30 сентября 1776 г. он сообщил Св. Синоду, что оба села от Тамбова отстоят в 150 верстах, а от ближайших церквей Тамбовской епархии, например, от Резанова Бору Покровское в 14 верстах, Архангельское в двух верстах; от Усть- Щербедина первое в 15 верстах, второе в – 3. Астраханскому владыке чуть не через год (8 июля 1777 г.) пришлось послать понуждение. Наконец 3 сентября 1777 г. из Астрахани был получен ответ от преемника Мефодия – епископа Антония (с 19 сентября 1776 г.). Преосвященный Антоний донес, что задержка произошла в Саратовском Духовном Правлении, куда он сам обращался за справками. Из присланных справок видно, что село Репное от Астрахани в 700 верстах, а от Тамбова в 350 вер.; Карай от Тамбова в 300 верстах. Разница в показаниях астраханского и тамбовского архиереев оказалась очень значительной; где вернее показано расстояние, сказать трудно. В доношении Св. Синоду астраханский владыка счел нужным прибавить от себя, что он лично не знает, с какой стати священники названных сел вздумали просить о перечислении, их в Тамбовскую епархию. Он думал, что они утруждали Св. Синод «по происке». Прихожане их, как ему известно, не хотели быть в Тамбовской епархии; напротив, они желали остаться в Астраханской епархии. Епископ Антоний в защиту своего предшественника заметил, что в селе Репном при 227 дворах прежде было три священника; однако он, во избежание неприятностей, уже успел отрешить от места третьего священника Авраамия Яковлева и дал ему право приискивать другой приход. Решение вопроса – где быть названным селам – в Астраханской или Тамбовской епархии – преосвященный предоставлял воле Св. Синода, хотя с своей стороны, кажется, не видел резонов к отписке их из его епархии. Св. Синод встал на сторону просителей – священников. Предшественнику Антония епископу Мефодию он еще раньше сделал выговор за принуждение к принятию монашества священника села Архангельского и за лишнего священника, назначенного в село Репное. Теперь же Синод постановил передать оба села, состоявшие в Инсарском уезде, в ведение Тамбовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) Ф. Эгалите. Ок. 1777 г. Худож. М. Гарнье (Музей Конде, Шантийи) В Англии 1-й случай посвящения в масоны зафиксирован в 1600 г., когда в шотл. ложу был принят ученый химик и математик Дж. Бозуэлл, лорд Окинлек. Распространению масонских лож в Англии способствовало утверждение на троне Якова I Стюарта (1603), к-рый покровительствовал «вольным каменщикам» Шотландии. С этого времени в Лондоне и в др. городах Англии (Йорк, Оксфорд, Уоррингтон) началось активное превращение «оперативных» масонских лож в «спекулятивные», к-рое патронировали влиятельные ученые-интеллектуалы (У. Стекли, Т. Вон (Воган), Э. Ашмоул, Р. Мюррей, Дж. Толанд и др.). Особая роль в процессе модернизации англ. М. принадлежала К. Рену, архитектору и строителю собора св. Павла в Лондоне - символа масонской гармонии. Главным итогом обновления масонских структур Англии стало учреждение 24 июня 1717 г. Великой ложи Лондона (эта дата считается началом офиц. истории М.), объединившей 4 ложи (наиболее ранняя из них, «Гусь и Противень», основана в 1691). Новая масонская структура заявила о своей лояльности Ганноверской династии, утвердившей в Англии дух либерализма и веротерпимости. С этого момента в истории М. помимо мифов и легенд появились архивы и уставные документы. В своей деятельности новые «вольные каменщики» руководствовались положениями «Книги конституций», к-рая была опубликована в 1723 г. благодаря усилиям инициаторов провозглашения Великой ложи - Дж. Андерсона, Дж. Пейна и Дж. Т. Дезагюлье. На страницах «масонской Библии» излагались история, идейные принципы М., устанавливались классические степени посвящения (ученик, подмастерье, мастер). Оппозицию Великой ложе Лондона составили представители «старого» М., не признавшие ее первенства. В 1729 г. Великая ложа Лондона была преобразована в Великую ложу Англии. В 1725 г. была основана Великая ложа Ирландии, в 1734 г.