Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРСТЭРС [англ. Carstares, также Carstairs] Уильям (11.02.1649, Каткарт (ныне район г. Глазго), Шотландия - 28.12.1715, Эдинбург), представитель шотл. протестантизма , сторонник пресвитерианства , один из идейных руководителей Церкви Шотландии ; политический деятель, советник кор. Англии Вильгельма III (1689-1702). Детство и образование (1649-1672) К. происходил из семьи Джона Карстэрса (1623-1686), приходского протестантского проповедника, жившего в пригороде Глазго, и Джанет (1625-1685), дочери Уильяма Мьюира. Будучи убежденным и твердым пресвитерианином, Дж. Карстэрс подвергался гонениям в ходе обострения борьбы между епископалами (см. ст. Шотландская епископальная церковь ) и пресвитерианами: в 1662 г. он был лишен прихода, в 1664 г. был вынужден на нек-рое время бежать в Ирландию, в 1666 г. поддерживал восстание ковенантеров , которое завершилось неудачей. Несмотря на это, отец К. и впосл. принимал участие в политической деятельности, направленной на «защиту гражданских и религиозных свобод своей страны» ( McCormick. 1774. P. 4; ср.: Clarke. 2004. P. 317; подробнее см.: Dunlop. 1967. P. 15-34). Начальное образование К. дал друг его отца, протестант. проповедник из Ормистона (ныне в обл. Вост. Лотиан, Шотландия) Джон Синклер. Увлекавшийся классической культурой Синклер требовал от учеников не только изучать латынь в школе, но и общаться на ней дома, благодаря чему К. прекрасно освоил лат. язык. В окт. 1663 г. К. был зачислен в Эдинбургский ун-т, к-рый успешно окончил в июле 1667 г. ( Dunlop. 1967. P. 35). Борьба между епископалами и пресвитерианами повлияла на его дальнейшую научную карьеру: не имея возможности свободно продолжать образование в Шотландии, он, как и мн. др. пресвитериане, отправился в Нидерланды, куда к этому времени эмигрировал из Шотландии его отец с семьей. В 1669 г. К. был внесен в списки студентов Утрехтского ун-та. К.-л. подробности о годах его обучения в Утрехте неизвестны. 9 июня 1681 г. он был рукоположен голл. пресвитерианами и стал протестант. проповедником; сохранилось подписанное 8 голл. и шотл. проповедниками свидетельство о рукоположении К. в «служители Евангелия» (minister of the Gospel - Ibid. P. 36). Хотя К. собирался стать пастором, это намерение осталось не осуществленным вслед. смещения его интересов в область церковной и светской политики. Политическая деятельность и участие в заговорах (1672-1685)

http://pravenc.ru/text/1681173.html

В 1681-1686 гг. в центре монастыря был сооружен новый каменный Троицкий собор, вероятно, заменивший собой предшествующий храм. Он занял господствующее положение в комплексе, которое сохранял до самого своего уничтожения в советское время. Пятиглавый бесстолпный храм с тремя алтарными полукружиями отличался стройными пропорциями, что подчеркивали более низкие крыльца и западная паперть. Арки западного крыльца с висячей гирькой опирались на два кувшинообразных столба, а южное и северное крыльца имели более закрытый характер. Высокий двусветный четверик венчался двумя рядами полукруглых кокошников, расставленных вперебежку и служивших основанием для пяти цилиндрических барабанов, завершенных луковичными главами. Окна были украшены наборными наличниками, переходившими вверху в двухарочные очелья с килем посередине. Под кокошниками четверик опоясывал антаблемент с нишками, а барабаны были украшены аркатурой. Нарядное убранство дополнял пояс в нижней части стен, составленный из квадратных нишек, заполненных зелеными глазурованными изразцами с чередующимися рельефными изображениями льва (герб Ржева) и цветка. По своим объемно-пространственным и декоративным особенностям Селижаровский собор был очень близок двум храмам соседней с монастырем Осташковской слободы, построенным в тот же период: Воскресенскому (1677-1689) и Троицкому (1685-1677). Большое сходство названных церквей позволяет сделать предположение о работе в обоих местах одного и того же подрядчика или артели каменщиков. В конце XVII в. у северо-западного угла трапезной сооружена колокольня. Ее столпообразный квадратный в плане объем нес восьмигранный ярус звона, возможно, завершавшийся шатром. В верхней части колокольни были установлены часы с боем. Нижний ярус украшали изразцы с изображением животных (по-видимому, аналогичные изразцам собора), а вокруг восьмерика была устроена галерея, огражденная балюстрадой. Каменное строительство в монастыре в конце XVII в. не ограничилось возведением собора и колокольни. В тот же период (1685-1699) территорию обители, имевшую неправильную, но близкую к трапеции форму, окружили высокой, в 2 сажени, стеной с бойницами и с угловыми башнями.

