Тихон , игум., 1644–50. Агапит , 1663. Тихон , 1692. Феофил , 1692 и 93. Виктор , 1695 и 96. Феофан , 1696 и 97. Сергий , 1700–2. Климент , в янв. 1704. Терентий , 1706. 74 Папороцкий Николаевский, от Новгорода в 53 верстах; в 1685 приписан к архиерейскому дому. Упразднён 1764. [V, 462.] Строитель Пахомий определён 29 янв. 1663. – Пафнутий , 1727–29. 75 Боровинская Николаевская Маврина пустынь, близь Тихвина; упразднена 1764. [III, 429.] Строители Закхей , 1677 и 75. Митрофан , 1678. Адриан , 1680. Иосиф , 1681. Христофор , 1682. Иаков , 1684; † 1715. Филарет определён 14 окт. 1715–17. Евфимий , 1717 и 18. Иоанникий , 1721. Феодорит , 1722. Филарет , 1723. Тихон , по 1732. Иаков , с 1732. Леонтий , 1737–41. Сисой , с 1741. Стефан , 1744. Иона , 1751. 76 Боровинская Николаевская Гордиева пустынь, упразднена 1764г. [III, 428, 741.] Игумены Тихон , 1662 и 63. Иосиф , 1677. Карион , 1688–90. 77 Пустошского Покровского, упразднённого [V, 649.] Игум. Тихон , 1628. Строитель Галактион , 1663 и 64. – Иоасаф , 1684. 78 Сарожская Троицкая пустынь была приписана в Тихвину; упразднена 1764 г. [VI, 33.] Строители Иона , 1642, 68, дек. 29. Мардарий , 1689. Тарасий , с 1689. Илия , 1694–96. Прокл , 1704. Савватий , 1710–38. Феодосий , 1740. Христофор , 1749, 52. [ Варсонофий , 1750.] Ефрем , до 1758. Авраам , с 1758. 79 Реконская Троицкая пустынь, от Тихвина в 40 верстах; упразднена 1764 г. [V, 670.] Строители Аарон , 1684 и 85. Александр , 1686. Иоасаф , 1717–33. Возобновлена недавно. Строитель Даниил , 1862–64; игум. 1865–69. 80 Койгужская Лепрудская, Пятницкая, пустынь, от Тихвина в 90 верстах; упразднена 1764 г. [V, 12.] Строители Евфимий , 1689 и 90. Антоний , 1708. Александр , 1718, 29. 81 Ругойская Троицкая пустынь, от Тихвина в 47 верстах; упразднена 1764 г. [V, 727.] Строители Зосима , 1583, 96. Ферапонт , 1680. Адриан , 1681. Никандр , с нояб. 1681–83. Антоний , 1688. Тарасий , 1690. Иоанн , 1692 и 93. Иона , 1708–10. Сисой , 1723–29. Матфей , 1733–41. Мефодий , 1745–48. 82

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26:41), что означает не быть потопленным и побежденным искушением. Ибо одержать верх — достойно воспевания и славно. И вновь говорит Господь: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? И продолжает: Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:7-10). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Под наказанием подразумевается не кара, но вразумление, научение, воспитательное наказание, хотя оно и может происходить и небезболезненно для наказуемого.    Данная фраза не содержится в книге Иова и вообще во всем Священном Писании и должна быть правильным образом понимаема не в смысле того, что зло само по себе насылается Богом, поскольку Бог благ и не желает зла никому, но зло, по определению святых отцов, есть отпадение от Бога и от добра, совершаемое в воле разумных существ — ангелов и людей. Здесь автор под злом подразумевает различные несчастья, которые сами по себе не являются злом, попускаемые Богом для различных целей, прежде всего для того, чтобы отвратить людей от истинного зла — греха (ср.: Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла). Слово 83. О совете    Советоваться во всяком деле прекрасно и [Col. 1686] богоугодно. Ибо нет никого, кто не нуждался бы в совете, кроме одного только Бога, Который и мудрость сотворил. Всякий же человек имеет нужду в добром совете более, нежели в воздухе, чтобы дышать. Этому мы научаемся из Божественного Писания. Ибо оно говорит: С советом все твори, с советом пий вино (Притч. 31:4), то есть духовное вино, веселящее сердце (ср. Пс. 103:15). Таковой уже не терпит неудачи никогда, но беззаботно шествует всю свою жизнь.    Признак же смирения и ненависти к гордости — нужда в совете, особенно же от опытных старцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

