Златоуст продал богатые ковры и прекрасную мебель, принадлежавшую его предшественнику; он даже продал некоторые из мраморных и других украшений церкви, с целью получить деньги для основания госпиталей и других благотворительных учреждений; он тратил весь свой доход на подобные дела, и своим содержанием обязан был благочестивой вдове Олимпиаде. Частью вследствие нелюбви к обыкновенному обществу и частью по слабому здоровью, он всегда обедал один, никому не давая и ни от кого не принимая гостеприимства, и тем, которые желали занимать его пустым разговором, он ясно давал знать, что тяготится ими. Полная противоположность между таким образом жизни и образом жизни прежнего епископа естественно бросалась в глаза к его невыгоде, и сделалась основой для обвинения его в гордости, угрюмости и скаредности 1685 . Епископы, посещавшие Константинополь, не находили более епископского дома открытым для себя, потому что Златоуст считал это не нужным, так как было весьма много верующих, среди которых, по его предположению, они вполне могли находить себе приют и гостеприимство 1686 . Акакий Беррейский 1687 , в Сирии, был так раздражен неудовлетворительностью неудобств, представленных ему во время посещения им столицы, что он, будто бы, воскликнул: «Я приберегу его горшок для него!» 1688 . Златоуст пытался поднять нравственность среди своего духовенства введением простоты жизни и побуждением его к более деятельному служению церкви 1689 . Некоторых из них он низложил по обвинениям даже в убийстве и прелюбодеянии, и обратил внимание на обычай содержания «духовных сестер» 1690 . Установление богослужений ночью в пользу лиц, не имеющих возможности присутствовать при дневном богослужении, чрезвычайно возмущало некоторых лиц из духовенства, покой которых нарушался наложением таких добавочных обязанностей. В деле своего обращения со своими духовными собратьями, архиепископ, по-видимому, слишком находился под влиянием своего архидиакона Серапиона, человека гордого, заносчивого и не пользовавшегося популярностью, который будто бы говорил ему, что единственное средство управлять ими заключалось в том, чтобы «гонять их всех одной палкой» 1691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Как в древние времена епископы выслушивали мнения пресвитерского совета, прежде чем издать какое либо постановление для клира и верных, так и в настоящее время они обыкновенно предварительно осведомляются о мнении своей консистории по предметам, относительно которых требуется сделать постановление, и окружные послания духовенству, выходящие после решения консистории вместе с епископом, называются консисторскими указами, которые, как таковые, имеют законную и, следовательно, общеобязательную силу в данной епархии 1684 . В деле издания постановлений в канонически определенных границах епископы вполне самостоятельны 1685 , и нет канона, который обязывал бы епископа делать предварительное заявление областному собору относительно постановления, которое он находит нужным издать в своей епархии. Вследствие связи, существующей между церковью и государством, и вследствие того, что в некоторых случаях епископу может понадобиться помощь государственной власти в отношении некоторых постановлений, в настоящее время вообще предписано законом, что, одновременно с изданием и обнародованием какого либо постановления, один экземпляр последнего для сведения должен быть представлен государственной власти 1686 . § 117. в) Уставы церковных обществ В церкви существовали и существуют в настоящее время многочисленные общества, которые совместными силами своих членов стремятся к определенным благочестивым целям, или же имеют задачею заботиться об известных средствах, вообще употребляемых церковью для достижения своей цели 1687 . Все такие общества и союзы верующих, будучи признаны законным порядком, пользуются автономией и на основании ее имеют право издавать законы, необходимые для нормирования отношений их самих и обязанностей их членов. Право автономии, которым пользуется то или другое церковное общество, основывается на соответствующем законе, изданном подлежащею высшею властью, применительно к цели и составу общества. На основании этого закона, само общество вырабатывает свой устав, который и становится источником частных правил для членов общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

