(униат. Киев. и Подол.), 1708 г. (униат. Полоцк.) и правосл. до 1700 г. (Рижск.), 1720 г. (Харьк.) и 1722 г. (Вятск., Забайк., Казан., Омск., Перм., Рязан., СПБ., Тамб., Тобол, и Яросл.); Исповедные ведомости 1718 г. (СПБ.) и 1719 г. (Волог.). Клировыя ведомости 1728 г. (Тверск.) и 1741 г. (Вятск.). Затем второе по количеству место занимают протоколы, с 1708 г. (Новгород.), хотя некоторые консистории за первые годы существования удерживали протоколы в делах. Журналы с 1733 г. (Вологод.) и докладные реестры с 1711 г. (Нижегор. и Рязан.). Что касается собственно дел, то Могилевская консистория показала с 1584 г., Московская с 1680 г., Астраханская с 1699 г., Вологодская и Курская с 1702 г., Вятская с 1701 г., Тобольская с 1706 г. В размещении дел в архивах полное разнообразие: по дела размещаются хронологически, то по разрядам, то но столам, церквам, городам, уездам. Для существа дела система размещения не важна, – лишь был бы какой-нибудь порядок. Описи кое-какая есть, алфавиты же представляют роскошь, доступную немногим. Входящие и исходящие журналы, самые ранние с 1723 г. в Астраханской консистории и с 1727 г. в СПБургской. Попадаются ревизские сказки с 1728 г. (Нижегород.). Описи церковных имуществ 1575 г. (Могилев.), 1724 г. (Полоцк.) и 1741 г. (Киевск.). В редких случаях встречаются особо хранимыми указы Св. Синода с 1721 г. полное собрание (в Псков. и Киев. консисториях). Выписывались даже в Архив для пользования. Столбцы полов. XVII ст. (в Вологодской и Московской консисториях). Визиты церквей 1681 г. (Литовсв.). Монастырские ведомости 1812 г. (Кишиневск.). Благочиннич. журналы 1734 г. формуляры, семинарские ведомости. Планы и документы с 1522 г. (Полоцк.). Генеральная перепись духовенства и разбор детей их (Смолен. 1722 г.). Подписки новокрещенных, или, наприм., особо собранные распоряжения Тамбовск. преосвящ. Феофила с 1788 г. (21 книга). Хранятся в консисториях дела закрытых духовных правлений, но некоторые оставлены на месте под надзором протоиереев (Вологод.), закрытых или разделенных на две духовных консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

И лесов дремучих; Но счастливей, веселей Всех вельмож могучих; Наши деды и отцы Нам примером служат, И цыгане молодцы Ни о чем не тужат. Гей, цыгане! Гей, цыганки! (1) (Из «Московского Вестника» песнь). В автограф не вписана. Лермонтов имел в виду стихотворение С. П. Шевырева «Цыганская песня», напечатанное без подписи в «Московском вестнике» в 1828 году (ч. 10, стр. 320): Добры люди, вам спою я, Как цыганы жизнь ведут; Всем чужие, век кочуя, Бедно бедные живут. Но мы песнями богаты, Песня – друг и счастье нам: С нею радости, утраты Дружно делим пополам. Песня всё нам заменяет, Песнями вся жизнь красна, И при песнях пролетает Вольной песенкой она. (2) Стр. 8, строки 17–29 без изменения взяты из поэмы Пушкина «Цыганы». «Цыганы» – первый драматический опыт Лермонтова (начало либретто для оперы по одноименной поэме Пушкина). Испанцы Печатается по писарской авторизованной копии (беловая рукопись) – ИРЛИ, оп. 1, (тетрадь XVII), с незначительными исправлениями по отрывкам чернового автографа – ИРЛИ, оп. 1, (тетрадь IX); исправлены стихи 537, 543, 1306, 1411, 1680–1681, 1744, 1790, 1882, 2463 и ремарки после стиха 1274, в стихе 1278, между стихами 1372–1373, 1513–1514, 1690–1691, 2461–2462. Кроме того, в копии имеются описки, исправленные в настоящем издании. Черновой автограф отрывков трагедии содержит 1088 стихов, соответствующих стихам основного текста: 527–591 (л. 1–1 об.), 1257–2127 (лл. 2-14 об.), 2335–2482 (лл. 15–17 об.) с ремаркой после последнего стиха. Конец трагедии отсутствует, так как последний лист авторизованной копии отклеился и затерялся. Текст авторизованной копии, возможно, предназначался для публикации, в связи с чем стих 1159 зачеркнут из цензурных соображений. В настоящем издании указанный стих в основном тексте восстановлен. Промежуточная рукопись трагедии (или части ее), с которой переписывалась авторизованная копия, до нас не дошла. Однако несомненно, что переписчик обращался и к части дошедших до нас черновых отрывков автографа. Сохранились план трагедии, наброски и список действующих лиц (ИРЛИ, оп. 1, тетрадь VI, лл. 16 об., 19, 22 об., 27, 28 об., 33–33 об.), см. настоящий том стр. 605–607.

