«Суета сует – всё суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление Духа!» «Но ты бойся Бога». «Благо будет боящимся Бога, которые благоговеют перед лицом Его». «Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? – Доброе имя лучше дорогой масти и день смерти – дня рождения. Сетование лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше». «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла. Нечестивому же не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом». «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» ... Всех книг Соломон написал четыре: Притчи, Премудрость, Екклезиаст и Песнь Песней. «Времени царствования Соломона в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет. И почил Соломон с отцами своими, и погребён был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам» (от которого – во исполнение пророчества Ахии – при самом восшествии его на престол отложились 10 колен Израилевых). 210 Ркп. святцы: «святые и праведные братия по плоти Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы, посадницы Новгородские, иже на Сокольне, в девичье монастыре, быша в лето 6000 м. июня в 17 д.». Если назвав Алфановых посадниками сказали и более, чем надлежало сказать (опыт о посадниках, стр. 421), всё-таки должно допустить мысль о знаменитости Алфановых. 211 После сего показание «сказания», будто Алфановы скончались в 1115 г., надобно признать неудачной догадкой. Что это догадка, видно и по самому показанию – и по сличению с святцами (стр. 144). 212 Отенские святцы: 1718 г. «мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, и образы их на гробе на доске написаны; чудеса есть; память июня в 17 д.». Здесь о времени жизни ни слова нет. С 1775 г. стали праздновать память праведников мая 4 д. Макария древн. I, 6. 213 Ркп. сказ. о чудесах Антония. В ист. иер. 3. 128 о времени Анании – ошибка, которую повторяет и о. Макарий (древности Новг. 2,21. I, 468).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:19 ). Если мы поверим папам, то этот текст доказывает, что святой Петр и римские епископы, его преемники, поставлены Иисусом Христом основным камнем Церкви; и что заблуждение, в переносном смысле названное вратами ада, никогда не одолеет этого камня. Отсюда они выводят следующее заключение: папы суть верховные главы Церкви. Чтобы признать это рассуждение правильным, надобно было бы допустить, что святой Петр был поставлен превыше прочих апостолов, основным камнем Церкви; и что это преимущество было даровано не ему только лично, но что оно перешло и на епископов Рима. Но это не так. Прежде всего, святой Петр не был назван камнем Церкви с исключением прочих апостолов. Он не был поставлен абсолютным главою. Доказательство этого мы видим в тексте святого Павла, приведенном выше, в котором этот апостол положительно утверждает, что основные камни Церкви суть пророки и апостолы, соединенные воедино посредством треугольного камня, который есть Иисус Христос. Нельзя усвоять святому Петру преимуществ камня Церкви, не насилуя смысла священного Писания, не разрушая церковного домостроительства и не удаляясь от кафолического предания. Иисус Христос объявил, что Он Сам есть этот камень, предуказанный пророками ( Мф.21:42 ; Лк.20:1718 ). Святой Павел говорит, что «Иисус Христос есть камень» ( 1Кор.10:4 ). Святой Петр учит той же истине ( 1Пет.2:7:8 ). Таким же образом большинство отцов Церкви не допускали игры слов, которую наши ультрамонтане усвояют Иисусу Христу, и не применяли к святому Петру следующих слов: «На этом камне создам церковь Мою». 1 Чтобы убедиться в том, что толкование Отцов наиболее истинно, достаточно припомнить обстоятельства, среди которых Иисус Христос обратился к святому Петру со словами, неправильно толкуемыми римскими богословами. Он спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» – Ученики отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». – «А вы, снова спросил Иисус, за кого почитаете Меня?» – Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и пр.».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Увещеваю вас, братия, составлять решение о промысле Божием не только по настоящему, но и по будущему, потому что настоящее есть борьба, место состязания и поприще, а будущее награды, венцы, воздаяния. И как борцу на месте состязания нужно сражаться в поте, в пыли, в великом жаре, в трудах и в телесном напряжении, так и праведнику много здесь нужно претерпевать и все выносить мужественно, если там он хочет получить блестящие венцы. Поэтому и Павел постоянно обращает к нам слово о воскресении, и, как вы слышали, взывает и говорит: " мы веруем, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Посему мы не унываем " (2 Кор. 4: 1316); говорит, имея величайшим утешением в