население острова составляло 197-200 тыс. чел. В конце венецианского периода численность городских жителей не превышала 20%, а в эпоху османского владычества она сократилась. После турецкого завоевания христ. население К. стало уменьшаться. Большое число жителей было уведено в плен, множество беженцев переселилось на Крит, Ионические о-ва, в Полу (Пулу) в Истрии, в Венецию. В 1572 г. был издан фирман о перемещении на К. населения из М. Азии, однако оно не носило массового характера. Большую часть переселенцев составили греки из окрестностей Кесарии Каппадокийской (Кайсери). До нач. XIX в. на острове наблюдался демографический упадок. В 1691-1695 гг. население К. насчитывало 144 тыс. чел. (112 тыс. христиан и 32 тыс. мусульман), в 1738 г.- от 72 до 90 тыс. (48-60 тыс. христиан, 24-30 тыс. мусульман), в 1777 г.- 84 тыс., в 1801 г.- ок. 60 тыс., в 1814 г.- 70 тыс. (по др. сведениям, 90 тыс.) чел. По результатам переписи 1841 г. на острове проживало 108,6 тыс. чел., из к-рых 73,2 тыс. чел. были православными, 33,3 тыс.- мусульманами, 500 - католиками, 1,4 тыс.- маронитами, 200 - армянами. Особенно интенсивно исламизация осуществлялась в первое столетие после завоевания К., при этом часть потурченцев тайно продолжала исповедовать Православие (т. н. криптохристиане). Следуя практике разделения подданных на религ. общины - миллеты, Порта признала Кипрского архиепископа главой греко-правосл. миллета на территории К. Община получила определенную автономию в вопросах внутреннего управления и располагала особым правовым и налоговым статусом. Архиепископ и епископы могли непосредственно обращаться к султану, отправляя ему послания, скрепленные собственными печатями. Интересы греч. населения перед османской администрацией представлял драгоман - главный переводчик наместника К. (впервые эта должность упом. в 1608). Наиболее влиятельным драгоманом был Хаджигеоргакис Корнесиос (ок. 1780-1809). Одним из благоприятных последствий османского завоевания для греч. населения стало то, что венецианцы и французы покинули остров, кипрское крестьянство освободилось от феодальной зависимости, греки получили возможность приобретения земли без права полного владения ей (в последние годы османского периода им было дано и право частной собственности на землю), но могли передавать ее по наследству.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Год рождения негра Ибрагима – не определен точно. Из биографов Ганнибала, годом этим полагают: Пушкин – 1688-й, Бантыш-Каменский и Языков – 1691-й, Гельбиг – 1695-й, г. Лонгинов – 1696-й. В том или другом решении этого вопроса – важности большой нет. Но, если основанием такого решения принимать, как делает г. Лонгинов, копию с формулярного списка А. И. Ганнибала, где последний, заканчивая рассказ о событиях своей службы 1752 годом, говорит, что ему 56 лет от роду, то это не будет противоречить ни самому раннему известию об арапе Ибрагиме, сохранившемуся в документах московских архивов под 1700–1701 гг. 15 , ни показанию самого Ганнибала, который, в одном из парижских писем своих к Макарову 16 от 5 марта 1722 г., свидетельствует, что он жил, «при его величестве» 17 лет 17 – счет, едва ли заключающий в себе и пятилетие с 1717 г. проведенное Ганнибалом заведомо во Франции, следовательно, не «при его величестве». Что же касается личных воспоминаний об Африке, приписываемых Пушкиным 8–9-ти летнему Ибрагиму, они, без особого нарушения законов физиологических, могли запечатлеться и в детском воображении 4–5-ти летнего ребенка, тем больше, африканца. «До глубокой старости – повествует поэт о своем прадеде – он помнил свою Африку, роскошную жизнь отца, 19 братьев, из которых он был меньший; помнил, как их водили к отцу, со связанными руками за спину, между тем, как он один оставался свободен и плавал под фонтанами отеческого дома; помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблем, на котором он удалялся» 18 . Все это так понятно, что г. Лонгинову, в его возражениях против возможности родиться арапу Ибрагиму раньше 1696 г. и не зачем было бы, между прочим, называть слишком 30-ти летний возраста Ганнибала, возвратившегося из заграничной науки в 1723 г., «неправдоподобным» 19 . Мы знаем, что возмужалые ученики во времена Петра были не редкость, и самому г. Лонгинову, конечно, не безызвестно, что, например, П. А. Толстой (впоследствии граф) только поехал в заграничную науку слишком 50-ти лет 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1687. Там же. Л. 29. 