http://predanie.ru/book/221037-maskarad-...

Михаил Петрович (1681 или 1680-24.08.1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии. Род. в семье священника. Службу начал в 10-летнем возрасте в Посольском приказе. В июне 1698 г. вместе с др. подьячими А. принимал участие в подавлении стрелецкого восстания (см. Стрелецкие восстания кон. XVII в. ). В 1699 г., в составе посольства А. Матвеева , был направлен для получения образования в Гаагу. Вернувшись в Россию в июне 1702 г., был представлен царю Петру I , служил подьячим Посольского приказа. В июле 1706 г. получил разрешение на поездку в Голландию сроком на год для завершения образования. В кон. 1708 г. назначен дьяком Оружейной палаты. После перевода в С.-Петербург с авг. 1710 г. занимался организацией Оружейной канцелярии, где под его началом состояло до 219 «приказных и мастеровых разных художеств». В 1711 г. А. было поручено устройство типографии в С.-Петербурге. В 1712 г., получив чин цейхдиректора, стал руководить Оружейной канцелярией и С.-Петербургской типографией. Помимо своих основных обязанностей А. редактировал знаменитые петровские «Ведомости», составлял «Книгу Марсову» (1713) и, по-видимому, первую, к наст. времени утерянную историю царствования Петра I. К 1720 г. руководимая А. типография выпустила 131 издание. Среди печатной продукции типографии полностью отсутствовала религ. лит-ра, а подавляющее большинство изданий печаталось гражданским шрифтом. По замечанию одного из исследователей, «не издав ни одной службы святым, М. П. Аврамов исправно выпустил 5 тиражей недоброй памяти «Объявления розыскного дела и суда... на царевича Алексея Петровича», 3 тиража «Манифеста о винах несчастной царицы Евдокии»». Однако уже в 1717 г., вынужденный издать под давлением ген.-фельдцейхмейстера Я. В. Брюса рус. перевод соч. Х. Гюйгенса «Книга мирозрения, или Мнение о небесных глобусах», А. позаботился представить ее Петру I как богопротивную и добился отсылки всего тиража (30 экз.) в Голландию. Указом от 1 мая 1720 г. Оружейная канцелярия была упразднена, петербургский арсенал, состоявший в ведении А., поступил в Артиллерийскую канцелярию. В февр. 1721 г. типография была передана в ведение Святейшего Синода, а оставшийся без должности А. в авг. того же года назначен асессором в Берг-коллегию. Проект учреждения в России Академии «иконного и живописного художества», поданный А. весной 1721 г., не получил одобрения и остался без последствий. В том же году у А. было конфисковано на «галерное строение» имение Крестин-кирха близ Ладожского оз. в Нейшлотском у.

