м. стал архим. Дионисий. В нач. 1655 г. он был назначен в др. обитель, а в В. м. перевели братию (более 70 чел.) упраздненного Кутеинского оршанского мон-ря во главе с иером. Иоилем (Труцевичем) скончавшимся в дороге и похороненным по завещанию в В. м.; среди прибывших в обитель монахов был Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого . Настоятелем В. м. «по общему согласию кутеинской братии» был избран иером. Дионисий II, в февр. 1655 г. в Москве возведенный в сан игумена. 21 марта 1655 г. казначей мон-ря мон. Нифонт писал Патриарху о конфликте между новоприбывшими и прежней братией: «Наша русская грамота с кутеинскою не сойдется, с ними вместе по их пети и чести не умеют, и они наших крылосных людей, священников и дьяконов поставили под стеною и их не возлюбили, и они, заплакав, пошли из твоего государева богомолья вон: кои к Москве к тебе, государю, а иные по розным монастырям... а священника у нас нашея русския веры нету ни единаго». В апр. 1655 г. соборные старцы - прежние насельники монастыря также писали Патриарху о «гонении от игумена» на них (Акты. 57. 58). В мае мон. Нифонт оставил послушание казначея, нек-рые монахи намеревались, покинув монастырь, «по островом кельи ставить» (Там же. 59). В грамоте Патриарха архим. Дионисию 18 нояб. 1657 г. упоминаются пустынники, живущие при мон-ре в отдельных кельях. Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в В. м. начала работу типография, за 8 лет существования к-рой было издано 11 книг, в т. ч. «Рай мысленный» (1658), 2 издания Часослова (1657, 1658), «Брашно духовное» (1661), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665). В В. м. начали работать «справщики», переводчики, переплетчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В февр.- марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митр. Питирима (впосл. Патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митр. Питирима в В. м. перевели на рус. язык соч. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/153903.html

Сиона (первая?), строит-ца, в мар. 1652. Анна , 1653 и 54, мар. Феотиния , 1657–58. Анисия , 1659–79. Одна? Анисия , 1700 и 1. Досифея , 1738. 12 Холкова Троицкая, Оскольская пустынь, Белгородского уезда, в 1764 г. упразднённая. [VI, 300?] Строители Геласий , основатель, 8 февр. 1620. Ефрем , 1627, 28, 32. Варсонофий , 1636, 40, окт. Ефрем , 1643–52, 54, 58, 60, 61. Дионисий , в янв. 1673. Геннадий , архим., 26 мар. 1692. Иоанн Тихонов , игум., 24 февр. 1730. 13 Троицкий, в городе Карпове, упразднённый в 1764 г. [IV, 355.] Строители Афанасий , 1652–54, нояб. Ануфрий , 1657–62. Дионисий , 1694. Климент , 1709–16, 30 дек. Карповской пустыни Игум. Иезекииль , 1759. – Исаия Илляшевич определён 8 апр. 1765; по упразднении, перев. в Коренную пустынь. 14 Знаменский Хотныжский, заштатный. [VI, 604.] Уничтожен 14 нояб. 1842. Игумены Феодосий (строит.) 1642, 43. Пафнутий , строит., в февр. 1660. Корнилий , 1675–79, нояб. Антоний , 1681–93. Трифиллий , 1695–97. Леонид Ладисский , 1756–58. Венедикт , архим., 1763 и 64. Феофилакт Яковлев , архим., 1769–1774. Александр определён 1787, из Казанского Свенского монастыря. 15 Покровского Хотмышского упразднённого [VI, 605] Строит-ца Ираида , 1695–97. 