Сызрань. Вознесенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Основание обители Сызрань. Небольшой городок, расположенный в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683 году по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Григорием Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока. Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась первая соборная церковь во имя иконы Божией матери «Живоносный Источник». Как свидетельствуют хроники тех лет, «…многие из солдат стары и дряхлы, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…». Поэтому в мае 1685 года постановлением царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Кашпир был построен в 1686 году для охраны подходов по реке со стороны Царицына, Астрахани. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. А в 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07130

XVIII–XIX вв. По условиям Лимерикского договора (1691) ирл. католикам гарантировалось сохранение прав и привилегий при условии принесения ими присяги на верность англ. монарху. Договор был ратифицирован кор. Вильгельмом Оранским, однако созванный в 1692 г. в Дублине ирл. парламент не утвердил те пункты, к-рыми гарантировались свободы и привилегии ирл. католиков. С 1692 г. все занимавшие и вступавшие в к.-л. гос., церковные или адм. должности должны были также подписать «Декларацию против пресуществления» (Declaration against Transubstantiation), в к-рой отрицалось пресуществление Св. Даров, почитание Пресв. Девы Марии и святых. Это делало невозможным участие католиков в работе ирл. парламента и в политической жизни в И. в целом. Отказ от присяги на верность королю как главе Церкви и от подписания «Декларации...» использовался также как основание для исключения католиков из состава городских корпораций и профессиональных гильдий. С 1695 г. ирл. парламент принял ряд т. н. запретительных, или карательных законов (англ. Penal Laws), направленных на постепенное сокращение различных гражданских прав ирл. католиков и протестантов-диссентеров (см. Нонконформисты), противников англикан. Церкви (гл. обр. пресвитериан). Под страхом крупных денежных штрафов и конфискации имущества «Актом о пресечении зарубежного образования» (Act to Restrain Foreign Education, 1695) было запрещено частное или публичное преподавание католич. вероучения и отправка детей на континент в католич. коллегии и ун-ты. Закон предусматривал открытие школ при англикан. приходах с обязательным обучением англ. языку. По изданному в том же году «Акту о разоружении папистов» всем католикам, отказавшимся присягнуть англ. королю на верность, запрещалось владеть любым оружием и боеприпасам, а также конями, если их стоимость превышала 5 фунтов. Те, кто не принесли присягу, подвергались двойному налогообложению, вводились также штрафы за отсутствие на воскресных богослужениях в англикан. храмах, запрещалось отмечать католич. праздники, заключать браки между католиками и протестантами (1697). Католикам не разрешалось вести юридическую практику (1698), учиться в Дублинском ун-те Св. Троицы (Тринити-колледже). Независимо от вероисповедания, все жители И. были обязаны платить десятину англикан. Церкви. С 1707 г. запрет на получение военных и гос. должностей распространился на пресвитериан, а браки, заключенные в пресвитерианских церквах, перестали признаваться гос-вом. С 1715 г. вводились ограничения на право католиков и пресвитериан голосовать на парламентских выборах, в 1727 г. они были полностью лишены права участия в выборах на любую должность.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Калуга. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ромоданове. Карта и ближайшие объекты Село Ромоданово является древнейшей вотчиной князей Ромодановских, потомков князей Стародубских. Одним из владельцев с. Ромоданова был знаменитый князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. С середины 1680-х гг. князь Федор Ромодановский входил в группу соратников Петра I, участвуя в воинских забавах и учениях молодого царя. С 1686 г. Федор Юрьевич руководил Преображенским приказом, ведавшим делами сыска по государственным и политическим преступлениям. Ромодановский пользовался неограниченным доверием Петра I и обладал большой властью. Во время отъездов Петра I из Москвы в 1695—1696 гг. и в 1697—1698 гг. Ромодановский фактически являлся правителем страны. В конце XVIII в. Ромодановским принадлежали земли Гамаюнщины, включавшие 17 селений. Центром волости являлось с. Ромодановское — с. Ромоданово. В 1691 г. князь Федор Юрьевич построил в с. Ромоданове церковь во имя Рождества Богородицы. Начало строительства храма относится к 1680 г. Главный престол храма был освящен в честь Рождества святой Богородицы, второй — имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1879 г. при храме была открыта земская школа, построенная Н.Н. Коншиным, сыном владельца текстильных фабрик города Серпухова. Храм был закрыт в 1935 г. Впоследствии в различное время в здании размещались: пекарня, машинно-тракторная станция и шерстобитка. В 1960 г. храм был включен в число памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения. В начале 1960-х гг. он выгорел изнутри, в результате чего была полностью уничтожена стенная роспись. Перед передачей храма епархии здесь размещались автомастерские Росреставрации. Храм был передан Калужской епархии в сентябре 1990 г. в полуразрушенном состоянии. В мае 1991 г. храм и территория вокруг него были очищены от мусора, чуть позже начались реставрационные работы в главном алтаре, а в сентябре 1991 г. — во всем здании. В 1995 г. была открыта воскресная школа. Из книги «Земля Калужская – земля Святая», 2003 г.

