24. Разрыв между Никоном и царем Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Уход Никона от власти произошел при драматических обстоятельствах, очень напоминавших театральные эффекты, столь любимые Иоанном Грозным, когда, отказываясь от власти, он производил психологическое давление на народ и бояр. Совершенно неожиданно для молящихся 10 июля 1658 года после своего служения в Успенском соборе патриарх заявил пораженной толпе прихожан, что он “оставляет град сей и отходит оттуда, давая место После этого патриарх надел простое монашеское платье и уехал в Вознесенский монастырь, находившийся в 50 верстах от столицы. Когда посланцы царя приехали туда, чтобы выяснить намерения патриарха, Никон заявил им, что отказывается от престола и добавил: “Кому государь укажет быть патриархом, [того] благословлю... а церковь и дом пресвятыя Богородицы благословляю ведать, покамест патриарх будет, митрополиту Так как Никон отказался от власти, но не захотел отказаться от титула патриарха, а потом временами даже заявлял о готовности вернуться на патриарший престол, в русской церкви на восемь лет создалось довольно странное положение, при котором было неясно, каково каноническое положение Никона. Только в 1667 году по официальном низложении Никона собором этот церковный кризис был наконец разрешен и новый патриарх выбран. Но уже с 1658 года, после своего драматического ухода, Никон не принимал никакого участия в управлении церковью и не влиял на развитие отношений между противниками и сторонниками своих же собственных нововведений. Неожиданный для масс народа уход патриарха от власти был на самом деле только резкой развязкой натянутых отношений между ним и царем, которые осложнились уже к 1656 году и особенно обострились в 1657—58 годах. За три года войны царь значительно возмужал, стал значительно более самостоятельным и самоуверенным в своих действиях и, находясь на фронте, вдали от патриарха и бояр, привык самостоятельно решать главные проблемы государства. Облик Алексея Михайловича, созданный историками, как мягкого и не очень волевого государя далеко не соответствует действительности.

http://sedmitza.ru/lib/text/439532/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Святитель. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Мокви. XII в. [Груз. ], Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви во имя Успения Пресв. Богородицы. География Территории М. е. находились в северо-западной части груз. исторической пров. Самегрело в Зап. Грузии. Наиболее ранние сведения о границах М. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони , «на этой реке (Мокви.- Авт.), в горах, в Мокви (селе.- Авт.), стоит церковь со сводом, большая. Сидит там епископ, пастырь земель между реками Кодори и Мокви» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 781). Высказано предположение о том, что вост. граница М. е. проходила восточнее р. Мокви, по пограничной р. Галидзга (на мегрельском языке Галидзга означает «межевая речка»), к-рая отделяла земли М. е. от территорий Бедийской епархии (Атлас. 2016. С. 58). С запада и севера по нижнему течению р. Кодори и вдоль хребта Кодори М. е. граничила с Драндской епархией ; с юга епархию омывало Чёрное м. Т. о. территория М. е. охватывала историческую обл. Шуа-Сопели (груз.- Средняя страна, в абх. переводе - Абжуа), расположенную на границе Самегрело и Абхазии. Моквели (Моквский архиерей) окормлял христиан не всех земель, находившихся на территории между Галидзга и Кодори. Так, согласно источникам XVI-XVII вв., Бичвинтскому (Пицундскому) патриаршему кафедральному собору (т. е. Абхазскому (Западногрузинскому) католикосу) принадлежали земли и крестьяне в селах Ткакуру (Ткавру, Искурия, ныне Скурджинский), Мармарискари (Мармарка, на территории совр. с. Адзюбжа), Тилити (совр. Абаажваху, Очамчирский р-н), Чала (совр. Члоу), Зегани (совр. Заган), Галидзга (совр. Беслаху) (все в Очамчирском р-не), Хаужели (не локализуется), Ниджаиано (Саджаиано, груз.- «владение князей Джаиани», не локализуется). Часть этих селений Бичвинтскому собору была пожертвована мегрельскими владетельными князьями Дадиани (Дарственная грамота неизвестного Абхазского католикоса, 1611-1657// Такаишвили. Древности. 1920. Т. 1. С. 34; Дарственная грамота кн. Левана II Дадиани Бичвинтскому собору, 1628// Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 41; Бичвинтская Минея, 1525-1550//ПГП. 1965. Т. 2. С. 179; Список ополченцев католикоса Малахии II Гуриели, 1616-1621//Там же. 1970. Т. 3. С. 481; Свод налогов в пользу Абхазского католикоса, 1621//Там же. С. 428-434; Дарственная грамота католикоса Малахии II Гуриели Бичвинтскому собору, 1616-1639//Там же. С. 500-501). История

