3 . Содействует нам в деятельности: а) Он посылает нам помощь и подкрепление: помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю ( Пс. 120:2 ). Господь даст силу народу Своему (Пс. 28и др.). б) Он руководит и направляет нас: от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой ( Прит. 20:24 )? Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца ( Прит. 21:2 ; срав. 16;1). в) Без помощи Его мы не могли бы ничего сделать: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж ( Пс. 126:1 ). 4 . Наконец, Сам же назначает и предел нашей земной жизни и деятельности: дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет ( Иов. 14:5 ). Из числа Святых Отцов и учителей Церкви довольно привести изречения об этом трех знаменитейших: Василия Великого : “Не без Промысла оставлены дела наши, как знаем из Евангелия, что и воробей не падает без воли Отца нашего ( Матф. 10:29 ). А потому, если что случилось с нами, случилось по воле Сотворившего нас. И кто противостанет воле Его ( Рим. 9:19 )?” 1716 “Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно. Ибо знает Он, как уделить каждому, что ему полезно, и почему нужно положить нам не одинаковые пределы жизни; и есть непостижимая для людей причина, по которой одни забираются от­сюда скорее, а другие оставляются дольше бедствовать в многобо­лезненной этой жизни. Почему за все должны мы покланяться Его человеколюбию”. 1717 “Все управляется добротою Владыки. Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно оно тро­гало нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо, однако должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно”. 1718 “Бог, без всякого сомнения, распоряжается нашими делами лучше, нежели как пред­начертали бы мы сами”. 1719

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

„Если скажут вам: вот Он, не верьте. Как молния, что блещет ( Мф.24:26:27 )“. Как в то время, когда был рождён, явились воры 1719 , так и во время пришествия Его явятся разбойники и усилятся слухи. Итак, не выходите искать Его, чтобы по доброй воле не последовать за тем бунтовщиком и самим не поддаться увлечению. Итак, поскольку Он есть Господь царства, то Ему угодно было в Себе Самом очистить страны вышние и небесные и вместе с тем очистить и преисподнюю. Слова же: „очистит дом царства Своего от всякого соблазна ( Мф.13:41 )“ понимай о земле и тварях, которые Он обновит, и там соберёт праведных Своих. —268— „Горе вам, законники, которые скрываете ключи ( Лк.11:52 )“, так как они скрыли разумение откровения Господа, явленного в пророках. Ведь, если Господь, как и Сам Он свидетельствует, есть дверь, то ясно, что существуют и ключи к познанию Его. (Но) входить этой дверью жизни книжники и Фарисеи не хотели, как и говорил (Господь): вот, царствие Божие внутри вашего сердца ( Лк.17:21 )“, что сказал о Самом Себе, так как стоял среди них. Грех, коварно пользуясь своими сосудами, встал у источника, ведущего к дому жизни, дабы души и духи 1720 не нашли себе покоя в нём. „Сокрыли, – говорит, – ключи“. „Придёт вся кровь праведников ( Лк.11:50:51 )“, поскольку именно они убили Отмстителя за убитых праведников, то также и наказание за них взыскивается от рук их. Ведь, кто убивает судью, тот – друг человекоубийц, потому что вместе с ним (судьёй) он удаляет возмездие и облегчает путь убийцам. „От крови Авеля праведного до крови Захарии ( Лк.11:51 )“, но не только, – говорит, – до того времени, а даже и до сего дня. Так как Сам Он стоял среди них, то не потребовал от них возмездия за кровь Свою, пока они не убили Его, дабы не сказали, что это произошло по предопределению. Посему приговор над ними произнёс за прежде убитых праведников, дабы убедить их не убивать последующих, и дал возможность покаяния в Его смерти, чего закон не допускал для виновных в убиении пророков. Ибо закон говорит: „кто убивает, да умрёт“, а не так: смотри, не обратится ли он 1721 , и тогда