- Великая ложа Шотландии. В 1813 г. «новые» и «старые» масоны Соединённого Королевства провозгласили создание Объединенной Великой ложи Англии, к к-рой, сохраняя свою автономию, примкнули Великие ложи Ирландии и Шотландии.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Он пользовался в своей стране чрезвычайно громкою славою, как плодом своих литературных дарований и того живого движения, которое он возбудил в отечественной литературе. Он пользовался весьма значительным влиянием на современные умы. Его философские идеи были далеко не здравы, его религиозные идеи были христианские только по имени. Спиноза, по его выражению, был для него «своим человеком»; он принял значительную часть его воззрений. Христианство , по его мнению, было независимо от Библии, и он полагал, что можно отрицать авторитет священной книги, не отвергая основы. Но в то же время он не считал благовременным сообщать публике свои богословские воззрения. Одно случайное обстоятельство однако же позволило ему издать их под прикрытием неизвестного лица. В 1768 году в Гамбурге умер профессор философии Самуил Реймарус. Он оставил в своих бумагах рукопись под заглавием «Апология для почитателей Бога по разуму». Его наследники сообщили копию сочинения Лессингу, тогда библиотекарю герцога Брауншвейгского в Вольфенбюттеле. Этот последний и напечатал первое извлечение из нее в 1774 году под заглавием «Фрагменты неизвестного» 9 , в редактировавшемся им издании «Документов (Beitrage) для содействия истории и литературе». Пять новых отрывков явилось в 1777 году и наконец последний в 1778 г. Они получили в истории название «Вольфенбюттельских фрагментов». Это издание Лессинга раздалось в Германии как бы громовым ударом. В нем провозглашался открытый разрыв с Библией. «Лютер освободил нас от ига предания», писал сам Лессинг, «но кто освободит нас от еще более невыносимого ига буквы?» И вот он приступил к этому освободительному труду, делаясь издателем Самуила Реймаруса. И он не ошибся в этом отношении. Все извлечения, которые он сделал из «Апологии», были избраны с большим искусством, и при издании их он наблюдал научную последовательность. Он начал с проповеди о веротерпимости в пользу деистов в 1774 году, не нападая еще прямо на богооткровенную религию; потом, в 1777 году, он взялся сначала вообще за откровение, а затем за Ветхий Завет , и только уже в последнем выступил против Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Vol. 2; Condica Sfânt: Mitropolia Ungrovlahiei/Ed. ep. Ghenadie (Enacenu). Bucur., 1886; Cronicarii greci care au scris despre români în epoca fanariot: Textul grecesc i traducerea româneasc/Ed. C. Erbiceanu. Bucur., 1888. P. 87-227; Erbiceanu C. [E. C.] Material pentru complectarea istoriei bisericeti i naionale: Documente inedite//BOR. 1891. An. 15. N 8. P. 577-602; Cantacuzino M. Genealogia Cantacuzinilor/Ed. N. Iorga. Bucur., 1902; Mateescu C. N. Condica de cas a mitropolitului Neofit I Cretanul//Miron Costin. Iai, 1913-1914. Vol. 1. P. 12-14; Hurmuzaki E. Documente privitoare la istoria românilor. Bucur., 1917. Vol. 14: Documente greceti privitoare la istoria românilor/Ed. N. Jorga. Pt. 2: 1716-1777. P. 1089-1092; Une Constitution octroyée à la Valachie et à la Moldavie en 1740 par le prince Constantin Mavrocordato et publiée dans le Mercure de France en juillet 