http://sobory.ru/article/?object=00914

Карион Истомин Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским . Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его... на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными (странниками, бродягами) в яме близ Покровского убогого монастыря». Из «Домостроя» От сна скоро встав, яко сотворенный, Бога помяни, яко в то вчиненный. Крест свят образуй на себе рукою, моли же и зри Творца пред тобою. Елико мощно, держи ум и мысли, сует и соблазн в то время не числи. С молитвою же умывайся, одевайся, главу очесав, мый уста, не смейся, И родителем чинно поклонися, приятством ко всем в дому си явися. Дева ли, отрок сице не содеет, ударений седмь за то возымеет. Сладкая беседа ко Христу Богу Сотворена виршами, или стихами 1 Христе мой, сладости велия утеха, В беседу Твою даруй ми поспеха, В ней же мене услади в вечное время,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

П.В. Долгоруков Бароны и дворяне Врангели Имя этой древней и знаменитой фамилии пишется двояко: Врангель (Wrangel) и Врангелль (Wrangell). Она происходит из Вестфалии, где известною была уже в начале двенадцатого века. Из Вестфалии Врангели переселились в Данию, а из Дании, в тринадцатом веке, в Эстляндию, где в 1277 году Генрих Врангель подписался свидетелем на акте пожалования лена, архиепископом рижским, Иоанну фон-Люнен. Другой Генрих Врангель был, в 1434 году, епископом ревельским, в который сан облечены были также: Георг Врангель в 1520 году, и Маврикий Врангель в 1560 году. Фридрих Врангель был, в 1321 году, депутатом эстляндского дворянства к Королю Датскому Христофору II; Дитрих был королевско-датским советником в 1346 году. Антон был послом Короля Ливонского Магнуса к Царю Иоанну IV, в 1560 году. Мориц был шведским фельдмаршалом в 1601 году. Двадцать-двое Врангелей сражались в шведских рядах, в день битвы полтавской. Одна ветвь фамилии Врангель издавна поселилась в Пруссии, где один из членов её ныне генерал от кавалерии и командир 3-го корпуса прусской армии. Ганс Врангель, эстляндский ландрат в половине шестнадцатого века, женат был на Аделаиде Икскуль; имел сына Германна, шведского полковника, женатого на Вильмотте Анреп; внука Германна, женатого на Гертруде Тизенгаузен, и правнука Германна же, шведского полковника, возведённого Королевою Христиною, 8 октября 1653 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Он женат был на Доротее Тизенгаузен; имел 4 сыновей и 5 дочерей: 1) баронесса Эвва-Варвара была за ротмистром Иоанном Багговутом; 2) баронесса Гертруда-Елисавета, за Оттоном-Фридрихом Буксгевденом; 3) баронесса Анна-Доротея († 1719), за Рейнгольдом-Иоанном Фитингофом; 4) баронесса Елена († 1728), за полковником бароном Богуславом Паленом; 5) баронесса Юлия-Маргарита, за Иоанном Каульбарсом; 6) барон Карлъ-Иоанн (см. далее); 7) барон Германн-Адольф († 1695), шведский ротмистр, не имел детей от брака с Елисаветою Розен; 8) барон Георг-Густав, († 1734), шведский подполковник и эстляндский ландрат, женат был 3 раза: на Агнесе-Елисавете Ферзен; на Сабине-Сидоние Функ, (рождение 1677 † 1714), и на девице Пален, (о детях его будет речь далее); 9) барон Гельмих († 1718), шведский майор, женат не был. Старший брат их, барон Карл-Иоанн (см. выше), шведский подполковник, умер 1 августа 1691 года, он женат был на Анне Горн 294 ; оставил двух сыновей: барона Христофора-Германна, умершего холостым, и барона Карла-Иоанна (рождение 29 мая 1689 † 24 сентября 1742). Сей последний, будучи шведским корнетом, взят был и имел под Полтавою, находился в Тобольске до мира ништатдского; потом получил от Короля Шведского Фридриха I чин подполковника в отставке; поселился в Эстляндии, был ландратом и директором эстляндской коллегии экономии; женат был на баронессе Иоанне-Елене-Шарлотте Либесберг (рождение 5 сентября 1703 † 29 марта 1748).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Карион Истомин Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским . Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его… на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными ( странниками, бродягами ) в яме близ Покровского убогого монастыря». Из «Домостроя» От сна скоро встав, яко сотворенный, Бога помяни, яко в то вчиненный. Крест свят образуй на себе рукою, моли же и зри Творца пред тобою. Елико мощно, держи ум и мысли, сует и соблазн в то время не числи. С молитвою же умывайся, одевайся, главу очесав, мый уста, не смейся, И родителем чинно поклонися, приятством ко всем в дому си явися. Дева ли, отрок сице не содеет, ударений седмь за то возымеет. Сладкая беседа ко Христу Богу  Сотворена виршами, или стихами  1 Христе мой, сладости велия утеха,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Соликамск. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь (1687-1695) трапезного типа. К высокому двусветному кубу примыкает апсида с тремя полукружиями, двустолпная трапезная с приделом 1691 года во имя Владимирской Богоматери с главкой, паперть с жилой палатой и колокольней. Собственно храм с апсидой и трапезной соединен трехарочными проемами. Рядом с Богоявленской церковью часовня Святых Апостолов Петра и Павла. Колокольня возведена по излюбленной композиции " восьмерик на четверике " с шатровым завершением. Она несколько раз перестраивалась. В XVIII веке немало средств для этого выделял солепромышленник М. Суровцев, чья усадьба находилась возле церкви. Фасады храма декорированы. Стены завершены закомарами, наличники окон в килевидных кокошниках, многоступенчатые порталы и карнизы выложены лекальным кирпичом в виде точеных и плетеных колонок, балясин, городков, кружков и т. д. Насыщенный декор фасадов дополнен на колокольне, кубе и барабанах многоцветными изразцами. Обилие изразцов во внешнем убранстве - отличительная особенность Богоявленской церкви. Здесь преобладают рельефные изразцы. В центре небольших плиток изображены пеликаны, павлины, индюки, а по краям - рисунки, переходящие на соседние изразцы. Богоявленская церковь - единственная из всех соликамских церквей, где сохранился резной деревянный иконостас с богатейшим собранием икон строгановской живописи XVIII-XIX веков. Всего в иконостасе было около 75 икон, почти все они сохранились и отреставрированы. Место под застройку церкви было выбрано ещё во времена основания города. Когда-то здесь стоял деревянный храм во имя святого Папы Римского Климента IV, редко почитаемого на Руси святого. Писцовые книги так описывают эту церковь: «…Храм древянъ клецки верх шатромъ во имя Климента Папы Римского, в нём образъ местной Климента… строение мирское…, да у церкви попъ Иванъ Ивановъ да дьячёкъ Иванъ Лепихинъ». Церковь имела два придела — во имя святого Георгия и святого пророка Ильи.

