77). 1685 По свидетельству Цицерона, стоическая философия осталась бесплодной для политики, а практические люди – даже те, которые были поклонниками их (стоиков) учения, – не находили в их сочинениях ничего, что было бы полезно для гражданства. 1686 С этой стороны не может быть внутреннего сходства между Апостолом Павлом и стоицизмом в психологии вообще. 1687 В этом отношении замечательно еще следующее наблюдение, подчеркивается «не отрицаемое сродство проповеди Иисуса с философией стоиков, отмечая пункты сходства в идеях божественного провидения (промышления), о Боге, как Отце, в богопочтении, в религиозном обосновании нравственности, касательно значения индивидуальности, о рабстве, насчет оценки действий по намерениям и др. (S. 133 – 140), а, в конце концов, решительно удостоверяет принципиальные различия (S. 142 – 144), почему прямо исключает материальное влияние стоицизма на учение Христово (S. 144). 1688 Многими подчеркивается, что у Апостола обозначается больше организм или органическое целое, хотя и по связи с материальностью, почему такое «тело» вполне допускает одухотворение и само по себе ничуть не является этически противным божественному или духовному. 1689 У Апостола Павла нет даже этического дуализма с материалистической окраской, ибо если он и признает связь плоти и греха, то вовсе не так, чтобы вторая была греховным принципом. Посему совершенно напрасно сближает с апостольским благовестием стоические концепции о плотяной греховности, дуалистические (S. 148 – 149) и аскетические (S. 149), когда сам же отмечает по первому пункту более близкий источник в учении Христа и в собственном опыте, а – при таких различных предпосылках – не может заключать стоических оттенков и апостольская доктрина всецелого обновления или возрождения человека, не смотря на усилия сблизить их (S. 150). 1690 По этому поводу и в виду аналогий с 4 (3) Eздp. VII, 28 Апок. Варуха 74, о конечности царства Мессии замечается, что и Апостол Павел, будучи сыном своего времени, «не мог вполне освободиться от оков религиозного народного мнения, от уз иудейской первоосновы». Однако Сам Спаситель всегда говорил, что он пришел от Отца, творить воля Пославшего и к Нему изыдет, а потому в данном пункте скорее можно находить согласие благовестника со Христом. 1691 Не забудь, ты – актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса – коротка и роль, длинна – длинна и она. Даст он тебе роль нищего, старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного чиновника: безусловно, исполнять свои роли – твоя обязанность, распределять их – другого. 1693 Яко бы эту переписку сфабриковал христианин затем, чтобы «порекомендовать своим единоверцам писания Сенеки ради их стилистических преимуществ». 1694 Не излишне прибавить, что современная наука, допуская в четвертой эклоге Вергилия отзвуки специально мессианских предчувствий, возводит последние к посредственному или более непосредственному воздействию библейских мессианских ожиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Дерзновением 1684  Исаак по словеси Божию вниде в Герары. Дерзостию (л. 1025) 1685  герарстии людие хотяше онасиловати Ревеку. Дерзостию филистимове отъяша у Исаака кладези и засыпаша и. Дерзновением Исаак отъиде от них и иныя ископа кладези. Дерзостию 1686  Исаав за ядь первородство свое продаде Иякову. Дерзновением Ияков купи его. Дерзновением 1687  Ияков украде благословение отчее. Дерзостию Исав сопротивляшеся Иякову о благословении, иже благослови отец его. Дерзновением Ияков вселися к Лавану и поят две дщери жене себе, и воста, отъиде. Дерзостию Лаван гоняше его. Дерзновением 1688  Ияков боряшеся з Богом и укрепися, наречеся от Бога Израиль. (л. 1025 об.) 1689  Дерзостию Сихем, сын Емморов Хорреос, оскверни Дину, дщерь Ияковлю. Дерзновением взяста сына два Ияковля. Симеон и Левий, братия Дины, койждо свой меч и вшедша во град без соблазна изсекоста весь мужеский пол. Еммора же и Сихема и сына его усекнуста острием оружия, и пояста Дину от дому Сихемля и изыдоста, сынове же Ияковли разграбиша все, еже бе во граде и еже бе в домех. Дерзостию 1690  Иосифа братия посадиша в ров и паки продаша за 12 сребреников во Египет. И угоди Иосиф Господеви, и бе Господь с ним, и бе в дому Пентефрееве, служа. (л. 1026) 1691  Ведяше бо господин его, яко Господь с ним есть, и обрете Иосиф благодать пред господином своим. И дерзостию возложи жена господина его очи свои на Иосифа и рече: Буди со мною. И добрым дерзновением не восхоте Иосиф быти с нею. И оболга его непреподобная мужу своему, и разгневася яростию господин его, и всадиша Иосифа в темницу. Дерзновением 1692  предста Иосиф фараону, рече: Без Бога не отвещаются фараонови спасеныя вещи. И прочее. Дерзновением Ияков вниде во Египет. Дерзостию 1693  возгнушася египтяне сынов Израилевых нуждею и болезнену жизнь творяху им в делех жестоких брением (л. 1026 об.) 1694  и плинфами и всеми делы, еже в полех во всех, иже порабощаху с нуждею. Дерзостию фараон повеле бабам и людем убивати весь мужеский пол, иже ся родит евреом. Якоже 1695  озлобиша отца наша умориша младенца, их не оживити, вне же время родися Моисей и бе угоден Богови. И дерзновением отца и матере воспитан бысть три месяцы в дому отца своего. Отвержену 1696  же ему, дерзновением взят его дщи фараонова и воспита его себе в сына. И наказан бысть Моисей всей премудрости египетстей. Дерзновением 1697  Моисей, видев, некоего обидима, посо(л. 1027)бствова 1698  и сотвори отмщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