«Но с иноками (бесы борются) чаще посредством помыслов, поскольку по причине удаления (от мира) они обыкновенно не обладают вещами» 1683 . Видимая брань считается более легкой; она для новоначальных 1684 . С богословской и психологической точки зрения битва в мыслях, «внутренняя брань», внутреннее делание касается самого корня грехов. Таким образом, грех и битва κατ ενργειαν κατ δινοιαν, которая ведется «в области вещественной», посредством предметов, противопоставляются внутренней, «невещественной» брани 1685 . Вот наставление Максима Исповедника , отвечающее духу всей этой традиции: «Остерегайся злоупотребления в мыслях твоих, иначе неизбежно придешь и к злоупотреблению в вещественном: никогда не согрешил бы ты в действиях, если бы прежде не согрешил в уме» 1686 . Понятие о помысле Слово помысел, λογισμς (от глагола λογζομαι) может означать мыслительную способность, λγος, разум, γεμονικν, дух 1687 . Но чаще помысел означает то, что производит умственный процесс, мысль (ννοια) 1688 . Необходимо отметить, что мысли прежде всего производит διονοια, дискурсивный разум, рассудок, а не νους, способность интуитивного познания 1689 . Естественно, не все мысли дурны сами по себе, поскольку не все они препятствуют богопознанию, но лишь те, «которые вступают (в ум), рождаясь в гневной и вожделеющей частях (нашей души), и которые суть противоестественны» 1690 . Если нечистая мысль – «семя греха» 1691 , то благая мысль почитается родительницей добродетели 1692 . Следует, стало быть, возделывать в сердце благие помыслы 1693 . Голос совести – это тоже в своем роде помысел 1694 . Различая помыслы, Ориген называет одни из них чистыми (λογισμς καθαρς), другие нечистыми (κθαρος) 1695 . Но известны и многие другие определения. Так, чистые помыслы могут именоваться λογισμς, θεις, божественными 1696 ; πνευματικς, духовными 1697 ; ευσεβς, благочестивыми 1698 ; γαθς, добрыми 1699 ; μφυτς, естественными 1700 ; γνωστικς разумными, подобающими созерцанию 1701 , γιος, святыми 1702 и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

163 Шафиров Петр Павлович (1669–1739) – государственный деятель; барон (1710 г.). Родился в еврейской семье переводчика Посольского приказа. С 1691 г. переводчик Посольского приказа, в 1697–1698 гг. участвовал в «Великом посольстве»; с 1709 г. вице-канцлер, управляющий почтами. Сыграл важную дипломатическую роль во время Прутского похода (1711 г.). С 1717 г. вице-президент коллегии Иностранных дел. В 1723 г. обвинен в казнокрадстве, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой. В 1725 г. возвращен Екатериной I, президент Коммерц-коллегии, в 1730– 1732 гг. посол в Тегеране. С 1733 г. снова президент Коммерц-коллегии. Волынский Артемий Петрович (1689–1740) – государственный деятель, дипломат. В 1719–1724 гг. астраханский, в 1725–1730 гг. (с перерывами) – казанский губернатор. С 1738 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. Автор «рассуждений» «О гражданстве», «Каким образом государям суд и милость иметь надобно» и др. В 1740 г. в результате интриг Э. Бирона и А. И. Остермана обвинен в измене и казнен. 164 Шеин Алексей Семенович (ум. 1700) – военный и государственный деятель. Боярин с 1682 г., ближний боярин с 1695 г. В 1680–1685 гг. воевода в Тобольске и Курске. В Крымских (1687–1689 гг.) и Азовском (1695 г.) походах воевода. В Азовском походе 1696 г. главнокомандующий сухопутными войсками. Во время «Великого посольства» 1697–1698 гг. оставлен Петром I начальником трех военных приказов. Руководил подавлением Стрелецкого восстания 1698 г. 165 Девиер Антон Мануилович – португалец на русской службе. С 1718 г. генерал-полицмейстер Петербурге. В 1727 г. был привлечен к следствию вместе с П. А. Толстым и сослан в Сибирь. 166 Курбатов Алексей Александрович (ум. 1721) – государственный деятель (из крепостных Б. П. Шереметева). В 1699 г. подал Петру I проект о введении гербовой бумаги. Получил солю и принят на государственную службу. С 1711 г. вице-губернатор Архангельской губернии, в 1714 г. обвинен во взяточничестве и умер под следствием. 167 Гагарин Матвей Петрович – князь, сибирский губернатор, в 1721 г. казнен за служебные злоупотребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