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Москва. Церковь Климента, папы Римского. Карта и ближайшие объекты Священномученик Климент Папа Римский Православный - святой первого века, ученик святого первоверховного апостола Петра; учитель церкви, сосланный в Крым и принявший там мученичество за Христа в 102 году. В 1762 году было начато строительство современного здания храма (большой семипристольный собор); первое упоминание о храме в княжеских грамотах XIV века. С 1934 года храм закрыт под книгохранилище обменно-резервного фонда Российской Государственной библиотеки. Стиль - барокко. Крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—58 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини. Свято-Климентовский храм построен в районе, издревле именуемым Заречьем, или Замосковьем. Отсюда Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» — переводчики и «ордынцы» — исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы — «гости». Возможно, на рубеже XV — XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам. С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм. Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Ее же мы встречаем на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Разделы портала «Азбука веры» Пари Паскаля – практический аргумент для веры в Бога , сформулированный Блезом Паскалем, французским религиозным философом, математиком и физиком. В своих «Мыслях» (1657–58) Паскаль предложил следующий аргумент для демонстрации рациональности христианской веры: Цитата : “Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете все, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога! Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, — но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути все несомненнее будет для вас выигрыш и все ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав”. С нами Бог Самым парадоксальным и острым выражением этого понимания веры и вытекающего из нее трагического положения человеческой души перед проблемой веры и неверия может почитаться знаменитое «Пари Паскаля». Я должен сказать откровенно: при всем моем восхищении правдивостью, силой и проницательностью религиозной мысли Паскаля я не могу видеть в этом «пари» ничего, кроме странного и притом кощунственного заблуждения. Ход мысли, как известно, таков: так как ставки игры на веру и неверие бесконечно различны по ценности – поставив на веру и ошибясь, мы потеряем только ничтожные блага краткой земной жизни, поставив же на неверие и ошибясь, мы вместо вечного блаженства рискуем быть обречены на вечные муки, – то даже при минимальном шансе на правоту веры расчет риска и удачи велит избрать ставку на веру. Я, конечно, знаю, что конкретный ход мыслей Паскаля гораздо тоньше этой грубой логической схемы, в нем, как всюду у Паскаля, есть гениальное прозрение. В нем можно уловить совершенно иную мысль, именно, что, пойдя сначала «наугад» по пути веры, потом обретаем на нем опытное удостоверение его истинности.