http://sobory.ru/article/?object=55472

В 1679-1681 гг. в числе братии монастыря подвизался в сане иеромонаха свт. Димитрий (Туптало), будущий митрополит Ростовский , знаменитый проповедник и писатель, приглашенный гетманом Украины Иваном Самойловичем в соседний с обителью город Батурин, служивший гетманской резиденцией. В 1680-1681 гг. в монастыре был окончен и освящен каменный 5-главый Свято-Николаевский собор. Он сооружался на средства генерального судьи Украины Ивана Домонтовича, который вскоре почил и был погребен в соборе. Архитектура храма была выдержана в стиле украинского барокко. На 1682-1683 гг. приходится 1-й из 2-х периодов настоятельства свт. Димитрия (Туптало) в Крупицкой обители. Возведенный в 1681 г. в сан игумена, подвижник был назначен на должность настоятеля Максаковского монастыря на Черниговщине, а в 1682 г. переведен на ту же должность в Крупицкий, но в 1683 г. оставил управление братией ради уединенной жизни в стенах обители. В 1684 г. настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский, позже митрополит Киевский, †1707), зная благочестие и таланты свт. Димитрия, предложил ему составить новый свод житий святых Православной Церкви. Подвижник согласился, переехал в Лавру и приступил к работе. Николаевский Крупицкий женский монастырь В 1685 г. в Крупицком монастыре проживал епископ Гедеон (Святополк-Четвертинский). Притесняемый католическими властями Польши, он оставил находившуюся в их землях Луцко-Острожскую епархию Правобережной Украины и в 1684 г. прибыл в Киев, а после временного проживания в Крупицкой обители стал в 1685 г. митрополитом Киевским (†1690). 1686-1692 гг. явились 2-м периодом игуменства свт. Димитрия в Крупицком монастыре. В 1686 г. подвижник вновь принял на себя, по убедительной просьбе митрополита Гедеона и гетмана Самойловича, управление Крупицкой обителью. Не оставляя при этом работы над «Житиями», свт. Димитрий, по его собственным словам, к середине марта 1688 г. «написал житий святых месяцев шесть». В 1689 г. типография Лавры издала 1-й том «Житий». В том же году подвижник совершил поездку в Москву, где объяснил некоторые места в изданных «Житиях», вызвавшие сомнения у патриарха. Желая уделять «Житиям» больше времени, в 1690 г. свт. Димитрий удалился в скит монастыря на месте древней Крупицкой обители, в 1691 г. выстроил там для себя новую келью и в 1692 г. повторно оставил игуменство. В 1693 г. подвижник уже дорабатывал 2-й том «Житий», а в 1694 г. был назначен на должность настоятеля монастыря свв. апп. Петра и Павла в городе Глухове.

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_К...