1742//Revista de Drept Public. Bucur., 1938. An. 13. N 1. P. 115-127; Arhiva Mitropoliei rii Româneti (1365-1890)/Ed. I. ucu, M. Rnoiu. Bucur., 1961. Vol. 1; Documente privind relaiile agrare în veacul al XVIII-lea. Bucur., 1961. Vol. 1: ara Româneasc/Ed. V. Mihordea, . Papacostea, F. Constantiniu; Cronica Ghiculetilor: Istoria Moldovei între anii 1695-1754/Ed. N. Camariano, A. Camariano-Cioran. Bucur., 1965; Inscripiile medievale ale României. Bucur., 1965. Vol. 1: Oraul Bucureti, 1395-1800/Ed. A. Elian, C. Blan, H. Chirc, O. Diaconescu. P. 304-305, 501, 726-727; Zepos P. J., Georgescu V. A., Sifoniou-Karapas A. Nomicon procheiron élaboré par Michel Photeinopoulos, à Bucarest (1765-1777)/Texte établié d " après le ms. Suppl. Gr. 1323 de la Bibliothèque Nationale de Paris. Athènes, 1982. P. 603-606; Cltori strini despre rile Române/Ed. M. Holban, M. M. Alexandrescu-Dersca Bulgaru, P. Cernovodeanu. Bucur., 1997. Vol. 9. P. 335-346. Лит.: Ghenadie (Enace nu), ep. Mitropolitul Ungrovlahiei Neofit 1738-1754//BOR. 1890. An. 4. N 9. P. 718-724; Iorga N. Istoria Bisericii Româneti i a vieii religioase a românilor.

http://pravenc.ru/text/2565014.html

210 Конституция Нью-Джерси, от 2-го июля 1776 г., определяет не только свободу религиозной совести, но отделение религии от государства. Она объявляет, что «в этой провинции не должно быть установления никакой религиозной секты в предпочтение другой»; «ни одно лицо не должно быть обязано платить десятины, налоги или другие пошлины; для целей построения или поправления церкви или церквей, места или мест богослужения, или для поддержания священника или духовенства, вопреки тому, что оно считает правым, или свободно и добровольно само будет исполнять это». 211 Конституция Делавары, от 20 сентября 1776 г., постановляет: «Ни один человек не должен быть принуждаем присутствовать при религиозном богослужении, платить на построение или содержание какого бы то ни было места богослужения, или на содержание духовенства, против его свободной воли и согласия... И никакое предпочтение не должно быть даваемо законом каким бы то ни было религиозным обществам, исповеданию или видам богослужения». 212 Конституция Северной Каролины, от 18 декабря 1776 г. постановляет; «что не должно быть установления какой-нибудь одной религиозной церкви или исповедания в этом штате предпочтительно пред другими; и никакое лицо не должно быть, под каким бы то ни было предлогом, принуждаемо присутствовать в каком-нибудь месте богослужения против, его собственной веры или суждения, или быть обязываемо платить на покупку земли или построение дома молитвы, или на содержание священника или духовенства, против того, что оно считает правим или добровольно и лично само согласилось исполнять». 213 Конституция Георгии, от 5-го февраля 1777 г., говорит: «Все лица должны иметь свободное отправление их религии, если только оно не будет противно миру и безопасности штата; и не должны, кроме как по согласию, содержать учителя или учителей, кроме как из своего собственного исповедания». 214 Конституция Нью-Йорка, от 20-го апреля 1777 года, отменяет «все такие части общественного и государственного закона и акты собрания, которые устанавливают какое-нибудь исповедание христиан или их священников».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