В 1685 г. Канси командировал своих послов в мэргэн-нояновские кочевья, чтобы вручить тогдашнему Мэргэн-нояну Гурушики почётные подарки, в виде шапки, платья и других принадлежностей костюма; поэтому Гурушики в следующем 1686 году посылал своё посольство к маньчжурам, причём просил их указать между прочим границы, до которых могут кочевать на юг его данники, чтобы не смешиваться им с внутренними монголами, в то время уже принявшими маньчжурское подданство. Канси указал тогда на Галбын-гоб как на предел, за который уже не могли выходить подданные Мэргэн-ноянов. Подданство маньчжурам Гурушики принял вместе с другими халхасами во время нашествия Галдана в 1688 г. и Канси, зная его влияние на халхасов, в ту же пору пожаловал ему древнемонгольский титул чжинуна, так что Гурушики почитался старейшим после ханов. На долон-норском сейме 1691 г. Гурушики был утвержден дзасаком и пожалован в хэ-цзюн ваны, а как за ним по прежнему оставался титул «мэргэн’а», то он и сделался известным с этого времени под именем «мэргэн-вана». Должно заметить, что в период нападений Галдана и кочёвок халхасов в пределах внутренней Монголии хошн Гурушики более чем все другие подвергался набегам чжунгаров, и весьма вероятно, что по этой-то причине Гурушики не принимал участия в походе Канси 1695 г. Впрочем, это не помешало Гурушики оказать помощь маньчжурам, ибо несомненно, что, благодаря именно его влиянию, маньчжурам поддался в эту пору главный помощник Галдана – тайчжи Арабтан. Умер Гурушики в 1706 году, оставив после себя двух сыновей, из которых старший Дордж-рабтан наследовал своем отцу в должности цзасака и звании хэ-цзюн-вана, а второй Цэнгун-чжаб оставался в первое время в хошне брата, и только впоследствии был объявлен самостоятельным цзасаком. Дордж-рабтан, приняв власть от своего отца, управлял своим хошном, но, будучи болезненным и не особенно то даровитым, он ничем не отличился по службе за всё время своего правления и в 1729 г. был устранён маньчжурами от должности, управление же хошном было передано ими сыну его Минцзур-дордж.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Но когда я вижу кучу уродств и болезней как физических, так и духовных, да в придачу к ним еще гордость, — терпение мое немедленно истощается; я никогда не способен буду понять, как такое животное и такой порок могут сочетаться. У мудрых и добродетельных гуигнгнмов, в изобилии одаренных всеми совершенствами, какие только могут украшать разумное существо, нет даже слова для обозначения этого порока; да и вообще язык их не содержит вовсе терминов, выражающих что-нибудь дурное, кроме тех, при помощи которых они описывают гнусные качества тамошних еху; среди них они, однако, не могли обнаружить гордости вследствие недостаточного знания человеческой природы, как она проявляется в других странах, где это животное занимает господствующее положение. Но я благодаря моему большому опыту ясно различал некоторые зачатки этого порока среди диких еху. Однако гуигнгнмы, живущие под властью разума, так же мало гордятся своими хорошими качествами, как я горжусь тем, что у меня две руки; ни один человек, находясь в здравом уме, не станет кичиться этим, хотя и будет очень несчастен, если лишится одной из них. Я так долго останавливаюсь на этом предмете из желания сделать, по мере моих сил, общество английских еху более переносимым; поэтому я очень прошу лиц, в какой-нибудь степени запятнанных этим нелепым пороком, не отваживаться попадаться мне на глаза. Примечания Демпиер (1652–1715) — английский мореплаватель, в годы между 1685–1691 побывавший в Гвинее, американских колониях Испании на побережье Тихого океана, в Китае, Австралии, Индии и описавший свои странствия и приключения в книге «Новое путешествие вокруг света» (1697). Свифт в «Путешествиях Гулливера» иногда пародирует его стиль. « …покойной королевы Анны… » — В первом издании, желая смягчить сатирическое описание придворных нравов (см. ч. IV, гл. VI), издатель вставил в текст хвалебные слова о покойной королеве Анне (1665–1714), которую Свифт, как он пишет в предисловии, отнюдь не так уважал, почему он и снял эту вставку Мотта.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvija-g...