1688. Там же. Л. 88 об. 1689. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 97–98. 1690. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 36–36 об. 1691. См., например: Вольное переложение псалма 142. — РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 24. 1692. Возможно, именно к рылеевским «Думам» восходит весьма любимый Бочковым жанр — стихотворение на историческую тему с обширными комментариями. Бочков и в 1860-е гг. продолжал интересоваться поэзией Рылеева, хотя и без прежнего чувства восхищения ею (см. его упоминание о чтении «Думы» Рылеева «Князь Михаил Тверской». — РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 23). К декабризму как общественно-политическому движению Бочков в эти годы относился отрицательно. 1693. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 66–70 об. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 43–44 об. 1694. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 21–28 об. 1695. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 61 об. 1696. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 34–35. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 96–96 об. 1697. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35–35 об. 1698. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 23–23 об. Ср. в другом стихотворении: Чем кончим? Царством гильотины Или по-русски топором? (РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 29 об.) 1699. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35. 1700. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 38–39. 1701. Там же. Л. 63–68 об. 1702. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л 1. 1703. Там же. 1704. Там же. Л. 49–50 об. 1705. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 1 об. 1706. РГИА. Ф. 797. Оп. 22 (1 отд. 2 ст.). Дело Л. 1 а-212. 1707. Протасов Николай Александрович (1798–1855), генерал-лейтенант, Обер-прокурор Св. Синода (с 1836 г.), исполнитель особых поручений по духовному ведомству (с 1850 г.). — Ред. 1708. Дубельт Леонтий Васильевич (1792–1862), генерал-майор, начальник штаба корпуса жандармов (с 1835 г.); с 1839 г. — одновременно управляющий III Отделением собственной Его Имп. Величества Канцелярией. — Ред. 1709. Орлов Алексей Федорович (1786–1861), шеф жандармов, главный начальник III Отделения собственной Его Имп. Величества Канцелярии (1844–1856). — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Естественно, что сыски, производимые при посредстве таких лиц, не могли быть удачными. Наприм., крестьяне Золотицкой волости, отправляемые для сыска раскольников летом и осенью 1690 (198) г., вместо того, чтобы исполнять порученное им дело, предупредили последних о грозившей им опасности. Следствием этого было то, что когда, согласно архиерейской грамоте от 20 окт. 1690 г., для сыска раскольников был отправлен монастырский служка, в сопровождении домовых архиерейских детей боярских, то посланные нашли в указанных им местах только восемь пустых раскольнических жилищ, а самих раскольников там не оказалось 58 . Поэтому, преосвящ. Афанасий, привлекая местное население к сыску раскольников, не довольствовался одною только этою мерою. Для указанной цели он отправлял специально, между прочим, своих детей боярских. В грамоте к патриарху Адриану от 14 июня 1695 г. Афанасий писал, что в первые годы своего управления епархией он посылал для розыска раскольников своих домовых людей со стрельцами «около всего помория» 59 . Обращение к содействию гражданской власти в деле розыска раскольников было обычным явлением того времени. Двинскому воеводе, князю Никите Сем. Урусову, перед самым прибытием Афанасия в Холмогоры (именно – 2 сентября 1682 г.) была послана специальная грамота об оказании последнему содействия в нужных случаях против церковных ослушников 60 . А самому Афанасию в настольной грамоте, данной патриархом, делалось наставление «во всяком деянии неклонно припоследовати» «градским закопоположениям», «ими же удобно есть прогнати, говорилось там, яко веслами, беззаконное волнение: да не опровержется... паства волнами неправды» 61 . И действительно, Афанасий очень часто обращался к содействию гражданской власти в деле поимки раскольников и в нужных случаях требовал этого содействия. В 1691 году пустозерский воевода, в корыстных видах потворствуя местным раскольникам, отказал в помощи посланному Афанасием для розыска сыну боярскому и не позволил даже производить самый розыск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

