Преемнику Гедеона Святополка-Четвертинского (5 апреля 1690 г.) архимандриту Валааму Ясинскому, избранному с согласия гетманов обеих сторон и 29 сентября того же 1690 г. посвященному в киевские митрополиты, также дана грамота, подтверждавшая прежние права и привилегии Киевского митрополита с той разницей, что черниговский архиепископ Лазарь Баранович и все его преемники, равно архимандрит Киево-Печерской Лавры исключались из непосредственного ведения Киевского митрополита. «И та черниговская епархия и Киево-Печерская Лавра, замечено в грамоте м. Варлааму, со всеми им принадлежавшими присудами по прежним грамотам 195 и 196 гг. (1687 – 1688 гг.), по примеру прежних патриарших константинопольских грамот, подчинены вечно и неотступно ведению московского патриарха». Если раньше они подчинялись м. Гедеону в 194 (1686 г.), то лишь потому, что черниговский архиепископ и киево-печерский архимандрит не возражали против этого и не подавали челобитий. 865 Таким образом, переход киевских митрополитов из-под власти константинопольских патриархов под благословение московского патриарха не был слишком резким и крутым. Киевский митрополит сохранял за собой важные права и привилегии, однако, чувствовало, что действительное «благословение» сильного московского патриарха для него было ощутительнее номинальной власти отдаленного и слабого константинопольского патриарха С этой стороны положение Киевского митрополита изменилось. I Вполне естественно, что мало изменившееся, на первых порах, положение Киевского митрополита, под благословением московского патриарха, нисколько не отразилось на положении и составе Киевской епархии-митрополии, находившейся под непосредственным управлением его, как епархиального архиерея. Киевская епархия с 1685 – 1686 гг., по-прежнему, состояла из двух половин: одна из них, большая и главная, находилась в пределах русского государства, частью на правом берегу реки Днепра, а большей частью по левую сторону его в пределах нынешних Черниговской и Полтавской епархий. Эта большая часть Киевской епархии обыкновенно называлась собственной Киевской епархией. Другая – меньшая часть Киевской епархии была в пределах польско-литовского государства, за границей, почему называлась заграничной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В посл. четв. XVII - нач. XVIII в. ректорами Киево-Могилянской коллегии были игумены Феодосий (Гугуревич, 1685/1686-1688/1689), Иоасаф (Кроковский, 1689-1690 и ок. 1693-1697), Пахомий (Подлузский, 1690-1691), Кирилл (Филимонович, 1691-1692) и Прокопий (Калачинский, 1697-1701). Киево-Могилянская коллегия сохраняла всесословный характер. В XVII в. здесь обучались не только известные церковные деятели, но и практически вся укр. казацкая старшина. Количество студентов в 40-х гг. XVII в. исчислялось, по-видимому, несколькими сотнями. Однако годы «Хмельниччины» и последовавшей за ними «руины» привели к запустению коллегии. Численность студентов начала расти с 80-х гг. XVII в. и на рубеже XVII и XVIII вв. составляла ок. 1 тыс. чел. Еще при жизни митр. Петра (Могилы) в коллегии сложилась традиция создания студенческих конгрегаций - объединений, имеющих определенную структуру и обряды посвящения. Главными задачами конгрегаций являлись наблюдение за моральным обликом их членов и поиск средств для помощи беднейшим из них. Вступая в конгрегацию, студенты давали клятву поддерживать коллегию до конца своих дней. Поэтому многие выпускники, заняв важные церковные и гос. должности, оказывали своей alma mater материальную помощь, а также всячески защищали ее интересы. Митр. Петр, возводя в епископский сан выпускников коллегии, также мог брать с них обещание заботиться о Киевской школе. Напр., Сильвестр (Косов) обещал «училищам брацким киевским, обители святой Богоявленской, и братиям в ных в учении труждающимся, идеже сам учихся и учих по силе… быти помощник и заступник вседушно всеми силами, елика мощно будет» ( Титов. 2003. С. 126). В XVII в. в коллегии сложились и др. традиции. Так, здесь регулярно проводились публичные диспуты и устраивались театральные представления, сценарии для к-рых писали профессора, а в качестве актеров выступали студенты. Во 2-й пол. XVII в. академические здания неоднократно разорялись и восстанавливались. К постройкам, имевшимся при жизни митр. Петра, в кон. XVII в. добавился Богоявленский собор, возведенный в 1693-1696 гг. при материальной поддержке гетмана И. С. Мазепы. Появившиеся тогда же планы строительства новых учебных корпусов были реализованы позднее. Во 2-й пол. XVII в. главной святыней Братской обители стала Киево-Братская икона Божией Матери . Впосл. в коллегии сложилась традиция еженедельно читать акафисты перед этой иконой.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Дмитриевская церковь построена в 1880 г. старанием прихожан, каменная, трехпрестольная. Главный – в честь вмч. Димитрия, правый – св. Иннокентия, левый – Введения во храм Пресвятой Богородицы. От Харькова в 20 верстах. Земли усадебной ½ десятины, пахотной и сенокосной 3 дес. Прихожан муж. пола 966 душ, жен. пола 1022 души. Капитал церкви 2000 руб. капитал причта 1000 руб. Причта по штату положено: священник и псаломщик; жалование священнику 294 руб. и псаломщику 98 руб. Помещение у причта собственное. Имеется земская школа, попечительства нет. Священник Николай Червонецкий, на настоящем месте с 1878 г., состоит законоучителем в местной школе. Псаломщик в сане диакона Василий Подлуцкий, на настоящем месте с 1878 г., рукоположен во диакона в 1881 г. Церковный староста крестьянин Трофим Кащавцев с 1884 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика Николаевская ул. дом 1904 г. По обеим сторонам речки Студенка в 17 верстах от ХарьковаВасищево принадлежало к начальным чугуевским поселениям. Земли Васищева отведены были боярским детям Чугуевской сторожевой службы в 1647 г. – так показывает чугуевская писцовая книга того года. В межевой книге 1665 г. Васищево называется деревней. Но в бумагах 1668 г. и последующих годов Васищево называется уже селом, и в чугуевских переписях 1710 и 1712 гг. храм Васищева называется храмом Св. Великомученика Димитрия Селунского, потому первый храм в Васищеве построен, по всей вероятности, в 1666 г. Ныне существующая в Васищеве деревянная церковь во имя Св. Великомученика Димитрия построена в 1777 г. В 1848 и 1849 гг. она возобновлена. В храме имеются Евангелие м. п. 1685 г., Служебник в 4 д. м. п. 1688 г. По чугуевским переписям 1710 и 1712 гг. переписаны дворы жильцов Васищева под следующими разрядами: «полевой сотенной службы (3 семьи), рейтары (4), белогородские драгуны (13 семей), дети боярские, они же иначе городовые (15 семей), солдаты прежние (6 семей), солдаты второй статьи (9 семей), отставные из службы (4 семьи), дворы драгунов взятых в плен, живут жены и дети (4), дворы вдовьи (6), гулящие люди (7 семей)». По самой зависимости этих жильцов от Чугуева, равно и по званиям их, очевидно, что Васищево населено великоруссами, назначенными для охранения Белогородской линии от татар.

