири к Русскому гос-ву. Постоянные рус. поселения возникли здесь в 80-90-х гг. XVII в.: деревни Шелковникова (1683), Чернова (1684), Зудова (1687), Боровая (1691) на территории совр. Болотнинского р-на; деревни Б. Изылинская и Калтырак (обе 1691) на территории совр. Тогучинского р-на. Ок. 1710 г. в границах буд. Новосибирска возникла дер. Кривощёково. В нач. XVIII в. для обороны от набегов кочевников заложены укрепленные остроги Умревинский (1703), Чаусский (1713), Бердский (1716) и др., построены ставшие частью Сибирской оборонительной линии форпосты Усть-Тартасский, Каинский и Убинский (1722). Под их защитой возникали деревни, служившие базами для дальнейшего продвижения русских на юг и очагами аграрной колонизации региона. В 1708-1782 гг. территория Н. о. входила в Сибирскую губ., в 1782-1804 гг.- в Тобольскую губ. (до 1796 Тобольское наместничество); юж. и вост. части региона входили в Колыванскую обл. (1779-1783) и Колыванскую губ. (1783-1796). В 30-х гг. XVIII в. через территорию Н. о. прошел Сибирский тракт, что стимулировало хозяйственное развитие региона. В 1765 г. начал работать казенный Сузунский медеплавильный завод, на базе которого был создан единственный за Уралом Сузунский монетный двор (1766-1847). В 1804-1921 гг. вся территория Н. о. находилась в составе Томской губ. Крупнейшими городами региона в XIX - нач. XX в. являлись Каинск (ныне Куйбышев; преобразован в город в 1782), Колывань (бывш. Чаусский острог; преобразован в город в 1822; с 1925 село, с 1964 рабочий поселок) и Новониколаевск (ныне Новосибирск; город с 1903). Основным источником пополнения населения являлись организованные (особенно интенсивные в годы Столыпинской аграрной реформы) и стихийные крестьянские переселения из Европ. России. В 1858-1917 гг. число жителей в пределах совр. Н. о. выросло со 160-180 тыс. до 1,2-1,3 млн чел. Ключевое значение для развития региона сыграло строительство Транссибирской магистрали и ответвлений от нее на Алтай и в Ср.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Род. в семье буд. господаря Константина Кантемира и его супруги Анны Бантыш. В детстве получил хорошее по тем временам образование. Учитель, грек Иеремия Какавелас, обучал Д. лат., греч. и слав. языкам, а также теологии. В 1688-1691 гг. Д. находился в Стамбуле как заложник. В 1691-1693 гг. жил в Молдавии при дворе своего отца, а после его кончины был избран господарем на собрании бояр, духовенства и служилого сословия в присутствии патриархов К-польского и Иерусалимского и при участии видного тур. сановника, надевшего ему на плечи княжеский кафтан. Исполнял обязанности господаря только 3 недели, в марте-апр. 1693 г., поскольку не был утвержден султаном; под конвоем был выслан в Стамбул. Стараниями старшего брата Антиоха арест с него был снят, и Д. получил право свободного передвижения. Он продолжил образование в Стамбуле в высшей Патриаршей школе (К-польская Патриархия), изучал востоковедение, историю, философию, географию, логику, теологию, музыку, медицину, фольклор, архитектуру, живопись, тур., араб., персид. языки. В общей сложности он жил в Стамбуле более 20 лет. В годы правления в Молдавии его брата Антиоха Д. был назначен представителем молдавского господаря в Стамбуле, что позволило ему наладить отношения с высшими политическими кругами Турции, а также и с иностранными послами при султанском дворе. В этот период Д. принимал участие в ряде сражений, которые вела тур. армия. Так, в 1697 г. он находился в тур. лагере, когда османские войска потерпели сокрушительное поражение в битвах с австрийцами при Петроварадине (ныне Нови-Сад) и Зенте (ныне Сента). После этих событий Д. понял, что Османская империя клонится к закату. В 1699 г. женился на Касандре, дочери валашского господаря Кантакузино Шербана. Укрепив свое положение в тур. властных структурах и наладив связи с послами Франции, Голландии и России, Д. смог 14 нояб. 1710 г. занять престол Молдавии. С целью избавления княжества от тур. господства он пошел по пути сближения с Россией, к-рая в это время находилась в состоянии войны со Швецией и с Турцией.

