из Спасо-Даниловской ц. близ Устюжны, УКМ, похищена 24 мая 1994). В житийный цикл включаются сцены рождения святой и ее погребения (икона из ЦМиАР, написана скорее всего в подражание житийному циклу свт. Николая Чудотворца). Однако и в кон. XVI в. начальное клеймо цикла могло представлять явление святой прор. Иеремии (икона из Дома-музея П. Д. Корина, икона 1-й пол. XVII в. из ГМЗРК). Клейм могло быть 18 (икона кон. XV - нач. XVI в. из псковской ц. прор. Илии (Илии Мокрого) в Запсковье (Иконы XIV-XIX вв. 2007. Т. 1. Кат. 21), икона из Устюжны). На нек-рых иконах XVI в. число клейм увеличивается до 20, и в них воспроизводятся не только сюжеты из Жития, но и отдельные чудеса, известные по текстам Пролога и поздних Четьих-Миней, напр., чудо «об Амуре» (амире, эмире - царе сарацинском) - об осаде Икония арабами и чудесном заступничестве святой за родной город, напр., на иконе 2-й пол. XVI в., ГТГ ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 608. Ил. 68, 69. С. 197-198; новую атрибуцию лит. основы сюжетов см.: Турилов. 2012. С. 715). Этот же сюжет на иконах XVIII в. представлял событие как стихийное бедствие: войско, стоявшее у храма с ракой П., было засыпано падавшими с неба камнями (икона из Успенской ц., ныне урочище Ильинское-Чудцы близ дер. Митино Галичского р-на Костромской обл., последнее клеймо (нач. XVIII в., Галич, КИАХМЗ, см.: Костромская икона. 2004. Кат. 188. Ил. 289)). Две композиции на этот сюжет могли быть введены в средник и составить позем для фигуры святой (икона сер. XVIII в. из костромского Ипатьевского мон-ря). Стиль икон может сохранять местные особенности, которые распространяются на трактовку композиций: на иконе из Ильинской ц. Запсковья явление Пресв. Богородицы и ангелов П. сопровождается движением святой навстречу Божией Матери, их взаимным объятием; композиции на иконах из Дмитрова или из собрания ЦМиАР выстроены гармонично и уравновешенно, что характерно для эпохи Дионисия. В поздних произведениях церковного искусства и утвари П. могла появляться в патрональном качестве (на шитой иконе 1731 г.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ А. с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680). Известны аллегорические композиции с образом А.: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу ,- А. и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу ,- А. с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери ) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - А. представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем. Лит.: Ровинский. народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга//1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 110. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Изображение И. включается в сцену «Успение Пресв. Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события сщмч. Дионисию Ареопагиту, к-рый также упоминает о присутствии у одра Богоматери и И. Описание иконографии «Успения Пресв. Богородицы» вошло в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Вокруг (одра Богородицы.- Авт.)… апостолы, святые иерархи - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жены плачущие» (Ерминия ДФ. С. 147). На новгородской иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы Десятинного монастыря (кон. XII - нач. XIII в., ГТГ), относящейся к развитому, т. н. облачному изводу «Успения Пресв. Богородицы», И. изображен у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония - с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним сщмч. Дионисий Ареопагит ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 11). На И. темная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе И. как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота в разд. «Святые иерархи» о внешнем виде И. сказано: «старец с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 160. 23). Русские иконописные подлинники XVIII - 40-х гг. XIX в. под 4 окт. подчеркивают уподобление И. внешности сщмч. Власия Севастийского: «… аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «…подобием сед аки Власий…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделенной на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). На большинстве других изображений И. в сцене «Успение Пресв. Богородицы» (где его образ узнаваем) - старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресв. Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображен И., представлена в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.).

