Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ («Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссиею» - АИ), издание документов, полученных гл. обр. из архивов Вильно, Могилёва, Витебска, а также хранилищ Москвы и С.-Петербурга (СПб., 1841-1842. 5 т. Т. 1: 1334-1598/Гл. ред. прот. И. И. Григорович; Т. 2: 1598-1613/Подгот. к изд. прот. И. Григорович; Т. 3: 1613-1645/Подгот. к печати С. М. Строев и М. А. Коркунов; Т. 4: 1645-1676/Гл. ред. прот. И. Григорович; Т. 5: 1676-1700/Подгот. к изд. М. А. Коркунов). В АИ наряду с широким кругом законодательных, актовых и делопроизводственных источников по истории России XIV-XVII вв. опубликованы многочисленные материалы по истории РПЦ и ее взаимоотношений со светской властью и Вост. Патриархами: грамота свт. Феогноста , митр. Киевского, на Червленый Яр 1354/55 г.; жалованные несудимые и тарханные грамоты мон-рям и церквам, в т. ч. 3 грамоты вел. кн. Олега Рязанского 1356-1402 гг.; послания Вост. Патриархов российским государям и митрополитам, а также новгородцам и псковичам XIV-XVI вв.; грамота польск. кор. Казимира IV свт. митр. Ионе о правосл. Церкви в Великом княжестве Литовском; образцы епископских грамот присяжной, настольной, отреченной; материалы, связанные с ересью жидовствующих (кон. XV в.), с ересью М. Башкина (сер. XV в.); уставные грамоты о монастырском общежитии, статьи из Стоглава 1551 г.; послание царя Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский мон-рь ; материалы по истории осады Троице-Сергиева мон-ря в 1609 г.; грамоты Патриарха Никона властям Валдайского Иверского мон-ря 1653-1656 гг.; розыск о мученической кончине сщмч. Иосифа , митр. Астраханского († 1671), во время бунта Степана Разина; документы Соловецкого мон-ря от 1674 г.; соборные постановления и грамоты о духовном суде, распорядках и пошлинах, памяти о вотчинном монастырском управлении и др. К АИ существует именной и географический «Указатель» (СПб., 1843). Изданные Археографической комиссией «Дополнения к Актам историческим» (СПб., 1846-1872. 12 т.), охватывающие документы X-XVII вв., представляют собой самостоятельную серию. Лит.: Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие/Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма). Б. Н. Морозов Рубрики: Ключевые слова: ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/63962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ I [Иоанникий Зограф; греч. Ιωαννκιος Ζωγρφος], митр. Китийский (Ларнакский) (1679 или 1695 - 1 марта 1704). И. принял монашеский постриг в одном из мон-рей Кипра (возможно, в Амасгу Богородицы монастыре ) и вел строгую подвижническую жизнь. Он был талантливым иконописцем. Однажды некий иерей пришел к нему с просьбой написать икону св. Фирса. И. спросил заказчика о чине святости Фирса, но тот не знал этого. Когда настала ночь, И. обратился с горячей молитвой к св. Фирсу и тот явился ему во сне в святительских облачениях (речь идет, по всей видимости, о кипрском свт. Фирсе , еп. Карпасийском). Подпись «иеромонах Иоанникий» или «диакон Иоанникий» встречается на многих иконах XVII-XVIII вв., находящихся в различных кипрских храмах: Пресв. Богородицы на троне (1670) - в ц. Панагии в Трахони близ Китреи, «Распятие» (1671) - в храме с. Псимолофу, Христа Вседержителя (1672) - в ц. святых Вихиана и Номона в Анайе, Божией Матери «Одигитрия» (1676) - в ц. первомц. Феклы в с. Маркос, Божией Матери (1676) - в ц. св. Анны в Сиркании близ Китреи, св. Параскевы (1678) - в одноименной церкви в с. Нису, на царских вратах (1680) - в ц. Спасителя в Лефконико, вмч. Георгия Победоносца (1684) - в соборном храме монастыря вмч. Пантелеимона близ Агрокипьи, Божией Матери и ап. Иоанна Богослова (1684) - в ц. вмч. Евстафия в Колоси, Спасителя (1686) - в ц. св. Архангела в Лефконико, Божией Матери (1693) - в ц. Панагии Кафолики в Пелендри. По всей видимости, их автором является И. Кроме него известны одноименные кипрские иконописцы Иоанникий, диак. (впосл. иеромонах), работы которого датируются 1713-1720 гг., и иером. Иоанникий из Ираклидия монастыря , работавший в 30-60-х гг. XVIII в. Желая подражать древним подвижникам, И. удалился в горы и стал жить отшельником в пещере. Он вкушал лишь раз в неделю немного черствого хлеба. После смерти Космы (Маврудиса), митр. Китийского, жители, узнав о добродетелях монаха-аскета, решили избрать его своим архиереем. По словам мон. Акакия Карпасийского (ок. 1733), И., не желая оставлять подвига пустынножительства, «плакал как дитя, которое забирали от матери».