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По вопросу о поклонении камням мы позволяем себе выписать заметку из толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. на наст. место (стр. 860–861): Указав на увлечение народа Израильского культами соседних ему народов, комментарий говорит о „камнях находимых в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимая довольно причудливую форму“.... Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов 1717 . У Евреев и Финикиян священные камни были известны под именем вефилей; у Санхониатона они названы „одушевленные камни“ 1718 ; у Карфагенян носили имя „славный камень“. Господь приказывает пророку сказать Израилю, если они искали счастья, обращаясь к камням, то пусть эти камни и дают им просимое. „Могу ли Я быть доволен этим?“ глаголет милостивый Господь, скорбящий о духовном унижении разумного существа, созданного Им „по образу и подобию Своему“. 7 . На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. 8 . За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяет ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. 9 . Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножала масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. По женскому роду, употребленному в ст. 9 (ср. ст. 10 и в особ. 11) в русском переводе 1719 мы видим, что, хотя до 5 стиха обращается к народу пророк и во множественном числе, но с 6-го стиха глаголет к Израилю в ед. числе Сам Господь, как к прелюбодейной жене, которой уподобляется Израиль. В 4 т. Св. Лет. (ч. I, стр. 276) мы указывали, что до построения храма, (о чем было предсказано во Втор. 12:11 ) жертвы на высотах не считались преступными, и что были исключительные случаи, в которых (и после построения Соломоном храма) всесожжения, приносимые Господу Богу вне Иерусалима 1720 , были угодны Господу. Но в 7 ст. говорится не о жертвах приносимых с чистым сердцем Господу Богу, хотя бы и вне Иерусалима, а о жертвах идолам, или, что то же, бесам. Стих 8 сходен с видением Иезекииля гл. VIII, 7 –16, когда отошла слава Господня от храма прежде его разрушения; и обличением того же пророка в гл. XVI о блуде Израиля под образом прелюбодейной жены. Под именем „памятей за косяками“ мы разумеем домашних божков или идолов, столь распространенных в языческом мире. В Израиле же мы подозреваем продолжение древнего суеверного культа, о котором упоминается еще в Быт. 30и который конечно существовал еще во времена Саула, а именно почитание домашних терафимов 1721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 1718 г. умер в Пекине архимандрит Иларион, а митрополит, не зная о том, беспокоился о взыскании долговых денег. Пекинский двор отправил в Москву некоторых из членов миссии хлопотать о назначении новой миссии. Иеродиакон Филимон с служителем Григорием прибыли в Иркутск в марте 1719 года. и тотчас же отправились к митрополиту в Енисейск. Архим. Мисаил имел случай «в посылку преосвященнейшему митрополиту» отправить сборные деньги и записные книги, венечных 59 р., 6 алтын, 2 деньги, да отвозных 10 руб., 11 алтын, 4 деньги, всего 70 р. 18 алтын за Софийскою печатью Иркутской десятины. В апреле миссионеры были уже в Енисейске и объяснили митрополиту о печальном положении миссии, лишившейся своего начальника, и о наказе Богдыхана, чтобы прислать нового архимандрита со свитою, или же взять и остальных. Миссия оставалась пока в ведении иеромонаха Лаврентия, 77 из певчих некоторые тоже выехали в Иркутск и оставались там впредь до распоряжения митрополита. От 5 апреля (1719 г.) митрополит снова делает поручение архим. Мисаилу доставить письмо от него в Китайское царство пребывающему тамо священнику Лаврентию, о том же долге Илариона, чтобы взять из его имущества, или наличного капитала. «Тебе б тое писание переслать к нему Лаврентию в Китай немедленно с надежными людьми, чтоб всеконечно до него дошло. – А певчим, которые в Иркутску, повелеваем по сему писанию возвратиться совсем к нашему архиерейству неотменно, покаместа избран и прислан будет в Китай новый архимандрит, и они с ним паки возвращение туда приимут. А буди сие писание в Иркутске их не застанет, то послать по них с сим писанием вслед, дабы всеконечно к нам возвратится». Это распоряжение получено архим. Мисаилом в Иркутске 13 июня, а в июле он уже является за морем (Байкалом) в Троицком Селенгинском монастыре, где в то время находились вышеупомянутые певчие. Их было двое. Опять выпал случай к посылке сборных денег. С певчими Андреем Петровым и Феодором Семеновым (Белкой) под расписку 31 июля 1719 г. сдано Софийских всяких неокладных денег 61 р. 31 алтын 2 деньги, и тем деньгам записныя двои книги за его архимандритовою рукою. Поступали сборы и от других закащиков. Чрез дворянина Ивана Карташева сборных денег за 1719 г. окладных с церквей и часовен принято 109 рублей 20 алтын (грам. 25 июля 1719).