На такой порубежной черте находились именно околичные шляхтичи. Почти все роды их владели великокняжескими грамотами признававшими за ними права земян, но с другой стороны – их быт, обстановка малая относительно зажиточность, привязанность к русским простонародным формам жизни, их многочисленность и отсутствие (за малыми исключениями) подвластного им крепостного народонаселения – все эти условия слишком сближали их с людьми посполитыми и в глазах богатых земян, приобрётших шляхетские права, делали их недостойными шляхетского звания. Притом околичные шляхтичи встретили сильных противников, имевших личный интерес в недопущении их к шляхетскому званию – в Овручских старостах: последние хорошо понимали, что если им удастся приписать околичную шляхту к числу бояр Овручского воеводства, то их доходы увеличатся почти в десять раз. Вследствие этого – завязалась ожесточённая борьба, по временам, юридическая, a по временам – и кулачная, между околицами и Овручскими старостами (Архив, ч. 4, т. 1, предисл., стр. 1–8). Во время возникновения церковной унии (на Брестском соборе – в 1596 году), когда православные жители юго-зап. края, с целью отразить напор её, устраивали церковные братства – и околичные шляхтичи спешили принять в них участие. Во всех документах разных братств, с самого их появления, мы встречаем жителей Овручских околиц. Так, уже в 1619 году охранительную грамоту, выданную Луцкому православному братству Волынскими дворянами, подписали и дворяне Иван Выговский, Александр и Иван Волковские. Затем – в продолжение 17 и 18 веков мы очень часто встречаем имена околичных шляхтичей как в каталоге Луцких братчиков, так и в помяннике этого братства. Так, в каталог братства внесены Яков Выговский (1667 г.), Степан Шкуратовский (1687 г.), Митрофан и Степан Дидковские (1691 г.), Самуил Выговский (1692 г.), Пётр Шкуратовский (1693 г.), Иван Ходоковский (1701 г.). Из них Самуил Выговский и Пётр Шкуратовский избирались неоднократно в старшины братства (1695–1713), и роды их, а также роды Луки Выговского (около 1670 г.) и Марка Шкуратовского (1681 г.) внесены были в помянник Луцкого братства. Даже в числе членов отдалённого Львовского братства мы встречаем подписи – Ивана Выговского и одного из Белявских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

После Елеазара католикосом сделался Нагапет (1691–1705), «человек добрый и добродетельной жизни». Он много заботился о церковном порядке, устроил много церквей и монастырей, внимательно следил за поведением духовенства и строго наказывал за всякий проступок. Современный летописец находит его в этом последнем отношении слишком суровым; говорит, что за всякое упущение он приказывал виновных вешать публично и наказывать палками и отдавал в руки светских правителей для взыскания штрафа; брил волосы и бороду за малейший проступок, заковывал в цепи и чрез это навел страх на все духовенство 291 . Этот же летописец замечает, что при Нагапете и его предместнике древние обычаи и установления католикосов были изменены как в самом Эчмиадзине, так во всех монастырях. Католикос Нагапет был склонен к союзу с латинянами. В 1695 году он писал папе Иннокентию XII, заявляя «самое покорное подчинение главе римской церкви и прося папу не верить никаким слухам относительно армянской церкви, кроме того, что основано на неопровержимых доказательствах». Вскоре после письма к папе Нагапет был свергнут с кафедры. Дело было так: некоторые монахи, недовольные строгостью Нагапета, писали к главному вардапету в Испагани и Джульфе Стефану: «католикос ниспроверг все наши законы и обычаи и хочет управлять без канонов, не сообразуясь с писанными законами.» Они просили Стефана прибыть в Эчмиадзин и быть католикосом. Стефан конечно согласился и выхлопотал себе утверждение у персов. Назначенный им викарием Александр отправился наперед в Эчмиадзин, чтобы изгнать оттуда Нагапета, и успел это сделать. Стефан, хотя и был посвящен в Эривани в католикосы, однако не мог применить свое новое звание в практике, так как многочисленные приверженцы Нагапета не хотели признать нового католикоса. К тому-же Стефан обнаружил такой несносный характер, что отталкивал и своих приверженцев. Чрез 10 месяцев