– Этот Герцог оказал разные услуги Петру Великому: выхвалял намерение Его ввесть в Россию изящные художества; надзирал за Русскими, которые обучались, в его владениях, архитектуре и живописи; рекомендовал, в особенности. Государю (в 1719 году) двух Никитиных, оказавших большие успехи в последней науке; прислал Петру, по его просьбе, станок для делания резных точеных монет (1711 г.); получил в замен: несколько Калмыцких мехов, ковров и калчан из слоновой кости; просил прислать к нему одного Черкасского Татарина (1684 г.)! – Государи обещали исполнить желание его. – Козьма III, в исходе XVII столетия, каждый год снабжал Венециян, против Турок, 1000 чел. войска и 40 тысяч, ефимков. – Из Сокращенного известия о взаимных между Рос. Монархами и Европ. Державами Посольствах, переписках etc., сочин. моим родителем, Ч. 2. 51 Борис Петрович Шереметев издержал во время своего путешествия, собственных денег, 20,550 рублей. – Сокращено из Древней российской Вивлиофики, издан. Втор., часть V, стран. 252–432. 55 То есть; Рига, покорённая Главнокомандующим Всероссийскою армиею Графом Борисом Шереметевым, орденов: Мальтийского и Св. Апостола Андрея кавалером и проч., от Рожд. Хр. 1710 года, июля – 12/24 дня. 60 Иоганн Рейнгольд Паткуль родился в Лифляндии; служил Капитаном в Шведском войске; осужден на смертную казнь Карлом за сочиненную просьбу для дворянства Лифляндского; бежал из отечества; скитался в Германии и Швейцарии; прибегнул к покровительству Августа II-ro (1698 г.); произведен им в Тайные Советники и в Генерал-Майоры; поссорясь с Саксонскими Министрами, удалился в Россию (1702 г.); принят в нашу службу Генерал-Майором и Действительным Тайным Советником (1703 г.); отправлен в Вену, а потом в Польшу Чрезвычайным Посланником (19 июля того ж года); пожалован в Генерал-Поручики и Главнокомандующим над вспомогательным Российским войском в Польше (1704 г.); арестован в Дрездене дек. 8-го (1705 г.) Полковником Броуном, по повелению Августа II-ro, и на третий день, в противность всенародных прав, отвезен в крепость Зонненштейн; выдав Карлу XII-мy (1706 г.); казнен 30 Сентября 1707 года в Воеводстве Калишском, в городе Казимирове: сначала дано ему шестнадцать ударов; потом, в четыре раза, отрублена голова, а тело его, разрубленное на четыре части, воткнуто на колеса! – Пятно в жизни Августа II-ro!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Reiske: de imaginibus Iesu Christi Ien. 1685 г. Затем можно указать на два мелкие трактата того же направления, как: Insignia quatuor evangelistorum, Gottfr. Sprotta, профессора в Иене, Ien. 1667 и 1671 г., и потом: disquisitio de nimbis antiquorum Joh. Nicolai Jen. 1699 г. Далее следует целый ряд трактатов, писанных частью с критическою целью, чтобы предохранить библейские события от ложного понимания, частью с практическою целью, чтобы предостеречь от ошибок мастеров-живописцев. Сюда относятся, прежде всего, трактаты немецких ученых Iungera и Rohr’a явившиеся в Лейпциге в 1678 и 1679 г. Трактат первого: de inanibus picturis показывает лишь знакомство автора с литературою, к произведениям же искусства, особенно древнего, непосредственного отношения не имеет. Гораздо интереснее трактат другого ученого: pictor errans in historia sacra, в котором трактуется по порядку о библейских событиях Ветхого Завета и, главным образом, о событиях из жизни Иисуса Христа и указываются в изображении их многие погрешности против Св. Писания и против еврейских обычаев. Но и этот автор опирается не на собственное личное знакомство с памятниками, а как сам говорит в предисловии, собрал то, что нашел в сочинениях ученых. Затем следуют трактаты: Joh. Fabricius’a, disputatio theologica qua historia Sacra contra nonnulos pictorum errores vindicatur Att. 1684, и Hilscher’a, de erroribus pictorum circa nativitatem Christi. Leipz. 1689 и 1705. К ним примыкает, наконец, сочинение Huldericus’a Pulsuicensis о погрешностях живописцев в изображении библейских событий В. и Нового Завета, на немецком языке, состоящее, главным образом, из извлечений из Рора и Брауна, и др. Критическое отношение к церковной иконографии пробудилось и в других странах. Во Франции появились: Remarques sur les erreurs des peintres dans la représentation de nos mistères et dans des sujets tirez de l’histoire Sacrée, переведенные и на немецкий язык; в них порицается у современных живописцев искажение костюмов лиц в большей части евангельских событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Критика экстерриториальной апелляции Константинопольскому патриарху свт. Досифеем Иерусалимским Источник Скачать