16 Софрониева Молчанская, Рождества Богородицы, пустынь, от города Путивля в 20 верстах, основана в исх. XVI века и зависела от Путивльского Молчанского монастыря; 13 мая 1670 от него отписана. [VI, 186.] Строители Пафнутий , игум., граи. 23 мар. 1593; в 1613, по разорении, перешёл с братией в Путивльский Молчанский мнтрь. Александр , с 1653. Софроний , 1656; † 1692. Серапион , с 1692; † 17 июля 1718. Никодим , в янв. 1698. Сорафим , в февр. 1713. Сильвестр Константинович , 1718–21. Зосима Курдюмов , 1721–27. Сергий Самойлов , 1727–35, окт. 6 взят в синод и, по суду, лишён монашества. Иакинф Чуйкевич , 1738–43. Сергий Самойлов (паки), в 1743–50. После в Рыльском Николаевском. Климент 1750 и 51. Ювеналий Мартиненков , игум., с 1751 по 1760. Лазарь , игум., 1760–63. Арсений , игум., определён 15 июня 1763 по 1772.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . «По приказу отца своего князя Юрья Патрекеевича, се яз князь Иван Юрьевич, да яз князь Иван Булгак, да яз князь Данило Васильевич, дали есмя господину и отцу своему Ионе, митрополиту Киевскому и всеа Руси, селцо Воишевское в дом святого Савы в монастырь и с всем с тем, что к нему из старины потягло, на поминок душ своих прародителей и родителей. А на то послуси: Володимер Григорьевич, да Григорей Лукъянович, да Иван Мерядинов. А грамоту писал Гридка Карлов; а запечатали есмя сю грамоту, яз князь Иван Юрьевич своею печатью, а яз князь Иван Булгак да яз князь Данило Васильевич матери своей княгининою Марьиною печатью. А дали есмя сю грамоту в лето 6765, индикта 5, месяца генвариа в 1.» Выписано из рукописного Собрания списков с грамот и других актов митрополии Московской до времён митрополита Даниила (с позднейшими приписками), находящегося в Синодальной библиотеке, под 276-м, in folio, л. 47. 56 Андреевский, в Плепицах, в Москве, у Воробьёвых гор, основан окольничим Феодором Ртищевым около 1648 г. 58 . В 1682 (кал приписан к Заиконоспасской академия; упразднён 1764. Ныне там градская богадельня. [Ш, 99; V, 643.] Игумены Досифей , 1648. Феофан , 1654; в 1657 бывший; жил в Донском. Петроний , 1657–60. (Перев. в Черногорский?). Авраамий (строитель), в мар. (sic) 1662, нояб. 1666, 1667, 1670, 74, 75, 1678–91. Пимен , 1696–99. Феофан , 1700–1709. Софоний , в февр. 1711. Глеб , 1714. Антоний , в мар. 1721. Иона , 1728; 30 нояб. 1732 перев. в Переяславльский Залесский Никитский. (В 1733 – вакансия). Пахомий перев. из Колодного 25 сент. 1734–38. Арсений , в авг. 1738. Давид Данилевич определён в окт. 1738, и вскоре – в Солотчинский. Тертий , 1740–42. Иов , 1742–45, 1 янв. перев. в Угрешский. Николай определён 17 февр. 1745–48. Венедикт Коптев , архим., наместн. Чудовский, перев. из Возмицкого 23 июня 1748, а 1750 перев. в Вяземский Предтечев. Корнилий , 1750–54; † в янв. Арсений , 1754–58. Порфирий , 1758. Иоиль , 1759 и 60. Питирим , 1760–63; † … Антоний , архим., 1763 и 64. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Макарий. Ук. соч. С. 180.    При патриаршестве Никона были напечатаны и разосланы по церквам следующие исправленные богослужебные книги: 1. Служебник (1655). 2. Скрижаль (1656) — книга с толкованием на литургию. 3. Малый молитвослов (1656). 4. Постная Триодь (1656). 5. Ирмологион (1657). 6. Евангелие (1657). 7. Псалтирь (1658) и 8. Требник (1658). Макарий. Ук. соч. С. 182.    Сообщение о Соборе 1655 г. по приказу Никона было включено в Служебник 1655 г. как предисловие; впоследствии П. Строев опубликовал его в своем «Описании библиотеки Толстого и Царского». Особенно ценен путевой дневник архидьякона Павла Алеппского, сына патриарха Макария Антиохийского, сопровождавшего патриарха во время его путешествий в Москву в 1654—1655 и 1666 гг.; см.: Travels of Macarius. London, 1829—1836. 2 т. (часть дневника переведена на русский язык: Чтения. 1890. 4) и позже в: Palmer W. 2. О Соборе 1655 г.: Макарий. 12. С. 172 и след.    Макарий. История русского раскола. C. 161—165; Макарий. 