77). 1685 По свидетельству Цицерона, стоическая философия осталась бесплодной для политики, а практические люди – даже те, которые были поклонниками их (стоиков) учения, – не находили в их сочинениях ничего, что было бы полезно для гражданства. 1686 С этой стороны не может быть внутреннего сходства между Апостолом Павлом и стоицизмом в психологии вообще. 1687 В этом отношении замечательно еще следующее наблюдение, подчеркивается «не отрицаемое сродство проповеди Иисуса с философией стоиков, отмечая пункты сходства в идеях божественного провидения (промышления), о Боге, как Отце, в богопочтении, в религиозном обосновании нравственности, касательно значения индивидуальности, о рабстве, насчет оценки действий по намерениям и др. (S. 133 – 140), а, в конце концов, решительно удостоверяет принципиальные различия (S. 142 – 144), почему прямо исключает материальное влияние стоицизма на учение Христово (S. 144). 1688 Многими подчеркивается, что у Апостола обозначается больше организм или органическое целое, хотя и по связи с материальностью, почему такое «тело» вполне допускает одухотворение и само по себе ничуть не является этически противным божественному или духовному. 1689 У Апостола Павла нет даже этического дуализма с материалистической окраской, ибо если он и признает связь плоти и греха, то вовсе не так, чтобы вторая была греховным принципом. Посему совершенно напрасно сближает с апостольским благовестием стоические концепции о плотяной греховности, дуалистические (S. 148 – 149) и аскетические (S. 149), когда сам же отмечает по первому пункту более близкий источник в учении Христа и в собственном опыте, а – при таких различных предпосылках – не может заключать стоических оттенков и апостольская доктрина всецелого обновления или возрождения человека, не смотря на усилия сблизить их (S. 150). 1690 По этому поводу и в виду аналогий с 4 (3) Eздp. VII, 28 Апок. Варуха 74, о конечности царства Мессии замечается, что и Апостол Павел, будучи сыном своего времени, «не мог вполне освободиться от оков религиозного народного мнения, от уз иудейской первоосновы». Однако Сам Спаситель всегда говорил, что он пришел от Отца, творить воля Пославшего и к Нему изыдет, а потому в данном пункте скорее можно находить согласие благовестника со Христом. 1691 Не забудь, ты – актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса – коротка и роль, длинна – длинна и она. Даст он тебе роль нищего, старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного чиновника: безусловно, исполнять свои роли – твоя обязанность, распределять их – другого. 1693 Яко бы эту переписку сфабриковал христианин затем, чтобы «порекомендовать своим единоверцам писания Сенеки ради их стилистических преимуществ». 1694 Не излишне прибавить, что современная наука, допуская в четвертой эклоге Вергилия отзвуки специально мессианских предчувствий, возводит последние к посредственному или более непосредственному воздействию библейских мессианских ожиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Томсон, Джеймс (1700–1748) — английский поэт, в поэме " Времена года " (ч. 1–4, 1726–1730), где описания природы — самоцель, представлена сентименталистская концепция благой природы. 803 Моррис, Уильям (1834–1896) — английский поэт, писатель, художник, в молодости близкий прерафаэлитам; социалист-утопист. Сборник " Защита Гиневры и другие стихотворения " (1858), поэмы " Жизнь и смерть Ясона " (1867), " Земной рай " (1868–1870), романтические в средневековом духе стилизации мифологических и сказочных сюжетов (несмотря на замечание Элиота) сделали его одним из самых известных поэтов своего времени. 