http://pravenc.ru/text/1470287.html

Или вот еще дело о завладении крестьянами Силы Пушкина землею, принадлежащею стольнику Евстафию Суворову, в котором Суворов судится с крестьянами Пушкина у воеводы мимо владельца, и владелец вовсе не принимает участия в деле. Дело начинается следующею челобитною Суворова. «В прошлом, государь, в 1710 году Силы Федорова сына Пушкина, деревни Чеканова, крестьяне Прокопей Степанов с братьями с Алексеем, да с Митрофаном, той же деревни Чекановы в моей половине на моей земле насильно пашню пахали, и рож и яровой хлеб сеяли, и сено косили; а цена, государь, той моей земле за десятину и сенным моим покосам по Уложенью. Великий государь, прошу вашего царского величества, да повелит ваше державство, вели государь по тех вышеписанных крестьян послать солдата, и тех крестьян взять и привесть в Кашин в приказную избу, и в том вышеписанном насильном завладеньи допросить». Далее из дела видно, что помянутые крестьяне были приведены в приказную избу; и в допросе крестьянин Алексей Степанов отвечал, что «они земли Евтифея Иванова Суворова в деревне Чеканове в его половине насильно не пахали и сенных покосов не кашивали, только де в его Евтифееве доле Суворова в той деревне отдал им в наймы Евтифеев же крестьянин Петр Трифонов в том же 1710 году свой пустой жеребей». Или одна мировая запись владельческого крестьянина с посторонним владельцем еще яснее показывает, что относительно суда владельческие крестьяне пользовались на основании общих законов полным правом личности и судились и мирились по своему усмотрению. В записи написано: «Се аз Кашинского уезду, Капшина монастыря крестьянин деревни Дубровы Иван, прозвище Жданко, Петров сын, в прошлом во 198(1690) и в нынешнем во 199(1691) году, имал по меня Федор Борисов две государевы грамоты в потраве пустошей своих и в посеченом лесу, и во владеньи земли своей в восьми десятинах, в иску в оброке в восьми рублях. И я Иван с ним Федором, поговоря полюбовно и не ходя в суд, в той спорной земле и в иску в оброке в восьми рублях сыскали и помирились на том, что мне Ивану ево Федоровою землею деревни Фатьяновы да пустоши Покосовы от деревни Дубровы правая сторона земля и угодья ево Федорова по оселок Бернятин, о которой он Федор на меня бил челом великому государю, и мне Ивану тою землею впред не владеть и на пустошах его потравы не чинить и лесе ево без явки не сечь» (в моем собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Карл-Адольф, рождение 22 января 1784 † 14 сентября 1830; женат на Иоанне Сиверс Ганс-Генрих, рождение 5 сентября 1786; женат на баронессе; Елене Элеоноре Менгден София, за ротмистром Насакеном Анна-Якобина, за майором Григорием Польманом КОЛЕНО VI: Германн-Карл-Георг, рождение 14 ноября 1819 Фабиан-Бернгард-Карл-Ганс, рождение 1816 Матильда Генриетта-Юлия Юлия-Августина Иоанн Тизенгаузен служил полковником в войсках Короля Шведского Карла X; сын его Георг-Рейнгольд служил сперва подполковником в войсках Карла XII, потом находился лифляндским ландратом; в этом звании он участвовал в сдаче города Риги на капитуляцию фельдмаршалу графу Шереметеву; 13 июля 1710 года, лифляндское дворянство, предводимое Георгом-Рейнгольдом Тизенгаузеном, присягнуло на верноподданство Петру Великому. Вот поколенная роспись потомству Георга-Рейнгольда, сына Иоаннова: отцовский КОЛЕНО I: Георг-Рейнгольд, рождение 1650 † 19 июня 1734; женат на Анне-Соломее-Луизе Кёниг КОЛЕНО II: Вильгельм-Генрих, рождение 15 октября 1689 † 19 октября 1730; женат на Беате-Юстине Клебек Кард-Магнус, рождение 18 января 1691 † 1743; женат на Юстине-Доротее Цеймерн, рождение 1699 † 1778 Георг-Фридрих, рождение 31 января 1692 † 17.., женат на Эртен † 1739 Луиза-Соломея, за шведским генерал-адьютантом Эбергардом Боргентрейх Маргарита-Елисавета, рождение 13 мая 1695 † 26 февраля 1748; за Каспаром Стиернфельдтом КОЛЕНО III: Георг-Христиан Георг-Каспар, рождение 29 августа 1729 † 1811; женат: 1) на Гертруде-Юлие Цеймерн, рождение 1 декабря 1739 † 28 июня 1764; 2) на Софие-Елисавете Цёгё-фон-Мантейфель, рождение 1748 † 29 апреля 1804 (все дети от 2-го брака) Карл-Рейнгольд, рождение 19 декабря 1730 † 1768; женат на баронессе Христине-Софие Гильденгоф Анна-Доротея, за бароном Иоанном-Адольфом Клодт-ф.