http://pravenc.ru/text/293742.html

Древнейшим известным изображением Е., по-видимому, является поясная фигура на иконе Божией Матери «Одигитрия с избранными святыми» из ТСЛ (ГТГ), написанной в посл. четв. XV в. Дионисием или мастером его круга (Дионисий - «живописец пресловущий». 2002. Кат. 41). На окладе, между изображениями 2 преподобных в левой части нижнего поля, укреплена пластина с надписью: «Еуфимеи Суздалскии», и на этом основании с Е. отождествляют преподобного, представленного крайним слева (см. также: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 255. С. 314). Однако, судя по иконографическим признакам (округлый клобук, сравнительно короткая борода), это скорее прп. Антоний Великий, тогда как Е.- в островерхом куколе, с заостренной бородой - изображен правее (в описаниях иконы назван прп. Варлаамом Хутынским). Прп. Евфимий Суздальский. Икона. XVI в. (под записью XIX в.) (ГВСМЗ) Прп. Евфимий Суздальский. Икона. XVI в. (под записью XIX в.) (ГВСМЗ) Это произведение, где Е. представлен среди наиболее почитаемых рус. и вселенских преподобных (в их числе - соименный святой прп. Евфимий Великий), служит важным указанием на то, что его иконография сформировалась к посл. трети XV в. (вероятно, в Суздале) и была известна в столице. Этому выводу не противоречат данные о сложении почитания суздальского преподобного к нач. XVI в.- известие о строительстве каменного собора над местом его погребения и обнаружение рукописей с ранними вариантами его Жития. Возникновение изображений Е. предшествовало обретению его мощей в нач. XVI в., и не исключено, что оно было обусловлено формированием почитания святого в его обители сразу после кончины. Очевидно, благодаря иконе из ТСЛ сложилось мнение о том, что образ Е. (среди проч. преподобных) помещен на каймах неск. шитых пелен, или сударей, созданных в Москве во 2-й пол.- кон. XV в. («Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому», ГММК; «Успение Богородицы», ГТГ; «Явление прор. Моисею Неопалимой купины и избранные святые», ГРМ; 2 близкие по иконографии пелены «Успение Богородицы» из дореволюционного собр.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Святая была покровительницей 2 представительниц семьи Романовых. Пядница с ее образом была написана для личных покоев царицы Прасковьи Феодоровны (род. 12 окт. 1664) мастером Ф. М. Няниным летом 1684 г. ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 455). Сохранилась мерная икона царевны Прасковьи Иоанновны, родившейся 24 сент. 1694 г. дочери царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны Салтыковой, племянницы буд. имп. Петра I Великого (письма В. И. Уланова, из Архангельского собора Московского Кремля, ныне в ГТГ - см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 902); образ П. как покровительницы царевны соответствует рекомендациям подлинников XVI-XVII вв. Чаще всего святую как личную покровительницу писали среди избранных святых и на полях икон: коленопреклоненная П. на иконе 1-й четв. XVIII в. «Спас Смоленский, с припадающими святыми» из ц. свт. Николая Чудотворца (Николо-Набережной) в Муроме (МИХМ); ее платье желтое, ряса коричневая, схима синяя с красными крестами. На палехской иконе 2-й трети XIX в. «Коронование Богоматери, с избранными святыми» из собрания Де Буара (М. Е. Елизаветина) преподобная в рясе и схиме в паре с равноап. Еленой. В произведениях ростовских мастеров финифти П. сопутствуют др. святые - семейные покровители (напр., икона на финифти «Св. Троица, ап. Иаков и прп. Параскева», 2-я пол. XIX в., ГМЗРК). Образ П. самостоятельного извода воспроизведен на иконе, написанной по случаю 25-летия имп. Московского Археологического об-ва и предназначенной для возглавлявшей эту орг-цию гр. П. С. Уваровой (работы московского иконописца И. Панкрышева, выходца из Мстёры, 1889, ГМИР). Святая стоит на берегу реки, по др. сторону к-рой - Московский Кремль, показанный с юж. стороны, из Замоскворечья, где издавна существовала Пятницкая ул. Святая облачена в схиму, куколь на голове, лик и правая рука обращены к Спасителю, сидящему на облаках, в ее опущенной левой руке - свиток; патрональным значением обладают и помещенные на полях иконы медальоны: на верхнем поле - с изображением прп. Георгия Хозевита, на боковых и нижнем - с датой 8 янв. 1889 и цифрой XXV ( Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 332-333. Ил. 49).