http://sobory.ru/article/?object=03877

Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1269 и 1806. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер Координаты: 56.497799, 39.681052 Проезд:Центр, пешеходная доступность Изменить описание Добавить фотографии Автор: Турбаев Роман Снято: 3 августа 2013 Добавлено: 4 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1238 г. Юрьев-Польский Михаило-Архангельский монастырь был разорен воинами хана Батыя, и восстановление его началось только в 1530 г. Вместо деревянной ограды сооружена каменная стена с башнями, полностью перестроенными в XVIII в. На территории монастыря можно ознакомиться с несколькими архитектурными памятниками. Среди них церковь Архангела Михаила (1772-1806 гг.). Она представляет собой пятиглавый, бесстолпный храм, построенный из кирпича. Он богато декорирован украшениями. Обращает на себя внимание и шатровая колокольня (1685-1688 гг.) - красивое монументальное сооружение. Массивный восьмигранный столп колокольни богато украшен архитектурными деталями. Сохранились надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.), двухэтажное здание покоев архимандрита с трапезной палатой. Архангельский монастырь, 3 класса, в городе Юрьеве; упоминается в 1238 году, когда разорен был полчищами Батыя. Соборный храм во имя архангела Михаила построен в 1560 году; здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Георгиевский собор, который сейчас стоит немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря, был построен по собственному архитектурному проекту князя. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.