http://sobory.ru/article/?object=02982

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IX (Иотамович Амилахвари), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1675-1688, 1692-1695). До восшествия на престол был архиепископом Руставским (до 1675) (НА Грузии. Ф. 1461. Оп. 3. Д. 86 - Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 298). Избран предстоятелем Грузинской Церкви вскоре после воцарения в Картли Георгия XI (1676-1688, 1703-1709) при поддержке царя. Эти обстоятельства отражены в документе, выданном Н. патриаршему кафедральному собору Светицховели в 1687 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 493). Груз. царевич Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» так писал об этом: в 1675 г. «пришел Георгий царем в Тбилиси… посадил католикосом брата Гиви Амилахвари» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 457). Упоминаемый в источнике брат Н. был князем - правителем княжества Саамилахвро, командующим садрошо (от груз. - знамя, военно-адм. единица Грузии) Земо-Картли, моурави (главой) г. Гори, входил в число наиболее приближенных к царю лиц. Его супруга Тамар была дочерью царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). В 1688 г. персид. шах посадил на престол Картли царя, принявшего ислам,- Ираклия I (1688-1703). На поклон царю из всей знати и приближенных двора не явился только Н., преданный Георгию XI и открыто выступавший против воцарения на груз. престоле мусульманина. Его поддержали и др. духовные лица высокого ранга. Ираклий I сообщил об этом шаху, и шах снял с Н. архиерейский сан и поставил на престол католикоса-патриарха Иоанна X ( Диасамидзе; 1688-1691, 1695-1700). В 1691 г. Георгий XI, укрывавшийся в Раче, вернулся в Картли и в течение 4 лет боролся за возвращение престола. Одержав победу, «собрал он войско… вошел в Картли и все встретили его с радостью… и назначил католикосом Николоза…» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 468). Однако царь не смог надолго удержать власть. Сначала он укрылся в Зап. Грузии, затем явился к персидскому шаху и покорился ему. Вернувшийся на престол Ираклий I вновь поставил католикосом-патриархом Иоанна X (Там же. С. 468, 475). На церковном Соборе 1705 г. царь Картли Вахтанг VI выразил желание вновь избрать католикосом-патриархом Н. Но поскольку архиереи и др. духовенство были против, на престол предстоятеля Церкви был избран Доментий IV (Багратиони) (Там же. С. 481).