http://pravenc.ru/text/578006.html

Варсонофий (Еропкин; † 1688), митрополит. С 1667 г. архимандрит Симонова монастыря. В 1671 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского с возведением в сан архиепископа. С 1676 г. митрополит Сарский и Подонский. Варфоломей (Ремов Николай Федорович; 1888–1935), архиепископ. С 1916 г. экстраординарный профессор МДА. В 1920 г. подвергался аресту. В 1921 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1923–1929 гг. настоятель Московского Высокопетровского монастыря. В 1928 г. арестован, освобожден после дачи подписки о сотрудничестве с ОГПУ. С 1932 г. архиепископ. В 1935 г. вновь арестован. Расстрелян. Василий (Беляев Павел Ильич; 1870 – после 1931), епископ. В 1925 г. хиротонисан во епископа Спасо-Клепиковского, викария Рязанской епархии. В 1925–1927 гг. находился в заключении в Соловецком лагере. С 1 августа по 23 сентября 1927 г. в ссылке в пос. Хэ Обдорского р-на Тобольского округа, проживал вместе с митрополитом Петром. В 1927–1929 гг. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии; в 1929–1931 гг. епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии. Арестован в 1931 г. Дальнейшая судьба неизвестна. Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861–1933), архиепископ, доктор богословия, профессор. В 1914–1920 гг. ректор КДА. В 1914 г. хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии. В 1923 г. арестован, до 1925 г. в ссылке. С 1925 г. архиепископ. Умер от голода в Киеве. Василий (Димопуло; 1867–1934), архимандрит. В 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского Патриарха в Москве при храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, представитель Константинопольского Патриарха в Москве, почетный член обновленческого «Священного Синода». С 1932 г. представитель Александрийского Патриарха в Москве. Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870–1930), священномученик, епископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. по избранию как мирянин от Рязанской епархии. В 1925 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Арестован в 1926 г. В 1926–1929 гг. в заключении в Соловецком лагере. Находился в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому) . После лагеря был отправлен в ссылку, где в 1929 г. был арестован и этапирован в Москву. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Неожиданная смерть царя Алексея Михайловича, последовавшая 29 января 1676 года всего лишь на 47 году его жизни и ровно через неделю после падения знаменитой обители, была, по мнению людей старой веры, наказанием Божиим за разгром монастыря и, конечно, не помогла росту престижа царской власти. Место Тишайшего занял больной четырнадцатилетний ребенок, и период новых серьезных смут наступил для государства Российского. Примечания Аввакум. Сочинения... С. 62; ЛЗАК. Т. 24. С. 52-72; Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 413. РИБ. Т. 23 (Дела Тайного Приказа). С. 1273. Аввакум. Сочинения... С. 713—714; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I. М., 1954. С. 183 Щапов А.П. Соч. Т. I. С. 466. Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н.И. Поповым. Т. I. М., 1864. С. 8—18, 134—136; Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923. С. 119. Соловьев С.М. Т. VI (XII). С. 309. Соловьев С.М. Т. VI (XI). С. 278. Тхоржевский С. Указ. соч. С. 119—121; Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина. М.-Л., 1931. С. 255. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. II. М., 1959. С. 340. Тихомиров Б. Разинщина. М.—Л., 1930. РИБ. Т. 39. С. XXXV; Аввакум. Сочинения... С. 249, 846. Материалы для истории раскола... Т. V. С. 204; ДРВ. Т. XVIII. С. 92. Фролов В. Указ. соч. С. 469. ДРВ. Т. XVIII. С. 82. Аввакум. Сочинения... С. 249. ЛЗАК. Т. 24. С. 315; Аввакум говорит о смерти Авраамия, но не указывает времени его казни. См.: Аввакум. Сочинения. С. 57, 65. Там же. С. 248—249, 846. ЛЗАК. Т. 26. С. 22. Там же. Т. 24. С. 361. Русская старина. X. 1908. Т. X. С. 684; Pascal P. Op. cit. P. 456. Житие боярыни Морозовой... С. 154—156; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц… С. 126. Житие боярыни Морозовой... С. 159—160. Там же. С. 165. Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 269. Аввакум. Сочинения... С. 393—396. Житие боярыни Морозовой... С. 196.