http://sobory.ru/article/?object=00202

XX в.). Ряд церковных построек напоминал центральнорусские посадские храмы XVII в.: бесстолпный четверик, увенчанный сомкнутым сводом с одной небольшой главой. Кирпичный Успенский собор одноименного мон-ря в Орле был возведен в 1688 г. и перестроен в стиле классицизма в 1-й пол. XIX в. Он представлял собой однокупольную постройку с 6-гранной апсидой, прямоугольной трапезной (в XIX в. служила усыпальницей Орловских архиереев) и колокольней. Пристроенный в 1700 г. широкий придел Рождества св. Иоанна Предтечи сделал постройку асимметричной (во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. здесь совершались богослужения для 141-го пехотного Можайского полка). В 1692-1693 гг. в ливенском Сергиевом мон-ре был заложен Успенский каменный собор - кубический, 5-главый, бесстолпный, с низкой 4-скатной кровлей, низкой апсидой, окнами с килевидными наличниками простых очертаний (сохр. частично на фасадах). Введенский собор орловского Введенского жен. мон-ря, построенный в 1703-1708 гг., представлял собой кирпичную одноэтажную постройку типа восьмерик на четверике с удлиненной трапезной и относился к типологии, появившейся в московской архитектуре в кон. XVII в. В 1829-1833 гг. церковь перестроена в стиле классицизма, добавлен 2-й этаж над трапезной; пристроены приделы во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских и Марона Чудотворца. С 1869 г. это домовый храм жен. епархиального уч-ща; с 1685 до 1843 г. при нем существовал жен. Введенский мон-рь, переведенный на новое место после пожара в 1843 г. Введенский собор (70-е гг. XVII в.) мценского мон-ря напоминал современные ему московские посадские храмы (напр., ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул., 1676-1679). Он интересен симметричной объемной композицией; главный двусветный кубический объем перекрыт сомкнутым сводом и первоначально был увенчан глухим пятиглавием под 2 рядами килевидных кокошников (заменены при перестройке крыши). Троицкая ц. в Болхове (кон. XVII в.- 1708) относится к традиц. бесстолпным храмам нарышкинского стиля: 5-главый, одноэтажный. Вытянутый по продольной оси объем состоит из основного кубического четверика, возвышающегося над развитой алтарной частью с неярко выраженными апсидами, небольшой трапезной и ярусной колокольней (перестроена в 1871). Убранство фасадов состоит из богато украшенных фигурным кирпичом нишек, кокошников, ширинок (кессонов), сложно профилированных белокаменных наличников с витыми полуколонками с разорванными треугольными и фигурными фронтонами; полуколонн, собранных на углах куба в пучки; покрашен белой краской в нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

В 1677 г. горела и в 1684 г. была разобрана деревянная Преображенская ц. 20 окт. 1684 г. гетман И. С. Самойлович писал игум. Макарию, чтобы непригодный материал разобранной церкви продать, если его купит полковник миргородский. 23 апр. 1684 г. в М. м. состоялась закладка Преображенского собора, на к-рой присутствовал сын гетмана полковник стародубский С. И. Самойлович. Строительство под патронатом сначала гетмана Самойловича, а затем гетмана И. С. Мазепы вели «немец из Вильно» Иоганн (Ян) Баптист Зауэр и подмастерье Мартин Томашевский. По смерти Зауэра местные мастера Афанасий Пирятинский и Дамиан Ворона в 1692 г. завершили строительство. Первый иконостас для собора в 1685-1689 гг. вырезал мастер Стефан Мутяница, роспись и позолоту выполнил «маляр» Иосиф Иванович из Лубен. В 1692 г. при настоятеле (1687-1700) игум. Ипатии (Горбачевском) каменный Преображенский храм был освящен; тогда же освящена построенная в 1688-1691 гг. надвратная ц. во имя арх. Михаила. Во время строительства Преображенского собора, в 1684-1692 гг., богослужения совершались в малом Георгиевском храме, устроенном под монастырской колокольней, туда же были перенесены мощи свт. Афанасия. В 1692 г. гетман Мазепа пожертвовал 8 тыс. золотых на постройку каменной трапезной Благовещенской ц. (1695-1700), обрушившейся в 1701 г. и вновь отстроенной к 1733 г. В мае 1693 г. М. м. купил у киевского Кирилловского мон-ря большую усадьбу умершего свящ. Макария Гринченко на Подоле, рядом с подворьями Межигорского и Густынского мон-рей, где был обустроен домовый храм и открыто Киевское подворье М. м., просуществовавшее до 1776 г. В 1709-1716 гг. обитель возглавлял игум. Филарет (Кощаковский), бывш. настоятель Межигорского Преображенского мон-ря и преподаватель Киево-Могилянской академии, автор курса риторики на лат. языке. По его инициативе Мария Гамалеева, вдова лубенского полковника и наказного гетмана Г. М. Гамалеи, в завещании от 11 дек. 1710 г. пожертвовала обители часть владений мужа. Размер жертвуемых имений был расширен в последнем завещании Марии от 17 авг. 1716 г. Гетман И. И. Скоропадский в универсале от 15 окт. 1713 г. пожертвовал мон-рю часть своих имений.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