в Тотьме, где первой каменной постройкой стала Преображенская ц. Спасо-Суморина Феодосиева мон-ря (1685-1689). В композиции и в декоре собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Устюжне (1685-1691), пограничной с ярославскими землями, можно видеть черты зодчества соседнего региона. Особое место в рус. зодчестве занимает строгановский стиль. В 1688-1693 гг. Г. Д. Строгановым был построен Введенский монастырский собор в Сольвычегодске. Бесстолпный на высоком подклете храм увенчан пятиглавием с золочеными ажурными крестами и окружен с 3 сторон 2-ярусной крытой галереей. Конструкция перекрытий 3-светного храма создает необычайно просторный и светлый интерьер. Не имеет равных на Русском Севере белокаменный, майоликовый, изразцовый, лепной, с западноевроп. декоративными элементами декор фасадов. В соборе сохранился 7-ярусный иконостас работы московского мастера Григория Иванова (1693). Строгановым была сооружена и Казанская ц. в Устюжне (1694, действующая). Бесстолпный, выделяющийся стройностью объема храм поднят над невысокими одноэтажными приделами. Западноевроп. барочный вид ему придает оформление сложным декором, с виноградной лозой, фасадов, завершенных разорванными лучковыми фронтонами. 8-гранные главы храма, увенчанные «процветшими» крестами, расположены на 2-ярусных барабанах. К формам нарышкинского барокко, архаичным для времени их постройки, тяготеют 2 сохранившиеся церкви Сольвычегодска: Спасообыденная (1680-1697, 1730) и Рождества Пресв. Богородицы (1776-1778). Церковь во имя прор. Илии в Каменье. 1698 г. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прор. Илии в Каменье. 1698 г. Фотография. 2004 г. Важное значение имело строительство в XVII в. монументальных монастырских укреплений, напр. в Спасо-Прилуцком мон-ре (окончены в 1656), в Новом городе (на Подоле) Кириллова Белозерского мон-ря (1653-1682) - «Великой Государевой крепости», работы подмастерьев каменных дел Кирилла Иванова Серкова и Семена Васильева Шама (впосл. принявших монашество). III. Архитектура XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Это тоже было не согласно с православными преданиями. Поэтому книга «Выкладъ» была осуждена, равно как и поборники заключающихся в ней ложных мнений, например, известный Сильвестр Медведев. В опровержение этих мнений писано было не мало сочинений, которые встречаются и в рукописях, и в печатных книгах. Таковы: опровержение, составленное патриархом Иоакимом в Остене, Лихудами в Акосе, обличение на тетрадь, глоголемую «Выкладъ» в рукописи Синодальной библиотеки 289. Тем не менее книга эта, как мы видели, была довольно распространена. Катехизиз Николая Булгара принадлежит к числу самых малоизвестных толкований и был очень мало распространён, вероятно вследствие того, что ему не придавалось высокого значения. Большее значение имеют явившиеся у нас в конце XVII в., большею частью благодаря трудам упомянутого уже монаха Евфимия, переводы сочинений Симеона Солунского и других. Сочинения Симеона Солунского , писанные в первой половине XV века, в ряду толкований богослужения занимают по своей полноте и достоинствам первостепенное место, но до конца XVII в., по выраженью Досифея патриарха Иерусалимского, были «яко оград заключен и источник запечатан многими невежествуемый» ( 72 ).В России они в первый раз сделались известны только по выдержкам в «Скрижали». На греческом языке они до этого времени тоже известны были только в рукописях. Но около 1685 г. повелением молдавского дука Иоанна при участии патриарха Иерусалимского Досифея они были напечатаны в Гиазе в Молдавовлахии. Немедленно по отпечатании Досифей в 1685 г. прислал их в Москву патриарху Иоакиму. Здесь они по повелению царей Петра и Иоанна Алексеевич ей и по благословению патриарха Иоакима были переведены Евфимием, частью с печатного издания, частью с рукописи, писанной в 1434 г. в Фессалонике. Перевод начать был в 1686 г. и окончен в 1689. Вместе с сочиненьями Симеона Солунского тем же Евфимием переведено было и помещено в одной с ними книге «Мудрейшаго и словеснейшаго Марка Евгеника, митрополита ефесскаго повествование церковнаго последования» ( 73 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