http://sedmitza.ru/lib/text/439550/

Барсов Е. Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта//Чтения в ОИДР. 1883. Кн. 4. С. 80. Щапов. Русский раскол. С. 414; он же. Земство и раскол. С. 456. Макарий, митр. История русского раскола. С. 216–218. Термин «черный Собор» употребляется в документах Соловецкого монастыря этого времени не только для обозначения Собора, в котором принимала участие лишь иноческая часть, без участия «бельцов», и который происходил обычно в Трапезной палате (Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1878. Т. 3. С. 3–4, 13, 14, 39 и др.), но также применительно к Большому Собору, например, к Собору 1666 г., проходившему в Преображенском храме, на который прибывший в монастырь архимандрит Сергий собрал «келаря... казначея, и соборных старцов, и черных попов, и дьяконов, и больнишных старцов, и всю братью, и слуг, и служебников, и стрелцов... вся братья и мирские люди всем черным Собором учали... кричать» (там же. С. 143–145). Предлог «против» здесь имеет значение «сообразно». Материалы для истории раскола. Т. 3. С. 6–13. Там же. С. 18–47. Там же. С. 117–178. Там же. С. 196–198; Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. С. 27–28. Чумичева О. В. 1) Новые материалы по истории Соловецкого восстания (1666–1671 годы)//Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. С. 60–62; 2) Страницы истории Соловецкого восстания (1666–1676 гг.)//История СССР. 1990. 1. С. 169. Материалы для истории раскола. С. 210, 262. Там же. С. 213–262; Новейшая литература о Соловецких челобитных и Соловецком восстании в целом: Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 191–219; Чумичева О. В. Ответ вкратце Соловецкого монастыря и пятая челобитная (Взаимоотношения текстов)//Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. С. 59–69. ААЭ. СПб., 1836. Т. 4. 160. С. 211–212. ДАИ. СПб., 1853. Т. 5. 67. II. С. 339–340.