Л. рассчитывал заинтересовать англ. математиков собственными исследованиями и построенным им арифмометром, однако большинство членов Королевского об-ва отнеслись к его идеям и достижениям скептически; горячую поддержку он получил лишь со стороны Ольденбурга, к-рый организовал встречи Л. с ведущими англ. учеными, в т. ч. с Р. Гуком (1635-1703), Р. Бойлем (1627-1691), Дж. Пеллом (1611-1685). Хотя англ. ученые справедливо считали многие заявления Л. о его научных открытиях преувеличенными, они смогли оценить его таланты и научный потенциал; по представлению Ольденбурга 19 апр. 1673 г., уже после его отъезда из Лондона, Л. был избран членом Королевского об-ва (см.: Antognazza. 2009. P. 148-151). По возвращении в Париж Л. большую часть времени уделял углублению познаний в математике и математическим исследованиям. Л. удалось получить доступ к философским и математическим рукописям Декарта и Паскаля, в процессе изучения к-рых он познакомился с ранее не привлекавшими его внимания физическими и математическими проблемами. Знакомясь с многочисленными математическими трактатами и учебниками, обращаясь за консультациями к Гюйгенсу и английским математикам, а также проводя самостоятельные исследования в сотрудничестве с Э. В. фон Чирнхаузом (1651-1708), Л. к 1675 г. в совершенстве овладел арифметикой, алгеброй и геометрией. В 1675 г., рассматривая способы решения задач на квадратуры и касательные, Л. выделил в качестве самостоятельных операций интегрирование и дифференцирование; показал в общем виде связь между этими операциями; установил правила для дифференцирования и интегрирования, вобравшие в себя те приемы и методы, которые были даны до него, а также ввел удобные обозначения для этих операций, к-рые закрепились в математике. Переписка Л. свидетельствует, что к 1676 г. он закончил общую разработку анализа бесконечно малых, совершив тем самым свое наиболее крупное и значимое открытие в математике (ср.: Погребысский. 2004. С. 84-90). Полученные Л. результаты вскоре стали известны ряду европ.