С З. связана деятельность архит. Дж. Г. Дзуккалли из Граубюндена, автора 2 барочных храмов. Церковь св. Эрхарда на юж. склоне Фестунгсберга, прямо под мон-рем Ноннберг, строилась в 1685-1689 гг. при госпитале для соборного капитула, в 1853 г. стала приходской церковью р-на Ноннталь. Она в миниатюре повторяет 3-конховый объем кафедрального собора с обширным куполом и 2-башенным фасадом. Церковь св. Максимилиана (1685-1700), построенная в комплексе со зданиями монастыря театинцев, имеет план в виде поперечного овала, с огромным куполом над средокрестием и небольшими рукавами креста. Монастырские здания окружают храм и примыкают к его фасаду с обеих сторон; их 3-этажные фасады с барочными фронтонами образуют вместе с находящимся между ними храмом традиц. 2-башенную композицию. В комплексе мон-ря по образцу scala santa в Риме в 1712 г. была построена лестница (49 ступеней), ведущая в капеллу Св. Креста. Яркие церковные постройки эпохи барокко были возведены в З. по проектам Фишера фон Эрлаха. Церковь Св. Троицы (1694-1702) на правом берегу р. Зальцах, с вогнутым зап. фасадом и вынесенными вперед башнями, была сооружена подобно рим. ц. Сант-Аньезе ин Агоне (архит. Ф. Борромини). Рим. образцы оказали влияние и на ц. Богоматери иезуитского коллегиума (Коллегиальная ц.; 1694-1707), возведенную недалеко от собора. Этот крестообразный храм имеет выгнутый фасад, выступающий между 2 зап. башнями. Подобная же постановка башен, но в ином варианте, обусловленном расположением здания на узком участке между расходящимися под острым углом улицами, применена в ц. св. Марка мон-ря урсулинок (1699-1705). Особенностью этого храма, приписываемого Фишеру фон Эрлаху на основе стилистики, является замена купола низким купольным сводом. Также по проектам Фишера фон Эрлаха в З. были построены Госпитальная ц. св. Иоанна (1699-1704), пригородный дворец «Фаворита» (Клесхайм) (ок. 1700-1709) и фасады зимней школы верховой езды (1693), сохраненные при перестройке здания в Большой концертный зал (Grosses Festspielhaus) К. Хольцмайстером в 1956-1960 гг.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Скачать epub pdf 179. Софья Алексеевна, царевна дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с Марьей Ильиничной Милославской (см. 126), правительница государства Российского с 29 мая 1682 г. по 7 сентября 1689 г. Родилась в Москве 17 сентября 1657 г.; требованием бунтовавших на Москве стрельцов, поднятых к бунту ею же, призвана, за малолетством царей Ивана V и Петра I, братьев ее, правительствовать государством с титулом «Великой Государыни, благоверной царевны и великой княжны» 29 мая и присутствовала со всем двором на Двух публичных прениях о вере с мятежными раскольниками в Крестовой Патриаршей палате, 3 и 5 июля 1682 г.; подтвердила, к стыду своему, Кардиский договор с Швецией (1661 г.), лишивший Россию всей Лифляндии, Ингрии и Карелии, в 1683 г.; не порешила спорных пунктов с Польшей, несмотря на 39 съездов так называемой Андрусовской комиссии, и занималась планом преднамереваемой войны с Крымом, в 1684 г.; подчинила Киевскою митрополию, хотя не русского владения, московскому патриарху, даровала «Привилегию» московской Славяно-греко-латинской академии; указала не вывозить лес, сало и мясо в Швецию; запретила, под страхом смертной казни, возвышение цен на вино, в 1685 г.; заключила славный Московский договор вечного мира с Польшей, оставивший за Россией Киев, Смоленск, Чернигов и все земли далее до Новгород-Северска, в 1686 г.; Не видела добра от первого крымского похода, затеянного вопреки доводам 14-летнего царя Петра, в 1687 г.; наградила, превыше заслуг, князя Василия Васильевича Голицына, любимца своего, за второй, столь же, как и первый, безуспешно сделанный крымский поход, в 1688 г.; обличена в соумышлении с Шакловитым на жизнь царя Петра при втором стрелецком бунте и, лишенная власти, 7 сентября заключена, но без пострижения, в московский Новодевичий монастырь осенью 1689 г.; организовала, уже из заключения, третий стрелецкий бунт, за который и пострижена в том же Новодевичьем монастыре 21 октября 1698 г. Умерла там же 3 июля 1704 г. Тело ее погребено в соборной церкви московского Новодевичьего монастыря. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. В старых путеводителях Крестовоздвиженская церковь называтся одной из красивейших в городе. Указывалось также, что она была построена на средства уроженца Ростова, архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила Кичигина (1685-1707), и что в 1859 или в 1856-1861 гг. ее подвергли капитальной перестройке. Каменной Крестовоздвиженской церкви предшествовал одноименный деревянный храм. Он упомянут в самой ранней известной дозорной и переписной книге Ростова 1619 г. и в более поздних аналогичных источниках. На каменной плите, «вделанной в стену паперти» данного храма, было выбито: " Лета 7197 (1689) года Августа в 30 день начата бысть строитися сия святая каменная церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Гос подня, в приделе Св. Архистратига Гавриила, а совершена бысть двусотаго года (1692) Августа в б день; строил сию церковь преосвященный Гавриил архиепископ вологодский и белоозерский, своею архиерейскою келейною казною, а родом архиерей сего города Ростова, прослытием (прозванием) Кичигиных, в вечное поминовение родителей своих: Нестора убиеннаго, Евдокеи, Домники, Марии, Феодосии и сродников " . Настоящая плита не сохранилась, но основные содержавшиеся в ее тексте сведения подтверждаются дошедшей до нас описью Крестовоздвиженской церкви 1835 г.: «Означенная церковь во именование Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, с приделом в трапезе полевую сторону во именование: Собор Архангела Гавриила, есть каменнная одноэтажная с кумполом на осмерике. Ростовская Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1689-1692 гг., на протяжении двух с лишним столетий своего существования неоднократно меняла свой облик. Сначала она представляла собой характерный образец древнерусского зодчества конца XVII в., затем в конце XVIII или начале XIX в. она приобрела черты стиля классицизма, в то же время в ее интерьере были созданы новые иконостасы и настенные росписи, наконец, в 1856-1861 гг. храм на пожертвования купца П.А. Веснина был радикально перестроен в «русском» стиле.