http://sedmitza.ru/lib/text/436212/

Смоленск. Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Является мужским, переосвящен в 1669 г. из униатского монастыря базилиан; до 1703 г. при нем жили смоленские архиереи. Между 1672-1675 гг. по инициативе смоленского митрополита Варсонофия Еропкина вместо деревянного собора на средства из казны воздвигается каменный одноэтажный собор. Велось строительство, предположительно, московским зодчим Иваном Калининым. Тогда же к северу от собора построен деревянный дом для настоятеля, утрачен в 1943 г. (под асфальтом площадки сохраняется обширный Г-образный подвал). В 1697 г. собор был поврежден ураганом, в 1727 г.  " поновлен " епископом Гедеоном - возведен второй этаж и пристроена к алтарю с севера ризница. В 40-е гг. XVIII в. с юга пристроена каменная усыпальница над захоронениями смоленских митрополитов, тогда же - колокольня. В 60-х гг. XVIII в. возведена к югу от собора Аннозачатьевская церковь, в 1767 г. она обращена в больничную. В конце XVIII в. построена ограда, частично перестроена в конце XIX в., как и верхняя паперть собора. Собор Троицкий, бесстолинный, одноглавый, типичен для московской архитектуры, стал образцом для церквей Смоленска XVIII в. Центральный объем - высокий четверик с пятигранной апсидой, с запада к нему примыкает немного пониженная трапезная с Г-образными крыльцами, ведущими на второй этаж. Все объемы, кроме примыкающей усыпальницы, двухэтажные, второй этаж четверика - двухсветный. В декоре сочетаются элементы XVII—XVIII вв., наличники с разорванными фронтонами окон нижней паперти и элементы барокко – плоские наличники, восьмигранные верхние окна, широкий фриз, переходящий на полукруглые фронтоны. Помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Интерьеры не сохранились. Здание реставрировано в 1979-80 гг. по проекту А. Силанова. Текст статьи взят с сайта Администрации Смоленской области Монастырь Троицкий. XVIII в. ул. Большая Советская, 8а, 9, 11. Расположен на одной из центральных улиц города, круто поднимающейся от Днепра. С востока, где вплотную к монастырю подходит овраг, его здания просматриваются на значительном расстоянии. Они дополняют ансамбль Соборной горы к северу от монастыря. Троицкий монастырь основан после 1655 г. на месте базилианского монастыря, назван в память о древнем Троицком монастыре " на Кловке " , который был разрушен во время осады Смоленска в 1633 г. Каменный собор построен между 1671 и 1676 гг., в 1697 г. поврежден ураганом, в 1727 г. возобновлен. Видимо, в это время здание было полностью перестроено и получило нынешний облик. В 1847 г. была обращена в придел собора часовня над погребениями архимандритов монастыря, в 1860 г. сооружены каменные крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=01022

Стефан Вонифантьев, протопоп Благовещенский. 1645–1656 гг. Чт. Общ. И. и Др. 1887, III, 79–80. Проф. Н. Ф. Каптерев , Патр. Никон и его противники; Патриарх Никон и царь Але- ксей Мих., I. Извеков, 88, 100–102. Скончался иноком Савватием 11 ноября 1656 г. Каптерев, II. Никон и ц. Алексей, I, 132. – царя Алексея Михайловича. Лукиан Кириллов, протопоп Благовещенский. 1657–1666 гг. Извеков, 88, 102. Субботин, Материалы, V, 65. Андрей Савинов Постников, протопоп Благовещенский. 1666– 1671 гг. Христ. Чтение, 1902, Янв., 126–139. Извеков, Духовник царя. Алексея Михайловича, протопоп А. С. Постников. Ср. Моск. кремл. церкви, 102 – 110. Чт. О. И. И Др. 1896, I, 5. Никита Васильевич 11, протопоп Благовещенский. 1676–1684 гг. Житие Федора Ртищева (1675 г., июнь: «священник ц. Рождества Пресв. Богородицы иже в дому царском имянем Никита, муж жития святого, иже потом бысть царский духовник», изд. проф. Козловского, стр. 167. Киев. Унив. Изв. 1906 г., дек.). Извеков, 88, 110. Участвует в венчании на царство царя Федора Алексеевича. Чт. Общ. И. и Др. 1883, I, 99. Меркурий Гаврилович, протопоп Благовещенский. 1685– 1692 гг. Извеков; 88, 111. –царя Федора Алексеевича. Иларион, игумен Флорищевой пустыни (1655–1681г.), после архиеп. Суздальский (1681–1705). В. Т. Георгиевский , Описание Флорищевой пустыни, 61. Но в Житии Илариона (стр. 104 по отд. оттиску из Прав. Соб. 1868 г) он называется лишь «о Христе духовным собеседником» царя Федора. Феофан Феофилактович, протопоп Благовещенский. 1693 – 1700 гг. А. И. V, 218. Клятвенное обещание Феофана. Извеков, 88, 114–112. Алмазов, II, 170–172. Номинальный духовник. – царя Петра I Священник Верхоспасского собора. До 1696 г. Извеков, 112. Петр Васильевич протопоп Архангельский. 1696 г. Извеков, 112. Родоначальник Надаржинских(?) Знаменский, Приходское духовенство со времени реформы Петра I, стр. 105. Яков Игнатьев, протопоп Верхоспасского собора. До 1718 г. Соловьев, История, IV кн., 410– 486. Устрялов, Жизнь Петра Великого, т. VI, стр. 266, 269, 272–278. См. выше. – царевича Алексея Петровича. Приложение II. Исповедь земле 924