На протяжении 2-й пол. XVII в. в мон-ре шло активное строительство. В мае 1657 г. началось возведение 2-го каменного монастырского храма - в честь Богоявления Господня с трапезной, в паперти храма находился придел во имя прп. Нила Столобенского; расположенная справа от собора трапезная замыкала монастырскую площадь с севера. В 1668-1669 гг. к Богоявленской ц. с севера были пристроены хозяйственные помещения. В 1670-1671 гг. к югу от деревянной ц. свт. Филиппа (1653) с трапезной (с 1672 именовалась больницей) была построена деревянная ц. св. Иакова Боровичского, к-рая в 1700 г. сгорела вместе с больницей, и на ее месте (в сев.-вост. углу) к 1708 г. была возведена каменная одноименная церковь с 2-этажным корпусом больничных келий. Филипповскую ц. перенесли на зап. св. врата (построены в 1656, перестроены в 1874-1875). К югу от Богоявленской ц. поставили каменную 3-ярусную колокольню (1679-1689) с 13 колоколами; слева от нее - 2-этажный каменный флигель братских келий (1679-1689); в зап. части мон-ря - 2-этажный братский корпус на погребах («Никоновский»); 2-этажный каменный корпус гостинных келий, примыкавший к Патриаршей башне (1683-1689). В 1684-1689 гг. к востоку от колокольни возвели каменный настоятельский корпус, к западу - Архангельские ворота с надвратной каменной ц. арх. Михаила (1683-1689); в 1685-1689 гг.- Михайловскую (Патриаршую) башню, в к-рой устроили хозяйственные службы, в 1686-1688 гг.- казначейский корпус, соединивший Михайловскую башню с Михайловской ц. XVIII - нач. XX в. К нач. XVIII в. В. м. пришел в упадок, в 1712 г. был приписан к строившейся Александро-Невской лавре , в 1730 г. вновь получил самостоятельность (часть имущества В. м. осталась в лаврской ризнице: 4 золотых напрестольных креста, священнические облачения с жемчужными оплечьями, митры, украшенные алмазами и жемчугом, 2 больших колокола и множество предметов быта). К сер. XVIII в. В. м. владел 7113 крестьянами и 4275 дес. пахотной земли; в 1764 г. все имения мон-ря отошли Коллегии экономии, В. м. был отнесен к 1-му классу. К мон-рю было приписано 5 обителей, мон-рь имел подворья в Москве и Новгороде.

http://pravenc.ru/text/153903.html

При строительстве в Новом Иерусалиме мастерами были взяты из библиотеки В.В. Голицына «две книги мастерские к резному делу в лицах». Возможно, что эти же книги могли быть использованы и при строительстве Новодевичьего монастыря, так как отдельные декоративные детали обладают большим сходством с керамическим декором Нового Иерусалима. Прежде всего, это гермовидные пилястры, фланкирующие окна надвратных храмов. Подобная форма, не получившая в дальнейшем широкого распространения, впервые встречается в керамическом исполнении в Новом Иерусалиме. Известно также, что Василий Васильевич непосредственно возглавлял строительство в 1687–1688 гг. в Измайлове, а также сам мог разработать новый архитектурный проект церкви царевича Иоасафа. Сходство композиции и архитектурного декора этого измайловского храма с постройками в Новодевичьем монастыре позволяет предположить, что в замысле последних также принимал участие Голицын. По сути, храм царевича Иоасафа в Измайлове и Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря, выстроенные одновременно, являются первыми примерами развитого нарышкинского стиля. Один из этих памятников представлял новаторскую линию с композицией восьмерик на четверике, а второй – традиционную, с бесстолпным пятиглавым храмом, ставшим ядром принципиально новой ярусной центрической композиции. Две линии будут существовать параллельно на протяжении всего нарышкинского стиля. До возведения этих памятников мы не знаем примеров украшения храмов развитым белокаменным декором, хотя отсчет нового стиля принято вести от церкви Воскресения на Пресне (1681). В 1682–1687 гг. было выстроено несколько храмов, представлявших центрическую ярусную, трехчастную и многобашенную композиции, но все они имеют очень скупой декор. Лишь храм преподобного Сергия при трапезной Симонова монастыря (1683–1685), перестроенного также по поручению царевны Софьи, и храмы Новодевичьего монастыря украшаются развитым белокаменным узором. В Преображенской церкви мы встречаем уже окончательно сложившую декоративную систему.