804 …от Кносского дворца к пещере Зевса… склоны Иды… Кносс — древний город в центральной части сев. Крита с дворцовыми постройками средне- и позднеминойского периода (по имени Миноса, легендарного царя Кносса), разрушенный землетрясением и пожаром в XV и XIV bb. до н. э. На северном склоне Иды, центрального горного массива на Крите, находится грот Зевса (Юпитера) — мифическое место его рождения. 805 Купер — см. коммент. к эссе " Что такое " малые поэты " ? " . 806 В их памяти останутся " Гиперион " , " Прелюдия " …. некоторые драматические монологи Браунинга. — См. коммент. к эссе " Что такое " малые поэты " ? " . 807 Уоллер, Эдмунд (1606–1687) — английский поэт, среди его сочинений — " Духовные стихотворения " (1685). 808 Уоттс, Айзек (1674–1748) — английский поэт, автор " Гимнов и духовных песен " (1707), " Духовных песен для детей " (1715) и др. 809 Герберт, Крэшо, Воэн — см. коммент. к эссе " Что такое " малые поэты " ? " , — к " Ланселоту Эндрюсу " и эссе " Поэты-метафизики " . 810 Лоу, Уильям (1686–1761) — автор трактатов о морали; упоминаемый " Серьезный призыв к благочестивой и святой жизни " (1728) — наиболее известный из них. 811 " Парень из Шропшира " Хаусмана — см. коммент. к " Эзре Паунду " . 812 Стрэнд — одна из главных улиц Лондона. 813 …мала вероятность того, что на одном деревенском кладбище покоятся тела потенциальных Хэмпдена, Мильтона или Кромвеля. — Здесь, как и в " Заметках к определению понятия " культура " " (см. коммент. Элиот обыгрывает строки из " Элегии, написанной на сельском кладбище " Т. Грея. Хэмпден, Джон (1594–1643) — английский политический деятель, возглавивший борьбу против налога с городов и графств в виде поставки кораблей Карлу I, что в итоге стало одной из причин, приведших к Гражданской войне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

и кн. Всеволода. Святые князья рассказали казакам о судьбе Албазинского острога в 1685-1687 гг., во время буд. войны с Китаем (см. Албазинцы ). 20 мая 1899 г. в Пскове торжественно праздновалось 600-летие кончины Д. А. В. Кузьмин Гимнография Известна одна редакция службы Д. (полиелейной), встречающаяся в рукописных и печатных Минеях и сборниках кон. XVI-XVII в. К рукописной близка служба Д. в совр. печатной Минее (Минея (МП): Май. Ч. 2. С. 300-312). Списки службы имеют текстуальные расхождения, на основе к-рых выделяются 2 вида текста: 1-й вид (более ранний) читается в списках РНБ. Собр. ОСРК. F. I. 70 и 176; Там же. Погод. 901; РГБ. Ф. 209. Овчин. 300; 2-й вид читается в списках ИРЛИ. Лесман. 24; СПбИИ РАН. Колл. 238. Оп. 1. Н. П. Лихачев. 101; БАН. Собр. Плюшкина. 165. 2-й вид службы отличается от 1-го преимущественно стилистически: содержит более длинные ряды эпитетов, относящихся к св. князю, нек-рые темы и образы развиты подробнее. Несмотря на отсутствие в службе надписания о наличии акростиха , в каноне читается краегранесие, указывающее на время создания службы. Акростих складывается по 1-м словам тропарей канона (1-3-й тропари 1-й песни, 1-3-й тропари 3-й песни, далее - 1-й тропарь каждой песни) и читается следующим образом: «В царство благочестиваго христолюбиваго царя, всея Росии самодръжца Феодора благословением святейшаго патриарха Иева всея Росии». (Если в первых 2 песнях канона использовать 1-е слово только 1-го тропаря, акростих будет иметь более краткий вид: «В царство царя Феодора благословением святейшаго патриарха Иева всея Росии».) Акростих читается в 1-м виде службы, во 2-м виде теряется слово «Феодора». В печатной службе в акростихе вместо «самодержца» читается «в лета». 2-е «краестрочие», содержащее имя автора службы, прочитывается по 1-м словам и 1-м буквам богородичнов канона: «Благодарение написася рукою многогрешнаго служителя И В Н». Это сокращение может быть интерпретировано как ИВаН. Во 2-м виде службы и в совр. печатной службе в данном акростихе в имени автора не читается буква В (из-за модернизации текста). Т. о., 1-й вид службы Д. был написан неким «служителем» Иоанном в 1589-1598 гг. 2-й вид службы был создан не позже нач. XVII в., этим временем датируется его старший список (СПбИИ РАН. Колл. 238. Оп. 1. Н. П. Лихачёв. 101).