http://pravenc.ru/text/2566070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН X (Диасамидзе) († 1700), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (1688-1691, 1695-1700). Своим возведением на Патриарший престол И. обязан царю Картли Ираклию I. С юности Ираклий I, известный в Москве как груз. царевич Николай Давидович, находился при дворе российского царя. Не сумев занять ни один из престолов Вост. Грузии, Ираклий I по приглашению иран. шаха отправился в Иран, где прожил 12 лет. Шах пообещал царевичу один из груз. царских престолов, и Ираклий I принял ислам и был наречен именем Назарали-хан. В 1688 г. иран. шах Сулейман, недовольный дружественной политикой царя Картли Георгия XI в отношении Турции, утвердил Ираклия I на царский престол Картли. На поклонение прибывшему в Тбилиси царю явились все груз. вельможи, лишь католикос-патриарх Николай IX (Амилахвари) , утвержденный Георгием XI, остался верным ему. Он осудил возведение на груз. престол мусульманина, придерживающегося проиран. политики. Ираклий I лишил Николая IX архиерейского сана и возвел на Патриарший престол своего дядю И. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 515-516; Горгиджанидзе. 1990. С. 142). Кроме того, Ираклий I, по описанию груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони , в обход существующей традиции, по к-рой архиерей занимал кафедру до своей кончины, «поменял и поставил своих» епископов на кафедры Мцхетского Католикосата, удалив т. о. своих оппозиционеров: «Нацвлишвили - архиепископом, Доменти Капланисшвили - [епископом] Тбилели, [епископом] Манглели - Иосифа Джавахишвили» ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 82). В 1691 г. Георгию XI удалось вернуть себе престол Картли. На Патриарший престол был возвращен Николай IX. Однако долго удерживать власть без поддержки иран. шаха царь не смог: через 4 года он бежал в Зап. Грузию, а затем явился на поклонение иран. шаху с изъявлением покорности; а «Эрекле (Ираклий I.- Э. К.) занял всю Картли, отставил опять католикоса Николоза и вновь посадил Иоане» (Там же. С. 90).

http://pravenc.ru/text/469666.html

В период 1-го и 2-го Патриаршеств К. А. оказался вовлечен в конфликт, связанный с церковным подчинением Синайской архиепископии. Опираясь в своих решениях на подложную грамоту Юстиниана, к-рая тем не менее была признана подлинной К-польским Собором 1575 г., Синайский архиеп. Анания объявил свою архиепископию автокефальной, отменил поминовение патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал именовать себя патриаршими титулами «блаженнейший» и «мерность наша», также носил митру и патриаршее облачение. В окт. 1670 и янв. 1671 г. К-польские Соборы, на к-рых присутствовал патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара, рассмотрев вопрос о церковном подчинении Синая, лишили Ананию сана и утвердили над Синаем юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Однако в последующие десятилетия синаиты во главе с архиеп. Ананией, не подчинившимся решению Собора, не оставляли попыток получить для Синая полную автокефалию. Так, в 1689 г. синаиты добились того, что Синай был взят под попечительство России ( Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 434-450). В окт. 1688 г. К. А. издал синодальный томос о юрисдикции Иерусалимского патриарха над мон-рем вмц. Екатерины на Синае. 13 сент. 1689 г. К. А. вместе с патриархом Иерусалимским Досифеем и патриархом Антиохийским Афанасием в послании митрополиту Молдавии и Валахии подтвердили подчинение Синайского архиепископа Иерусалимскому патриарху. Летом 1690 г. в К-поле архиеп. Ананией при поддержке турецких властей был сорван Собор под председательством К. А. После этого К. А. с патриархом Иерусалимским Досифеем добились от великого везира решения о невмешательстве турецких властей во внутрицерковные противостояния. В янв. 1691 г. К. А. издал отлучение (καθαρεσις) на Ананию и его соратников, еще раз подтвердив зависимость Синая от Иерусалимского престола. Конфликт был исчерпан лишь со смертью Анании 30 июля 1692 г., а в 1695 и 1696 гг. произошло окончательное примирение патриарха Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием. С притязаниями Синайского архиепископа также связана синодальная грамота К. А. от апр. 1693 г. о числе восточных патриархов. В ней К. А. называет 5 патриархов (К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский), а также перечисляет автономных архиепископов (Охридский, Кипрский, Иверский и Ипекский (Печский)).

http://pravenc.ru/text/1320043.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010