-Юргенсбург Юстина-Луиза, рождение 11 августа 1735 † 27 декабря 1822; за Яковом-Иоанном Леске Георг-Вильгельм, † 1760; женат на Юстине-Беате Герберс Маргарита-Елисавета, 1) за Георгом-Густавом Дюнтеном; 2) за подполковником бароном Оттоном-Вильгельмом Ферзеном

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Книгопечатание и типографское дело стали главными в жизни А. И. Все 64 книги, изданные в Валахии в 1691-1716 гг., связаны с его именем. В этот период из типографий Бухареста, Снагова, Рымнику-Вылчи, Тырговиште под руководством А. И. вышли в свет издания религ. лит-ры на румын., греч., церковнослав., серб. языках, а также светские произведения, среди к-рых была и рус. «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (1697). Эти книги отличались прекрасным оформлением и высокой полиграфической культурой, что свидетельствовало о многогранном таланте А. И. как художника. С помощью А. И. его ученики основали типографии в Алеппо (Сирия) и Тбилиси. Благодаря деятельности А. И. Валахия на рубеже XVII-XVIII вв. превратилась в важный культурный центр, снабжавший разные страны книгами. Одной из заслуг А. И. стало создание и введение в литургическую практику Румынской Церкви румын. языка. А. И. принадлежит неск. оригинальных сочинений, среди к-рых особо следует отметить «Проповеди», произнесенные им с 1709 по 1716 г. и впервые изданные в 1886 г. под названием «Дидахи». В них А. И. выступал против алчности, социального неравенства и несправедливости. А. И.- автор ряда религ. сочинений, одним из самых ценных и оригинальных из к-рых являлись «Лики Ветхого и Нового Завета», преподнесенные в 1708 г. в дар господарю К. Брынковяну. Посвятив всю свою жизнь делу просвещения, А. И. был сторонником сближения румын. народа с Россией в борьбе за освобождение Валахии от османской зависимости, встав в 1709 г. во главе антиосманского освободительного движения. В 1716 г. за связи с антиосманской коалицией в период австро-тур. войны (1716-1718) А. И. был смещен с кафедры, лишен сана и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре св. Екатерины на Синае . По тайному приказу тур. властей был убит янычарами на пути к мон-рю, его тело было брошено в реку. В 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил А. И. к лику святых. Существует прижизненное изображение А. И. (1711) на фреске церкви мон-ря Говора, выполненное по заказу К. Брынковяну, перестраивавшего мон-рь в 1710-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/115728.html

Распределение дел, близкое к этому, было в 1702 и 1710 гг. 63 Таким образом, если не считать дел, не относящихся к дипломатическим сношениям, получим вывод, что три повытья (Максима Алексеева, Нефимонова и Тарасова) ведали сношения с Европой и два повытья (Симоновского и Никиты Алексеева) – с Азией. В 1677 г., вследствие временного отсутствия пятого «стараго подьячаго», все дела распределены были между наличными четырьмя подьячими, при чем известные группы дел находятся вместе и здесь 64 . Повытья не носили какого-либо названия в зависимости от рода производившихся в них дел, а именовались или по фамилии своего «директора» (повытье Алексеева, повытье Нефимонова и т. д.), или просто назывались первым, вторым и т. д. (первое повытье, второе повытье). У каждого из «старых подьячих» находилось по 4 подьячих «средних и молодых» – делопроизводителей 65 . В старые подьячие обыкновенно назначались подьячие из того же Посольского приказа, средние и молодые. Последние обладали красивым почерком, и потому на них возлагалась иногда переписка целых сочинений, предназначенных