Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691). В 1670-1671 гг. Е. жил в Курженской пуст., расположенной на острове Курженского оз. в Вытегорском у., у истока р. Андомы (территория совр. Вологодской обл.), где стал учеником игум. Досифея (один из основателей старообрядчества), которого называл «великим аввою» и «отцом». В. О. Ключевский и вслед за ним Х. М. Лопарёв ошибочно отождествляли Е. с прп. Евфросином Куржеским. После разорения Курженской пуст. осенью 1671 г. Е., видимо, часто менял места пребывания, но неизменно поддерживал связь с духовным отцом. Во 2-й пол. 70-х XVII в. в Сунарецкой Троицкой пуст. на Виданском о-ве близ впадения р. Суны в Кондопожскую губу Онежского оз. Е. стал свидетелем отказа Досифея поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях», что вызвало протест Сергия (Крашенинникова) , вслед за протопопом Аввакумом высоко оценивавшего подвиг самосожжения. Тогда же по поручению Досифея Е. вместе с Поликарпом Петровым (впосл. ставшим активным защитником «гарей») написал «столбец», содержащий ответ на учение апологета самосожжений новгородца Ивана Коломенского («столбец» не сохр.; см.: Лопарёв. 1895. С. 12-14, 15). П. С. Смирнов считал, что под рук. Е. на Керженце состоялось осуждение старца Онуфрия, почитателя сомнительных с догматической т. зр. «писаний» Аввакума (см. Аввакумовщина ). В 1693 г. в «сходе» на Онуфрия участвовали непосредственные помощники Е. инок Мина и Галактион Слепой, «потом же еще был сход при великоученом отце Евфросине» ( Смирнов. 1898. С. LXXV-LXXVI). Смирнов также считал, что старообрядческое согласие «евфросиновщина», упоминаемое свт. Димитрием Ростовским в «Розыске о раскольничей брынской вере», получило свое название в память о Е.; в некоторых источниках отмечается, что «евфросиновщина» жила преданием об игум. Досифее. На юге Е. подолгу жил в Жабынской пуст. близ Белёва (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь ), где в 70-х гг. XVII в. часто останавливался его учитель Досифей. По-видимому, здесь в 1691 г. «советом и изволением всего русского христианства», т. е. старообрядцев «донских, кумских, поволжских, поморских, западных и южных», Е. создал «Отразительное писание...», копии которого распространял, в частности, Мина, ученик Е., о чем сообщает надпись на единственном известном списке сочинения: «Списано с тетратей с Минина приносу с Руси, с Калуги и з Билева, писма старца Ефросина и окрест з братьею» ( Лопарёв. 1895. С. 013, 010).

http://pravenc.ru/text/187864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИЦКИЕ Григорий Кириллович и Дмитрий Григорьевич, отец и сын, художники. Григорий Кириллович (Нос) (1697 (?), с. Маячка близ сотенного мест. Кобеляки Полтавского полка (ныне Новосанжарского р-на Полтавской обл., Украина) - 8(19).05.1769, там же), свящ., гравер. Выдающийся мастер гравюры стиля барокко. Работал преимущественно в технике резцовой гравюры на меди, выполнял как книжные, так и станковые гравюры. Род Г. К. происходил из Правобережной Украины. Его пращур Василий Нос, переселившись на Полтавщину, в 1680 г. получил приход Михайловской ц. в с. Маячка. Приход перешел по наследству Василию Носу - младшему, его сыну Степану (священствовал между 1691 и 1704), поочередно 3 его сыновьям, в т. ч. Кириллу Степановичу Носу - отцу Г. К. Документальные сведения о Г. К. скудны. Известна жалоба Пелагеи Мироновны, вдовы его дяди Алексея Носа, к-рая сообщала, что племянник, занявший освободившееся после смерти ее мужа место и отказывавший ей и сыну Николаю в пропитании, причитающемся им от приходского дохода, оставил родное село вскоре после Полтавской битвы (после 1709) «в малых летах» и вернулся «из немецких земель» спустя 20 лет, т. е. в кон. 30-х гг. XVIII в. На этом основании дата рождения Г. К. была отнесена на кон. 90-х гг. XVII в. (скорее всего 1697). Однако запись в исповедной книге Михайловской ц. с. Маячка от 1724 г. указывает, что 16-летний Г. К. в этом году находился в Маячке среди др. членов семьи отца; т. о., он мог родиться ок. 1708 