Триумф имени Иисуса. Роспись свода ц. иль Джезу в Риме. 1676–1679 гг. Мастер Бачиччо Триумф имени Иисуса. Роспись свода ц. иль Джезу в Риме. 1676–1679 гг. Мастер Бачиччо В станковых работах Бачиччо также сильны влияния Бернини, напр. в полотне «Смерть св. Франциска Ксаверия» (1676; ц. Сант-Андреа-аль-Квиринале, Рим) или «Quo vadis, Domine?» (1675; собр. А. Дзербоне, Генуя). Среди крупных станковых работ этого периода - алтарное полотно «Христос и Мадонна со свт. Николаем» (2-я пол. 70-х гг. XVII в.; ц. Санта-Мария-Маддалена, Рим). После смерти Бернини уделом живописца стали одиночество и изоляция в художественных и интеллектуальных кругах Рима. Его живопись обрела черты светскости и подчеркнутой элегантности, сакральный сюжет сочетается с исключительно светской трактовкой темы. Показательными работами позднего периода являются эклектичное по стилю «Рождество» (1687; ц. Санта-Мария-дель-Кармине, Фермо), большая алтарная картина «Рождество Иоанна Крестителя» (1698, ц. Санта-Мария-ин-Кампителли, Рим). Полотна «Проповедь св. Франциска Ксаверия» (1704) и «Св. Франциск Ксаверий крестит языческую принцессу» (1705, оба - ц. Сант-Андреа-аль-Квиринале, Рим) стали образцом для мн. рим. художников Сеттеченто. В живописи позднего Гаулли с легкими композиционными ритмами, со свободой и с отделанностью письма, с плавкой консистенцией краски, с пастельным колоритом, со скульптурной формой, с гладкими поверхностями заметно изменение индивидуального стиля под влиянием нарождающегося неоклассицизма, а также эволюция барокко в сторону чувственной прелести, легкости и светскости рококо. Триумф Мудрости. 1671 г. Художники Джованни Коли и Филиппо Герарди (мон-рь Сан-Джорджио-Маджоре, Венеция) Триумф Мудрости. 1671 г. Художники Джованни Коли и Филиппо Герарди (мон-рь Сан-Джорджио-Маджоре, Венеция) Среди художников-монументалистов рим. барокко XVII в. выделяются Филиппо Герарди и Джованни Коли. Их творчество традиционно рассматривается совместно, поскольку этапы их обучения и художественной карьеры совпадают.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 27. Л. 43-59, 63, 67, 68, 70-71, 72-73, 78, 79, 82, 85-89; Парфентьев. 2005. С. 310). На пути он был задержан гетманом П. Д. Дорошенко, отпущен после просьб валашского господаря Антоние I Попешти и Паисия Александрийского, но добрался только до Ясс, где вновь был задержан по подозрению в подделке грамоты о милостыне Св. Гробу Господню и в присвоении денег (об этом известно из отправленных из Ясс грамоты Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары царю и писем Дионисия Грека Паисию Лигариду и М. Г. царю; см.: Фонкич. 1994. С. 114-126; он же. 1997. С. 165-166). Рассорившись с патриархами, из Ясс М. Г. вернулся в Москву, вероятно, в апр. 1670 г. ( Парфентьев. 2005. С. 312-313). Став известным лицом на греч. Востоке, М. Г. приобрел и недругов среди греч. высшего духовенства (в т. ч. в лице Иерусалимского патриарха Досифея), к-рые стремились дискредитировать его в глазах царя Алексея Михайловича, что, однако, им сделать не удалось. М. Г. пытался наладить отношения с Досифеем, отправив к нему с письмом летом 1671 г. серба Михаила Богданова, однако патриарх в ответном письме (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 636) просил М. Г. больше ему не писать. По возвращении в Москву с 1671 г. М. Г. и 8 его челядников получали «поденного корма» и питья или заменявшее их годовое денежное жалованье в 300 р., а также конский корм, дрова и разовые пожалования продуктами (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1671 г. 54; 1672 г. 4; 1673 г. 2; 1675 г. 11; 1676 г. 12; РИБ. Т. 21. Стб. 1650, 1714). Выдача государева жалованья продолжалась, видимо, до смерти царя, после к-рой М. Г. ушел на покой и проживал в московских мон-рях. Сохранились также документы, непосредственно связанные с работой школы (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1674 г. 2; о школе М. Г. см. также: Фонкич. 2009. С. 99-100). По поручению царя Алексея Михайловича, данному, по-видимому, незадолго до смерти, М. Г. заказал в К-поле «на 300 червонных золотых» греч. и греко-лат. книги: богослужебные, Жития святых, святоотеческие, по церковному и гражданскому праву, «Книгу еллинскую Алексикон», Библию и 2 греч. грамматики - всего более 40 (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1656 г. 9. Л. 9-10; Парфентьев. 