для поднесения царю. Так, в бытность Матвеева в Посольском приказе, они писали «состроенныя» тогда государственные книги – Титулярник, Василиологион, Александрию и пр. В 1691 г. ими переписаны были: поднесенная в ноябре сего года царю «книга о мельничном строении, с фигурными о том мельничном строении образцовыми листами»; для Л. К. Нарышкина «в лучшее письменное изображение – искусным и художественным в писании начертанием» Космография и др. В январе 1671 г. один из подьячих пишет о царских аудиенциях «авизы и всякия вестовыя письма». Кроме подьячих, ведших переписку на русскому языке, в Посольском приказе были еще два разряда лиц, специально знавших иностранные языки – толкачи и переводчики. Первые предназначались для устных объяснений c иностранцами, на вторых возлагались письменные работы на иностранных языках – переводы присылаемых из того или другого государства грамот, равно как и всякого рода иноязычных документов, поступавших в Посольский приказ, а также сопровождение русских грамот, посылаемых за границу, соответственными переводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

163 Шафиров Петр Павлович (1669–1739) – государственный деятель; барон (1710 г.). Родился в еврейской семье переводчика Посольского приказа. С 1691 г. переводчик Посольского приказа, в 1697–1698 гг. участвовал в «Великом посольстве»; с 1709 г. вице-канцлер, управляющий почтами. Сыграл важную дипломатическую роль во время Прутского похода (1711 г.). С 1717 г. вице-президент коллегии Иностранных дел. В 1723 г. обвинен в казнокрадстве, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой. В 1725 г. возвращен Екатериной I, президент Коммерц-коллегии, в 1730– 1732 гг. посол в Тегеране. С 1733 г. снова президент Коммерц-коллегии. Волынский Артемий Петрович (1689–1740) – государственный деятель, дипломат. В 1719–1724 гг. астраханский, в 1725–1730 гг. (с перерывами) – казанский губернатор. С 1738 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. Автор «рассуждений» «О гражданстве», «Каким образом государям суд и милость иметь надобно» и др. В 1740 г. в результате интриг Э. Бирона и А. И. Остермана обвинен в измене и казнен. 164 Шеин Алексей Семенович (ум. 1700) – военный и государственный деятель. Боярин с 1682 г., ближний боярин с 1695 г. В 1680–1685 гг. воевода в Тобольске и Курске. В Крымских (1687–1689 гг.) и Азовском (1695 г.) походах воевода. В Азовском походе 1696 г. главнокомандующий сухопутными войсками. Во время «Великого посольства» 1697–1698 гг. оставлен Петром I начальником трех военных приказов. Руководил подавлением Стрелецкого восстания 1698 г. 165 Девиер Антон Мануилович – португалец на русской службе. С 1718 г. генерал-полицмейстер Петербурге. В 1727 г. был привлечен к следствию вместе с П. А. Толстым и сослан в Сибирь. 166 Курбатов Алексей Александрович (ум. 1721) – государственный деятель (из крепостных Б. П. Шереметева). В 1699 г. подал Петру I проект о введении гербовой бумаги. Получил солю и принят на государственную службу. С 1711 г. вице-губернатор Архангельской губернии, в 1714 г. обвинен во взяточничестве и умер под следствием. 167 Гагарин Матвей Петрович – князь, сибирский губернатор, в 1721 г. казнен за служебные злоупотребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИКУЛОВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Село было основано в 1691 как острог по указу Тобольского воеводы на высоком Шаньгином мысу в рамках оборотительной Старо-Ишимской линии для защиты от набегов степняков. Первоначально поселение было названо слободой Орлово Городище . В 1710 году согласно переписи Тобольского дворянина Алексея Струнина слобода находилась в составе Тобольского уезда Сибирской губернии, к ней были приписаны деревни: Овдокимова у Сухого мосту, Усть-Барсуцкая, Коркина, Басаргулская, Балагленская, Серебрянская, Карагальская, Селиверстова, Волынкина, Крушинских, Калинина, Чебаелинская, Балаханская, Боровская, Узяцкая. При