г. Г. К., вероятно, сначала обучался в Киево-Могилянской академии (документальные свидетельства не сохр.), после чего уехал в Силезию, где учился искусству гравирования во Вроцлаве. Наиболее ранние из сохранившихся работ Г. К. кон. 20-х гг. XVIII в. относятся к вроцлавскому периоду (в Национальном музее во Вроцлаве и в библиотечных собраниях Польши). Воспроизведения художественных и исторических памятников Вроцлава (тимпана собора Девы Марии на Песчаном о-ве (Выспа-Пясек), надгробий силезских князей), портрет Адама Квазиуса, гравюры «Св. Доминик» и «Осуждение Христа на смерть» и др. имеют подпись: «Grzegorz Lewicki». Как было установлено польск. исследователями, это одно лицо с Г. К. Листы Гжегожа Левицки стилистически близки к работам круга мастеров известной вроцлавской мастерской гравера Бартоломея Стаховского. Последними гравюрами вроцлавского периода, выполненными в 1732 г., являются экспрессивные книжные иллюстрации «Распятие с предстоящими» и «Души в чистилище». Творчество Г. К. вроцлавского периода заняло видное место в истории польск. искусства XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2463325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями. Феодор Яковлевич Протопр. Феодор Дубянский. Портрет. 1761 г. Худож. А. П. Антропов (ГЭ) Протопр. Феодор Дубянский. Портрет. 1761 г. Худож. А. П. Антропов (ГЭ) (1691, с. Понорница, ныне Черниговской обл.- 27.11.1769, С.-Петербург), протопр., духовник императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II . Выходец из укр. духовенства. Родом из укр. вотчины цесаревны Елизаветы Петровны, там же принял священнический сан. Женился на дочери прот. Константина Шарогородского, духовника цесаревны. После смерти Шарогородского в 1735 г. унаследовал его место. По восшествии на престол Елизаветы Петровны стал протопресвитером, настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле (с 1749) и собора Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце в С.-Петербурге (с 1754). Известно, что Ф. Я. подарил в ризницу Благовещенского собора Московского Кремля золотые сосуды весом более 7 фунтов. Благодаря близости к фавориту императрицы А. Г. Разумовскому Ф. Я. пользовался влиянием в придворных кругах. Слыл ловким царедворцем, устроившим родственников при дворе. Сопровождал императрицу в поездках. Елизавета Петровна передавала распоряжения Святейшему Синоду через Ф. Я., к-рый зачастую действовал вопреки позиции Синода и даже вмешивался в назначение епископов. В. О. Ключевский в обзоре царствования Елизаветы Петровны писал, что она была послушной духовной дочерью Ф. Я. на протяжении всего периода правления ( Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. 4. С. 313). По одной из версий, именно по настоянию духовника императрица в 1742 или 1744 г. тайно венчалась церковным браком с Разумовским. По нек-рым данным, таинство совершил Ф. Я. в ц. Знамения с. Перова под Москвой. В 1744 г. Ф. Я. освятил ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Рыбной слободе (ныне в черте С.-Петербурга). В 1744-1747 гг. ему были пожалованы поместья (8 тыс. крестьян) в окрестностях Чернигова и С.-Петербурга, в т. ч. Кёрстовская вотчина в Ямбургском у. С.-Петербургской губ. (1746), имение Шапки на р. Тосна и мыза Порецкая в Шлиссельбургском у., мыза Богуславка (Богословка) на правом берегу Невы (1747). В нояб.-дек. 1748 г. в Кёрстове он построил в стиле укр. барокко деревянную ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.), послужившую образцом при строительстве Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в С.-Петербурге. С 1743 г. владел домом на Фонтанке близ подворья Троице-Сергиевой лавры , с 1751 г. особняком З. Г. Чернышёва на Миллионной ул. с Преображенской ц. (в наст. время на этом месте Новый Эрмитаж), с 1762 г. бывш. Вологодским подворьем с ц. вмц. Варвары на 1-й линии Васильевского о-ва. В 1754-1756 гг. по его проекту для Измайловского полка в С.-Петербурге был выстроен деревянный Троицко-Измайловский собор в виде равноконечного греч. креста с портиками.