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В первые десятилетия XVII в. в Канеа действовала иконописная мастерская, старшим представителем к-рой работал мон. Амвросий Торговец, чьи произведения датируются ок. 1625 г. Его живописная манера оказала влияние на др. членов мастерской - иером. Нила, игум. Филофея (Скуфоса), свящ. Еммануила Скордилиса, Теодороса Пулакиса и Константина Палеокапоса, которые продолжили свою творческую деятельность в Италии, на Ионических о-вах, а также на островах Эгейского м. Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в. Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в. В кон. XVI в. представитель знатного греч. рода доктор медицины и философии Иоанн Хартофилакс основал в 3 км от Канеа мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги). В 1-й пол. XVII в. члены др. богатой греч. семьи братья Иеремия, Венедикт и Лаврентий Цангаролосы стали ктиторами крупных мон-рей Гдернетту (Гувернету), Св. Троицы и Гонья . После захвата в 1645 г. города турками здесь была размещена резиденция паши. Была восстановлена правосл. Кидонийская епископия, которая заняла 4-е место среди 12 критских епархий. Кафедральным собором стала ц. св. Бессребреников. Поскольку Кандия (ныне Ираклио) до 1669 г. оставалась в руках венецианцев, то 1-й митрополит (архиепископ) Крита Неофит Пателарий (1652-1679) пребывал на территории совр. нома Ханья. Мн. жители Канеа эмигрировали на Ионические о-ва (напр., игум. Венедикт (Цангаролос; † после 1645), автор макаристариев прп. Иоанну Отшельнику и плащанице Пресв. Богородицы) или в Италию. Так, протопр. Канеа Алоизий-Амвросий Граденигос (ок. 1616-1680) после падения города переехал в Венецию, где стал дидаскалом и библиотекарем собора св. Марка и подготовил к печати ряд изданий, в т. ч. трагедию «Эрофила» (1676), а затем был иерокириксом на Закинфе. Филофей (Скуфос; † 1685), игум. мон-ря Хрисопиги, хартофилакс Канеа и иконописец, после захвата города подвизался в мон-ре свт. Афанасия Великого на Закинфе, в 1653 г. стал дидаскалом в Венеции, в 1655-1659 гг. служил священником ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи. Даже занимавший в 1668-1671 гг. К-польскую кафедру уроженец Канеа Мефодий III (Моронис) провел последние годы жизни в Венеции в качестве эпитропа ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