http://pravenc.ru/text/62976.html

Он начинает с утверждения, что раз умирает именно тело, значит, именно тело и воскреснет. Когда Павел говорит о «духовном теле», он, конечно, имеет в виду тело; Ориген здесь ясно упоминает «тело» в (как бы мы теперь сказали) физическом смысле. Тела воскреснут, говорит он, «чтобы мы могли облечься в них второй раз при воскресении» 1677 . Слово «духовное» тут указывает на избавление от тления и смертности. Это включает в себя преобразование прежнего, «животного» тела (то есть soma psychikon), но не отказ от него. Это преобразование становится ключом к представлению Оригена о воскресении тела. Это и то же самое тело, которое умерло, и другое. Ключевое различие, – здесь он очень близок к Павлу, – лежит в нетленности нового бессмертного тела. Ориген видит, что проблема, как это можно себе вообразить, встает не только перед языческими критиками христианства, но и перед менее образованными христианами. И вновь он подчеркивает преобразование, цитируя Павла: «Мы изменимся» 1678 . Ориген возвращается к этому пункту в книге III, где в главе 6 он обсуждает вопрос о конце всего мира. На сей раз он развивает образ нового тела вслед за его преобразованием при воскресении: Как чисты, как совершенны, сколь славны качества этого тела, если сравнить его с теми, которые, хотя и являются телами небесными с самым поразительным величием, тем не менее сделаны руками и видимы для наших глаз… насколько же велика привлекательность, и величие, и великолепие духовного тела 1679 . И это произойдет, когда все в конце концов вернется к единству, когда сама смерть, последний враг, будет сокрушена 1680 . Важнейшее изложение взглядов Оригена мы находим в его ответе язычнику Цельсу, чьи циничные и многосторонние нападки на христианство, труд «Правдивое слово», были почти наверняка написаны в конце 170–х 1681 . Цельс приводит множеством доводов от себя, но местами ведет антихристианскую полемику от имени воображаемого иудея, из уст которого мы и слышим первое презрительное упоминание о воскресении: интересно, говорит он, почему Богу понадобилось прибегать к такоме средству убеждения, которым ты (т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Третий путь, который настойчиво предлагал Иоаким, состоял в переделе владений, земель и крестьян внутри самого служилого сословия. Патриарх отстаивал его страстно, но малоуспешно. Даже в Завещании немалое место отводилось им обличению якобы бесполезных для. царства " проклятых злобожников татар " , то есть мусульманской и прочей племенной знати на государевой службе — в отличие от " правоверного " дворянства. Но, во-первых, идея ликвидации господствующего слоя присоединяемых к царству земель не соответствовала принципам строительства Российской державы для равных перед престолом подданных, во-вторых, русские дворяне привыкли эксплуатировать соотечественников или по крайней мере земледельцев-славян, а не татар, башкир, калмыков и иже с ними . Сами слова " крестьянин " и " христианин " в XVII в. часто взаимозаменялись. Понятно, что Иоаким имел в виду перераспределение именно таких крепостных (земля без рабочих рук была бесполезна) и соответствующих владений. " Татарам злобожным, — завещал патриарх государям, — которые в обладании их царском, в своем же зловерии жизнью влекутся, в подданство и владение христиан не давать, и за которыми есть — если не крестятся и не хотят быть в благочестии — изымать тех от них, и не давать в поругание и под власть нечестивым басурманам христианских душ! " Упорство Иоакима в этом вопросе выглядит надуманным. Во-первых, за иноверцами в России числилось столь мало крепостных христиан, что их экспроприация ничуть не удовлетворила бы алчности православного дворянства. Во-вторых, царь " Федор Алексеевич предпринял целую систему мер по христианизации феодальной знати, принесшую в 1680—1681 тт. поразительные плоды. Прежде всего, государь пожаловал группе согласившихся креститься " татар " высокие звания князей и чины стольников, простил повинности и провинности, вплоть до дезертирства. Пример оказался заразителен: от Поволжья до Дальнего Востока мусульмане " и иных вер иноземцы многие " так дружно бросились к купелям, что деньги на обычные подарки новокрещеным быстро иссякли и пришлось дарить льготами.