2005. С. 318-319). Возможно, среди этих книг был сохранившийся до наст. времени Анастасиматарий (Октоих) ГИМ. Син. греч. 408, имеющий записи о принадлежности М. Г. и оттиск его печати (см.: Фонкич. 2009. Рис. 21); найдена и сама печать иеродиакона (см.: Станюкович, Фонкич. 2009). В 70-80-х гг. XVII в. М. Г. занимался беспошлинной торговлей через своих людей и был достаточно состоятелен; вел тяжбы, отстаивая свое право не платить пошлины ( Фонкич. 1997. С. 172; Парфентьев. 2005. С. 316-317). В 1675 г. по доносу купцов А. С. и Я. А. Кирилловых М. Г. и его отец, иером. Евстафий, были арестованы приставами на 3 недели по подозрению в долгах по пошлинам, но потом отпущены, после чего иером. Евстафий, получив в дорогу подводы, сани и съестные запасы, покинул Россию ( Парфентьев. 2005. С. 317-318).

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Руины кафедрального собора в Ст. Панаме. Почтовая открытка. 20-е гг. XX в. Руины кафедрального собора в Ст. Панаме. Почтовая открытка. 20-е гг. XX в. 28 янв. 1671 г. г. Панама был разграблен и подожжен пиратами во главе с Г. Морганом (1635-1688). 21 янв. 1673 г. губ. А. Фернандес де Кордоба-и-Мендоса (1671-1673) по благословению еп. Антонио де Леон-и-Бесерры (1672-1676) начал строительство нового города близ порта Анкон с тем же названием. В 1674 г. там был возведен деревянный кафедральный собор, восстановлены действовавшие в Ст. Панаме мон-ри и коллегия иезуитов. В 1688 г. по инициативе еп. Лукаса Фернандеса де Пьедраиты (1676-1688), известного южноамер. историка, автора труда «Общая история завоеваний Нового королевства Гранада» (опубл. в 1688), началось строительство совр. собора г. Панамы, к-рое продлилось 108 лет. В 1702 г. епископ Панамы, августинец Хуан де Аргуэльес (1699-1711), уроженец Лимы, основал в г. Панаме госпиталь Санто-Томас-де-Вильянуэва. Еп. Франсиско Хавьера де Луна Виктория-и-Кастро. XVIII в.(?) (собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама) Еп. Франсиско Хавьера де Луна Виктория-и-Кастро. XVIII в.(?) (собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама) В 1698 г. в П. прибыли первые протестанты: 1,2 тыс. колонистов из Шотландии, нек-рые из них были пресвитерианами, предприняли неудачную попытку основать у карибского побережья на п-ове Дарьен торговую колонию. В кон. 1699 г. они были вынуждены покинуть ее. Удаленность Перу была основной причиной плохого управления аудиенсией Панамы. 27 мая 1717 г. она была вновь упразднена, а ее территория переведена под юрисдикцию аудиенсии Перу. В 1718 г. П. вошла во вновь образовавшееся вице-королевство Нов. Гранада. 1 июля 1722 г. аудиенсия Панамы была восстановлена, с 1739 г. она стала подчиняться воссозданному вице-королевству Нов. Гранада. 20 июня 1751 г. аудиенсия была упразднена из-за финансовых трудностей. В П. было создано генерал-комендантство, к-рое подчинялось аудиенсии Лимы, а с 1752 г. - аудиенсии Боготы.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 гг. В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович. Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г., 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе. К 1682 г. приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини. В сентябре 1687 г., к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI в. Перед ним в 1696 г. затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны. В сентябре 1700 г. в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 г.). К началу XVIII в. окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг. В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 г. был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 г. в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

http://sobory.ru/article/?object=02082