12. С. 179 и след.; послание Паисия в: Христ. чт. 1881. 1 (подлинник и перевод).    Восьмой член Символа веры у староверов гласит: «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки, Егоже Царствию не будет конца». Эти добавления, вставленные в результате неправильного перевода, появляются в Москве лишь в XVI в. Макарий. История русского раскола. С. 23—25.    Макарий. 12. С. 186.    Там же. 12. С. 191—195; Макарий. История русс. раскола. С. 170—175. О появлении на Руси двуперстного крестного знамения: там же. С. 25—31; а также: Каптерев. Патр. Никон и его противники (1913). С. 58—61, 78—96, 189—203; Голубинский. К нашей полемике со старообрядцами (1905, также в: Чтения. 1905. 3). С. 153—196; Ивановский (Руководство. 2. С. 126—135) защищает троеперстие как единственно правильное перстосложение; его работа служила справочником для синодальных миссионеров. Приговор Собора был слишком поспешен, вероятно, принят по настоянию Никона, и обоснования его не выдерживают критики, ибо двуперстное крестное знамение не содержит никакой ереси. Ср. оправдание мер, принятых Никоном: Макарий. 12. С. 221—223.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это же обвинение играло важную роль и впоследствии, например, во время создания Феофаном Прокоповичем «Духовного регламента». Обосновывая упразднение патриаршей власти, Феофан недвусмысленно ссылался на дело Никона. Однако подспудная цель боярских интриг против Никона заключалась вовсе не в том, чтобы получить от патриархов теоретическое определение царской и патриаршей власти в их взаимоотношении друг с другом. Решающими были соображения в высшей степени практического свойства, исходившие из сословных и экономических интересов боярства и служилых людей в окружении царя. Речь шла о вновь поднятом при Никоне вопросе об увеличении патриарших земель и связанных с этим новых привилегиях. Таким образом, и здесь можно заметить внутреннюю связь с позднейшей политикой Петра относительно церковного землевладения – политикой, которая отнюдь не была чем-то совершенно новым. Церковная юрисдикция, которой подлежали эти обширные территории, была невыгодна боярам, служилым людям и московскому чиновничеству, так как последние не могли рассчитывать на получение здесь поместий или на выигрыш потенциальной тяжбы на тех или иных здешних землях. В 1649 г. в Уложении (гл. 12, 13) вопрос о юрисдикции был решен в ущерб Церкви 57 . После ряда напрасных попыток протестовать против этого решения Никону удалось наконец в 1657 г. получить от царя Алексея Михайловича подтверждение права на собственные управление и суд на патриарших землях 58 . Решающим оказалось развитие личных отношений Никона с царем: Никон обладал таким авторитетом в глазах царя, что 23-летний Алексей Михайлович сам умолял его принять на себя патриаршество, дав обещание во всем следовать его советам. Немного спустя Никон, подобно патриарху Филарету, получил титул «великого государя и патриарха» 59 . В отсутствие царя во время войны с поляками и шведами (1656–1657) Никон по желанию Алексея Михайловича самодержавно управлял страной от имени государя. По своем возвращении царь, не без влияния бояр, пожелал освободиться от опеки Никона, но тот повел себя слишком неуступчиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Почетный гражданин Михаил Гаврилович Кувшинов (1848–1850). Выехал из прихода в 1869 году. Почетный гражданин Давид Иванович Хлудов с 1854 г. Состоит на должности доныне. Им церковь возобновлена и украшена, поддерживается и обеспечена. Митрополит Филарет, начиная с 1860 г., на каждое новое трехлетие, при