http://pravenc.ru/text/Лейбниц.html

Холмогоры. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Собор. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1685 и 1691. Колокольня 1682-1685 гг.. Адрес: Архангельская обл., с. Холмогоры Координаты: 64.21895, 41.661426 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский собор. Начало строительства 11 мая 1685 года. Заложен первым архиепископом Холмогорским и Важским - Афанасием. Время строительства с 1685 по 1691 год, близкий по архитектуре московскому Успенскому собору, - огромное шестистолпное сооружение, завершавшееся раньше пятью мощными главами. С какого именно времени началось существование в г. Холмогорах Спасо-Преображенского собора, исторических данных не сохранилось. Известно только, что нынешнему каменному собору предшествовали несколько деревянных. Первое упоминание о «Спасском соборе в Холмогорах» встречается в летописях 1540 г. В этом году «начальствовали на Двине сотские Васюк Бачурин с товарищи, и жалованные грамоты и всякие указы и судебники из Москвы присланы на их имя и положены на городище, в казне, в Спасском большом соборе». Затем из сохранившихся письменных памятников видно, что церковь Преображения Господня сгорела два раза: в 1588 г. и 1645 г. Построенный вместо сгоревшего в 1645 г. деревянный собор был последним до построения нынешнего каменного. Таким образом, деревянных Преображенских храмов существовало не менее трех. Кроме храма Преображения Господня, на городище существовали еще две церкви: Воздвиженская и св. апост. Иакова, брата Господня. При последней проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь вместе с Преображенскою сгорела и более не восстановляема, церковь же во имя св. апост. Иакова существовала до времени преосвящ. Афанасия, первого архиепископа Холмогорского, которым была перенесена в архиерейский дом на сени и сделана сенною или Крестовою… Существующий ныне каменный Спасо-Преображенский собор построением своим обязан попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на кафедру Холмогорскую, преосвящ. на другой же год предпринял строение каменной колокольни для будущего собора, имевшего быть кафедральным, оконченное в 1685 г. В этом же 1685 году положено было основание собору…

http://sobory.ru/article/?object=07168

В 1683 г. Л. приехали в К-поль, где поселились на подворье Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . В ответ на просьбу русского правительства прислать учителей патриарх Досифей направил Л. в Москву. Решение было принято после того, как патриарх убедился в приверженности Л. Православию: братья представили ему исповедание веры, проповедовали перед патриархом, митрополитом, архиепископом, епископом и клиром. Путешествие в Москву продолжалось ок. 2 лет (с июля 1683 по март 1685). По пути братья участвовали в диспутах с румын. богословами, а также с католиками, лютеранами, кальвинистами. Л. прибыли в Москву 5(15) марта 1685 г. и были приняты царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем . Спустя неск. месяцев для Л. были построены 2 кельи в московском в честь Богоявления мужском монастыре , в к-ром 1(11) июля 1685 г. начала работу Богоявленская школа Л., явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. В учебном процессе Л. использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике и др., так и составленные ими для рус. слушателей учебники. Сохранились списки учебников Л. фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства». Первыми студентами Л. были 7 учащихся греко-слав. школы иером. Тимофея, находившейся на Московском Печатном дворе: Алексей Кирилов, Николай Семёнов, Федор Поликарпов-Орлов , Иосиф Афанасьев, Федот Агеев, Василий Артемьев, Федор Герасимов. В нояб. 1687 г. академия была переведена в построенное для нее здание на территории Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . Основная роль в преподавательском процессе принадлежала Софронию Лихуду, именно он, находясь в Москве, возглавлял академию в 1685-1694 гг., в то время как Иоанникий Лихуд в 1688-1691 гг. уезжал в Венецию, где в т. ч. вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