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. И. Антонова (Буханевич) Валентина Ивановна (16.10.1907, С.-Петербург,- 18.05.1993, Москва), специалист в области древнерус. живописи, преимущественно иконописания, канд. искусствоведения (с 1948), автор (вместе с Н. Е. Мнёвой ) «Каталога древнерусской живописи XIV - нач. XVII в.: Опыт историко-художественной классификации» (М., 1963. 2 т.). Работала в отделе древнерус. искусства Третьяковской галереи (в качестве заведующей с 1958); участвовала в комплектовании фондов музея. Для исследований А. характерен анализ образно-стилистических особенностей произведений древнерус. живописи в широком историко-культурном контексте. С 21 окт. 1938 по 27 окт. 1939 г. находилась под следствием по делу А. И. Некрасова , провела год в Бутырской тюрьме, была освобождена в связи с прекращением дела. Соч.: Памятники живописи Ростова Великого: Дис./РГБ. М., 1948; Историческое значение изображения Дмитрия Солунского XII в. из г. Дмитрова//КСИИМК. 1951. Вып. 4. С. 85-98; Новооткрытые произведения Дионисия в ГТГ. М., 1952; Московская икона нач. XIV в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском»//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. C. 375-392; О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове//ГТГ: Мат-лы и исслед. М., 1958. Т. 2. С. 10-27; Иконографический тип Перивлепты и рус. иконы Богоматери в XIV в.//Из истории рус. и западноевропейского искусства: Мат-лы и исслед. М., 1960. С. 103-117; К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери//ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205; Антонова, Мнева. Каталог; Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., 1966; Государственная Третьяковская галерея. М., 1968. (Города и музеи мира); Одигитрия Смоленская раннего XIV в. и ее владелец Иван Мамонов//Средневековая Русь. М., 1976. С. 258-270. Э. К. Гусева Рубрики: Ключевые слова: БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии

http://pravenc.ru/text/114060.html

554 Икона 1586 г. хранится в ГТГ. См.: Антонова, Мнева 1963. Т. 2. 5–17, ил. 48; вторая икона упоминается в кн.: Макарий, архим. 1861. С. 233. 555 См.: Николаева 1977. С. 142–144. 245. Особое отношение к «Троице» и ее деяниям как Дмитрия Годунова, так и его племянника царя Бориса Федоровича сказалось не только в заказанных ими иконах, но и в миниатюрах книг и в росписях церквей (Смоленского собора Новодевичьего монастыря, церкви Троицы к Вяземах). См.: Квливидзе 1998. 560 Оклад на икону хранится п Музеях Московского Кремля (инв. МР-10095, размер 154x130). Изображение оклада см.: Шакурова 1987. С. 189, ил. на с. 39. Надпись вновь прочитана Т. С. Борисовой, за что мы приносим ей свою благодарность. Приведем уточненный текст надписи на окладе полностью, поскольку ранее он был известен только по публикации архимандрита Макария (Макарий, архим. 1860. С. 233: блговоление(м) бжи(м) и млитвами преч(с)тые е(г) мтри написа(н) си(и) (б)раз ста тр(о)ца живонача(л)на на цк и (б)ложе(н) серебро(м) чеканным//а ве(н)цы и коруны цаты золоты с каме(н)емъ жемчюго(м) хо(н)ты лады украшены пелена тр(о)це шита золото(м) же(м)чюго(м)//низана при де(р)жаве г(с)др цр и велика(г) кнз е(до)ре ивановича все при е(г) блгов(р)но(и) црце и велико(и) кнгине ирине при и(х) блгоро(д)нои тщери е(д)сье в ъ//и лто г(с)дрьства и(х) да бра(з) въ лто зри (г)м(с)ца еврал въ кг (ди) бложе(н) золото(м) чека(н)ны(м) и же(м)чюго(м) украше(н) при де(р)жаве г(с)др цр и велика(г) кнз//бориса е(до)ровича всеа руси(и) самоде(р)жца при е(г) блгв(р)но(и) црце и велико(и) кнгине ма(р)е при и(х) блгоро(д)ны(х) чаде(х) блгв(р)но(м) црвче е(до)ре и црвне ксинье по//ставле(н) бы(с) в пременитую ла(в)ру стыи живонача(л)ные тр(о)цы стаго ап(с)ла ли(п)па в ыпа(т)цко(и) монасты(р) блговоление г(с)др цр и тщание(м) конюше(г) и бо//лрина дмиьре ивановича голунова цркви бжии на украше(н)е а по свое(и) дше и по свои(х) ро(ди)теле(м) в ве(ч)ны(и) блгъ ле(т), зра(г)=1599] го(ду).