http://pravenc.ru/text/180536.html

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

В 1634 г., после преставления Патриарха Филарета, В. был одним из 3 кандидатов на Патриарший престол. Ростовский митрополит присутствовал на Московских Соборах 1620, 1634, 1640 и 1651 гг. В 1640 г. принимал участие в отпевании Патриарха Иоасафа, в 1642 г.- в избрании Патриарха Иосифа; 28 сент. 1645 г. присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича, в 1649 г. участвовал в хиротонии Никона в Новгородского митрополита, в 1652 г.- в отпевании Патриарха Иосифа. В. скончался в Москве во время крестного хода, встречавшего митр. Никона, к-рый перевез из Соловецкого мон-ря мощи свт. Филиппа; на месте его кончины была поставлена часовня «Крест». Тело В. перенесли на подворье Ростовских митрополитов в Дорогомилове, затем в Ростов и похоронили в Успенском соборе, у юж. стены (захоронение в XX в. не вскрывалось). Исследователи считают В. автором «Послания против латинской ереси и о крещении латин» (не сохр.). Известны грамоты, данные В. царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом в июле 1649 и марте 1651 г. о назначении архимандритов в Кириллов Белозерский мон-рь (ИРИ. Ч. 4. С. 481-489). Изображения В. неизвестны. В описи ростовского архиерейского дома 1691 г. приведен перечень принадлежавших В. облачений. Арх.: Архив Ростовского музея. Р-225 [Синодик ростовского Успенского собора. Л. 100, 100 об., 104-106]; Р-1083. [Опись ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 89-90]. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 340; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 21; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Русской Церкви. М., 1890. С. 70-71; Кривоносова В. К. , Уткина В. М. Митр. Варлаам и его вклады в Успенский собор//История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 26-30; Каган М. Д. Варлаам II//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 154-156; История РЦ. Кн. 6. С. 315-316, 337, 367; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями и надписями из собрания Ростовского музея-заповедника//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 96-97; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/154225.html

Апостолы Петр и Павел. Икона. Кон. XVII в. (ЦМиАР) Апостолы Петр и Павел. Икона. Кон. XVII в. (ЦМиАР) С дек. 1687 г. под руководством и по рисунку З. изготовлялся резной золоченый иконостас для ц. Иоасафа, царевича Индийского, в дворцовом с. Измайлове (храм разобран, иконостас не сохр.), там же З. вызолотил 3 креста на главах (1688). В те же годы при его активном участии были выполнены в резной и иконописной части иконостасы верхнего храма в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Медведкове (сохр. полностью) и в ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Чёрная Грязь (1686, не сохр.) - подмосковных вотчинах Голицына. При царевне Софии З. постоянно выполнял чертежи для изготовления дворцовой мебели на европ. манер. В 1689 г. для «царской потехи» им было также сделано «мартышкино место» - клетка для обезьянки в дворцовых покоях. Жил З. в приходе Вознесенской ц. у Никитских ворот. Летом 1688 г. его двор сгорел. На пожарное разорение художнику было выдано значительно больше денег, чем полагалось в таких случаях,- 30 р. В том же году он получил задание на выполнение резьбы и икон иконостаса новопостроенного Большого собора Донского монастыря. После авг. 1689 г. (попытка захвата власти царевной Софией, падение Голицына) эти работы были прерваны, а 1 сент. 1689 г. З. был уволен из Посольского приказа. Однако уже в июне 1690 г. он вернулся на прежнее место с жалованьем 50 р. По-видимому, тогда под его рук. был создан последний из иконостасов для Новодевичьего мон-ря - в ц. Варлаама и Иоасафа под колокольней (отдельные иконы в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь»). В 1691 г. художник украсил рукопись «Книги о мельничном строении». Тогда же вместе с Иваном Рефусицким работал над иконостасом домашней церкви стольника П. М. Долгорукова. З. работал по заказу Патриаршего приказа: в нояб. 1692 г. расписывал «золотом и красками» печатный антиминс «в соборную Успенскую церковь», а год спустя написал миниатюры с образами евангелистов, заставки и буквицы в новом печатном Евангелии для Успенского собора в Кремле.