подвигах надежду на будущее. Не сказал к ним: " потому не унывайте " , но что? " Посему мы не унываем " , показывая, что и он сам беспрерывно находится в подвигах. " Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4: 16). Как обновляется? Верой, надеждой, усердием, смелым перенесением бедствий. Ведь чем неисчислимее бедствия, претерпеваемые телом, тем более благие надежды получает душа и становится светлее, как золото, обильно прошедшее через огонь. И смотри, как он ниспровергает скорби настоящей жизни. " Ибо кратковременное легкое страдание наше, говорит, производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое " (ст. 1718), полагая все дело в надежде. И что в другом месте он говорит ( " Мы спасены в надежде " , и: " Надежда же, когда видит, не есть надежда " ) (Рим. 8: 24), то же и здесь разъясняя, он сопоставляет настоящее с будущим, мгновенное с вечным, легкое с тяжелым, скорбь со славой. И этим даже не довольствуется, но присоединяет другое изречение, усугубляющее смысл прежнего: " производит в безмерном преизбытке " , говорит. Потом показывает и способ, сказавши, каким образом страдание становится " легким " . Каким же образом? " Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое " . Таким образом, и это (настоящее) легко, и то (будущее) велико, если мы отведем себя от того, что видимо, потому что видимое временно следовательно, таковы и печали, а невидимое вечно следовательно, таковы и венцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1585...

Христиане словно бы предали еврейские законы забвению. Согласно иудейскому учению, пути раскаяния «тшува» целиком зависят от самого человека и приводят к полному искуплению грехов, приводят к святости. Помощи Бога на этих путях для иудеев как бы нет. Иудеи в принципе не понимают, что такое христианские таинства, что такое – жизнь в Боге. Однако Господь Иисус Христос ничего не отбросил из ветхозаветного вероучения и о вере, и о делах: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:1718 ). Радикальные течения иудаизма – это преимущественно учения о том, как следует жить (а не только о том, как следует верить), и поэтому ни одна сфера жизни религиозного еврея не остается вне ведения религии. В таком иудаизме существуют четкие предписания о том, в каких рамках разрешается торговать и в каких воевать, на каких принципах следует строить экономику и т.п. С еврейской точки зрения, любая сторона человеческой жизни религиозно значима – и поэтому сотни страниц Талмуда посвящены тому, какие правила следует соблюдать при обработке земли, сборе урожая, постройке домов и ведении торговли, как давать в долг и т.п. Иудаизм – это цельная религиозно-социальная система, согласно которой должна строится жизнь человека, народа, государства. Прежде всего, – еврея. Эта радикальная вера направлена на земные дела. Рационализация, рассудочность, приземленность, политизация, обрядовая мелочность и национальное высокомерие иудаизма привели его последователей к отрыву от Бога. Разум иудея не может принять саму мысль о том, что Всевышний, Создатель небес и земли прожил обычную человеческую жизнь, унизил Себя до смерти, был распят и воскрес, вознесся на небо. Да, ветхозаветное иудейство было необходимо для подготовки прихода Спасителя в мip язычников. «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Этот святый священник не мог быть неверующим во Христа как Мессию и был убит в храме воинами Ирода за скрытие своего сына Иоанна. Память Захарии Церковь празднует 5 сентября. Из Авиевой чреды священник Захария был не один. Чреды ветхозаветного священства делились на Двадцать четыре ( 1Пар.24:118 ), и в каждой чреде считалось священников более пяти тысяч 69 . Из такого многочисленного количества священников, без сомнения, были, если даже и немногие, верующими во Христа как в Бога, смотревшими на Него как на Утеху Израиля, на ожидаемого давно Мессию. По крайней мере, из Евангелия мы нигде не видим того, где бы Христос Спаситель ветхозаветное священство считал священнодействующим без права, без власти, совершенно и всецело падшим; напротив, видели Его Самого исполняющим и принимающим от священников все ветхозаветные обряды, учащим и понуждающим других к тому же самому. Он был обрезан в восьмой день от рождения ( Лк.2:21 ), посвящен Господу в сороковой день ( Лк.2:23 ), ходил в Иерусалимский храм ( Лк.2:4150 ; Мф.21 ; Лк.22:53 ; Мф.26:55 ), учил здесь постоянно народ ( Ин.18:20 ), веления сидящих на Моисеевом седалище повелевал соблюдать и исполнять делом ( Мф.23:23 ). Он повелевает очистившемуся прокаженному явиться к священнику и принести установленную законом жертву ( Мф.8:4 ; Мк.1:44 ). Вообще об исполнении возможном только при священстве всего Писания Он же Сам сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:1718 ). Он, наконец, покорился суду синедриона, и приговор его был исполнен над Ним. Даже первосвященник Каиафа, зять первосвященника Анны и шурин его четверых сыновей 70 , того самого Анны, к которому, вероятно, с его кровожадными сыновьями и таким же зятем ближе всего относилось строгое обличение Иоанна Крестителя и Самого Христа: «Змии, порождения ехиднины!..» ( Мф.23:33, 3:7 ), – этот Каиафа, по дару и праву первосвященства, является даже пророчествующим, хотя и бессознательно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

