а) КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 1 . Построение его и колокольни В 1685–1687 гг. внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного, уже обветшалого тогда Успенского собора, который видим по надписям еще в 1659 г., построен каменный, крестообразный собор с 5 главами, наказным полковником Авдием Григорьевичем с соборяна­ми и освящен в 1688 г. митрополитом Аврамием. Так показывает опись харьковского Успенского собора 1724 г. В 1770 г. оказались в нем опасные трещины, почему он разобран, и на место его, по благословению преосвященного Самуила Миславского, в 14-й день мая 1771 г., заложен нынешний храм, по плану и фасаду московского храма Св. Климента, квадратный, о пяти главах и стольких же престолах. Попечительностью про­тоиерея Михаила Шванского и церковного ста­росты поручика Федора Анастасьевича Грекова вся постройка его окончена в 1778 г. В 1780 г. 27 сентября освящен главный престол Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Аггеем. При сем освящении присутствовал генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, прибывший в Харьков для открытия Харьковского наместничества и присутственных мест. Открытие присутствен­ных мест последовало сентября 29 дня. В 1818 г. в память знаменитых побед всероссийского воинства под личным предводительством государя императора Александра Благословенного и двукратного взятия Парижа соборяне и граждане г. Харькова, преимущественно соборного прихода, по предложению протоиерея Стефана Антоновского, в собрании своем 12 ноября положили воздвигнуть колокольню с наименованием ее Александровскою и, учинив первоначальную подписку, простирав­шуюся до 12 тыс. серебром, предложили профес­сору архитектуры Евгению Васильеву, составить проект фасада и план колокольни в величественных размерах, с теплой внутри оной церковью. По составлении плана и одобрении его строи­тельным комитетом колокольня, по разобрании старой, заложена преосвященным Павлом авгу­ста 2 дня 1821 г. Для осушки стен и окрепности строения громадного постройка продолжалась с промежутками времени и неспешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1788 году в приходе погоста числилось 785 чел.; в 1868 г. - 1111 чел. В XVIII-XIX вв. Георгиевская церковь несколько раз перестраивалась, обшита тёсом, была пристроена паперть. Закрыта после 1917 года и использовалась как склад, а к 2000-м гг. заброшена. Зимой 2008 года была перевезена в Москву, где в 2010 году на территории музея-заповедника " Коломенское " была собрана в формах XVII в. Четверик, рубленный " в обло " поставлен на высокий подклет. Пятигранный алтарный прируб покрыт небольшой бочкой. С севера и запада храм охвачен крытой галереей на консолях и двух опорных столбах. Храм увенчан малым четвериком, несущим по поперечной оси бочку с тремя главами. Такое завершение храма в русском деревянном зодчестве встречается не часто. В соседнем Красноборском районе, на левом берегу Северной Двины в Пермогорье до наших дней " дожил " старший одноименный " брат " Георгиевского храма, построенный в 1666 г. Главное отличие этих церквей в крещатой бочке в завершении Пермогорского храма. Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия был построен в 1685 году на берегу небольшой реки правого притока Северной Двины в ее верхнем течении. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень. Объект относится к храмам ярусного типа, широко распространенным в XVII–XVIII веках. Это – двухъярусное сооружение из сосновых бревен, основу которого составляет главный четверик на высоком подклете. В верхней части главного четверика устроен повал и сделано покрытие на четыре ската. С востока к нему прирублена пятигранная алтарная часть с пятискатным покрытием, увенчанным «бочкой» с маленькой главкой. Под крышей главного четверика сохранился подзор из прибитых к верхнему венцу повала древних досок, по которым шла полустершаяся надпись, сделанная краской в XVII веке: «Лета 7196 (1688 г.) апреля в…». Это – дата освящения храма. Подобных находок среди множества русских деревянных церквей до того было известно всего три. Над главным четвериком установлен верхний (малый) четверик.