По гипотезе Б. М. Клосса , Коломенский еп. Митрофан (1507-1518) написал в Коломне важнейший памятник «Куликовского цикла» - «Сказание о Мамаевом побоище» ( Клосс Б. М. Об авторе и времени создания «Сказания о Мамаевом побоище»//In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 253-262; Он же. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 136-137; 2001. Т. 2. С. 331-348). 1667-1799 гг. Церковь Воскресения словущего в Коломне. XVI в. ?, 1786 г. Фотография. 2011 г. Церковь Воскресения словущего в Коломне. XVI в. ?, 1786 г. Фотография. 2011 г. К. е. была восстановлена в прежних границах по решению Большого Московского Собора 1666-1667 гг., поставившего в вину патриарху Никону незаконное извержение из сана Коломенского еп. Павла и разорение Коломенской кафедры. 9 июня 1667 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архимандрит Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Мисаил. При этом доимка пошлин с церквей К. е. за период их принадлежности к Патриаршей области продолжалась до 1676 г. В 1672 г. К. е. была возведена на степень архиепископии. Возможно, на повышение статуса епархии повлияло строительство в ее пределах новых городов и храмов в ходе предпринимавшихся в 60-70-х гг. XVII в. попыток возобновления засечной черты. Так, в 1670-1671 гг. на юге К. е. был учрежден Богородицкий у., за юрисдикцию над храмами к-рого до 1675 г. шел спор между Коломенским и Рязанским архиереями. К 1674 г. в границах К. е. находились приходы и мон-ри др. епархий. В Коломенском у. располагалось немало вотчин с приходами Патриаршей области, в Епифанском у.- вотчины с приходами Новгородской и Сарской кафедр. В 1674 г. Собор постановил, чтобы уезды находились в ведении того архиерея, к-рому подчинялся город - центр уезда. В соответствии с решением Собора в 1675 г. из Рязанской митрополии в К. е. перешел Каширский у. (Кашира состояла в К. е.), Венев во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (г. Венёв принадлежал К. е.). В Рязанскую митрополию из К. е. поступили г. Епифань (10 церквей) и г.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Неизвестно, что оставалось от древних каменных храмов Савватьева монастыря при старце Ионе. Собор строился вместо деревянного храма. Его облик не имеет следов более ранних построек. Но при сооружении колокольни зодчие руководствовались явно не только своими расчетами, но и видом прежней колокольни. Вот только видели ли они ее саму или только ее изображение на древней иконе - неизвестно. Для конца XVII - 1 пол. XVIII вв. известны такие столпообразные колокольни, но завершающиеся, преимущественно, шатрами, ближайший пример - колокольня Успенского Старицкого монастыря. Савватьевская же колокольня - редкий пример воспроизведения в конце XVII в. гораздо более ранних образцов XVI столетия. В общей картине строительства в Тверском крае савватьевский ансамбль стоит между, с одной стороны, архиерейской резиденцией архиепископа Иоасафа (1671-1675 гг.), тверскими церквями Николы на Городу (1674 г.) и Симеона Столпника (1676 г.), выстроенными калязинской артелью зодчего Аверкия Мокеева, а с другой стороны, монастырскими соборами Кашина, где последовательно строились Троицкий собор Дмитровского монастыря (1680-1682 гг.), Троицкий собор Клобукова монастыря (1687 г.), Сретенский собор Сретенского монастыря (1690-1692 гг.). По внешнему виду последний особенно близок к собору Савватьева монастыря, и это сходство усиливается одинаковым посвящением. Троицкий собор Дмитровского монастыря более сложен по объему - это двухэтажный храм, но конструктивно близость этого храма савватьевскому собору настолько очевидна, что почерк одной артели не вызывает сомнений. Очень похоже, что работала приглашенная еще архиепископом Иоасафом артель, калязинская по составу, первоначально провинциально-московская по стилю и манере, а потом постепенно приобретавшая свой, местный почерк. Можно предположить, что и лично архиепископ был причастен к строительству и заказу каменщиков для работ в Савватьеве - об этом говорит его поминание в Синодике отдельно от всех других тверских владык. Но непосредственное исполнение заказа происходило уже при его преемнике, архиепископе Симеоне. В 1677-78 г.г., когда составлялась переписная книга, храм указан один - Сретения - и без пояснений, каменный или деревянный. Вероятно, имеется в виду еще прежний деревянный храм, в котором продолжались службы. Каменный же монастырский ансамбль строился именно в эти годы, возможно, поэтому незаконченные постройки и не попали в переписную книгу.

http://sobory.ru/article/?object=46860

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010