220 О католиках конституция не упоминает, но смысл её, предоставляющий гражданские права и преимущества «всем, исповедующим протестантскую веру», ясно исключает католиков из области этих прав. Другие конституции еще яснее заявляют об этом. Конституция Северной Каролины, от 18 декабря 1776 г., говорит: «что никакое лицо, которое будет отрицать бытие Бога, или истины протестантской религии, или божественный авторитет как Ветхого, так и Нового Заветов, или будет содержать религиозные принципы, несовместимые со свободой и безопасностью государства, не должно быть правоспособным на занятие какой-нибудь должности или места, доверительного или прибыльного, в гражданском отделе в этом штате». 221 Конституция штата Георгии, от 5 февраля 1777 г., говорит, что члены законодательного собрания «должны быть протестантской религии». 222 Конституция Южной Каролины, от 19 марта 1778 г., постановляет, что «губернатор и главнокомандующий, лейтенант-губернатор и частный совет – все должны быть протестантской религии»; что «никакое лицо не должно быть избираемо заседать в палате представителей, если оно не будет протестантской религии»; и «что все исповедания христианских протестантов в этом штате, ведущих себя мирно и верно, должны наслаждаться равными религиозными и гражданскими привилегиями». В этом же штате с губернатора, бралась клятва «до крайности своей власти поддерживать и защищать законы Божии, протестантскую религию и свободу Америки». 223 Конституция Нью-Гемпшира, от 5 января 1776 г., хотя прямо не определяет гражданской правоспособности религиозным вероисповеданием, но подразумевает то же самое постановлением, оставляющим в силе прежний колониальный закон, по которому от всех членов законодательного собрания требовалось быть протестантской религии. 224 Этот дух протестантской исключительности по отношению к католикам с особенною силою заявил о себе на конвенции, собранной для составления конституции Ню-Йорка, от 20 апреля 1777 года. Собрание предложило на обсуждение статью о свободе религиозного исповедания, которая читалась так: «свободная терпимость религиозного исповедания и богослужения отныне должна быть навсегда дозволена всему человечеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Святой оставил множество пророчеств о будущем человечества. Мн. предсказания сохранились в письменном виде (как в печатных изданиях, напр., в составе его житий, так и в рукописях XVIII-XIX вв.), другие известны в устной традиции. Особый интерес представляет т. н. Албанская рукопись - сборник из 72 пророчеств, записанных по-албански в Коране, к-рый был обнаружен во время второй мировой войны в одной из школ Юж. Албании. Большинство пророчеств действительно принадлежат К. Э., но некоторые были приписаны ему позднее и впосл. ассоциировались с его именем. Это связано с тем, что распространение пророчеств в отличие от поучений, записанных с благословения самого К. Э., не было централизованным. Вопрос о подлинности ряда пророчеств, приписываемых К. Э., продолжает вызывать споры. Тематически пророчества могут быть поделены на неск. групп: об избавлении от тур. ига, о грядущем освобождении К-поля, о конкретных территориях и личностях, о буд. войнах и вызванных ими разрушениях, об экологических проблемах, о последних временах и об антихристе, о развитии цивилизации и научном прогрессе (К. Э. предсказал появление автомобилей, самолетов, телефонов, железнодорожного транспорта, спутников, Интернета, видео и аудиозаписей). Во многих случаях пророчества К. Э. принесли практическую пользу. Напр., жители Сьятисты и окружающих селений много лет помнили одно из пророчеств святого о том, что придется в назначенный час покинуть родные места, чтобы остаться в живых. 