...сказывал себ перемену Якова Волынского... – Яков Семёнович Волынский упоминается в московских боярских книгах как стольник с 1658 г., как окольничий с 1677 г. – Указатель 1853, 80. Известно, что в 1664 г. он был воеводой в Брянске, а в 1671–1672 гг. – в Вологде – Барсуков 1902, 23, 48. ...сыщикъ, де, будетъ такой немилостивой Ивсенний Нелов... – Евсигней Никитич Неелов упоминается в московских боярских книгах как стряпчий с 1658 г., как дворянин московский в 1671 г. и 1677 г. – Указатель 1653, 287. ...у сотника стрелецкого, у Андря Есипова... – Сотник Андрей Есипов выполнял в Ферапонтовом монастыре поручения пристава С. Шайсупова. Так, 20 сентября 1675 г. пристав посылал его с письмом в Кириллов монастырь, чтобы архимандрит прислал Никону недостающие столовые запасы; власти монастыря послать продукты отказались – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 230. В апреле-мае 1676 г. вместе с монастырскими служками сотник был привлечён к допросу о келейной жизни Никона, скрытой от взоров посторонних лиц; именно Андрей Есипов сказал, что тех, на кого Никон рассердится, стрельцы и монастырские служки били палками и плетьми, которые хранились за кельей патриарха – Дело 1897, 341–361 94); Николаевский 1886, 92. ...Слышал в Кирилов монастыр у старцов и у служекъ, и у стрельцовъ. – На самом деле, в начале 1675 г. В Кирилловом монастыре, как свидетельствуют документы, активно обсуждали московские слухи о грядущем переводе патриарха Никона из Ферапонтова монастыря в другой. 20 января, например, служка архимандрита Кириллова монастыря Никиты Калинка Хрисанфов, выйдя из архимандричьей кельи, рассказал, будто по возвращении стряпчего Кузьмы Лопухина из Ферапонтова монастыря князь Яков Никитич Одоевский попытался своей челобитной царю похлопотать за Никона, но ему было сказано, что патриарха вскоре собираются сослать в другое место – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 217. ...данного же служку Ивашка Фалалеова... – Служка Ивашка Фалалеев был дан патриарху Никону для выполнения различных поручений в Ферапонтовом монастыре. Известно, что 3 июля 1674 г. Никон посылал его к С. Шайсупову с просьбой писать царю о выделении Никону из Цылинского (Богословского) еза рыбы по трети от улова в год – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 192. 7 июня 1676 г. служка Ивашка Фалалеев писал составленную игуменом Ферапонтова монастыря опись церковной утвари, принадлежащей патриарху Никону , которая была прислана ему царм Алексем Михайловичем в Богоявленскую церковь – Дело 1897, 378–379 101). 8 июня он описывал съестные припасы и рыболовные снасти и другие вещи, принадлежавшие патриарху Никону – Дело 1897, 382–383 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ ГРЕК Херувимская песнь Мелетиева распева из певч. сборника. Сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215–216) Херувимская песнь Мелетиева распева из певч. сборника. Сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215–216) († 15.02.1686, Москва), иеродиак., певчий, учитель пения, церковный дипломат. Известно имя отца М. Г.- Стефан; в 1671 г. он находился в Валахии (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1672 г. 2. Л. 1-3), к янв. 1676 г. имел сан иеромонаха с именем Евстафий (Там же. 1676 г. 9. Л. 2, 3 и др.). М. Г. род. на о-ве Хиос, возможно, принял постриг в Новом мон-ре (Неа-Мони) на Хиосе (в его завещании эта обитель стоит на 1-м месте). Затем в сане иеродиакона он жил в К-поле, где служил у патриарха Парфения II . Здесь же, вероятно, он преподавал церковное пение; об авторитете М. Г. в этой области говорит тот факт, что в 1671-1673 гг. у него в Москве учился пению иеродиак. Феодосий, присланный митр. Ираклийским Варфоломеем (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1674 г. 2, 16; Фонкич. 1997. С. 172). 28 нояб. 1655 г. М. Г. приехал в Москву «с листом от цареградского патриарха» (очевидно, Парфения, к тому времени уже оставившего кафедру - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1656 г. 9. Л. 1, 2). В апр. следующего года он намеревался вернуться, на что получил разрешение царя Алексея Михайловича (Там же. Л. 2-3), но в июне решил остаться - по-видимому, с целью открыть школу греч. церковного пения, что соответствовало направлению богослужебной реформы патриарха Никона . Документально подтверждено, что в авг. 1657 г. он учил «греческому пению диаков певчих и подьяков» и продолжал получать те же кормовые деньги («по десяти денег на день»), что и годом раньше (Там же. Л. 3-5, 6-7 об.), т. е., вероятно, школа была открыта еще в 1656 г., по-видимому в певч. палатах на Патриаршем дворе в Кремле. Антиохийский патриарх Макарий III в грамоте патриарху Никону от 12 дек. 1656 г. просил его ходатайствовать перед царем о находившихся в Москве иностранцах, гл. обр. греках, особо упомянув «Мелетиа диакона песнопевца Грека» (ГИМ. Син. грам. 1043).