epub pdf 1. Введение В настоящее время вопрос о первенстве Константинопольского Патриарха как первенстве чести или как первенстве чести и власти особо актуален 1 . От решения этого вопроса зависит единство мирового Православия, которое уже вступило на тернистый путь споров и разделений. Свт. Досифей II Иерусалимский Нотарá 2 выступил решительным критиком идеи «первенства чести и власти», которая предполагает возможность экстерриториальной апелляции к Константинопольскому Патриарху. В настоящем докладе будет предпринята попытка изложить его позицию. Свт. Досифей II Иерусалимский Нотара (1669–1707 гг.) – традиционный защитник Православия и его ценностей в вероучении, канонике и аскетической жизни. Он относится к плеяде Иерусалимских патриархов из числа греков, которые с сер. XVI в. находились в дружественных узах с Россией и Русской Православной Церковью 3 . Родившийся в Греции, получивший блестящее образование в Константинополе, в том числе благодаря самообразованию, с огромной любовью к изучению иностранных языков, он имел возможность познакомиться с жизнью христиан в самых разных регионах огромной Оттоманской Порты. В достаточно юные годы став высокопоставленным иерусалимским клириком, а потом и патриархом Иерусалимским, он был хорошо осведомлён о реалиях жизни этой империи. Из-за покушений на жизнь патриарх Иерусалимский Досифей в 1676 г. покинул Иерусалим. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677–1678, 1680, 1686–1687, 1689(?)–1692, 1697–1698, 1702, 1704–1705), бóльшую часть 1681 г. провёл в Грузии, с конца 1681 до сентября 1684 пребывал в Константинополе. Приведём фрагмент из описания деятельности на патриаршем престоле греческого патролога сер. XX в. П. Христу: «Находясь в Константинополе, он был взят Патриархом Иерусалимским Паисием, на служение и, постепенно, занимая разные звания и должности, стал митрополитом Кесарийским и в возрасте двадцати восьми лет Патриархом Иерусалимским. Патриаршествовав приблизительно в течение сорока лет, он стал самой величайшей церковной фигурой православия в конце XVII и начале XVIII вв. Хотя, он и не находился в Иерусалиме, если не четыре раза, каждый раз в течение малого числа месяцев, он управлял Церковью с удивительной искусностью из Константинополя, который он сделал центром своей деятельности или из других мест. Он быстро выплатил огромный долг Патриархии, реорганизовал Святогробское братство через канонические постановления, которые действуют ещё и сегодня, создал школу и библиотеки в Иерусалиме и на Константинопольском подворье Всесвятого Гроба» 4 . Из этого описания видно, что свт. Досифей был прекрасно осведомлён о церковной жизни в Константинополе и совсем не понаслышке критиковал недопустимый с его точки зрения «примат» церковной власти в лице Константинопольского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Почти одновременно, в 1684 г., голландцы, воспользовавшись династическими распрями в султанате Бантен (Зап. Ява), поставили его в вассальную зависимость от НОИК. Т. о., к сер. 80-х гг. XVII в. НОИК сумела подчинить оба яванских гос-ва и существенно расширить свои владения на острове. В 1705 г. голландцы возвели на матарамский трон Пакубувоно I, к-рый за это официально отказался от претензий на зап. часть своих владений (Черибон, Прианган), а также на о-в Мадуру, предоставил компании монополию на торговлю и согласился разместить в столице Картасуре голл. гарнизон. Население Явы не сразу подчинилось захватчикам. До 1719 г. продолжалась борьба на Вост. Яве под рук. Сурапати (национального героя И.), его сыновей и последователей. Лишь ценой огромного напряжения сил колонизаторам удалось подавить это мощное народное движение. В 1719-1723 гг. в Матараме вспыхнуло восстание против ставленника голландцев - Амангкурата IV. Подавляя антиколониальные движения и возводя на престол Матарама «своих» правителей, компания постепенно превращала некогда могучее гос-во не просто в своего вассала, а в колонию, контролируя его районы. В 1749 г. в Матараме вспыхнула война за престолонаследие, вскоре принявшая характер освободительного движения против иноземного владычества. Пакубувоно III был готов полностью передать гос-во компании, чему воспротивилась патриотически настроенная знать во главе с принцем Мангкубуми. Опираясь на поддержку населения, выступавшего против захватчиков, принц в 1751 г. разгромил голл. войска и отвоевал у врага значительную часть территории Матарама. Однако среди победителей возникли разногласия - Мас Саид, племянник Мангкубуми, начал борьбу с дядей за власть. Этим воспользовались голландцы, к-рые вынудили Мангкубуми подписать договор, согласно которому Матарам был разделен на 2 гос-ва. Суракарта отошла под власть Пакубувоно III, сохранившего титул сусухунана, а Джокьякарта - Мангкубуми, где он правил под именем султана Хаменгкубувоно I. В дальнейшем на территории Суракарты и Джокьякарты появились вассальные княжества Мангкунегаран и Пакуаламан, с единым Матарамом было покончено навсегда.