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

Почему и полагая излишним, то же тем же окружая, думать, что там подразумевается нечто другое, а притом и соглашаясь последовать вам в добре, послание на сказанном заканчиваем, изложив в наших писаниях, как мне кажется, даже больше того, что было должно. И само полное наше «Символическое богословие» 1680 тебе посылаем, где ты найдешь, наряду с Домом Премудрости и семью столпами, исследованными по отдельности, и твердую пищу, на жертвы и хлебы разделенную. В нем обстоятельнее разъясняется также, и что такое растворение вина, и что такое похмелье Бога от пьянства, и само ныне сказанное. Да и всех символических богословий, как я думаю, оно является благим раскрытием, соответствующим Речений священным преданиям и истинам. Послание 10. Иоанну Богослову, апостолу и евангелисту, заключенному на острове Патмос 1681 Приветствую тебя, священная душа, возлюбленный мой. Я имею на это большее по сравнению с другими право. Радуйся, воистину возлюбленный, – весьма возлюбленный сущим Любящим, Желанным и Любимым (см. Ин.13:23, 16:27, 21:7, 20 ). Что удивительного, если Христос действует истинно, а Его учеников обидчики изгоняют из городов (см. Мф.23:34 ), сами себе по достоинству воздавая, а от святых, скверные, отделяясь и уходя? Воистину, явленное в образах суть видимое невидимого. Даже и в грядущих веках Бог не будет виновен 1682 в справедливых от Него отлучениях, но виновными окажутся сами полностью себя от Бога отлучившие. Равно как мы видим, что уже здесь некоторые пребывают с Богом, будучи рачителями истины, отойдя от вещественных пристрастий и, совершенно свободные от всех зол, в божественном вожделении всего благого любят мир и освящение и из настоящей жизни отходят к будущей, – ангелоподобно жительствуя среди людей, с полным бесстрастием, богоименованием 1683 , святостью и иными благими свойствами. Я вовсе не настолько безумен, чтобы считать, что вы как–либо страдаете, но полагаю, что и телесные страдания, судя по одному из них, чувствительны. А об онеправдывающих вас и думающих, что заточили, несправедливо обвиняющих по праву сущее солнце Благовестия (Евангелия) 1684 , я молюсь, чтобы они, оставив то, что сами себе причиняют, обратились к добру, и вас к себе привлекли, и приобщились к свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

«Что было? что есть»? спрашивает он и отвечает: «Воля, коей зеркало жизнь, и безвольное познание, которое в этом зеркале ясно её видит» 1679 . Источник и носитель жизни есть, таким образом, воля, или «вещь сама по себе, которая – мы сами». Она в своих явлениях ни мало не затрагивается ни рождением, ни смертью, которые принадлежат к явлению, как таковому и суть мимолётные, в форме времени выступающие, проявления того, что само в себе не знает —355— времени, но именно должно проявиться сказанным образом, чтобы объективировать своё собственное существо 1680 . Посредством «привходящего, к её услугам развитого, мира представления» воля получает «познание собственного хотения и того, что это такое, чего она хочет», и так как то, «чего она хочет», есть жизнь (мир), то потому она и может быть названа «волей (желанием) жизни». Смело можно сказать, говорит Шопенгауэр, что желанием жизни жизнь обеспечена, и пока мы исполнены желания жизни, нечего нам бояться за наше существование, даже и в виду смерти, потому что, как сказано было раньше, воля, как вещь сама по себе, нисколько не затрагивается смертью, и человек, который, напротив, находил бы удовлетворение в жизни, которому в ней было бы вполне хорошо и «коего жизненное мужество было бы столь велико, что он за наслаждения жизни охотно и радостно принял бы все трудности её и муки, – такой человек стоял бы «костью дебелой на крепкозданной, прочной земле», и ему нечего было бы бояться: он равнодушно взирал бы на приближающуюся смерть, смотря на неё, как на призрак, «бессильное привидение, пугающее слабых», но не имеющее власти над тем, кто знает, что ведь он «сам та воля, коей объективация или отражение весь