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

1715 г. апреля 3 – 3 ноября (выехал из Вены). – По отъезде Матвеева исправление дел поручено секретарю Ланчинскому. – В июле предписано ему ехать в Стральзунд. – 7 августа был отпущен императором. 1715 г. мая 24 – 16 февраля 1719 г. (выехал – выслан из Вены). – Резидент Аврам Веселовский для пребывания при Цесарском Дворе. – В Вену приехал 23 августа 1715 г. – 5 сентября принят императором. 4 февраля 1719 г. венским правительством приказано выехать из Вены. – С ним подьячий Ив. Анисимов упом. В 1715–1716 гг. 1717 – 1718 гг. – Князь Гагарин в цесарской армии при принце Евгении. 1717 г. января 7 д. Ланчинскому дан чин секретаря посольства при Цесарском Дворе. 1717 г. март – июль (возвратился к государю в Спа). – Капитан гвардии Александр Иванович Румянцев для разузнания о царевиче Алексее. – 19 марта прибыл в Вену. 1717 г. июля 11 – 3 февраля 1718 г. (приехал в Москву). – Тайный советник Петр Андреевич Толстой и капитан гвардии Александр Иванович Румянцев – для истребования от императора царевича Алексея, укрывшегося в Неаполе. – 26 июля прибыли в Вену. – 28-го июля были приняты императором. – 24 сентября приехали в Неаполь. 1718 г. мая 31 – май 1719 г. (выслан). – Агент Карл Франциск Бузи к приморским пристаням империи для вспомоществования торговым людям. Для тайной министерской переписки оставил при своем выезде бывшего при нем Матвея Каретту. 1718 г. (1717?) иня 10 – 6 марта 1719 г. (выехал, выслан). – Агент Бернгард Христофор Резе – для пребывания и предостережения русских интересов в гор. Бреславле. – Австрийским правительством велено выехать еще 26 января. – 17 апреля указано ему ехать в Гданск. 1718 г. июля 14 – 3 ноября (отзывная грамота). – Тайный советник, генерал адъютант барон Карл Густав Левенвольд для домогательства об отозвании цесарского резидента Плеерна. 19 августа прибыл в Вену. 26 августа принят, а в октябре имел отпуск. 1719 г. ноября 14 – 10 июля 1720 г. (возвратился). – Генерал порутчик Вейсбах с поручением осведомиться через принца Евгения Савойского о причине прекращения согласия между Цесарским и Российским Дворами и для разузнания расположения цесарского правительства к возобновлени сношений. – В Вену прибыл 1 января 1720 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1901 Напротив, очень многие другие памятники раскольничьей литературы согласно свидетельствуют, что эта первая Игнатиева поездка на Выг имела место в 1727 году. Известные нам шесть свидетельств —146— в пользу этой последней даты 1902 вполне подрывают достоверенность свидетельства «Сказания» не имеющего за собой, кстати, и качественного авторитета в форме древности своего происхождения. «Сказание» говорит затем, что главным предметом этой беседы 1719 года был вопрос о титле на кресте Христове и что мирный конец её был завершен особым «примирительным письмом». А между тем это «примирительное письмо» во всех известных списках его датируется 5 Августа 1727 года. 1903 Таким образом, всё убеждает, что первое путешествие Игнатия на Выг было не в 1719 году, как утверждает «Сказание», а в 1727 году. 1904 Поэтому и обстоятельства этого путешествия, описанные в «Сказании», мы должны считать обстоятельствами путешествия 1727 года. Есть и некоторые общие соображения против принятия даты 1719 года. Для федосеевщины это