Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ризница, также ризохранилище, – место или отдельное помещение, предназначенное для хранения церковной утвари, облачений , богослужебного инвентаря. Православная традиция знает примеры существования часовен-ризниц. Заведующий ризницей – ризничий (и/или ключарь храма). История явления Потребность в месте хранения богослужебного инвентаря возникает с самого начала истории христианства: с момента возникновения организованного храмового богослужения. Языческое античное греко-римское храмовое богослужение также подразумевало наличие помещения для хранения ритуального инвентаря. Такую функцию выполнял опистодом (опистодомос; раньше иногда: описфодом, вариант произношения от др.-греч. πισθδομος – задняя часть храма (досл.: задняя часть дома)). Вход в опистодом, как правило, находился с западной стороны храма, и простые верующие не имели к нему доступа. С IV в., когда храмовое христианское богослужение постепенно приобретает современный облик возникает понятие διακονικν, которым обозначалось некое помещение при храме для хранения богослужебной утвари. В некоторых случаях имело место употребление понятия и в других значениях, в частности словом διακονικν подчас обозначался сам храм или его алтарная часть. В некоторых случаях для обозначения помещения, где хранилась церковная утварь, использовалось синонимичное понятие ποδιακονικν. В Житии прп. Саввы Освященного, составленном прп. Кириллом Скифопольским (VI в.) сообщается о церкви, которая имела пространный диаконник к северу от алтаря , а в Житии прп. Евфимия, написанном тем же автором, утверждается, что диаконник использовался для хранения святынь монастыря . Исследователь Н.Е. Гайдуков указывал, что в древней литературе вплоть до VIII в. понятия диаконикон (диаконник), иподиаконикон (иподиаконник), скевофилакион (скевофилакий), сакристия (в латинской литературе) и, возможно, пастофорий (в сирийской литературе) были синонимичными ( Диаконник . Православная энциклопедия ). В средневизантийский период распространилась традиция строительства трехапсидных крестово-купольных храмов. В таких храмах диаконником называли южную апсиду. Именно эту часть храма в последующей православной традиции будут использовать для хранения богослужебного инвентаря. В поздневизантийский период термин «диаконник» становится общепринятым.  К XIV в. даже в храме Св. Софии под диаконник было выделено внутреннее помещение,  хотя, изначально скевофилакия располагалась при нем в отдельном строении.

http://azbyka.ru/riznica

Оба рука об руку стали спускаться по тропинке к реке. Они становились все меньше, меньше и, наконец, совсем скрылись из вида.  notes Примечания 1 Шениль — махровая ткань с неразрезанными волокнами. 2 Ковенантор (англ.) — ист. сторонник " Ковенанта " (соглашение между шотландскими и английскими пресвитерианами). 3 Картезианцы (латин.) — иначе картузианцы — члены католического монашеского ордена, первый мужской монастырь которого основан в 1084 г. во Франции в местности Шартрез (лат. Cartusia). 4 Латинский гимн, исполняемый при обряде поклонения Святым Дарам. 5 Асафетида (перс. aza смола и латин. foetida — дурно пахнущая) — растительная смола, используемая в медицине. 6 Ингерсолл Роберт (1833-1899) — американский юрист и лектор, защищал научные идеи Ч Дарвина и Т. Хаксли. 7 Аксминстерский ковер — тонко простеганный, с бархатистым ворсом. 8 Тодди (англ.) — напиток из ликера, горячей воды и сахара, часто с добавлением горькой настойки гвоздики или лимона. 9 Скэнти (англ. scanty) — значит недостаточный. 10 Снэпдрегон (англ.) — святочная игра, в которой хватают изюминки с блюдца c горящим спиртом. 11 Парнелл Чарлз Стюарт (1846—1891) — ирландский политический деятель, лидер движения за автономию Ирландии (home rule) в 1877—1890 гг., " некоронованный король Ирландии " . 12 Аспидистра — род многолетних стебельчатых трав семейства лилейных. 13 Новиции (латин. novtcius — новичок), (рел.) — новообращенные, послушники. 14 Сакристия (от латин. sacrum — священная утварь) — в католических храмах — ризница особое помещение в котором хранятся принадлежности культа (священнические облачения, утварь и проч.) 15 Стоун (англ.) — мера веса, равен 6,35 кг. 16 Пинта (англ. pint) — единица объема в США. Великобритании и ряде других стран; в Великобритании 1 пинта — 1/8 галлона — 0,568 л. 17 Скамеечка для коленопреклонения во время молитвы (фр.). 18 Сладкое красное вино (латин.) 19 Молитва Божьей Матери ( " Святая Царица " ). 20 Новена — молитва, читаемая в течение 9-ти дней за кого- нибудь или о чем-нибудь. 21