после низложения Нагапета Стефан был схвачен духовенством и отправлен в заточение, где и умер. Восстановленный на кафедре Нагапет не прекратил своих отношений к папе. Вскоре после своего восстановления он получил от Иннокентия письмо, в котором папа с своей стороны выражал уважение к армянской церкви и убеждал не обращать внимания на то, что дошло бы до него нелестного ο римско-католической вере. После этого Нагапет вторично писал папе, выражая ему снова свою покорность. Константинопольский арм. патр. Ефрем выступил с резкими обличениями против Нагапета, говоря, что заявлениями покорности папе уничтожается независимость арм. церкви. Обличения Ефрема, не помешали Нагапету преспокойно сидеть в Эчмиадзине, но сам Ефрем, вероятно за свою ненависть к латинской церкви, был свергнут с патриаршества и заменен Мелкисетом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Под собственным именем Томмази публикует Speculum (Romae, 1679); Exercitium Fidei, Spei et Caritatis (Romae, 1683); Breviarium psalterii (Romae, 1683); Vera norma di glorificar Dio (Romae, 1687); Fermentum (Romae, 1688); Psalterium cum canticis (Romae, 1697); наконец, Indiculus institutionum theologicarum veterum Patrum в трех томах (Romae, 1709, 1710, 1712), где суммируются богословские истины и богослужебная практика, представленные непосредственно на основе патристических источников. В 1747–1753 гг. Антонио Франческо Веццози опубликовал собрание работ (Opera) Томмази в 11 томах in 4°. Длительное время литургика развивалась по пути собирания и начальной стадии систематизации материала. В этом стиле выдержаны, например, литургические труды аббата Жана Гранколá (1660–1732), доктора Сорбонны и придворного капеллана брата Людовика XIV, о древних восточных и западных литургиях и иных богослужениях 939 ; на основании своих историко-литургических исследований аббат Гранкола пришел к выводу о том, что древним литургическим правилам и обычаям соответствует только Бревиарий Пия V, и предложил подходы к реформе современного ему Бревиария. Французский бенедиктинец-маврист, историк и литургист Эдмон Мартен (1654–1739), получивший серьезную подготовку в Сен-Жермен-де-Пре под руководством д’Ашери и Мабильона и снискавший известность уже первой своей объемной научной работой – комментариями к правилам св. Бенедикта Нурсийского 940 , основанными на широкой источниковой базе, – посвятил себя историко-литургическим изысканиям, результатом которых стал целый ряд значительных научных разработок 941 . В этой работе серьезное подспорье оказали его археографические экспедиции, предпринятые совместно с Юрсеном Дюраном во Франции и Бельгии: им удалось поработать в библиотеках более 800 монастырей и 100 соборов; результатом этих исследований стало издание 9-томного собрания церковно-исторических источников 942 . Из подобного же рода работ заслуживает внимания деятельность Джозефа Бингама (1668–1723), англиканского священника, некоторое время служившего тьютором в Оксфорде (1691–1695). Обвиненный в ереси за проповедь «Личность и сущность у свв. отцов», он был в конце концов изгнан оттуда и, отойдя от академической деятельности, подготовил и опубликовал многотомник «Церковные истоки» 943 . Данный труд содержит скрупулезное описание христианских (греческих и римских) и иудейских древностей, обычаев и богослужебной практики в течение первых веков существования Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

На этом опровержении череда «сейсмических» известий прервалась. Очевидно, что переводчикам надоело разыскивать упоминания о землетрясениях в газетах, и они подобрали удачный для завершения темы материал. Вновь обращать внимание на сообщения данной темы стали уже при царе Федоре Алексеевиче. Первые два сообщения 1677 г. из Венеции упоминали о землетрясении в османских владениях – на Хиосе и в Патрах. Можно предположить, что интерес к событиям связан с общим вниманием к турецким делам. В это время Россия вела тяжелейшую войну с Османской империей, и любые беды турок оказывались хорошими новостями для русских читателей курантов. Венецианское сообщение из турецких Салоник подчеркивало, что бедствие вызвало особый страх из-за того, что пришлось на праздничный день: «Из Селоника, города турского в Морейской земле, нам ведомо чинитца, что тамо учинилось страшное трясение земли, которым многие домы и изряднейшие первоначальные мечети обрушились. И