Πорфирия, в 1488 или 1489 г., в копии и на 3-х листах подлинной рукописи XVI в., но откуда взятой, не сказано, с) грамота константинопольского патриарха Иеремии II, d) грамота константинопольского патриарха Дионисия 1686 г., из старого кодекса Синайского монастыря, е) грамота патриарха Гавриила 1705 г., f) Πρ ξις το ρχιεπισκπου Σν κυρ Κοσμ (русск. перев. во Втором путешествии на Синай, стр. 306–310) из иерусалимского кодекса, хранящегося в библиотеке святогробского подворья в Константинополе, g) помощь России Синайскому монастырю.(по Степен. Кн. II, Карамзину V, Снош. России с восток. Муравьева, I и II, и " πιστολριονу в рукоп. XVIII в. Джуванийск. библиотеки), h) два письма: одно архиеп. Космы к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и другое к императрице Екатерине Великой с Синая. ι) «Сказание о православных приходах в городах английской Индии, Калькутте и Дакке, состоящих под священноначалием Синайского архиепископа. 1852 г.», в особой тетради, начисто писанной о. Порфирием, с отношением к поверенному в делах русской миссии в Константинополе Озерову. х) Выметки из рукописи » πιστολα μολογαι, хранящейся в библиотеке иерусалимского патриарха Хрисанфа; 2 письма последнего на листках из записной книжки (стр. 295–315). λ) Греческое повествование о синайской церкви в Каире, и по какой причине она была обращена в мечеть (стр. 335–367). μ) Соборные и патриаршие грамоты и послания, относящиеся к истории Синая в русском переводе: а) грамота константинопольского патриарха Тимофея 1607 г., b) грамота иерусалимского патриарха Софрония 1607 г., с) паслание цареградского синода к молдавскому господарю Василию Лупу при патриархе Парфении младшем 1646 г., d) грамота константинопольского патриарха Иоанникия 1646 г., е) κοпия c патриаршего соборного отлучения архиепископа Синайской горы Иоасафа 1646 г., f) копия с соборной патриаршей грамоты константинопольского патриарха Иоанникия 1648 г., g) 2 копии с запретительных грамот антиохийского патриарха Евфимия 1646 г., h) копия с переведенной с арабского языка на греческий грамоты Иоанникия патриарха александрийского, i) грамота иерусалимского патриарха Нектария 1668 г., j) 3 грамоты константинопольского патриарха Мефодия 1668 и 1670–1671 гг., к) соборная грамота иерусалимского патриарха Досифея, l) 2 синодальные грамоты константинопольского патриарха Иакова 1687 г., m) 4 грамоты константинопольского патриарха Каллиника 1689–1691 гг., n) 2 греческие грамоты: антиохийского патриарха Михаила 1576 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

село Мамошино состояло за Иосифовым монастырем, в селе было пять дворов; в 1705 г. – двор монастырский, а в нем два человека и 10 дворов крестьянских, – в них 45 человек, и в 1710 г. – двор монастырский и 8 дворов крестьянских. 222 Церковная Никольская земля в пустоши, что было село Мамошино, «прибыла» в окладные приходные книги Патр. Приказа в 7189 (1691) г. и вместе с другими вотчинными землями Иосифова монастыря находилась на оброке до 1746 г. «того же монастыря на архимандрите с братией», с платой оброчных денег семь алтын 3 деньги на год. Николая Чудотворца место церковное в 1625 г. Кремичевской волости, в пустоши, что был погост в Одинцове; пашни церковные лесом поросло середние земли 15 четв. в поле, а в дву потому ж, сена лесом поросло 10 копен; 223 а по дозорным книгам строителя Саввина монастыря Иоасафа Пестрякова 136 (1628) г. значится: «на погосте храм Николая Чудотворца стоит пуст, а по сыску на том погосте всю землю церковную отдает на оброк староста поповский поп Семеон княж Юрьеву крестьянину Буйносова Васке Иванову со 129 (1621) году, а до тех мест с Литовского разорения лежала впусте, а на сколько четвертей той церковной земли по окладу и того никто не ведает». 224 В приходных оброчных книгах Патр. приказа за 7146 (1638) г. написано: «с церковной земли Николы Чуд. в Одинцове на Петре Евтихееве оброку 21 алтын». 225 К Николаевскому погосту, что в Одинцове, принадлежала пустошь Грачевка, в которой по писцовым книгами, 133 – 134 гг. состояло пашни 36 четв. в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен, лесу 3 десятины. 