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Распятие с предстоящими. 1676-1677 гг. (ГММК) Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова . Первое упоминание о З. зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11538). Еще один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода З. в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле к-рого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником З. характеризовался так: «...святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 р. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определен иконописцем в Оружейную палату (Там же. 11232). Сохранились 2 подписные работы З. из Вознесенской ц. в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божией Матери (обе в ГМИР). В 1668 г. З. с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора» (РГАДА. 396. Оп. 1. Ч. 9. 51389), а в 1675 г. его двор был перенесен в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя З. встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. З. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем , Федором Козловым , Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым (см. ст. Филатьевы ) писали иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской ц. в вотчине дворян Хитрово с. Братцева (ныне в черте Москвы) (сохр. подписная икона «Распятие», ГТГ). В 1676 г. З. упоминается в связи с починкой стенного письма в ц. Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлевского дворца. 1676-1677 гг. датированы 2 подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божией Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым) (обе в ГММК). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиак. Лаврентия с надписью о работе З.: «с товарыщи» (ГММК).

http://pravenc.ru/text/199835.html

132 Гордон Патрик (Петр Иванович, 1635–1699) – на русской службе генерал и контр-адмирал. Родился в Шотландии, в 1655–1661 гг. служил в шведской и польской армиях. С 1661 г. на русской службе. Участник Чигиринских (1676–1678 гг.) и Крымских (1687–1689 гг.) походов. В 1689 г., командуя Бутырским полком, поддержал Петра I в борьбе с Софьей. Участник Азовских походов (1695–1696 гг.) и подавления стрелецкого восстания 1698 г. Оставил три тома дневников на английском языке. 133 Лефорт Франц Якоб (Франц Яковлевич, 1655–1699) – на русской службе генерал-лейтенант и адмирал (1695 г.). Выходец из швейцарской купеческой семьи. Служил во французской и голландской армиях. С 1675 г. в России, участник русско-турецкой войны 1676–1681 гг. и Крымских походов 1687–1689 гг. В 1689 г. сблизился с Петром I. В Азовских походах 1695–1697 гг. командовал русским флотом, в 1697–1698 гг. возглавлял (вместе с Ф. А. Головиным и П. Б. Вознициным) «Великое посольство». 134 Ромодановский Федор Юрьевич (ок. 1640–1717) – князь, государственный деятель. В 1686–1717 гг. возглавлял Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. Фактически стоял во главе управления страной в периоды отсутствия Петра I, пользовался его неограниченным доверием. 135 Апраксин Федор Матвеевич (1671–1728) – военный и государственный деятель, генерал-адмирал, граф, сенатор; брат царицы Марфы, жены царя Федора Алексеевича; воевода в Архангельске (1692 г.), участник Азовских походов, начальник Адмиралтейского приказа (1700–1706 гг.); укреплял Азов, строил Таганрог; успешно оборонял Петербург и в 1710 г. взял Выборг, участник Гангутского сражения (1714 г.), президент Адмиралтейской коллегии (1717 г.); в 1712–1723 гг. губернатор Эстляндии, Ингерманландии, Карелии; в 1723–1726 гг. – командующий Балтийским флотом; член Верховного Тайного Совета (1726 г.). 136 Лопухина Евдокия Федоровна (1669–1731) – царица, первая жена (с 1689 г.) Петра I, мать царевича Алексея Петровича; в 1698 г. пострижена в монахини. После процесса царевича Алексея в 1718 г. переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, в 1725 г. – в Шлиссельбургскую крепость. После воцарения своего внука Петра II жила в Московском Вознесенском монастыре, пользовалась царскими почестями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010