http://sobory.ru/article/?object=02284

Нижний ярус, больший по площади, прорезан проездом Святых ворот и восточной калиткой, по сторонам которой расположены кладовые палаты. Во втором ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами трехчастной абсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею можно подняться по кирпичной лестнице у северо-западного угла здания. Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма центральным проходом и двумя окнами. В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде трехчастную композицию благодаря введению арочной ниши, имитирующей западную калитку, аналогичную восточной. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразца-ми. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. В уровне первого света помещено по два окна, расположенных по сторонам от портала, которым соответствуют лишь два окна второго света. В верхней части четверика, имеющего четырехскатное покрытие, вдет пояс декоративных кокошников, расположенных по три на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада. Церковь Зосимы и Савватия относится к типу традиционных бесстолпных храмов нарышкинского стиля, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных одной главой. Первым примером подобных памятников является трапезная церковь Симонова монастыря (1683-1685 гг). Композиция Святых ворот, служащих постаментом для меньшего по объему и окруженного открытой галереей храма, также находит аналогии среди лучших памятников этого жанра: храмов над Святыми воротами Новодевичьего монастыря (1688 г.) и Троице-Сергиевой Лавры (1693-1699 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=00421

www.kharkov.com/news/ Образцом синтеза украинского, нарышкинского и позднего московского барокко является Успенский собор в Харькове, возведённый в 1771-1783 гг. В плане собор имел форму, близкую к квадрату. По своему типу сооружение относится к крестово-купольным церквям. За образец был принят план московского храма Св. Климента папы Римского, построенного в 1762-1770 гг. архитекторами А. Евлашевым и Д. Ухтомским. Центральная главная нава — осевая, наиболее широкая часть храма, отделенная массивными пилонами от северной и южной боковых галерей, — ориентирована согласно православному церковному канону с запада на восток. http://kharkov.vbelous.net/barocco.htm Когда и кем первоначально построена в Харькове церковь Успения Пресвятой Богородицы — праматерь Харьковского Успенского Собора, с точностью неизвестно. Но есть основание предполагать, в 1659 г. в Харькове уже существовала первоначальная деревянная однопрестольная холодная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1658 году воевода Офросимов доносил в Москву: «а в Харьковском, государь, твое царское богомолье построена соборная церковь Успенье Пресвятыя Богородицы краснаго и новаго леса, а лес, государь, на ту соборную церковь возили ратные люди в прошлом во (1657) году при Воине Селифонтову». Этим донесением вполне точно определяются как год постройки церкви, так и материал, из которого она выстроена (Д.И. Багалей, Д.П.Миллер, «История города Харькова...»). Находилась она южнее современного собора, между зданиями университетской библиотеки и университетской церкви. В конце XVIII столетия на том месте, где был престол этой церкви, стояла деревянная каплица. Первый деревянный собор обветшал, поэтому в 1685 году в Харькове был заложен новый каменный крестообразный собор с 5-ю главами внутри городской крепости. В 1688 году было окончено строительство и освящено митрополитом Авраамием новое строение. Отдельно от собора была выстроена каменная колокольня, находившаяся на соборной площади. В колокольне были предусмотрены две коморы или два чулана и погреб, отдававшиеся в наём. 8 июля 1733 года во время ужасного пожара не уцелел и собор: сгорела крыша, все главы, как на храме, так и на колокольне. Внутри храма почти все было уничтожено, остались лишь каменные соборные стены. В следующем, 1734 году, храм был восстановлен и выглядел лучше прежнего. «Главы были отстроены вновь, крыша покрыта былою «аглицкою» жестью, кресты вызлащены». К сожалению, благоустроители храма не обратили внимания на каменные стены собора. Огонь, огромное количество воды, вылитой на них во время пожара, дождливое лето и осень 1733 года подействовали разрушающе на стены. В 1770 году в соборных стенах стали появляться опасные трещины. «Стало ясно, что капитальный ремонт невозможен, что совершать в нем богослужение опасно, и что ничего не оставалось более, как разобрать до основания старый храм и на его месте устроить новый».

http://sobory.ru/article/?object=03885

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010