утверждении его в должности старосты, писал: «Утверждается с благодарностью за продолжаемое полезное служение.» (См. Указы Консистории в церковн. архиве) Говоря о церковных старостах, скажем здесь несколько слов и о церковных суммах. В 1806 г. было в церкви денег 874 руб. 58 коп. ассигнац. После нашествия неприятеля в 1812 г. священник доносил: «церковная сумма похищена, а сколько именно объяснить не могу за пропажею книг расхода и прихода.» С 1813 по настоящий 1872 г. в церкви никогда не было денег более 1500 руб. сер. Расходуя деньги на собственные нужды, церковь делает ежегодные взносы на содержание духовно-учебных заведений. Церковные учреждения издревле содержались на сборы с церквей. Вот в каком количестве она делала эти взносы: в 1625 г. платила, по окладу дани, в Патриарший Приказ 10 алтын; в 1631 году туда же 18 алтын 5 денег; в 1735 г. в Синодальный Казенный Приказ вносила дани и пошлин 22 алтына 3 деньги; а в 1737 году – 67½ коп. В 1813 году прибыли от продажи свеч и огарков на содержание духовно-учебных заведений внесено 72 руб. 30 коп. асс.; а в 1870 году 39 руб. 15 к. сер.; с 1871 г., по-новому положено (22% с доходов кошельковых, кружечных и свечных) о сборах с церквей, будет вносить ежегодно не менее 75 руб. Были случаи, когда церковь делала исключительные пожертвования: так в 1854 г. внесено от неё на военные издержки 100 руб. сер. V. Причт церковный Число членов причта в разное время было различно. Из скольких членов состоял причт до 1657 года неизвестно. Книги Патриаршего Приказа (с 1625 г.), в которых, между прочим, значатся по окладу дани с церквей, упоминают об одних только священниках, так как через них вносились те дани. Строильные книги 1657 г., описывая дворы московских граждан, первые перечисляют членов причта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

И проводих до царствия верного чернца моего иермонаха Данила с протчим сим нашим рукописанием и сердечным благословением уверения ради царствию, да поклоница величеству вместо умирения нашего и имать сказати величеству о пребывании нашем. Ты же, благочестивыи царю и сыну мои возлюбленнии, ради нашея, да не будет забвен от царствия, елико ти благии Христос Владыка наставит и Дух Святыи, помилуй его по усердию твоему и пиши ему твою царьскую грамоту, да принесет до нашего умирения, яко да разумею о царьствии, како пребываешь. И отпусти его незакосныи, яко дабы пришел вскоре до престола моего Антиохии, и Господь да умножит ти многох от благосердие и чистым совестием. Назнаменахом в земли Мутьянскои в лето 7165, а от Рожества Христова 1657 месяца априля 5 дня. А внизу грамоты припись Патриарша по-арапски. А подлинную думнои дьяк Алмаз Иванов того ж числа свез в Покровское. 1657 г. 25 декабря — Послание Патриарху Никону (Л. 1) Преосвященныи Макареи, милостию Божиею Патриарх Святаго Божия града великия Антиохии и всего Въстока. 34 Блаженеишеи 35 честнеишии брате и съслужителю Господи, господи 36 Никоне, архиепископе и Патриарха 37 богоспасаемаго и царственнеишаго Москова 38 и всеа Великиа 39 , и Малыа 40 , и Белоя 41 Росия 42 . Блаженству Вашему вседушевне 43 кланяюся, молитвоствующе о всех благ 44 душевных же и телесных. Абие в он же час достизахом 45 в сих христианских части Угро-Влахийския, искахом всетруднее, да обрящем премудрое въпрошение 46 о хотящих 47 креститися, сиречь и 48 которих 49 не подобает покрещавати 50 . И елико убо о калвинех и лютерех 51 , якож суть господьственне еретици 52 , и священство 53 ниже имут, ниже похотевают приятие 54 есть яко таину, не 55 отметают есть и отвращаются его 56 , покрещаваем, яко крещение их несть правилно, ниже священно. Аще ж и неции сих ради еще сматряет 57 , яко и во време 58 нужды мирскии человек может крещати, яко ж крести отроча сыи священный Афанасии, и крещение оно приять тогдашныи Патриарх Александрийский 59 Александр. Елико ж о латинех, понеже и священство имут, и всех 60 седмь таин приемлют, последует и крещение их во еже быти цело и добро.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