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

200 м и длиной не менее 300 м; с сев. стороны сохранились ворота с 2 арочными проемами (XI-XII вв.). Диаметр внутренней ограды составлял ок. 100 м. В центре комплекса находится соборная церковь, к-рая в XIII в. была посвящена апостолам Петру и Павлу (к X в. относится неф храма (14,71×9,05 м), возведенный скорее всего с использованием материалов более ранней церкви; алтарная часть с резной гиберно-романской аркой и сакристия пристроены в кон. XII в.). Рядом с собором до XIX в. росло тисовое дерево К. (The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 141; O " Hanlon. 1875. P. 64, 77). К северо-западу от храма возвышается круглая башня (высота 30,5 м); рядом с храмом установлен массивный «крест св. Кевина». К юго-западу от собора расположен «Дом священника», небольшой ораторий с арочной нишей в алтарной стене (вероятно, кон. XII в.). За пределами внутренней ограды находятся еще 3 церкви, из к-рых лучше всего сохранилась «Кухня св. Кевина», названная так из-за круглой башенки, поднимающейся над кровлей. Строительство церкви датируется в пределах IX-XII вв. «Кухня св. Кевина» - прямоугольный ораторий с пристроенной алтарной частью и сакристией (не сохр.); основной объем храма перекрыт ступенчатым сводом. Из помещения под кровлей можно было войти в башенку над зап. частью храма, возведенную скорее всего не позднее XII в. В нач. XIX в. церковь была в хорошем состоянии, в ней совершали католич. богослужения, но протестант. архиепископ Дублина распорядился отнять храм у католиков ( O " Hanlon. 1875. P. 72-73). Поблизости от «Кухни св. Кевина» находятся остатки небольшой ц. св. Киарана. Согласно О " Доновану, названия этих церквей известны из народной традиции; исследователь отождествлял их с храмами «Cró Chíaráin» и «Cró Chaoimhghin», упомянутыми в анналах (ср.: Petrie G. The Ecclesiastical Architecture of Ireland, Anterior to the Anglo-Norman Invasion. Dublin, 18452. P. 135-136; O " Hanlon. 1875. P. 79-80). К западу от соборного ансамбля находится ц. Девы Марии с пристроенной в XII в. алтарной частью.

http://pravenc.ru/text/2458917.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Жировицкая Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Явление пастухам образа Мадонны с Младенцем. XVIII в., Западная Европа. Гранди, Карло. Материал, техника: Бумага; резец. 12.3 х 7 см. Государственный Эрмитаж. Файл 31944.jpg:   Размер: 579x750, 0.43 MPix, 242 Kb. Дата: 2018-06-02, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (182) , (2) . Описание: Изображение Мадонны с младенцем Христом в овале с надписью " Честнейшую Херувимъ... Бога слово " , в орнаментальном обрамлении с четырьмя ангелочками и четырьмя бандеролями по углам с польскими надписями. 1676 г. Место создания: Польша. Материал, техника: Бумага; резец, офорт. 26.8 х 17 см. Государственный Эрмитаж (на сайте музея просмотр с увеличением). Файл 31945.jpg:   Размер: 307x426, 0.13 MPix, 64 Kb. Дата: 2018-06-02, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (143) , (0) . Описание: Богоматерь Жировицкая. XVIII век, г. Туров Гомельской области. Национальный художественный музей Республики Беларусь. © Дмитрий Козлов/НХМ РБ. Файл 32045.jpg:   Размер: 760x924, 0.7 MPix, 340 Kb. Дата: 2018-06-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (89) , (0) . Описание: «Явление Жировичской иконы Богоматери» из иконостаса Успенского собора Жировичского монастыря Гродненской области, 1730-е годы. Национальный художественный музей Республики Беларусь. © Дмитрий Козлов/НХМ РБ. Файл 32046.jpg:   Размер: 1147x1300, 1.49 MPix, 444 Kb. Дата: 2018-06-10, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (92) , (0) . Описание: Madonna del Pascolo, Ss. Sergio e Bacco, Rome. Алесь Семченко (lanostraitalia.by): " На пьяцца Мадонна деи Монти есть неприметная греко-католическая церковь святых Сергея и Вакха, которую иногда называют Chiesa della Madonna del Pascolo — церковь Богоматери с Пастбища. Это неформальное название храм получил из-за принадлежащей ему иконы Мадонны дель Пасколо. В 1718 году во время реставрации церкви на стене сакристии под слоем штукатурки был обнаружен образ Богоматери с младенцем Исусом. Фреска бы[...]