был тяжелый год. Если поездка Игнатия имела место летом – до 5 Августа —147— 1719 года, то значит это было спустя каких-нибудь три месяца после разрушения федосеевской Ряпиной мызы, разгона одних и поимки других её наставников. Разбежавшиеся феодосеевские учителя летом этого года были заняты, несомненно, хлопотами по устроению своей внешней жизни, а не снаряжением столь серьезной экскурсии. Да и Игнатий Трофимов, как мы знаем, в это время спокойно миссионерствовал в родных Новгородско-Старорусских краях и в движении богословской мысли своих единоверцев не принимал непосредственного участия. Ошибочно указана в «Сказании» и дата второго путешествия Игнатия. Если это путешествие, по свидетельству письма Федора Калинина, имела место «года три или четыре прошедши» после первого, то очевидно, что временем его был январь месяц или 1731-го, или 1732 года. 1905 Раньше 1731 года оно состояться не могло, потому что было уже «по преставлении блаженные памяти отца Андрея мудрого», 1906 —148— который (Андрей Денисов) умер 1 марта 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гетман утвердил 21 мая 1707 года. Другим универсалом (25 мая 1707 года) дозволено архимандриту Исаакию, вместе с паном Андрем Стаховским, городницким сотником, строить мельницу под Мощонкой 44 . 1710 года мая 16 гетман Скоропадский, по просьбе архимандрита Васенкевича, утвердил за обителью мельницу, пожертвованную полковым обозным Василием Бурковским. Отец Исаакий вынужден был обращаться к гетману за помощью для приведения некоторых подданых монастырских к законной покорности 45 . Он скончался 30 ноября 1714 года 46 . Архимандрит Евстратий Самборович известен 1719–1722 гг. 47 Скоропадский, по его просьбе, универсалом (12 мая 1719 года), утвердил за обителью прежние владения её; другим, в то же время (12 мая 1719 года), приказал: «Абы в маетности монастырские нихто отнюд горилок своих под забралем оных насылати не важився, кроми же козаки, там мешкающие, которые могут свои горелки иматы, волны суть они шинковати, только покуховную повинность, не до скарбу уже войскового, але до помянутые обители елецкой, по нынешнем нашем определении на реставрацию и прочии оной потребы отдавать должны». В 1720 году о.Евстратий слушал в Петербурге новый духовный регламент 48 . Архимандрит Нил Березовский известен по записи 25 октября 1722 года и по письму к гетману 23 января 1723 года. Он в 1726 году поступил в настоятеля монастыря Северского. 1727–1749 годы, архимандрит Тимофей Максимович, до произведения в архимандрита три года был наставником Черниговского коллегиума и 10 лет был кафедральным писарем, а 20 июня 1727 года преосвященным Иродионом произведён в архимандрита елецкого 49 . 1732 года просил он гетмана, дабы возвращены были обители 250 червонцев, взятые в 1727 году взаимообразно полковником Яковом Полуботком, и прибавлял: «Ныне обитель наша, по учинившейся Божиим попущением пожоги, для строения требует не малую сумму денег» 50 . Гетман, по его просьбе, утвердил (10 апреля 1732 года) за обителью прежние владения. О.Тимофей благодарил за эту милость; но так как в универсале опущены село Старуха, подаренное п.Семёном Лизогубом 3 апреля 1719 года и мельницы села Вершины Муравейки, уступленные с землёй 1710 года войтом черниговским Отроховичем, то просил утвердить в эти имения – и просьба исполнена 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