от Сената, а в остальные – от Синода, после перехода в Синод дел по расколу. В 1724 году Зиновьев назначен был в Ревель и в ревельский уезд, а также и в рижскую губернию, для изыскания раскольников и сбора с них окладных и штрафных денег. Деятельность Зиновьева продолжалась с 1721 года по 1725 г., во всё время краткого существования должности сыщиков, упразднённой после Петра, при Екатерине I 326 . Зиновьев действовал на основании данной ему инструкции, дополненной новыми синодальными указами и указаниями епархиального архиерея, в ведении которого находились определённые для розысков уезды; дополнительные указы иногда посылались Зиновьеву в разрешение недоумений, которые встречались ему при исполнении его обязанностей. Недоумения эти состояли, между прочим, в следующем: 1) ни в указе от 17 февраля 1718 года, ни в синодальной инструкции от 8 мая 1721 года Зиновьев не находит указания на то, в каком количестве брать штраф с не бывших у исповеди мужних жён, вдов и девок; 2) так как указом от 17 февраля 1718 года штраф положено брать в прогрессивном количестве, т. е. с не бывших у исповеди в 1718 году – 1р., в 1719 году – 2р., в 1720 году – 3р., в 1721 – 4р., то являлось затруднение в определении того, сколько брать штрафа с тех, кто, например, в 4 года (1718–1721 года) не был у исповеди в два последнее года, именно за 1720 год, – 1 рубль, как за первый (1718 год) их небытия, или три – по указу, за 1721 – два, или четыре; 3) как поступать с теми, кто должен платить штраф, но не мог по бедности; 4) случалось, что священники не представляли Зиновьеву исповедных ведомостей за 7 лет, с 1718 по 1725 годы; 5) требовалась проверка некоторых дел относительно того, принадлежат ли они к расколу, или к православной вере; 6) были места привилегированные, принадлежавшие, например, дворцовому ведомству, где производить розыск Зиновьев без особого разрешения затруднялся 327 . На все такие недоумения, задерживавшие дело исследования раскола, Зиновьев должен был просить и ждать разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Документы дают разные даты смерти И.: в одних указывается 14 окт. 1717 г. или 26 апр. 1718 г. (Русско-кит. отношения. 1990. Т. 2. С. 561-562. Примеч. 3), в других - 1719 г. ( Бантыш-Каменский. 1882. С. 84). По сообщениям католич. миссионеров, И. был похоронен на рус. кладбище к северу от городской стены, по-видимому недалеко от могилы Максима Леонтьева - 1-го рус. священника из Албазина. К нач. XIX в. могила И. не сохранилась, однако, по свидетельствам европейцев, в кон. XIX в. на рус. кладбище находился камень с могилы И., испорченный кит. надписями ( Widmer. 1976. P. 197). К 2009 г. на территории бывш. русского кладбища разбит парк, сведений о местонахождении надгробия нет. Тем не менее в Национальной б-ке Китая имеется снятый с этого надгробия эстампаж, который был опубликован в 1991 г. в «Сводном каталоге маньчжурских документов, хранящихся в Китае». В разд. «Эстампы» под 0401 хранятся 2 листа. На одном (лицевая сторона камня) тексты на кит. языке - «Христианский священник архимандрит Илаливань Леласыцзи. 17-й день 8-го месяца 57-го года правления Канси» (11 сент. 1718) и на маньчжурском языке - «Христианский священник архимандрит Илаливань Леласги. Тело захоронено 10-го дня 8-го месяца 57-го года Элхэ Тайфинь» (3 сент. 1718). На др. листе (тыльная сторона камня) надпись на церковнослав. языке - «1717го преставися раб Божий священноархимандрит Иларион прозванием Лежайский родом из Польши поживе лет 60 и погребен здесь». Тексты этого эстампажа позволяют уточнить некоторые даты: маньчжурская надпись указывает дату захоронения, а китайская - дату установления надгробия. Поскольку известно, что И. род. в 1657 г., то в 1717 г. ему как раз исполнилось 60 лет. Т. о., годом кончины И. следует считать 1717 г., возможно 14 окт. (как указано в одном из рус. документов), когда он возвращался с горячих источников в Туншане, недалеко от Пекина ( Pavlovsky. 1949. P. 162). Предание тела земле (или скорее освящение могилы) произошло почти через год, 3 сент. 1718 г. (что не противоречит кит. обрядовой практике), неск. днями позже, т. е. 11 сент. 1718 г., на могиле был установлен надгробный камень.