http://azbyka.ru/pari-paskalya

Киров Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 58.603595; 49.668023 Россия, Киров Киров, Кировская область Россия Свято-Успенский Трифонов монастырь Киров (прежние названия — Хлынов, Вятка) — город в России, административный центр Кировской области . Расположен на реке Вятке, в 896 км к северо-востоку от Москвы. Население города — 493 336 чел. (2015). Исторический, культурный, промышленный и научный центр Кировской области. Содержание Православие в Кирове [ править править код ] С начала русской колонизации Средней Вятки в конце XII века приходы Вятской земли входили в состав Новгородской архиепископии. Далее с 1489 Хлынов и окрестности составляли церковную десятину и управлялись патриаршим десятильником (назначавшимся из представителей местной церковной верхушки, главным образом из рода Юферевых) — земли входили в Митрополичью область. По соборному определению 1657 года и повелением Патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия; начала свою деятельность в 1658 с приездом первого епископа Александра, которому был дан титул вятского и великопермского. С декабря 1937 по декабрь 1942 не имела своего правящего архиерея. Управляющим епархией с 23 апреля 1978 года по 4 января 2011 года являлся митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль). 5 января 2011 года временным управляющим епархией назначен архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев). Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года новым правящим архиереем назначен архиепископ Марк (Тужиков). 4 октября 2012 года из состава епархии были выделены Уржумская и Яранская епархии со включением их и Вятской епархии в состав новообразованной Вятской митрополии. Святые [ править править код ] Про­слав­ле­ние со­бо­ра Вят­ских свя­тых со­сто­я­лось в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 350-ле­тия Вят­ской епар­хии в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Три­фо­на Вят­ско­го, 21 ок­тяб­ря 2007 го­да, в Успен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Три­фо­но­ва муж­ско­го мо­на­сты­ря мит­ро­по­ли­том Вят­ским Хри­сан­фом. Празд­но­ва­ние со­бо­ра бы­ло уста­нов­ле­но на тот же день. Сре­ди про­слав­ля­е­мых в нем угод­ни­ков Бо­жи­их: Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Киров

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОХОВЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ГОРОХОВЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Гороховце Владимирской обл. Основан по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Никона в 1657/58 г. в центре посада Гороховца, при деревянной ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Обитель строилась на средства вкладчиков - гороховчан гостиной сотни Семена и Михаила Никифоровых-Ершовых. В 1678 г. в Г. м. проживало 44 сестры, в 1686 г.- 50, в 1722 г.- игумения и 69 сестер, в 1753 г.- игумения и 25 монахинь. В 1-й четв. XVIII в. причт белого духовенства состоял из попа, диакона и причетника. Первая деревянная Сретенская ц. построена в 1653/54 г. на средства М. Ершова. По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II от 7 июня 1671 г. вместо обветшавшего возведен деревянный 2-этажный собор, верхняя церковь освящена в честь Сретения Владимирской иконы, нижняя, теплая,- во имя прп. Сергия Радонежского. В 1685-1686 гг. был построен холодный каменный Сретенский собор - бесстолпный 2-светный четверик с 3-частной апсидой, равной по ширине основному объему храма. Храм увенчан 5 луковичными главками на барабанах (центральный барабан световой), украшенных аркатурными поясками; главы покрыты цветной черепицей, завершены коваными ажурными крестами. Над центральной частью апсиды - шлемовидная главка на невысоком барабане. Углы четверика отмечены пилястрами; фасады завершаются карнизом из сухариков и опирающимся на него ярусом килевидных кокошников, форма к-рых повторена во фронтонах наличников окон апсиды. Окна храма оформлены наличниками в виде полуколонок с килевидными кокошниками (окна 2-го яруса со стороны апсиды - глухие), кованые двери обрамлены перспективными порталами. 3-частное деление апсиды подчеркивается 3 окнами и полуколонками в углах, опирающимися на ожерелье дынек, установленных на фигурном цоколе. Апсида украшена декоративным орнаментальным поясом, выложенным из кирпичей. С запада к храму примыкает бесстолпная трапезная, украшенная декоративным поясом, как на апсиде храма, с окнами, оформленными пышными наличниками с полуколонками из дынек и сложными завершениями.