http://pravicon.com/icon-108-photo

Coloniae Agrippianae, 1570. Vol. 1. P. 454. Сурий (1522–1578), немецкий агиограф, повторяет историю Кирилла Скифопольского. Otreius, qui Melitenensi praeerat ecclesiae matrem Dionysiam, ut quae diuinis uacaret assidue, diaconissam ordinat suae ecclesiae. О св. аббате Евфимии Отрей, который возглавлял Мелитинскую Церковь , посвятил в диакониссы своей Церкви мать [св. Евфимия] Дионисию, поскольку она усердно предавалась божественному [служению]. Venantius Fortunatus Vita Sanctae Radegundis. XII. 26, 28 Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi. Berolini, 1885. T. 4. Pars 2. P. 41; Monumenta. P. 48. Венанций Фортунат (530/540–600/609) – епископ Пуатье, церковный поэт и писатель, биограф св. Радегунды (518–587), дочери тюрингского короля и супруги короля франков Хлотаря I. Нижеследующая история интересна тем, что является указанием на посвящение диакониссы через возложение рук у алтаря как на фактическое принятие монашеских обетов, о чем свидетельствует и последующая подвижническая жизнь св. Радегунды 198 . (26) Veniens ad beatum Medardum Nouomago, supplicat [S. Radegundis] instanter ut ipsam mutata ueste domino consecraret (28) Sanctissima... intrans in sacrarium, monachica ueste induitur, procedit ad altare, beatissimum Medardum his uerbis alloquitur dicens: «Si me consecrare distuleris et plus hominem quam Deum timueris, de manu tua, pastor, ouis anima requiratur». Quo ille contestationis concussus tonitruo, manu superposita consecrauit diaconam. Венанций Фортунат Житие св. Радегунды. XII. 26, 28 (26) Придя к блаженному Медарду Новомагскому 199 , она [Радегунда] на коленях настоятельно умоляла, чтобы он посвятил ее саму Господу, поменяв одеяние (28) Великая святая... войдя в сакристию, облачается в монашеское одеяние, подходит к алтарю и обращается к блаженнейшему Медарду, говоря: «Если замедлишь посвятить меня и более убоишься человека, нежели Бога, то от твоей руки, пастырь, будет взыскана душа овцы». Он, пораженный мольбой как громом, возложив руку, посвятил диакониссу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С XIV в. монументальные дарохранительницы почти всегда помещались в храмах к северу от главного алтаря и были украшены символической или сюжетной резьбой (не всегда на темы Воскресения: на дарохранительнице церкви в Синт-Мартенс-Ленник под Брюсселем, кон. XIII в., изображена Голгофа; в Лоренцкирхе в Нюрнберге, кон. XIV в.,- «Положение во гроб» и образы святых; встречается композиция «Христос во гробе»). Известна группа Г. Г., кон. XIII - 1-я пол. XIV в., из Вост. Англии, где дарохранительницы в виде ниши, окруженной резьбой с композициями на сюжет Воскресения Христова, встроены в сев. часть барьера санктуария у главного алтаря и сакристии и все имеют в непосредственной близости погребение основателя, часто - известного клирика, занимавшего важный пост в королевском совете (собор Линкольна, церкви Сент-Андру в Хекингтоне (графство Линкольншир, ок. 1330) и Всех святых в Хоутон-Риджис). В XIV-XV вв. в завещаниях просили похоронить себя там, «где тело Христово по обычаю помещают на Святую пятницу». В ц. св. Георгия (Фледборо, графство Ноттингемшир) Г. Г. (ниша в стене, украшенная композицией «Жены-мироносицы с ангелом») иногда называется «св. Георгий» в связи с чудом превращения Даров в кровоточивый палец. В XV в. монументальные дарохранительницы оказывали обратное влияние на архитектурные копии Г. Г.: они выросли в размерах, их стали украшать резьбой или расписывать на сюжет Воскресения Христова (ц. Сент-Мэри-Редклифф в Бристоле) и декорировать на Пасху драгоценными тканями. Лит.: Willis R. The Architectural History of the Church of the Holy Sepulcher at Jerusalem. L., 1849; Vogue Ch. Les Églises de la Terre Sainte. P., 1860. Р. 118-232; Pierotti E. Jerusalem Explored, being a Description of the Acient and Modern City. L., 1864. 2 vol.; Олесницкий А. А. Святая Земля. К., 1875. Т. 1; Young K. The Dramatic Assosiations of the Easter Sepulchre. Madison, 1920; Dalman G. Das Grab Christi in Deutschland. Lpz., 1922; Brooks N. C. The Sepulchre of Christ in Art and Liturgy. Urbana, 1921; Krautheimer R.