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Следующая военная кампания - против Австрии (1683-1699) - обернулась сокрушительным поражением под Веной (1683), которое было воспринято в К-поле как катастрофа. Предвкушение возможности положить конец османским завоеваниям сплотило европ. противников О. и. В 1684 г. при поддержке Римской курии была образована Священная лига в составе Австрии, Речи Посполитой и Венеции; в 1686 г. к ним примкнула Россия. Противостояние блоку христ. держав потребовало от О. и. максимальной мобилизации ресурсов, введения дополнительных податей и чрезвычайных налогов, задержки выплаты жалованья и дальнейшей порчи монеты. Ответом стали янычарский бунт и свержение султана Мехмеда IV в 1687 г. Столица погрузилась в атмосферу хаоса. Политика Кёпрюлю исчерпала себя. Война со Священной лигой продолжалась при 3 следующих султанах: Сулеймане II (1687-1691), Ахмеде II (1691-1695) и Мустафе II (1695-1703) - и завершилась в 1699 г. подписанием Карловицкого мирного договора. В соответствии с ним О. и. потеряла Венгрию, Трансильванию, Подолию, Морею и ряд др. территорий; Россия получила Азов. Это поражение является вехой, с к-рой О. и. начала медленное, но неотвратимое отступление с захваченных европ. рубежей. Для истории О. и. XVII век стал эрой перехода от фазы апогея к фазе упадка. Ко времени заключения Карловицкого мира О. и. уже во многом утратила свое великолепие, поражавшее всех столетием раньше. Отблеск величия могущественных падишахов XVI в. лишь изредка отражался на их потомках. Султан являлся светским и духовным главой державы, но его фигура становилась менее сакральной, а волеизъявления - не столь неоспоримыми. Военные мятежи, народные восстания и дворцовые перевороты все чаще сотрясали О. и. Система адм. управления делалась все более неэффективной, формализованной и архаичной. В XVII в. постепенно теряет значение институт девширме, исправно пополнявший состав военно-адм. костяка империи в XV-XVI вв. Последнее упоминание о принудительном отборе детей из христ. семей Румелии датировано 1705 г.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

“ The Khrushchev Thaw (or Khrushchev’s Thaw; in Russian Khrushchovskaya Ottepel or simply Ottepel; Russian: Хрущёвская оттепель. . .) refers to the period from the mid 1950s to the early 1960s, when repression and censorship in the Soviet Union were partially reversed and millions of Soviet political prisoners were released from Gulag labor camps, due to Nikita Khrushchev’s policies of de-Stalinization and peaceful coexistence with other nations.” “ Pravda (Russian: Правда, “Truth”) was a leading newspaper of the Soviet Union and an official organ of the Central Committee of the Communist Party between 1912 and 1991.” “ Samizdat (Russian: самиздат) was  a key form of dissident activity across the Soviet bloc in which individuals reproduced censored publications by hand and passed the documents from reader to reader. . . This grassroots practice to evade officially-imposed censorship was fraught with danger as harsh punishments were meted out to people caught possessing or copying censored materials. . .Etymologically, the word samizdat is made out of sam (Russian: сам, “ self , by oneself”) and izdat (Russian: издат, abbr. издательство, izdatel’stvo, “ publishing house ”), thus “ self-published. ” “ The Master and Margarita (Russian: “Мастер и Маргарита”) is a novel by Mikhail Bulgakov, woven around the premise of a visit by the Devil to the fervently atheistic Soviet Union.” One of the settings of the novel is the Jerusalem of Pontius Pilate; in this plot line, Pilate meets with Yeshua Ha-Nozri (Иешуа га-Ноцри, Jesus the Nazarene), whom he views only only as a “wanderer and mad philosopher.” “Saint Dimitry of Rostov (sometimes Latinized as Demetrius ) lived at the turn of the 17th and 18th centuries. He was a leading opponent of the Caesaropapist reform of the Russian Orthodox church promoted by Feofan Prokopovich.” Archbishop Dimitry undertook “the ambitious project of integrating all the lives of Russian saints into a single work, which he published as Monthly Readings (Четьи-минеи) or Menologion in 1684-1705.”