41. Указ из Штатс-конторы М. Приказу от в июля 1719 г. о рапортовании ей об отсадке денег в указные места. Из д. за 1719, в. 271. 106. Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца указ боярину Князю Петру Ивановичу Прозоровскому с товарищи. Прошедшего июня 26 дня по Его Великого Государя указу велено в губернии о высылке на дачу армейским полкам жалованья и на мундир денежной казны послать еще в подтверждение указы, дабы положенное число денег на нынешний 1719 год, по третям, конечно, было б в заплате на Москве в Военной Канцелярии, и присылкой в Санкт-Петербурге, и что на первую гвнварскую и нынешнюю майскую трети в Москве и в Санкт-Петербурге заплачено, о том прислать рапорты немедленно, также и впредь что на последнюю треть будет в заплате, о том в Штатс-Контор коллегию прислать рапорты же, а из Штатс-Контор-коллегии к тебе, боярину Князю Петру Ивановичу, в прошлом 1719 годах о той заплате денег в положенные места по табели указы посланы многие. (Подписал) Граф Мусин-Пушкин, Королус Принценстерн, секретарь Иван Молчанов, камергер Алексей Протасов, канцелярист Зыков. 42. Ведение в Монаст. Приказ из Приказа инквизиторских дел от 21 ап. 1721 г. о доставлении в последний копий с получаемых именных, сенатских и синодских указов. Из д. 1721, в. 274. 60. В Монастырской Приказ судье Василь Семеновичу Ершову с товарищи из Приказа инквизиторских дел ведение. По Его Великого Государя указу от Святейшего Правительствующего Синода, по содержанию Духовного Регламента, иеродиакону Пафнутию с товарищи для действа в духовном правлении к должности инквизиторского дела повелено делам, какого бы звания оные ни были, должность инквизиторскую исполнять и в действие то производить. И того ради в Монастырском, в Казенном, в Дворцовом Приказе все дела и присылаемые от Святейшего Правительствующего Синода указы, потребные к следованию должности инквизиторской, также Его Величества генеральные и партикулярные указы о сборах и о судах и о прочих делах смотреть и выписывать без всякого от всех препятствия, как и гражданским фискалам именными Его Величества указы повелено, а именно: именным Его Величества указом состоявшего марта 17 дня 1714 году гражданским фискалом, по их должности со всех указов, о которых они ведать пожелают ради лучшего усмотрения, повелено давать копии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1719 . Бароны Сильвергиельмы 1719 . Бароны Цёдёркрейцы 1719 . Бароны Сталь-фон-Гольштейны 1720 . Бароны Кнорринги 1720 . Бароны Стиернкранцы 1720 . Бароны Альбедили 1723 . Бароны Дельвиги 1727 . Бароны Стакельберги (потомки фельдмаршала Барона Стакельберга) 1731 . Бароны Ревены 1731 . Бароны Армфельдты 1744 . Бароны Кампенгаузены 1747 . Бароны Нолькены 1751 . Бароны Каульбарсы 1755 . Бароны Зальца 1759 . Бароны Клинковстрёмы 1768 . Бароны Маннергеймы 1771 . Бароны Карпеланы 1771 . Бароны Котены 1771 . Бароны Бойе 1773 . Бароны Гоггеры 1777 . Бароны Гиерта 1778 . Бароны Мунки 1806 . Бароны Виллебранды (потомки генерала барона Эрнеста-Густава Виллебранда) 1808 . Бароны Аминовы 1809 . Бароны Клецкеры 35) бароны Гессен-Дармштатдские: Бароны Гауфы 36) бароны Царства Польского Бароны Косинские Бароны Сольденгофы Глава пятая. Фамилии дворянские, от Великого Князя Рюрика происшедшие (имена фамилий, внесённых