226 В приходных оброчных книгах Патр. Казенного Приказа за 7174 (1666) г. значится: «по книгам старосты попов. Предтеченского попа Трофима в нынешнем во 174 году прибыла вновь церковная земля с пустоши Грачевки оброку 6 ден на патриарше сыне боярине Никифоре Михайлове Беклемишеве. 227 Церковные земли в пустошах, что был погост в Одинцове и Грачевка отдавались в оброк по 1746 г. разным обротчикам, в числе которых упоминается «вотчины государственного канцлера и тайного действительного советника и кавалера графа Гавриила Ивановича Головкина, Звенигородского уезда, села Михайловского, деревни Никифоровской крестьянин Михаил Фролов», которому, вследствие его челобитья, по распоряжению Синодального Казенного Приказа в 1732 году отданы были обе пустоши на оброк с платой по 1 р. 63 коп. на год. 228

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По крайней мере, на тех изображениях «Царственной Книги», где фигурируют и царь Иоанн Грозный и Всероссийский митрополит, головные уборы их различаются. Царь – в невысоком венце с острыми шипами, а митрополит – в круглой, плотно облегающей голову шапке с меховым околышем. Как нравился русским святителям мех на головном уборе, видно из присутствия горностая даже на митрах-коронах конца XVII и начала XVIII века. С горностаевым околышем сохранилось от этого времени довольно много митр; таковы, напр.: митра, полукорона полушапка, с жемчугом и дробницами, от 1691 г. в ризнице Ипатьевского монастыря Костромской губ. 132 , – митра с сребропозолоченным круглым верхом, от 1704 г., в ризнице Кириллова монастыря Новгородской губ. 133 , – митра с 19 сребропозлащенными дробницами, от 1705 г., в ризнице новгородского Софийского собора 134 и др. Украшены были горностаевой опушкой и митры свт. Димитрия Ростовского († 28 окт. 1709 г.); одна из митр его, с серафимами, хранится в ризнице Новгород-северского монастыря, Черниговской губ. 135 . Дороговизна горностаевого меха служила, по всей вероятности, причиною того, что на митрах конца XVII и начала XIX в. вместо меха появляется выпушка из серебряных или золотых нитей 136 ; такую выпушку иногда и теперь можно видеть на архиерейских и архимандричьих митрах 137 . Митру XVII в. в ризнице Гелатского монастыря, представленную у Кондакова и Бакрадзе в снимке под 28 138 , и митру «греческой формы» в ризнице Киево-Печерской Лавры 139 , с несколько расширенным плоским верхом, надо рассматривать как греческую цилиндрической формы камилавку, вошедшую в употребление в Греции с XVI в. и сделавшуюся известной в России при патр. Никоне в несколько измененном виде. Сходство с греческой камилавкой гелатской митры и отсутствие на ней перекрестия, характерного для митры-короны, еще раз подтверждают нашу мысль о происхождении старой архиерейской шапки из святительского клобука. Итак, по всем видимостям, и в Византии, и в Грузии, и у нас, в России, святительская шапка предшествует по времени своего происхождения архиерейской митре-короне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и известное показание, яко избрание то несть истое святаго Дорофеа онаго, но инаго некоего, не весма добре написанное и многое в себе сумнения имущое. В рук. типографской, 472 л. 25 читаем: Житие св. Людмилы (сентября 16) перевод п. Стефана Любинскаго (Яворскаго?) с незначительными исправлениями стиля, а далее против жития св. Андрея юродивого Ас. S. Smaji 6 при концу... сокращенно частию от простерших словес. На л. 444 – Ех sauctorum actis собрание неких святых древних не воспомяновенных в месяцеслове словенском ихже житиами возможно будет наполняти дни оскуднии от житиа настоящих святых людей (Fabianus papa martyr, Gylda). 1321 Рукоп. Рост. Яковл. мон. 355 л. 317 об. Грамота и пр. напечатаны в Яр. Губ. Вед. 1852 32 и 33. 1323 Рук. син. 147 л. 382. Вероятно, тогда же было подтверждение Димитрием грамоты архимандриту Макарию, данной 15 мая 1691 года патриархом Адрианом. Антоний Угличский Покровский монастырь Я. 1870 стр. 49. 1324 Синод. рук. 858 с многочисленными поправками руки св. Димитрия. В письме к Феологу святитель говорит: Пишу Богородицу Толгскую (Яр. Еп. Вед. 1873, 33 стр. 258 письмо 6). 