мир, кому поэтому всегда обеспечена жизнь, равно как и настоящее, истинная, единственная форма проявления воли.» 1681 . Это и есть то, что Шопенгауэр называет точкой зрения полного подтверждения воли к жизни (Bejahung des Willens zum Leben), т. e. когда познание идёт об руку с обыденным людским хотением, с полной ясностью для самих себя. Воля бесспорно подтверждает саму себя, когда её собственное существо даётся ей в мире и жизни вполне и ясно, как познание или представление, всегда готовое к её услугам и никогда не задерживающее её хотения: «эта, таким образом познанная, жизнь продолжает и как такая быть ей (воле) желанной» вполне сознательно и обдуманно, как дотоле в неорганической и растительной природе эта же самая воля проявляется слепо и без сознания. —356—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, 36 трулльский канон, которым константинопольский патриарх в преимуществах уравнивался с римским епископом и римский епископ, таким образом, ставился в один ряд с патриархом константинопольским, под пером Грациана получает иной смысл. Грациан в тексте данного канона после слов: «да имеет престол Константинополя равные преимущества с престолом древнего Рима и яко сей да возвеличится...» прибавляет слова: «non tamen». Получился такой смысл: хотя патриарх константинопольский и уравнен с римским в политическом отношении, однако первый ниже последнего в отношении церковном. Грациан решительно выделяет римского епископа из ряда прочих патриархов, отводя ему особое, высшее место. Он решительнее всех предшествовавших канонистов выставляет мысль, что римский епископ, подобно Христу, стоит выше всех законов; он может изменять их и только от него законы получают свою силу 1679 . В декрете Грациана не остаётся уже и следа от древнего церковного права 1680 . Труд Грациана вскоре после своего появления приобретает большую известность и авторитет на Западе. Он становится учебным руководством в университетах; на него ссылаются и пользуются им папы, епископы, государственные люди; он лёг в основу дальнейшего декретального римского церковного права; он, как выражается Янус, вскоре сделался настольной книгой не только для правоведов, но и для схолостических богословов. Папы (например, Александр III, Климент II, Иннокентий III), ссылаясь на сборник Грациана, говорили: «in sacris canonibus», «in sacris decretis» 1681 . После появления в свет труда Грациана в дополнение к нему время от времени в описываемую эпоху появлялись сборники папских декретов. Таковы: Decretarium Gregorii IX, lib. V, составленный по распоряжению этого папы доминиканцем Раймундом de-Penna 1682 и дополнения к нему: Liber: sextus – Бонифация VIII и Liber septimus – Климента V 1683 . Через эти сборники также красною нитью проходила идея папского главенства. Признанная канонистами, идея папского главенства в римском смысле проникает и в богословские системы и, таким образом, связывается с догматикой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Все настоящие указания высшей церковной власти клонятся к тому, чтобы направить деятельность архипастырей, а за ними и пастырей, в строго церковное русло и парализовать стремление некоторых епископов и подведомственных им священников выходить, так сказать, за ограду церковную и простирать свое влияние вне своих непосредственных паств. Дорожа свободой исповедания веры и широкой возможностью совершать во все умножающихся, благодарение Богу, храмах церковные богослужения и молитвы, – архипастыри и пастыри, и верующие миряне не должны подавать повод к возможному осуждению их в том, что они злоупотребляют дарованной им свободой, что духовенство (а в особенности епископы) – склонно «расширять воскрилия риз своих», 1675 и забывая о том, что наше служение есть следование по пути «смиренного сердцем Иисуса», 1676 нашего пастыреначальника и Господа, идти по несвойственному духу православного пастырства пути мирскому с его тяготением к внешним земным правам и благам. 