http://pravenc.ru/text/389189.html

1715 г. апреля 3 – 3 ноября (выехал из Вены). – По отъезде Матвеева исправление дел поручено секретарю Ланчинскому. – В июле предписано ему ехать в Стральзунд. – 7 августа был отпущен императором. 1715 г. мая 24 – 16 февраля 1719 г. (выехал – выслан из Вены). – Резидент Аврам Веселовский для пребывания при Цесарском Дворе. – В Вену приехал 23 августа 1715 г. – 5 сентября принят императором. 4 февраля 1719 г. венским правительством приказано выехать из Вены. – С ним подьячий Ив. Анисимов упом. В 1715–1716 гг. 1717 – 1718 гг. – Князь Гагарин в цесарской армии при принце Евгении. 1717 г. января 7 д. Ланчинскому дан чин секретаря посольства при Цесарском Дворе. 1717 г. март – июль (возвратился к государю в Спа). – Капитан гвардии Александр Иванович Румянцев для разузнания о царевиче Алексее. – 19 марта прибыл в Вену. 1717 г. июля 11 – 3 февраля 1718 г. (приехал в Москву). – Тайный советник Петр Андреевич Толстой и капитан гвардии Александр Иванович Румянцев – для истребования от императора царевича Алексея, укрывшегося в Неаполе. – 26 июля прибыли в Вену. – 28-го июля были приняты императором. – 24 сентября приехали в Неаполь. 1718 г. мая 31 – май 1719 г. (выслан). – Агент Карл Франциск Бузи к приморским пристаням империи для вспомоществования торговым людям. Для тайной министерской переписки оставил при своем выезде бывшего при нем Матвея Каретту. 1718 г. (1717?) иня 10 – 6 марта 1719 г. (выехал, выслан). – Агент Бернгард Христофор Резе – для пребывания и предостережения русских интересов в гор. Бреславле. – Австрийским правительством велено выехать еще 26 января. – 17 апреля указано ему ехать в Гданск. 1718 г. июля 14 – 3 ноября (отзывная грамота). – Тайный советник, генерал адъютант барон Карл Густав Левенвольд для домогательства об отозвании цесарского резидента Плеерна. 19 августа прибыл в Вену. 26 августа принят, а в октябре имел отпуск. 1719 г. ноября 14 – 10 июля 1720 г. (возвратился). – Генерал порутчик Вейсбах с поручением осведомиться через принца Евгения Савойского о причине прекращения согласия между Цесарским и Российским Дворами и для разузнания расположения цесарского правительства к возобновлени сношений. – В Вену прибыл 1 января 1720 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Historia sacra lib. II. ed. Hier. de Prato. Veron. 1741. 10. Аврелий Кассиодор. Historia tripartita, ed. Garetii. Rothomag. 1679. Venet. 1729. 11. Иероним. Catalogus scriptorum Ecclesiast. в изд. его сочин. Romae 1797–1803. Русский перевод в собран. сочин. бл. Иеронима т. V. Киев. 1880. 12. Gennadii. Lib. de script. Ecclesiast. ed. Vallarsius. Veronae. 1735, и у Фабриция в bibliotheca ecclesiastica. Hamb. 1718. 13. Isidorus Hispalensis. Lib. de script. eccles. ed. F. Arevalus. Rom. 1797–1804 , также у Фабриция в bibloth. eccles. Hamb. 1718. 14. Ildefonsus Toletanus, Lib. de scriptor. ecclesiast., у Фабриция в biblioth. eccles. Hamb. 1718. 15. Honorius Augustodurensis de luminatibus ecclesiae, sive de scriptor. ecclesiast. у Фабриция, в biblioth. ecclesiast. Hamb. 1718. 16. Rob. Bellarmini. Liber de scriptoribus ecclesiast. Colon. 1631. 17. Ph. Labbe. Nova bibliotheca manuscriptor. Paris. 1653. 18. Du-Pin. Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques des six premiers siècles. Paris, 1613–1712. Десять томов in 4°. 19. Tillemont. Memoires pour servir à l’histoire ecclesiastique des six premiers siècles. Paris. 1693–1712. Шестнадцать томов. 20. Guil. Cave. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria usqne ad saeculum XIV, et ab aliis manibus appendices duae usque ad annum 1517. Edit. Genev. 1693–99. Genev. 1705. Basil. 1741, 1744. 1745. Oxon. 1700. 1743. 21. Casim. Oudini. Commentarii de Scriptoribus eccles. antiquae usqne ad annum 1460, cum mult. dissertat. Lips. 1722. Три тома. 22. Remy Ceiller. Histoire generale des auteurs sacrés et ecclesiastiques des dogmes et des conciles. Paris. 1729–1763. Двадцать пять томов (в том числе два тома указателей). Новое издание 1860 г. 23. Histoire litteraire de la France. Paris. 1733–1734, 1832, 1835. Томы I–XVIII. 24. Le Nourry. Apparatus ad biblioth. Patrum. Paris. 1715. 25. Walchii bibliotheca Patristica... Jen. 1770. 26. Schonemann, C, T. G. Bibliotheca historicolitteraria Patrum latinorum a Tertulliano usque ad Gregorium Magnum et Isidor.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Приговор в пользу истца в декабре 1717 г. Велено между прочим на данную в торг сумму взыскать с сидельца барышовые и полавочные деньги; и о тех деньгах у торговых людей медового ряда лавочных сидельцев, у кого надлежит, против истцовой ссылки взять сказку. 20 января 1718 г. по тому приговору – в канцелярии Земских дел верхнего медового ряду староста сего 1718 г. кожевницкой полусотни Андрей Аверкиев, сын Моченцов, да того ж ряду торговые люди кадашевец N, сыромятной слободы N – явились, и... в барышовых деньгах допрашиваны. А в допросе они по евангельской заповеди сказали: на товар их медовой на истинные деньги на 200 руб. можно приторговать на сентябрь да на октябрь месяцы по 5 руб. на месяц, итого на те два месяца будет 10 руб.; а полавочные деньги платятся у них с их прибыльных приторгованных барышовых денег, и на те два месяца из полавочных денег 15 рублей будет полавочных денег два руб. с полтиною. В январе 1718 г. еще производится правеж. Когда выстоял, сказка – есть ли чем платить. В сказке ответчик показал, что за ним самим ничего нет; а отец его на его имя купил землю и выстроил дом; просил по новому указу (15 янв. 1718 г.) полугодового срока с поруками. (Когда назначалась опись и оценка имущества, при коей по закону должен был присутствовать фискал, то из приказа заранее давалось о сем знать обер-фискалу с товарищи для назначения фискала. Подьячему в наказе писалось, чтобы, взяв с собою ценовщиков, (по роду имущества, напр. для двора лесных ценовщиков), и солдат, с понятыми, описал и оценил;.. (арест)... а пожитки, что по описи явятся, запечатать). Ценовщиком был подрядчик каменных дел, (строение было каменное); а присутствовал купеческий фискал, (истец был торговец, а ответчик сиделец его). У владельца требовались крепости. По представлении описи в Земскую канцелярию владелица двора попадья дала сказку, что крепость на землю писана от Пушкиних, но находится в их руках, потому что деньги еще не заплачены; да и двор строен на их деньги, потому что поп был их духовный отец; итак, двор им собственно принадлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010