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФЬЕВ Стефан, московский (?) иконописец кон. XVI - нач. XVII в., работавший по заказам «именитых людей» Строгановых . В 1600-1601 гг. вместе с Феодором Савиным руководил артелью мастеров, выполнивших стенопись в Благовещенском соборе Сольвычегодска. Упоминается в документах Оружейной палаты под 1615 г. Сохранилось неск. икон, выполненных в традиц. стилистике строгановской иконописи с именем А. в надписях на тыльной стороне («Писмо Стефаново», «Писмо Стефана Арефьева»): икона «Спас Нерукотворный и «Не рыдай Мене, Мати», с избранными святыми на полях» нач. XVII в. (ГРМ), происходящая из Благовещенского собора Сольвычегодска; «Успение Богородицы» кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ), «Сотворение мира» нач. XVII в. (ГТГ), «Сошествие Святого Духа» ок. 1610 г. (ПГХГ). Лит.: Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1613-1715 гг. М., 1878. Вып. 1. С. 129; Савваитов П. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. СПб., 1886. С. 6; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903. С. 158; Kondakov N. P. The Russian Icon. Oxf., 1927. P. 167; Каргер М. К. Материалы для словаря рус. иконописцев: Мат-лы по истории рус. искусства. Л., 1928. Ч. 1. С. 13; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 777; Искусство строгановских мастеров в собрании ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. С. 91. Кат. 1, 2; Искусство строгановских мастеров. Реставрация, исследования, проблемы: Кат. выст. М., 1991. С. 18, 97. Кат. 53. И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ МОЖАЙСКИЙ иконописец, «писец великого князя», работавший на Руси в 1-й пол. XVI в. Выполнил иконы-святцы на июль и авг. (или соответствующие части лицевого подлинника), к-рые описаны в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в., приобретенном П. П. Вяземским для б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). Др. произведение Д. М.- мастера миниатюрного письма - упоминается в описи Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г.: иконы пядници, писаны на них празникы праздников, на гладком золоте, писмо Данила можаиского» ( Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. С. 3). Сохранилась икона «Вмч. Георгий Победоносец» 1-й трети XVI в. (ГТГ. Инв. 15025. 31×27 см, из собрания А. И. Анисимова), написанная в традициях московской иконописи, с почти утраченной надписью на обороте под верхней шпонкой: «[Писма] Данилы [Можайска]». Лит.: Вяземский П. П. Иконописный подлинник кр. редакции. СПб., 1885. (ПДП; 56); Григоров Д. А. Рус. иконописный подлинник. СПб., 1887. С. 46; Лихачев Н. П. Иконописцы подлинника кр. редакции//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 2. С. 353-355; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 64-65. Кат. 415. Ил. 21; Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия воина в визант. и древнерус. искусстве//ВВ. 1953. Т. 6(31). С. 219. Рис. 23; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 429. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171304.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла предыдущая статья следующая статья печать библиотека 5 , С. 385 опубликовано: 31 июля 2009г. Иван Матвеев, иконописец, работавший в кон. XVII в. в Угличе. Ориентировался на традиции иконописной мастерской Оружейной палаты. В 1696 г. написал иконы местного ряда для иконостаса ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери угличского Богоявленского мон-ря ( «Благовещение» ныне в ГТГ). Иконы были исполнены по заказу казначея Троице-Сергиева мон-ря Пахомия Барташева, чье имя было упомянуто в авторской подписи на иконе «Свт. Николай» (не сохр.). Лит.: Исмарагда (Воскресенская), игум. Угличский Богоявленский жен. мон-рь. Ярославль, 1875. С. 14; Успенский А. Царские иконописцы. Т. 1. С. 219-220; Олсуфьев Ю. Вопросы форм древнерус. живописи//Сов. музей. 1936. 1. С. 64-66; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 978. Н. И. Комашко Рубрики: Иконописцы и реставраторы Зарубежные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Бобылев Иван Матвеевич, иконописец, кон. XVII в. Иконописцы угличские Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/149435.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010