http://sobory.ru/article/?object=15943

В Патриаршество Иоакима в 1668–1690 гг. в Москве бурно обсуждался вопрос о времени преложения Святых Даров на литургии. Инициировал полемику Симеон Полоцкий , издавший в Москве в 1668 г. сочинение «О благоговейном в храме стоянии», где доказывал, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы при произнесении священником установительных слов. Это католическое мнение, содержащееся уже в Требнике митр. Петра (Могилы) , приводило к изменению обряда – священнослужители совершали земной поклон после произнесения ими установительных слов («хлебопоклонническая» ересь). В 1670 г. Симеон написал еще несколько полемических сочинений на эту же тему: «Венец веры», «Обед душевный», «Вечеря душевная». Против Симеона выступил Епифаний (Славинецкий), однако после смерти последнего (1676) у Симеона не осталось сильных противников, кроме чудовского инока Евфимия. В 1680 г. в полемику включился Сильвестр (Медведев), отстаивавший католическую точку зрения («Хлеб животный» и «О манне хлеба животного», 1687). Однако заблуждение встретило решительный отпор со стороны находившихся в Москве с 1685 г. братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. В ответ на сочинения Сильвестра (Медведева) в 1687 г. братья Лихуды опубликовали свою книгу «Акос», на которую Сильвестр ответил «Известием истинным православным и показанием светлым о новоисправлении книжном и о прочем» (1688). Это сочинение было опровергнуто в 1689 г. трудом Лихудов «Показание истины». В том же году Сильвестр (Медведев) был заключен в темницу по политическому обвинению и принес «покаянное отречение от ереси». Для окончательного решения спора Иоаким обратился к Иерусалимскому Патриарху Досифею, поддержавшему Лихудов. В янв. 1690 г. в Москве состоялся Собор, осудивший католическое учение о времени преложения Святых Даров и запретивший сочинения ряда киевских авторов: Симеона Полоцкого , митр. Петра (Могилы) и др. Вопрос о времени преложения Святых Даров был решен православно, но на основе западного схоластического учения о «тайносовершительной формуле», что повлияло на практику совершения литургии: архиерейские Чиновники стали предписывать архиерею облачаться в омофор и открывать главу не ради чтения всей анафоры, а только для произнесения установительных слов (в этом сказалось влияние латинствующих Служебника и Требника митр. Петра (Могилы)) и эпиклезы, обязательным сделался земной поклон после произнесения эпиклезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Однако это постановление осталось нереализованным, хотя и подтверждалось царскими указами ,— открытие базаров и ярмарок возле церквей и монастырей продолжалось вплоть до XX в. Для преодоления такого распространившегося явления, как нищенство, Собором было решено упорядочить систему церковных, государственных и общественных богаделен. Патриарх Иоаким начал осуществлять этот проект вскоре после восхождения на престол и подал пример устройства богаделен в Москве, видимо не очень рассчитывая на инициативу местных властей. Но для поддержания московских заведений он установил дополнительный сбор с епархий, что, наверное, может говорить о намерении побудить епархиальных владык устраивать подобные богадельни у себя. Собор 1682 г. при всей значительности и масштабности его решений не был единственным шагом патриарха на поприще укрепления церковной власти. Меры, проводимые им до Собора, получили дополнительную санкцию, а вновь принятые соборные определения послужили основой дальнейших действий. Дважды — в 1675 и 1687 гг. патриарх постановлял ввести единые для всех епархий пошлины в пользу епархиальных кафедр, чтобы оградить приходское духовенство от произвола епархиальных властей. Так, за епитрахильные и орарные грамоты с правом совершать обедню определено взымать по 10 алтын, а без такого права — 5 алтын в год . В 1676 г. принят царский указ, запрещавший вновь отмежевывать приходским церквам земли. Патриарх добился отмены этого решения, а в 1681 г. выхлопотал повеление отмерить всем церквам земли в размере от 5 до 10 десятин от помещичьих и вотчинных земель и вернуть церквам писцовые земли, отошедшие прежде к частным владельцам. В 1685 г. при новом межевании патриарх Иоаким пытался оградить неприкосновенность церковных владений от произвола писцов . В 1686 г. Иоаким разослал повсеместно грамоты о неподсудности духовенства гражданским властям, тогда же подтвержденные царской грамотой, в 1688 г.