4 нояб. 1912 г. более 45 тыс. женщин и детей заблаговременно нашли убежище в горах и смогли избежать гибели во время балканской войны. Ист.: Χριστοδουλδης Σ. Ακολουθα κα βος το ν Αγους πατρς μν Κοσμ το ερομρτυρος κα σαποστλου. Βενετα, 1814; ΝΜ. 18562. Σ. 200-208; Διδαχ το Αγου ερομρτυρος κα σαποστλου Κοσμ το Νου. Κρκυρα, 1863; Εαγγελδης Τ. Ιστορα Αλ Πασ το Τεπελενλ σατρπου τς Ηπερου. Αθναι, 1896; idem. Τ λληνικ σχολεα π τς Αλσεως (1453) μχρι το (1831). Αθναι, 1933; Αλισανδρτος Γ. Ο Κοσμς Αιτωλς στην Κεφαλονι και στη Ζκυνθο (1777): Ανκδοτη επιστολ ενς ακροατ του//Κεφαλληνιακ Χρονικ. Αργοστλι, 1982. Τ. 4. Σ. 1-88; Ξανθοπολου-Κυριακο Α. Ο Κοσμς ο Αιτωλς και οι Βενετο (1777-1779): Τα τελευταα χρνια της δρσης του και το πρβλημα των διδαχν. Θεσσαλονκη, 1984; Αυγουστνος (Καντιτης), μητρ. Κοσμς ο Αιτωλς (1714-1779): Συναξριον, διδαχα, προφητεαι, ακολουθα. Αθνα, 1988; Преподобномученик Косьма Этолийский: Мое дело - дело моего народа: Житие, проповеди, пророчества. М., 2002; Μενονος Ι. Κοσμ του Αιτωλο διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 20026; Зоитакис А. Г. Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007 (переизд. с изм. загл.: Зоитакис А. Г. Равноап. Косма Этолийский: Житие и пророчества. М., 20132); Косма Этолийский, равноап. Слова. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2458845.html

Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) - 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та. В 1762-1771 гг. служил в нижних чинах в лейб-гвардии Преображенском полку в С.-Петербурге, в 1772 г. произведен в чин прапорщика. В 1773-1774 гг. состоял в Секретной комиссии по расследованию причин Пугачёвского бунта, деятельно участвовал в его усмирении. 15 февр. 1777 г. отставлен от военной службы с чином капитан-поручика, переведен на статскую службу с чином коллежского советника и награжден имением в Белоруссии. В авг. 1777 г. назначен экзекутором 1-го департамента Сената. В дек. 1780 г. переведен в новоучрежденную Экспедицию о гос. доходах, составил инструкцию («начертание должности»), регламентировавшую ее деятельность. В февр. 1784 г. из-за разногласий с ген.-прокурором кн. А. А. Вяземским Д. был отправлен в отставку, но уже в мае 1784 г. назначен на должность губернатора новоучрежденной Олонецкой губ. В дек. 1785 г. переведен губернатором в Тамбов, где при нем было открыто главное народное уч-ще (сент. 1786) и начала действовать типография (нояб. 1787). В 1787 г. усилиями Д. были открыты народные школы в др. городах губернии (Козлов, Лебедянь, Елатьма, Шацк, Липецк, Спасск, Темников). В кон. 1788 г. из-за конфликтов с ген.-губернатором И. В. Гудовичем Д. был отставлен от должности губернатора и отдан под суд. В сер. 1789 г. полностью оправдан, а в дек. 1791 г. стал статс-секретарем имп. Екатерины II с поручением наблюдать за законностью решений Сената. В сент. 1793 г. стал сенатором, а в янв. 1794 г. президентом Коммерц-коллегии. В этой должности Д. взялся за борьбу со злоупотреблениями таможенной службы и иностранных купцов, в результате чего ему было передано распоряжение императрицы никакими делами больше не заниматься и числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

http://pravenc.ru/text/171736.html

Тайны в дароносице, ни в какие дела и споры ни с кем не должен входить и повода к тому не подавать (Ук. Св.Син. 1777 г., 13 мар.). – К священнику, идущему с дароносицей на персях, заключающей св. Тайны, предписывается со стороны светской власти наблюдать должное благочиние и почтение; в противном случае виновных отсылать к суду духовного правительства (Ук. Св. Син. 1751 г., 8 июл.; 1777 г., 13 мар.). – Священнослужители, во время проездов их в селения с Дарами для приобщения св. Таин, не должны быть осматриваемы объездчиками и другими служителями по питейным сборам (Ук. Св. Син. 1846 г., 30 окт.). – О платах для отирания уст причащаемых больных см. 1 прим. к 797 стр. – При исхождении из дома или церкви с запасными Дарами священник имеет на себе обыкновенную одежду (Ц.