http://pravmir.com/what-does-it-mean-to-...

«Бейте ляхов, бейте! нехай не ездят на суды, наш тут козацкий суд», приговаривал Цвиль (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 357–358). Ещё он упоминается в акте от 1705 года 17 февраля в протесте дворян Киевского воеводства против Овручского старосты Франциска Потоцкого и Брацлавского ловчего Бенедикта Жабокрицкого о том, что они не только не присоединились к ополчению Киевского воеводства, но, напротив того, употребили все усилия к тому, чтобы отделить от воеводства дворян Овручского повета. Они устроили беззаконные совещания, суды, выборы, издавали незаконные универсалы, в походе казаков не участвовали, грабили жилища дворян, отправившихся в поход и, наконец, исполненным клеветы протестом обвинили всех дворян воеводства Киевского в причинении общественных бедствий (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 542). Ещё он упоминается в акте от 1750 года 31 июля в жалобе Овручских гродских урядников на управляющего Овручским староством дворянина Станислава Быстрицкого о том, что он отказался принять в тюрьму гайдамаку Остапа Луцкого и не согласился приказать – исполнить над ним приговор смертной казни (Архив, ч. 3, т. 3, стр. 464). Коллегия эта упоминается в акте от 1684 года 20 июня в жалобе от имени Киевского земского писаря Ремигиана Сурина на дворянина Павла Трипольского о том, что он, нанесши Сурину разные обиды, ворвался в город Овруч во главе своих казаков, оскорбил православного священника, опустошил дом старостинский, истязал и разогнал мещан и похвалялся пред ректором этой коллегии иезуитов ксёндзом Иеронимом Этминой (Etmina) – убить самого Сурина – подстаросту Овручского (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 92). Ещё она упоминается – под именем Ксаверовской ещё коллегии – в акте от 1681 года 28 января в жалобе ректора этой коллегии Мартина Тыранского на дворян Дидковских о том, что они, пользуясь бегством иезуитов во время казацкой войны, завладели участком земли в селе Дидковцах, принадлежащим коллегии, и переловили рыбу и бобров в Ксаверовских озёрах (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 137). Ещё – под именем Ксаверовской же – она упоминается в акте от 1681 года 28 января в жалобе иезуитской Ксаверовской коллегии на дворян Мошковских о том, что они захватили земли, отказанные в пользу коллегии её основателем Игнатием-Александром Ельцом, пользовались ими в продолжение 12 лет и отказались возвратить их иезуитам (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

252 Местечко Базар – под именем местечка – упоминается в акте от 1684 года 24 апреля в жалобе дворянина Василия Закидовского – управляющего Хабенским имением – на казацкого полковника Карла Тышкевича о том, что он прислал в Хабенскую волость на постой свой полк, который разорил крестьян сбором огромного провианта и дани, причём всё заграбленное было отправлено казаками в м. Базар (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 75). Ещё – под именем местечка оно, как имение Ксаверово-Овручской иезуитской коллегии – упоминается в акте от 1687 года 25 июня в жалобе иезуитов этой коллегии на казацкого полковника Данила Федоровича о том, что он позволил казакам своего полка брать незаконные контрибуции и притеснять крестьян в имениях иезуитской коллегии, – в том числе и в м. Базаре, где казаки били крестьян Омельку, Ониско, Гришку и др., причём замечено, что Гришку били за то, что у него не нашлось оброка для казацких лошадей, и при этом они приговаривали: «nie masz, dla koni obroku, przedajze iedno dziecie na obrok dla koni, a drugie zabij na miso» (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 144–146). Ещё – под именем села (wioski) – оно упоминается в акте от 1694 года 2 августа в жалобе от имени Овручской иезуитской коллегии на казацкого полковника Ярему Гладкого о том, что казаки полка его собрали от крестьян в иезуитских имениях, – в сёлах Базаре, Калиновке и Игнатовке контрибуцию и причиняли в них крестьянам побои, а их жёнам – насилие (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 295–297). 