— еще одну грамоту Новгородскому митрополиту Корнилию . В 1682 г. патриарх Иоаким несколько изменил обряд «умовения ног», который совершался во всех епархиях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИНА Ерофей Андреев († 20.02. 1696), иконописец. Первое упоминание о нем относится ко 2-й пол. сент. 1678 г., когда Е. в качестве живописца 2-й статьи расписывал «каменное новое крыльцо и переходы... к ц. Спаса Нерукотворного образа, что у великого государя в Верху, и около крыльца перегородку каменную» (ГОП. Оп. 1. Ч. 12. Т. 1. 17524; Успенский. 1910). В следующем году вместе с Петром Тропарёвым он выполнял стенописные работы, писал на холсте для царских деревянных хором ( Забелин. 1894) и участвовал в росписи ц. прп. мц. Евдокии, «что у великого государя в Верху»; с 10 дек. 1679 г. состоял на службе в Оружейной палате, снискал благоприятные отзывы иконописцев Ивана Салтанова и Ивана Безмина. К нач. 80-х гг. XVIII в. относятся работы («на полотнах живописное письмо»), выполненные Е. для новых царских покоев и ц. Спаса Нерукотворного образа (ГОП. Оп. 1. Ч. 12. Т. 2. 18604). В февр. 1684 г. по царскому указу Е. был послан в Симонов мон-рь (Там же. Ч. 14. 22087), в сент. назван 1-м среди кормовых иконописцев, исполнявших работы для новых каменных покоев царевен Софьи, Екатерины, Марии, Феодосии, Наталии, им написаны сцены на тему евангельских притч (Там же. 22660). В 1685 г. поставлен «у стенного живописного письма» в «новопостроенных каменных средних комнатах» царевен и нижних деревянных комнатах царицы Наталии Кирилловны ( Успенский. 1910. С. 30). В 1686 г. Е. написал (ГОП. Оп. 1. Ч. 15. 24459) вместе с Лукою Смоляниновым «персону» царя Феодора Алексеевича (ГИМ) - единственное из сохранившихся его произведений. Летом 1687 г. он занимался реставрацией креста ц. св. апостолов Петра и Павла, «что у великих государей вверху» и написал там страстной цикл. В 1688 г. исполнил для царевны Екатерины Алексеевны иконы «Распятие» и «Снятие со Креста», в 1689 г. создал большое полотно «Образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного» для царицы Наталии Кирилловны, в 1690 г. работал над Распятием с предстоящими Пресв.

http://pravenc.ru/text/189813.html

491 Архимандрит свияжского Богородицкого монастыря Антоний после 1663 г. жил в вязниковском Благовещенском монастыре (РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 259. Л. 11; см.: Строев П. М. Указ. соч. Стб. 292). Архимандрит рязанского Спасо-Преображенского монастыря Герасим в конце 30-х годов XVII в. жил в даниловском Троицком монастыре. См.: Строев П. М. Указ. соч. Стб. 419; Ярославские губ. вед. 1890. 12, часть неофициальная, отд. 3. С. 11. 492 Строев П. М. Указ. соч. Стб. 146; список с грамоты приводит Иван Шушерин (ГИМ. Собр. Воскресенского монастыря. 129); упоминает грамоту архимандрит Леонид (ЧОИДР. 1874. Кн. 3, отд. I. С. 6, примеч.). 495 ГИМ. Син. собр. 597. Сборник поучений – автограф Епифания Славинец- кого: рукопись конца 50-х – начала 60-х годов XVII в. (филигрань «голова шута» плохо плохо просматривается) на 131 л., в 4°. В тексте правка рукою Епифания и его же вставки на эллино-греческом языке. См.: Горский А. В., Нево- струев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Прибавл. С. 199, 247. Упом.: Елеонская А. С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинцкого//Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в./Отв. ред. А. Н. Робинсон. М., 1989. С. 201–220. 498 РГБ. Ф. 310 (Собр. Ундольского). 1119. Л. 11 об., 15 об., 17. Рукопись в 4°, 1688 г., на 43 л., без начала; на л. 43 запись: «Списано в монастыре Воскресенском лета 7196-го месяца июня в 20 день. Верно». На л. 9 киноварные инициалы с растительным орнаментом. На л. 18 нижнего поля почерком XVIII в.: «императорского величества». Об авторстве архимандрита Никанора свидетельствует текст на л. 17: «Аз же архимандрит Никанор слышах от уст того Леонтия митрополита». Никанор управлял монастырем в 1685–1698 гг. (Строев П. М. Указ. соч. Стб. 146). 