http://pravenc.ru/text/166261.html

Вешняковское кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вешняковское кладбище (Москва) - кладбище, расположенное в Восточном административном округе города Москвы, на территории района Вешняки. Содержание История [ править править код ] Вешняковское кладбище — кладбище, расположенное в Восточном административном округе города Москвы, на территории района Вешняки. Основано в 1650 году. Своё название получило от села Вешняки. В состав московских кладбищ вошло в 1960 году. Для захоронений гробом закрыто в 1978 году. В 1644—1646 годах в деревне возведена сохранившаяся до сих пор каменная шатровая церковь Успения Богородицы. В 1655—1657 годах к ней были достроены два придела. В 1732 году была возведена трёхъярусная колокольня. Совершить виртуальную экскурсию вокруг кладбища Подвижники благочестия [ править править код ] На кладбище находятся почитаемые места погребения христианских подвижников благочестия: Храмы [ править править код ] Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (Москва) — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Вешняки города Москвы. Близ храма расположено Вешняковское кладбище. Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых. Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в 1644—1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием. Святыни Адрес: Россия, г. Москва, ул.Юности, д.17 Телефон храма : +7 (499) 374-50-58 Телефон дежурного священника : +7 (968) 581-42-15 Адрес электронной почты: hram-uspenskiy@mail.ru Проезд на общественном транспорте: на метро, доехав до «Рязанского проспекта», надо пересесть на автобус 113-й, 208-й или Вк. Любой из них обеспечит проезд до Вешняковского некрополя. Можно выйти на «Авиамоторной» по переходу в правую сторону. Оттуда трамваи маршрутов 32, 43, 46 довезут до остановки «Кинотеатр «Спутник» (третьей по счёту). Затем нужно пройти направо, к некрополю. Подробнее... Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Вешняковское_к...

Святица. Церковь Трех Святителей. Трехсвятительская кладбищенская церковь. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Трёх Святителей Год постройки:1853. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Фалёнский район, с. Святица. Территория кладбища. Координаты: 58.202605, 51.582428 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Дорога Фаленки-Талица-Уни. Левый поворот из п.Октябрьский (на выезде) по указателю. От поворота около 5км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Святица – Успенская церковь, каменная, построена в 1813 г.; расстоянием от г. Вятки в 130 вер., от уездного города в 70 вер., кладбищенская Трехсвятительская церковь, деревянная, постр. в 1853 г.; причта по штату положено: 3 св., 1 диак., 3 псал.; все три священника имеют свои дома, диакон Попов проживает в наемной квартире, получая пособие 5 р. в месяц; диакон Яхонтов и псаломщики живут в казенных квартирах; земли: усад. 15 д., пахотн. 125 д., сенок. 40 дес., неудобн. 15 д. 766 саж.; братский денежный доход по общей кружке: св. 500 р., диак. 370 р., пс. 170 р., по частной кружке: св. 200 р., диак, 140 р., пс. 70 р.; руги собир. на весь причт до 235 п. ржи и 400 п. овса; прихожан правосл. рус. 3992 м. п., 4206 ж. п., крещ. вотяк. 333 м. п., 317 ж. п., приход состоит из 73 селений. расст. 1 – 12 вер. Село расположено на правом возвышенном берегу реки Святицы; местность безлесная. В приходе школы: церк.-прих. в селе, четыре земские начальные в деревнях в расстоянии от села от 5 до 12 вер. и одно минист. одноклассное училище в деревне в 9 вер. Главное и исключительное занятие прихожан землепашество. Уч. мед. пунк. в с. Укане Глазовского уез. и Косе, Слободск. уез., в 25 в. Ст. ж. д. Фаленки в 20 вер.; вол. прав. Святицкое при самом селе. Село стоить на проселочной дороге, идущей из с. Уней на ст. ж. д. Фаленки. Из древних книг, принадлежащих церкви, следующия: евангелие в поллиста изд. 1701 г. в Москве; служебник с киноварию изд. в Москве 1657 г. http://rodnaya-vyatka.ru/places/67669 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45889