http://pravenc.ru/text/168157.html

Ансамбль зданий верхнего мон-ря, сложившийся в IX в., частично перестраивался в 1-й пол. XI в., при аббатах Атенульфе, Теобальде и Рихерии. Аббат Дезидерий полностью реконструировал монастырские здания, которые он считал ветхими, тесными и уродливыми (Chronica monasterii Casinensis. III 10). Сначала были проведены работы по завершению «дворца», наполовину возведенного при аббате Рихерии, а затем построены покои аббата, монашеский дормиторий и зал капитула с лепными украшениями, витражами, росписями и полихромным мраморным полом. В марте 1066 г. началось сооружение новой монастырской базилики (известна по детальному описанию в «Хронике Кассинского монастыря» (Ibid. 26-28), по составленному ок. 1510 плану братьев Сангалло и по остаткам здания, обнаруженным во время восстановления М.-К. в 1945-1964 ( Pantoni. 1973)). Хотя Дезидерий велел снести вершину горы, чтобы освободить место для более просторного храма, чем церковь эпохи Каролингов, размеры новой базилики были относительно скромными (46,6×19 м). Это была 3-нефная 3-апсидная базилика с трансептом; нефы разделялись 10 парами колонн, пресвитерий был поднят над полом храма на 8 ступеней. С сев. стороны храма находились сакристия и небольшие оратории свт. Николая и св. Варфоломея. Перед зап. фасадом базилики находился атриум, окруженный галереей с аркадой, над его сев.-вост. углом возвышалась колокольня. Зап. фасад атриума, также оформленный аркадой, фланкировали невысокие башни с ораториями св. Михаила и св. Петра; снаружи к нему вела лестница из 24 ступеней. Мн. исследователи, соглашаясь с Р. Краутхаймером , полагали, что «архаичные» архитектурные формы базилики Дезидерия, выдержанные в духе григорианского «обновления» (renovatio), напоминали рим. базилики IV в. (см., напр.: Kitzinger E. The Gregorian Reform and the Visual Arts: A Problem of Method//TRHS. Ser. 5. 1972. Vol. 22. P. 87-103). Среди вероятных образцов называли базилику св. Павла ( D " Onofrio M. La basilica di Desiderio a Montecassino e la Cattedrale di Alfano a Salerno: Nuovi spunti di riflessione//Desiderio. 1997. P. 231-246). Однако др. исследователи указывали на возможное влияние оттоновского зодчества и южноитал. архитектурной традиции (ср.: Carbonara. 1979. P. 68-76).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

XIV в. оно было перестроено в сакристию собора. С юга к базилике примыкал баптистерий: 6-гранное здание VI в. с куполом имело крестообразную купель, замененную в XII в. 8-гранной романской (здание было полностью разрушено в 1943 и заново построено в 1989). Нижние 2 яруса совр. соборной колокольни относятся к 1452 г., верхние - к 1890-1894 гг. Рядом с собором находится епископский дворец, совр. неоклассицистический облик к-рого сформировался в 1-й пол. XIX в., после перестройки здания 2-й пол. XV в. С дворцом неразрывно связана ц. св. Доната - самый яркий памятник архитектуры города. По типу он примыкает к позднеантичным (храм Юпитера при дворце Диоклетиана в Сплите, «Золотой октагон» в Антиохии) и дороманским (капелла в Ахене) дворцовым центрическим культовым сооружениям. Церковь сооружена в т. н. первом романском стиле, связанном с ломбардскими мастерами ( Сопапт. 1959. Р. 60-61), на месте древнерим. форума и первоначально была посвящена Св. Троице. По преданию, храм был перестроен еп. Донатом (1-я пол. IX в.) и с XV в. стал носить его имя ( Ve i P. Crkva sv. Trojstva (sv. Donata) u Zadru. Zagreb, 1985. С. 3-19). Упоминается в кн. «Об управлении империей» имп. Константина Багрянородного (949). В 1830 г. храм был значительно перестроен и превращен в склад; с 1893 по 1954 г. в нем располагался археологический музей. Это довольно большое (высота 26 м, диаметр 21 м) ротондальное сооружение с 3 апсидами и нартексом. Основная часть состоит из внутренней 3-ярусной ротонды и 2-этажного обхода. Обход открывается в ротонду небольшими оконными и дверными проемами; более широкие проемы этажей напротив апсид оформлены парами мраморных колонн. 3-й ярус ротонды служит световым барабаном с узкими окнами; вероятно, первоначально он был увенчан куполом, в наст. время перекрыт деревянной кровлей. Апсиды подковообразного плана поднимаются на высоту 2 ярусов. Нартекс неправильной формы соединяет храм с епископским дворцом. Снаружи здание оформлено типичными ломбардскими лезенами, на апсидах на них опираются декоративные арки.