http://pravenc.ru/text/199975.html

в Лухе к кон. XVII в. была дополнена галереей и приделом. За исключением монастырских, эти церкви не имели деления фасадов на прясла, обладали развитым фасадным декором в костромской версии узорочья. Выдающимся памятником являлась ц. Св. Троицы в Костроме, возведенная на средства купца И. Постникова в 1645-1650 гг. (не сохр.). Композиция с двусветным 3-апсидным четвериком, небольшой папертью и шатровой колокольней, а также венчание храма горкой из 3 ярусов кокошников свидетельствуют о влиянии московского посадского зодчества. Фасады отличало многоцветие: маковки глав и шатер колокольни покрывала зеленая поливная черепица, муравленые изразцы с изображением двуглавых орлов и всадников декорировали барабаны глав и широкий фриз карниза, на кирпичных стенах выделялись белокаменные бусины, колонки и фронтоны наличников, массивные перспективные порталы. Для посадского зодчества К. и Г. е. характерен тип бесстолпных церквей с трапезными и шатровыми колокольнями. Двусветные четверики этих храмов, завершенные 4-скатной кровлей, в подавляющем большинстве увенчаны пятиглавием. В фасадном декоре использованы огибающие лопатки или полуколонки-дудочки, над широким карнизом с полосами поребрика и мелких нишек расположен ряд кокошников, а оконные проемы украшены наличниками с наборными боковинами и фронтонами в виде кокошников и щипцов разной формы - ц. в честь Преображения за Волгой (1685-1688) в Костроме (реставрирована в 1968-1978), ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1695) в с. Апраксине под Костромой (не сохр.). Отличительной чертой храмов в приволжской части К. и Г. е. являются слегка растянутые в поперечном направлении стройные четверики, как правило, с 2 осями проемов на боковых фасадах - ц. Воскресения Словущего (1670) в Толпыгине и ц. Спаса Нерукотворного (1682-1691) в с. Спасском (Спас-Березники) Нерехтского у. (ныне деревня Приволжского р-на Ивановской обл.). Своеобразную композицию завершения четверика с использованием дополнительных ярусов кокошников и тесной группировкой глав на вытянутых глухих барабанах выработали солигаличские мастера - Воскресенский собор Воскресенского монастыря (1663-1669, мастер Г. А. Антоновский), ц. свт. Николая Чудотворца (1686-1688, освящена в 1694). Полагают, что именно Антоновский со товарищи в 80-90-х гг. XVII в. по заказу С. В. Готовцева в его вотчинном с. Ликурга (ныне Буйский р-н) выстроили один из самых интересных сельских храмовых комплексов XVII в.: 2 бесстолпные церкви - летняя Троицкая увенчана 5 крупными главами на горке кокошников, с приделами, трапезной и шатровой колокольней, и зимняя одноглавая ц. в честь Рождества Христова, окруженная галереей-папертью, с трапезной палатой, усыпальницей Готовцевых и оградой с круглыми башенками и воротами в виде кубического четверика с главкой на 8-гранном постаменте. Наружное убранство всех построек представляет образец «дивного узорочья» XVII в.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Среди монастырских храмов наиболее ранней была 2-этажная ц. Вознесения калужского Лаврентиева мон-ря (не сохр.; нижний каменный этаж с теплым храмом освящен в 1650, верхний был деревянным - Там же. С. 91), а также Введенская ц. (сер. XVII в.) Спасо-Воротынского мон-ря (Там же. С. 61. Табл. 9; Вдовиченко. 