499 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев. С присовокуплением многих царских, патриарших… грамот, относящихся к истории сего монастыря. М., 1836. Ч. III. С. 263–267. В публикации отсутствуют археографическое описание, датировка, комментарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1683, 1685, 1688-1689 гг. Прозоровский сопровождал царя Иоанна Алексеевича и царевну Софью в пригородные сёла и на богомолье в Суздаль, во Владимир, и в Подмосковные монастыри. Боярин с 1679 г., в 1682 г. князь подписался под соборным деянием об уничтожении местничества, и в том же году, при венчании на царство царевичей Иоанна и Петра, стоял возле царя Иоанна Алексеевича, и надел на него царскую одежду по благословении её патриархом. Князь Пётр Прозоровский был одним из главных деятелей в борьбе за власть между правительницей Софьей и царем Петром в 1689 г. В 1689 г. Пётр I назначил Прозоровского управлять приказами Большой казны и Большого прихода, а в 1696 г., уезжая в Великое посольство, вверил управление страной нескольким самым доверенным людям, в том числе ему. В 1696 г. царем Петром была учреждена корабельная повинность. Была произведена корабельная раскладка, кому с кем быть «в кумпанстве» для строительства кораблей. Составилось 19 кумпанств духовных и 42 светских. В 1699 г. в «Мнении» царя Петра о вороненжских кораблях сказано: «Три корабля Избрантовы, Прозоровского, Черкасского…есть наилучшие ото всех кумпанских кораблей». После Нарвского поражения Петр Иванович оказал большую услугу Российской державе. Царь Пётр написал тогда, бывшему во главе приказа Большой Казны и Оружейной Палаты, князю Петру, чтобы он переделал в деньги всю посуду и все вещи там хранившиеся, и прислал бы ему необходимые средства. Князь Пётр вскоре выслал деньги новой серебряной монетой. Когда царь Пётр после побед, одержанных над шведами в Лифляндии, вернулся в Москву, то выразил сожаление, что нельзя убрать Гранавитую палату посудой, которой она убиралась раньше в торжественных случаях. Князь Пётр сказал, что посуду он сберёг. Он открыл Петру I существование секретных кладовых, в которых ещё в царствование его отца отложил большие суммы денег «на случай нужды», и по получению письма царя Петра, он велел перечеканить часть старой запасной монеты на новый образец. Царь Пётр обнял и поцеловал Прозоровского, и просил показать тайные кладовые. «Изволь, покажу, — отвечал князь, только не прогневайся, государь, с договором: не брать с собою Меншикова и не открывать ему сей тайны, а то он размытарит все остатки те». Князь ввел царя в тайник, и показал целый угол сложенных в мешках денег. Пётр собственноручно отложил в сторону 10 больших мешков с деньгами. «На что это?», спросил князь. — Это тебе, — отвечал царь. «Мне? Я бы мог давно и всею казною сею владеть, не опасаясь извету, ежели б хотел и не побоялся бы Бога нарушить крестное мое целование. Но мне не надо. Ты знаешь, государь, что я, по милости Божией, предков твоих и твоей, доволен и своим; и при том одну только дочь имею, которая и без того нарочито богата будет».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

М. ди Сальво предполагает, что перевод сделан самим Лихудом в ожидании официального перевода из Москвы ( Ди Сальво М. Указ. соч. С. 219–220). Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 853. Там же. Т. 10. Ст. 1359–1363. Там же. Ст. 1360 Там же. Ст. 1364; Сменцовский М. Н.Братья Лихуды. С. 261–262; Ди Сальво М. Указ. соч. С. 218. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 852–853. Сменцовский, впрочем, доказывает, что Иоанникий имел право на эти товары, поскольку они были куплены за его, Иоанникиевы, деньги. Характерно при этом, что Софроний в 1691 г. взыскал эти вещи из имущества своего бывшего покровителя, сосланного в Каргополь князя В. В. Голицына, на допросе показавшего: «Учитель Софроний бьет челом неправдой» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281–282, примеч. 3). Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1364. См. также: Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281. Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1356–1358. Кстати, в этом письме Иоанникию Голицын настаивает, что перевод кредитивной грамоты был ему вручен в Посольском приказе (Там же. Ст. 1358–1367). Там же. Ст. 1352. Бантыш-Каменский Н. Н. Указ. соч. С. 210, примеч. 1. Вероятно, Лихуд грамоту дожу не отдал, а привез обратно в Москву. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 260. Прямое подтверждение тому, что Иоанникий не передал ни декабрьскую 1688 г., ни июльскую 1689 г. царские грамоты находим в «Памятниках дипломатических сношений…», где сообщается, что Лихуд «домогался, чтоб он принят там (в Венеции.