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН ПРОКОПЬЕВ (ПРОКОФЬЕВ) КОНЮХОВСКИЙ (? - лето 1654, Москва), государев певчий дьяк. С марта 1635 г. упоминается как певчий- нижник 2-й станицы царского хора с годовым окладом сукном в 5 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 92. Л. 128). Ежегодно в 1635-1641 гг. и 1646 г. дополнительно получал также в качестве пожалования на 2-ю станицу певчих дьяков по 2 р. от патриаршего рождественского славленого (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 9. Л. 123; 12. Л. 133; 15. Л. 121). В 1635 г. при освящении дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасова на Сенях пел в составе 1-й станицы (Там же. Ф. 396. Оп. 2. 291. Л. 400 об.). В том же году 30 нояб. пел среди дьяков в придворной ц. Нерукотворного образа «перенос (т. е. херувимскую песнь.- Ред.) спускной» демественным распевом (Там же. 92. Л. 235 об.; 291. Л. 110). В 1638 г. его двор находился на «Микицкой» улице, в переулке недалеко от ц. сщмч. Дионисия Ареопагита; за ним числилась пищаль для обороны города (Росписной список г. Москвы 1638 г./Изд.: И. С. Беляев//Тр. Моск. отд-я имп. Рус. военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 68). В мае 1642 г., во время обряда поставления патриарха Иоасафа, он и его товарищи по станице пели и «ходили по три дни около Кремля, Китая и Белого города» (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 967). До марта 1645 г. ему принадлежал певч. сборник (Обиход и Октоих двухстрочные), к-рый он продал некоему А. Б. Камынину, оставив запись на переплетном листе книги (РГБ. Ф. 37. 142. Л. 1 об.). С сент. 1647 г. переведен в 1-ю, «большую» станицу государевых певчих дьяков с прежним окладом (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 303. Л. 229). В дек. 1648 г. пел среди дьяков на крещении царевича Димитрия (Там же. Оп. 1. 4095. Л. 2). В 1649-1652 гг. ежегодно получал на всю «большую» станицу патриаршее рождественское пожалование - славленого по 2 р. (Там же. Ф. 235. Оп. 2. 28. Л. 92, 340; и др.). В марте 1650 г. пел на крещении новорожденной царевны Евдокии (Там же. Ф. 396. Оп. 1. 4095. Л. 1). Умер во время «морового поветрия» в Москве (ДАИ. Т. 3. С. 509). В 1657/58 г. его двор «за Неглиннинскими вороты, за Мучным рядом» был отдан государеву певчему Елисею Гаврилову (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. 17440. Л. 8). Лит.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 250. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200459.html

м. стал архим. Дионисий. В нач. 1655 г. он был назначен в др. обитель, а в В. м. перевели братию (более 70 чел.) упраздненного Кутеинского оршанского мон-ря во главе с иером. Иоилем (Труцевичем) скончавшимся в дороге и похороненным по завещанию в В. м.; среди прибывших в обитель монахов был Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого . Настоятелем В. м. «по общему согласию кутеинской братии» был избран иером. Дионисий II, в февр. 1655 г. в Москве возведенный в сан игумена. 21 марта 1655 г. казначей мон-ря мон. Нифонт писал Патриарху о конфликте между новоприбывшими и прежней братией: «Наша русская грамота с кутеинскою не сойдется, с ними вместе по их пети и чести не умеют, и они наших крылосных людей, священников и дьяконов поставили под стеною и их не возлюбили, и они, заплакав, пошли из твоего государева богомолья вон: кои к Москве к тебе, государю, а иные по розным монастырям... а священника у нас нашея русския веры нету ни единаго». В апр. 1655 г. соборные старцы - прежние насельники монастыря также писали Патриарху о «гонении от игумена» на них (Акты. 57. 58). В мае мон. Нифонт оставил послушание казначея, нек-рые монахи намеревались, покинув монастырь, «по островом кельи ставить» (Там же. 59). В грамоте Патриарха архим. Дионисию 18 нояб. 1657 г. упоминаются пустынники, живущие при мон-ре в отдельных кельях. Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в В. м. начала работу типография, за 8 лет существования к-рой было издано 11 книг, в т. ч. «Рай мысленный» (1658), 2 издания Часослова (1657, 1658), «Брашно духовное» (1661), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665). В В. м. начали работать «справщики», переводчики, переплетчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В февр.- марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митр. Питирима (впосл. Патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митр. Питирима в В. м. перевели на рус. язык соч. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/153903.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010