http://sobory.ru/article/?object=04635

When Archbishop Lazar became locum tenens of Kiev’s Metropolitan See in 1689, he appointed St Theodosius as his vicar in Kiev, while he remained at Chernigov. In his capacity as vicar of the locum tenens of the Kiev Metropolitan See, St Theodosius had an active role in many churchly events. In 1685 he participated with the right of a decisive vote in the election of Bishop Gideon (Chetverinsky) as Metropolitan of Kiev, and he was sent to Moscow with news of this event with Igumen Jerome (Dubin) of Pereyaslavl . In Moscow, both representatives were received with honor and esteem. Indeed, the result of this delegation was the reuniting of the Kiev Metropolitan See with the Russian Orthodox Church. In 1688 St Theodosius was appointed archimandrite of Chernigov’s Eletsy monastery, replacing the deceased Archimandrite Joannicius (Golyatovsky). In appointing St Theodosius, Archbishop Lazar told him to spare no effort in placing the Eletsy monastery in good order. This monastery had not yet been set aright after the expulsion of the Jesuits and Dominicans, and it was in great disorder. Through the efforts of St Theodosius, in his two or three years as igumen, the monastery’s revenues and properties increased, the church of the Dormition was repaired, and the Elets Icon (February 5) was enshrined there. In his new position, the saint also assisted Archbishop Lazar in many important matters. He participated in drafting a conciliar reply to Patriarch Joachim of Moscow in response to his questions about the attitude of the Kiev Metropolitan See to the Council of Florence, and its judgment on the question of the transformation of the Holy Gifts as accepted by this Florentine Council. When the Patriarch proved to be unsatisfied by these answers, the Baturino Igumen St Demetrius (the future Metropolitan of Rostov) was sent to him at the beginning of 1689. St Theodosius journeyed with him as the representative of Archbishop Lazar. He was entrusted with the delivery of a letter to the Patriarch, and to clear up the misunderstandings.

http://pravoslavie.ru/97253.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010