Вед. 1896, 39). – В некоторых местах существует прекрасный обычай встречи священника со св. Дарами девушками с зажжёнными свечами в руках и с пением церковных песнопений (см. Всепод. Отч. Об.-Прокур. Св. Син. за 1902 г., 107–108 стр.). – Относительно того, может ли священник, едущий с св. Дарами (или и без них), защищаться от нападающих, например, стреляя из револьвера, – «Цер. Вестником» было дано такое разъяснение: по нужде и законам применение бывает; известно, что священники Черногории, или по местам у нас на Кавказе, принуждены носить, а следовательно в крайних случаях и употреблять оружие; но из этого ещё не следует, что употреблять оружие священнослужитель может совершенно свободно; так, если бы случилось, что он лишил кого-либо жизни, даже и при необходимой обороне, то на дозволение ему после сего священнослужения требовалось бы особое разрешение от Св. Синода (Ц.В. 1894, 40). – Но к этому разъяснению «Цер. Вестника» должно присоединить то, что, по 55 правилу св. Василия Великого , клирики, «разбойников взаимно поражающие», «да низложатся со своего степене» (см. также Григ. Ниск., 5). Вообще следует иметь в виду, что священнослужителям несвойственно поднимать оружие и обагрять свои руки кровью, в каком бы то ни было деле: совершение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Важную роль в административно-территориальном развитии региона сыграл губернатор Новгородской губ. (1764-1776), а позднее ген.-губернатор Новгородский, Тверской и Псковский (1776-1781) Я. Е. Сиверс. Благодаря его усилиям 28 мая 1770 г. ряд населенных пунктов получил статус города (в т. ч. Боровичи и Валдай), 2 апр. 1772 г. к ним приписали уезды. 28 мая 1772 г. из состава Новгородской губ. в самостоятельную Псковскую губ. были выделены Псковская (без Гдова) и Великолукская провинции. 21 марта 1773 г. уезды были приписаны к Гдову и Ст. Руссе (нек-рое время города существовали без уездов), а также к Нов. Ладоге, Порхову и Тихвину. 20 дек. 1773 г. Олонецкий у. преобразован в Олонецкую пров., в к-рой одновременно созданы Вытегорский и Паданский (центр - пригород Паданск) уезды. В рамках проведения губ. реформы 1775 г. из Тверской пров. и Вышневолоцкого у. 25 нояб. 1775 г. было создано Тверское наместничество. По указу имп. Екатерины II от 24 авг. 1776 г. учреждено Новгородское наместничество, к-рое первоначально делилось на 2 области - Новгородскую и Олонецкую. В состав Н. о. вошли 10 уездов: Белозерский, Боровичский, Валдайский, Кирилловский, Крестецкий, Новгородский, Новоладожский, Старорусский, Тихвинский, Устюжно-Железнопольский (Устюженский). Олонецкая обл. образовалась из 4 уездов (Вытегорского, Каргопольского, Олонецкого, Паданского), а также Петрозаводской округи (с 1777 Петрозаводский у.). Гдовский и Порховский уезды (с частью территории совр. Н. о.) вошли в состав Псковской губ. 4 нояб. 1777 г. статус города получил Череповец (тогда же принято решение о создании в 1780 Череповецкого у. в составе Н. о.); в тот же день статус посада присвоен Крохинской пристани. По указу имп. Екатерины II от 11 дек. 1781 г. Новоладожский у. и Олонецкая обл. переданы С.-Петербургской губ., после чего Новгородское наместничество утратило областное деление и стало делиться только на 10 уездов. По указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. Новгородское наместничество переименовано в Новгородскую губ., упразднены Кирилловский, Крестецкий и Череповецкий уезды (упразднение подтверждено указом от 15 июля 1799), губернии передана юж. часть (5 уездов) ликвидированной Олонецкой губ.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010