2 . Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 . Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Speaker’s Commentary in loco очень правильно указует по поводу 2-го стиха на „хлеб жизни“, упомянутый в Ев. Ин. 6:27,32,35,53 , с приведением в той же главе, в ст. 45, слов Исаии LIV, 13. (И все будут научены Богом). Первая половина 2-го стиха говорит о том, что не насыщает (Ср. Ин. 6:31,49 ), вторая говорит о „всяком слове, исходящем из уст Божиих“ ( Мф. 4:4 ), которым „жив будет человек“. „Послушайте“! говорит пророчество, и „вкушайте благо“: уверуйте словам жизни и Господу Иисусу и вы вкусите истинное благо, которое не может дать земля и плоть животная. „Аз есмь хлеб жизни“. „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“, „верующий в Меня имеет жизнь вечную“... „Аз есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня“ 1685 . „Приидите ко Мне, послушайте и жива будет душа ваша“, говорит пророк в первой половине 3-го стиха. „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас“. „Приходящего ко Мне не изгоню вон“ 1686 , так глаголал воплощенный Сын Божий, Спаситель наш. „Дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду“, говорит вторая половина 3-го стиха. Во 2Цар. 23:1–7 Давид в конце жизни произносит пророческий гимн, в котором восклицает: „Завет вечный положил Господь со Мною, твердый и непреложный“ (ср. 2Цар. 7:16 ), провидя духом, что спасение мира явится в потомстве его 1687 . (Ср. Пс. 88:3–5,27–30,36 ). Но как (спрашивает комментатор Кей в Sp. Comm. in loco) могло это совершиться, когда объявлено было уже пророчество о том, что сыновья (или потомки) Езекии будут отведены в плен? и когда все происшедшие из чресл Давида должны были подвергнуться неминуемой участи всех смертных – умереть? „кто из людей жил и не видел смерти?“ ( Пс. 88:49 , – сынов Кореевых). Но Давиду было открыто, что потомство его не исчезнет и что некто из его потомков (которого он отожествляет с собою, ( Пс. 15:10 ) не увидит тления: „ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление“ 1688 . И пророку Исаии было открыто что для „Отрасли Корня Иессеева“ (гл. XI) не будет предела умножению владычества Его и мира на престоле Давида и в царстве его“ ( Ис. 9:6–7 ), и что „Он узрит потомство долговечное“ ( Ис. 53:10 ); „Он будет светом народов“ ( Ис. 49:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день проведения «объединительного собора» 15 декабря 2018 г. 17:26 На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата . И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5323407.ht...

«Знания без веры в Бога и Христа Сына Божия и без любви к Богу и человечеству – это солома; а знания научные, проникнутые оживотворяющей, одушевленной верой и любовью к Богу и к ближнему – это пшеница, славная, вкусная, питательная пшеница. Не моя это мысль, а Апостола; он говорит: если я знаю все тайны, и имею всякое познание..., а не имею любви, то я – ничто. Вы учитесь, дети, языкам русскому, французскому, немецкому, латинскому: дело хорошее; но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него – знание языков не принесет никакой существенной пользы: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею: то я медь звенящая или кимвал звучащий ( 1Кор.13:1–2 ). В чем же оказывается любовь? А вот в чем: любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, – не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор.13:4–8 ). Итак, дети любезные, с науками внешними старайтесь успевать наиболее в этой внутренней, сердечной науке – в науке любви, веры, молитвы, кротости, смирения, обходительности и ласковости, терпения, послушания, чистоты и целомудрия, милосердия и сострадательности к людям, доброжелательства и услужливости, сдержанности во всем, бескорыстия и самоотвержения, в науке очищения сердца от всяких нечистых, лукавых и злых мыслей, в снисходительности к человеческой слабости и в терпеливом перенесении всего. Если будете успевать в этой внутренней, духовной науке, то по истине будете пшеницею Божией, и соберет вас всех Господь в житницу царствия Своего небесного, и вы будете благоуспешны и во внешних науках: ибо ищущему прежде царствия Божия и правды его все прочее прилагается от великодаровитого Бога ( Мф.6:33 ). В заключение скажу вам изречение одной латинской пословицы: qui proficit in litteris, sed deficit in vita, plus deficit, quam proficit, T. e., кто успевает в науках, а не успевает в жизни, или худо живет, тот более не успевает, чем успевает, тот скорее идет назад, чем вперед» 515 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И когда 3 явились двое, чтобы выбрать себе такое место, которым бы они превосходили това- —142— рищей своих, Господь сказав им: «можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить ( Мф.20:20–22 )», дабы научить, что место превосходства отдается за заслуги. 