2010. С. 47, 52), к-рая имеет небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик, увенчанный 2 декоративными шатрами на 8-гранных барабанах. С запада на обоих этажах помещаются большие одностолпные трапезные. Двухэтажный с повышенным четвериком собор (1679-1691) мещовского Георгиевского мон-ря окружен галереями на аркадах (разрушены; здание сильно повреждено). В 1-й пол. XVII в. мон-рю покровительствовала царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева (супруга царя Михаила Феодоровича), в конце века - тесть Петра I Ф. А. Лопухин. Возводились монастырские соборы более архаичного типа - одноэтажные, с монументальными основными объемами, завершенными пятиглавием. Собор Покровского Доброго монастыря Лихвинского у. (ныне Суровский р-н Тульской обл.; сохр. прясла стен и алтарь), с трапезной и галереей с зап. стороны, в 1667 г. «строил… с Москвы кудашевец Максим Семенов Апочен» по заказу окольничего кн. М. А. Ртищева; царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку связного железа 400 пудов ( Малинин. 1912, 2004. С. 204; Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 19; Легостаев. 2008. С. 76, 233). К типу больших соборов принадлежит 2-столпный 3-апсидный Успенский собор Гремячева мон-ря (с. Гремячево Перемышльского р-на), возведенный по велению царя Алексея Михайловича, к-рому понравилась местность на высоком берегу Оки (1673; по др. данным - 1695, см.: Николаев. 1970. С. 107). Мощный прямоугольный объем подчеркнут 5 редко расставленными небольшими глухими главами, композиции фасадов с крупными деталями асимметричны. О формах Преображенского собора Тихоновой пуст. (1677, перестроен в 40-х гг. XIX в., разобран к 1886) известно мало. Преображенский собор (кон. XVII в., начат в 80-х гг. XVII в.?), возведенный Лопухиным для небольшого, так и не открытого мон-ря в с. Подкопаеве (Мещовский р-н), имеет характерную композицию: 2-светный бесстолпный четверик с 5 главами на высоких шеях. На углах объема - пучки колонок; перспективные наборные порталы частично сохранили разноцветную окраску.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1700-1717). Не исключено также, что ему было доверено написание не только храмового образа, но и икон для иконостаса церкви (не сохр.). Это были иконы: «Воскресение - Сошествие во ад», Божией Матери «Живоносный Источник», вмч. Феодора Стратилата, святых Зосимы и Савватия, святых Космы и Дамиана (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 37/42; Сухова. Икона Никола Явленский. 2017). В наст. время нет данных о том, что муромцы-иконники 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. занимались и церковными росписями. В этом отношении интересны сведения, связанные с др. иконописным центром М. и В. е.- Вязниками (Вязниковская слобода), согласно к-рым известно о вызове в Москву к «стенному письму в Архангельском соборе» в 1660 г. вязниковцев попа-иконописца по прозвищу Волк ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 128) и иконописца 3-й статьи Андрея Артемьева (упом. в 1660-1692) (Там же. С. 64). Эта информация позволяет предполагать, что вязниковские и муромские мастера работали по украшению стен и в местных храмах. Об Артемьеве известно также, что 8 янв. 1680 г. он получил из Патриаршего казенного приказа за 74 иконы (ризы прописаны золотом) Владимирской Божией Матери по 10 алтын за икону; с 14 янв. по июль 1681 г. написал для патриарха 30 таких же икон, а в янв. 1684 г.- 12 икон; в янв. 1686 г. написал тех же икон 26 в Патриаршую домовую казну, а в марте 1688 г.- еще 10 икон. В марте 1692 г. он же доставил для патриарха 5 икон Спаса, сидящего на престоле, 3 иконы Спаса поясного и 48 икон Владимирской Божией Матери (Там же). Иконописец Ларион Артемьев из Вязниковской слободы (упом. в 1683-1691) значится как поставщик Богородичных образов в Патриаршую домовую казну: 21 янв. 1683 г. он поставил 51 икону Владимирской Божией Матери, а в февр. 1685 г.- 53 иконы той же иконографии. В февр. 1687 г. он доставил туда же 51 икону Владимирской Божией Матери и 2 иконы «Знамение», в марте 1689 г.- еще 38, в янв. 1690 г.- 70 икон Владимирской Божией Матери и «Знамение», в янв.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