http://pravenc.ru/text/182465.html

Я поприветствовала свою святую и, молитвенно сложив руки, протянула их вверх, к парившей в мистическом мраке вечернего купола колоннаде: – Запечатлейся глубже, лик Царя моего! Не я, но Ты должен жить в моей душе, в моем сердце, в моих глазах, на моих устах, не я, но Ты всегда, до конца дней моих, только Ты! Потом я склонилась к полу и поцеловала его; я поцеловала не камни – я поцеловала священное сердце мира, я поцеловала то место, в котором соприкасаются небо и земля, – Рим Иисуса Христа, непреодолимый и поистине Вечный Рим!.. notes Примечания 1 Вероятно, речь идет о руинах старейших (25-19 до н. э.) терм Рима, построенных при участии Маркуса Випсаниуса Агрпиппы (ок. 62–12 до н. э.) – римского полководца, сподвижника Августа. (Здесь и далее примечания переводчика.) 2 Путеводители по разным странам (по имени издателя К. Бедекера). 3 Римская аристократическая семья, из которой произошел Папа Римский Урбан VIII (1623–1644). 4 Мелоццо дельи Амбрози (1438–1494) – итальянский художник-монументалист, работавший в Форли, Риме, Лоретто и Урбино. Его слава была основана на росписи купола церкви св. Апостолов в Риме. Живопись эта была уничтожена при перестройке церкви в нач. XVIII в. Куски фресок с изображением поющих и играющих на различных иснтрументах ангелов хранятся ныне в Сакристии св. Петра. Ангелы Мелоццо – самая известная его работа.) 5 Монте Джаниколо – Яникульский холм в Риме, названный в честь древнеримского божества Януса; один из семи холмов, на которых расположен Рим. 6 Грегоровиус Фердинанд (1821–1891) – автор «Истории города Рима в средние века». 7 Моммзен Теодор (1817–1903) – немецкий историк, автор многочисленных работ по истории Древнего Рима и римскому праву. 8 Ср.: « " В начале было Слово " . С первых слов загадка. Так ли понял я намек? Ведь я так высоко не ставлю слова, чтоб думать, что оно всему основа…» (Пер. Б. Пастернака.) 9 Арка находится в восточной части римского Форума; была построена в честь десятилетия воцарения (203 г.) императора Септимия Севера (146-211 гг.). 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Новости Ватикан: журналистам рассказали, какие избирательные урны будут на конклаве 06.03.2013 16:04 Ватикан, 6 марта, VIS/CWN/Благовест-инфо. О том, в какие урны будут опускать свои бюллетени кардиналы-выборщики, сообщила 5 марта пресс-служба Ватикана. Долгое время на конклавах использовалась одна урна с крышкой, похожая на евхаристический потир. Одна из таких урн хранится в сакристии Сикстинской капеллы. Последний раз ее использовали в 1978 году, когда был избран Иоанн Павел II. Но в 1996 году, когда Папа Войтыла подписал Апостольскую конституцию «Universi Dominici Gregis», регулирующую управление Католической Церковь в период вакантного престола, было решено использовать на конклаве три урны. Первая урна служит для основного голосования в Сикстинской капелле. Однако если кто-то из выборщиков тяжело заболеет и не сможет дойти до капеллы, в его комнату принесут вторую урну. Ну а третья урна используется после подсчета голосов в каждом туре: в нее опускают использованные бюллетени, чтобы сжечь их в печи. К горящим листкам добавляют определенные составы, чтобы дым был либо черным (если Папа еще не избран), либо белым (если избрание состоялось). Изготовление урн было заказано известному итальянскому скульптору Чекко Бонанотте – автору многих произведений на религиозную тему. Сосуды из серебра и позолоченной бронзы носят изображения Доброго Пастыря, гроздей винограда и хлебных колосьев. В этом году урны Бонанотте будут использованы во второй раз – впервые в них опускали бюллетени на конклаве 2005 года, когда Папой был избран Бенедикт XVI. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010