http://pravenc.ru/text/Лихуды.html

В писцовой книге 1622-1624 гг. перечислены священно-церковнослужители обеих церквей: Воздвиженской - поп Офонасей Васильев, поп Тимофей Семенов, поп Степан Яковлев, дьяческай Петр Григорьев, церковный дьячок Грямкушка Ермолин, пономарь Ортюшка Семенов; Ап. Иакова - черный поп Тихон, дьячок Мишка Иванов, пономарь Трофимко Левонтьев, трапезник Ромашко Иванов, проскурница Овдотьица.Каменный собор строился благодаря попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на холмогорскую кафедру, Преосвященный на следующий год предпринял построение каменной колокольни для будущего кафедрального собора, оконченное в 1685 г. В том же году было положено основание собору следующим порядком: " Мая 11-го, в понедельник, по литургии, пришед архиерей из церкве, размерял место, где бысть соборной каменной церкви, и, по размерении, пел молебен Преображению, на каноне кадил, где основанию быти, и святою водою кропил. По молебне первее начал заступом копати, где стене быть, начен от востока, изимая земли по трижды, так и от прочих стран, по сих благословил прочих рвы копати. В тоже лето, Августа 27 числа Преосвященный Афанасий сотвори по чину требника Петра Могилы основание соборныя церкви Преображения Господня каменное " (Летопись Двинская. Цит. по: Краткое…, с. 233).Средства для строительства складывались из пожертвований из государевой казны, доходов от домовых архиерейских имений и пожертвований благотворителей. Всего на строительство собора, каменной колокольни и архиерейского дома было потрачено 6504 руб. 16 алт. 1 д. Из них выдано из казны материалами (железом, кирпичом, известью) на 1496 руб. 20 алт. 4 д. и деньгами в разное время - 1425 руб.В 1691 г. строительство собора было закончено. Поскольку средств на новый иконостас не хватало, Преосвященный Афанасий решил временно воспользовался иконостасом старого деревянного собора, разобранного в 1686 году и 14 марта 1691 г. указал поновлять старые образа из прежней церкви, а также писать новые. По окончании этих работ, произведенных иконописцами протопопом Феодором, диаконом Феодором и другими, архиепископ Афанасий освятил соборный храм 28 июля 1691 года.

http://sobory.ru/article/?object=07168

2-го католич. священника. В ответной царской грамоте от 5 мая 1685 г. было дано согласие на временное присутствие в М. 2-го католич. священника. Курц купил на имя купца Ф. Гваскони в Немецкой слободе двор с домом, где должны были жить и совершать богослужения католические священники (на углу совр. Старокирочного пер. (бывш. Кирочный) и Бауманской ул. (бывш. Немецкая)). Прибывший в мае 1685 г. в М. иезуит Альберт де Бойе привез грамоту от папы Римского Иннокентия XI к рус. царям о союзе против Турции. В июне 1685 г. Курц уехал из России, а Бойе остался в М. 2-м католич. священником, но в нач. 1686 г. скончался. В авг. того же года ему на смену из Богемской пров. ордена приехал иезуит свящ. Йиржи (Георгий) Давид. В авг. 1688 г. по старости и болезни М. покинул Шмидт, вместо него в февр. 1689 г. в город прибыл иезуит Товия Тихавский (Тихановский). Занимаясь духовным окормлением католиков, иезуиты также вмешивались в дела протестант. общины Немецкой слободы (по распоряжению царевны Софии иезуитов привлекли к рецензированию сочинений К. Кульмана и К. Нордермана, проповедовавших в М. учение нем. протестант. мистика Я. Бёме ) и пытались проповедовать католичество среди православных. С московскими иезуитами поддерживал дружеские отношения приближенный царевны Софии правосл. иером. Сильвестр (Медведев) , настоятель Заиконоспасского мон-ря в М., духовный писатель и «латинофил», впосл. казненный Петром I по обвинению в измене. С иезуитами был близок бывш. воспитанник московской Славяно-греко-латинской академии Петр Артемьев , тайно перешедший в католичество в Италии, куда он в 1688 г. уехал учиться. В 1691 г. он был рукоположен во диакона и служил в правосл. Петропавловской ц. в Новомещанской слободе. В храме он читал католич. молитвы, соблюдал посты и почитал святых Римско-католической Церкви, за что был запрещен в служении, но поскольку продолжал проповедовать, то в 1698 г. был осужден, расстрижен и сослан сначала в архиерейский дом в Холмогорах, а затем в Соловецкий мон-рь, где вскоре скончался.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Сызрань. Вознесенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1685. Ссылки:   Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань, ул. Монастырская, д. 2 Координаты: 53.14808, 48.43849 Проезд:На выезде в сторону Саратова Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основание обители Сызрань. Небольшой городок, расположенный в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683 году по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Григорием Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока. Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась первая соборная церковь во имя иконы Божией матери «Живоносный Источник». Как свидетельствуют хроники тех лет, «…многие из солдат стары и дряхлы, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…». Поэтому в мае 1685 года постановлением царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Кашпир был построен в 1686 году для охраны подходов по реке со стороны Царицына, Астрахани. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. А в 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07130

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010