1686 Поэтому и (Апостол) говорит: «посему и Бог превознес и прославил Его ( Флп.2:9 )»; ибо никто не был более умален в своей природе, как Христос, поскольку Он был из Божества. После того как они узнали, что то место дается за дела, (Господь как бы) таким образом продолжает (Свою речь): так как вы уже узнали, что место сие дается за заслуги, то рассудите, что быть может найдутся такие, которые сильнее вас будут подвизаться или пожелают подвизаться, по суду же Отца совершен тот, кто подвигом своим превосходит всех прочих, и для такового уготовано то место. Поскольку (те двое) пришли (с тою целью), чтобы по избранию без заслуг получить (первое место), то Господь отверг их, делая вид, что не имеет власти, 1687 дабы не опечалит их, как и слова: «о часе этом никто не знает ( Мф.24:36 )» (сказал для того), чтобы дальше не спрашивали Его об этом. «Не ваше дело, – говорит, – знать час и время ( Деян.1:7 )». Когда же прочие апостолы разгневались на них, раскрыл дело всем говоря: «кто между вами хочет быть большим, да будет вашим рабом ( Мф.20:27 )». Этим путем все люди имеют доступ ко власти. Итак, просьбу сыновей Зеведеевых Господь положил пред глазами их, как венец, коим увенчивается тот, кто превосходит (всех) на ристалище. Также и Апостол на этом основании построяет (свое научение), говоря: «испытает сердца —143— ваши, и тогда каждому из вас будет похвала у Бога ( 1Кор.4:5 )». Даже Валаам был избран для прорицания (Числ. глл. 22–24), сыновья Илия на священство ( 1Цар.2:12–17 ) и Иеровоам на царство ( 3Цар.11:26–40 ). Посему Апостол говорит: «и я сам окажусь недостойным ( 1Кор.9:27 )», – каковое сказал, дабы научить, что он мало ценит всякое избрание по небесному усмотрению, 1688 высоко же ставит волю. И дабы ты лучше уразумел эту истину, еще научает, что если кто говорит языками ангельскими, 1689 тот делает это не по собственному изволению, но по избранию Божию, а кто любит, тот имеет собственное избрание (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И услышав сие, отъиде юноша, скорбя ( Мф.19:22 ). Ему ли отказываться от всего того, в чем он любит видеть и свою силу, и свое богатство? Итак, юноша, полный запросов добра и жизни, ушел со скорбью от Источника жизни, Источника спасения... «Так кто же может спастись» ( Мф.19:25 ) – спрашивали в недоумении ученики Господни, – если это так трудно для юноши-идеалиста, полного сил и жизни, и горячего в своих стремлениях к добру? «Человекам это невозможно», сказал Иисус, «Богу же все возможно», ( Мф.19:26 ). Доколе человек надеется еще на самого себя, доколе верит в могущество собственных своих сил в достижении вечных начал жизни, дотоле не стоит он еще на пути истинного совершенства. Полнота этого совершенства – только в Боге, и только чрез Бога и при помощи Его человек достигает этого совершенства. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Возлюбленные братие! Мы все здесь предстоим теперь как бы с вопросом евангельского юноши: «Учитель Благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» И все же как бы слышим и конечный ответ Господа: «человекам это невозможно. Богу же все возможно». Не в меру своих сил человек достигает истинного совершенства, а только при помощи Бога, Источника этого совершенства. Вот почему мы и должны усердно молиться Господу перед началом трудов своих, чтобы Он оградил нас от нашей самонадеянности, изгнал из сердец наших буесть юности, как говорится в чине Молебном, и даровал нам председящую Его престолу премудрость. Вот почему и апостол писал к Ефесеянам, что он постоянно вспоминал их в молитвах