четв. XV в. Восточнослав. печатные издания Апостола сопровождаются гравюрой ап. Луки с московского 1564 г. В укр. изданиях XVII в., начиная с львовского издания М. Слёзки 1639 г., помещалось значительное число гравюр, выполненных под влиянием западноевроп. иконографии (32 гравюры работы киево-печерского мон. Илии). Иллюстрированное Откровение ап. Иоанна (Апокалипсис) в визант. искусстве появляется поздно и имеет небольшое число миниатюр (Paris. Vod. gr. 239, 1422 г.; Б-ка Чикагского ун-та - поствизант. рукопись XVI в.). В западноевроп. искусстве Апокалипсис, напротив, является одной из наиболее часто иллюстрируемых рукописных книг: Апокалипсис с толкованиями Беата Лиебанского с подробными иллюстрациями в тексте (Нью-Йорк, б-ка Пирпонта Моргана. 644, 950 г.; Жерона (Испания), ризница собора, ок. 975 г.; Мадрид, Национальная б-ка. В 31а, ок. 1047 г.; Эль-Бурго-де-Осма, б-ка собора, 1086 г.; Paris. Lat. 8878, XI в.; Бамберг, Гос. б-ка. 140, после 1000 г.), Апокалипсисы в полных лицевых Б. (напр., Б. из ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме, 1000 г.). У юж. славян в средневековье иллюстрации к Апокалипсису не получили заметного распространения в связи с ограниченной рукописной традицией самого памятника. На Руси живописный цикл Апокалипсиса был известен с нач. XV в. (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, выполненная в 1405 г. Феофаном Греком не сохр.; икона XV в. из Успенского собора Московского Кремля). Бурный расцвет рус. традиции иллюстрации Апокалипсиса в XVI-XVII вв., вероятно, вызван эсхатологическими ожиданиями в 1492 г. «конца седьмой тысячи лет». Новый толчок эсхатологические настроения обрели (в особенности в старообрядческой среде) в связи с реформами Патриарха Никона в сер. XVII в. В XVI-XVIII вв. получили распространение лицевые Апокалипсисы с большим числом иллюстраций (старшие образцы: Псалтирь - РГБ. Больш. Ф. 37. 432, 2-я четв. XVI в.; Апокалипсис толковый. РГБ. Егерев. Ф. 466. 6, 2-я пол. XVI в.); Апокалипсис толковый лицевой чудовской редакции в составе Сборника-конволюта - РГБ. Егор. Ф. 98. 1844. Л. 1-94, посл. четв. XVI в. и др.), иконография к-рых отчасти формировалась под влиянием западноевроп. гравюрных образцов (напр., ГИМ. Увар. 58, сер. XVII в.; ГИМ. Син. 5, 90-е гг. XVII в.). Сюжеты Апокалипсиса рано появляются в южнослав. книжной гравюре. В 1562-1563 гг. в Тюбингене вышло протестант. глаголическое издание НЗ с 26 гравюрами работы неизвестного нем. мастера, а в 1563 г.- кириллическое с 27 гравюрами Апокалипсиса (оба напечатаны словенцем П. Трубаром). В России цикл иллюстраций к Апокалипсису был впервые напечатан в составе лицевой Библии Василия Кореня в 1691 г. В 1712 г. издание толкового Апокалипсиса с 13 гравюрами (переиздано в 1768, а в 1717 в черниговском издании НЗ была издана 21 гравюра на тему Апокалипсиса работы Никодима Зубрицкого и иером. Макария (Синицкого)). Эти гравюры кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. оказали большое воздействие на иконографию лубочных изданий XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/209475.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010