253 Село Новые-Воробьи упоминается в акте от 1705 года 29 января в контракте, по которому униатский Львовский, Галицкий и Каменца-Подольского епископ, администратор Киевской митрополии и Луцкой епископии и архимандрит Печерский Иосиф (из Великих Шумлян на Гошове и Вятнице) Шумлянский представляет в трёхлетнее арендное владение дворянину и чашнику Подольскому Самуилу Шумлянскому имения, принадлежавшие Киевской православной митрополии и Киево-Печерской архимандрии и отчисленные в пользу униатского духовенства. По контракту имения эти следующие: сс. Воробьи Старые и Новые, Унин, Каленцы, Бабинцы, Пилиповичи, Микулицы, Низаловичи, Михалки, Облишки, Веремейки, Толокунь, м. Радомысль, сс. Рубешовка, Чудин, Забилоче, Шибенное, Шнили, Орание и Рудня Крымская (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

254 Село Старые Воробьи упоминается в том же акте от 1705 года 29 января, в котором упоминается и предшествующее село Новые-Воробьи (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 248). 255 Село Выступовичи, как имение Солтана Стецковича, упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением и приписанных к нему мещан бояр крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; причём там сказано, между прочим: «Солтана Стецковича село Выступовичи – дымов осм, служб две, дани з них пять кадей меду, a чотыре копы грошей» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 45). Ещё оно – как имение Сурина – упоминается в акте от 1684 года 7 февраля в жалобе от имени Киевского земского писаря Ремигиана Сурина на казацкого сотника Искру о том, что он по приказанию полковника своего Криштофа Лончинского и жены его Елены, занял постоем село Сурина Выступовичи и в нём причинил крестьянам разные обиды (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 43). 256 Местечко Вязовка – под именем города Вязовки – упоминается в акте от 1683 года 16 июня в приговоре купного суда, состоявшего из дворян Пашинских, Дидковских, Кубылинских Ходаковских, Закусилов, Барановских, Лявданских, Домбровских, а также из мещан из городов Народич и Вязовкии и из крестьян соседних сёл Хвосян, Потанович, Сарнепок, Жеренец и Сельця. Копа уличила дворянина Матвея Артюшенка Мошковского в том, что он с помощью жены, зятя и кузнеца, жившего в городе (miasto) Вязовке, украл котёл (gorzaczany) винокурный для курения браги, медный с трубами, из Вязовской церкви, также ещё несколько таких же котлов и другие вещи у евреев (залоги и серебро) в Народичах и мёд из бортей у дворян Димитрия и Никона Науменков Мошковских и Семёна Игнатенка Мошковского. Копный суд приговорил виновного Матфея Мошковского к смертной казни чрез повешение, a его жену и зятя Димитрия Витринского – к возвращению украденных вещей или к уплате их стоимости (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 189–193). Впрочем, должно заметить, что в том же акте Вязовка называется и местечком (miasteczko, miescie). Под именем местечка оно упоминается и в актах от 1693 г. 18 марта (ч. 3 т. 2, стр. 219). Ещё это местечко упоминается в акте от 1711 года 11 декабря, – в акте освидетельствования Овручским гродским судом тела православного приходского священника этого села отца Симеона, убитого топором 8 декабря 1711 года Константином Шайковским в этом же селе, причём село это принадлежало тогда дворянке Анастасии Подлесской, жене Александра Збигнева-Якубовского (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 348–349). Ещё это местечко упоминается в акте от 1750 года 20 октября в показаниях, отобранных в Киевском гродском суде от гайдамака Ивана Подоляки (атамана гайдамацкого) и заключающих подробности о гайдамацких походах, кои были под начальством Подоляки, причём там сказано, между прочим, что Подоляка с своею бандою бывал и в Вязовке (Архив, ч. 3, т. 3, стр. 534).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010