своих, «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его» ( Еф.1:16–17 ). Это именно потому, что только в Боге и всякая премудрость, и всякое совершенство». «Христианство 531 по существу своему есть свет и разум, и христианский пастырь, как вождь Христова стада должен быть и просвещенным, и научно-образованным. Всегда были люди, которые не признавали необходимости этого последнего, но им дан прекрасный ответ еще святым Златоустом и другими отцами Церкви. Итак, братие, трудитесь, учитесь и молитесь. Изучайте не только богословие, но с полным усердием и другие науки: историю, литературу и философию. Без этого и хорошими богословами не будете. Мы знаем из истории, что недостаток общего образования даже и для многих благочестивых людей делал недоступной ту элементарную богословскую мысль, что Бог есть дух. Отсюда грубый антропоморфизм, представляющий иногда Бога громадным человекообразным существом, сидящим на небе и ногами опирающимся на землю, на основании изречения Священного Писания: небо престол Мой и земля подножие ногу Моею. Просвещеннейшие отцы Церкви, даже в древней языческой литературе и философии, насколько они достигали истины, усматривали: то откровение Слова (св. Иустин), то отражение истинного Солнца (св. Василий Великий ). Итак, братие, ищите знания, учитесь крепко, трудитесь и молитесь».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Мы пришли, братие 527 , просить у Господа преуспеяния и возрастания в мудрости. Мы пришли просить мудрости... Какой это высокий дар для духа человеческого! И как возвышенна, чиста и небесна должна быть самая молитва наша о ниспослании нам этого Божественного дара! Дай нам, Господи, «сердце мудрое и разумное!» Но какой мудрости пришли мы просить у Господа и веруем ли, что услышит Он молитву нашу? Есть мудрость ложная, мудрость мира сего, которая в глазах Божиих есть безумие, – мудрость, вырастающая из начал узкого человеческого себялюбия. Это та мудрость, о которой говорит апостол Иаков так: «если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь», что вы мудры и разумны, «и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» ( Иак.3:14–15 ). Это та мудрость, которая нагим и не имеющим дневного пропитания брату и сестре говорит: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», и не дает им никакого удовлетворения в их нуждах ( Иак.2:15–16 ). Не этой мудрости пришли мы просить у Господа, и не услышал бы нас Господь, если бы, по неразумию своему и жестокосердию, стали мы просить её у Него. Есть и еще, братие, мудрость, мудрость мертвая и бесплодная, мудрость воображаемая, не умеющая познать истинной сущности вещей и истинных начал жизни. Это та мудрость, носителей которой представляют нам Евангелия в лице книжников и законников. Эта мудрость лишена света, жизни и истины. Она имеет глаза, но не видит Христа, она имеет уши, но не слышит учения Его и не уразумевает ( Мф.13:13 ). Это мудрость людей с огрубелым и плотским сердцем, в котором нет места для обитания Духа Божия. И не этой, конечно, мудрости пришли мы просить у Господа, и прогневался бы на нас Господь, если бы мы стали просить её у Него. Укажу вам, братие, напоследок, и еще на мудрость. Эта мудрость истинная, мудрость Христова, мудрость небесная, сходящая свыше. Эта чудная. Божественная мудрость! Она «чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна», и обнаруживается добрым христианским настроением и поведением и мудрой кротостью ( Иак.3:17:13 ). Она полна света, жизни и истины. Она низводит Бога в души наши. Ибо плоды её суть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22:23 ). Эта мудрость состоит в познании Христа. Она просвещает очи сердца нашего. Она дает нам разуметь, «в чем состоит надежда призвания» нашего в Христе, «и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» ( Еф.1:17–19 ). Этой-то истинной, святой, чистой и небесной мудрости и пришли мы просить у Господа. В ней конечная цель христианского образования и просвещения, его основа, жизнь, дыхание».