образовании Ишимского дистрикта в 1719 - 1724 годы слобода с приписными деревнями вошла в его состав. В 1740-е годы через слободу был проложен Сибирский тракт из Тобольска до Тары . К 1746 году Орлово Городище стало самой большой слободой, а местный приход - крупнейшим в Ишимском дистрикте. Около этого времени появляется название Викуловская слобода ( " викул " - от греч. вукол: " пастырь " , " священник " ) - первоначально оно указывало на обширную территорию Троицкого храма с принадлежащими ему постройками и богадельнями, в которых проживали солдаты-инвалиды и отставные солдаты с семьями. С 1782 года согласно ревизским сказкам о крестьянах слобода Орлово Городище относилась к Омскому округу Тобольского наместничества . Ямщики Викуловской слободы были в составе Тарского округа Тобольского наместничества . К 1787 году слободы Орлово Городище и Викуловскую объединили в одну - Викуловскую слободу Викуловской волости Тарского округа . Оставалась в том же административном подчинении на 1795 год . В тот период в Викуловской слободе открлись первые ярмарки и торжки Тарской округи. На 1910 год поселение имело статус села Викуловского. К 1917 году в селе действовала одноклассная церковно-приходская школа и Романовское четырехклассное народное сельское училище.

http://drevo-info.ru/articles/13675858.h...

Под собственным именем Томмази публикует Speculum (Romae, 1679); Exercitium Fidei, Spei et Caritatis (Romae, 1683); Breviarium psalterii (Romae, 1683); Vera norma di glorificar Dio (Romae, 1687); Fermentum (Romae, 1688); Psalterium cum canticis (Romae, 1697); наконец, Indiculus institutionum theologicarum veterum Patrum в трех томах (Romae, 1709, 1710, 1712), где суммируются богословские истины и богослужебная практика, представленные непосредственно на основе патристических источников. В 1747–1753 гг. Антонио Франческо Веццози опубликовал собрание работ (Opera) Томмази в 11 томах in 4°. Длительное время литургика развивалась по пути собирания и начальной стадии систематизации материала. В этом стиле выдержаны, например, литургические труды аббата Жана Гранколá (1660–1732), доктора Сорбонны и придворного капеллана брата Людовика XIV, о древних восточных и западных литургиях и иных богослужениях 939 ; на основании своих историко-литургических исследований аббат Гранкола пришел к выводу о том, что древним литургическим правилам и обычаям соответствует только Бревиарий Пия V, и предложил подходы к реформе современного ему Бревиария. Французский бенедиктинец-маврист, историк и литургист Эдмон Мартен (1654–1739), получивший серьезную подготовку в Сен-Жермен-де-Пре под руководством д’Ашери и Мабильона и снискавший известность уже первой своей объемной научной работой – комментариями к правилам св. Бенедикта Нурсийского 940 , основанными на широкой источниковой базе, – посвятил себя историко-литургическим изысканиям, результатом которых стал целый ряд значительных научных разработок 941 . В этой работе серьезное подспорье оказали его археографические экспедиции, предпринятые совместно с Юрсеном Дюраном во Франции и Бельгии: им удалось поработать в библиотеках более 800 монастырей и 100 соборов; результатом этих исследований стало издание 9-томного собрания церковно-исторических источников 942 . Из подобного же рода работ заслуживает внимания деятельность Джозефа Бингама (1668–1723), англиканского священника, некоторое время служившего тьютором в Оксфорде (1691–1695). Обвиненный в ереси за проповедь «Личность и сущность у свв. отцов», он был в конце концов изгнан оттуда и, отойдя от академической деятельности, подготовил и опубликовал многотомник «Церковные истоки» 943 . Данный труд содержит скрупулезное описание христианских (греческих и римских) и иудейских древностей, обычаев и богослужебной практики в течение первых веков существования Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010