в бархатную книгу, напечатаны курсивом) Пузины Огинские Сатины Татищевы Заболоцкие Дмитриевы-Мамоновы Внуковы Монастыревы Судаковы Аладьины Цыплетевы Мусоргские Еропкины Травины Ржевские Толбузины Березины Осинины Ляпуновы Ильины Ивины Глава шестая. Фамилии дворянские, внесённые в бархатную книгу Сабуровы Вельяминовы-Зерновы Салтыковы Тучковы Шеины Чоглоковы Плещеевы Игнатьевы Жеребцовы Москотиньевы Пятовы Очины-Плещеевы Мешковы-Плещеевы Пушкины Замыцкие Рожновы Мусины-Пушкины Кологривовы Поводовы Бобрищевы-Пушкины Шафериковы-Пушкины Бутурлины Мятлевы Аминовы. Каменские Кутузовы Голенищевы-Кутузовы Вельяминовы Вельяминовы-Воронцовы. Аксаковы Исленьевы Башмаковы Квашнины Квашнины-Самарины Дудины Самарины Розладины Фомины-Квашнины Тушины Ладыгины Коновницыны Кокоревы Колычевы Неплюевы Бабарыкины Шереметевы Бирдюкины-Зайцовы Елизаровы-Гусевы Векентьевы Белеутовы Клушины Бороздины Колединсюе. Пусторослевы Кашинцовы Житовы-Бороздины Шишковы. Глебовы Кокошкины Колтовские Астафьевы Теряевы Лаптевы Лопухины Лупандины Обедовы Старковы Новосильцовы Хвостовы Белкины Отяевы Пыжовы Шафровы

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Автор «Сказания» далеко не был современником описываемых событий 1896 и при составлении своих исторических сочинений должен был пользоваться то письменными источниками, то иногда не вполне свежими устными преданиями. Очевидно, притом, он получаемые сведения вносил в свои сочинения без необходимой критической проверки, результатом чего и являются в его сочинениях многие неисправности и погрешности. В данном сочинении автор, напр., ошибочно считает днем смерти Феодосия Васильева 25-е Июля 1711 года (на самом деле Феодосий умер 23-го числа)… На страницах 100-й и 102-й «Сказание» повествует о двух путешествиях Игнатия Трофимова на Выг. При этом главным компаньоном Игнатия в обеих поездках называется «Даниловских стран» поморский учитель —145— Федор Калинин. Первое путешествие состоялось – говорится здесь – «в третийнадесять год от разделения, от мироздания же 1727 (1719)», а второе было «в лето 7244 (1736) в Генваре месяце». Промежуток между этими двумя событиями получается, таким образом, в 17 лет. Странен и возбуждает большие сомнения по своей продолжительности этот 17-летней промежуток период «обысканий» Игнатия о титле. Само же «Сказание» говорит, что Игнатий «облетая искаше оныя титлы». 1897 Неужели, при страстных поисках, понадобилось ему все-таки целых 17 лет?… – Сохранилось письмо упомянутого спутника Игнатиева Феодора Калинина в Москву от 1757 года, 1898 в котором он описывает, между прочим, оба эти путешествия. Самых дат ни первого ни второго путешествия здесь ни приведено, но промежутком между ними полагается лишь «года три или четыре». 1899 Для нас показание самого участника событий, несомненно, ценнее и достовернее. По этому, по крайней мере, одна из дат «Сказания» должна быть ошибочной. Следующие данные свидетельствуют об ошибочности даты первого путешествия. «Сказание» является почти единственным памятником, относящим посещение Игнатием Выга, бывшее еще при жизни Андрея Денисова, к 1719 г. Кроме него еще относит эту поездку к тому же 1719 г. одно «Житие Семена Денисова», 1900 где говорится, что «в лето 7227 приходил из них (федосеевцев) первейший Игнатий Трофимов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010