1325 Рук. Имп. Арх. Общ. 68 л. 59. Надо думать, что м. Иов прислал житие, ибо у святителя Димитрия впоследствии были две редакции жития: именно, мы находим отметку святителя у текста жития Авраамия Ростовского под 29 октября «иной образец несогласен первому (Нач. Еже удивитися – вторая редакция жития по м. Макарию и Ключевскому) списано с тетрадей дьячка Богоявленского монастыря», и далее заметку против рассказа: «Аврамий придя в Новград и виде украшение церковное» – «Были ли тогда церкви в Новеграде? (Рук. типограф. 472). О житии Авраамия святитель писал и в 1705 г. к Феологу, прося его достать (Яр. Еп. Вед. 1873, 33 письмо 10). По житию, пр. Авраамий, будучи язычником, пришел на Валаам к игумену Феогносту и был им крещен (Макария История русск. церкви I, стр. 269 Валаамский монастырь. Спб. 1864, стр. II). В той же типографской рукописи, против жития Григория Синаита (нач. Лже убо) две заметки: «сего святаго в месяцесловах нигде не положено, положити убо его августа в 8 день, понеже в реестру проложном так положено; его творение достоино есть Троице святой поемое на неделю полунощнице по Троичном каноне» и далее: «се не так история, як панегирик, словес преумножение, а самых дел меньше, и за распространением словес, едва уразумети историю. (Рук. типограф. 472 л. 396). Что касается до м. Иова, то отношения его к Димитрию, как видно будет и из последующего, были очень дружелюбные. Среди книг Иова мы находим много сочинений св. Димитрия: Образ размышления страстей Христовых, Апологию, Розыск о Делах раскольничьих, Размышление вседневное, потребное всякому христианину. (Описание документов и дел хран. в архиве Святейшего Правительствующего Синода 1868, т. I, стр. 85 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Почитание святого первоначально не выходило за границы обл. Дивед, где имя Д. носят мн. древние церкви. Оттуда оно распространилось по Юж. Уэльсу и Ирландии, а затем, благодаря Ассеру, еп. Шерборна и выходцу из Сент-Дейвидса (рубеж IX и X вв.), проникло в Англию. Д. стал единственным валлийским святым, чье имя содержится в лат. календарях за пределами Уэльса и Ирландии. В 1081 г. кор. Вильгельм I Завоеватель совершил паломничество в Сент-Дейвидс. В X-XI вв. в результате набегов скандинавов мощи Д. были утрачены. В 1120 г. папа Каллист II по просьбе еп. Сент-Дейвидса Бернарда утвердил почитание Д. и установил, что двукратное посещение его гробницы приравнивается к паломничеству в Рим, а 3-кратное - к путешествию в Св. землю. Вскоре началось строительство нового собора, посвященного Д. В XIII в. при странных обстоятельствах были вновь обретены мощи Д. В средние века святому было посвящено множество храмов в Уэльсе, Корнуолле и Зап. Англии. В еп-стве Сент-Дейвидс и в посвященных Д. храмах его память отмечалась каждую неделю, с 1415 г. архиепископ Кентерберийский предписал отмечать память Д. на всей территории архиеп-ства. Во время англ. Реформации, 1 марта 1538 г., мощи Д. были вскрыты по приказу еп. Барлоу, после чего утрачены. В эпоху господства англиканства Д. воспринимался как валлийский национальный святой, а день его памяти стал в Уэльсе национальным праздником. При ремонте собора в Сент-Дейвидсе в 1866 г. была обнаружена заложенная ниша с человеческими останками, которые впосл. были сочтены за мощи Д., скрытые во время Реформации. В 1925 г. вост. правосл. Патриархи поклонились мощам и подарили для них реликварий. Однако принадлежность мощей Д. доказать не удалось. Святого изображают в епископском одеянии с голубем на плече. В день памяти Д. принято носить эмблему Уэльса - лук-порей или желтые нарциссы. В Лланелли (графство Кармартеншир, Уэльс) действует правосл. часовня св. Давида и Николая (К-польский Патриархат). Ист.: BHL, N 2107-2112; ActaSS. Mart. T. 1. P. 38-47; AnBoll. 1946. T. 64. P. 289-290; 1947. T. 65. P. 153-156; 1951. T. 69. P. 426-428; 1955. T. 73. P. 293-296, 353-359, 499-500; Rhygyfarch. Life of St. David: The Basic Mid 12th Cent. Latin Text/Ed. J. W. James. Cardiff, 1967; Giraldi Cambrensis Opera/Ed. J. S. Brewer. L., 1861-1891. [Nendeln], 1964-1966r. Vol. 3. P. 376-404; The Welsh Life of St. David/Ed. D. S. Evans. Cardiff, 1988; The Irish Penitentials/Ed. L. Bieler. Dublin, 1963. P. 70-73; The Four Ancient Books of Wales/Ed. W. F. Skene. L., 1858; Willelmus Malmesburiensis. Gesta Regum Anglorum. 25, 36, 435//PL. 179. Col. 982-983, 991, 1382; idem. De antiquitate Ecclesiae Glastoniensi//PL. 179. Col. 1691, 1693, 1700, 1704-1705.