http://pravenc.ru/text/178701.html

1682 Возы из Руси названы в одном ряду с венгерскими, потому что приходили со стороны Венгрии и через нее. Это подтверждается и венгерским документом то ли 1198, то ли 1288 г. – привилегией короля Имре или Ласло IV Эстергомской церкви, упоминающей о «торговцах, приходящих из Руси, в одну лошадь (ewenwagen? см. примеч. 1679), останавливающихся в Пеште, или Эстергоме, или каком-либо другом месте, а также тех, что привозят дорогие меха» (MEStr. 2. N 215). Написание этнонима явно испорчено; судя палеографически, в оригинале стояло скорее всего Ruczia. 1685 Не только грамматически явно некорректно, но и непонятно. Два сосуда с крышками? Заплатит закрывающим сосуды, т. е. пломбировщикам? 1687 Несмотря на не вполне внятную формулировку, пункт 6 явно относится только к везущему «сосуды». 1690 Нойштадт – пригород Вены (ныне – в черте города). Вино везлось, видимо, из Восточной Австрии или Венгрии. 1692 О происхождении дунайской соли см. 4, примеч. 79. С.-в.-н. kuofa, нем. Kufe означало сосуд вообще, бочку, а в специфическом смысле – плоский широкий сосуд, чан ( < лат. сира «бочка»). Напрашивающемуся предположению, что соль перевозилась в неких стандартных бочонках, служивших единицами налогообложения, препятствует тот факт, что «малые küfflein» взвешивались на таланты-фунты, причем в одном фунте было несколько küfflein. Очевидно, в данном случае kueffen/küfflein названы не сами сосуды, а соль, сформованная в виде сосудов, в которых она выпаривалась. Распространенный способ добычи минеральной соли состоял в том, что она растворялась в воде, затем этот раствор подавался по трубам в солеварню, где в особых плоских сосудах (kueffen в собственном смысле) она снова выпаривалась до кристаллического состояния. «Большие kueffen» отличались от «малых» явно не только размером, иначе выходило бы, что одна большая kueffe соли весила 5 г (примерно половина чайной ложки). Поэтому надо думать, что большая разница в размере пошлины объясняется качеством соли: в «малых küfflein» формовалась значительно более высококачественная соль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

199 году». (Грамота Афанасия в Сийский мон. от 22 декабра 1690–7199 г.). 74 Так, наприм., случилось с крестьянином Золотицкой волости Ларькою Поповым, который в 1685 (193) г. был уличен и принес раскаяние в своем расколе, но – оставленный в Золотицкой волости – через два года (в 1687–195 г. снова возвратился в раскол и убежал вместе с своими женою и детьми в «Зимносторонские» леса. Пойман Ларька был только в 1691 (199) г. – вместе с некоторыми другими раскольниками (Грамота Афанасия в Сийский мон. от 22 мая 1691 (199) г. Арх. Сийского мон). 75 Грамота Афанасия в Сийский мон. от 22 мая 1691 г. (относительно раскольников: Ларьки Попова и его сыновей – Гришки, Проньки и Васьки, а также и других, пойманных вместе с Ларькой – Емельки, сына попа Самсона, и Федьки Мутовкина). Ср. грамому от 22 декабря 1690 г. (относительно Савки Мокеева и Петрушки Архипова). – Раскольницы были отдаваемы «для исправления» в мирские дома. Так, наприм., жена Ларькина – Марфица и дочь-девка Степашка отданы были «на Колмогорах в мирские домы» (Грамота от 22 мая 1691 года). 