1677 Журнал этого заседания Синода не был опубликован. Архиереи получали его копии из Патриархии, а уполномоченным этот же текст рассылался в качестве приложения к инструктивному письму, в котором прямо сообщалось, что этот указ появился в результате рекомендации, полученной патриархом Алексием 1296 от Совета. 1678 Для священников и архиереев, пытавшихся организовать религиозное просвещение, этот указ был ударом. Их позицию высказал архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) . В своем письме, адресованном патриарху, святитель Лука писал, что постановление, запрещающее проповедовать детям и учить их закону Божию, его потрясло и что лучшие священники обращаются к своему архиерею с вопросом, зачем они крестят детей, если не могут их научить. 1679 По всей видимости, письмо святителя Луки задело патриарха, и в ответном послании он достаточно подробно аргументировал свою позицию. 1680 Патриарх писал, что запрещена не проповедническая деятельность вообще, а лишь проведение под видом проповедей «систематических уроков, предполагающих специальный созыв детей, как на школьные уроки». 1681 Патриарх, в частности, ссылался на напечатанную в «Журнале Московской Патриархии» статью самого святителя Луки, где говорилось о том, что у Православной Церкви нет оснований для вражды против правительства. 1682 Перечислив шаги, которое власти сделали навстречу Церкви (возвращение мощей, открытие духовных учебных заведений, открытие храмов), патриарх писал, что при воспитании и обучении прихожан не следует выходить за пределы прав, которые государство предоставило Церкви, нельзя обходить или нарушать законы государства. Слишком активные действия Церкви могли, по мысли патриарха, нарушить status quo и снова вернуть эпоху массовых гонений. Поэтому невозможность открытия воскресных школ признается в этом письме чуть ли не благом:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Хорошо известна коллекция музеев Ватикана, которую папы собирали веками (бывший Латеранский музей, основанный Пием XI). Ценны и другие ватиканские собрания: ризница собора Сан Пьетро и коллекция раннехристианских предметов, собранная в Сатро Santo Teutonico. Хранителем литургических предметов и одеяний, в основном поздне– и поствизантийской эпохи, является Византийский музей в Афинах. Благодаря выставкам, которые часто организует Музей, его коллекции широко известны 1680 . В России значительными собраниями подобного рода обладают Эрмитаж (рис. 107) 1681 и Оружейная палата московского Кремля 1682 . Современное стремление к уточнению терминов и более внимательному изучению предметов и их функций привело к выводу, что, например, в музеях Ватикана, в противоположность ранее существовавшему мнению, собственно литургических предметов 4–10 вв. не так много. Гораздо более многочисленны предметы личного благочестия вотивного характера, связанные с поклонением, почитанием 1683 . К этой же категории вещей относятся предметы из погребений: нательные кресты, сосуды с христианскими символами, пряжки, кольца, нагрудные подвески, медальоны и т.п. Иногда в захоронениях священнослужителей, в церквах или рядом с ними, археологи находят и остатки книг (оклады, застежки). Некоторые литургические предметы достаточно массового производства (например, бронзовые кадила) представляют развернутые иконографические циклы евангельских сцен 1684 . Особую группу составляют золотые изделия (оклады богослужебных евангелий, венцы, потиры и другие богослужебные сосуды), выполненные в изысканной технике перегородчатой эмали 1685 . Ценной коллекцией икон и других изделий из эмали обладает Государственный музей искусств Грузии (Тбилиси). Среди них есть и византийские, и местные произведения 1686 . Немало таких предметов крестоносцы вывезли из Константинополя в Венецию, где они хранятся сейчас в сокровищнице Сан Марко 1687 . Уникальное произведение искусства – т.н. Pala d " oro – большой запрестольный образ, который является сложной композицией византийских эмалевых икон разных размеров и различного происхождения 1688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010