http://pravenc.ru/text/168486.html

1940-1948. Т. 2. С. 523-524). При этом П. А. хорошо разбирался в вопросах веры и был убежден, что подобное объединение будет означать подчинение Москвы Риму. Кроме того, в притязаниях Римской курии на примат в вопросах юрисдикции и на превосходство папства над светской властью П. А. видел опасную силу, способную подорвать его собственный авторитет. Манифест П. А. от 16 апр. 1702 г. и др. акты веротерпимости способствовали росту числа католиков, проживавших в России: если в 1691 г. их было всего 40 чел., то в 1725 г.- 2 тыс. чел. П. А. внимательно следил за тем, чтобы свобода вероисповедания не нарушала интересов гос-ва. Указом от 18 апр. 1719 г. в связи с процессом над царевичем Алексеем, к-рый был связан с австр. миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию (ПСЗ. Т. 5. С. 694. 3356); но при этом на территории России остались капуцины, доминиканцы и францисканцы. По той же причине указом от 2 дек. 1723 г. было определено, «чтобы обретающиеся в Санкт-Петербурге римского исповедания жители для исправления церковных нужд пасторов требовали токмо из Французов, а не иной нации людей» (ПСЗ. Т. 7. С. 167. 4376),- установление дипломатических отношений с Папским престолом именно через посредничество Франции, а не Австрии казалось предпочтительным. В целом отношение П. А. к католич. Церкви можно охарактеризовать как терпимое при условии полной политической лояльности подданных-католиков Российскому гос-ву. Известно, что в 1705 г., во время пребывания в Полоцке, П. А. вошел в униат. Софийский собор, вступил в спор с монахами и, якобы не стерпев их неподобающего отношения к себе и высказываний против Православия, приказал убить 4 монахов и священника. Позже он подтвердил эти сведения, опубликовав манифест, в к-ром было сказано, что четверо монахов убиты, а один повешен «за учиненное ими государю злоречие и переписку со шведами» ( Устрялов. 1858-1863. Т. 4. Ч. 1. С. 370-373). Этот случай был исключением. Обычно П. А. проявлял толерантность и уважительный интерес к церковной жизни и обряду различных вероисповеданий.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

Колокола, отлитые Иваном Федоровичем М., сохранившиеся до настоящего времени и известные по различным источникам, предназначались для мон-рей: Спасо-Преображенского в Ст. Руссе (1692), московского Чудова (1727), московского Страстного (1730; весом 193 пуда находится в мон-ре Оптина пуст.). Иван Федорович М. совместно с помощниками Г. Лукьяновым, И. Якимовым и В. Петровым для Киево-Печерской лавры в 1732 г. изготовил колокол весом 1000 пудов. Среди отлитых М. для городских соборов колоколов большого веса - колокол «Большая лебедь» для колокольни собора Св. Софии в Вологде (1691). Целый ряд новых колоколов был отлит заводом М. для Успенского собора Москвы: в 1702 г.- колокол весом 3233 пуда (был перелит в 1762 К. Слизовым, в 1818 вновь перелит после взрыва Успенской звонницы, произведенного французами, ныне это Большой Успенский колокол); в 1704-1705 гг.- колокол Семисотный (Семисотенный), или Великопостный, весом 798 пудов для Семисотенной пристройки к Успенской звоннице (отлит на собственном заводе М. в Пушкарской слободе); в 1730 г.- колокол Новгородский весом 420 пудов для Ивановской колокольни; в 1714 г.- колокол Набатный весом 108 пудов (в экспозиции Оружейной палаты в ГММК). В 1731 г. были отлиты часовые колокола для Троицкой башни Московского Кремля. Завод М. работал над колоколами для церквей Москвы: ц. ап. Иоанна Богослова в Бронной слободе (1692; ныне на колокольне Покровского собора на Рву); ц. Св. Троицы (свт. Николая Чудотворца) на Берсеневке (1695-1696); ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1715); ц. свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе (1729); храма Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках (1731; колокол восстановлен); ц. вмч. Георгия в Ендове (1731); ц. святых Космы и Дамиана в Нижних Садовниках (1732). В 1727 г. были отлиты 10 колоколов для Исаакиевского собора в С.-Петербурге, в 1733 г.- колокол «Рафаил» весом 800 пудов для собора Св. Софии в Киеве. В 1735 г. Иван Федорович М. скончался после 1-й неудачной отливки Царь-колокола для имп. Анны Иоанновны. Михаил Иванович