76 Грамота Афанасия в Сийский мон. от 11 июня 1692 (7200) г. – Сосланные в Сийский мон. Ларька Попов с детьми, Федька Мутовкин и Емелька Самсонов, свидетелествуя о своем исправлевли, просили преосвящ. Афанасия дозволить им возвратиться ва свои деревенские участки в Золотицкую волость, но преосвященный праказал поселить их в другой монастырской вотчине – на Емецком; возвращать их в Золотицкую волость, он строго запретил: «чтоб они на прежнюю свою злобу паки не обратились, и не учинили б последние лести горше первые» (Архив Сийского мон.). Ср. грамоту в Сийский мон. от 1688 (7196) г., июня 14 (о Федьке Тарабурине) (Арх. Сийского мон.). 77 См. грамоты Афанасия в Сийский мон. от 22 декабря 1690 (7199) г., от 22 мая 1691 (7199) г. (Архив Сийского мон.). 80 Наказ этот напечатан в Труд. Арханг. Стат. Комит., 1865 г., кн., I, стр., 77–80. Извлечения из него сделаны в «Страинике», 1883 г., т. I, стр. 7. 84 В библиотеке Арханг. Духов. семинарии, под 404, находится печатный потребник, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

80. Спросили старца: «Что значит путь тесный и прискорбный?» [ 1681 ] Он отвечал: «Путь тесный и прискорбный состоит в том, чтоб человек отвергал греховные помышления свои и отсекал свою волю ради воли Божией. В этом заключается то, что сказали о себе Апостолы: Се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом [ 1682 ]. 81. Как чин монашеский честнее мирских, так монах странствующий должен служить зеркалом для монахов местных [ 1683 ]. 82. Сказали Отцы: «Если подвижник останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые, то он лишится возможности преуспевать, неприметным образом нисходя к образу жизни, которым окружен. Крепость подвижника заключается в постоянном усилии, чтоб подвиг его не уменьшился. Если же ленивый будет жить с подвижником, то преуспеет; если же не преуспеет, то, по крайней мере, не низойдет к большему нерадению» [ 1684 ]. 83. Человек, имеющий одни слова, но не имеющий дел, подобен древу, имеющему листья, но не имеющему плодов. Древо, покрытое плодами, украшается и зелению листьев. Так и душеназидательное слово истекает само собою из человека, имеющего добрые дела [ 1685 ]. 84. Осуждаемся мы не за то, что входят в нас помышления греховные, но за злоупотребление ими. По причине помышлений подвергаемся кораблекрушению, и по причине помышлений получаем венцы [ 1686 ]. 85. Не имей близких и частых сношений с мирянами, не имей знакомства с женщиною, не имей свободного обращения с отроком [ 1687 ]. 86. Брат вопросил старца: «Что делать мне? многие помышления беспокоят меня и не знаю, каким образом отразить их». Старец отвечал: «Не борись против всех помыслов, но против одного: потому что все помышления у каждого монаха имеют одну какую-либо главу. Необходимо рассмотреть, в чем состоит эта глава, и бороться против нее, тогда подавятся и остальные, зависящие от нее помышления» [ 1688 ]. 87. О греховных помышлениях сказал некоторый старец: «Умоляю вас, братия! будем подавлять греховные помышления в самом начале их, подобно тому, как подавляем греховные дела» [ 1689 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010