– А. Я.) был за посланника, и ему в том отказали, а хотели принять за гонца; и он за тем у князя не был, и грамоты цар[ского] вел[ичест]ва не подал, и приехал ныне назад ни с чем» (Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 681). Тут же любопытная классификация дипломатических рангов для посланников (Там же. Ст. 680). РГАДА, ф. 159 оп. 2, ед. хр. 2991 (1685–1699 гг.), ст. 259. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 1371. Интересно, что ответом на такую в целом бесполезную поездку помимо милостивого разрешения оставить себе беспошлинно купленные вещи стало увеличение жалованья Иоанникию Лихуду! «Великие государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич… пожаловали греколатинский школы учителя, грека иеромонаха Иоанникия Ликудиева, который, по их великих государей указу, был от них великих государей посланником у виницийского князя, – велели ему давать своего великих государей жалованья, поденнаго корму, Октября с двадесять перваго числа нынешняго 200-го (1691 г.) году, впредь до своих великих государей указу, против прежней дачи по осми алтын по две деньги на день из Приказу Большия казны» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 84). Причем похвальная оценка звучит из уст молодого Петра, а не Софьи, отправившей Иоанникия в Венецию. На это обратил внимание еще Цицелис ( ΤσιτσληςΗ. Op. cit. Σ. 353).

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Соликамск. Ансамбль центральной площади. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:Между 1684 и 1714. Адрес: Пермский край, г.Соликамск Координаты: 59.650626, 56.7711 Изменить описание Добавить фотографии Фото из моего архива. Конец 20-х, начало 30-х годов. Съемка велась с Богоявленской церкви. Слева направо: Троицкий собор, Воскресенская церковь, за ней видна Свято-Троицкая (бывшая Вознесенская) церковь Вознесенского монастыря, дальше видна шатровая колокольня церкви Спаса-Преображения, на горизонте – церковь Рождества Иоанна Предтечи Соликамского Иоанно-Предтеченского Красносельского женского монастыря, Соборная колокольня. Валерий Антипин ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ансамбль центральной площади Соликамска составляют: Троицкий собор, построенный в 1684-1697 гг., Крестовоздвиженский собор - заложен в 1698 году и освящённый в 1709 году, колокольня 1713 года, высотой 60 м, расположенная между Троицким и Крестовоздвиженским собором. Возле Троицкого собора и колокольни стоит летняя Воскресенская церковь (1752) с зимней Рождественской (1721), Богоявленская церковь (1687-1695), дом воеводы -  каменное здание построенное в 1688 году по грамоте царя Алексея Михайловича (1629-1676). Соборная площадь сложилась уже более 300 лет назад, когда старый деревянный кремль потерял своё значение, а к востоку от него возвели несколько каменных храмов и устроиоли торговые ряды. Сейчас площадь благоустроена и является одним из основных мест города, где стоит побывать. Ансамбль Соборной площади состоит из трёх весьма разных храмов и колокольни, которую, наверное, можно назвать самым необычным из её памятников. К сожалению, ни один из этих храмов не действует. Главная достопримечательность Соборной площади - кафедральный Троицкий собор, строившийся с 1685 по 1697 год на " сборные " средства - в его создании поучаствовали как местные жители, так и казна. Бесстолпный пятиглавый собор стоит на высоком подклете, окружён сводчатой галереей, с двух сторон к нему примыкают массивные и очень живописные крыльца. По бокам от основного объёма симметрично расположены два придела с главками, освящённые некогда во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Храм исключительно богато украшен, стоит обратить особенное внимание на наличники, которые почти не повторяются, а также на изразцы крылец. В соборе с советских времён " прописан " Соликамский краеведческий музей. Учитывая судьбу других храмов города (к примеру, ставший тюрьмой собор Троицкого монастыря), этот факт можно считать " спасительным " ; благодаря ему собору удалось сохранить в неприкосновенности свой архитектурный облик. Масштабная реставрация была проведена уже в 1964 году. Руководил тогда работами архитектор Ф. Тольцинер. С тех пор здание поддерживается в хорошем состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=17588

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010