http://pravenc.ru/text/2564246.html

232 Негребецкий в письме к Царю рекомендовал для академии добромысльского игумена Елисея Карабчикеевича, как отличного проповедника, скитского инока Гагалевича, богослова и философа, любельского игумена Монастырского, просвещенного страдальца за православие, наконец светского человека Терновского. И ни один не был вызван. Монастырский в 1689 г. приезжал вместе со святым Димитрием в Москву по делах, и опять ни тот, ни другой не был оставлен в Москве; святой Димитрий получил еще тогда выговор от Патриарха Иоакима за свой труд для святых. См. прим. 215. 247. 233 В дополнение к истории академии, нап. Поликарповым и напеч. в 16 ч. росс. вивл. читай Г. Смеловского: Братья Лихуды в журн. мин. народ. просв. 1845 г. Г. Горского о духов. училищах в Москве в 17 столетии, в прибавл. к изд. отцов за 1845 г., кн. 2. На черновом отпуске привилегии, хранящейся в синод. библиотеке Медведев написал: «сицевая книга совсем изрядно заставицами златыми устроена и во алую тафту переплетена и Г. Ц. поднесена иануария в 24 д., а подносил Ф. Л. Ш. (Шакловитый) и подписано». По последнему слову вероятно, что привилегия была утверждена Софией. 234 Иоанникием Лихудом написаны а) риторика в 1687 г. (вторая часть ее переведена почти вся с латинского языка); б) объяснение на физику аристотелеву в 1689 г.; в) пространная грамматика в 1705 г. – Софронием: а) краткая грамматика греческого языка с пиитикой и латинской грамматикой, писана 1687 г.; б) логика (которой первая половина читана с 17 марта 1690 г. до 11 августа 1691 г.) по Аристотелю с изменением порядка; в) философские вопросы и ответы; г) богословие. 235 Феодор Поликарпов, с 1690 г. преемник Лихудов, написал: а) букварь греко-латинский, изд. 1701 г.; б) славяно-греко-латинский лексикон изд. в 1704 г.; в) славянскую грамматику изд. 1723 г.; г) историю академии. Карион Истомин, чудовский инок, слушавший Лихудов, составил: а) Букварь, М. 1695 г.; б) имя новое 1686 г.; в) летопись; г) слово об Оковецких иконах; д) службу чудотворцу Ипатию 1704 г.; е) службу кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕНИСОВЫ Андрей и Семен Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ) Андрей и Семен Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ) Соломония Денисова. Рисованный лубок. Выг. Нач. XIX в. (ГЛМ) В Слове надгробном Петру Прокопьеву (1719) Андрей Д. возводит свой род к кн. Борису Александровичу Мышецкому, к-рый в Смутное время переселился из своих поместий под Новгородом в вотчину в Заонежье. Внук кн. Б. А. Мышецкого Евстафий, к-рый был, видимо, 2-м сыном Ивана Борисовича, откуда пошла фамилия Второй (с этой фамилией и с ее вариантом «Вторушин» А. Д. упом. в нек-рых источниках) (Евстафий и Иван как члены семьи Мышецких известны только по сообщению А. Д.), имел 3 сыновей - Ивана, Якова и Дионисия (Дениса) († 1705). Дети Дионисия Евстафьева - Андрей, Семен, Иван и Соломония - главные действующие лица начальной истории Выголексинского общежительства : Андрей был киновиархом Выговской пуст., Семен в 1730 г. сменил Андрея на этом посту, Соломония была настоятельницей жен. Лексинской обители (1706-18 февр. 1735). Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, племянник Д., стал первым уставщиком Выговского общежительства. Мн. родственники Д. являлись активными участниками старообрядческого движения. Иван и Яков Евстафьевы возглавили выступления крестьян Шунгского погоста против тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря в 70-х гг. XVII в. Сын И. Евстафьева Емельян был одним из организаторов самосожжений старообрядцев в Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре в 1687 и 1688 гг. Андрей Денисов (1674, сел. Повенцы, позднее Повенецкий Рядок, совр. пос. Повенец, Карелия - 1.03.1730, Выговская пуст.), основатель и первый киновиарх (1702-1730) Выговского общежительства, старообрядческий писатель. Крестным отцом А. Д. был видный деятель раннего периода старообрядчества, соловецкий уставщик иеродиак. Игнатий , часто посещавший дом Д. Евстафьева. Стремление сохранить «старую веру», руководившее братьями Евстафьевыми и их потомками, привело 17-летнего А. Д. в дек. 1691 г. в Выговскую «пустынь» (Выговский суземок), к-рая с кон. 70-х гг. XVII в. стала прибежищем сторонников «древнего благочестия». Первую зиму А. Д. вместе со своим спутником И. Белоутовым прожил в землянке. Летом 1692 г. они построили небольшую келью между озерами Тагозеро и Белое. Для совместной молитвы и бесед А. Д. часто приходил к Д. Викулину , к-рый вскоре уговорил его соединиться в «единотрапезное и единоименное» житие. В 1693 г. А. Д. привел на Выг свою сестру Соломонию. В окт. 1694 г. по инициативе А. Д. и Викулина и по благословению инока Корнилия было организовано Выговское общежительство на принципах киновийного мон-ря. В 1697 г. на Выг переселились отец А. Д. и братья Семен и Иван.

http://pravenc.ru/text/171687.html

Но преимущественно пред прочими имя поборника вне церковных «часов благоговения» (Andachtssunde) заслужил благочестивый мистик и замечательный стихотворец Г. Терштэген (Tersteegen † 1769 г.). К Церкви он относился равнодушно, даже недоверчиво и явно удалялся от общественного богослужения и Св. Евхаристии. Его влияние было особенно сильно в южной Германии. Благодаря этим и подобным деятелям, в реформатской Церкви и до настоящего времени продолжает существовать наклонность к церковному сепаратизму. Преимущественные же заслуги в этом отношении принадлежат лютеранскому пиэтизму, главных деятелей которого мы уже назвали. Филип Яков Шпенер из Раапольтсвейлера в Эльзасе, родился 13 января 1635 г. Он был сын графского управителя (гофмейстера). В 1666–1686 г. он был сеньором духовенства во Франкфурте на Майне, затем главным придворным проповедником (Oberhofprediger) в Дрездене, откуда в 1691 был удалён за свою решительную строгость по отношению к пастве, после чего был пробстом при церкви св. Николая в Берлине, где и умер 9 февр. 1705 г. Итак, хотя Шпенер всем сердцем был предан своей Церкви, однако он был убеждён, что она при своём правоверии закопала свои дарования, и потому имеется настоятельная необходимость в реформации, в смысле действительного благочестия членов Церкви. Сам он сделал значительный шаг к осуществлению этой реформации – именно изданием своего сочинения «Pia desideria» и учреждением частных религиозных собраний для оживления христианского благочестия. Эти собрания или colegia pietatis, состоявшие сначала из бесед о назидательных сочинениях, а с 1675 о Св. Писании начались в 1670 г. в доме самого Шпенера. Они нашли подражателей и имели следствием то, что противники начали говорить об основании новой религии, о лабадистском сепаратизме и квакерском мечтательстве в самой Церкви и участники этих colegia pietatis были названы новым сектантским именем «Пиэтистов», т. е. святош-ханжей. Впоследствии же пиэтисты присвоили себе это имя, данное в насмешку, в качестве почётного, что и высказано в одной песне: «Was ist ein Pietist? der Gottes Wort studiert und nach demselben auch ein heilig Leben führt» (Что такое Пиетист? тот, кто изучает Божие слово и ведёт по нему святую жизнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010