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Облобызав каждого из христиан, Иоанн начал учить их, заповедуя им терпеливо переносить все и пребывать в доме Мирона 1681 . Он предрек им, что они увидят еще большую славу Божию. На другой день, когда миновала ночь 1682 язычники увидели христиан на месте, называемом каменовержением 1683 . Некоторые из них отправились к Кинопсу и сказали ему, что Иоанн жив. По повелению волхва, Иоанна взяли и привели на берег моря, где он совершал такие знамения 1684 . И снова собралось множество мужей и жен, которые, увидев Кинопса, пали ниц пред ним. Кинопс сказал им: „держите Иоанна, пока я не покажу ему мою силу“. Сказав это, с шумом великим и плеском Кинопс бросился в море и все воскликнули: „велик ты Кинопс, и нет другого больше тебя“ 1685 . Кинопс стал невидим. Иоанн же в это время молился 1686 , чтобы Господь низверг Кинопса в преисподняя бездны, а его спутников изгнал с острова. По молитве его тотчас исчезли спутники Кинопса, эти мнимые – утонувший, отец и убитый сын. Народ снова хотел убить Иоанна, как волхва. Но некоторые остановили их и требовали подождать возвращения Кинопса. Три дня и три ночи 1687 стоял народ на берегу моря, ожидая возвращения Кинопса. От „неядения“ и „вопля“ все изнемогли. Одни, упав на землю, лежали безгласными: трое же из народа совсем умерли 1688 . Видя, что народ изнемогает и погибает, Иоанн просил всех возвратиться домой, потому что Кинопс отошел в вечную пагубу. По молитве Апостола трое умершие воскресли и возвратились в свои дома. Иоанн был у Мирона. На другой день 1689 все граждане собрались к дому Мирона, желая видеть Иоанна. Его приняли за бога 1690 . Поднявшись на кровлю дома 1691 , он начал поучать народ, который безмолвно слушал его. В этот день крестилось 30 1692 человек 1693 . На другой день Иоанн вместе с новопросвещенными 1694 пришел на место, называемое иподромие 1695 . Здесь они встретили Иудея, хорошо знавшего писание и пророков, по имени Филона 1696 , который вступил в прение с Иоанном. Филон приводил изречения из книг Моисеевых и пророческих, толкуя их по букве 1697 , а Иоанн духовно 1698 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

«Общая, единодушная, искренняя молитва перед началом учения есть верная порука за добрые успехи в делах начальствующих, учащих и учащихся (дружно здесь собравшихся), по непреложному уверению Самого Господа, Первоначала всего и единственного Учителя: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф.7:7–8 ). Напротив, кто по высокоумию, или нерадению, начинает дело без молитвы, тот и при видимых успехах нередко сам же вредит своему делу, или по крайней мере строит здание свое на песке: все труды его иногда уничтожаются в один час. И это именно потому, что дело делалось без твердой основы всего, без Бога; ибо то только дело и твердо, которое делается с Ним, в Нем и для Него, которое имеет началом и концом Его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Да будет же у всех нас началом и концем Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее: все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, – от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках. В Боге все мы должны сходиться, как радиусы в центре, – от Бога получать единство в направлениях и взглядах, свет, теплоту и силу в занятиях и при этом прекрасном единстве, с этим светильником, с теплотой и энергией преподавать разные познания детям, которые готовятся сами стать некогда на наши места или другие, в иных сферах. Много значит единство действования во всех делах, и отправление от одного начала, равно как и возвращение к единому началу; напротив, разногласие или несогласие в деле всего более вредит делу. Если один преподаватель говорит то, а другой утверждает противное об одном и том же предмете, тогда в головах учащихся происходит умственный хаос, бесполезное и вредное умничанье, совопросничество, в сердцах разрушается вера во все святое, в самое откровение Божие, в Церковь и в весь строй её, в нравах является деморализация и труд самого блестящего образования нередко разбивается в дребезги. Наблюдение и опыт подтверждают эти слова» 517 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010