двадцать пять турских попов со многими другими людьми погибли, от чего великий страх напал на весь народ, не токмо, что многие люди погибли, но что сие учинилось на торжество Магометово». Известия о землетрясениях на территории Османской империи продолжали поступать до конца войны. Последняя новость перед долгим хронологическим перерывом датируется уже 1681 г. Землетрясение произошло в Кандии. Появлялись и сообщения, которые нельзя привязать к политической ситуации – землетрясения в Китае, разрушившее Пекин и другие города, бедствие на Малаге и в Мерсе. К 1680 г. относится известие о землетрясении в Шотландии: «В городе Думбире Шкодские земли близь четверти часа учинилось великое земли трясение и затмение в небе, так что друг друга видеть нихто не мог. И тем учинились великие разорения и шкоды. И объявились в то ж время на небе разные лики и образы. После того, спустя недели з две, учинился в Лондоне великой пожар, которым многие дворы и люди погибли». Летом 1681 г. произошло землетрясение на Украине. Сообщения об этом поступали из Львова, Трембовля, Костышева. К продолжению этой серии можно отнести и известие о толчках из Ясс уже в начале 1682 г. Складывается впечатление, что с конца 1670-х гг. интерес к теме землетрясений не исчезал. В курантах последующих лет удалось выявить сообщения на эту тем у из Венеции (1683 г.), Царьграда (1687 г.), Венеции и Неаполя (1688 г.), Смирны (1691 г.), Порт-Рояла (1692 г.), Неаполя (1694 г.), Венеции (1695 г.), Царьграда (1697 г.). Отдельные хронологические лакуны, скорее всего, связаны со снижением сейсмической активности и утратой документов, а не потерей интереса к теме. Таким образом, пространные памфлеты, входившие в рукописные сборники, имели дополнительную «информационную опору» в информационных сообщениях, переводимых Посольским приказом.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346335/

Существенной частью мессианизма Вронского является практическая философия, цель которой – «завершение божественного акта сотворения мира», а именно – достижение бессмертия человечества 1691 . Таким образом, и ставший столь популярным в XX веке «синэргизм», и «философия общего дела» Н. Ф. Федорова фактически предвосхищены в учении Вронского... Среди польских вронкистов особое внимание игумена Геннадия привлекал Чеслав Ястшембец-Козловский. В архиве Эйкаловича находилось три тома сочинения этого автора под названием «Философия Бессмертия» 1692 . В нем заметны гегельянские мотивы, характерные и для А. Цешковского. Пафос учения Ястшембец-Козловского состоит в том, чтобы, выявив различные формы распадения сознания и бытия, указать на возможность преодоления этого состояния творческими усилиями человека, в результате которых личность обретает способность самополагания или автогении, то есть фактического бессмертия 1693 … Поэтому у нас есть все основания для вывода, что в связи с учением польского мессианиста Геннадий (Эйкалович) справедливо привлек внимание к генезису и историческому контексту некоторых принципиальных тем русской религиозной философии, корни которых уходят в эпоху романтизма. «Метаморфология» и богословие: Василий Павлович Зубов Известный историк науки Василий Павлович Зубов (1900–1963) – один из наиболее загадочных мыслителей советской эпохи. До 1935 года, когда увидели свет его фундаментальная работа об архитектурной теории Леона Баттисты Альберти 1694 и комментарии к сочинениям Леонардо да Винчи 1695 , им было опубликовано всего четыре статьи, две из которых, посвященных наследию Гёте, носили преимущественно справочный характер 1696 . В отличие от А. Ф. Лосева , который, как известно, в 20-е годы открыто отстаивал христианское мировоззрение и фрондировал с большевистской идеологией («Диалектика мифа», «Очерки античного символизма и мифологии»), В. П. Зубов был «застегнут на все пуговицы» и никогда не давал поводов догадываться о своих конфессиональных позициях. Знакомясь с его удивительно разнообразными по тематике трудами, стилистически безупречно выдержанными в нейтрально-объективистском духе, невозможно было предположить, что у него с юношеских лет имелись глубокие богословские интересы и исследования, исполненные зрелых суждений и оценок. В. П. Зубов тщательно оберегал свою тайну от посторонних глаз и ушей, и она открылась лишь через много десятилетий после его кончины…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010