56 Этот Стефан Симонович в 1651 г. посвящал русского епископа (в Мункаче) Парфения и подписался: «Божиею милостию архиепископ Белградский, Вадийский, Мармарошский и всей Трансильвании». См. Fiedler, Beiträge zur Union d. Rnthenen (Wien, 1862). 58 Эти правители были: Георгий II Ракочи (1648–1657 гг.), Франц Редеи (1657–1658 гг.), Акаций Барчаи (1658–1660 гг.), Иоанн Кемени (с 1-го января 1661 г.) и Михаил Апафий (с 1662 г.). Все они были избраны по указанию паши Офемского, восставали против турок или дрались между собою и навлекали на страну толпы татар и турок, которые два раза сжигали и разоряли самый Белград, столицу Седмиградии. 60 Гвула-Белград, лат. Julia Alba, столица Седмиградии; столицею Венгрии был Стольный-Белград (Stuhlweissenburg). 61 То есть, Матфеем, Владиславом (1498 г.), Анною королевою Венгерскою (1503 г.), Иоанном Заполья (1536 г.) и др. 62 Раич, История слав. народов, IV, 97–98. Сочинен. Попова в статье: «Сербы в Австрии»; на каком основании тут говорится, будто Савве отрубили голову, нам неизвестно. 63 Что он был заточен по повелению императора Леопольда, а не живой заложен в каменную стену по суду своего государя (как говорит Чаплович, II, 21, и как повторено в Гласнике, VI), видно из Керчелича, Notitiae, 431. 64 Сведения о нем заимствуем из брошюрки Фидлера: Beiträge zur Union der Valachen in Syrmien und Slavonien (Wien, 1867). Из нее не видно, был ли Лонгин до унии епископом, хотя это кажется вероятным, и именно он был епископом Пожегским, но жил в Хопове, потому что (неизвестно когда) кафедральный монастырь в Пожеге был отнят у православных францисканскими монахами. См. Czaplowicz, II, 152. 65 Jablonsky, Institutiones historiae eccles. christianae, saecul. XVIII, 191; Wezer et Welte, Dictionnaire de la Theologie, traduit раг J. Goschler, IX, под словом «Gran». 66 Omnes benigne hortamur, ut.... pro sua salute et liberatione, religioneque christiana promovenda ad partes nostras accedant, contra Turcas arma sumant.... belli ducibus nostris iisdem protectionem отпет contra Turcarum impertituris, exactamque ubilibet, prout serio demandavimus, militarem disciplinam aervaturis etc. Promittimus vobis – servata imprimis religionis suae eligendique Vaivodae libertate – privilegiis et juribus exemptionem ab omni onere publico etc. Раич, Ист., IV, 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существовавшая на этом месте Троицкая церковь упоминается в летописях в конце XVI в. В конце XVII века она уже числится каменной. Новая была заложена в 1765 г. и освящена в 1768 г. (архитектор К.И. Бланк). На торжестве освящения присутствовала императрица Екатерина II, и в храме сохранялось специально устроенное по этому случаю «Царское место», разобранное в 1840 г. В 1873 г. храм передали под подворье Сербской Церкви и отреставрировали. И хоть главный престол переосвятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в народе храм продолжали называть Киро-Иоанновским. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Сербское подворье, как и подворья других Православных Церквей, было закрыто, и храм стал опять приходским. В начале 1930-х годов его передали тресту «Радиострой». К концу 1932 г. начался снос церковных глав и колокольни, а затем церковное здание было уничтожено. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Существовавшая ранее церковь Кира и Иоанна, что на Кулишках. Здесь было три церкви. В 1620 г. показана церковь Параскевы Пятницы, упоминание о которой есть в летописи под 1547 г. В 1657 г. Пятницкая церковь показана каменной, существовала и в 1722 г. Церковь Кира и Иоанна обозначена в 1625 г. как придел Пятницкой. В переписной книге 1638 г. для церковного владения нет названия Кировского, оно почему-то названо «церковь Марии Египетской». В 1657 г. Кировская церковь была каменной. В 1652-58 гг. построена церковь Живоначальной Троицы, показанная в 1796 г. как старая церковь при новой Кировской. Троицкая церковь была разобрана после 1812 г., Пятницкая одновременно со старой Кировской – в 1765 г. Нынешняя Кировская, приделов не имеющая, строилась с 1765 г. по проекту К. Бланка, освящена 19 апреля 1768 г. После 1812 г., когда решено было из 237 приходов г. Москвы сделать 137, Кировский приход соединен со Всехсвятским. В 1874 г. церковь отдана для подворья Сербского митрополита. Впоследствии пристроена часовня. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=34395

150 Московск. Арх. Минист. Иностр. Дел – Дух. Российския дела 1682 г. Ист. Акт. V, 75. Амвросий. Истор. Российск. Иерархии, V, 542. Жур. Мин. Н. Пр. ч. 58. VI, 58–59. 151 Соб. Госуд. Грам. и Догов. III, 71. Московский Главный Архив Министер. Юстиции, прих. кн. Патр. Каз. Приказа, 2 (1628 г.), 4 (1629 г.), 30 (1652 г.), 66 (1667 г.), 79 (1674 г.), и др. П. С. Зак. Р. И. I, 201. А. А. Э. IV, 204. Все эти места внесены в окладные книги патриарш. казенного приказа до 1675 г. Они значатся в жалованной грамоте Филарету 1625 г., а также в грамоте 1657 г., подтверждавшей за п. Никоном прежние патриаршии права и города. 152 Географ. Словарь Российск. Государства Щекатова и Максимова, ч. III, стр. 1204. Неволин – Полн. Собр. Соч. т. V, и карта при нем. 155 П. С. Рус. Лет. IV, 345. Истор. Рос. иерархии I, 85. Строев.... Списки.... 1051. Преосвящ. Макарий полагает открытие Корельской епархии в 1598 г. История Церкви X, 78. У Строева она существует с 1593–1610 г., хотя Строев не отрицает и более позднего её открытия – около 1599 года. 157 Соловьев. История России, II, IX, 1119–1121. В 1611 г. границей России и Швеции были р.р. Дуба и Золотца (Акт. Эксп. II, 196). 162 Соловьев. Ист. России, III, XI, 179. По Андрусовскому перемирию к России от Польши отошли воеводство Смоленское со всеми уездами и городами, повет Стародубский, воеводство Черниговское и Украйна с Путивльской стороны по Днепр. Католикам предоставлено право совершать свое богослужение в домах. Витебск, Полоцк с уездами, Динабург, Лютин, Резица, Мариенбург, Ливония и вся Украйна на западной стороне Днепра остались за польским королем. Со шведами в 1661 г. заходила речь об уступках, но ни к чему не привела. Шведы не уступили Ивана города, Яма и Копорья. Все это осталось за шведами вместе с Кокенгаузеном, Дерптом, Мариенбургом, Нейгаузеном, Сыренском. Исходным пунктом границы назначен Новый городок (Нейгаузен) и решено вести ее по р. Меузце между русскими и шведскими деревнями. Разрешено русским торговым людям иметь вольные торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле, Нарве и на тех дворах в своих хоромах отправлять церковные службы, но церквей не ставить, кроме той церкви, которую русские имели исстари в Ревеле (Соловьев, История России, III, XI, 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010